Научные достижения СахГУ в рамках проекта «Зеркальные лаборатории»: итоги 2024 года

В 21 января 2025 года в НИУ ВШЭ-Пермь состоялся отчетный вебинар по итогам реализации проектов «Зеркальные лаборатории» за 2024 год. На мероприятии были представлены результаты работы трех научных коллективов, среди которых особое внимание привлек проект с участием Сахалинского государственного университета.

123 просмотра
Читать

Руко­во­ди­тель про­ек­та со сто­ро­ны НИУ ВШЭ Лилия пан­те­ле­е­ва отме­ти­ла, что в 2024 году была раз­ра­бо­та­на авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная инфор­ма­ци­он­ная систе­ма (АИС) и база дан­ных для кор­пус­ных иссле­до­ва­ний в антро­по­ло­гии. АИС «Антро­по­ло­гия тру­да» пред­став­ля­ет собой уни­каль­ный инстру­мент для поис­ка и ана­ли­за доку­мен­тов по антро­по­ло­гии тру­да. Пер­вая вер­сия систе­мы вклю­ча­ет удоб­ный интер­фейс с воз­мож­но­стью поис­ка и филь­тра­ции дан­ных по клю­че­вым кате­го­ри­ям, таким как «ФИО», «Пол», «Год рож­де­ния», «Про­фес­сия», «Источ­ник» и «Тема». Систе­ма под­дер­жи­ва­ет раз­мет­ку и обра­бот­ку боль­ших объ­е­мов дан­ных, что зна­чи­тель­но облег­ча­ет иссле­до­ва­тель­скую рабо­ту.

Парал­лель­но с АИС была раз­ра­бо­та­на база дан­ных «Кор­пус шах­тер­ских нар­ра­ти­вов», содер­жа­щая транс­кри­би­ро­ван­ные аудио­ма­те­ри­а­лы шах­тер­ских вос­по­ми­на­ний, собран­ные в ходе экс­пе­ди­ци­он­ных иссле­до­ва­ний. Мате­ри­а­лы для базы дан­ных были собра­ны в ходе сту­ден­че­ской экс­пе­ди­ции «Соци­о­куль­тур­ная антро­по­ло­гия шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта» на Саха­лин в 2022 году, орга­ни­зо­ван­ной в рам­ках про­ек­та «Откры­ва­ем Рос­сию зано­во».

На АИС и базу дан­ных уже полу­че­ны сви­де­тель­ства Роспа­тен­та – пер­вые в Рос­сии в обла­сти антро­по­ло­гии тру­да. Авто­ра­ми базы дан­ных высту­пи­ли Лилия Пан­те­ле­е­ва, Лари­са Мази­то­ва, Ната­лия Логу­но­ва и Алек­сандра Сала­то­ва, а раз­ра­бот­чи­ка­ми АИС – Лилия Пан­те­ле­е­ва, Алек­сандр Кня­зев и Алек­сандра Сала­то­ва.

Руко­во­ди­тель про­ек­та от СахГУ, Алек­сандра Сала­то­ва, рас­ска­за­ла о про­де­лан­ной рабо­те в рам­ках про­ек­та, в том чис­ле о зна­чи­мых меро­при­я­ти­ях, орга­ни­зо­ван­ных СахГУ. Осо­бое вни­ма­ние было уде­ле­но пуб­ли­ка­ци­ям, выпу­щен­ным в рам­ках про­ек­та посвя­щен­ным иссле­до­ва­нию тру­до­вой мигра­ции, инду­стри­аль­но­му раз­ви­тию Саха­ли­на совет­ско­го пери­о­да, при­ме­не­нию БПЛА для ана­ли­за сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий и вопро­сам без­опас­но­сти объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия.

Кан­ди­дат юри­ди­че­ских наук Вален­ти­на Бред­не­ва поде­ли­лась опы­том вовле­че­ния сту­ден­тов в тести­ро­ва­ние базы дан­ных «Кор­пус шах­тер­ских нар­ра­ти­вов» и рас­ска­за­ла о сво­их иссле­до­ва­ни­ях в обла­сти циф­ро­вой интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и ее защи­ты. Важ­ным ито­гом года ста­ло созда­ние антро­по­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са – ИТ-про­дук­та, кото­рый сей­час нахо­дит­ся на эта­пе тести­ро­ва­ния и тех­ни­че­ско­го улуч­ше­ния. Эти рабо­ты пла­ни­ру­ет­ся про­дол­жить в 2025 году с уча­сти­ем сту­ден­тов СахГУ.

В рам­ках про­ек­та в 2024 году в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те состо­я­лись зна­чи­мые науч­ные меро­при­я­тия:

  1. Цикл меро­при­я­тий «Мета­мор­фо­зы про­фес­сий и прак­тик: доин­ду­стри­аль­ное и инду­стри­аль­ное»
    В меро­при­я­ти­ях при­ня­ли уча­стие руко­во­ди­тель про­ек­та со сто­ро­ны НИУ ВШЭ – Пермь Лилия Пан­те­ле­е­ва, а так­же пред­ста­ви­те­ли СахГУ: заве­ду­ю­щая кафед­рой юрис­пру­ден­ции Вален­ти­на Бред­не­ва, заве­ду­ю­щая кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Свет­ла­на Абра­мо­ва и про­фес­сор Евге­ний Бояров.
  2. Откры­тый мастер-класс «От уст­ной исто­рии к digital studies: созда­ние кор­пу­са шах­тер­ских нар­ра­ти­вов». Меро­при­я­тие было ори­ен­ти­ро­ва­но на начи­на­ю­щих иссле­до­ва­те­лей и сту­ден­тов, кото­рые полу­чи­ли прак­ти­че­ские навы­ки запи­си, обра­бот­ки интер­вью, циф­ро­вой архи­ва­ции дан­ных и ана­ли­за тек­сто­вых мас­си­вов. Спе­ци­а­ли­сты науч­ной груп­пы – Лари­са Мази­то­ва, Алек­сандра Сала­то­ва и Алек­сандр Кня­зев – поде­ли­лись опы­том созда­ния кор­пу­са шах­тер­ских нар­ра­ти­вов, рас­ска­за­ли о вызо­вах и успе­хах про­ек­та, а так­же пока­за­ли, как пре­об­ра­зо­вать уст­ные сви­де­тель­ства в циф­ро­вые кор­пу­са для сохра­не­ния и ана­ли­за. Мастер-класс стал важ­ным шагом в попу­ля­ри­за­ции мето­дов digital studies и укреп­ле­нии сотруд­ни­че­ства меж­ду вуза­ми.

Все отче­ты лабо­ра­то­рий были успеш­но утвер­жде­ны, и науч­ные иссле­до­ва­ния будут про­дол­же­ны в 2025 году. Коман­да СахГУ гор­дит­ся сво­и­ми дости­же­ни­я­ми и с опти­миз­мом смот­рит на пер­спек­ти­вы даль­ней­шей рабо­ты в рам­ках про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии».

Справ­ка о про­ек­те: В 2023 году уни­вер­си­те­ты объ­еди­ни­лись в сов­мест­ный иссле­до­ва­тель­ский про­ект в рам­ках кон­кур­са «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — «Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра: циф­ро­вые реше­ния для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы». В про­ек­те объ­еди­ни­лись кол­лек­ти­вы уче­ных из НИУ ВШЭ – Пермь и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, чьи науч­ные инте­ре­сы сфо­ку­си­ро­ва­ны на акту­аль­ных про­бле­мах соци­аль­но-гума­ни­тар­но­го зна­ния, инфор­ма­ти­ки и про­мыш­лен­ных тех­но­ло­гий.

Основ­ная идея про­ек­та заклю­ча­ет­ся в раз­ра­бот­ке меж­дис­ци­пли­нар­но­го и циф­ро­во­го инстру­мен­та­рия для ана­ли­за мар­ке­ров, арте­фак­тов и эффек­тов инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, а так­же реа­ли­за­ции меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го вза­и­мо­дей­ствия вузов с музе­я­ми по сохра­не­нию и попу­ля­ри­за­ции инду­стри­аль­но­го насле­дия.

Науч­ные кол­лек­ти­вы направ­ля­ют уси­лия на изу­че­ние ком­плек­са инду­стри­аль­ных фено­ме­нов, кото­рые нашли вопло­ще­ние в линг­во­куль­тур­ных зна­ках и их ассо­ци­а­тив­но-образ­ных осно­ва­ни­ях, обра­зе про­фес­сии и моти­ва­ци­ях к тру­до­вым мигра­ци­ям, пове­ден­че­ских пат­тер­нах и их детер­ми­нан­тах, куль­тур­ной иден­тич­но­сти инду­стри­аль­но­го горо­да и эффек­тив­ных стра­те­ги­ях ее про­дви­же­ния. Объ­еди­не­ние в кол­лек­ти­ве про­ек­та про­фес­си­о­на­лов из тех­но­ло­го-эко­ло­ги­че­ской и соци­аль­но-гума­ни­тар­ной сфе­ры – уче­ных, чьи иссле­до­ва­ния направ­ле­ны на ана­лиз при­род­но-про­мыш­лен­ных при­род­ных ланд­шаф­тов и куль­тур­ных эффек­тов инду­стри­аль­ной про­мыш­лен­но­сти, – поз­во­ля­ет выстро­ить ком­плекс­ный под­ход к ана­ли­зу инду­стри­аль­ных явле­ний.

Науч­ные груп­пы раз­ра­ба­ты­ва­ют авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную инфор­ма­ци­он­ную систе­му, в осно­ве кото­рой лежат уни­каль­ные антро­по­ло­ги­че­ские мате­ри­а­лы о тру­до­вой куль­ту­ре рабо­чих на совет­ских пред­при­я­ти­ях гор­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. Иссле­до­ва­те­ли рабо­та­ют над созда­ни­ем и реа­ли­за­ци­ей про­грам­мы по меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­но­му иссле­до­ва­тель­ско­му вза­и­мо­дей­ствию с реги­о­наль­ны­ми музе­я­ми, кото­рая поспо­соб­ству­ет раз­ви­тию совре­мен­ных форм науч­но­го ковор­кин­га, зна­чи­тель­но повли­я­ет на рас­ши­ре­ние мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния и спо­со­бов его науч­ной и науч­но-попу­ляр­ной акту­а­ли­за­ции.

СахГУ запускает «Фабрику процессов»

Команда СахГУ активно продолжает работу в рамках проекта «Бережливый университет». Коллективом Южно-Сахалинского педагогического колледжа совместно с компанией «Аврора» разработан сценарий игровой учебной площадки «Фабрика процессов».

155 просмотров
Читать

24 янва­ря сту­ден­ты, обу­ча­ю­щи­е­ся по спе­ци­аль­но­сти 43.02.06 Сер­вис на транс­пор­те, отра­ба­ты­ва­ли на прак­ти­ке все эта­пы сце­на­рия. Актив­но под­клю­чи­лись к про­цес­су сотруд­ни­ки ком­па­нии «Авро­ра»: Тацен­ко Ири­на Алек­сан­дров­на – веду­щий спе­ци­а­лист служ­бы каче­ства, Рогаль Евге­ний Алек­сан­дро­вич – заме­сти­тель началь­ни­ка отде­ла кор­по­ра­тив­но­го обу­че­ния, И Алё­на Чога­ни­ев­на – веду­щий спе­ци­а­лист служ­бы каче­ства АО.

«У нас дав­ние и проч­ные свя­зи с авиа­ком­па­ни­ей «Авро­ра». Мы вме­сте начи­на­ли под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов по сер­ви­су на транс­пор­те, и с года­ми наше сотруд­ни­че­ство ста­но­вит­ся все более пло­до­твор­ным и вза­им­но полез­ным. Авиа­ком­па­ния так­же сей­час актив­но зани­ма­ет­ся внед­ре­ни­ем береж­ли­вых тех­но­ло­гий в свои рабо­чие про­цес­сы – тут наши инте­ре­сы вновь сов­па­ли. Тот опыт, кото­рый уже име­ет­ся у сотруд­ни­ков ком­па­нии, очень помог нам в под­го­тов­ке пер­во­го сце­на­рия «Фаб­ри­ки про­цес­сов», – гово­рит дирек­тор ЮСПК Еле­на Казан­це­ва.

Не совсем при­выч­ный фор­мат обу­че­ния вызвал инте­рес и у сту­ден­тов, они быст­ро вклю­чи­лись в про­цесс, смог­ли про­ана­ли­зи­ро­вать все его эта­пы, уви­деть «поте­ри», вне­сти пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию. 

Учеб­ная пло­щад­ка «Фаб­ри­ка про­цес­сов» будет актив­но исполь­зо­вать­ся в рам­ках изу­че­ния дис­ци­пли­ны «Береж­ли­вое про­из­вод­ство» по всем основ­ным обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.

Бла­го­да­рим наших парт­не­ров АО «Авиа­ком­па­ния «Авро­ра» за помощь в под­го­тов­ке сце­на­рия «Фаб­ри­ки про­цес­сов».

Одежда, медикаменты и хоз.товары: СахГУ продолжает поддерживать участников СВО

Сбор гуманитарной помощи для бойцов находящимся в зоне СВО проходит в рамках реализации акции "Вузы для фронта!".

218 просмотров
Читать

Сту­ден­ты и сотруд­ни­ки ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та за несколь­ко недель собра­ли более 50 кг. гума­ни­тар­ной помо­щи: одеж­да, меди­ка­мен­ты и сред­ства лич­ной гиги­е­ны.

- Сту­ден­ты наше­го уни­вер­си­те­та актив­но откли­ка­ют­ся на при­зыв о сбо­ре гума­ни­тар­ной помо­щи для наших защит­ни­ков. Каж­дый в сво­ём учеб­ном заве­де­нии соби­ра­ет меди­ка­мен­ты, одеж­ду, сред­ства лич­ной гиги­е­ны и при­но­сит в дирек­цию инсти­ту­та. Затем все собран­ное отправ­ля­ет­ся в уни­вер­си­тет­ский штаб #МЫВМЕСТЕ, где вещи сор­ти­ру­ют­ся по кате­го­ри­ям и упа­ко­вы­ва­ют­ся в короб­ки, – отме­ча­ет про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и моло­деж­ной поли­ти­ке СахГУ Нина Жидя­е­ва.

Поми­мо это­го, сту­ден­ты актив­но вовле­че­ны в пле­те­ние мас­ки­ро­воч­ных сетей, что осо­бен­но акту­аль­но в нынеш­них усло­ви­ях. В СахГУ дей­ству­ют четы­ре точ­ки, где сту­ден­ты могут вне­сти свой вклад в созда­ние этих необ­хо­ди­мых изде­лий. Мы напо­ми­на­ем, что любой жела­ю­щий может при­не­сти вещи в уни­вер­си­тет­ский штаб #МЫВМЕСТЕ (Ком­му­ни­сти­че­ский про­спект, 33, вто­рой этаж).

Сбор гума­ни­тар­ной помо­щи для бой­цов нахо­дя­щим­ся в зоне СВО про­хо­дит в рам­ках реа­ли­за­ции акции «Вузы для фрон­та!».

Участники образовательной смены «Сахалинтех Алаид» посетили практическое занятие по водородной энергетике

Образовательная смена «СахалинТех Алаид» открывает перед школьниками уникальные возможности для углублённого изучения актуальных научных направлений и подготовки к поступлению в вуз.

227 просмотров
Читать

С 20 по 30 янва­ря про­хо­дит обра­зо­ва­тель­ная сме­на «Саха­лин­тех Ала­ид» по направ­ле­нию «Водо­род­ная энер­ге­ти­ка и инже­не­рия». В про­грам­ме участ­ву­ют 26 уче­ни­ков 11‑х клас­сов из горо­да Кор­са­ко­ва и Кор­са­ков­ско­го город­ско­го окру­га. Цель сме­ны — углуб­лен­ное изу­че­ние физи­ки и мате­ма­ти­ки, а так­же помощь школь­ни­кам в про­фес­си­о­наль­ном само­опре­де­ле­нии в рам­ках направ­ле­ний под­го­тов­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

В рам­ках сме­ны для её участ­ни­ков про­во­дят­ся позна­ва­тель­ные мастер-клас­сы и заня­тия. Одним из таких меро­при­я­тий ста­ло прак­ти­че­ское заня­тие, орга­ни­зо­ван­ное сов­мест­но с реги­о­наль­ным ресурс­ным цен­тром «Кван­то­ри­ум». Педа­гог допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния РРЦ «Кван­то­ри­ум» Алек­сей Вася­нин про­де­мон­стри­ро­вал уча­щим­ся метод полу­че­ния водо­ро­да из дистил­ли­ро­ван­ной воды путём элек­тро­ли­за, исполь­зуя спе­ци­аль­ные демон­стра­ци­он­ные набо­ры. Ребя­та так­же изу­чи­ли вольт-ампер­ную харак­те­ри­сти­ку топ­лив­ных яче­ек при их после­до­ва­тель­ном и парал­лель­ном соеди­не­нии.

Обра­зо­ва­тель­ная сме­на «Саха­лин­тех Ала­ид» откры­ва­ет перед школь­ни­ка­ми уни­каль­ные воз­мож­но­сти для углуб­лён­но­го изу­че­ния акту­аль­ных науч­ных направ­ле­ний и под­го­тов­ки к поступ­ле­нию в вуз.

Когда холод объединяет сердца: волонтёры IV Российско-Китайских молодёжных зимних игр поделились впечатлениями

В СахГУ состоялась встреча студентов-участников IV Российско-Китайских молодёжных зимних игр с администрацией ВУЗа.

115 просмотров
Читать

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те про­шла встре­ча волон­тё­ров IV Рос­сий­ско-Китай­ских моло­дёж­ных зим­них игр с про­рек­то­ром по моло­дёж­ной поли­ти­ке Ниной Жидя­е­вой и дирек­то­ром Депар­та­мен­та моло­дёж­ной поли­ти­ки Ека­те­ри­ной Воло­хо­вич. В ходе нефор­маль­но­го обще­ния участ­ни­ки меж­ду­на­род­ных собы­тий поде­ли­лись опы­том и эмо­ци­я­ми, рас­ска­за­ли инте­рес­ные исто­рии и обсу­ди­ли новые фор­ма­ты моло­дёж­ных собы­тий.

Коман­да волон­тё­ров состо­я­ла из более чем 200 чело­век, при­чём 43 из них пред­став­ля­ли Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Сту­ден­ты выпол­ня­ли широ­кий спектр задач, начи­ная от помо­щи ино­стран­ным гостям и закан­чи­вая орга­ни­за­ци­ей аккре­ди­та­ции и нави­га­ци­он­ной под­держ­ки. Медиа-сопро­вож­де­ние так­же игра­ло клю­че­вую роль, поз­во­ляя транс­ли­ро­вать собы­тия Игр в реаль­ном вре­ме­ни через соци­аль­ные сети.

Про­рек­тор Нина Жидя­е­ва акцен­ти­ро­ва­ла вни­ма­ние на зна­чи­мо­сти воло­нёер­ской дея­тель­но­сти для сту­ден­тов. Она под­черк­ну­ла, что уча­стие в таких мас­штаб­ных меро­при­я­ти­ях помо­га­ет моло­дым людям раз­ви­вать важ­ные жиз­нен­ные навы­ки, такие как лидер­ство, уме­ние рабо­тать в коман­де и спо­соб­ность при­ни­мать реше­ния в стрес­со­вых ситу­а­ци­ях. Такие навы­ки ста­но­вят­ся осно­вой для успеш­ной карье­ры и актив­но­го уча­стия в обще­ствен­ной жиз­ни.

– Рос­сий­ско-Китай­ские игры ста­ли для меня важ­ным эта­пом про­фес­си­о­наль­но­го роста. Я была помощ­ни­ком нашей рос­сий­ской коман­ды по фри­стай­лу и узна­ла, как важ­но уметь рабо­тать в коман­де и общать­ся с раз­ны­ми людь­ми. Это серьёз­ная ответ­ствен­ность, нуж­но было вни­ма­тель­но сле­дить за все­ми дета­ля­ми, что­бы всё про­шло иде­аль­но. Мы тес­но сотруд­ни­ча­ли с дру­ги­ми чле­на­ми нашей коман­ды, реша­ли вме­сте все вопро­сы и под­дер­жи­ва­ли друг дру­га. Это был отлич­ный опыт, и я рада, что смог­ла вне­сти свой вклад в такое круп­ное собы­тие! – поде­ли­лась сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми сту­дент­ка 1 кур­са направ­ле­ния «Линг­ви­сти­ка» Мари­на Шима­но­вич.

Сту­дент­ка 1 кур­са направ­ле­ния «Линг­ви­сти­ка» Ири­на Кри­са­но­ва так­же поде­ли­лась сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о рабо­те на объ­ек­те «Гор­ный воз­дух».

– Всё нача­лось ещё до нача­ла игр: орга­ни­за­то­ры под­го­то­ви­ли для нас обу­ча­ю­щую про­грам­му и созда­ли уни­каль­ную атмо­сфе­ру, кото­рая ока­за­лась неве­ро­ят­но полез­ной на самих сорев­но­ва­ни­ях. Я была волон­тё­ром на «Гор­ном воз­ду­хе», и бла­го­да­ря обме­ну роля­ми у меня появи­лась воз­мож­ность попро­бо­вать себя в раз­лич­ных функ­ци­ях: встре­ча­ла гостей, зани­ма­лась логи­сти­кой и мно­гим дру­гим, – поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­я­ми Ири­на. – Посколь­ку объ­ект про­дол­жал функ­ци­о­ни­ро­вать в обыч­ном режи­ме, еже­днев­но через нас про­хо­ди­ло око­ло 25 тысяч чело­век, и нам при­хо­ди­лось объ­яс­нять людям, что во вре­мя сорев­но­ва­ний про­езд по трас­се закрыт. Конеч­но, воз­ни­ка­ли неболь­шие слож­но­сти, но мы успеш­но справ­ля­лись с ними. Этот опыт стал для меня поис­ти­не неза­бы­ва­е­мым, и я наде­юсь, что в буду­щем подоб­ных собы­тий будет боль­ше. Ведь таким обра­зом мож­но не толь­ко стать отлич­ным волон­тё­ром, но и вырас­ти как лич­ность.

Встре­ча волон­тё­ров IV Рос­сий­ско-Китай­ских моло­дёж­ных зим­них игр с руко­вод­ством Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та ста­ла важ­ной пло­щад­кой для обсуж­де­ния достиг­ну­то­го успе­ха и пла­ни­ро­ва­ния даль­ней­ших шагов. Она про­де­мон­стри­ро­ва­ла высо­кую сте­пень вовле­чён­но­сти сту­ден­тов в обще­ствен­ную жизнь и их готов­ность вно­сить вклад в раз­ви­тие меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и куль­тур­но­го обме­на.

Новые горизонты для Сахалинской молодёжи: В СахГУ завершился первый этап проекта «Формула карьеры»

За 2024 год в проекте «Формула карьеры» приняли участие 4 454 школьника и 2 327 студентов

144 просмотра
Читать

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те под­ве­ли про­ме­жу­точ­ные ито­ги про­ек­та «Фор­му­ла карье­ры», направ­лен­но­го на раз­ви­тие кад­ро­во­го потен­ци­а­ла Саха­лин­ской обла­сти. Про­ект реа­ли­зо­ван по двум клю­че­вым направ­ле­ни­ям: «Шко­ла буду­ще­го сту­ден­та» и «Ака­де­мия карье­ры».

На меро­при­я­тии при­сут­ство­вал губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти Вале­рий Лима­рен­ко, кото­рый лич­но озна­ко­мил­ся с карьер­ны­ми пла­на­ми участ­ни­ков и под­черк­нул важ­ность про­ек­та для эко­но­ми­че­ско­го роста реги­о­на. Он отме­тил, что «Фор­му­ла карье­ры» игра­ет клю­че­вую роль в фор­ми­ро­ва­нии эффек­тив­ной систе­мы под­го­тов­ки моло­дых спе­ци­а­ли­стов, начи­ная со шко­лы.

— Вопрос кад­ров явля­ет­ся одним из глав­ных для успеш­но­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти. Поэто­му мы исполь­зу­ем совре­мен­ные мето­ды фор­ми­ро­ва­ния кад­ро­во­го потен­ци­а­ла. Один из таких мето­дов — раз­ра­бот­ка карьер­ных пла­нов для стар­ше­класс­ни­ков и сту­ден­тов на базе СахГУ. Это основ­ной инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий нам стро­ить карьер­ную лест­ни­цу для моло­де­жи, — заявил гла­ва реги­о­на.

Так­же на защи­те карьер­ных пла­нов при­сут­ство­ва­ли министр обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ана­ста­сия Кик­те­ва, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Алень­ков, руко­во­ди­тель агент­ства по делам моло­де­жи Ана­ста­сия Коже­пень­ко, пред­ста­ви­те­ли Тор­го­во-про­мыш­лен­ной пала­ты, а так­же ком­па­нии-парт­не­ры про­ек­та.

В про­ек­те «Фор­му­ла карье­ры» при­ня­ло уча­стие более 1000 чело­век, из них 700 сту­ден­тов, осталь­ные – стар­ше­класс­ни­ки. Было состав­ле­но 469 карьер­ных пла­нов для школь­ни­ков и 704 для сту­ден­тов, орга­ни­зо­ва­но 41 меро­при­я­тие, при­вле­че­но 19 кад­ро­вых парт­не­ров. Руко­во­ди­тель Цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва под­черк­ну­ла, что в насто­я­щее вре­мя про­дол­жа­ет­ся рабо­та над созда­ни­ем элек­трон­но­го карьер­но­го пла­на на плат­фор­ме «Нави­га­тор карье­ры».

Луч­шие сту­ден­ты полу­чи­ли шанс прой­ти ста­жи­ров­ки в веду­щих ком­па­ни­ях реги­о­на. Так, сту­дент чет­вер­то­го кур­са СахГУ Семен Выбор­нов успеш­но про­шел собе­се­до­ва­ние в одной из ком­па­ний-парт­не­ров, а стар­ше­курс­ни­ца Дарья Голуб­ко­ва при­сту­пи­ла к пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти в «Сахалинтех.Алаид», тем самым раз­ви­вая свои твор­че­ские спо­соб­но­сти.

Про­ект «Фор­му­ла карье­ры» будет про­дол­жен в 2025 году с целью даль­ней­ше­го повы­ше­ния каче­ства под­го­тов­ки моло­дых спе­ци­а­ли­стов Саха­лин­ской обла­сти.

Команда СахГУ стала победителем хакатона в направлении искусственного интеллекта

Мероприятие собрало более 100 талантливых разработчиков, программистов и аналитиков

114 просмотров
Читать

Участ­ни­ки рабо­та­ли над про­ек­та­ми в несколь­ких клю­че­вых направ­ле­ни­ях: раз­ра­бот­ке сер­ви­сов для реги­о­наль­но­го при­ло­же­ния «Острова.65» и искус­ствен­ном интел­лек­те. Коман­ды пред­ста­ви­ли свои реше­ния экс­перт­но­му жюри, в состав кото­ро­го вошли сотруд­ни­ки мини­стер­ства циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия, цен­тра реги­о­наль­ной циф­ро­вой транс­фор­ма­ции и пред­ста­ви­те­ли тех­но­ло­ги­че­ских ком­па­ний.

По ито­гам интен­сив­ной рабо­ты были опре­де­ле­ны побе­ди­те­ли. В раз­ра­бот­ке сер­ви­сов для при­ло­же­ния «Острова.65» побе­ди­ла коман­да WebWave.

— Мы взя­ли сра­зу несколь­ко кей­сов для при­ло­же­ния «Острова.65»: раз­ра­бот­ка сер­ви­са для «Гор­но­го воз­ду­ха» и запи­си детей в круж­ки и сек­ции на допол­ни­тель­но обра­зо­ва­ние. В одном месте собра­на акту­аль­ная инфор­ма­ция о рабо­те гор­но­лыж­ных трасс и подъ­ём­ни­ках. А ещё у поль­зо­ва­те­лей есть воз­мож­ность при необ­хо­ди­мо­сти вызвать помощь через кноп­ку «Sos», — поде­лил­ся Влад, капи­тан коман­ды WebWave.

В направ­ле­нии искус­ствен­но­го интел­лек­та побе­ди­ла коман­да CyberMuziki (коман­да СахГУ)

— Была постав­ле­на зада­ча обра­ба­ты­вать видео поток в реаль­ном вре­ме­ни для поис­ка QR-кодов. Слож­ность заклю­ча­лась в том, что коды мог­ли быть про­зрач­ные, иска­жён­ные или быст­ро дви­гать­ся. Необ­хо­ди­мо было най­ти нуж­ный код, выде­лить его на экране и отсле­жи­вать его дви­же­ние. Искус­ствен­ный интел­лект исполь­зу­ет­ся для ана­ли­за и про­гно­зи­ро­ва­ния дви­же­ния кода. Эту тех­но­ло­гию мож­но исполь­зо­вать в логи­сти­ке това­ров или транс­пор­ти­ров­ке, — ска­зал Вла­ди­слав, капи­тан коман­ды-побе­ди­те­лей CyberMuziki (коман­да СахГУ).

— Хака­тон пока­зал высо­кий уро­вень тех­но­ло­ги­че­ско­го потен­ци­а­ла в нашем реги­оне. Осо­бен­но раду­ет, что участ­ни­ки созда­ли прак­ти­че­ские реше­ния, кото­рые мож­но внед­рить уже сей­час. Про­ек­ты побе­ди­те­лей помо­гут улуч­шить каче­ство циф­ро­вых сер­ви­сов для жите­лей обла­сти. Мы про­дол­жим под­дер­жи­вать такие ини­ци­а­ти­вы и созда­вать усло­вия для раз­ви­тия IT-спе­ци­а­ли­стов, — отме­тил министр циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Алек­сандр Сне­ги­рев.

Побе­ди­те­ли полу­чи­ли денеж­ные при­зы и воз­мож­ность даль­ней­ше­го раз­ви­тия сво­их про­ек­тов при под­держ­ке орга­ни­за­то­ров и парт­не­ров меро­при­я­тия. Хака­тон стал важ­ной пло­щад­кой для раз­ви­тия тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства и обме­на опы­том меж­ду спе­ци­а­ли­ста­ми отрас­ли.

В СахГУ прошли курсы по общеобразовательной программе для взрослых «Гранд-Смета»

По итогам проведения курсов слушателям были вручены сертификаты Сахалинского государственного университета.

132 просмотра
Читать

Цен­тром непре­рыв­но­го обра­зо­ва­ния СахГУв пери­од со 22 октяб­ря по 26 декаб­ря 2024 года. были про­ве­де­ны кур­сы по обще­об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме для взрос­лых «Гранд-Сме­та». Бес­смен­ным пре­по­да­ва­те­лем кур­сов явля­ет­ся опыт­ный про­фес­си­о­наль­ный прак­тик Мамон­то­ва Мари­на Вален­ти­нов­на, руко­во­ди­тель реги­о­наль­но­го цен­тра по цено­об­ра­зо­ва­нию в Мини­стер­стве стро­и­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти.

Про­грам­ма «Гранд-Сме­та» пред­на­зна­че­на для повы­ше­ния гра­мот­но­сти и ком­пе­тен­ции по направ­ле­нию под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов стро­и­тель­ных орга­ни­за­ций в соот­вет­ствии с Госу­дар­ствен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к спе­ци­а­ли­стам в обла­сти стро­и­тель­ства, и в соот­вет­ствии со смет­но-нор­ма­тив­ной базой, а так­же при­зва­на содей­ство­вать карьер­но­му росту лиц, успеш­но ее осво­ив­ших.

Саха­лин­ская область пере­шла на ресурс­но-индекс­ный метод опре­де­ле­ния смет­ной сто­и­мо­сти стро­и­тель­ства (РИМ) во II квар­та­ле 2023 года.

Пере­ход на РИМ (ресурс­но-индекс­ный метод) поз­во­ля­ет обес­пе­чить: повы­ше­ние досто­вер­но­сти опре­де­ле­ния смет­ной сто­и­мо­сти за счет исклю­че­ния неточ­но­стей в рас­че­тах, свя­зан­ных с при­ме­не­ни­ем укруп­нен­ных Индек­сов и раз­лич­ной струк­ту­рой затрат по видам объ­ек­тов капи­таль­но­го стро­и­тель­ства. Без­бо­лез­нен­ный посте­пен­ный пере­ход на ресурс­ную модель опре­де­ле­ния смет­ной сто­и­мо­сти стро­и­тель­ства. Сокра­ще­ние коли­че­ства сры­вов кон­курс­ных про­це­дур.

Пре­иму­ще­ства обу­че­ния Гранд-Сме­те в ЦНО СахГУ:

  • кор­рект­ное опре­де­ле­ние смет­ной сто­и­мо­сти работ;
  • воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния реаль­ных цен на все виды ресур­сов;
  • уни­вер­саль­ность, гиб­кость, нагляд­ность.

Заказ­чи­ка­ми дан­ных вос­тре­бо­ван­ных кур­сов были, как физи­че­ские, так и юри­ди­че­ские орга­ни­за­ции: ООО «Газ­пром газо­рас­пре­де­ле­ние Южно-Саха­линск», ООО «Газ­пром Инвест «Шельф», ФГУП «Росмор­порт».

По ито­гам про­ве­де­ния кур­сов слу­ша­те­лям были вру­че­ны сер­ти­фи­ка­ты Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

СахГУ: 75 лет успеха и достижений

Сахалинский государственный университет отметил 75-летие праздничным концертом

188 просмотров
Читать

В зале «Сим­фо­ния» глав­но­го кор­пу­са Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) 23 декаб­ря, состо­я­лось тор­же­ствен­ное меро­при­я­тие, посвя­щён­ное 75-летию веду­ще­го реги­о­наль­но­го ВУЗа. На меро­при­я­тии при­сут­ство­ва­ли не толь­ко пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты, но и мно­же­ство почёт­ных гостей, сре­ди кото­рых руко­во­ди­те­ли обла­сти и горо­да, обще­ствен­ные дея­те­ли, учё­ные, пред­при­ни­ма­те­ли, выпуск­ни­ки и пред­ста­ви­те­ли инду­стри­аль­ных парт­нё­ров уни­вер­си­те­та.

Выпуск­ни­ки высту­пи­ли с бла­го­дар­ствен­ны­ми реча­ми, выра­зив при­зна­тель­ность сво­ей аль­ма-матер за полу­чен­ные зна­ния и под­держ­ку на всех эта­пах обу­че­ния. Они поде­ли­лись исто­ри­я­ми сво­е­го успе­ха и рас­ска­за­ли о том, как обра­зо­ва­ние, полу­чен­ное в сте­нах СахГУ, поз­во­ли­ло им достичь высо­ких резуль­та­тов в карье­ре и вне­сти зна­чи­тель­ный вклад в раз­лич­ные отрас­ли эко­но­ми­ки.

На меро­при­я­тии так­же высту­пил заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Алень­ков, кото­рый под­черк­нул важ­ность под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров и обес­пе­че­ния про­ек­тов совре­мен­ны­ми науч­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми:

— Сего­дня в мно­го­про­филь­ном ВУЗе про­хо­дит круп­но­мас­штаб­ный этап транс­фор­ма­ции. Он свя­зан с запус­ком круп­ных инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов в самых раз­ных отрас­лях эко­но­ми­ки – энер­ге­ти­че­ской, рыб­ной, логи­сти­ке, стро­и­тель­стве. Что­бы они были успеш­но реа­ли­зо­ва­ны, необ­хо­ди­мо под­го­то­вить высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, а так­же обес­пе­чить про­ек­ты совре­мен­ны­ми науч­но-тех­ни­че­ски­ми раз­ра­бот­ка­ми. Важ­но выстро­ить связь меж­ду обра­зо­ва­ни­ем, нау­кой и биз­не­сом. Все это зада­чи для Саха­лин­Те­ха, — отме­тил Вяче­слав Алень­ков. — На сле­ду­ю­щий год мы поста­ви­ли еще более амби­ци­оз­ные зада­чи. Хочу поже­лать всем нам уда­чи. Уве­рен, что сле­ду­ю­щий юби­лей мы будем встре­чать в новых сте­нах, с новы­ми дости­же­ни­я­ми!

Рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак допол­нил речь, отме­тив, что уни­вер­си­тет гото­вит­ся перей­ти на новый уро­вень, созда­вая кам­пус миро­во­го клас­са:

— Мы нача­ли свой путь в 1949 году как учи­тель­ский инсти­тут, и теперь мы ста­но­вим­ся совре­мен­ным обра­зо­ва­тель­ным цен­тром. Уже летом сле­ду­ю­ще­го года сту­ден­ты смо­гут засе­лять­ся в новый сту­ден­че­ский горо­док, а в 2026 году мы пла­ни­ру­ем начать осво­е­ние кам­пу­са на Ком­му­ни­сти­че­ском про­спек­те. Наша цель — спо­соб­ство­вать тех­но­ло­ги­че­ско­му суве­ре­ни­те­ту нашей стра­ны, что­бы наши выпуск­ни­ки мог­ли актив­но участ­во­вать в реа­ли­за­ции шель­фо­вых про­ек­тов и раз­ра­ба­ты­вать инно­ва­ции в раз­лич­ных обла­стях.

Инду­стри­аль­ные парт­нё­ры уни­вер­си­те­та, участ­ву­ю­щие в реа­ли­за­ции тех­но­ло­ги­че­ских про­ек­тов, высо­ко оце­ни­ли про­фес­си­о­на­лизм выпуск­ни­ков СахГУ и их уме­ние решать слож­ные про­из­вод­ствен­ные зада­чи. Они под­черк­ну­ли важ­ность тес­но­го вза­и­мо­дей­ствия с вузом, кото­рое поз­во­ля­ет обес­пе­чи­вать пред­при­я­тия ком­пе­тент­ны­ми кад­ра­ми и внед­рять совре­мен­ные раз­ра­бот­ки в про­из­вод­ство. Парт­нё­ры так­же сде­ла­ли уни­вер­си­те­ту памят­ные подар­ки.

Так, СБЕР пре­зен­то­вал кар­ти­ну, создан­ную искус­ствен­ным интел­лек­том, где изоб­ра­жён Южно-Саха­линск буду­ще­го, а Вла­ды­ка Ника­нор пере­дал сим­во­лич­ное полот­но, отра­жа­ю­щее духов­ное и куль­тур­ное насле­дие рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов.
В рам­ках меро­при­я­тия мно­гие пре­по­да­ва­те­ли полу­чи­ли награ­ды. Осо­бен­но тёп­лые сло­ва про­зву­ча­ли в адрес вете­ра­нов, рабо­та­ю­щих в уни­вер­си­те­те дол­гие годы, а так­же в адрес ком­па­ний-парт­нё­ров, под­дер­жи­ва­ю­щих вуз в самые непро­стые вре­ме­на.

Почет­ные гра­мо­ты и бла­го­дар­ствен­ные пись­ма от город­ско­го депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния вру­чи­ла его гла­ва Свет­ла­на Миро­ва. Руко­во­ди­тель депар­та­мен­та внут­рен­ней поли­ти­ки Дмит­рий Хай­бри­ев награ­дил сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та гра­мо­та­ми от адми­ни­стра­ции Южно-Саха­лин­ска. Пре­по­да­ва­те­ли и сотруд­ни­ки СахГУ так­же полу­чи­ли бла­го­дар­ствен­ные пись­ма от пред­ста­ви­те­лей мини­стерств обра­зо­ва­ния, сель­ско­го хозяй­ства, туриз­ма и циф­ро­во­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти.

– Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет явля­ет­ся стра­те­ги­че­ским парт­не­ром Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния как в вопро­сах тру­до­устрой­ства, так и в сфе­ре улуч­ше­ния каче­ства обра­зо­ва­ния школь­ни­ков Саха­ли­на и Курил. Я очень рада, что рек­тор Алек­сандр Самар­дак ини­ци­и­ро­вал несколь­ко про­ек­тов, направ­лен­ных на повы­ше­ние преж­де все­го уров­ня есте­ствен­но-науч­но­го и мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния, и мы уже видим резуль­та­ты этой рабо­ты в ито­го­вых оцен­ках ЕГЭ. Кро­ме того, я отме­чаю важ­ность прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти наших школь­ни­ков под руко­вод­ством моло­дых пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­та, – под­черк­ну­ла министр обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ана­ста­сия Кик­те­ва. – Желаю уни­вер­си­те­ту даль­ней­ше­го раз­ви­тия и успе­хов!

Дирек­тор депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки Ека­те­ри­на Воло­хо­вич была удо­сто­е­на бла­го­дар­ствен­ным пись­мом зам­ми­ни­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ за раз­ви­тие меж­ду­на­род­но­го моло­деж­но­го сотруд­ни­че­ства и актив­но­го вовле­че­ния обу­ча­ю­щих­ся в меро­при­я­тии про­ве­де­ния Все­мир­но­го фести­ва­ля моло­де­жи. А так­же памят­ной меда­лью и гра­мо­той от Пре­зи­ден­та РФ за вклад в под­го­тов­ку Все­мир­но­го фести­ва­ля моло­де­жи. 

Ученики агрокласса провели очередное практическое занятие по природоподобным технологиям выращивания растений

Занятие стало финишной точкой в 20-дневном эксперименте по выращиванию салата Lactuca sativa

119 просмотров
Читать

В уни­каль­ном лабо­ра­тор­ном ком­плек­се ИЕНиТБ, создан­ном в ходе реа­ли­за­ции стра­те­ги­че­ско­го про­ек­та «Раз­ра­бот­ка при­ро­до­по­доб­ной тех­но­ло­гии выра­щи­ва­ния рас­те­ний с задан­ны­ми свой­ства­ми в интел­лек­ту­аль­ной гид­ро­пон­ной систе­ме закры­то­го типа» состо­я­лось оче­ред­ное прак­ти­че­ское заня­тие с уча­щи­ми­ся агро­клас­са МАОУ СОШ № 32.

В агро­клас­се состо­я­лось захва­ты­ва­ю­щее заня­тие, кото­рое ста­ло финиш­ной точ­кой в 20-днев­ном экс­пе­ри­мен­те по выра­щи­ва­нию сала­та Lactuca sativa. Школь­ни­ки не толь­ко под­ве­ли ито­ги иссле­до­ва­ний, но и сде­ла­ли откры­тия, кото­рые могут изме­нить под­ход к выра­щи­ва­нию зеле­ни в буду­щем.

Уча­щи­е­ся смог­ли само­сто­я­тель­но убе­дить­ся, как спектр све­та вли­я­ет на росто­вые про­цес­сы рас­те­ний и узна­ли, что:

  • Синий свет – вол­шеб­ная палоч­ка для созда­ния плот­ной листо­вой мас­сы и насы­щен­но­го цве­та. Иде­а­лен для гур­ма­нов, пред­по­чи­та­ю­щих эсте­тич­ные салат­ные сме­си и деко­ра­тив­ные рас­те­ния;
  • Крас­ный свет – уско­ри­тель роста! Пре­кра­сен для тех, кто ценит ско­рость, но тре­бу­ет тон­кой настрой­ки на фини­ше, что­бы не поте­рять в каче­стве;
  • Сме­шан­ный свет – золо­тая сере­ди­на. Баланс меж­ду быст­рым ростом и высо­ким каче­ством дела­ет его фаво­ри­том для ком­мер­че­ских ферм.

Рас­те­ния, за кото­ры­ми школь­ни­ки вни­ма­тель­но уха­жи­ва­ли, ста­ли не про­сто объ­ек­та­ми экс­пе­ри­мен­та, а звёз­да­ми их ново­год­не­го сто­ла. Листья сала­та ста­нут осно­вой празд­нич­ных блюд и сим­во­лом успе­ха науч­но­го тру­да.

Школь­ни­ки под­черк­ну­ли, что про­цесс наблю­де­ния за ростом рас­те­ний научил их тер­пе­нию и вни­ма­тель­но­сти. Они отме­ти­ли, что све­то­вые усло­вия дей­стви­тель­но игра­ют реша­ю­щую роль в раз­ви­тии сала­та. Осо­бен­но уди­ви­ло вли­я­ние сине­го све­та на насы­щен­ность цве­та и плот­ность листьев. Участ­ни­ки так­же выра­зи­ли жела­ние про­дол­жить экс­пе­ри­мен­ты с раз­ны­ми рас­те­ни­я­ми и све­то­вы­ми спек­тра­ми.

Руко­во­ди­тель про­ек­та д.п.н., доцент Евге­ний Бояров и к.с/х.н Ната­лья Двой­но­ва отме­ти­ли энту­зи­азм участ­ни­ков и под­черк­ну­ли, что такие заня­тия — это не про­сто уро­ки био­ло­гии, а пер­вые шаги в мир буду­щих аграр­ных инно­ва­ций. Новые про­ек­ты уже на под­хо­де!