Как избавиться от «ресурного проклятия»?

Руководитель Зеркальной лаборатории со стороны Сахалинского государственного университета, социолог Александра Салатова на очередном научном семинаре рассказала о развитии Катара и «ресурсном проклятии» – как в стране происходит трансформация экономики и общества и переход на устойчивую модель развития.

67 просмотров
Читать

Алек­сандра Алек­сан­дров­на на при­ме­ре Ката­ра объ­яс­ни­ла, как воз­ник тер­мин «ресурс­ное про­кля­тие» (вве­ден в оби­ход бри­тан­ским гео­гра­фом­эко­но­ми­стом Ричар­дом Аути), какие стра­ны могут быть ему под­вер­же­ны и какие нега­тив­ные эффек­ты воз­ни­ка­ют из-за него. Катар зави­сит от дохо­дов от неф­ти и при­род­ных ресур­сов – стра­на явля­ет­ся одним из круп­ней­ших постав­щи­ков сжи­жен­но­го при­род­но­го газа, нефть и газ состав­ля­ют более 70% от обще­го объ­е­ма госу­дар­ствен­ных дохо­дов. В дан­ный момент в стране утвер­жде­на наци­о­наль­наяя стра­те­гия раз­ви­тия до 2030 года, кото­рая при­зва­на изме­нить дан­ную ситу­а­цию и раз­вить дру­гие отрас­ли эко­но­ми­ки. Она вклю­ча­ет в себя такие пунк­ты, как устой­чи­вый эко­но­ми­че­ский и финан­со­вый рост, спло­чен­ное обще­ство, высо­кий уро­вень госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и т.п.

Алек­сандра Сала­то­ва на семи­на­ре рас­смот­ре­ла так­же вли­я­ние город­ской пла­ни­ров­ки, архи­тек­ту­ры и про­стран­ствен­ной орга­ни­за­ции на фор­ми­ро­ва­ние куль­тур­ной и соци­аль­ной жиз­ни в Ката­ре. Напри­мер, госу­дар­ствен­ная неф­тя­ная ком­па­ния Ката­ра QatarEnergy постро­и­ла совер­шен­но новый офис­ный ком­плекс пло­ща­дью 700 тысяч квад­рат­ных мет­ров, извест­ный как Qatar Petroleum District. Это 9 офис­ных зда­ний высо­той от 16 до 47 эта­жей, а так­же 5‑звездочный отель.

Осо­бое вни­ма­ние на семи­на­ре экс­перт уде­ли­ла и тому, как Катар пози­ци­о­ни­ру­ет себя в мире, как кон­стру­и­ру­ет­ся образ богат­ства и какое место в нем зани­ма­ет нефть, какие пре­вен­тив­ные меры кон­тро­ля обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ность в муль­ти­на­ци­о­наль­ной стране, где мест­ные жите­ли состав­ля­ют мень­шин­ство насе­ле­ния.

Первокурсники университета продолжают знакомиться с Передовой инженерной школой СахГУ

Основная задача Передовой инженерной школы Сахалинского госуниверситета – подготовка кадров для реализации новых проектов в области энергетики и развитие водородных технологий

134 просмотра
Читать

Основ­ная зада­ча Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та – под­го­тов­ка кад­ров для реа­ли­за­ции новых про­ек­тов в обла­сти энер­ге­ти­ки и раз­ви­тие водо­род­ных тех­но­ло­гий. Парт­нё­ра­ми высту­па­ют высо­ко­тех­но­ло­гич­ные ком­па­нии, реа­ли­зу­ю­щие про­ек­ты в Саха­лин­ской обла­сти и два уни­вер­си­те­та – МГТУ им. Бау­ма­на и МФТИ.

Про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев пре­зен­то­вал сту­ден­там клю­че­вые про­ек­ты, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся на базе ост­ров­но­го вуза. Так, он рас­ска­зал о про­ек­те кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­лин­Тех, кото­рый воз­во­дит­ся в самом серд­це Южно-Саха­лин­ска. Клю­че­вы­ми направ­ле­ни­я­ми стро­я­ще­го кам­пу­са ста­нут инже­нер­ное обра­зо­ва­ние, IT и искус­ствен­ный интел­лект, бес­пи­лот­ные аппа­ра­ты, эко­но­ми­ка миро­во­го оке­а­на, социо-гума­ни­тар­ный блок и т.д.

– Сей­час Саха­лин­ская обла­сти нуж­да­ет­ся в моло­дых кад­рах по при­о­ри­тет­ным направ­ле­ни­ям, и льви­ная доля потреб­но­стей – это инже­нер­ные и тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти, – отме­тил Алек­сей Огнев. – Пра­ви­тель­ство реги­о­на и Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет воз­ла­га­ют осо­бые надеж­ды на наших сту­ден­тов, кото­рые вошли в про­ект Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы. Мы точ­но зна­ем, что каж­дый выпуск­ник шко­лы будет вос­тре­бо­ван­ным не толь­ко в реги­оне, но и за его пре­де­ла­ми.

Уже сего­дня СахГУ и его парт­нёр МГТУ им. Бау­ма­на в рам­ках Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы «Инже­не­рия ост­ро­вов» запу­сти­ли маги­стер­скую про­грам­му в обла­сти водо­род­ной энер­ге­ти­ки. Боль­шую часть вре­ме­ни сту­ден­ты будут про­во­дить на пло­щад­ках совре­мен­но­го водо­род­но­го поли­го­на, кото­рый открыл­ся на Саха­лине в июле 2024 года. На поли­гоне будут тести­ро­вать опыт­ные водо­род­ные уста­нов­ки и гото­вить их к запус­ку в серий­ное про­из­вод­ство. Обу­че­ние маги­стран­тов в рам­ках новой про­грам­мы СахГУ рас­счи­та­но на два года.

Дирек­тор Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы СахГУ Кон­стан­тин Чес­но­ков рас­ска­зал сту­ден­там об основ­ных век­то­рах раз­ви­тия инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния, о том, как будут менять­ся сами обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в уни­вер­си­те­те и о созда­нии новей­ших лабо­ра­то­рий, кото­рые будут играть весо­мую роль в реа­ли­за­ции про­ек­тов.

– Наша про­грам­ма будет прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной, сту­ден­ты будут рабо­тать над реаль­ны­ми про­ек­та­ми вме­сте с про­мыш­лен­ны­ми парт­нё­ра­ми, вклю­чая опыт­ных инже­не­ров и уче­ных. Шко­ла наце­ле­на на реше­ние слож­ных задач в неф­те­га­зо­вой отрас­ли, таких как созда­ние новых тех­но­ло­гий, реше­ние энер­ге­ти­че­ских и эко­ло­ги­че­ских про­блем, – отме­тил Кон­стан­тин Чес­но­ков.

Напом­ним, что Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет стал вто­рым вузом на Даль­нем Восто­ке, где будет реа­ли­зо­вы­вать­ся про­ект пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы. Одна из клю­че­вых целей про­ек­та – под­го­тов­ка высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных инже­нер­ных кад­ров, спо­соб­ных обес­пе­чить стране сохра­не­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та. По пору­че­нию пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на к обу­че­нию в них при­вле­ка­ют­ся и талант­ли­вые школь­ни­ки, рас­смат­ри­ва­ю­щие для себя полу­че­ние инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния.

СахГУ вновь принимает «Университетские смены»

Сахалинский государственный университет во второй раз принимает у себя 30 школьников 8–11 классов из города Шахтерска (Донецкая народная республика) в рамках образовательно-туристской программы «Университетские смены».

133 просмотра
Читать

Ребят из Шах­тер­ска ждёт насы­щен­ная экс­кур­си­он­ная и обра­зо­ва­тель­ная про­грам­мы. Они будут зна­ко­мить­ся с направ­ле­ни­я­ми под­го­тов­ки уни­вер­си­те­та, пре­по­да­ва­те­ля­ми и сту­ден­та­ми ост­ров­но­го вуза. Гостить школь­ни­ки в СахГУ будут до 6 октяб­ря.

– Вы сей­час нахо­ди­тесь бук­валь­но в цен­тре само­го быст­ро­рас­ту­ще­го реги­о­на пла­не­ты – Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на, – обра­тил­ся к ребя­там заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Алень­ков. – И не зря бренд Саха­лин­ской обла­сти зву­чит как «Саха­лин – маяк Рос­сии». Здесь про­хо­дят миро­вые логи­сти­че­ские пути, здесь нахо­дят­ся круп­ней­шие неф­те­га­зо­вые про­ек­ты. Здесь запус­ка­ет­ся новая отрасль – водо­род­ная энер­ге­ти­ка, актив­но раз­ви­ва­ют­ся бес­пи­лот­ни­ки, искус­ствен­ный интел­лект. Поэто­му желаю вам эти дни про­ве­сти с инте­ре­сом и с поль­зой.

Про­грам­ма пре­бы­ва­ния для участ­ни­ков орга­ни­зо­ва­на таким обра­зом, что первую поло­ви­ну дня они про­во­дят в уни­вер­си­те­те, зна­ко­мясь с обра­зо­ва­тель­ны­ми про­грам­ма­ми инсти­ту­тов и кол­ле­джей, обща­ясь с пре­по­да­ва­те­ля­ми, посе­щая цен­тры и лабо­ра­то­рии. Вто­рая поло­ви­на дня отве­де­на для куль­тур­ных, спор­тив­ных, экс­кур­си­он­ных и раз­вле­ка­тель­ных меро­при­я­тий.

– Наде­юсь, что мы с вами ста­нем дру­зья­ми, и кто-то из вас при­мет реше­ние в буду­щем посту­пить к нам в уни­вер­си­тет, – выра­зил поже­ла­ние рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Уни­вер­си­тет у нас дей­стви­тель­но класс­ный, он быст­ро раз­ви­ва­ет­ся. Вы виде­ли кам­пус, кото­рый появит­ся уже через 1,5–2 года. В сле­ду­ю­щем году всту­пит в строй новое обще­жи­тие на 1500 мест. А в этом году к нам при­е­ха­ли ребя­та из 27 реги­о­нов Рос­сии, из-за рубе­жа, поэто­му будем очень рады видеть и вас в нашем уни­вер­си­те­те.

Девя­ти­класс­ник Илья Шев­чен­ко из Донец­кой народ­ной рес­пуб­ли­ки уже вто­рой раз на Саха­лине – в про­шлом году он при­ни­мал уча­стие в пер­вых «Уни­вер­си­тет­ских сме­нах».

– Вос­по­ми­на­ния оста­лись очень хоро­шие, – гово­рит школь­ник, – было мно­го все­го инте­рес­но­го, заве­ли новых зна­ко­мых, новых дру­зей. Боль­ше все­го понра­вил­ся «Гор­ный воз­дух» и фер­ма где мы гото­ви­ли чап­чхе. Ожи­даю, что в этом году будет так же инте­рес­но!

Его зем­ляк Ники­та Манд­ри­чен­ко, уче­ник 11 клас­са из Шах­тёр­ска, уже опре­де­лил­ся с буду­щей про­фес­си­ей и хочет стать юри­стом. Ранее он при­ни­мал уча­стие в уни­вер­си­тет­ских сме­нах в Крас­но­да­ре и в Кры­му, но на такое даль­нее рас­сто­я­ние отпра­вил­ся впер­вые.

– Саха­лин – очень необыч­ное место, здесь очень кра­си­вая при­ро­да, море, а осо­бен­но меня при­вле­ка­ют горы, – гово­рит моло­дой чело­век.

«Уни­вер­си­тет­ские сме­ны» стар­то­ва­ли в 2022 году для детей из Донец­кой и Луган­ской Народ­ных Рес­пуб­лик, горо­дов Хер­со­на и Мели­то­по­ля с целью инте­гра­ции детей из новых реги­о­нов Рос­сии в обра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство стра­ны. Каж­дая сме­на про­во­дит­ся на базе вуза – участ­ни­ка про­ек­та и длит­ся 10 дней.

Про­ект реа­ли­зу­ет­ся Мини­стер­ством про­све­ще­ния и Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сии и Рос­сий­ско­го дви­же­ния детей и моло­дё­жи «Дви­же­ние пер­вых».

Дневник экспедиции: страница 2

Дневники международной арктической экспедиции в моря Восточной Арктики и Карское море на НИС Академик Б. Петров: в поисках ответов на глобальные вызовы.

144 просмотра
Читать

Пер­вые два дня экс­пе­ди­ции были посвя­ще­ны мон­ти­ро­ва­нию и отлад­ке науч­но­го обо­ру­до­ва­ния общим весом око­ло 27 тонн, кото­рое было достав­ле­но в порт Мур­манск из Вла­ди­во­сто­ка, Южно-Саха­лин­ска и Моск­вы в 4х 20-футо­вых кон­тей­не­рах и 2х гру­зо­вых маши­нах. 

Пер­вы­ми были запу­ще­ны высо­ко­пре­ци­зи­он­ные лазер­ные спек­тро­мет­ры для реги­стра­ции кон­цен­тра­ции и пото­ков основ­ных пар­ни­ко­вых газов, СО2 и СН4, кото­рые еже­днев­но калиб­ру­ют­ся по меж­ду­на­род­ным газо­вым стан­дар­там, что необ­хо­ди­мо для оцен­ки кли­ма­ти­че­ской роли арк­ти­че­ских морей Рос­сий­ской Феде­ра­ции (РФ), и поз­во­лит исполь­зо­вать резуль­та­ты этих иссле­до­ва­ний для пуб­ли­ка­ции в миро­вых топ жур­на­лах. 

Ниже крат­ко изло­же­на стра­те­гия раз­ви­тия этих иссле­до­ва­ний, кото­рые были нача­ты на локаль­ном уровне кар­бо­но­во­го поли­го­на в при­бреж­ных водах ост­ро­ва Саха­лин и раз­вер­ну­ты на наци­о­наль­ный и гло­баль­ный уро­вень путем созда­ния Меж­ду­на­род­но­го Цен­тра даль­не­во­сточ­ных и арк­ти­че­ских морей им. адми­ра­ла С.О. Мака­ро­ва на науч­но-тех­но­ло­ги­че­ской осно­ве Саха­лин­Тех. Это поз­во­ли­ло объ­еди­нить интел­лек­ту­аль­ный и науч­но-тех­ни­че­ских потен­ци­ал уче­ных Лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та с при­гла­шен­ной коман­дой уче­ных миро­во­го уров­ня из всех реги­о­нов РФ под руко­вод­ством член-кор­ре­спон­ден­та РАН И.П. Семи­ле­то­ва – заве­ду­ю­ще­го Лабо­ра­то­ри­ей арк­ти­че­ских иссле­до­ва­ний Тихо­оке­ан­ско­го инсти­ту­та оке­а­но­ло­гии им. В.И. Ильи­че­ва РАН. Эта коман­да, начи­ная с 1990‑х годов, выпол­ни­ла 49 ком­плекс­ных экс­пе­ди­ций в моря Восточ­ной Арк­ти­ки и в Кар­ское море с целью выяв­ле­ния кли­ма­ти­че­ских и эко­ло­ги­че­ских послед­ствий обу­слов­лен­ных нару­ше­ни­ем цик­ла угле­ро­да обу­слов­лен­но­го моби­ли­за­ци­ей (вовле­че­ни­ем) в совре­мен­ный био­гео­хи­ми­че­ский цикл гигант­ско­го коли­че­ства древ­не­го угле­ро­да – ранее закон­сер­ви­ро­ван­но­го в под­вод­ной и назем­ной мерз­ло­те . (Кар­та-схе­ма выпол­нен­ных автор­ских экс­пе­ди­ций при­ве­де­на на Рис.1).




Кар­та-схе­ма автор­ских экс­пе­ди­ций и марш­ру­ты с дина­ми­че­ским мони­то­рин­гом пар­ни­ко­вых газов на аква­то­рии СМП

В соот­вет­ствии с Кли­ма­ти­че­ской про­грам­мой Саха­лин­ской обла­сти на пери­од на 2024–2025гг раз­ра­бо­та­ны основ­ные меро­при­я­тия низ­ко­уг­ле­род­но­го раз­ви­тия, адап­та­ции к изме­не­ни­ям кли­ма­та, и уста­нов­ле­ны кон­крет­ные пока­за­те­ли сни­же­ния выбро­сов и уве­ли­че­ния их погло­ще­ния. Ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что для дости­же­ния угле­род­ной ней­траль­но­сти Саха­лин­ской обла­сти, и РФ‑в целом, крайне важ­но выпол­нить ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния балан­са основ­ных пар­ни­ко­вых газов (дву­оки­си угле­ро­да (СО2) и мета­на (СН4)) не толь­ко на назем­ной, но и на мор­ской части РФ, вклю­чая при­бреж­ную и шель­фо­вую зону, где про­ис­хо­дит наи­бо­лее интен­сив­ная транс­фор­ма­ция мине­раль­но­го и орга­ни­че­ско­го веще­ства и энер­гии, что при­во­дит к изме­не­нию в цик­лах угле­ро­да (С) и всех био­ген­ных эле­мен­тов (основ­ные из кото­рых, N, P, Si), что явля­ет­ся осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния био­гео­хи­ми­че­ско­го режи­ма вод на всех тро­фи­че­ских уров­нях и оцен­ки про­дук­тив­но­сти вод – одним из важ­ней­ших эко­ло­ги­че­ских и рыбо­про­мыс­ло­вых кри­те­ри­ев. 

В 2022–2023гг было пока­за­но, что раз­ви­тие мари­куль­ту­ры в при­бреж­ной зоне Охот­ско­го моря может стать эффек­тив­ным инстру­мен­том погло­ще­ния избы­точ­ной дву­оки­си угле­ро­да ( СО2) из атмо­сфе­ры. Одна­ко, для дости­же­ния угле­род­ной ней­траль­но­сти реги­о­на, в допол­не­ние к меро­при­я­ти­ям – направ­лен­ным на сни­же­ние антро­по­ген­но­го загряз­не­ния кли­ма­ти­че­ски актив­ны­ми при­ме­ся­ми (СО2 и др.), тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные инве­сти­ции в созда­ние сети био-ферм. Поэто­му был выпол­нен кри­ти­че­ский ана­лиз миро­вых и наци­о­наль­ных тен­ден­ций в обла­сти адап­та­ции (adaptation) и смяг­че­ния (mitigation) послед­ствий кли­ма­ти­че­ских и эко­ло­ги­че­ских изме­не­ний обу­слов­лен­ных уси­ле­ни­ем пар­ни­ко­во­го эффек­та, в тер­ми­нах роста содер­жа­ния СО2 и СН4 в атмо­сфе­ре.

Нару­ше­ние балан­са в цик­ле угле­ро­да при­во­дит к:

1) погло­ще­нию атмо­сфер­но­го СО2 в авто­троф­ных био­гео­хи­ми­че­ских про­вин­ци­ях (АБП),

2) выде­ле­нию (эмис­сии) СО2 в гете­ро­троф­ных био­гео­хи­ми­че­ских про­вин­ци­ях (ГБП). Био­про­дук­тив­ность в АБП опре­де­ля­ет­ся доступ­но­стью све­та, основ­ных био­ген­ных макро‑, и мик­ро-ком­по­нен­тов, что свя­за­но с адвек­ци­ей и пере­ме­ши­ва­ни­ем раз­лич­ных вод­ных масс.

Био­про­дук­тив­ность в ГБП опре­де­ля­ет­ся теми же пара­мет­ра­ми, что и АБП, но с доми­ни­ру­ю­щим вли­я­ни­ем внеш­них фак­то­ров спо­соб­ных вызвать дис­ба­ланс в кар­бо­но­вой систе­ме (цик­ле угле­ро­да), к кото­рым в первую оче­редь отно­сят­ся реч­ной сток, и пото­ки назем­но­го эро­зи­он­но­го угле­ро­да. В отдель­ных мел­ко­вод­ных рай­о­нах, важ­ную роль, даже в АБП, может играть взму­чи­ва­ние вод и уве­ли­че­ние тол­щи­ны слоя нефе­ло­и­да, в кото­ром про­ис­хо­дят мик­ро­био­ло­ги­че­ские про­цес­сы типич­ные для ГБП, вклю­чая окис­ле­ние взве­шен­но­го ОВ до СО2.

Био­гео­хи­ми­че­ские иссле­до­ва­ния выпол­нен­ные в СахГУ в при­бреж­ных водах о. Саха­лин в 2022–2023гг пока­за­ли, что иссле­до­ва­ния, выпол­нен­ные в отдель­ных частях при­бреж­ных аква­то­рий, могут быть полез­ны на локаль­ном уровне, но недо­ста­точ­ны для выяв­ле­ния зако­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния и дина­ми­ки био­про­дук­тив­но­сти вод, в кон­тек­сте выяв­ле­ния абсорб­ци­он­ной емко­сти иссле­ду­е­мых водо­е­мов отно­си­тель­но погло­ще­ния атмо­сфер­но­го СО2.

Для пони­ма­ния фун­да­мен­таль­ных зако­но­мер­но­стей в этих слож­ных, и пока недо­ста­точ­но изу­чен­ных, про­цес­сах, при под­держ­ке Губер­на­то­ра и Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти, было при­ня­то реше­ние мас­шта­би­ро­вать иссле­до­ва­ния с выхо­дом на наци­о­наль­ный и миро­вой уро­вень: на систе­му суша-шельф-атмо­сфе­ра в даль­не­во­сточ­ных и арк­ти­че­ских морях, что необ­хо­ди­мо для обос­но­ва­ния вклю­че­ния аква­то­рии внут­рен­них морей (Охот­ское море) и арк­ти­че­ско­го шель­фа в реги­о­наль­ные кадаст­ры антро­по­ген­ных и при­род­ных выбро­сов и абсорб­ции пар­ни­ко­вых газов. Для дости­же­ния этих высо­ких целей необ­хо­ди­мо решить ряд вопро­сов свя­зан­ных с мето­до­ло­ги­ей иссле­до­ва­ний мор­ских кар­бо­но­вых поли­го­нов с исполь­зо­ва­ни­ем самых пере­до­вых тех­но­ло­гий с исполь­зо­ва­ни­ем аппа­ра­тур­но­го обес­пе­че­ния миро­во­го уров­ня. 

Для этой цели было при­ня­то реше­ние при­нять уча­стие в 45-суточ­ной экс­пе­ди­ции на науч­но-иссле­до­ва­тель­ском судне (НИС) «Ака­де­мик Борис Пет­ров», рейс № 59, кото­рая орга­ни­зо­ва­на лабо­ра­то­ри­ей арк­ти­че­ских иссле­до­ва­ний Тихо­оке­ан­ско­го оке­а­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В.И. Ильи­че­ва (ТОИ ДВО РАН), сов­мест­но с Лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ), Том­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том (ТГУ), и Инсти­ту­том оке­а­но­ло­гии им. П.П. Шир­шо­ва РАН (ИОРАН), при уча­стии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, Меж­ду­на­род­но­го науч­но­го Цен­тра в обла­сти эко­ло­гии и вопро­сов изме­не­ния кли­ма­та и Науч­но­го Цен­тра гене­ти­ки и наук о жиз­ни науч­но-тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та Сири­ус, Инсти­ту­та эко­ло­гии ВШЭ, Инсти­ту­та поч­во­ве­де­ния им. В.В. Доку­ча­е­ва РАН. 

Пред­по­ла­га­ет­ся, что впер­вые в мор­ской прак­ти­ке на аква­то­рии морей РФ будет реа­ли­зо­ва­на коли­че­ствен­ная оцен­ка измен­чи­во­сти дина­ми­ки пото­ков СО2 и СН4 тре­мя неза­ви­си­мы­ми мето­да­ми (“top-down”), вклю­чая:

1) непре­рыв­ные пря­мые изме­ре­ния содер­жа­ния СО2 и СН4 в атмо­сфе­ре и поверх­ност­ной воде (систе­ма непре­рыв­ной про­кач­ки) c исполь­зо­ва­ни­ем дина­ми­че­ской паро­фаз­ной экс­трак­ции и ана­ли­ти­че­ским окон­ча­ни­ем на лазер­ных спек­тро­мет­рах, отка­либ­ро­ван­ных по меж­ду­на­род­ным газо­вым стан­дар­там,

2)непрерывные изме­ре­ния содер­жа­ния СО2 и СН4 в атмо­сфе­ре (по п.1) и поверх­ност­ной воде (систе­ма непре­рыв­ной про­кач­ки) – с помо­щью отка­либ­ро­ван­ных мем­бран­ных сен­со­ров для изме­ре­ния рас­тво­рен­но­го СО2 (рСО2) и СН4,

3) непре­рыв­ные высо­ко­точ­ные изме­ре­ния пара­мет­ров необ­хо­ди­мых для калиб­ров­ки спут­ни­ко­во­го мони­то­рин­га про­дук­тив­но­сти вод- рас­че­та пото­ков СО2. 

Кро­ме того, будет выпол­не­на неза­ви­си­мая коли­че­ствен­ная оцен­ка (“bottom-up”) пото­ков пузырь­ко­во­го СН4 с помо­щью автор­ско­го гид­ро­аку­сти­че­ско­го мето­да (опуб­ли­ко­ван в миро­вых топ-жур­на­лах), допол­нен­но­го резуль­та­та­ми лабо­ра­тор­ных экс­пе­ри­мен­тов.

«За любой выбор приходится отвечать»

Если Вам или вашим близким через социальные сети или мессенджеры поступило сообщение с предложением заработать денежные средства путём повреждения или поджога релейных шкафов, немедленно обратитесь с заявлением в полицию.

77 просмотров
Читать

Если Вам или вашим близ­ким через соци­аль­ные сети или мес­сен­дже­ры посту­пи­ло сооб­ще­ние с пред­ло­же­ни­ем зара­бо­тать денеж­ные сред­ства путём повре­жде­ния или под­жо­га релей­ных шка­фов, немед­лен­но обра­ти­тесь с заяв­ле­ни­ем в поли­цию.

Помни­те, что за совер­ше­ние дан­ных про­ти­во­прав­ных дей­ствий гро­зит уго­лов­ная ответ­ствен­ность, преду­смат­ри­ва­ю­щая нака­за­ние вплоть до пожиз­нен­но­го лише­ния сво­бо­ды.

На старт, внимание, марш!

Студенты, преподаватели и сотрудники университета приняли участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации».

69 просмотров
Читать

«Кросс нации» – одно из самых мас­со­вых и мас­штаб­ных физ­куль­тур­ных меро­при­я­тий по лег­кой атле­ти­ке, кото­рое еже­год­но про­во­дит­ся в Рос­сий­ской Феде­ра­ции с 2004 года.

Кросс нации еже­год­но соби­ра­ет тыся­чи горо­жан вме­сте. Рит­мич­ная музы­ка и хоро­шее настро­е­ние: вот глав­ные спут­ни­ки это­го спор­тив­но­го празд­ни­ка.

Наде­ем­ся, что вы тоже при­со­еди­ни­лись, и если уж не бежа­ли, то боле­ли за сво­их!

Так­же в рам­ках забе­га про­шла Все­рос­сий­ская акция «СТУД­за­БЕГ» на дистан­цию 4 км.

Смот­реть фото в ВК.СахГУ

#студзабег_СЛЛА#бежимвместе_СЛЛ#студзабег2024

Сахалин и РЕД СОФТ теперь партнеры!

На конференции СахалинТех Security 2024 компания РЕД СОФТ подписала трёхстороннее соглашение о сотрудничестве с Правительством Сахалинской области и Сахалинским государственным университетом.

102 просмотра
Читать

В рам­ках парт­нер­ских дого­во­рен­но­стей РЕД СОФТ будет участ­во­вать в под­го­тов­ке ИТ-кад­ров и созда­нии сов­мест­ных про­грамм обу­че­ния; реа­ли­за­ции обра­зо­ва­тель­ных, мето­ди­че­ских и иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тов и обмене опы­том для внед­ре­ния в прак­ти­че­скую дея­тель­ность ИТ-раз­ра­бо­ток

— Это согла­ше­ние откры­ва­ет новые гори­зон­ты для циф­ро­во­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти. Сотруд­ни­че­ство с РЕД СОФТ поз­во­лит нам не толь­ко под­го­то­вить высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ИТ-кад­ры, но и создать усло­вия для раз­ви­тия оте­че­ствен­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния в нашем реги­оне. Мы уве­ре­ны, что это парт­нер­ство вне­сет зна­чи­тель­ный вклад в тех­но­ло­ги­че­ское буду­щее Саха­ли­на, — ска­зал министр циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Алек­сандр Сне­ги­рев.

— Мы уве­ре­ны, что сотруд­ни­че­ство с ком­па­ни­ей будет полез­ным не толь­ко для ост­ров­но­го вуза, но и для сту­ден­тов. Зна­ком­ство буду­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти IT-инду­стрии с про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем авто­ри­тет­но­го рос­сий­ско­го постав­щи­ка даст им воз­мож­ность впо­след­ствии более уве­рен­но чув­ство­вать себя на рын­ке тру­да. — отме­тил рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Так­же РЕД СОФТ будет содей­ство­вать реги­о­ну в про­ве­де­нии про­грамм, направ­лен­ных на при­вле­че­ние саха­лин­цев к созда­нию оте­че­ствен­но­го ПО, и создаст усло­вия для тру­до­устрой­ства опыт­ных работ­ни­ков, поте­ряв­ших рабо­ту из-за закры­тия зару­беж­ных пред­при­я­тий.

Трех­сто­рон­нее согла­ше­ние под­пи­са­ли Министр циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Алек­сандр Сне­ги­рев, про­рек­тор СахГУ Нико­лай Хур­чак и заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра РЕД СОФТ Рустам Руста­мов.

Гуманизм и ценности

Студенты СахГУ вернулись из мастерской управления «Сенеж».

70 просмотров
Читать

Поли­на Хох­лен­ко и Дани­ил Корот­ков с 14 по 18 сен­тяб­ря нахо­ди­лись на слё­те сту­ден­че­ских медиа «Наши цен­но­сти».

Это самое мас­штаб­ное сту­ден­че­ское меро­при­я­тие этой осе­ни, орга­ни­зо­ван­ное Мино­бр­на­у­ки Рос­сии и Росмо­лодë­жью. Оно посвя­ще­но 17 тра­ди­ци­он­ным духов­но-нрав­ствен­ным цен­но­стям, утвер­ждëн­ным Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Тема, кото­рая выпа­ла коман­де Дани­и­ла и Поли­ны – гума­низм. Глав­ной зада­чей было отоб­ра­зить тему в соци­аль­ной рекла­ме. Но поми­мо соци­аль­ной рекла­мы, сту­ден­ты сня­ли ролик для наше­го уни­вер­си­те­та.

В слë­те «Наши цен­но­сти» при­ня­ли уча­стие 150 сту­ден­тов из 59 вузов Рос­сии. Участ­ни­ки из 32 горо­дов и ино­стран­ные сту­ден­ты из 16 стран на 5 дней ста­ли слу­ша­те­ля­ми дис­кус­сий от веду­щих экс­пер­тов.

«НЕурок географии»

«НЕурок географии» прошел для студентов университета в Институте морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук.

69 просмотров
Читать

Уче­ные из Инсти­ту­та мор­ской гео­ло­гии и гео­фи­зи­ки про­ве­ли для наших сту­ден­тов увле­ка­тель­ную экс­кур­сию по сво­им лабо­ра­то­ри­ям и выстав­кам, пока­за­ли сту­ден­там про­фес­си­о­наль­ное обо­ру­до­ва­ние для рас­ко­пок и уни­каль­ные образ­цы кам­ней, мине­ра­лов и рас­те­ний!

«НЕурок гео­гра­фии» – это про­све­ти­тель­ский про­ект, кото­рый про­во­дит­ся с целью попу­ля­ри­за­ции гео­гра­фи­че­ских зна­ний, повы­ше­ния инте­ре­са к гео­гра­фии Рос­сии для демон­стра­ции гео­гра­фи­че­ских дости­же­ний, при­ро­до­охран­ной, обра­зо­ва­тель­ной, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти в позна­ва­тель­но-раз­вле­ка­тель­ном фор­ма­те.

В этом году меро­при­я­тия про­ек­та объ­еди­не­ны темой «Вме­сте с при­ро­дой». В отли­чие от стан­дарт­но­го уро­ка, дан­ный про­ект пре­вра­ща­ет про­цесс позна­ния в игру и зани­ма­тель­ное путе­ше­ствие в мир гео­гра­фии и смеж­ных наук.

Выстроить свою карьеру помогут школьникам и студентам в СахГУ

Около 500 студентов и 300 школьников примут участие в новом проекте «Формула карьеры», стартующем в Сахалинском государственном университете.

187 просмотров
Читать

Око­ло 500 сту­ден­тов и 300 школь­ни­ков при­мут уча­стие в новом про­ек­те «Фор­му­ла карье­ры», стар­ту­ю­щем в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те. Про­ект реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках про­грам­мы ака­де­ми­че­ско­го раз­ви­тия «Приоритет-2030.Дальний Восток».

Резуль­та­том рабо­ты про­ек­та как для сту­ден­тов, так и для школь­ни­ков ста­нет раз­ра­бо­тан­ный для каж­до­го из них карьер­ный план с воз­мож­но­стя­ми, с карьер­ны­ми кар­та­ми и пер­спек­ти­ва­ми не про­сто рабо­ты на Саха­лине, а с обос­но­ва­ни­ем карьер­но­го роста в кон­крет­ной ком­па­нии.

– Запуск это­го про­ек­та – логич­ное про­дол­же­ние ини­ци­а­ти­вы губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко о созда­нии пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ных карьер­ных тра­ек­то­рий. Сто­ит отме­тить, что бла­го­да­ря профори­ен­та­ци­он­ной рабо­те кото­рую мы про­во­дим в реги­оне, есть очень хоро­шая дина­ми­ка. Треть посту­пив­ших в этом году пер­во­курс­ни­ков – участ­ни­ки все­воз­мож­ных профори­ен­та­ци­он­ных про­ек­тов вуза, про­филь­ных олим­пи­ад, роди­тель­ских собра­ний и дру­гих актив­но­стей. – отме­ча­ет рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – В этом году, впер­вые за пять лет, мы не толь­ко закры­ли кон­троль­ные циф­ры при­е­ма в уни­вер­си­тет, но и уве­ли­чи­ли их почти на 20%. Ска­жу, что в сле­ду­ю­щем году коли­че­ство бюд­жет­ных мест будет уве­ли­че­но. И мы, пони­мая, что есть такой запрос от роди­те­лей и школь­ни­ков – будем уси­ли­вать нашу рабо­ту в профори­ен­та­ции и делать наш уни­вер­си­тет еще более при­вле­ка­тель­ным для тех, кто хочет учить­ся на Саха­лине и кам­пу­се миро­во­го уров­ня Саха­лин­Тех.

Для школь­ни­ков на пер­вом эта­пе будет про­ве­де­но профори­ен­та­ци­он­ное тести­ро­ва­ние с целью опре­де­лить про­филь под­го­тов­ки. После тести­ро­ва­ния ребя­та будут поде­ле­ны на про­филь­ные груп­пы и при­мут уча­стие в про­ек­те «Шко­ла буду­ще­го сту­ден­та». Там они озна­ко­мят­ся со сво­ей буду­щей про­фес­си­ей, при­мут уча­стие в раз­лич­ных интер­ак­тив­ных мастер-клас­сах, в том чис­ле от инду­стри­аль­ных парт­нё­ров уни­вер­си­те­та.

В свою оче­редь сту­ден­ты так­же прой­дут тест, кото­рый поз­во­лит сде­лать ана­лиз карьер­ных воз­мож­но­стей и соста­вить карьер­ную мат­ри­цу, пока­жет направ­ле­ния для про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния и роста. Сту­ден­ты будут обу­чать­ся в «Ака­де­мии карье­ры», где для них в рам­ках кон­крет­ных про­фи­лей прой­дут недель­ные интен­си­вы от рабо­то­да­те­лей по раз­ным направ­ле­ни­ям: пред­при­ни­ма­тель­ство и биз­нес, инже­нер­ный трек, IT-трек, обра­зо­ва­тель­ные дис­ци­пли­ны и мно­гим дру­гим.

– В пер­спек­ти­ве мы сов­мест­но с агент­ством по раз­ви­тию чело­ве­че­ско­го капи­та­ла созда­дим на сай­те «Нави­га­тор карье­ры» отдель­ную стра­ни­цу уни­вер­си­те­та, где ребё­нок смо­жет выстра­и­вать карьер­ный план по раз­лич­ным направ­ле­ни­ям: это учеб­ная дея­тель­ность, допо­бра­зо­ва­ние, науч­ные меро­при­я­тия и кон­фе­рен­ции, вне­учеб­ная часть, – рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва. – Это рабо­та на пер­спек­ти­ву, и я счи­таю, это важ­ная исто­рия, пото­му что у совре­мен­ной моло­дё­жи цен­ность тру­да была утра­че­на: они не видят себя в рабо­те, на пред­при­я­тии, не пони­ма­ют, зачем ту или иную рабо­ту выпол­нять. Моло­дым людям нуж­но осо­знать свои воз­мож­но­сти, полу­чить пони­ма­ние, что с ними будет через 10 лет, что­бы в даль­ней­шем уве­рен­но ощу­щать себя на рын­ке тру­да.

Стать участ­ни­ком про­ек­та «Фор­му­ла карье­ры» мож­но через реги­стра­цию по ссыл­кам в соц­се­тях уни­вер­си­те­та. Так­же вся инфор­ма­ция по школь­ни­кам будет отправ­ле­на в обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, где тоже будут соби­рать­ся заяв­ки.

Реги­стра­ция про­длит­ся до 5 октяб­ря по ссыл­ке: https://forms.office.com/r/RaEHUCF01S

Кон­суль­та­ции по теле­фо­нам: 8(4242)452379, 8(4242) 452380 или через чат-бот @sprosiSakhGU_bot