Ученики агрокласса провели первое практическое занятие по природоподобным технологиям выращивания растений

Проект объединяет науку, образование и практику для подготовки нового поколения специалистов, способных работать с интеллектуальными агротехнологиями.

155 просмотров
Читать

В уни­каль­ном лабо­ра­тор­ном ком­плек­се ИЕНиТБ, создан­ном в ходе реа­ли­за­ции стра­те­ги­че­ско­го про­ек­та «Раз­ра­бот­ка при­ро­до­по­доб­ной тех­но­ло­гии выра­щи­ва­ния рас­те­ний с задан­ны­ми свой­ства­ми в интел­лек­ту­аль­ной гид­ро­пон­ной систе­ме закры­то­го типа» 4 декаб­ря 2024 года состо­я­лось пер­вое прак­ти­че­ское заня­тие с уча­щи­ми­ся агро­клас­са МАОУ СОШ № 32.

На заня­тии школь­ни­ки позна­ко­ми­лись с инно­ва­ци­он­ной гид­ро­пон­ной уста­нов­кой, изу­чи­ли эта­пы ухо­да за рас­те­ни­я­ми и при­ня­ли уча­стие в пере­сад­ке листо­во­го сала­та. Про­цесс пере­сад­ки сопро­вож­дал­ся объ­яс­не­ни­я­ми пре­по­да­ва­те­лей об осо­бен­но­стях выра­щи­ва­ния рас­те­ний в кон­тро­ли­ру­е­мых усло­ви­ях, роли пита­тель­ных рас­тво­ров и зна­че­нии агро­фо­то­ни­ки для роста и раз­ви­тия куль­тур.

Прак­ти­че­ская часть заня­тия поз­во­ли­ла ребя­там на прак­ти­ке ощу­тить, как совре­мен­ные тех­но­ло­гии дела­ют выра­щи­ва­ние рас­те­ний эффек­тив­ным и эко­ло­гич­ным. Такие заня­тия не толь­ко про­буж­да­ют инте­рес к нау­ке и инно­ва­ци­ям, но и помо­га­ют уча­щим­ся глуб­же понять важ­ность устой­чи­во­го сель­ско­го хозяй­ства и при­ро­до­по­доб­ных под­хо­дов в непро­стых усло­ви­ях рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия Саха­ли­на.

Про­ект про­дол­жа­ет объ­еди­нять нау­ку, обра­зо­ва­ние и прак­ти­ку для под­го­тов­ки ново­го поко­ле­ния спе­ци­а­ли­стов, спо­соб­ных рабо­тать с интел­лек­ту­аль­ны­ми агро­тех­но­ло­ги­я­ми. Сле­ду­ю­щие заня­тия будут посвя­ще­ны изу­че­нию спек­траль­но­го осве­ще­ния и мони­то­рин­га роста рас­те­ний с исполь­зо­ва­ни­ем машин­но­го зре­ния.

Семинар по оказанию бесплатной юридической помощи: В СахГУ эксперты обсудили важные аспекты поддержки участников СВО и их семей

Семинар был организован для специалистов муниципальных образований Сахалинской области и отдела по оказанию бесплатной юридической помощи ОГКУ «Государственное юридическое бюро».

129 просмотров
Читать

В пери­од с 26 нояб­ря по 27 нояб­ря теку­ще­го года Цен­тром непре­рыв­но­го обра­зо­ва­ния сов­мест­но с Агент­ством по обес­пе­че­нию дея­тель­но­сти миро­вых судей Саха­лин­ской обла­сти был про­ве­ден семи­нар по про­грам­ме «Ока­за­ние бес­плат­ной юри­ди­че­ской помо­щи участ­ни­кам СВО и чле­нам их семей, в рам­ках Феде­раль­но­го зако­на от 21.11.2011 года № 324-ФЗ».

Дан­ный семи­нар был про­ве­ден при уча­стии пред­ста­ви­те­лей Мини­стер­ства соци­аль­ной защи­ты Саха­лин­ской обла­сти, Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти, Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния Саха­лин­ской обла­сти, Врио заме­сти­те­ля коман­ди­ра 68 армей­ско­го кор­пу­са по воен­но-поли­ти­че­ской рабо­те г. Южно-Саха­лин­ска, воен­но­го комис­са­ра г. Южно-Саха­линск, помощ­ни­ка воен­но­го про­ку­ро­ра 318 воен­но­го гар­ни­зо­на, началь­ни­ка отде­ле­ния ГКУ «Центр соци­аль­ной под­держ­ки» по г. Южно-Саха­линск, Саха­лин­ско­го фили­а­ла «Фонд защит­ни­ки оте­че­ства», Саха­лин­ско­го ипо­теч­но­го агент­ства.

Семи­нар был орга­ни­зо­ван для спе­ци­а­ли­стов муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний Саха­лин­ской обла­сти и отде­ла по ока­за­нию бес­плат­ной юри­ди­че­ской помо­щи ОГКУ «Госу­дар­ствен­ное юри­ди­че­ское бюро».

В рам­ках про­ве­де­ния семи­на­ра был про­ве­ден Круг­лый стол с обсуж­де­ни­ем и раз­ре­ше­ни­ем мно­же­ства сопут­ству­ю­щих дан­ной теме вопро­сов.

По ито­гам про­ве­де­ния семи­на­ра слу­ша­те­лям были вру­че­ны сер­ти­фи­ка­ты Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

На Сахалине подвели итоги работы регионального отделения Российского общества «Знание» за 2024 год

На заседании были представлены итоги за 11 месяцев 2024 года и намечены планы на 2025 год

123 просмотра
Читать

В рам­ках ито­го­во­го засе­да­ния Наблю­да­тель­но­го сове­та, состо­яв­ше­го­ся в Южно-Саха­лин­ске, пред­се­да­тель реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние», рек­тор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) Алек­сандр Самар­дак пред­ста­вил отчет о дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции за 2024 год и рас­ска­зал о пла­нах на 2025 год.

В 2024 году были достиг­ну­ты зна­чи­тель­ные резуль­та­ты в рам­ках раз­лич­ных тема­ти­че­ских тре­ков. Так, в рам­ках про­ек­та «Зна­ние. Карье­ра» про­ве­де­но 77 лек­ций, собрав­ших 1741 слу­ша­те­ля. Про­ект «Зна­ние. Нау­ка» охва­тил 51 лек­цию с 957 участ­ни­ка­ми, а в рам­ках «Зна­ние. Госу­дар­ство» про­шло 134 лек­ции, собрав­шие более 4000 слу­ша­те­лей. Кро­ме того, про­ек­ты «Знание.Герои» и «Знание.Регионы» так­же про­де­мон­стри­ро­ва­ли высо­кие пока­за­те­ли актив­но­сти. В 2024 году были при­вле­че­ны лек­то­ры из кре­а­тив­но­го обще­ства для орга­ни­за­ции обу­че­ния по повы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных слу­жа­щих.

В насто­я­щее вре­мя наи­бо­лее актив­ная про­све­ти­тель­ская рабо­та наблю­да­ет­ся в круп­ных горо­дах обла­сти. В пла­нах — созда­ние и рас­ши­ре­ние на местах сети амбас­са­до­ров, кото­рые будут спо­соб­ство­вать попу­ля­ри­за­ции зна­ний и обра­зо­ва­тель­ных про­грамм.

Одной из клю­че­вых ини­ци­а­тив явля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние госу­дар­ствен­но­го зака­за на тема­ти­ки, наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ные в реги­оне. Это поз­во­лит более целе­на­прав­лен­но орга­ни­зо­вать обра­зо­ва­тель­ные меро­при­я­тия и повы­сить их эффек­тив­ность.

Важ­ным про­ек­том ста­нет «Дом зна­ний», кото­рый будет реа­ли­зо­ван на пло­щад­ке «Саха­лин­Тех». Это про­стран­ство ста­нет цен­тром для про­ве­де­ния обу­ча­ю­щих семи­на­ров, про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий и обме­на опы­том меж­ду раз­лич­ны­ми реги­о­на­ми. Поми­мо это­го, реги­о­наль­ное отде­ле­ние обще­ства «Зна­ние» будет актив­ным участ­ни­ком мара­фо­на зна­ний, при­уро­чен­но­го к 80-летию Вели­кой Побе­ды.

Сре­ди основ­ных дости­же­ний — успеш­ное сотруд­ни­че­ство со все­ми муни­ци­па­ли­те­та­ми, что поз­во­ли­ло сфор­ми­ро­вать пер­вый кейс госу­дар­ствен­но­го зака­за на 2025 год с пла­ном про­ве­де­ния не менее 1000 лек­ций. – Обще­ство «Зна­ние» про­дол­жа­ет оста­вать­ся важ­ной пло­щад­кой для реа­ли­за­ции как реги­о­наль­ных, так и феде­раль­ных про­ек­тов в обла­сти нау­ки и обра­зо­ва­ния. Мы уве­ре­ны, что сов­мест­ные уси­лия с СахГУ и дру­ги­ми парт­не­ра­ми помо­гут про­дви­гать акту­аль­ные темы и сохра­нять духов­но-нрав­ствен­ные цен­но­сти в обще­стве, – отме­ти­ла министр обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ана­ста­сия Кик­те­ва.

Гостеприимный Сахалин: в СахГУ прошла зимняя международная школа «Диалог с Азией»

Эта уникальная программа предлагает студентам увлекательные возможности для углубленного изучения азиатской культуры.

184 просмотра
Читать

В меро­при­я­тии при­ня­ли уча­стие 100 сту­ден­тов и школь­ни­ков Саха­лин­ской обла­сти. Из них 49 гости из веду­щих ВУЗов РФ . Сре­ди них пред­ста­ви­те­ли таких пре­стиж­ных учеб­ных заве­де­ний, как НИУ ВШЭ, РУДН, Самар­ский наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет име­ни ака­де­ми­ка С.П. Коро­лё­ва, Мос­ков­ский город­ской педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Алтай­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б.Н. Ель­ци­на, Севе­ро-Восточ­ный феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни М. К. Аммо­со­ва, Тихо­оке­ан­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Кро­ме того, в шко­ле участ­ву­ют сту­ден­ты из Мон­го­лии, кото­рые про­хо­дят обу­че­ние в НИУ ВШЭ, а так­же Казах­ста­на. 

В тече­ние неде­ли сту­ден­ты и школь­ни­ки были погру­же­ны в интен­сив­ную учеб­ную про­грам­му, кото­рая вклю­ча­ла лек­ции от пре­по­да­ва­те­лей СахГУ и при­гла­шен­ных экс­пер­тов, а так­же раз­но­об­раз­ные прак­ти­че­ские заня­тия и мастер-клас­сы. 

– Мы рады видеть такой боль­шой инте­рес к нашей шко­ле, — отме­тил рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак. — Шко­ла про­хо­дит в тре­тий раз и про­дол­жа­ет рас­ти, ста­но­вясь насто­я­щим брен­дом. Мы уве­ре­ны, что она ста­нет пло­щад­кой для раз­ра­бот­ки уни­каль­ных про­ек­тов, и мы с радо­стью при­мем уча­стие в них. Пусть ваше пре­бы­ва­ние здесь откро­ет вам новый взгляд на Азию и укре­пит свя­зи меж­ду наши­ми реги­о­на­ми.

В рам­ках Шко­лы про­шел Кон­курс по ино­стран­ным язы­кам «Ост­ров­ной рубеж» по: корей­ско­му, япон­ско­му, китай­ско­му, англий­ско­му язы­кам. Осо­бен­ность кон­кур­са по англий­ско­му язы­ку – все зада­ния на зна­ние Восто­ка. Кон­курс вклю­чал два эта­па пись­мен­ный тест и уст­ный этап. Тема зада­ний уст­но­го эта­па – «Жем­чуж­ное оже­ре­лье Азии». 

– «Диа­лог с Ази­ей» пред­став­ля­ет собой важ­ный шаг впе­ред. Во-пер­вых, этот про­ект под­ра­зу­ме­ва­ет целе­на­прав­лен­ные уси­лия, направ­лен­ные не толь­ко на изу­че­ние ази­ат­ских язы­ков, но и на про­дви­же­ние рус­ско­го язы­ка как ино­стран­но­го, – отме­ти­ла декан Пере­вод­че­ско­го факуль­те­та ФГБОУ ВО Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный линг­ви­сти­че­ский уни­вер­си­тет, г. Москва Ека­те­ри­на Похол­ко­ва. – Мы осо­зна­ём, насколь­ко важ­но пре­по­да­ва­ние рус­ско­го язы­ка, осо­бен­но в усло­ви­ях, когда необ­хо­ди­мо изу­чать мно­же­ство язы­ков. Так­же сто­ит отме­тить зна­че­ние англий­ско­го язы­ка в меж­ву­зов­ских про­ек­тах и семи­на­рах по пере­во­ду.

В парал­лель «Ост­ров­но­му рубе­жу» ино­стран­ные сту­ден­ты из Китая, Кореи, кото­рые уже обу­ча­ют­ся в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те по про­грам­мам обме­на, при­ня­ли уча­стие в Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се худо­же­ствен­но­го сло­ва «Я вас любил», при­уро­чен­ном к 225-летию со дня рож­де­ния Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Этот кон­курс стал важ­ной частью куль­тур­ной жиз­ни уни­вер­си­те­та и поз­во­лил ино­стран­ным сту­ден­там про­де­мон­стри­ро­вать своё мастер­ство вла­де­ния рус­ским язы­ком и глу­бо­кое пони­ма­ние рус­ской лите­ра­ту­ры.

Осо­бое вни­ма­ние было уде­ле­но гастро­но­ми­че­ской части про­грам­мы шко­лы: за неде­лю участ­ни­ки полу­чи­ли уни­каль­ную воз­мож­ность попро­бо­вать основ­ные блю­да восточ­ной кух­ни (китай­ская, корей­ская, япон­ская), а так­же при­ня­ли уча­стие в при­го­тов­ле­нии ази­ат­ских блюд. Завер­шил неде­лю лек­ций, мастер-клас­сов и кон­кур­сов в рам­ках Меж­ду­на­род­ной шко­лы «Диа­лог с Ази­ей» K‑POP Dance Fest 2024». Его участ­ни­ка­ми ста­ли кол­лек­ти­вы област­но­го цен­тра.

Меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» про­хо­дит в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

Будущее водородной энергетики: студенты магистратуры СахГУ углубили свои знания в водородной энергетике

Инженеры МФТИ, участвующие в запуске и конструкторских работах на водородном полигоне, провели обучение для студентов и будущих специалистов полигона в рамках запуска оборудования в опытную эксплуатацию.

138 просмотров
Читать

Это обу­че­ние направ­ле­но на под­го­тов­ку мест­ных спе­ци­а­ли­стов для обслу­жи­ва­ния уни­каль­но­го обо­ру­до­ва­ния, уста­нов­лен­но­го на поли­гоне. Участ­ни­ка­ми ста­ли сту­ден­ты маги­стра­ту­ры СахГУ, инже­не­ры СКБ САМИ и Саха­линэнер­го.

Про­грам­ма вклю­чи­ла тео­ре­ти­че­ский курс и прак­ти­че­скую часть, где слу­ша­те­ли смог­ли озна­ко­мить­ся с обо­ру­до­ва­ни­ем непо­сред­ствен­но на поли­гоне. Инже­не­ры МФТИ обес­пе­чи­ли доступ­ность всех экс­пе­ри­мен­таль­ных уста­но­вок, рас­ска­за­ли о тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сах каж­до­го и отве­ти­ли на вопро­сы.

Напом­ним, что Саха­лин­ская область – пер­вый реги­он, где был открыт водо­род­ный поли­гон для отра­бот­ки и тести­ро­ва­ния тех­но­ло­гий водо­род­ной энер­ге­ти­ки.

Дирек­тор Восточ­но­го Водо­род­но­го кла­сте­ра Андрей Гор­бу­нов, отме­тил, что обу­че­ние вызва­ло боль­шой инте­рес у сту­ден­тов и помог­ло луч­ше понять тех­ни­че­ские пара­мет­ры и рабо­ту обо­ру­до­ва­ния.

— Это обу­че­ние — важ­ный шаг для наших сту­ден­тов на их про­фес­си­о­наль­ном пути. В маги­стра­ту­ре СахГУ по водо­род­ной энер­ге­ти­ке мы гото­вим первую вол­ну спе­ци­а­ли­стов, кото­рые будут рабо­тать в энер­ге­ти­ке буду­ще­го. Мы уве­ре­ны и созда­ем все необ­хо­ди­мые усло­вия, что­бы по окон­ча­нии маги­стра­ту­ры все наши выпуск­ни­ки нашли свое место в водо­род­ной отрас­ли, — под­черк­нул Андрей Нико­ла­е­вич.

Помощник в образовании, медицине и спорте. На лекции AI Journey в Южно-Сахалинске рассказали о применении искусственного интеллекта

19 ноября 2024 года в Южно-Сахалинске прошла серия лекций по искусственному интеллекту

258 просмотров
Читать

Сбер про­вёл в Южно-Саха­лин­ске серию лек­ций по искус­ствен­но­му интел­лек­ту (AI) в рам­ках еже­год­ной меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции AI Journey («Путе­ше­ствие в мир искус­ствен­но­го интел­лек­та»). Меро­при­я­тие про­шло на пло­щад­ке Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. В нём при­ня­ли уча­стие более 350 чело­век: сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей реги­о­наль­ных вузов, пред­при­ни­ма­те­лей и пред­ста­ви­те­лей орга­нов вла­сти, кото­рые сле­дят за послед­ни­ми трен­да­ми в сфе­ре искус­ствен­но­го интел­лек­та и инте­ре­су­ют­ся тема­ми иссле­до­ва­ний и ана­ли­за дан­ных, машин­но­го обу­че­ния.

Меро­при­я­тие открыл Алек­сандр Сне­ги­рёв, министр циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти:

«Искус­ствен­ный интел­лект окру­жа­ет нас повсю­ду. Поми­мо быто­вых задач, в кото­рых он помо­га­ет еже­днев­но, есть и зада­чи в сфе­рах народ­но­го хозяй­ства, госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Саха­лин­ская область осу­ществ­ля­ет мас­штаб­ную про­грам­му AI-транс­фор­ма­ции реги­о­на, в рам­ках кото­рой искус­ствен­ный интел­лект уже при­ме­ня­ет­ся для повы­ше­ния каче­ства жиз­ни в реги­оне, в част­но­сти, для повы­ше­ния без­опас­но­сти на ули­цах, доро­гах и про­из­вод­ствах, внед­ре­ния доступ­ной и чело­ве­ко­цен­трич­ной меди­ци­ны, авто­ма­ти­за­ции соци­аль­ных и ком­му­наль­ных сер­ви­сов для жите­лей, улуч­ше­ния эко­ло­гии».

Рек­тор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сандр Самар­дак в сво­ём выступ­ле­нии отме­тил, что сего­дня сту­ден­ты всё чаще при­бе­га­ют к помо­щи AI при рабо­те над науч­ны­ми про­ек­та­ми. Одна­ко, по его мне­нию, при­ме­не­ние AI долж­но быть стро­го регла­мен­ти­ро­ва­но, что­бы оно не сво­ди­лось к авто­ма­ти­че­ско­му созда­нию тек­стов. Рек­тор выра­зил жела­ние, что­бы участ­ни­ки кон­фе­рен­ции обсу­ди­ли, каким обра­зом сле­ду­ет внед­рять такие тех­но­ло­гии. Он под­черк­нул, что без исполь­зо­ва­ния пере­до­вых инстру­мен­тов про­гресс будет замед­лять­ся.

Веду­щие рос­сий­ские иссле­до­ва­те­ли рас­ска­за­ли, какой вклад в раз­ви­тие стра­ны вно­сят тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та: от адап­тив­ных алго­рит­мов обу­че­ния до спор­тив­ной ана­ли­ти­ки и муль­ти­мо­даль­ных меди­цин­ских асси­стен­тов.

Так, Артём Пичу­гин, R&D Product Manager АНО «Шко­ла 21» рас­ска­зал о при­ме­не­нии искус­ствен­но­го интел­лек­та в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се и поде­лил­ся реко­мен­да­ци­я­ми, как исполь­зо­вать AI с поль­зой для обу­че­ния.

Яна Чаруй­ская, испол­ни­тель­ный дирек­тор управ­ле­ния экс­пе­ри­мен­таль­ных систем машин­но­го обу­че­ния рас­ска­за­ла о новой раз­ра­бот­ке Сбе­ра — гене­ра­ции 3D-кон­тен­та с помо­щью искус­ствен­но­го интел­лек­та. Тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет созда­вать трёх­мер­ные объ­ек­ты на осно­ве тек­сто­вых опи­са­ний или изоб­ра­же­ний. Спи­кер поде­ли­лась резуль­та­та­ми срав­не­ния моде­ли с дру­ги­ми реше­ни­я­ми на рын­ке и инфор­ма­ци­ей о том, где такая тех­но­ло­гия может при­го­дить­ся на прак­ти­ке.

Кон­стан­тин Митин, мене­джер Цен­тра чело­ве­ко­цен­трич­но­го AI Сбе­ра рас­ска­зал о при­ме­не­нии AI в спор­тив­ной инду­стрии, как AI-систе­ма помо­га­ет спортс­ме­нам и тре­не­рам в рабо­те и выяв­ле­нии талант­ли­вых детей.

Гали­на Зуб­ко­ва, руко­во­ди­тель направ­ле­ния Лабо­ра­то­рии искус­ствен­но­го интел­лек­та Сбе­ра пред­ста­ви­ла доклад о муль­ти­мо­даль­ном меди­цин­ском помощ­ни­ке, кото­рый соче­та­ет в себе воз­мож­но­сти боль­ших язы­ко­вых моде­лей со спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми меди­цин­ски­ми моде­ля­ми. AI-инстру­мент пер­спек­ти­вен для сфе­ры здра­во­охра­не­ния бла­го­да­ря спо­соб­но­сти ана­ли­зи­ро­вать тек­сто­вые дан­ные и визу­аль­ный кон­текст поль­зо­ва­те­ля с помо­щью при­выч­ной каме­ры смарт­фо­на или ноут­бу­ка.

Мак­сим Алё­шин, к.ф.-м.н., стар­ший инже­нер-иссле­до­ва­тель Скол­ков­ско­го инсти­ту­та нау­ки и тех­но­ло­гий рас­крыл тему обра­бот­ки муль­ти­мо­даль­ных дан­ных с помо­щью AI для реше­ния задач мони­то­рин­га окру­жа­ю­щей сре­ды. Так, в послед­ние годы искус­ствен­ный интел­лект всё чаще исполь­зу­ет­ся для реше­ния эко­ло­ги­че­ских задач и про­стран­ствен­но­го мони­то­рин­га, что поз­во­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать боль­шие тер­ри­то­рии и при­ни­мать более обос­но­ван­ные управ­лен­че­ские реше­ния.

Евге­ний Собо­лев, руко­во­ди­тель Саха­лин­ско­го цен­тра искус­ствен­но­го интел­лек­та СахГУ рас­ска­зал о при­ме­не­нии алго­рит­мов машин­но­го и глу­бо­ко­го обу­че­ния для авто­ма­ти­за­ции и уско­ре­ния про­цес­са обна­ру­же­ния дефек­тов дорож­но­го покры­тия по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми мето­да­ми.

AI Journey прой­дёт в Москве с 11 по 13 декаб­ря. Клю­че­вая идея кон­фе­рен­ции о воз­мож­но­стях AI на бла­го чело­ве­ка гово­рит о том, чего люди и орга­ни­за­ции ожи­да­ют от искус­ствен­но­го интел­лек­та и в чём видят его роль, как AI-тех­но­ло­гии помо­га­ют людям и биз­не­су в дости­же­нии устой­чи­во­го буду­ще­го. Меро­при­я­тие состо­ит­ся в гибрид­ном фор­ма­те, будет орга­ни­зо­ва­на онлайн-транс­ля­ция на сай­те www.aij.ru.

Всероссийский круглый стол СахГУ и НИУ ВШЭ «Травма и память индустриализации: стратегии осмысления»

Эксперты из России и Финляндии обсудили индустриальное наследие

119 просмотров
Читать

C 20 по 21 нояб­ря 2024 года в рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та Зер­каль­ной лабо­ра­то­рии НИУ ВШЭ – Пермь и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) успеш­но про­шел II Все­рос­сий­ский круг­лый стол «Трав­ма и память инду­стри­а­ли­за­ции: стра­те­гии осмыс­ле­ния». Меро­при­я­тие про­хо­ди­ло в гибрид­ном фор­ма­те и объ­еди­ни­ло иссле­до­ва­те­лей и музей­ных экс­пер­тов из Фин­лян­дии, Пер­ми, Санкт-Петер­бур­га, Южно-Саха­лин­ска, Маг­ни­то­гор­ска, Ниж­не­го Таги­ла, Сале­хар­да и Ека­те­рин­бур­га.

В этом году круг­лый стол про­дол­жил тра­ди­цию обсуж­де­ния вопро­сов инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, зало­жен­ную в 2023 году. В рам­ках меро­при­я­тия были пред­став­ле­ны докла­ды, посвя­щен­ные клю­че­вым аспек­там сохра­не­ния инду­стри­аль­но­го насле­дия и его осмыс­ле­ния в куль­тур­ной памя­ти раз­лич­ных реги­о­нов Рос­сии.

Клю­че­вые докла­ды, пред­став­лен­ные саха­лин­ски­ми экс­пер­та­ми:

  1. Инду­стри­аль­ное насле­дие: созда­ние и реги­стра­ция антро­по­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са – Сала­то­ва Алек­сандра Алек­сан­дров­на, к. соц. н., СахГУ, и Пан­те­ле­е­ва Лилия Михай­лов­на, к. филол. н., НИУ ВШЭ – Пермь.
  2. Обра­зы про­мыш­лен­ных тер­ри­то­рий Саха­ли­на в памя­ти его жите­лей – Пашен­це­ва Евге­ния Алек­сан­дров­на, Саха­лин­ский област­ной кра­е­вед­че­ский музей.
  3. Инду­стри­а­ли­за­ция Север­но­го Саха­ли­на в 1930‑е гг.: вопро­сы сохра­не­ния исто­ри­че­ской памя­ти – Пота­по­ва Ната­лья Вла­ди­ми­ров­на, д. ист. н., СахГУ.

Отдель­ным собы­ти­ем в рам­ках круг­ло­го сто­ла ста­ла пре­зен­та­ция авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы (АИС) «Антро­по­ло­гия тру­да», создан­ной сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми сотруд­ни­ков НИУ ВШЭ и СахГУ. Эта систе­ма, заре­ги­стри­ро­ван­ная в 2024 году в Роспа­тен­те, поз­во­ля­ет авто­ма­ти­зи­ро­вать поиск фото и тек­сто­вым доку­мен­там по антро­по­ло­гии тру­да инду­стри­аль­но­го пери­о­да.

В завер­ше­ние круг­ло­го сто­ла участ­ни­ки под­черк­ну­ли зна­чи­мость даль­ней­шей рабо­ты по сохра­не­нию памя­ти об инду­стри­а­ли­за­ции, а так­же обме­ня­лись иде­я­ми для новых про­ек­тов и иссле­до­ва­ний в этой обла­сти.

Справ­ка о про­ек­те:

В 2023 году СахГУ и НИУ ВШЭ объ­еди­ни­лись в сов­мест­ный иссле­до­ва­тель­ский про­ект в рам­ках кон­кур­са «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — «Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра: циф­ро­вые реше­ния для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы». В про­ек­те объ­еди­ни­лись кол­лек­ти­вы уче­ных из НИУ ВШЭ – Пермь и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, чьи науч­ные инте­ре­сы сфо­ку­си­ро­ва­ны на акту­аль­ных про­бле­мах соци­аль­но-гума­ни­тар­но­го зна­ния, инфор­ма­ти­ки и про­мыш­лен­ных тех­но­ло­гий.

Основ­ная идея про­ек­та заклю­ча­ет­ся в раз­ра­бот­ке меж­дис­ци­пли­нар­но­го и циф­ро­во­го инстру­мен­та­рия для ана­ли­за мар­ке­ров, арте­фак­тов и эффек­тов инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, а так­же реа­ли­за­ции меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го вза­и­мо­дей­ствия вузов с музе­я­ми по сохра­не­нию и попу­ля­ри­за­ции инду­стри­аль­но­го насле­дия.

Науч­ные кол­лек­ти­вы направ­ля­ют уси­лия на изу­че­ние ком­плек­са инду­стри­аль­ных фено­ме­нов, кото­рые нашли вопло­ще­ние в линг­во­куль­тур­ных зна­ках и их ассо­ци­а­тив­но-образ­ных осно­ва­ни­ях, обра­зе про­фес­сии и моти­ва­ци­ях к тру­до­вым мигра­ци­ям, пове­ден­че­ских пат­тер­нах и их детер­ми­нан­тах, куль­тур­ной иден­тич­но­сти инду­стри­аль­но­го горо­да и эффек­тив­ных стра­те­ги­ях ее про­дви­же­ния. Объ­еди­не­ние в кол­лек­ти­ве про­ек­та про­фес­си­о­на­лов из тех­но­ло­го-эко­ло­ги­че­ской и соци­аль­но-гума­ни­тар­ной сфе­ры – уче­ных, чьи иссле­до­ва­ния направ­ле­ны на ана­лиз при­род­но-про­мыш­лен­ных при­род­ных ланд­шаф­тов и куль­тур­ных эффек­тов инду­стри­аль­ной про­мыш­лен­но­сти, – поз­во­ля­ет выстро­ить ком­плекс­ный под­ход к ана­ли­зу инду­стри­аль­ных явле­ний.

Науч­ные груп­пы раз­ра­ба­ты­ва­ют авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную инфор­ма­ци­он­ную систе­му, в осно­ве кото­рой лежат уни­каль­ные антро­по­ло­ги­че­ские мате­ри­а­лы о тру­до­вой куль­ту­ре рабо­чих на совет­ских пред­при­я­ти­ях гор­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. Иссле­до­ва­те­ли рабо­та­ют над созда­ни­ем и реа­ли­за­ци­ей про­грам­мы по меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­но­му иссле­до­ва­тель­ско­му вза­и­мо­дей­ствию с реги­о­наль­ны­ми музе­я­ми, кото­рая поспо­соб­ству­ет раз­ви­тию совре­мен­ных форм науч­но­го ковор­кин­га, зна­чи­тель­но повли­я­ет на рас­ши­ре­ние мате­ри­а­ла иссле­до­ва­ния и спо­со­бов его науч­ной и науч­но-попу­ляр­ной акту­а­ли­за­ции.

Сотрудники университета прошли обучение на «Фабрике процессов»

22 ноября сотрудники университета обучались навыкам бережливого производства с использованием учебной площадки «Фабрика процессов». Обучение прошло на базе ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека».

149 просмотров
Читать

Зада­ча фаб­ри­ки про­цес­сов – обу­че­ние, направ­лен­ное на фор­ми­ро­ва­ние логи­че­ско­го мыш­ле­ния, уме­ния видеть кри­ти­че­ские точ­ки и поте­ри. В про­цес­се прак­ти­че­ско­го обу­че­ния участ­ни­ки полу­ча­ют опыт ана­ли­за и совер­шен­ство­ва­ния рабо­че­го про­цес­са, исполь­зуя прин­ци­пы и инстру­мен­ты береж­ли­вых тех­но­ло­гий.

В фор­ме игро­во­го тре­нин­га отра­ба­ты­ва­лись два про­цес­са: «Путь кни­ги в биб­лио­те­ке» и «Путь тема­ти­че­ско­го запро­са». Ока­зав­шись в роли сотруд­ни­ков биб­лио­те­ки, обе коман­ды уни­вер­си­те­та успеш­но спра­ви­лись с прак­ти­че­ски­ми зада­ча­ми, нашли пути опти­ми­за­ции про­цес­сов и реа­ли­зо­ва­ли их на прак­ти­ке.

Бла­го­да­рим наших кол­лег – и. о. дирек­то­ра М. В. Вол­ко­ву и тре­не­ров Саха­лин­ской област­ной уни­вер­саль­ной науч­ной биб­лио­те­ки за инте­рес­ное и полез­ное обу­че­ние.

На Сахалине реализован проект по выращиванию дальневосточного трепанга по технологии BioFloc

Специалисты СахГУ вырастили ценный пищевой моллюск — дальневосточный трепанг — в заводских условиях.

166 просмотров
Читать

Спе­ци­а­ли­сты Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та реа­ли­зо­ва­ли про­ект по выра­щи­ва­нию цен­но­го пище­во­го мол­люс­ка — даль­не­во­сточ­но­го тре­пан­га — в завод­ских усло­ви­ях. Уни­каль­ность про­ек­та состо­ит в том, что при его реа­ли­за­ции впер­вые в мире была при­ме­не­на тех­но­ло­гия BioFloc при выра­щи­ва­нии мор­ской аква­куль­ту­ры.

Био­тех­но­ло­гия BioFloc, раз­ра­бо­тан­ная в 1970‑е годы во Фран­ции, осно­ва­на на вклю­че­нии в про­из­вод­ствен­ную эко­си­сте­му мик­роб­ных сооб­ществ. Мик­ро­ор­га­низ­мы очи­ща­ют сре­ду от отхо­дов жиз­не­де­я­тель­но­сти выра­щи­ва­е­мых живот­ных, а сами скоп­ле­ния бак­те­рий (био­фло­ки) слу­жат для них допол­ни­тель­ным источ­ни­ком бел­ко­вой пищи. Подоб­ная тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет сни­зить опе­ра­ци­он­ные рас­хо­ды и повы­ша­ет эффек­тив­ность аква­куль­тур­ных хозяйств.

До сих пор даль­не­во­сточ­но­го тре­пан­га в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах выра­щи­ва­ли толь­ко в При­мор­ском крае. На Саха­лине такой экс­пе­ри­мент про­во­дил­ся впер­вые. При этом, как под­чер­ки­ва­ют раз­ра­бот­чи­ки, Саха­лин­ская область обла­да­ет гигант­ским потен­ци­а­лом в обла­сти мор­ской аква­куль­ту­ры. Ост­ров рас­по­ло­жен меж­ду дву­мя тре­пан­го­нос­ны­ми реги­о­на­ми с раз­ны­ми пери­о­да­ми созре­ва­ния осо­бей.

«Таким обра­зом, в пер­спек­ти­ве откры­ва­ет­ся воз­мож­ность более деталь­но­го изу­че­ния реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей голо­ту­рий, а так­же поис­ка отве­та на вопрос, поче­му же в Китае столь высо­ко ценит­ся имен­но куриль­ский тре­панг», — отме­ча­ет­ся в пресс-рели­зе вуза.

Про­ме­жу­точ­ные резуль­та­ты, полу­чен­ные в нояб­ре теку­ще­го года, сви­де­тель­ству­ют об устой­чи­во­сти сре­ды BioFloc в мор­ской воде и бла­го­при­ят­ном сим­би­о­зе моло­ди тре­пан­га с гете­ро­троф­ны­ми бак­те­ри­я­ми. В пер­спек­ти­ве — тести­ро­ва­ние био­фло­ко­вой сре­ды в усло­ви­ях реаль­но­го про­из­вод­ства, а так­же полу­че­ние устой­чи­вых пока­за­те­лей роста гид­ро­бион­тов на пло­щад­ках про­мыш­лен­ной аква­куль­ту­ры.

Про­ект под­дер­жан Мино­бр­на­у­ки Рос­сии в рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030».

СахГУ принял участие в Дальневосточном форуме «Бережливые технологии»–2024

Это ежегодное мероприятие, которое собирает ведущих экспертов и профессионалов в области повышения эффективности.

156 просмотров
Читать

Даль­не­во­сточ­ный форум «Береж­ли­вые технологии»–2024 про­шёл 18–19 октяб­ря в Южно-Саха­лин­ске. Основ­ная цель фору­ма – обмен опы­том в сфе­ре при­ме­не­ния береж­ли­вых тех­но­ло­гий по клю­че­вым направ­ле­ни­ям:

  • эффек­тив­ное управ­ле­ние реги­о­ном;
  • эффек­тив­ность в обра­зо­ва­нии;
  • эффек­тив­ность в соци­аль­ной сфе­ре;
  • эффек­тив­ный авиа­ци­он­ный кла­стер (авиа­ком­па­нии и аэро­пор­ты).

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет в рам­ках экс­кур­си­он­ной про­грам­мы посе­ще­ния учре­жде­ний сфе­ры обра­зо­ва­ния позна­ко­мил участ­ни­ков фору­ма с новы­ми струк­тур­ны­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми и науч­ны­ми лабо­ра­то­ри­я­ми уни­вер­си­те­та.

19 октяб­ря в про­цес­се рабо­ты сек­ции «Эффек­тив­ность в обра­зо­ва­нии» участ­ни­ки фору­ма пре­зен­то­ва­ли луч­шие прак­ти­ки реги­о­нов по повы­ше­нию эффек­тив­но­сти и каче­ства обра­зо­ва­ния детей и моло­дё­жи, резуль­та­ты про­ек­та «Дебю­ро­кра­ти­за­ция» в шко­лах, рас­ска­за­ли об опти­ми­за­ции раз­лич­ных про­цес­сов в вузах. Рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак высту­пил с докла­дом «СахалинТех.СахГУ-2035 – береж­ли­вый уни­вер­си­тет поко­ле­ния 4.0», в кото­ром пред­ста­вил основ­ные тра­ек­то­рии раз­ви­тия уни­вер­си­те­та с опо­рой на гло­баль­ные трен­ды в обра­зо­ва­нии и поде­лил­ся опы­том реа­ли­за­ции про­ек­тов в сфе­ре береж­ли­вых тех­но­ло­гий.