ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «НАУКА 0+»

Главная цель фестиваля — популяризация науки среди аудитории всех возрастов.

127 просмотров
Читать

Интер­ак­тив­ные выстав­ки, науч­ные шоу, лек­ции име­ни­тых уче­ных, увле­ка­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты, экс­кур­сии, науч­ные вик­то­ри­ны – всё это и мно­гое дру­гое вы смо­же­те уви­деть в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те!

Фести­валь поз­во­лит при­влечь вни­ма­ние его участ­ни­ков к послед­ним науч­ным дости­же­ни­ям, объ­яс­нить слож­ные науч­ные кон­цеп­ции про­стым и доступ­ным язы­ком, а так­же вдох­но­вить моло­дое поко­ле­ние на карье­ру в науч­ной сфе­ре.

Кро­ме того, фести­валь нау­ки предо­став­ля­ет уче­ным и сту­ден­там плат­фор­му для обме­на опы­том, зна­ни­я­ми и новы­ми иде­я­ми. Они спо­соб­ству­ют раз­ви­тию меж­дис­ци­пли­нар­но­го сотруд­ни­че­ства и созда­нию свя­зей меж­ду раз­лич­ны­ми науч­ны­ми сооб­ще­ства­ми.

К уча­стию в меро­при­я­ти­ях фести­ва­ля при­гла­ша­ют­ся уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, сту­ден­ты учре­жде­ний сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, роди­те­ли, учи­те­ля и педа­го­ги. 

Фести­валь вклю­ча­ет в себя 60 меро­при­я­тий (науч­ные лек­ции, интел­лек­ту­аль­ные игры, мастер-клас­сы, круг­лые сто­лы) и прой­дет на раз­ных пло­щад­ках уни­вер­си­те­та и парт­не­ров наше­го вуза. 

Озна­комь­тесь с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Для уча­стия в меро­при­я­ти­ях школь­ни­кам необ­хо­ди­мо до 15 нояб­ря 2024 г. прой­ти реги­стра­цию по сле­ду­ю­щей ссыл­ке Фести­валь НАУКА 0+ 2024 г. Южно-Саха­линск

Откройте для себя новое в Десятилетие науки!

По всей стране реализуются тысячи тематических мероприятий, направленных на развитие и популяризацию науки: от новых конкурсов и олимпиад до проектов научного волонтерства и запуска новых маршрутов научно-популярного туризма.

73 просмотра
Читать

При­со­еди­няй­тесь к сооб­ще­ству «наука.рф», что­бы най­ти отве­ты на самые захва­ты­ва­ю­щие вопро­сы, погру­зить­ся в мир науч­ных откры­тий и полу­чить под­держ­ку на каж­дом эта­пе вашей науч­ной карье­ры!

И, конеч­но, под­пи­сы­вай­тесь на регу­ляр­ную рас­сыл­ку сай­та Деся­ти­ле­тия нау­ки и тех­но­ло­гий «наука.рф» , что­бы рас­ти и раз­ви­вать­ся в про­фес­си­о­наль­ной сре­де, быть в кур­се ново­стей о науч­ных дости­же­ни­ях и откры­ти­ях.

Уве­ре­ны, что наши мате­ри­а­лы будут полез­ны и инте­рес­ны каж­до­му.

Дорогие сотрудники и студенты СахГУ!

Сегодня мы отмечаем важный и значимый праздник — День народного единства!

83 просмотра
Читать

Сего­дня мы отме­ча­ем важ­ный и зна­чи­мый празд­ник — День народ­но­го един­ства! В этот день мы вспо­ми­на­ем о том, как в 1612 году наши пред­ки объ­еди­ни­лись, что­бы отсто­ять сво­бо­ду и неза­ви­си­мость сво­ей роди­ны. Это был момент, когда сме­лость, реши­мость и един­ство людей ста­ли зало­гом побе­ды над вра­гом.

Пусть дух един­ства, кото­рый вдох­нов­лял наших пред­ков, напол­ня­ет и нас! Мы — часть вели­кой исто­рии, и имен­но сего­дня у нас есть воз­мож­ность создать новые стра­ни­цы это­го пути. Пусть в нашем уни­вер­си­те­те царит атмо­сфе­ра сотруд­ни­че­ства и вза­и­мо­по­ни­ма­ния, где каж­дый из нас может вне­сти свой вклад в общее дело.

Давай­те будем стре­мить­ся к новым зна­ни­ям, под­дер­жи­вать друг дру­га и вме­сте пре­одо­ле­вать все пре­гра­ды. Пусть этот день ста­нет напо­ми­на­ни­ем о том, что толь­ко вме­сте мы можем достичь вели­ких целей и постро­ить пере­до­вой уни­вер­си­тет.

С празд­ни­ком, доро­гие дру­зья! Пусть един­ство и сила наше­го духа ведут нас к новым свер­ше­ни­ям и побе­дам!

Всё начинается с семьи

В Сахалинском государственном университете 16 октября состоялась встреча ректора СахГУ Александра Самардака с молодыми семьями. Мероприятие было организовано в рамках Года семьи, объявленного Президентом РФ Владимиром Путиным. В формате беседы участники смогли обсудить существующие льготы, программы и проекты для молодых семей, действующие в Сахалинской области.

208 просмотров
Читать

При­гла­шён­ны­ми гостя­ми ста­ли началь­ник отде­ла семей­ной поли­ти­ки Мини­стер­ства соци­аль­ной защи­ты Саха­лин­ской обла­сти Гали­на Щеко­то­ва, дирек­тор Цен­тра моло­дёж­ных ини­ци­а­тив Южно-Саха­лин­ска Олег Гор­то­ва­нов, дирек­тор Депар­та­мен­та моло­дёж­ной поли­ти­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Ека­те­ри­на Воло­хо­вич и началь­ник отде­ла про­грамм выс­ше­го обра­зо­ва­ния уни­вер­си­те­та Лина Крас­но­ба­е­ва.

– Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет актив­но под­дер­жи­ва­ет сту­ден­че­ское сооб­ще­ство, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние моло­дым семьям. Око­ло 60 семей обу­ча­ют­ся в нашем уни­вер­си­те­те и кол­ле­джах, – отме­тил Алек­сандр Самар­дак. – В Год семьи осо­бен­но важ­но учи­ты­вать потреб­но­сти этой кате­го­рии сту­ден­тов. Моло­дые роди­те­ли долж­ны пони­мать, какие госу­дар­ствен­ные меры под­держ­ки доступ­ны им во вре­мя обу­че­ния, рож­де­ния ребён­ка и декрет­но­го отпус­ка. В нашем вузе раз­ра­бо­та­на спе­ци­аль­ная про­грам­ма под­держ­ки таких семей.

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те реа­ли­зу­ет­ся ком­плекс мер под­держ­ки для сту­ден­че­ских семей. Эти меры вклю­ча­ют как мате­ри­аль­ную, так и инфра­струк­тур­ную помощь.

Мате­ри­аль­ная под­держ­ка вклю­ча­ет:

  1. Помощь обу­ча­ю­щим­ся при рож­де­нии ребен­ка – еди­но­ра­зо­вая выпла­та, кото­рая помо­га­ет моло­дым роди­те­лям спра­вить­ся с пер­вы­ми рас­хо­да­ми на ново­рож­ден­но­го.
  2. Еди­но­ра­зо­вая помощь нахо­дя­щим­ся в отпус­ке по бере­мен­но­сти и родам – финан­со­вая под­держ­ка для жен­щин, вре­мен­но неспо­соб­ных посе­щать заня­тия по состо­я­нию здо­ро­вья.
  3. Еди­но­ра­зо­вая помощь жен­щи­нам, встав­шим в ран­ние сро­ки бере­мен­но­сти на учет в меди­цин­ском учре­жде­нии – поощ­ре­ние ответ­ствен­но­го под­хо­да к здо­ро­вью буду­щей мате­ри и ребен­ка.
  4. Еди­но­ра­зо­вая помощь всту­пив­шим в брак – финан­со­вая под­держ­ка для укреп­ле­ния моло­дой семьи.
    Инфра­струк­тур­ная под­держ­ка вклю­ча­ет:
  5. Выде­ле­ние семей­ных ком­нат в обще­жи­ти­ях для состо­я­щих в заре­ги­стри­ро­ван­ном бра­ке – ком­форт­ное про­жи­ва­ние для сту­ден­че­ских пар с воз­мож­но­стью созда­ния домаш­не­го уюта.
  6. Предо­став­ле­ние мебе­ли во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние – пред­ме­ты пер­вой необ­хо­ди­мо­сти для обу­строй­ства жило­го про­стран­ства.
    Таким обра­зом, уни­вер­си­тет забо­тит­ся о бла­го­по­лу­чии сво­их сту­ден­тов, созда­вая бла­го­при­ят­ные усло­вия для успеш­но­го сов­ме­ще­ния уче­бы и семей­ной жиз­ни.
    Кро­ме того, началь­ник отде­ла семей­ной поли­ти­ки Мини­стер­ства соци­аль­ной защи­ты Саха­лин­ской обла­сти Гали­на Щеко­то­ва более подроб­но пред­ста­ви­ла спи­сок госу­дар­ствен­ных и реги­о­наль­ных мер под­держ­ки моло­дых семей:
  7. Про­грам­ма «Моло­дая семья» – предо­став­ля­ет суб­си­дии на при­об­ре­те­ние жилья для моло­дых семей.
  8. Мате­рин­ский капи­тал – финан­со­вая под­держ­ка, предо­став­ля­е­мая семьям при рож­де­нии вто­ро­го и после­ду­ю­щих детей.
  9. Посо­бие для мало­обес­пе­чен­ных бере­мен­ных – еже­ме­сяч­ная денеж­ная выпла­та жен­щи­нам, нахо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции.
  10. Посо­бие по бере­мен­но­сти и родам – ком­пен­са­ция зара­бот­ной пла­ты за пери­од вре­мен­ной нетру­до­спо­соб­но­сти по при­чине бере­мен­но­сти и родов.
  11. Еди­но­вре­мен­ная выпла­та при рож­де­нии ребен­ка – разо­вая финан­со­вая помощь, предо­став­ля­е­мая роди­те­лям после рож­де­ния ребен­ка – 54 444 руб­лей, а для сту­ден­че­ской семьи выпла­та состав­ля­ет 57 438 руб­лей;
  12. Еже­ме­сяч­ное посо­бие на ребен­ка до 1,5 лет – еже­ме­сяч­ные выпла­ты, пред­на­зна­чен­ные для ухо­да за ребен­ком в пер­вые пол­то­ра года его жиз­ни.
  13. Еже­ме­сяч­ное посо­бие на ребен­ка до 3 лет – выпла­ты, про­дол­жа­ю­щи­е­ся после дости­же­ния ребен­ком воз­рас­та 1,5 лет до трех­лет­не­го воз­рас­та.

Эти меры направ­ле­ны на под­держ­ку моло­дых семей на всех эта­пах – от пла­ни­ро­ва­ния бере­мен­но­сти до вос­пи­та­ния детей, обес­пе­чи­вая финан­со­вую ста­биль­ность и ком­форт­ные усло­вия для роста и раз­ви­тия семей.

Что­бы полу­чить выпла­ты от уни­вер­си­те­та или кон­суль­та­цию по доступ­ным мерам под­держ­ки, сту­ден­ты могут обра­тить­ся в Депар­та­мент моло­дёж­ной поли­ти­ки по адре­су: Ком­му­ни­сти­че­ский про­спект, 33, каби­нет №25. Кро­ме того, допол­ни­тель­ные выпла­ты мож­но офор­мить через мест­ное отде­ле­ние соци­аль­ной защи­ты насе­ле­ния или через еди­ный пор­тал «Госус­лу­ги».

Для оформ­ле­ния госу­дар­ствен­ной под­держ­ки через соци­аль­ную защи­ту, сту­ден­там необ­хо­ди­мо предо­ста­вить сле­ду­ю­щие доку­мен­ты:

  1. Заяв­ле­ние на полу­че­ние соот­вет­ству­ю­щей выпла­ты.
  2. Пас­порт граж­да­ни­на Рос­сий­ской Феде­ра­ции.
  3. Доку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие ста­тус сту­ден­че­ской семьи (сви­де­тель­ство о бра­ке, сви­де­тель­ство о рож­де­нии ребён­ка).
  4. Доку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие дохо­ды каж­до­го чле­на семьи (справ­ка о дохо­дах, выпис­ка из бан­ка).
  5. Справ­ка из учеб­но­го заве­де­ния, под­твер­жда­ю­щая обу­че­ние одно­го или обо­их супру­гов.

Через пор­тал «Госус­лу­ги» про­цесс пода­чи заяв­ле­ния упро­ща­ет­ся, так как боль­шин­ство доку­мен­тов мож­но загру­зить онлайн. После запол­не­ния элек­трон­но­го заяв­ле­ния и предо­став­ле­ния необ­хо­ди­мых доку­мен­тов, реше­ние о назна­че­нии выпла­ты при­ни­ма­ет­ся в тече­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни.

Защищены первые проекты по бережливому производству

В Сахалинском государственном университете продолжается реализация проекта «Бережливый университет», в основе которого – формирование схемы управления, базирующейся на принципах эффективного использования всех имеющихся ресурсов – как материальных, так и интеллектуальных.

179 просмотров
Читать

17 октяб­ря в про­ект­ном коми­те­те по береж­ли­вым тех­но­ло­ги­ям Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти состо­я­лась защи­та про­ек­тов:

  • «Опти­ми­за­ция про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния запро­са на под­бор пер­со­на­ла от струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний». Руко­во­ди­тель Татья­на Нико­ла­ев­на Пав­лен­ко, дирек­тор Депар­та­мен­та по пер­со­на­лу.
  • «Опти­ми­за­ция оформ­ле­ния и выда­чи спра­вок об обу­че­нии». Руко­во­ди­тель – Дро­ки­на Ната­лья Нико­ла­ев­на, дирек­тор Депар­та­мен­та обра­зо­ва­тель­ных про­грамм.
  • «Опти­ми­за­ция про­цес­са орга­ни­за­ции рабо­ты сту­дии «Джа­лин­га». Руко­во­ди­тель – Свет­ла­на Арсен­тьев­на Чехо­ни­на, руко­во­ди­тель Цен­тра дистан­ци­он­но­го обу­че­ния.

Пред­став­лен­ные про­ек­ты свя­за­ны с актив­ным внед­ре­ни­ем элек­трон­ных сер­ви­сов, кото­рые зна­чи­тель­но сокра­ща­ют поте­ри вре­ме­ни, в систе­му управ­ле­ния про­цес­са­ми вза­и­мо­дей­ствия меж­ду участ­ни­ка­ми обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са.

Все про­ек­ты успеш­но защи­ще­ны. Поздрав­ля­ем руко­во­ди­те­лей про­ек­тов и их коман­ды!

Сахалинский госуниверситет подписал соглашение с Санкт-Петербургским политехом

Соглашение подписано в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы».

200 просмотров
Читать

Обе сто­ро­ны наме­ре­ны обес­пе­чить усло­вия для созда­ния ново­го типа инже­нер­ной под­го­тов­ки, для про­рыв­ных раз­ра­бо­ток и иссле­до­ва­ний. Основ­ной акцент будет сде­лан на реше­нии акту­аль­ных задач в при­о­ри­тет­ных обла­стях тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции, в обла­сти внед­ре­ния циф­ро­вых двой­ни­ков в неф­те­га­зо­вой сфе­ре, под­вод­ных ком­плек­сов по добы­че неф­ти и газа, раз­ра­бот­ки улуч­ше­ния машин­но­го зре­ния в сфе­ре ЖКХ, дорог, несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных сва­лок и по дру­гим направ­ле­ни­ям.

Обу­че­ние сту­ден­тов в рам­ках Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы СахГУ выстра­и­ва­ет­ся на новых прин­ци­пах: здесь будет упор не столь­ко на лек­ции, сколь­ко на рабо­ту в коман­де с реаль­ны­ми зада­ча­ми инду­стри­аль­ных парт­не­ров под руко­вод­ством насто­я­щих прак­ти­ков. Пре­по­да­ва­ние будут вести как сотруд­ни­ки ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та, так и высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты Санкт-Петер­бург­ско­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та име­ни Пет­ра Вели­ко­го.

Турнир вузов

Онлайн-конкурс видеороликов среди университетов Дальнего Востока продолжается!

210 просмотров
Читать

Голо­со­ва­ние про­длит­ся до 20 октяб­ря

Ты еще успе­ешь под­дер­жать НАШ ВУЗ!!!

☑️Для это­го тебе нуж­но сде­лать все­го 3 шага:

Шаг 1. Перей­ти по ссыл­ке
Шаг 2. Под­твер­дить, что ты поль­зо­ва­тель ВК и под­пи­сать­ся на груп­пу «Уче­ба на Даль­нем»
Шаг 3. Про­го­ло­со­вать!

Под­дер­жи род­ной СахГУ!

Доба­вим тыся­чу сер­де­чек к наше­му роли­ку ❤️❤️❤️

Голо­суй­те! Дели­тесь ссыл­кой с дру­зья­ми и близ­ки­ми!!!

Дока­жи­те, что наш вуз луч­ший!!!

Кубок ректора

10 октября на стадионе «Спартак» состоялось открытие спортивных соревнований среди студентов.

118 просмотров
Читать

🏆⚽ Пер­вым в спис­ке сорев­но­ва­ний в рам­ках Куб­ка состо­ял­ся тур­нир по мини-фут­бо­лу.

Это было захва­ты­ва­ю­ще — каж­дая коман­да боро­лась за зва­ние луч­шей!

🎉 Резуль­та­ты тур­ни­ра:
🥇 1 место: Коман­да про­фес­си­о­на­лов Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа
🥈 2 место: Коман­да Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти;
🥉 3 место: Коман­да Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа
4 место: Коман­да Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки;
5 место: Коман­да Инсти­ту­та пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния
6 место: Коман­да Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та
7 место: Коман­да Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния
8 место: Коман­да люби­те­лей Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа

Мы уве­ре­ны, что этот сезон при­не­сет мно­го ярких момен­тов и неза­бы­ва­е­мых эмо­ций!

Жела­ем всем участ­ни­кам уда­чи и уже совсем ско­ро мы встре­тим­ся на тур­ни­ре по стрит­бо­лу.

Выра­жа­ем бла­го­дар­ность ССК «Саха­лин­ские мед­ве­ди», тре­нер­ско­му соста­ву, участ­ни­кам, сотруд­ни­кам уни­вер­си­те­та и болель­щи­кам. Каж­дый из вас вно­сит леп­ту в созда­ние неве­ро­ят­ной спор­тив­ной атмо­сфе­ры!

Первые 10 студентов начали обучение по специальности «Водородная энергетика» в СахГУ

В рамках магистратуры по водородной энергетике Передовой инженерной школы Сахалинского государственного университета могут быть реализованы программы ДПО с уклоном в железнодорожную тематику. Об этом «Технике железных дорог» рассказал директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов.

196 просмотров
Читать

«Всё обсуж­да­е­мо, глав­ное – ини­ци­а­ти­ва от кол­лег из РЖД с запро­сом на кон­крет­ные кад­ры», - уточ­нил Гор­бу­нов инфор­ма­цию, рас­про­стра­нён­ную ранее пресс-служ­бой энер­ге­ти­че­ско­го фору­ма «Нефть и газ Саха­ли­на».

Пло­щад­ка водо­род­но­го поли­го­на Спе­ци­аль­но­го кон­струк­тор­ско­го бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук (СКБ САМИ), где будет орга­ни­зо­ва­но про­из­вод­ство водо­ро­да, может быть исполь­зо­ва­на для про­хож­де­ния прак­ти­ки сту­ден­тов и моло­дых аспи­ран­тов.

«У нас на Саха­лине при­клад­ная зада­ча будет по отра­бот­ке тех­но­ло­гии экс­плу­а­та­ции водо­род­но­го поез­да. ТМХ пла­ни­ру­ет в 2025 году дора­бо­тать два соста­ва, а в 2026 году запу­стить в опыт­ную экс­плу­а­та­цию на тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти. К это­му вре­ме­ни пла­ни­ру­ет­ся созда­ние инфра­струк­ту­ры заправ­ки и обслу­жи­ва­ния поез­дов, кото­рая будет созда­на парт­нё­ром про­ек­та – Руса­том Овер­сиз», - рас­ска­зал дирек­тор Восточ­но­го водо­род­но­го кла­сте­ра.

Как уточ­ни­ли в ТМХ, ожи­да­ет­ся, что опыт­ные образ­цы для испы­та­ний появят­ся в 2025 году. В 2026 году соста­вы отпра­вят­ся на опыт­ную экс­плу­а­та­цию на тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти.

Макет пер­во­го оте­че­ствен­но­го пас­са­жир­ско­го поез­да на водо­ро­де Транс­ма­ш­хол­динг пока­зал на ВЭФ в сен­тяб­ре. Ранее ген­ди­рек­тор ком­па­нии Кирилл Липа сооб­щал о пла­нах хол­дин­га пред­ста­вить поезд на водо­род­ном топ­ли­ве в 2025 году, а РЖД анон­си­ро­ва­ли запуск поез­дов на водо­ро­де в 2027–2028 годах. Регу­ляр­ные пере­воз­ки на при­го­род­ных марш­ру­тах пла­ни­ру­ет­ся начать в 2028 году.

Фото: ТМХ

Дневник экспедиции: страница 4

На акватории Северного морского пути в поисках ответов на глобальные вызовы.

258 просмотров
Читать

Со вре­ме­ни выхо­да Стра­ни­цы 3 про­шло две неде­ли, кото­рые про­нес­лись как один день.

В Кар­ском море нас встре­тил 9‑балльный шторм (фото 1, ролик), кото­рый 22 сен­тяб­ря прак­ти­че­ски оста­но­вил на 4 суток наше дви­же­ние на восток – в рай­он основ­ных работ на шель­фе морей Восточ­ной Арк­ти­ки. Во вре­мя штор­ма про­дол­жа­лись непре­рыв­ные попут­ные изме­ре­ния в атмо­сфе­ре содер­жа­ния основ­ных пар­ни­ко­вых газов (на двух уров­нях), дву­оки­си угле­ро­да (СО2) и мета­на (СН4), и более 20 пара­мет­ров мор­ской воды, кото­рая непре­рыв­но про­ка­чи­ва­ет­ся от кинг­сто­на (точ­ка забо­ра мор­ской воды, рас­по­ло­жен­ная око­ло киля), вклю­чая тем­пе­ра­ту­ру, солё­ность, ком­по­нен­ты кар­бо­нат­ной систе­мы, хло­ро­филл, рас­тво­рён­ный метан и кис­ло­род. 26 сен­тяб­ря шторм немно­го при­утих и про­пу­стил нашу экс­пе­ди­цию через про­лив Виль­киц­ко­го в море Лап­те­вых. Было жела­ние сфо­то­гра­фи­ро­вать участ­ни­ков экс­пе­ди­ции при про­хож­де­нии самой север­ной точ­ки Евро­Ази­ат­ско­го кон­ти­нен­та – мыса Шмид­та (82 с.ш.), она же самая север­ная точ­ка полу­ост­ро­ва Тай­мыр, но нам не повез­ло – была силь­ная облач­ность и бере­га прак­ти­че­ски не вид­но…

Шторм в Кар­ском море (8−9 бал­лов). Мы в цен­тре баг­ро­во­го пят­на…

В это вре­мя мы полу­чи­ли изве­стие из Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та ‑Саха­линTECH о том, что офи­ци­аль­но начал рабо­ту Меж­ду­на­род­ный Центр даль­не­во­сточ­ных и арк­ти­че­ских морей им. адми­ра­ла С. О. Мака­ро­ва (далее Центр), кото­рый объ­еди­нил ряд учё­ных из веду­щих уни­вер­си­те­тов и инсти­ту­тов РАН, кото­рые рабо­та­ли мно­го лет в обла­сти выяв­ле­ния и иссле­до­ва­ния био­гео­хи­ми­че­ских, гео­фи­зи­че­ских, гео­ло­ги­че­ских и кли­ма­ти­че­ских послед­ствий роли дегра­да­ции мерз­ло­ты в систе­ме суша-шельф-атмо­сфе­ра Рос­сий­ско­го сек­то­ра Арк­ти­ки. Эта экс­пе­ди­ция ста­ла 50‑й арк­ти­че­ской экс­пе­ди­ци­ей орга­ни­зо­ван­ной учё­ны­ми-осно­ва­те­ля­ми Цен­тра под руко­вод­ством чле­на-кор­ре­спон­ден­та РАН И. П. Семи­ле­то­ва за послед­ние 25 лет.

На под­хо­де к мате­ри­ко­во­му скло­ну моря Лап­те­вых весь аппа­ра­тур­ный ком­плекс был запу­щен в рабо­ту, что поз­во­ли­ло выпол­нить гео­фи­зи­че­ские и био­гео­хи­ми­че­ские наблю­де­ния вдоль кром­ки шель­фа и мате­ри­ко­во­го скло­на моря Лап­те­вых, где было под­твер­жде­но при­сут­ствие рай­о­нов мас­си­ро­ван­ной раз­груз­ки пузырь­ко­во­го мета­на (сипы), кото­рые были обна­ру­же­ны сотруд­ни­ка­ми Цен­тра в экс­пе­ди­ции на НИС Ака­де­мик М. Кел­дыш в 2020 году, выпол­нен­ной сов­мест­но с учё­ны­ми из Сток­гольм­ско­го уни­вер­си­те­та. Но мы не ста­ли задер­жи­вать­ся и поспе­ши­ли в цен­траль­ную часть Восточ­но-Сибир­ско­го моря, где в 2018 году нашей коман­дой были откры­ты и изу­че­ны наи­бо­лее интен­сив­ные сипы, когда-либо обна­ру­жен­ные в арк­ти­че­ских морях Рос­сии. В 2019 и 2020 гг. нам уда­лось выпол­нить в этих рай­о­нах деталь­ные ком­плекс­ные мик­ро­по­ли­гон­ные иссле­до­ва­ния, кото­рые поз­во­ли­ли коли­че­ствен­но оце­нить атмо­сфер­ную эмис­сию мета­на в этом наи­ме­нее иссле­до­ван­ном рай­оне шель­фа Север­но­го Ледо­ви­то­го оке­а­на. В нача­ле октяб­ря 2024 г. этот ком­плекс наблю­де­ний был выпол­нен в 4‑й раз за 6 лет, что поз­во­ля­ет рас­смат­ри­вать такой под­ход как стра­те­ги­че­ский для коли­че­ствен­ной оцен­ки роли гео­ло­ги­че­ско­го флю­и­да в совре­мен­ных мно­го­лет­них кли­ма­ти­че­ских изме­не­ни­ях. Ока­за­лось, что эти рай­о­ны раз­груз­ки пузырь­ко­во­го мета­на уве­ли­чи­ва­ют­ся в раз­ме­рах, что про­яв­ля­ет­ся в зна­чи­тель­ном уве­ли­че­нии эмис­сии пузырь­ко­во­го мета­на – вслед­ствие дегра­да­ции под­вод­ной мерз­ло­ты, и фор­ми­ро­ва­нии газо­вы­во­дя­щих путей раз­груз­ки глу­бин­но­го мета­на, коли­че­ство кото­ро­го оце­ни­ва­ет­ся в сот­ни мил­ли­ар­дов тонн, что на два поряд­ка пре­вы­ша­ет общее коли­че­ство атмо­сфер­но­го мета­на. Поэто­му, в насто­я­щее вре­мя, этот фак­тор рас­смат­ри­ва­ет­ся миро­вым науч­ным сооб­ще­ством в каче­стве одной из воз­мож­ных при­чин быст­рых кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний, кото­рые не учи­ты­ва­ют­ся в совре­мен­ных кли­ма­ти­че­ских моде­лях, и не под­дер­жи­ва­ет­ся финан­со­во в рам­ках совре­мен­ных феде­раль­ных про­грамм, вклю­чая ВИП ГЗ.

Дру­гим важ­ным направ­ле­ни­ем наших иссле­до­ва­ний явля­ет­ся изу­че­ние и коли­че­ствен­ная оцен­ка транс­пор­та и транс­фор­ма­ции назем­но­го веще­ства, кото­рое пере­ка­чи­ва­ет­ся (моби­ли­зу­ет­ся) в арк­ти­че­ской систе­ме суша-шельф вслед­ствие дегра­да­ции назем­ной мерз­ло­ты. Основ­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся роли Вели­ких Сибир­ских рек и бере­го­вой эро­зии ледо­во­го ком­плек­са, обо­га­щён­но­го орга­ни­че­ским веще­ством и широ­ко рас­про­стра­нен­но­го в Восточ­ной Арк­ти­ке. Из ран­них работ участ­ни­ков экс­пе­ди­ции сле­ду­ет, что этот фак­тор игра­ет опре­де­ля­ю­щую роль в осад­ко­на­коп­ле­нии и био­гео­хи­ми­че­ском режи­ме морей Восточ­ной Арк­ти­ки, вклю­чая экс­тре­маль­ную аси­ди­фи­ка­цию вод в резуль­та­те окис­ле­ния эро­зи­он­но­го орга­ни­че­ско­го веще­ства до СО2. Поэто­му крайне важ­но изу­чать дол­го­вре­мен­ную измен­чи­вость роли это­го фак­то­ра, что ста­но­вит­ся одним из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний раз­ви­тия Наук о Зем­ле, в кон­тек­сте выяв­ле­ния эко­ло­ги­че­ских и кли­ма­ти­че­ских послед­ствий дегра­да­ции мерз­ло­ты. За послед­ние дни были выпол­не­ны 2 ком­плекс­ных транс-сек­та от устья реки Колы­мы и устья реки Инди­гир­ки – круп­ных рек, водо­сбо­ры кото­рых нахо­дят­ся пол­но­стью в зоне сплош­ной мерз­ло­ты. Поэто­му крайне важ­но с помо­щью ком­плек­са моле­ку­ляр­ных и изо­топ­ных мето­дов выявить вклад этих круп­ней­ших Сибир­ских рек в кли­ма­то­об­ра­зу­ю­щие цик­лы угле­ро­да и прес­ной воды на аква­то­рии морей Восточ­ной Арк­ти­ки, кото­рые пред­став­ля­ют око­ло 80% аква­то­рии Север­но­го мор­ско­го пути.

Для выяв­ле­ния струк­ту­ры под­вод­ной мерз­ло­ты и мор­фо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей в рай­оне мас­си­ро­ван­ных выбро­сов мета­на про­во­дит­ся ком­плекс аку­сти­че­ско­го (груп­па Д. Чер­ных, Центр-ТОИ ДВО РАН) и элек­тро­маг­нит­но­го про­фи­ли­ро­ва­ния (МГУ-ГЕОФИЗИКА). В насто­я­щее вре­мя наша экс­пе­ди­ция сле­ду­ет по направ­ле­нию рай­о­на работ в море Лап­те­вых, о чём мы рас­ска­жем на сле­ду­ю­щих стра­ни­цах наших Днев­ни­ков.

Ниже при­ве­де­но крат­кое обоб­ще­ние науч­ной кон­цеп­ции, кото­рая раз­ви­ва­ет­ся участ­ни­ка­ми нашей экс­пе­ди­ции на про­тя­же­нии послед­них 30 лет.

В насто­я­щее вре­мя одним из гло­баль­ных вызо­вов чело­ве­че­ству явля­ет­ся реак­ция крио­сфе­ры (лед­ни­ки, мор­ской лёд, мерз­ло­та) на совре­мен­ное потеп­ле­ние, кото­рое уси­ли­ва­ет­ся антро­по­ген­ным воз­дей­стви­ем на кли­мат. Поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные обрат­ные свя­зи, опре­де­ля­ю­щие цен­траль­ную роль Арк­ти­ки в кли­ма­ти­че­ской систе­ме пла­не­ты, обу­слов­ле­ны, в первую оче­редь, вза­и­мо­дей­стви­ем меж­ду гео­сфе­ра­ми (лито­сфе­ра-гид­ро­сфе­ра-крио­сфе­ра-атмо­сфе­ра), что при­во­дит к зна­чи­тель­ным изме­не­ни­ям в совре­мен­ном гид­ро­ло­ги­че­ском цик­ле и цик­ле угле­ро­да. Вслед­ствие это­го, изу­че­ние харак­тер­ных осо­бен­но­стей дина­ми­ки и вза­и­мо­свя­зи отдель­ных ком­по­нен­тов гид­ро­ло­ги­че­ско­го цик­ла и цик­ла угле­ро­да в арк­ти­че­ской систе­ме суша-шельф-атмо­сфе­ра меж­ду собой явля­ет­ся мето­до­ло­ги­че­ской осно­вой ком­плекс­ных экс­пе­ди­ци­он­ных иссле­до­ва­ний кото­рые выпол­ня­ют­ся груп­пой учё­ных Даль­не­го Восто­ка (Вла­ди­во­сток, Южно-Саха­линск), Сиби­ри (Томск, Якутск), и Цен­тра (Москва, Сочи, Ниж­ний Нов­го­род) начи­ная с 1990х. Мощ­ным ката­ли­за­то­ром этих иссле­до­ва­ний явля­ет­ся созда­ние цен­тра на науч­но-тех­но­ло­ги­че­ской осно­ве СахГУ-Саха­линTECH, дея­тель­ность кото­ро­го закла­ды­ва­ет фун­да­мен­таль­ные осно­вы кли­ма­ти­че­ско­го и эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га морей Восточ­ной Арк­ти­ки и Даль­не­го Восто­ка. Миро­вой уро­вень иссле­до­ва­ний иллю­стри­ру­ет­ся пуб­ли­ка­ци­ей более 300 ста­тей в миро­вых топ-изда­ни­ях, вклю­чая 19 ста­тей в серии жур­на­лов Science, Nature, PNAS.

Справ­ка

Стра­те­ги­че­ская цель экс­пе­ди­ции – иссле­до­вать и оце­нить свя­зи в арк­ти­че­ской систе­ме кли­мат-крио­сфе­ра-суша-шельф путём про­ве­де­ния ком­плекс­ных работ, направ­лен­ных на оцен­ку реак­ции назем­ной и под­вод­ной мерз­ло­ты на изме­не­ние кли­ма­та, дина­ми­ку основ­ных гид­ро­ло­ги­че­ских, био­гео­хи­ми­че­ских, гео­крио­ло­ги­че­ских про­цес­сов и их вза­и­мо­дей­ствия в усло­ви­ях гло­баль­ных изме­не­ний, про­ис­хо­дя­щих в водо­сбо­рах Вели­ких Сибир­ских рек, ВСР (общая пло­щадь ~ 14 млн км2), что соиз­ме­ри­мо с пло­ща­дью все­го Север­но­го Ледо­ви­то­го оке­а­на (СЛО), и на арк­ти­че­ском шель­фе Рос­сии (~3 млн км2), кото­рый состав­ля­ет око­ло поло­ви­ны все­го шель­фа СЛО.
Меж­ду­на­род­ная арк­ти­че­ская экс­пе­ди­ция на бор­ту науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го суд­на Ака­де­мик Борис Пет­ров (АБП-59) была орга­ни­зо­ва­на Лабо­ра­то­ри­ей арк­ти­че­ских иссле­до­ва­ний Тихо­оке­ан­ско­го оке­а­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Ильи­чё­ва (ТОИ ДВО РАН), сов­мест­но с Лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ), при уча­стии Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (ТГУ), Инсти­ту­та оке­а­но­ло­гии им. П. П. Шир­шо­ва (ИО РАН), гео­ло­ги­че­ско­го, хими­че­ско­го факуль­те­тов МГУ, науч­но­го цен­тра МГУ-Гео­фи­зи­ка, Меж­ду­на­род­но­го науч­но­го Цен­тра в обла­сти эко­ло­гии и вопро­сов изме­не­ния кли­ма­та и Науч­но­го Цен­тра гене­ти­ки и наук о жиз­ни науч­но-тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та (НТУ) Сири­ус, Инсти­ту­та эко­ло­гии ВШЭ, Инсти­ту­та поч­во­ве­де­ния им. В. В. Доку­ча­е­ва РАН, ФИЦ Био­тех­но­ло­гии.