«NAUKA 0+» продолжает знакомить школьников с особенностями иностранных языков

Институт филологии, философии, истории и востоковедения продолжает свои занятия в рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA+0».

123 просмотра
Читать

Для уче­ни­ков Гим­на­зии №1 им А.С. Пуш­ки­на про­шла дис­кус­си­он­ная пло­щад­ка «Куль­тур­ное насле­дие англо­языч­но­го мира». Участ­ни­ка­ми меро­при­я­тия ста­ли сту­ден­ты 1 и 2 кур­сов неязы­ко­вых направ­ле­ний в рам­ках кон­цеп­ции углуб­лен­но­го изу­че­ния англий­ско­го язы­ка под руко­вод­ством доцен­та кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Ри Шин Хян и стар­ше­го пре­по­да­ва­те­ля ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Марии Седель­ни­ко­вой.

Участ­ни­ки встре­чи обсу­ди­ли темы свя­зан­ные с куль­тур­ным насле­ди­ем, рас­ши­ри­ли зна­ния по исто­рии, куль­ту­ре, тра­ди­ци­ям, обы­ча­ям англо­языч­но­го мира и совре­мен­ным тен­ден­ци­ям раз­ви­тия англий­ско­го язы­ка.

В этот же день про­шла еще одна лек­ция для гим­на­зи­стов и сту­ден­тов ИФИ­иВ о воз­мож­но­стях инфо­гра­фи­ки от учи­те­ля англий­ско­го язы­ка Оль­ги Шаба­ло­вой.

Наш Фести­валь про­дол­жа­ет свою рабо­ту. Для школь­ни­ков, сту­ден­тов СПО и ВО откры­ты фор­мы для реги­стра­ции 13, 14 и 16 декаб­ря.

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

СахГУ стал победителем федеральной программы «Передовые инженерные школы»

Проект передовой инженерной школы СахГУ «Инженерия островов» стал победителем второй волны конкурсного проекта Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» (ПИШ).

208 просмотров
Читать

Об ито­гах кон­курс­но­го отбо­ра сооб­щил вице-пре­мьер Дмит­рий Чер­ны­шен­ко на опе­ра­тив­ном сове­ща­ние с пре­мьер-мини­стром Миха­и­лом Мишу­ст­и­ным.

Одна из клю­че­вых целей феде­раль­но­го про­ек­та — под­го­тов­ка высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных инже­нер­ных кад­ров, спо­соб­ных обес­пе­чить стране сохра­не­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та. К кон­цу 2023 года коли­че­ство сту­ден­тов пере­до­вых инже­нер­ных школ пре­вы­си­ло 6 тысяч чело­век. По пору­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на к обу­че­нию в них при­вле­ка­ют­ся и талант­ли­вые школь­ни­ки, рас­смат­ри­ва­ю­щие для себя полу­че­ние инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния.

Заме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Дмит­рий Чер­ны­шен­ко отме­тил, что для реа­ли­за­ции мега­про­ек­тов необ­хо­ди­мы соот­вет­ству­ю­щие кад­ры, и созда­ние пере­до­вых инже­нер­ных шко­лы как раз наце­ле­но на реше­ние этой зада­чи.

- За два года на их под­держ­ку из феде­раль­но­го бюд­же­та было выде­ле­но 12,6 млрд руб. При этом поряд­ка 4,3 млрд руб. при­вле­че­но из вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков. Это гово­рит о вос­тре­бо­ван­но­сти про­ек­та со сто­ро­ны инду­стри­аль­ных парт­не­ров. В рабо­ту школ вклю­че­но более 150 высо­ко­тех­но­ло­гич­ных ком­па­ний. Они не про­сто финан­си­ру­ют про­грам­мы ПИШ, но и участ­ву­ют в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се и наце­ле­ны на тру­до­устрой­ство выпуск­ни­ков в сво­их ком­па­ни­ях. Это созда­ет новое каче­ство наше­го инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния. Такая синер­гия вузов и пред­при­я­тий направ­ле­на так­же на раз­ра­бот­ки для реаль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки», — ска­зал вице-пре­мьер.

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет стал вто­рым вузом на Даль­нем Восто­ке, где будет реа­ли­зо­вы­вать­ся про­ект пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы. Основ­ная тема ПИШ Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та — это под­го­тов­ка кад­ров для реа­ли­за­ци­и­но­вых про­ек­тов в обла­сти энер­ге­ти­ки и раз­ви­тие водо­род­ных тех­но­ло­гий. Парт­не­ра­ми ПИШ высту­па­ют 10 высо­ко­тех­но­ло­гич­ных ком­па­ний, реа­ли­зу­ю­щих про­ек­ты в Саха­лин­ской обла­сти и два уни­вер­си­те­та – МГТУ им. Бау­ма­на и МФТИ.

- Побе­да Саха­лин­ской обла­сти в феде­раль­ном кон­кур­се – ещё один шаг в раз­ви­тии глав­но­го ост­ров­но­го вуза. Бла­го­да­ря реше­нию феде­раль­но­го пра­ви­тель­ства создать на базе СахГУ инже­нер­ную шко­лу наш уни­вер­си­тет вста­нет в один ряд с круп­ней­ши­ми вуза­ми стра­ны, где уже суще­ству­ют такие науч­ные под­раз­де­ле­ния, – отме­тил губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко. – Мы уже запу­сти­ли про­ект по обу­че­нию школь­ни­ков есте­ствен­ным нау­кам в СахГУ. К нему при­со­еди­ни­лись более 900 талант­ли­вых ребят. Пла­ни­ру­ем, что в даль­ней­шем они ста­нут сту­ден­та­ми новей­ше­го кам­пу­са Саха­линTech, кото­рый воз­во­дим в рам­ках ини­ци­и­ро­ван­но­го пре­зи­ден­том Вла­ди­ми­ром Пути­ным наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты». Серд­цем обра­зо­ва­тель­ных про­грамм наше­го вуза и ста­нет инже­нер­ная шко­ла, кото­рая будет гото­вить кад­ры для вос­тре­бо­ван­ных отрас­лей».

Дея­тель­ность ПИШ СахГУ «Инже­не­рия ост­ро­вов», в первую оче­редь, будет направ­ле­на на реше­ние кри­ти­че­ски важ­ной зада­чи для всей стра­ны – это пере­ход от инже­нер­ной под­го­тов­ки к вос­тре­бо­ван­но­му и каче­ствен­но­му инже­нер­но­му обра­зо­ва­нию. Это озна­ча­ет, что спе­ци­а­лист на выхо­де из вуза пони­ма­ет, как и в каком направ­ле­нии будет раз­ви­вать­ся инду­стрия, обла­да­ет ком­пе­тен­ци­я­ми по фор­ми­ро­ва­нию и реа­ли­за­ции про­ек­тов пол­но­го жиз­нен­но­го цик­ла. Обу­че­ние сту­ден­тов будет про­хо­дить в тес­ной связ­ке с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми.

Для реа­ли­за­ции заду­ман­но­го у СахГУ есть серьез­ный задел – это клю­че­вые инсти­ту­ты и кол­ле­джи, в кото­рых на сего­дняш­ний день по инже­нер­ным спе­ци­аль­но­стям выс­ше­го и сред­не­го обра­зо­ва­ния обу­ча­ет­ся око­ло 2000 сту­ден­тов. В СахГУ реа­ли­зу­ет водо­род­ный про­ект в рам­ках науч­ной про­грам­мы НОЦ «Север: тер­ри­то­рия устой­чи­во­го раз­ви­тия», а госу­дар­ствен­ное зада­ние, направ­лен­ное на созда­ние кар­бо­но­вых поли­го­нов и низ­ко­уг­ле­род­ных тех­но­ло­гий. В уни­вер­си­те­те рабо­та­ет моло­деж­ная лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока, в мар­те сле­ду­ю­ще­го года будет создан водо­род­ный поли­гон для отра­бот­ки тех­но­ло­гий полу­че­ния, хра­не­ния и исполь­зо­ва­ния водо­ро­да и мета­но-водо­род­ных сме­сей. Фор­ми­ру­ет­ся кла­стер хими­ко-эко­ло­ги­че­ских лабо­ра­то­рий, создан ряд лабо­ра­то­рии ИТ и Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та. СахГУ явля­ет­ся участ­ни­ком про­грам­мы ака­де­ми­че­ско­го стра­те­ги­че­ско­го лидер­ства «Приоритет-2030.Дальний Восток».

– Инже­нер­ный блок ста­нет креп­ким фун­да­мен­том для наше­го кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech, кото­рый появит­ся у нас уже через три года. Имен­но поэто­му сей­час мы начи­на­ем созда­вать вос­тре­бо­ван­ные направ­ле­ния под­го­тов­ки и фор­ми­ро­вать науч­ные век­то­ры. Для реа­ли­за­ции постав­лен­ных задач в обра­зо­ва­нии и нау­ке у нас будет сфор­ми­ро­ва­на совре­мен­ная науч­но-тех­но­ло­ги­че­ская инфра­струк­ту­ра, кото­рая поз­во­лит не толь­ко обу­чать сту­ден­тов, но и про­во­дить иссле­до­ва­ния на перед­нем крае нау­ки. Инфра­струк­ту­ра будет созда­на при под­держ­ке биз­нес-парт­не­ров, кото­рые заин­те­ре­со­ва­ны не толь­ко в кад­рах, но и раз­ви­тии тех­но­ло­гий и инду­стрии. – отме­ча­ет и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

«Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы» — феде­раль­ный про­ект, создан­ный на осно­ве одной из 42 стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рые утвер­дил Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Миха­ил Мишу­ст­ин. В 2022 году по ито­гам кон­курс­но­го отбо­ра побе­ди­те­ля­ми про­ек­та ста­ли 30 уни­вер­си­те­тов из 15 субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Во вто­рой волне отбо­ра в 2023 году были заслу­ша­ны 57 пре­тен­ден­тов из 40 реги­о­нов, таким обра­зом их чис­ло уве­ли­чит­ся до 50, при­чем в 8 реги­о­нах они будут созда­ны впер­вые.

Для учеников школы №16 провели тематический урок «История оружия»

Он прошел в рамках военно-патриотического воспитания молодежи.

48 просмотров
Читать

Урок про­вел стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ Андрей Зава­ли­шин. Ребя­та смог­ли нагляд­но посмот­реть и потро­гать репли­ки и мас­со­га­ба­рит­ные маке­ты суще­ство­вав­ших и суще­ству­ю­щих образ­цов воору­же­ния. Им рас­ска­за­ли как про­ис­хо­ди­ла эво­лю­ция ору­жия от кам­ня с пал­кой до авто­ма­та и что под­тал­ки­ва­ло чело­ве­ка посто­ян­но совер­шен­ство­вать ору­жие. Кро­ме того, уче­ни­кам объ­яс­ни­ли пра­ви­ла без­опас­но­сти при исполь­зо­ва­нии ору­жия, а самое глав­ное «куль­ту­ру» обра­ще­ния с ору­жи­ем.

Во вре­мя заня­тий был сде­лан акцент на раз­ра­бот­ки оте­че­ствен­ных ору­жей­ни­ков, а так­же про­ве­де­на связь, меж­ду дости­же­ни­я­ми изоб­ре­та­те­лей с хоро­ши­ми учеб­ны­ми резуль­та­та­ми школь­ни­ков.

Во вре­мя уро­ка школь­ни­ки мог­ли взять в руки раз­лич­ные образ­цы воору­же­ния и при­ме­рить защит­ную аму­ни­цию. Ребя­там подоб­ный интер­ак­тив­ный под­ход понра­вил­ся и в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти ряд заня­тий и для дру­гих млад­ше­класс­ни­ков.

В 2024 году стартует новый дальневосточный трек проекта «Женщины: Школа наставничества»

Участницами станут студентки университетов Дальневосточного федерального округа.

48 просмотров
Читать

Про­ект Мино­бр­на­у­ки Рос­сии направ­лен на под­держ­ку сту­ден­ток в нача­ле их карьер­но­го пути. Его цель — создать моти­ви­ру­ю­щую сре­ду, в кото­рой бла­го­да­ря под­держ­ке настав­ниц девуш­ки смо­гут погру­зить­ся в буду­щую про­фес­сию, а так­же сфор­ми­ро­вать спектр мяг­ких навы­ков. 

В настав­ни­цы про­ек­та при­гла­ше­ны успеш­ные жен­щи­ны, состо­яв­ши­е­ся в биз­не­се, поли­ти­ке, обра­зо­ва­нии и нау­ке. Все жен­щи­ны рабо­та­ют в реги­о­нах Даль­не­го Восто­ка, а зна­чит, смо­гут пере­дать опыт успеш­ной реа­ли­за­ции про­ек­тов имен­но на этой тер­ри­то­рии. 

Напом­ним, в сен­тяб­ре 2023 года в рам­ках Восточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фору­ма Оль­га Пет­ро­ва объ­яви­ла о созда­нии даль­не­во­сточ­но­го тре­ка про­ек­та «Жен­щи­ны: Шко­ла настав­ни­че­ства». Его участ­ни­ца­ми ста­нут сту­дент­ки вузов Даль­не­го Восто­ка, а сре­ди настав­ниц — жен­щи­ны-лиде­ры, чья дея­тель­ность свя­за­на с раз­ви­ти­ем мак­ро­ре­ги­о­на.

Про­ект «Жен­щи­ны: Шко­ла настав­ни­че­ства» стар­то­вал в апре­ле 2022 года под эги­дой Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Сей­час реа­ли­зу­ет­ся вто­рой сезон. В тече­ние это­го года был дан старт еще 4 новым тре­кам — «Нау­ки и тех­но­ло­гии», «Кре­а­тив­ные инду­стрии», «Обра­зо­ва­ние и инно­ва­ции» (сов­мест­но с Госкор­по­ра­ци­ей «Ростех») и «Биз­нес-трек».

Про­ект вклю­чен в план меро­при­я­тий Наци­о­наль­ной стра­те­гии дей­ствий в инте­ре­сах жен­щин на 2023–2030 годы, а так­же в план меро­при­я­тий Года педа­го­га и настав­ни­ка.

Более 150 школьников из Южно-Сахалинска посетили занятия и мастер-классы в рамках фестиваля науки «NAUKA 0+»

К фестивалю науки «NAUKA 0+» присоединился технический нефтегазовый институт.

49 просмотров
Читать

Меро­при­я­тия охва­ты­ва­ли школь­ни­ков от 7 до 11 клас­сов. Для ребят были про­ве­де­ны 10 меро­при­я­тий, кото­рые носи­ли прак­ти­че­скую направ­лен­ность

Школь­ни­кам был пред­став­лен мастер-класс по гео­эко­ло­ги­че­ской оцен­ке тер­ри­то­рии, в ходе кото­ро­го они мог­ли обра­бо­тать дан­ные о поч­ве, кли­ма­ти­че­ские дан­ные, дан­ные о рас­ти­тель­но­сти и живот­ном мире.

Осо­бый инте­рес вызва­ли мастер-клас­сы по ТИМ-моде­ли­ро­ва­нию, кото­рое поз­во­ля­ет эффек­тив­но исполь­зо­вать ресур­сы и навы­ки каж­до­го участ­ни­ка, спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ком­му­ни­ка­ции и созда­нию команд­но­го духа.

Млад­шую воз­раст­ную груп­пу при­влек мастер-класс по экс­плу­а­та­ции авто­мо­биль­но­го транс­пор­та, в ходе кото­ро­го школь­ни­ки озна­ко­ми­лись с рабо­той КАМА­За в кабине-симу­ля­то­ре.

Буду­щим стро­и­те­лям инте­рес­ны были мастер-клас­сы по стро­и­тель­ству зда­ний для школь­ни­ков, где они узна­ли об основ­ных эта­пах стро­и­тель­но­го про­цес­са, начи­ная от про­ек­ти­ро­ва­ния зда­ния и закан­чи­вая его стро­и­тель­ством. Они так­же позна­ко­ми­лись с раз­лич­ны­ми стро­и­тель­ны­ми мате­ри­а­ла­ми и их свой­ства­ми.

Учи­ты­вая спе­ци­фи­ку реги­он, боль­шо­му коли­че­ству школь­ни­ков были инте­рес­ны мастер-клас­сы по неф­те­га­зо­во­му делу, где школь­ни­ки узна­ли о соста­ве неф­ти и газа, свой­ствах угле­во­ро­до­ро­дов, их физи­че­ских свой­ствах.

Наш Фести­валь про­дол­жа­ет свою рабо­ту. Для школь­ни­ков, сту­ден­тов СПО и ВО откры­ты фор­мы для реги­стра­ции 13, 14 и 16 декаб­ря.

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ской госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

Строители забетонировали фундаментную плиту первого корпуса студгородка СахалинTech

На строительной площадке студенческого городка кампуса мирового уровня сегодня завершается бетонирование фундаментной плиты под один из корпусов будущего здания.

53 просмотра
Читать

На стро­и­тель­ной пло­щад­ке сту­ден­че­ско­го город­ка кам­пу­са миро­во­го уров­ня сего­дня завер­ша­ет­ся бето­ни­ро­ва­ние фун­да­мент­ной пли­ты под один из кор­пу­сов буду­ще­го зда­ния. Все­го на этом месте рас­по­ло­жат­ся три девя­ти­этаж­ных кор­пу­са студ­го­род­ка, объ­еди­нен­ных общим цоко­лем.

Пред­ста­ви­те­ли под­ряд­ной ком­па­нии отме­ти­ли, что за весь пери­од стро­и­тель­ства пла­ни­ру­ет­ся залить поряд­ка 21 тыся­чи кубо­мет­ров бето­на и уло­жить 2 тыся­чи тонн арма­ту­ры. Сей­час на пло­щад­ке тру­дит­ся более 50 чело­век, 3 бето­но­на­со­са и 27 мик­се­ров.

- Мы ведем бето­ни­ро­ва­ние пер­вой захват­ки непо­сред­ствен­но само­го кор­пу­са. Все зда­ния стро­и­тель­ства были поде­ле­ны на пять захва­ток. Объ­ем бето­на очень боль­шой, 1250 «кубов» нам нуж­но сего­дня осво­ить, - про­ком­мен­ти­ро­вал руко­во­ди­тель про­ек­та ком­па­нии «Сфе­ра» Евге­ний Сысо­ев.

После залив­ки фун­да­мент­ной пли­ты рабо­чие при­сту­пят к бето­ни­ро­ва­нию стен и пере­кры­тий цоколь­но­го эта­жа. Завер­ша­ю­щим эта­пом ста­нет про­клад­ка внут­рен­них и наруж­ных сетей, мон­таж фасад­ной части и внут­рен­няя отдел­ка все­го зда­ния сту­ден­че­ско­го город­ка.

- Кам­пус Саха­линTech – это один из самых зна­ко­вых про­ек­тов в Саха­лин­ской обла­сти, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по пря­мо­му пору­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на. Вопрос необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства на Саха­лине совре­мен­но кам­пу­са перед гла­вой госу­дар­ства под­нял губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко. Ост­ров­ной реги­он стал одним из немно­гих, кто про­шел кон­курс­ный отбор и полу­чил феде­раль­ную под­держ­ку. Стро­и­тель­ство идет опе­ре­жа­ю­щи­ми тем­па­ми, под­ряд­чи­ки актив­но ведут залив­ку кон­струк­ции фун­да­мен­та студ­го­род­ка, - рас­ска­зал министр стро­и­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Алек­сей Коле­ва­тых.

Во вре­мя сво­ей пря­мой линии, отве­чая на вопро­сы саха­лин­цев, Вале­рий Лима­рен­ко рас­ска­зал, что 12 декаб­ря, в День Кон­сти­ту­ции РФ, нач­нет­ся новый этап стро­и­тель­ства учеб­ных и науч­ных кор­пу­сов кам­пу­са Саха­линTech. Стро­и­те­ли при­сту­пят к залив­ке фун­да­мент­ной пли­ты на объ­ек­те.

Сту­ден­че­ский горо­док – это новое, совре­мен­ное место, рас­счи­тан­ное для про­жи­ва­ния 1500 уча­щих­ся и пре­по­да­ва­те­лей. Для досу­га сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей на тер­ри­то­рии студ­го­род­ка появят­ся мно­го­чис­лен­ные обще­ствен­ные про­стран­ства. Так, будет обо­ру­до­ва­на спор­тив­ная зона, вклю­ча­ю­щая фит­нес-центр с раз­де­вал­ка­ми и душе­вы­ми, ком­плекс тре­на­жёр­ных залов. Так­же в студ­го­род­ке обу­стро­ят сто­ло­вую, кафе, меди­цин­ский пункт. Для жите­лей и гостей горо­да будут откры­ты обще­ствен­ные места на пер­вом эта­же.

Сдать сту­ден­че­ский горо­док пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году, а науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс – в 2026 году. Стро­и­тель­ство ведет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Учёные подвели итоги исследования микроэлементного состава лососей

Предварительные итоги реализации проекта «Микроэлементный состав тихоокеанских лососей северо-западной Пацифики: биотранспорт, аккумуляция и риски» подведены в СахГУ.

73 просмотра
Читать

Пред­ва­ри­тель­ные ито­ги реа­ли­за­ции про­ек­та «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки: био­транс­порт, акку­му­ля­ция и рис­ки» под­ве­де­ны в СахГУ. Про­ект в рам­ках гран­та Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да на 3 мил­ли­о­на руб­лей в тече­ние двух лет осу­ществ­ля­ли саха­лин­ские учё­ные сов­мест­но с кол­ле­га­ми из Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та (г. Вла­ди­во­сток).

В ходе отчёт­ной кон­фе­рен­ции участ­ни­ки про­ек­та заслу­ша­ли докла­ды о полу­чен­ных науч­ных дан­ных, часть из кото­рых уже опуб­ли­ко­ва­ны в ряде рецен­зи­ру­е­мых изда­ний, в том чис­ле вхо­дя­щих в индек­сы Scopus и Web of Science.

Доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов СахГУ, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Анна Лит­ви­нен­ко рас­ска­за­ла о том, что имен­но иссле­до­ва­те­ли успе­ли сде­лать, сколь­ко было собра­но проб и про­ве­де­но инди­ви­ду­аль­ных изме­ре­ний. Суть про­ек­та состо­я­ла в том, что­бы изу­чить раз­ли­чия в мик­ро­эле­мент­ном соста­ве у лосо­сей в зави­си­мо­сти от реги­о­нов, в кото­рых они нагу­ли­ва­ют­ся и мигри­ру­ют.

– Мы теперь пони­ма­ем, что, напри­мер, на Кам­чат­ке име­ет­ся повы­шен­ное содер­жа­ние меди в тка­нях рыб, – рас­ска­за­ла А. Лит­ви­нен­ко. – Это свя­за­но, ско­рее все­го, с био­гео­хи­ми­че­ской спе­ци­фи­кой реги­о­на. А в Япон­ском море у рыбы боль­ше в тка­нях сви­де­те­лей антро­по­ген­но­го загряз­не­ния, таких как никель, цинк, посколь­ку в Япон­ское море обмен­ные про­цес­сы про­те­ка­ют мед­лен­нее, чем в откры­том Охот­ском море. Под­твер­ди­лось, что тихо­оке­ан­ские лосо­си, кото­рые ходят через Кури­ло-Кам­чат­скую гря­ду, в основ­ном наби­ра­ют­ся тяжё­лых метал­лов, в част­но­сти свин­ца. Мы, напри­мер, уви­де­ли, что на Куриль­ских ост­ро­вах кета, кото­рая захо­дит с тихо­оке­ан­ской сто­ро­ны в озе­ро Бла­го­дат­ное, име­ет повы­шен­ное содер­жа­ние кад­мия.

Руко­во­ди­тель про­ек­та, заслу­жен­ный дея­тель нау­ки РФ, док­тор био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор ДВФУ Надеж­да Хри­сто­фо­ро­ва про­ве­ла экс­курс в исто­рию мик­ро­эле­мент­ных иссле­до­ва­ний гид­ро­бион­тов, начав­шу­ю­ся в 1986 году, когда было впер­вые обна­ру­же­но повы­шен­ное содер­жа­ние тяжё­лых метал­лов в миди­ях на буях на Кури­ло-Кам­чат­ском жёло­бе.

Так­же про­зву­ча­ли докла­ды про био­транс­порт стой­ких орга­ни­че­ских загряз­ни­те­лей (то есть пла­сти­ка в раз­лич­ных его про­яв­ле­ни­ях), и про био­транс­порт метал­лов. Была дана оцен­ка ток­си­ко­ло­ги­че­ских рис­ков в свя­зи с тем, что в неко­то­рых зонах севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки лосо­си накап­ли­ва­ют боль­шие объ­ё­мы ток­сич­ных метал­лов, таких как сви­нец и кад­мий. Два сооб­ще­ния были сде­ла­ны маги­стра­ми, кото­рые так­же участ­во­ва­ли в рабо­те над про­ек­том – про мик­ро­эле­мент­ный состав нер­ки юго-восточ­ной Кам­чат­ки и про мик­ро­эле­мент­ный состав симы запад­но­го и восточ­но­го побе­ре­жья Саха­ли­на.

По резуль­та­там иссле­до­ва­ний в янва­ре 2024 года гото­вит­ся к выхо­ду моно­гра­фия на англий­ском язы­ке. Так­же пла­ни­ру­ют­ся к пуб­ли­ка­ции в про­филь­ных жур­на­лах дру­гие новые науч­ные дан­ные, озву­чен­ные в ходе отчёт­ной кон­фе­рен­ции.

Учёные СахГУ совершенствуют технологию выращивания трепанга в северных водах

Проект «Подращивание молоди трепанга в установке замкнутого водоснабжения (УЗВ) на основе технологии BioFloc» вошёл в портфолио стратегических проектов программы развития «Приоритет-2030.Дальний Восток».

91 просмотр
Читать

Про­ект «Под­ра­щи­ва­ние моло­ди тре­пан­га в уста­нов­ке замкну­то­го водо­снаб­же­ния (УЗВ) на осно­ве тех­но­ло­гии BioFloc» вошёл в порт­фо­лио стра­те­ги­че­ских про­ек­тов про­грам­мы раз­ви­тия «Приоритет-2030.Дальний Восток». Руко­во­дит науч­ны­ми рабо­та­ми гид­ро­био­лог, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Сер­гей Низя­ев, име­ю­щий обшир­ный опыт иссле­до­ва­ния мари- и аква­куль­ту­ры.

Даль­не­во­сточ­ный тре­панг – стра­те­ги­че­ски важ­ный ресурс и обла­да­ет уни­каль­ны­ми свой­ства­ми. Он поль­зу­ет­ся спро­сом в стра­нах Азии и при­ме­ня­ет­ся в восточ­ной меди­цине и кули­на­рии. Имен­но рос­сий­ский тре­панг ценит­ся очень высо­ко, оте­че­ствен­ные пред­при­я­тия сушат тре­панг, про­из­во­дят из него кон­сер­вы и био­ло­ги­че­ски актив­ные добав­ки.

– За послед­ние пять лет в При­мо­рье и на Саха­лине есте­ствен­ные попу­ля­ции тре­пан­га силь­но сокра­ти­лись, – отме­тил Сер­гей Низя­ев. – Цель наше­го про­ек­та – отра­бо­тать инно­ва­ци­он­ную тех­но­ло­гию выра­щи­ва­ния моло­ди тре­пан­га BioFloc, при­спо­со­бить под суро­вые усло­вия аква­то­рии Саха­ли­на и внед­рить в прак­ти­ку.

Изна­чаль­но тех­но­ло­гия раз­ра­бо­та­на для выра­щи­ва­ния кре­ве­ток, прес­но­вод­ных рыб и дру­гих орга­низ­мов в пру­дах при тёп­лой тем­пе­ра­ту­ре. В её осно­ве – опре­де­лён­ный набор мик­ро­ор­га­низ­мов, раз­ла­га­ю­щих про­дук­ты жиз­не­де­я­тель­но­сти тре­пан­га и зано­во фор­ми­ру­ю­щих мик­ро­эле­мен­ты, кото­рые вновь ста­но­вят­ся пищей для объ­ек­та выра­щи­ва­ния. Тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет выпол­нять рабо­ты и иссле­до­ва­ния по под­ра­щи­ва­нию с наи­мень­ши­ми затра­та­ми, а так­же уско­рить рост тре­пан­га.

Коман­да про­ек­та пла­ни­ру­ет подо­брать состав сооб­ще­ства мик­ро­ор­га­низ­мов, вклю­ча­ю­щих в себя полез­ные (про­био­ти­че­ские) бак­те­рии, про­стей­ших, водо­рос­ли, гри­бы и дру­гих про­ти­стов. Ито­гом ста­нет тех­но­ло­ги­че­ская кар­та цик­ла сверх­ин­тен­сив­но­го под­ра­щи­ва­ния тре­пан­га в завод­ских усло­ви­ях до раз­ме­ров жиз­не­стой­кой моло­ди (более 0,3 г), а так­же схе­ма уста­нов­ки замкну­то­го водо­снаб­же­ния на осно­ве тех­но­ло­гии BioFloc.

– Тре­панг нере­стит­ся в авгу­сте, и в усло­ви­ях клас­си­че­ских УЗВ рас­тёт поряд­ка 3–4 меся­цев до января–февраля. Высад­ка подра­щен­ной моло­ди уже невоз­мож­на в это вре­мя, и будет сопро­вож­дать­ся мас­со­вой гибе­лью. Мы пола­га­ем, что наша тех­но­ло­гия умень­шит сро­ки роста до 2–2,5 меся­цев, и будет воз­мож­но выса­дить молодь уже к нояб­рю, – пояс­нил руко­во­ди­тель про­ек­та.

Тех­но­ло­гия содер­жа­ния маточ­но­го ста­да и выра­щи­ва­ния моло­ди тре­пан­га в завод­ских усло­ви­ях име­ет высо­кую прак­ти­че­скую цен­ность для Саха­лин­ской обла­сти. В насто­я­щий момент здесь нет соб­ствен­ных мощ­но­стей по про­из­вод­ству моло­ди мест­ных попу­ля­ций, а из при­год­ных под мари­куль­ту­ру аква­то­рий в Саха­ли­но-Куриль­ском реги­оне исполь­зу­ет­ся менее 5%. В ито­ге мно­гие попу­ля­ции цен­ных про­мыс­ло­вых видов гид­ро­бион­тов (в том чис­ле и тре­пан­га даль­не­во­сточ­но­го) нахо­дят­ся в депрес­сив­ном состо­я­нии из-за пере­ло­ва и изме­не­ний усло­вий оби­та­ния.

Уже сего­дня аква­куль­ту­ра состав­ля­ет 50% от обще­го миро­во­го объ­ё­ма добы­чи вод­ных ресур­сов. Но если, напри­мер, в Китае эта циф­ра пре­вы­ша­ет 60%, то в Рос­сии из еже­год­но добы­ва­е­мых 5 мил­ли­о­нов тонн вод­ных био­ре­сур­сов лишь 7% при­хо­дит­ся на аква­куль­ту­ру, а осталь­ное – на рыбо­лов­ство. Конеч­но, ска­зы­ва­ют­ся и кли­ма­ти­че­ские усло­вия нашей стра­ны, и затра­ты на рабо­ту и раз­ви­тие подоб­ных ферм. Новые тех­но­ло­гии, адап­ти­ро­ван­ные к нашим холод­ным водам, долж­ны суще­ствен­но сни­зить издерж­ки и сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие мест­ных мари­куль­тур­ных хозяйств.

Созда­ние тех­но­ло­ги­че­ской кар­ты ста­нет полез­ным инстру­мен­том для пред­при­ни­ма­те­лей, наце­лен­ных на вос­про­из­вод­ство и вос­ста­нов­ле­ние попу­ля­ции тре­пан­га в Саха­лин­ской обла­сти.

Коман­да про­ек­та соби­ра­ет базо­вое обо­ру­до­ва­ние, необ­хо­ди­мое на началь­ных ста­ди­ях иссле­до­ва­ний, и пла­ни­ру­ет начать испы­та­ния летом 2024 года. В дан­ный момент мик­ро­био­ло­ги тру­дят­ся над соста­вом мик­ро­ор­га­низ­мов для систе­мы BioFloc.

– Клас­си­че­ское выра­щи­ва­ние тре­пан­га в нашей стране раз­ви­то толь­ко в При­мо­рье, но там уже совер­шен­но дру­гие при­род­ные усло­вия. На Саха­лине учё­ные сей­час зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой тех­но­ло­гий, ана­ло­гов кото­рым в стране про­сто нет, – под­черк­нул Сер­гей Низя­ев.

Студенческая команда СахГУ завоевала серебро на первом Всероссийском фестивале туристских вузов и колледжей сервиса и туризма

Фестиваль проходил на базе Московского филиала РМАТ и проводился в целях подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, содействию раскрытия профессионального потенциала молодежи.

47 просмотров
Читать

Сту­ден­че­ские коман­ды из Моск­вы, Вос­кре­сен­ска, Колом­ны, Саха­ли­на, Сара­то­ва, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Мур­ман­ска, Архан­гель­ска и Май­ко­па про­шли непро­стые испы­та­ния в команд­ном и лич­ном пер­вен­стве: дис­кус­си­он­ные пло­щад­ки, защи­та про­фес­си­о­наль­ных кей­сов, тести­ро­ва­ние, спор­тив­ные состя­за­ния, экс­кур­сии и Все­рос­сий­ская науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Потен­ци­ал инду­стрии туриз­ма и госте­при­им­ства: тра­ди­ции, инно­ва­ции, пер­спек­ти­вы».

Сту­ден­че­ская Дирек­ция Фести­ва­ля, в кото­рую вошли сту­ден­ты Мос­ков­ско­го фили­а­ла РМАТ, серьез­но под­го­то­ви­лась к встре­че гостей: ребя­та сфор­ми­ро­ва­ли самые выгод­ные пред­ло­же­ния по раз­ме­ще­нию участ­ни­ков в гости­ни­цах и хосте­лах, раз­ра­бо­та­ли «вкус­ную кар­ту» недо­ро­гих кафе и сто­ло­вых, где мож­но быст­ро и недо­ро­го пере­ку­сить в Москве, соста­ви­ли путе­во­ди­тель по инте­рес­ным местам и меро­при­я­ти­ям, кото­рые в эти дни будут про­во­дить­ся в Москве.

Наука – спорту

В рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+» сстоялась встреча учащихся средней общеобразовательной школы № 16 г. Южно-Сахалинска ) с преподавателями и студентами кафедры физической культуры и спорта СахГУ.

58 просмотров
Читать

В рам­ках Все­рос­сий­ско­го фести­ва­ля нау­ки «NAUKA 0+» состо­я­лась встре­ча уча­щих­ся сред­ней обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы № 16 г. Южно-Саха­лин­ска (учи­те­ля физ­куль­ту­ры Дарья Шка­лы­ги­на и Алек­сандр Крым­ский) с пре­по­да­ва­те­ля­ми и сту­ден­та­ми кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

В ходе встре­чи о науч­ных дости­же­ни­ях кафед­ры рас­ска­зал док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор Петр Пасю­ков. На кафед­ре рабо­та­ет два док­то­ра и шесть кан­ди­да­тов педа­го­ги­че­ских наук, ведут­ся иссле­до­ва­ния по акту­аль­ным про­бле­мам физи­че­ской куль­ту­ры, спор­та, рекре­а­ции и туриз­ма наро­дов севе­ро-восто­ка Азии. Орга­ни­зо­ва­на иссле­до­ва­тель­ская рабо­та сту­ден­тов, про­во­дят­ся сту­ден­че­ские науч­ные кон­фе­рен­ции.

Школь­ни­ки позна­ко­ми­лись с япон­ском мини-волей­бо­лом, родо­на­чаль­ни­ком кото­ро­го в Рос­сии явля­ет­ся Петр Пасю­ков. Во мно­гих реги­о­нах стра­ны эта игра полу­чи­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние.

О пра­ви­лах игры рас­ска­зал уча­щим­ся к.п.н, доцент Алек­сандр Лопа­тин, кото­рый ведет заня­тия по мини-волей­бо­лу для сту­ден­тов, как одну из элек­тив­ных дис­ци­плин. Сту­ден­ты пока­за­ли школь­ни­кам при­е­мы игры, при­гла­си­ли на мини-волей­боль­ную пло­щад­ку.

Под­го­тов­ка педа­го­ги­че­ских и науч­ных кад­ров в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те по физи­че­ской куль­ту­ре и спор­ту ведет­ся с 1992 года. Более 1600 выпуск­ни­ков успеш­но тру­дят­ся по избран­ной спе­ци­аль­но­сти, явля­ют­ся про­фес­си­о­на­ла­ми сво­е­го дела.