Учёные СахГУ ведут прорывные исследования прибрежно-морских геосистем

Достижением мирового уровня, по оценке научного сообщества, стала новая методология «Поглощение углекислого газа из атмосферы, накопление, трансформация и долгосрочное захоронение органического углерода на прибрежно-морских водно-болотных угодьях»,

230 просмотров
Читать

Дости­же­ни­ем миро­во­го уров­ня, по оцен­ке науч­но­го сооб­ще­ства, ста­ла новая мето­до­ло­гия «Погло­ще­ние угле­кис­ло­го газа из атмо­сфе­ры, накоп­ле­ние, транс­фор­ма­ция и дол­го­сроч­ное захо­ро­не­ние орга­ни­че­ско­го угле­ро­да на при­бреж­но-мор­ских вод­но-болот­ных уго­дьях», кото­рая опуб­ли­ко­ва­на на сай­те Рос­сий­ско­го реест­ра угле­род­ных еди­ниц.

Мето­до­ло­гия раз­ра­бо­та­на на осно­ве резуль­та­тов иссле­до­ва­ний учё­ных Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ). Над уни­каль­ной раз­ра­бот­кой, ана­ло­гов кото­рой в Рос­сии нет, сов­мест­но с ост­ров­ным уни­вер­си­те­том рабо­тал Инсти­тут гло­баль­но­го кли­ма­та и эко­ло­гии име­ни ака­де­ми­ка Ю. А. Изра­э­ля (г. Москва).

– Этим доку­мен­том мы вве­ли в нор­ма­тив­но-пра­во­вое поле Рос­сий­ской Феде­ра­ции поня­тия «голу­бой угле­род» и «при­бреж­но-мор­ские вод­но-болот­ные уго­дья», гео­мор­фо­ли­то­си­сте­мы как осо­бые при­род­ные эко­си­сте­мы при­бреж­ной обла­сти морей и оке­а­нов, кото­рых рань­ше в уче­те угле­род­но­го балан­са не было, – рас­ска­зал раз­ра­бот­чик мето­до­ло­гии, руко­во­ди­тель Бере­го­во­го науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го цен­тра СахГУ, док­тор гео­гра­фи­че­ских наук Вик­тор Афа­на­сьев. – В мето­до­ло­гии опре­де­ле­ны поня­тия и тер­ми­ны, при­ве­де­ны фор­му­лы для рас­че­та антро­по­ген­но­го вкла­да в сек­ве­стра­цию угле­ро­да в при­бреж­но-мор­ских вод­но-болот­ных уго­дьях, ука­за­ны меро­при­я­тия для уве­ли­че­ния погло­ще­ния и дол­го­сроч­но­го захо­ро­не­ния угле­ро­да, уста­нов­лен поря­док под­го­тов­ки и реа­ли­за­ции кли­ма­ти­че­ских про­ек­тов на при­бреж­но-мор­ских вод­но-болот­ных уго­дьях. Сле­ду­ет отме­тить, что до сих пор основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось погло­ще­нию угле­ро­да лес­ны­ми эко­си­сте­ма­ми, и вот при­шел черёд мор­ских гео­мор­фо­ли­то­си­стем».

При­бреж­но-мор­ские вод­но-болот­ные уго­дья (ПМВБУ) – это антро­по­ген­но моди­фи­ци­ро­ван­ные гео­мор­фо­ли­то­си­сте­мы на осно­ве при­ро­до­по­доб­но­го под­хо­да с целью повы­ше­ния их спо­соб­но­стей погло­щать угле­род из атмо­сфе­ры, транс­фор­ми­ро­вать в орга­но­ми­не­раль­ный мате­ри­ал и дол­го­сроч­но удер­жи­вать (хра­нить) угле­род в таком состо­я­нии. После его вери­фи­ка­ции мож­но будет про­из­во­дить эмис­сию угле­род­ных еди­ниц для про­да­жи на рын­ке и полу­че­ния дохо­да для покры­тия рас­хо­дов на антро­по­ген­ную дея­тель­ность. Поку­па­те­лям угле­род­ных еди­ниц они нуж­ны, что­бы ком­пен­си­ро­вать свой угле­род­ный след, полу­чить для сво­ей про­дук­ции ста­тус «зеле­ной», сле­до­ва­тель­но, иметь боль­шее кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство.

Иссле­до­ва­ния ост­ров­ных учё­ных поз­во­ли­ли опре­де­лить, что антро­по­ген­ный вклад ПМВБУ Саха­лин­ской обла­сти по пред­ва­ри­тель­ным рас­че­там на пер­вом эта­пе может соста­вить 0,8–1 млн тонн угле­ро­да в экви­ва­лен­те CO2 в год. Суще­ствен­ная часть посту­па­ю­ще­го с поверх­ност­ны­ми вода­ми угле­ро­да оса­жда­ет­ся в окра­ин­ных зонах оке­а­на и акку­му­ли­ру­ет­ся там. При­ро­до­по­доб­ным спо­со­бом мож­но его улав­ли­вать и удер­жи­вать (хра­нить). Тем самым откры­ва­ет­ся воз­мож­ность уве­ли­чить вклад кли­ма­ти­че­ских про­ек­тов по направ­ле­нию «голу­бо­го угле­ро­да» для вырав­ни­ва­ния угле­род­но­го балан­са не толь­ко Саха­лин­ской обла­сти, но и все­го Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га.

При­бреж­но-мор­ские вод­но-болот­ные уго­дья отли­ча­ют­ся от обыч­ных вод­но-болот­ных уго­дий тем, что солё­ная сре­да пре­пят­ству­ет раз­мно­же­нию мета­но­троф­ных бак­те­рий и, соот­вет­ствен­но, эти боло­та прак­ти­че­ски не выде­ля­ют метан. А прес­но­вод­ные боло­та про­из­во­дят его в зна­чи­тель­ных объ­ё­мах и явля­ют­ся про­ду­цен­та­ми пар­ни­ко­вых газов. При­чём одна моле­ку­ла мета­на име­ет потен­ци­ал гло­баль­но­го потеп­ле­ния (то есть спо­соб­ность задер­жи­вать теп­ло в атмо­сфе­ре) выше, чем у угле­кис­ло­го газа в сред­нем в 30 раз. То есть, если какая-то гео­си­сте­ма погло­ти­ла 30 кило­грам­мов CO2 и выде­ли­ла 1 кило­грамм мета­на, то она ней­траль­ная, если 2 кило­грам­ма – то это уже эми­ти­ру­ю­щая гео­си­сте­ма.

– В наших иссле­до­ва­ни­ях мы сего­дня нахо­дим­ся на пере­до­вых пози­ци­ях, – под­чёр­ки­ва­ет В. Афа­на­сьев. – Наши иссле­до­ва­ния уни­каль­ны тем, что их пред­ме­том явля­ют­ся мар­ше­вые гео­си­сте­мы уме­рен­но­го кли­ма­ти­че­ско­го поя­са в рай­о­нах мало или вовсе не затро­ну­тых хозяй­ствен­ной дея­тель­но­стью, тогда как зару­беж­ные иссле­до­ва­те­ли и мето­до­ло­ги­че­ские доку­мен­ты Меж­ду­на­род­ной груп­пы экс­пер­тов по изме­не­нию кли­ма­та в основ­ном сосре­до­то­че­ны на эко­си­сте­мах ман­гро­вых лесов, корал­ло­вых рифов и мар­шей, при­чем чаще все­го в кон­тек­сте защи­ты их чрез­мер­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, устра­не­ния при­чи­нен­ных нару­ше­ний, адап­та­ции к изме­не­ни­ям кли­ма­та.

Вик­тор Афа­на­сьев под­чер­ки­ва­ет, что их под­ход осно­ван на все­сто­рон­нем меж­дис­ци­пли­нар­ном изу­че­нии при­род­ных меха­низ­мов погло­ще­ния, транс­фор­ма­ции и захо­ро­не­ния автох­тон­но­го и аллох­тон­но­го угле­ро­да в неза­тро­ну­тых и нару­шен­ных при­бреж­ных эко­си­сте­мах. Создав тео­ре­ти­че­скую базу и пони­мая при­род­ные меха­низ­мы уче­ные смо­гут обос­но­вы­вать при­ро­до­по­доб­ные спо­со­бы и тех­но­ло­гии антро­по­ген­но­го повы­ше­ния эффек­тив­но­сти при­род­ных меха­низ­мов спе­ци­фи­че­ских эко­си­стем уме­рен­но­го поя­са, про­ве­ряя их на поли­го­нах и в ходе пилот­ных кли­ма­ти­че­ских про­ек­тов. Сей­час экс­пер­ты могут гово­рить не толь­ко о набо­ре тех­но­ло­гий антро­по­ген­ной дея­тель­но­сти по повы­ше­нию погло­ще­ния и удер­жа­ния угле­ро­да на при­бреж­но-мор­ские вод­но-болот­ных уго­дьях, но и мето­дов предот­вра­ще­ния дегра­да­ции и лик­ви­да­ции нару­ше­ний в эко­си­сте­мах и их адап­та­ции к изме­не­ни­ям кли­ма­та и усло­вий хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти.

- Труд­но пере­оце­нить вклад сотруд­ни­ков Инсти­ту­та гло­баль­но­го кли­ма­та и эко­ло­гии име­ни ака­де­ми­ка Изра­э­ля в фор­ми­ро­ва­нии тако­го мето­до­ло­ги­че­ско­го под­хо­да и кон­крет­но в раз­ра­бот­ку мето­до­ло­гии реа­ли­за­ции кли­ма­ти­че­ских про­ек­тов и мето­ди­ки оцен­ки погло­ще­ний пар­ни­ко­вых газов. Они лиде­ры в этом направ­ле­нии и раз­ра­бот­чи­ки основ­ных мето­до­ло­гий, кото­рые каса­лись эко­си­стем суши и лесов, – отме­ча­ет рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак. - Кро­ме того, руко­во­ди­тель это­го инсти­ту­та, Анна Рома­нов­ская, с пер­вых шагов иссле­до­ва­ний СахГУ по этой тема­ти­ке ока­зы­ва­ла нам все­сто­рон­нюю под­держ­ку. Конеч­но, столь быст­рое про­дви­же­ние и реа­ли­за­ция про­ек­та по мето­до­ло­гии было бы невоз­мож­но без уча­стия и суще­ствен­но­го содей­ствия Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти в лице док­то­ра тех­ни­че­ских наук Вяче­сла­ва Агап­ки­на и спец­пред­ста­ви­те­ля Губер­на­то­ра по вопро­сам кли­ма­та и ESG Миле­ны Милич. Была про­ве­де­на боль­шая сов­мест­ная рабо­та по деталь­но­му ана­ли­зу мето­дик наших кол­лег по БРИКС, их под­хо­дов к реше­нию про­бле­мы. 

По сло­вам Вик­то­ра Афа­на­сье­ва иссле­до­ва­ния про­дол­жа­ют­ся, пол­ным ходом идёт раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий уве­ли­че­ния сек­ве­стра­ци­он­ной ёмко­сти при­бреж­но-мор­ских вод­но-болот­ных гео­си­стем. Всё это при­хо­дит­ся делать парал­лель­но, и пони­ма­ние серьёз­но­сти про­бле­мы толь­ко рас­тёт. Одна­ко при этом про­ис­хо­дит и осо­зна­ние пер­спек­тив, кото­рые могут появить­ся у Рос­сии, где про­тя­жён­ность бере­го­вой линии состав­ля­ет свы­ше 60 тысяч кило­мет­ров. К при­ме­ру, вслед­ствие кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний раз­ру­ша­ют­ся север­ные при­бреж­ные рав­ни­ны, и на их месте фор­ми­ру­ют­ся обшир­ные лагу­ны, кото­рые мож­но будет исполь­зо­вать для кли­ма­ти­че­ской дея­тель­но­сти. На этом эта­пе к рабо­те долж­ны под­клю­чить­ся спе­ци­а­ли­сты из мно­гих науч­ных направ­ле­ний: от мик­ро­био­ло­гии и зоо­ло­гии до селек­ции и гене­ти­ки рас­те­ний и т. д.

– Саха­лин и здесь высту­па­ет пио­не­ром, мы пер­вы­ми выве­ли про­бле­му на новый уро­вень, и наде­юсь, что не поте­ря­ем темп. Если будет про­дол­жать­ся раз­ви­тие, наш уни­вер­си­тет дей­стви­тель­но ста­нет науч­ным цен­тром миро­во­го уров­ня. Уже сей­час воз­ни­ка­ет ост­рая потреб­ность в новых спе­ци­а­ли­стах, в раз­ви­тии науч­ной состав­ля­ю­щей тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия, потреб­ность в созда­нии серьёз­ной ана­ли­ти­че­ской базы и в хоро­шем совре­мен­ном обо­ру­до­ва­нии. Мы ста­ра­ем­ся при­вле­кать луч­ших спе­ци­а­ли­стов со всей стра­ны и одно­вре­мен­но рас­тить соб­ствен­ные науч­ные кад­ры. И бла­го, что нау­ка полу­чи­ла поле дея­тель­но­сти, кото­рое не толь­ко ей инте­рес­но, но и нуж­но госу­дар­ству, – под­вёл итог Вик­тор Афа­на­сьев.

Памяти педагога…

Ушла из жизни Гуревич Светлана Казимировна.

241 просмотр
Читать

Гуре­вич Свет­ла­на Кази­ми­ров­на

(22.09.1948 – 07.08.2024 гг.)

Свет­ла­на Кази­ми­ров­на роди­лась г. Южно-Саха­лин­ске в семье слу­жа­щих. Закон­чи­ла сред­нюю шко­лу №1 г. Кор­са­ко­ва и посту­пи­ла в ЮСГПИ, кото­рый закон­чи­ла с ква­ли­фи­ка­ци­ей учи­тель сред­ней шко­лы по спе­ци­аль­но­сти химия и био­ло­гия.

Тру­до­вая дея­тель­ность Свет­ла­ны Кази­ми­ров­ны нача­лась в 1971 г. в орга­ни­за­ци­ях про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти (лесо­тех­ни­кум, ГПТУ-18 и дру­гие).

С 1987 года Свет­ла­на Кази­ми­ров­на рабо­та­ла на кафед­ре педа­го­ги­ки Южно-Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та стар­шим пре­по­да­ва­те­лем, доцен­том кафед­ры. Она раз­ра­бо­та­ла и вела кур­сы педа­го­ги­ки, осно­вы класс­но­го руко­вод­ства, мето­ди­ка вос­пи­та­тель­ной рабо­ты.

Ее лек­ции и прак­ти­че­ские заня­тия отли­ча­лись науч­но­стью и свя­зью с прак­ти­кой вос­пи­та­ния и обу­че­ния школь­ни­ков. Под ее науч­но-мето­ди­че­ским руко­вод­ством десят­ки сту­ден­тов успеш­но защи­ти­ли кур­со­вые и диплом­ные рабо­ты по дидак­ти­ке и тео­рии вос­пи­та­ния, про­шли педа­го­ги­че­скую прак­ти­ку в шко­лах горо­да. Свет­ла­на Кази­ми­ров­на внес­ла зна­чи­тель­ный вклад в под­го­тов­ку учи­те­лей для систе­мы обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти.

Пре­по­да­ва­тель­скую рабо­ту Свет­ла­на Кази­ми­ров­на успеш­но соче­та­ла с науч­ной и науч­но-мето­ди­че­ской рабо­той; она явля­ет­ся авто­ром ряда науч­ных ста­тей и мето­ди­че­ских посо­бий по пре­по­да­ва­нию педа­го­ги­че­ских дис­ци­плин в вузе. 

Талант пре­по­да­ва­те­ля и эру­ди­ция Свет­ла­ны Кази­ми­ров­ны осо­бен­но ярко про­яви­лись в рабо­те со сту­ден­та­ми инду­стри­аль­но-педа­го­ги­че­ско­го факуль­те­та. Создан­ная и под­го­тов­лен­ная ею коман­да ИПФ зани­ма­ла самые высо­кие места в педа­го­ги­че­ских кон­кур­сах и педа­го­ги­че­ских КВН пед­ин­сти­ту­та.

Свет­ла­на Кази­ми­ров­на поль­зо­ва­лась заслу­жен­ным авто­ри­те­том сре­ди кол­лег пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов. За доб­ро­со­вест­ный мно­го­лет­ний труд неод­но­крат­но поощ­ря­лась гра­мо­та­ми руко­вод­ства.

Кол­лек­тив пре­по­да­ва­те­лей и сотруд­ни­ков СахГУ/ЮСГПИ при­но­сит глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния род­ным и близ­ким Гуре­вич С. К. в свя­зи с тяже­лой утра­той.

Участники форума «ОстроVa» предложили свои идеи для кампуса СахалинТех

На проектной сессии активисты трека «Образование» обсуждали возможности для применения беспилотников в регионе, переработку морских ресурсов в биодобавки, проекты для новой энергетики и другое.

144 просмотра
Читать

На про­ект­ной сес­сии акти­ви­сты тре­ка «Обра­зо­ва­ние» обсуж­да­ли воз­мож­но­сти для при­ме­не­ния бес­пи­лот­ни­ков в реги­оне, пере­ра­бот­ку мор­ских ресур­сов в био­до­бав­ки, про­ек­ты для новой энер­ге­ти­ки и дру­гое.

Сре­ди участ­ни­ков тре­ка – моло­дые уче­ные и спе­ци­а­ли­сты из раз­лич­ных отрас­лей эко­но­ми­ки, выпуск­ни­ки и сту­ден­ты Рос­сий­ских вузов.

Свои нара­бот­ки участ­ни­ки пред­став­ля­ли заме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­сла­ву Алень­ко­ву и рек­то­ру Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сан­дру Самар­да­ку.

- Уни­каль­ность это­го тре­ка заклю­ча­ет­ся в том, что вче­раш­ние выпуск­ни­ки и сту­ден­ты вузов рабо­та­ют над пер­спек­тив­ны­ми направ­ле­ни­я­ми и про­ек­та­ми наше­го кам­пу­са Саха­лин­Тех. Моло­дые люди пред­ла­га­ют инте­рес­ные идеи в рам­ках сво­их рабо­чих групп. Луч­шие из них мы смо­жем встро­ить в обра­зо­ва­тель­ный фун­да­мент кам­пу­са. – отме­тил Алек­сандр Самар­дак.

Кам­пус Саха­лин­Тех – часть про­грам­мы «Созда­ние сети совре­мен­ных кам­пу­сов», кото­рый ведёт­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сии «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», ини­ци­и­ро­ван­но­го пре­зи­ден­том РФ Вла­ди­ми­ром Пути­ным.

Уже сей­час созда­ют­ся лабо­ра­то­рии и раз­ви­ва­ют­ся базо­вые направ­ле­ния – инже­нер­ное, аква­био­тех­но­ло­гии, IT, бес­пи­лот­ни­ки, неф­те­газ, искус­ствен­ный интел­лект и т.д.

Памяти педагога…

Ушел из жизни доцент кафедры социологии, кандидат философских наук Дмитрий Сергеевич Ермаков.

428 просмотров
Читать

Ерма­ков Дмит­рий Сер­ге­е­вич

(12.07.1964 г. – 06.08.2024 г.)

На 61‑м году ушел из жиз­ни доцент кафед­ры социо­ло­гии, кан­ди­дат фило­соф­ских наук Дмит­рий Сер­ге­е­вич Ерма­ков.

Дмит­рий Сер­ге­е­вич окон­чил в Южно-Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский инсти­тут в 1986 году, и полу­чил ква­ли­фи­ка­цию учи­те­ля исто­рии, обще­ст­во­зна­ния и англий­ско­го язы­ка.

Педа­го­ги­че­ский стаж – 19 лет, в том чис­ле в СахГУ – 19 лет. Име­ет 30 науч­ных пуб­ли­ка­ций.

В 2006 году защи­тил дис­сер­та­цию на соис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та фило­соф­ских наук. Вел пре­по­да­ва­ние дис­ци­плин «Фило­со­фия», «Исто­рия и фило­со­фия нау­ки», «Куль­ту­ро­ло­гия», «Фило­соф­ские осно­вы есте­ство­зна­ния».

Д.С. Ерма­ков актив­но рабо­тал над повы­ше­ни­ем ква­ли­фи­ка­ции, раз­ра­ба­ты­вал новые дис­ци­пли­ны для сту­ден­тов, аспи­ран­тов и слу­ша­те­лей СахГУ. В 2018 про­шел пере­под­го­тов­ку в Рос­сий­ской ака­де­мии народ­но­го хозяй­ства и гос­служ­бы при Пре­зи­ден­те РФ по направ­ле­нию «Госу­дар­ствен­ное и муни­ци­паль­ное управ­ле­ние».

За годы рабо­ты в уни­вер­си­те­те имел неод­но­крат­ные поощ­ре­ния рек­то­ра СахГУ. Вел рабо­ту по попу­ля­ри­за­ции фило­соф­ско­го зна­ния сре­ди сту­ден­тов; под­го­то­вил и апро­би­ро­вал ряд спец­кур­сов и факуль­та­ти­вов по фило­соф­ско-гума­ни­тар­ной про­бле­ма­ти­ке для сту­ден­тов СахГУ.

Актив­но вел рабо­ту на кур­сах пере­под­го­тов­ке госу­дар­ствен­ных слу­жа­щих в СахГУ, раз­ра­бо­тал для слу­ша­те­лей кур­сов дис­ци­пли­ны по фило­соф­ским аспек­там управ­ле­ния.

Рек­то­рат, пре­по­да­ва­те­ли, сотруд­ни­ки, сту­ден­ты, выпуск­ни­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та выра­жа­ют глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния семье Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча. Память о нем будет дол­го хра­нить­ся в наших серд­цах и серд­цах его сту­ден­тов.

Ученые СахГУ исследуют океан после сброса с Фукусимы

Специалисты Сахалинского государственного университета вернулись из экспедиции по изучению радиоактивности в Тихом океане.

120 просмотров
Читать

Рейс на науч­ном иссле­до­ва­тель­ском судне «Ака­де­мик Опа­рин» с 4 июня по 15 июля 2024 года орга­ни­зо­вал Тихо­оке­ан­ский оке­а­но­ло­ги­че­ский инсти­тут им. В.И. Ильи­чё­ва ДВО РАН при уча­стии уче­ных Кур­ча­тов­ско­го инсти­ту­та.

Осо­бое зна­че­ние радио­эко­ло­ги­че­ский мони­то­ринг име­ет для рыб­ной про­мыш­лен­но­сти реги­о­на. В рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет – 2030.Дальний Восток» и госу­дар­ствен­но­го зада­ния Мино­бра­ну­ки, спе­ци­а­ли­сты СахГУ наме­ре­ны оце­нить состо­я­ние мор­ских вод не толь­ко Саха­ли­на и Курил, но и все­го Даль­не­го Восто­ка.

Резуль­та­ты помо­гут уста­но­вить вли­я­ние на окру­жа­ю­щую сре­ду послед­ствий ава­рии на АЭС «Фукусима‑1» и про­во­ди­мых меро­при­я­тий по очист­ке накоп­лен­ных в Япо­нии жид­ких радио­ак­тив­ных отхо­дов.

— Япо­ния про­дол­жа­ет слив радио­ак­тив­ных вод. Поэто­му в рам­ках гос­за­да­ния мы про­ве­ли отбор проб мор­ской воды на нали­чие ради­о­нук­ли­дов цезия-137, строн­ция-90 и три­тия. Эти «дол­го­жи­ву­щие» ради­о­нук­ли­ды пред­став­ля­ют бОль­шую опас­ность, из-за боль­шо­го пери­о­да полу­рас­па­да, кото­рый состав­ля­ет поряд­ка 30, 29 и 12 лет, соот­вет­ствен­но. Более того, дан­ные ради­о­нук­ли­ды лег­ко встра­и­ва­ют­ся в живые орга­низ­мы, с после­ду­ю­щей мигра­ци­ей по тро­фи­че­ским цепям. А если брать в рас­чет тече­ние Куро­сио, осо­бо­му рис­ку под­вер­же­но имен­но Охот­ское море, — про­ком­мен­ти­ро­вал заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей фун­да­мен­таль­ной и при­клад­ной химии СахГУ, кан­ди­дат хими­че­ских наук Эду­ард Токарь.

Кро­ме того, во вре­мя экс­пе­ди­ции в рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет – 2030.Дальний Восток» спе­ци­а­ли­сты про­ве­ли оцен­ку мас­со­пе­ре­но­са и суб­ма­ри­ной раз­груз­ки вод Охот­ско­го моря и запад­но­го побе­ре­жья Тихо­го оке­а­на путём ана­ли­за при­род­ных ради­о­нук­ли­дов, в част­но­сти радия, тория, свин­ца и поло­ния — «мар­ке­ров» дан­ных про­цес­сов.

За всё вре­мя уче­ны­ми СахГУ было ото­бра­но и исполь­зо­ва­но для рабо­ты поряд­ка 30 тонн мор­ской воды. В «доро­ге» про­ве­сти пол­ный ана­лиз проб не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, поэто­му по окон­ча­нию рей­са образ­цы были закон­сер­ви­ро­ва­ны для даль­ней­шей обра­бот­ки в лабо­ра­то­рии. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний уче­ные пла­ни­ру­ют под­го­то­вить и опуб­ли­ко­вать к кон­цу теку­ще­го года.

Напом­ним, что ком­па­ния-опе­ра­тор Tokyo Electric Power в 2024 году про­ве­ла уже шестой этап сбро­са воды с АЭС «Фукусима‑1». Япон­ские вла­сти утвер­жда­ют, что отхо­ды не пред­став­ля­ют ника­кой опас­но­сти, но рос­сий­ские уче­ные про­во­дят свои иссле­до­ва­ния, что­бы исклю­чить все воз­мож­ные рис­ки. 

В 2023 году Рос­сия при­со­еди­ни­лась к вре­мен­ным огра­ни­чи­тель­ным мерам в отно­ше­нии импор­та рыбы и море­про­дук­тов из Япо­нии. Огра­ни­че­ния вво­дят­ся до предо­став­ле­ния исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции, необ­хо­ди­мой для под­твер­жде­ния без­опас­но­сти про­дук­тов вод­но­го про­мыс­ла и соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сою­за, а так­же и ана­ли­за спе­ци­а­ли­ста­ми рос­сий­ско­го Рос­сель­хоз­над­зо­ра.

Участники трека «Образование» форума «ОстроVа» узнали о кампусе «СахалинТех»

В рамках образовательной программы всероссийского форума прошла встреча с заместителем министра науки и высшего образования РФ Ольгой Петровой и ректором СахГУ Александром Самардаком.

130 просмотров
Читать

Глав­ной темой фору­ма ста­ло постро­е­ние карьер­ной тра­ек­то­рии для моло­дых спе­ци­а­ли­стов из нау­ки, обра­зо­ва­ния и про­из­вод­ства. Участ­ни­ки каж­до­го тре­ка не толь­ко соста­вят свои карьер­ные пла­ны, но и попро­бу­ют свои силы в реше­нии реаль­ных кей­сов от веду­щих пред­при­я­тий Саха­лин­ской обла­сти.

На встре­че с участ­ни­ка­ми тре­ка «Обра­зо­ва­ние» Оль­га Пет­ро­ва отме­ти­ла, что уси­ле­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го лидер­ства – это серьез­ная зада­ча, кото­рую долж­ны решать вме­сте уни­вер­си­те­ты и пред­при­я­тия. Для это­го в стране запу­ще­ны два про­ек­та: «При­о­ри­тет-2030» и «Пере­до­вая инже­нер­ная шко­ла». Флаг­ман­ские про­ек­ты Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния помо­га­ют созда­вать, в том чис­ле на Даль­нем Восто­ке, цен­тры устой­чи­во­го роста, кото­рые дают мощ­ные импуль­сы раз­ви­тия.

– Уве­ре­на, что такое тес­ное вза­и­мо­дей­ствие помо­жет выпуск­ни­кам вузов быст­рее най­ти рабо­ту сво­ей меч­ты. Обра­щаю ваше вни­ма­ние на клю­че­вую тен­ден­цию – вузы и инду­стрия созда­ют того само­го спе­ци­а­ли­ста, кото­рый будет точ­но вос­тре­бо­ван. Имен­но они напол­ня­ют вас зна­ни­я­ми, навы­ка­ми, уме­ни­я­ми и ком­пе­тен­ци­я­ми из сво­ей отрас­ли, – отме­ти­ла Оль­га Пет­ро­ва.

Рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак пре­зен­то­вал участ­ни­кам тре­ка «Обра­зо­ва­ние» кон­цеп­цию раз­ви­тия «Саха­лин­Те­ха» и его клю­че­вые про­ек­ты.

– Сто­ит отме­тить, что наш уни­вер­си­тет – актив­ный участ­ник флаг­ман­ских про­ек­тов: «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток» и «Пере­до­вая инже­нер­ная шко­ла». Мы уве­ре­ны, что наши круп­ные про­ек­ты, реа­ли­за­ция кото­рых уже нача­лась, в бли­жай­шие годы под­ни­мут вуз на каче­ствен­но новый уро­вень и сде­ла­ют его точ­кой при­тя­же­ния для аби­ту­ри­ен­тов, сту­ден­тов и моло­дых уче­ных. Не сомне­ва­юсь, что сре­ди вас есть те, кто уже готов стать частью «Саха­лин­Те­ха» и постро­ить свою карье­ру на Саха­лине, – отме­тил в при­вет­ствен­ном сло­ве рек­тор СахГУ. – Важ­но пони­мать, что стро­и­тель­ство кам­пу­са – это новая веха в исто­рии всей Саха­лин­ской обла­сти. Пра­ви­тель­ство и губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко ока­зы­ва­ют нам огром­ную помощь в этом про­цес­се.

Кам­пус «Саха­лин­Тех» – это бес­пре­це­дент­ный сту­ден­че­ский кла­стер в цен­тре Южно-Саха­лин­ска: науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс на месте быв­ше­го Дома офи­це­ров и сту­ден­че­ский горо­док на про­спек­те Побе­ды. Про­ект преду­смат­ри­ва­ет стро­и­тель­ство учеб­но­го кор­пу­са, науч­но-лабо­ра­тор­но­го бло­ка, биб­лио­те­ки, кон­гресс-хол­ла и обще­ствен­но-дело­вых про­странств. В кам­пу­се будут совре­мен­ные лабо­ра­то­рии и кор­по­ра­тив­ные R&D‑центры, где сту­ден­ты будут зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми вме­сте с уче­ны­ми и инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми Саха­лин­ской обла­сти. Уже сей­час созда­ют­ся лабо­ра­то­рии и раз­ви­ва­ют­ся базо­вые направ­ле­ния – инже­нер­ное, аква­био­тех­но­ло­гии, IT, искус­ствен­ный интел­лект и т.д.

Про­грам­ма «Созда­ние сети совре­мен­ных кам­пу­сов» ведёт­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сии «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», ини­ци­и­ро­ван­но­го пре­зи­ден­том РФ Вла­ди­ми­ром Пути­ным.

Сценарий для дрона

Сотрудники лаборатории математического моделирования радиоэлектронных устройств СахГУ приняли участие в организации технологических сборов "Сценарии применения беспилотных авиационных систем».

109 просмотров
Читать

Сбо­ры про­хо­ди­ли в пери­од про­ве­де­ния интен­си­ва «Архи­пе­лаг 2024» на пло­щад­ках аэро­дро­ма «Пуши­стый».

Сотруд­ни­ки лабо­ра­то­рии рабо­та­ли в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной про­грам­ме Drone Doc. Раз­ра­бо­тан­ная про­грам­ма при­ме­ня­ет­ся в моде­ли­ро­ва­нии эффек­тов внед­ре­ния бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных систем в раз­лич­ных отрас­лях, таких как: аэро­съё­моч­ные рабо­ты с рас­по­зна­ва­ни­ем иден­тич­ных объ­ек­тов, достав­ка мало­га­ба­рит­ных гру­зов и т.д. Вме­сте с участ­ни­ка­ми «Архи­пе­ла­га» сотруд­ни­ки лабо­ра­то­рии ана­ли­зи­ро­ва­ли и моде­ли­ро­ва­ли эффек­ты от при­ме­не­ния БАС в раз­лич­ных отрас­лях.

В резуль­та­те коман­да­ми было раз­ра­бо­та­но 19 новых при­ме­не­ний БАС. В рам­ках основ­ной части, выпол­няя зада­ние коман­ды, участ­ни­ки сорев­но­ва­ний под­го­то­ви­ли более 600 моде­лей сво­их интер­пре­та­ций в реше­ние вопро­сов: мони­то­ринг карье­ров, пля­жей и водо­охра­ной зоны. Допол­ни­тель­но было под­го­тов­ле­но боль­ше 100 уни­каль­ных рас­ши­рен­ных тех­ни­че­ских зада­ний кото­рые участ­ни­ки при­вез­ли в свои реги­о­ны.

Участ­ни­ки сорев­но­ва­ний отме­ча­ют, что дан­ная модель заре­ко­мен­до­ва­ла себя как хоро­ший ана­ли­ти­че­ский инстру­мент. Дан­ная модель помог­ла понять вза­и­мо­связь биз­нес задач кото­рые сто­ят перед реги­о­на­ми и тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний заку­поч­ной доку­мен­та­ции и оце­нить ожи­да­е­мый эффект. 

«Наде­ем­ся, что про­де­лан­ная рабо­та помо­жет луч­ше соста­вить план внед­ре­ния БПЛА в раз­лич­ные отрас­ли в реги­оне»- отме­ча­ет раз­ра­бот­чик моде­ли Гав­ри­лов Денис.

СахГУ открывает набор сотрудников для работы в лабораториях нового кампуса СахалинТех на базе нефтепарка

На Сахалине завершается строительство зданий будущих научных подразделений Передовой инженерной школы “Инженерия островов” и лабораторий СахалинТех.

315 просмотров
Читать

На Саха­лине завер­ша­ет­ся стро­и­тель­ство зда­ний буду­щих науч­ных под­раз­де­ле­ний Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы Инже­не­рия ост­ро­вов” и лабо­ра­то­рий Саха­лин­Тех Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Науч­ная иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность здесь стар­ту­ет уже в новом году. Уже сей­час СахГУ объ­явил кон­кур­сы на закуп­ку обо­ру­до­ва­ния и при­ем буду­щих сотруд­ни­ков.

Кор­пус пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы стро­ит­ся на тер­ри­то­рии неф­те­га­зо­во­го инду­стри­аль­но­го пар­ка. Здесь рас­по­ло­жат­ся сту­ден­че­ское кон­струк­тор­ское бюро, учеб­ные лабо­ра­то­рии и Центр Интел­лек­ту­аль­ных систем управ­ле­ния энер­ге­ти­кой и мик­ро­элек­тро­ни­ки, а так­же Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та «Сбер».

Мы объ­еди­ним уси­лия пред­при­я­тий и СахГУ на раз­ви­тие элек­тро­ни­ки в реги­оне. Сов­мест­но с наши­ми парт­не­ра­ми Сбер, Элвис, Рос­се­ти, Рус­Эл (Рус­ская элек­тро­тех­ни­ка) мы созда­ем моло­деж­ные лабо­ра­то­рии по раз­ра­бот­ке СВЧ-элек­тро­ни­ки, элек­тро­тех­ни­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния и систем управ­ле­ния энер­го­си­сте­ма­ми” - про­ком­мен­ти­ро­вал и.о. дирек­то­ра пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы СахГУ Алек­сей Огнев.

Сов­мест­но с парт­нё­ра­ми будет создан Иссле­до­ва­тель­ский центр Газ­пром бан­ка, раз­ме­стит­ся лабо­ра­то­рия под­вод­ной робо­то­тех­ни­ки, сов­мест­ная кафед­ра с ком­па­ни­ей «Газ­пром добы­ча шельф». Будут откры­ты элек­тро­тех­ни­че­ская испы­та­тель­ная лабо­ра­то­рия.

На новых пло­ща­дях раз­ме­стят­ся ана­ли­ти­че­ская лабо­ра­то­рия неф­те­га­зо­хи­мии и Центр по изу­че­нию био­раз­но­об­ра­зия аква­то­рии Даль­не­го Восто­ка.

Про­ект по изу­че­нию био­раз­но­об­ра­зия Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет реа­ли­зу­ет сов­мест­но с МГУ име­ни М. В. Ломо­но­со­ва. Идея была под­дер­жа­на Пре­зи­ден­том Рос­сии Вла­ди­ми­ром Пути­ным в 2023 году на встре­че с участ­ни­ка­ми III Кон­грес­са моло­дых уче­ных. В новом кор­пу­се будет создан центр науч­ных иссле­до­ва­ний. Его лабо­ра­тор­ная база поз­во­лит изу­чать гид­ро­бион­тов и назем­ных оби­та­те­лей, под­го­то­вить спе­ци­а­ли­стов для кли­ма­ти­че­ских и эко­ло­ги­че­ских про­ек­тов и для раз­ви­тия при­о­ри­тет­но­го направ­ле­ния реги­о­на – эко­но­ми­ки оке­а­на”, - ска­зал рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак. - Все эти рабо­ты ведут­ся при непо­сред­ствен­ной под­держ­ке Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти и лич­но губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко.

Саха­лин­ский неф­те­га­зо­вый инду­стри­аль­ный парк рас­по­ла­га­ет­ся в север­ной части г. Южно-Саха­лин­ска на участ­ке пло­ща­дью в 55,67 гек­та­ра. На тер­ри­то­рии Саха­лин­ско­го неф­те­га­зо­во­го инду­стри­аль­но­го пар­ка уста­нов­лен осо­бый пра­во­вой режим для осу­ществ­ле­ния пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти с нало­го­вы­ми льго­та­ми и адми­ни­стра­тив­ны­ми пре­фе­рен­ци­я­ми (ТОР «Южная»). Реа­ли­за­ция про­ек­та запла­ни­ро­ва­на в 2 оче­ре­ди.

Рези­ден­та­ми Пар­ка уже явля­ют­ся 12 ком­па­ний ООО «ИНТРА Саха­лин», ООО «Саха­лин Тур­би­на Сер­вис», ООО «Про­из­вод­ствен­ный ком­плекс ИТ», ООО «МЕТАЛСЕРВИСНЕФТЕГАЗ», АО «УК СИП», ООО «Мэйн­стрим Логи­стик», ООО «Айл­энд Дже­не­рал Сери­сис», ООО «Вол­га­Пром Аль­янс», ООО «ДОНГИС Саха­лин».

Молодые инженеры России подключатся к разработке неуязвимых сахалинских беспилотников

Сахалинский государственный университет провел конкурс среди молодых инженеров на участие в проекте по разработке неуязвимых БПЛА.

154 просмотра
Читать

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет про­вел кон­курс сре­ди моло­дых инже­не­ров на уча­стие в про­ек­те по раз­ра­бот­ке неуяз­ви­мых БПЛА. Побе­ди­те­ля­ми ста­ли пара выпуск­ни­ков Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та систем управ­ле­ния и радио­элек­тро­ни­ки (ТУСУР). 

Моло­дые спе­ци­а­ли­сты про­шли все необ­хо­ди­мые инструк­та­жи для ста­жи­ров­ки и при­сту­пят к рабо­те уже в июле. Вме­сте с дру­ги­ми сотруд­ни­ка­ми лабо­ра­то­рии мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств они зай­мут­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем плат для совре­мен­ных БПЛА. Перед коман­дой сто­ит зада­ча создать такие бес­пи­лот­ни­ки, кото­рые будут устой­чи­вы к поме­хам, элек­тро­маг­нит­но­му воз­дей­ствию и навод­кам. Раз­ра­бот­ки ведут­ся в рам­ках пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы «Инже­не­рия ост­ро­вов».

— Cегод­ня оте­че­ствен­ная про­мыш­лен­ность нуж­да­ет­ся в новых под­хо­дах раз­ра­бот­ки радио­элек­трон­ных устройств, кото­рые демон­стри­ру­ют устой­чи­вость к внеш­не­му высо­ко­ча­стот­но­му элек­тро­маг­нит­но­му воз­дей­ствию. Для того, что­бы каче­ствен­но улуч­шить раз­ра­бот­ку радио­элек­трон­ных ком­по­нен­тов, напри­мер, те же самые кон­трол­ле­ры бес­пи­лот­ных аппа­ра­тов, мы пред­ла­га­ем исполь­зо­вать оте­че­ствен­ные систе­мы авто­ма­ти­зи­ро­ван­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния. Осно­вой таких систем явля­ет­ся каче­ствен­ное мате­ма­ти­че­ское моде­ли­ро­ва­ние — им мы и зани­ма­ем­ся в нашей лабо­ра­то­рии, — про­ком­мен­ти­ро­вал заве­ду­ю­щий Лабо­ра­то­рии мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств, д.т.н. Тимур Гази­зов.

Кон­курс на вакант­ные пози­ции в СахГУ полу­чил высо­кий отклик сре­ди моло­дых спе­ци­а­ли­стов. Из 28 пре­тен­ден­тов луч­шие резуль­та­ты пока­за­ли двое выпуск­ни­ков их Том­ска.

— Мне инте­рес­но все, что свя­за­но с Даль­ним Восто­ком. В этом году Южно-Саха­линск стал цен­тром очень круп­ных собы­тий. Это и науч­но-обра­зо­ва­тель­ный интен­сив «Архи­пе­лаг 2024» с акту­аль­ной для меня повест­кой про дро­но­сфе­ру и бес­пи­лот­ны­ми лета­тель­ны­ми аппа­ра­та­ми, и форум «Ост­ро­ва». Уни­вер­си­тет заин­те­ре­со­вал сво­и­ми про­ек­та­ми, а так­же фор­ма­ми под­держ­ки моло­дых спе­ци­а­ли­стов, кан­ди­да­тов и док­то­ров наук. Пони­маю, что реги­о­ну нуж­ны высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты, поэто­му пла­ни­рую про­дол­жить обу­че­ние в маги­стра­ту­ре и аспи­ран­ту­ре. Это послу­жит хоро­шей базой для рабо­ты над про­ек­том, — поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­я­ми новый сотруд­ник СахГУ, Кри­сти­на Икон­ни­ко­ва.

Раз­ра­бот­ка новых плат ведет­ся в лабо­ра­то­рии СахГУ в парт­нер­стве с веду­щи­ми про­ек­ти­ров­щи­ка­ми мик­ро­схем в Рос­сии — науч­но-про­из­вод­ствен­ным цен­тром «ЭЛВИС». Ранее ими были созда­ны оте­че­ствен­ные мик­ро­схе­мы «на кри­стал­ле», а так­же систе­мы без­опас­но­сти на осно­ве тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та, ком­пью­тер­но­го зре­ния, био­мет­рии, такие как ЕНОТ СД, PSIM NEST, «Силь­фи­да».

Раз­ра­бот­ку и про­из­вод­ство ново­го тяжё­ло­го бес­пи­лот­но­го воз­душ­но­го суд­на в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет запу­стить саха­лин­ская ком­па­ния «ТЕЗОНА», дочер­нее зави­си­мое обще­ство НПЦ «ЭЛВИС».

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет актив­но при­вле­ка­ет моло­дых спе­ци­а­ли­стов для реа­ли­за­ции про­грамм пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы (ПИШ) «Инже­не­рия ост­ро­вов». Этот центр нау­ки и обра­зо­ва­ния создан в реги­оне, что­бы решать зада­чи раз­ви­тия эко­но­ми­ки всей стра­ны в раз­ных обла­стях, вклю­чая гибрид­ную энер­ге­ти­ку, водо­род­ные и «зелё­ные» тех­но­ло­гии, ком­плекс­ные систе­мы без­опас­но­сти, стро­и­тель­ства, а так­же обслу­жи­ва­ния и экс­плу­а­та­ции авто­ном­ных объ­ек­тов и тер­ри­то­рий.

В Техническом нефтегазовом институте установлен класс виртуальной реальности

Оснастить новую аудиторию стало возможно благодаря финансовой поддержке компании «Сахалинморнефтегаз-Шельф», оператору проекта «Сахалин-1».

146 просмотров
Читать

В рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­ной ИТ инфра­струк­ту­ры СахГУ» к име­ю­щим­ся ком­плек­там с VR-очка­ми была уста­нов­ле­на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная видео­сте­на, что­бы и пре­по­да­ва­те­ли, и сту­ден­ты мог­ли чёт­ко видеть выпол­ня­е­мые рабо­ты в зда­нии или на объ­ек­те. Транс­ля­ция выпол­ня­е­мо­го зада­ния выхо­дит на видео­сте­ну, что поз­во­ля­ет видеть что дела­ет сту­дент, без необ­хо­ди­мо­сти под­хо­дить к каж­до­му, смот­реть на мони­тор.

- Поми­мо это­го, это поз­во­ля­ет обес­пе­чить сов­мест­ную рабо­ту в груп­пах. Когда сту­дент выпол­ня­ет рабо­ту, дру­гие могут смот­реть и понять, что сде­ла­но пра­виль­но, что сде­ла­но непра­виль­но. – отме­ча­ет руко­во­ди­тель про­ек­та Алек­сей Чер­но­лив­ский.

Сей­час этот VR-класс поль­зу­ет­ся боль­шим спро­сом у сту­ден­тов стро­и­тель­ных спе­ци­аль­но­стей Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ. В пер­спек­ти­ве, в новой ауди­то­рии смо­гут зани­мать­ся сту­ден­ты дру­гих тех­ни­че­ских направ­ле­ний, свя­зан­ные с неф­те­га­зо­вой и инже­нер­ной отрас­ля­ми. В насто­я­щее вре­мя уни­вер­си­тет гото­вит запрос на раз­ра­бот­ку VR-мате­ри­а­лов и тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик учеб­ных сце­на­ри­ев для сотруд­ни­ков и пре­по­да­ва­те­лей.