СахГУ сегодня

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. С него нача­лась исто­рия выс­ше­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти. Открыв две­ри в 1949 году как учи­тель­ский инсти­тут, СахГУ, вот уже 70 лет оста­ет­ся веду­щим обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­ни­ем ост­ров­но­го реги­о­на, откры­ва­ю­щий юно­му поко­ле­нию пер­спек­ти­вы науч­но­го, про­фес­си­о­наль­но­го и обра­зо­ва­тель­но­го роста.

СахГУ сего­дня предо­став­ля­ет воз­мож­ность полу­чить обра­зо­ва­ние по есте­ствен­но-науч­ным, педа­го­ги­че­ским, соци­аль­ным, гума­ни­тар­ным, эко­но­ми­че­ским, инже­нер­но-тех­ни­че­ских направ­ле­ни­ям. Уни­вер­си­тет вклю­ча­ет в себя 5 инсти­ту­тов, Поли­тех­ни­че­ский и Южно-Саха­лин­ский педа­го­ги­че­ский кол­ле­джи, а так­же фили­а­лы в Охе и Алек­сан­дров­ске-Саха­лин­ском. В уни­вер­си­те­те успеш­но дей­ству­ет систе­ма дову­зов­ской под­го­тов­ки и допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния.

Поли­ти­ка СахГУ в обла­сти каче­ства обра­зо­ва­ния явля­ет­ся осно­вой устой­чи­во­го раз­ви­тия уни­вер­си­те­та, важ­ней­шие прин­ци­пы кото­рой — в посто­ян­ном повы­ше­нии про­фес­си­о­наль­ной ком­пе­тент­но­сти про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва и сотруд­ни­ков. Кол­лек­тив уни­вер­си­те­та чтит, сохра­ня­ет и умно­жа­ет педа­го­ги­че­ские, науч­ные и вос­пи­та­тель­ные тра­ди­ции сво­их пред­ше­ствен­ни­ков, с ува­же­ни­ем отно­сит­ся к исто­рии род­но­го вуза, одно­вре­мен­но с этим нахо­дит новые, свой­ствен­ные духу сего­дняш­не­го вре­ме­ни под­хо­ды к реше­нию акту­аль­ных задач, сто­я­щих перед выс­шей шко­лой в XXI веке.

Для реа­ли­за­ции основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм средне про­фес­си­о­наль­но­го и выс­ше­го обра­зо­ва­ния СахГУ рас­по­ла­га­ет совре­мен­ны­ми муль­ти­ме­дий­ны­ми клас­са­ми, науч­но-иссле­до­ва­тель­ски­ми лабо­ра­то­ри­я­ми и цен­тра­ми, науч­но-учеб­ны­ми база­ми, спут­ни­ко­вой стан­ци­ей, архео­ло­ги­че­ским музе­ем. Важ­ней­шей состав­ля­ю­щей науч­ной актив­но­сти уни­вер­си­те­та явля­ет­ся внед­ре­ние соб­ствен­ных науч­ных раз­ра­бо­ток в раз­ви­тие эко­но­ми­ки реги­о­на. Имен­но поэто­му СахГУ явля­ет­ся цен­траль­ной науч­но-иссле­до­ва­тель­ской пло­щад­кой реги­о­на, ори­ен­ти­ро­ван­ной, преж­де все­го, на при­о­ри­тет­ные направ­ле­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти.

Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние в СахГУ уде­ля­ют науч­ной дея­тель­но­сти, счи­тая ее реаль­ным фак­то­ром раз­ви­тия вуза, укреп­ле­ния и нара­щи­ва­ния потен­ци­а­ла про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва, повы­ше­ния каче­ства обра­зо­ва­тель­ных услуг, вовле­че­ния сту­ден­тов с серьез­ную науч­ную рабо­ту. В СахГУ рабо­та­ет Саха­лин­ский тех­ни­че­ский есте­ствен­но­на­уч­ный мате­ма­ти­че­ский центр (СТЕМ). Он вклю­ча­ет в себя лабо­ра­то­рии, тре­на­же­ры, маке­ты и агре­га­ты, поз­во­ля­ю­щие сту­ден­там осва­и­вать спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, изу­чать в дета­лях свою буду­щую про­фес­сию. В ост­ров­ном уни­вер­си­те­те созда­на лабо­ра­то­рия физи­ко-хими­че­ских иссле­до­ва­ний для рабо­ты в обла­сти эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти неф­те­га­зо­вой отрас­ли. Дей­ству­ю­щая науч­но-иссле­до­ва­тель­ская стан­ция СахГУ и РАН была откры­та за 2 меся­ца до запус­ка 1‑го искус­ствен­но­го Спут­ни­ка Зем­ли. Заду­ман­ная для наблю­де­ния и сопро­вож­де­нию поле­та спут­ни­ка, она пре­вра­ти­лась в совре­мен­ный ком­плекс спут­ни­ко­во­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли, поз­во­ля­ю­щий про­во­дить иссле­до­ва­ния в обла­сти био­ло­гии, гео­ло­гии, метео­ро­ло­гии, гео­фи­зи­ки, кар­то­гра­фии и гео­де­зии.

Ряд пре­по­да­ва­те­лей СахГУ – извест­ные учё­ные Рос­сии и мира, кото­рые вно­сят серьёз­ный вклад в каче­ство уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния. Резуль­та­ты рабо­ты уче­ных, спе­ци­а­ли­стов и сту­ден­тов СахГУ нахо­дят отра­же­ние в науч­ных тру­дах, ста­но­вят­ся осно­вой для раз­ра­бот­ки прак­ти­че­ских реко­мен­да­ций в раз­лич­ных направ­ле­ни­ях эко­но­ми­ки Саха­лин­ской обла­сти, Даль­не­во­сточ­но­го реги­о­на, Рос­сии. Гор­до­стью СахГУ явля­ют­ся не толь­ко «масти­тые» уче­ные, но и выпуск­ни­ки, кото­рые состав­ля­ют зна­чи­тель­ную часть моло­дых науч­ных сотруд­ни­ков в науч­но-иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тах, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти.

Выпуск­ни­ки СахГУ рабо­та­ют в ком­па­ни­ях неф­те­га­зо­вой отрас­ли, пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах, обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях, бан­ков­ских струк­ту­рах, нало­го­вых орга­нах, на пред­при­я­ти­ях и науч­но-иссле­до­ва­тель­ских учре­жде­ни­ях рыб­ной отрас­ли, в адми­ни­стра­ции горо­да, обла­сти и рай­о­нов. Еже­год­но про­во­ди­мый мони­то­ринг сви­де­тель­ству­ет, что к кон­цу года выпус­ка более 86% выпуск­ни­ков тру­до­устро­е­ны. Это один из луч­ших резуль­та­тов в Рос­сии.

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет актив­но дей­ству­ет на меж­ду­на­род­ной арене выс­ше­го обра­зо­ва­ния. Более чет­вер­ти века раз­ви­ва­ют­ся отно­ше­ния СахГУ с уни­вер­си­те­та­ми Япо­нии, Южной Кореи, Китая. Вве­дет­ся сов­мест­ная рабо­та по вза­и­мо­дей­ствию обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, созда­нию откры­то­го обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства с таки­ми учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми, как: Пусан­ский инсти­тут ино­стран­ных язы­ков (Рес­пуб­ли­ка Корея), уни­вер­си­тет Донг­со (Рес­пуб­ли­ка Корея), Меж­ду­на­род­ный уни­вер­си­тет Сап­по­ро (Япо­ния), Уни­вер­си­тет Токай (Япо­ния), Уни­вер­си­тет Хок­кай­до (Япо­ния), Хар­бин­ский педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (Китай), Хар­бин­ский про­фес­си­о­наль­но-тех­ни­че­ский кол­ледж (Китай) и мно­ги­ми дру­ги­ми. Со мно­ги­ми учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми ази­ат­ско-тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на сфор­ми­ро­ва­ны сов­мест­ные обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты и бес­пре­рыв­но функ­ци­о­ни­ру­ют про­грам­мы сту­ден­че­ской ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти. 

СахГУ – это точ­ка для раз­ви­тия и при­тя­же­ния ост­ров­ной моло­де­жи. Ведь имен­но здесь, на Саха­лине, созда­на реаль­ная систе­ма сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния и волон­тер­ско­го дви­же­ния. В декаб­ре 2018 года модель сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния и вос­пи­та­тель­ной рабо­ты СахГУ при­зна­на луч­шей на Даль­нем Восто­ке. Любой сту­дент уни­вер­си­те­та, кото­рый готов пред­ло­жить инте­рес­ный про­ект, может быть уве­рен в том, что его под­дер­жат и у него появит­ся воз­мож­ность его реа­ли­зо­вать. Сту­ден­ты уни­вер­си­те­та при­ни­ма­ют актив­ное уча­стие в обще­ствен­ной, поли­ти­че­ской, науч­ной и куль­тур­ной жиз­ни стра­ны, пред­став­ляя свой уни­вер­си­тет, свои ост­ро­ва, своё госу­дар­ство на мно­гих кон­кур­сах, олим­пи­а­дах, фести­ва­лях, кон­фе­рен­ци­ях все­рос­сий­ско­го и меж­ду­на­род­но­го уров­ня.

70 лет раз­ви­тия, обре­те­ния опы­та, тра­ди­ций поз­во­ля­ют уни­вер­си­те­ту посту­па­тель­но раз­ви­вать­ся, вно­ся свой вклад в соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую жизнь реги­о­на. Из про­вин­ци­аль­но­го инсти­ту­та на окра­ине стра­ны, Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет вырос в совре­мен­ный обра­зо­ва­тель­ный, науч­ный и куль­тур­ный центр.