СахГУ готов поддержать угледобывающую промышленность передовыми технологиями и кадрами

Перспективы сотрудничества Сахалинского госуниверситета и «Восточной горнорудной компании» обсуждались в ходе визита и. о. ректора Александра Самардака на Солнцевский угольный разрез (Углегорский район).

91 просмотр
Читать

Гла­ва вуза при­знал­ся, что впе­чат­лён мас­шта­ба­ми хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рая ведёт­ся на раз­ре­зе. Гости наблю­да­ли погруз­ку угля с высо­ты тер­ра­сы, а в ситу­а­ци­он­ном цен­тре озна­ко­ми­лись с авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной систе­мой управ­ле­ния раз­ре­зом. Сот­ни дат­чи­ков, уста­нов­лен­ных на каж­дой еди­ни­це спец­тех­ни­ке пере­да­ют инфор­ма­цию в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни дис­пет­че­рам, кото­рые на осно­ве полу­чен­ных дан­ных и ана­ли­за кор­рек­ти­ру­ют рабо­ту само­сва­лов и экс­ка­ва­то­ров.

– Мы тоже раз­ра­ба­ты­ва­ем похо­жие систе­мы для раз­ных отрас­лей, и самое важ­ное, что всё идёт в сто­ро­ну при­ме­не­ния искус­ствен­но­го интел­лек­та, – под­черк­нул А. Самар­дак. – В нашем уни­вер­си­те­те это одно из клю­че­вых направ­ле­ний, кото­рое мы сей­час раз­ви­ва­ем вме­сте со Сбе­ром. Боль­ше все­го впе­чат­ли­ла здесь коман­да, то есть люди. Нас встре­ти­ли очень радуш­но, и вид­но, что это всё спе­ци­а­ли­сты сво­е­го дела, кото­рые любят то, чем они зани­ма­ют­ся.

Уни­вер­си­тет готов к сотруд­ни­че­ству с угле­до­бы­ва­ю­щей ком­па­ни­ей, в част­но­сти, в сфе­ре искус­ствен­но­го интел­лек­та. Это одно из клю­че­вых направ­ле­ний раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти по все­му миру, кото­рое может обес­пе­чить как без­опас­ность, так и мак­си­маль­ную эффек­тив­ность рабо­ты раз­ре­за. При СахГУ в про­шлом году создан Саха­лин­ский центр искус­ствен­но­го интел­лек­та, в состав кото­ро­го вхо­дит лабо­ра­то­рия по стро­и­тель­ству и при­клад­ным тех­но­ло­ги­ям. Она мог­ла бы сов­мест­но со спе­ци­а­ли­ста­ми «Восточ­ной гор­но­руд­ной ком­па­нии» занять­ся вопро­са­ми опти­ми­за­ции и управ­ле­ния слож­ны­ми систе­ма­ми.

Ещё одна из воз­мож­ных точек сотруд­ни­че­ства – под­го­тов­ка кад­ров. Так, в СахГУ сего­дня гото­вят инже­не­ров-гео­ло­гов, и при запро­се со сто­ро­ны инду­стри­аль­ных парт­нё­ров мож­но вве­сти допол­ни­тель­ный про­филь гор­но­го инже­не­ра, где спе­ци­а­ли­сты полу­чат нуж­ные ком­пе­тен­ции. Для обу­че­ния мож­но при­вле­кать по «сете­вой» моде­ли пре­по­да­ва­те­лей из веду­щих вузов стра­ны, как и сотруд­ни­ков самой гор­но­руд­ной ком­па­нии, кото­рая заин­те­ре­со­ва­на в выпуск­ни­ках высо­ко­го уров­ня.

– Мы так­же обсуж­да­ли сред­нее про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние. Наш поли­тех­ни­че­ский кол­ледж пред­ла­га­ет ряд направ­ле­ний тех­ни­че­ской под­го­тов­ки, и думаю, что мы можем раз­ра­бо­тать про­грам­му, кото­рая поз­во­лит нам быст­ро пере­ори­ен­ти­ро­вать ряд наших сту­ден­тов под зада­чи «Восточ­ной гор­но­руд­ной ком­па­нии», – поды­то­жил и. о. рек­то­ра.

Так­же в ходе визи­та коман­да уни­вер­си­те­та посе­ти­ла дет­ский тех­но­парк EMCO.TECH, в кото­ром школь­ни­ки изу­ча­ют направ­ле­ния в обла­сти IT, кибер­спор­та и VR/AR тех­но­ло­гий. Вос­пи­тан­ни­ки тех­но­пар­ка пока­за­ли свои раз­ра­бот­ки и про­ек­ты. Конеч­ной точ­кой марш­ру­та ста­ло посе­ще­ние Саха­лин­ско­го гор­но­го тех­ни­ку­ма и зна­ком­ство с его обра­зо­ва­тель­ны­ми про­грам­ма­ми.

Студентка СахГУ София Надыршина завоевала золотую медаль Спартакиады сильнейших

София Надыршина завоевала медаль в дисциплине "параллельный слалом-гигант".

53 просмотра
Читать

В Миас­се, где про­хо­дят сорев­но­ва­ния по сно­убор­ду в рам­ках Спар­та­ки­а­ды силь­ней­ших, опре­де­ли­ли меда­ли­стов в дис­ци­плине «парал­лель­ный сла­лом-гигант». Меда­ли оспа­ри­ва­ли 93 спортс­ме­на (44 жен­щи­ны и 49 муж­чин).

В жен­ской гон­ке золо­тую награ­ду заво­е­ва­ла София Надыр­ши­на. В фина­ле она опе­ре­ди­ла Поли­ну Кари­мо­ву из Крас­но­яр­ско­го края. 

Сыргакбек Озубеков: ставка на мужество

В этом году в рамках федерального патриотического проекта «Научный полк» мы начинаем рассказывать о тех студентах и выпускниках вузов, чья жизнь связана со специальной военной операцией (СВО) и защитой интересов родины.

74 просмотра
Читать

На Саха­лине снеж­но, вет­ре­но, как и поло­же­но в сере­дине фев­ра­ля. На фоне белых сугро­бов в цен­тре Южно-Саха­лин­ска воз­вы­ша­ет­ся бил­борд с фото­гра­фи­ей пар­ня в воен­ной фор­ме. Это выпуск­ник Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Сыр­гак­бек Озубе­ков. Улыб­чи­вый, моло­дой, напол­нен­ный тем све­том, кото­рый быва­ет у пар­ней лет 20–25, когда перед ними откры­ты все доро­ги мира.

О Сыр­гак­бе­ке мож­но напи­сать мно­го доб­рых, хоро­ших слов, но есть одно, кото­рое пере­ве­ши­ва­ет все осталь­ные: «муже­ство». В нем было это непод­дель­ное муж­ское каче­ство. В ВДВ дру­гих не берут!

Он окон­чил Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж СахГУ по спе­ци­аль­но­сти «Буре­ние неф­тя­ных и газо­вых сква­жин» в мар­те 2021 года, а уже в июле был при­зван и ото­бран для про­хож­де­ния служ­бы в воз­душ­но-десант­ных вой­сках.

После объ­яв­ле­ния СВО вме­сте со сво­им под­раз­де­ле­ни­ем был вве­ден на тер­ри­то­рию Укра­и­ны. В тече­ние четы­рех дней с момен­та нача­ла опе­ра­ции под­раз­де­ле­ние заня­ло пози­ции под Кие­вом.

18 мая 2022 года при взя­тии под кон­троль села Вла­ди­ми­ров­ка под горо­дом Вла­сов (Укра­и­на), на под­хо­де к посел­ку одним из пер­вых всту­пил в бой с укра­ин­ски­ми наци­о­на­ли­ста­ми, открыв­ши­ми огонь по под­раз­де­ле­нию. 

В ходе боестолк­но­ве­ния занял выгод­ную пози­цию для стрель­бы и при­цель­ным огнем из стрел­ко­во­го ору­жия уни­что­жил тро­их наци­о­на­ли­стов. Невзи­рая на шкваль­ный огонь, хлад­но­кров­но про­дол­жал вести огонь по напа­дав­шим, сохра­няя при этом жиз­ни сво­их това­ри­щей.

Бла­го­да­ря реши­тель­ным дей­стви­ям Сыр­гак­бе­ка в резуль­та­те уни­что­же­ния пуле­мет­но­го рас­че­та были спа­се­ны жиз­ни не менее 100 чело­век лич­но­го соста­ва воен­но­слу­жа­щих РФ. 

В ходе боя, нахо­дясь на наи­бо­лее тяже­лом направ­ле­нии, Сыр­гак­бек геро­и­че­ски погиб от пуле­во­го ране­ния. 

За муже­ство, отва­гу и само­от­вер­жен­ность, про­яв­лен­ные при выпол­не­нии спе­ци­аль­но­го зада­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции в бое­вых усло­ви­ях, гвар­дии рядо­вой Озубе­ков Сыр­гак­бек Нур­бе­ко­вич награж­ден орде­ном Муже­ства (посмерт­но). 

«Есть осо­бая кате­го­рия моло­дых ребят — наших выпуск­ни­ков, кото­рые при про­чих рав­ных усло­ви­ях все­гда будут выби­рать риск и муже­ство. Они так вос­пи­та­ны, у них это в кро­ви — неве­ро­ят­но боль­шая любовь к родине и твер­дый, как сталь, муж­ской харак­тер, кото­рый не тер­пит полу­мер. Имен­но таким силь­ным и по-насто­я­ще­му муже­ствен­ным был наш Сыр­гак­бек Озубе­ков. В сте­нах вуза, в нашем Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже, где учил­ся Сыр­гак­бек, мы сохра­ним память о нем и о его бое­вом подви­ге», — рас­ска­зал и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

…На Саха­лине снеж­но. Вет­ре­но. С моря идут цик­ло­ны. А на город с боль­шо­го пла­ка­та смот­рит парень, чьим подви­гом гор­дит­ся весь Саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет и вся выс­шая шко­ла стра­ны. 

Сыр­гак­бек, мы пом­ним. Мы гор­дим­ся!

Преподаватель СахГУ Ольга Чуднова вошла в топ-20 лучших преподавателей курса «Основы российской государственности»

На международной выставке-форуме «Россия» подвели итоги конкурса «Лучший преподаватель основ российской государственности 2023/24».

129 просмотров
Читать

Побе­ди­те­ля­ми ста­ли 20 луч­ших участ­ни­ков. Про­ме­жу­точ­ные ито­ги пер­во­го года пре­по­да­ва­ния кур­са «Осно­вы рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти» под­ве­ла замгла­вы Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Оль­га Пет­ро­ва.

– Менее чем за год в рам­ках про­грам­мы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции уда­лось под­го­то­вить свы­ше семи тысяч педа­го­гов. Это уни­каль­ный курс, кото­рый сде­лан боль­шой про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ской семьей, — отме­ти­ла заме­сти­тель мини­стра.

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет на кон­кур­се пред­став­ля­ла доцент кафед­ры социо­ло­гии Инсти­ту­та пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния Оль­га Чуд­но­ва. По мне­нию побе­ди­те­ля, пре­по­да­ва­ние таких дис­ци­плин очень важ­но для сту­ден­тов по несколь­ким при­чи­нам: во-пер­вых, это поз­во­ля­ет сту­ден­там луч­ше узнать свою стра­ну, ее исто­рию, куль­ту­ру, осо­бен­но­сти наци­о­наль­но­го харак­те­ра, поли­ти­че­ско­го устрой­ства, понять, какое место зани­ма­ет Рос­сия в совре­мен­ном мире. Во-вто­рых, дан­ная дис­ци­пли­на фор­ми­ру­ет у сту­ден­тов кри­ти­че­ское мыш­ле­ние и ана­ли­ти­че­ские навы­ки, посколь­ку изу­че­ние основ рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти тре­бу­ет ана­ли­за мно­же­ства соци­аль­ных про­цес­сов. Моло­дые люди учат­ся ана­ли­зи­ро­вать раз­лич­ные точ­ки зре­ния, выяв­лять при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи и делать выво­ды на осно­ве раз­лич­ной инфор­ма­ции. И в‑третьих, пред­мет спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию пат­ри­о­тиз­ма и актив­ной граж­дан­ской пози­ции, раз­ви­тию чув­ства гор­до­сти за свою нацию и стрем­ле­нию к ее раз­ви­тию и про­цве­та­нию.

– На мой взгляд, при под­го­тов­ке к заня­ти­ям важ­но обра­щать вни­ма­ние на два клю­че­вых момен­та: пер­вый – это адап­та­ция к потреб­но­стям и инте­ре­сам ауди­то­рии. Очень важ­но учи­ты­вать, напри­мер, уро­вень под­го­тов­ки сту­ден­тов, их про­филь обу­че­ния, а так­же инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти. И вто­рой – созда­ние ком­форт­ной сре­ды, спо­соб­ству­ю­щей откры­то­му обще­нию и обме­ну иде­я­ми, сти­му­ли­ро­ва­ние актив­но­го уча­стия сту­ден­тов в обсуж­де­ни­ях, зада­ни­ях и про­ек­тах, – отме­ча­ет Оль­га Чуд­но­ва.

Поми­мо про­че­го, в кур­се при­сут­ству­ет реги­о­наль­ный ком­по­нент. В рам­ках учеб­но­го кур­са акцен­ти­ру­ет­ся вни­ма­ние на уни­каль­ных чер­тах эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но­го раз­ви­тия раз­ных реги­о­нов Рос­сии (в том чис­ле и Саха­лин­ской обла­сти), осо­бен­но­стях гео­гра­фи­че­ско­го поло­же­ния, этни­че­ско­го и куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия. Это помо­га­ет сту­ден­там осо­знать важ­ность учё­та реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей в госу­дар­ствен­ной поли­ти­ке и оце­нить вклад ост­ров­но­го реги­о­на в обще­на­ци­о­наль­ное раз­ви­тие.

На феде­раль­ный кон­курс была пода­на 271 заяв­ка от пре­по­да­ва­те­лей из 179 вузов 64 реги­о­нов. Все они про­шли обу­че­ние по про­грам­мам допол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния «Мето­ди­ка пре­по­да­ва­ния основ рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти» и «Тех­но­ло­гия пре­по­да­ва­ния основ рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти». Каж­дый участ­ник пред­ста­вил видео­за­пись лек­ции по одно­му из пяти раз­де­лов кур­са.

Напом­ним, курс «Осно­вы рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти» раз­ра­бо­тан Мини­стер­ством нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ по пору­че­нию пре­зи­ден­та Рос­сии и вве­ден в вузах стра­ны с 1 сен­тяб­ря 2023 года. Модуль состо­ит из 5 бло­ков по поли­ти­че­ско­му устрой­ству, цен­но­стям и акту­аль­ным вызо­вам Рос­сии.

Кон­курс ини­ци­и­ро­ван Мини­стер­ством нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ и Рос­сий­ским обще­ством «Зна­ние» при под­держ­ке про­ек­та «ДНК Рос­сии».

Новые перспективы: участники Наблюдательного совета и IV Съезда Общества «Знание» обсудят развитие организации на ближайшие годы

15 февраля в рамках Международной выставки-форума “Россия” в Москве состоится заседание Наблюдательного совета и IV Съезд Российского общества «Знание».

47 просмотров
Читать

На откры­том меро­при­я­тии собе­рут­ся более 450 участ­ни­ков, сре­ди кото­рых обще­ствен­ные и госу­дар­ствен­ные дея­те­ли, гла­вы госкор­по­ра­ций, деле­га­ты из реги­о­нов РФ, пред­ста­ви­те­ли науч­но­го и про­све­ти­тель­ско­го сооб­ще­ства, лек­то­ры и парт­не­ры, участ­ву­ю­щие в рабо­те «Зна­ния». В про­грам­ме засе­да­ния Наблю­да­тель­но­го сове­та и IV Съез­да — обсуж­де­ние ито­гов рабо­ты с момен­та пере­за­груз­ки про­све­ти­тель­ской орга­ни­за­ции и пла­нов на буду­щее, обмен опы­том и мне­ни­я­ми о пер­спек­ти­вах раз­ви­тия про­све­ти­тель­ства.

«Три года назад Пре­зи­дент поста­вил перед «Зна­ни­ем» амби­ци­оз­ные и дол­го­сроч­ные зада­чи, заявив, что Рос­сии нуж­ны про­све­ти­тель­ские про­ек­ты, где содер­жа­лась бы объ­ек­тив­ная, глу­бо­кая и при этом талант­ли­во подан­ная инфор­ма­ция. В 2021 году коман­да Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» актив­но вклю­чи­лась в рабо­ту по дости­же­нию постав­лен­ных целей и за про­шед­шее вре­мя доби­лась серьез­ных резуль­та­тов. Мы гор­дим­ся, что вер­ну­ли пре­стиж про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти, при­влек­ли в ряды наших лек­то­ров и настав­ни­ков самых талант­ли­вых пред­ста­ви­те­лей нау­ки, биз­не­са, куль­ту­ры, спор­та, сфе­ры госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Сего­дня Обще­ство «Зна­ние» объ­еди­ня­ет увле­чен­ных людей, вдох­нов­ля­ет моло­дежь живы­ми при­ме­ра­ми и помо­га­ет осу­ществ­лять меч­ты. Пото­му что сего­дняш­няя меч­та зав­тра ста­нет кон­крет­ным про­ек­том, а потом и дости­же­ни­ем, кото­рым будут гор­дить­ся мил­ли­о­ны людей», — отме­тил гене­раль­ный дирек­тор Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» Мак­сим Дре­валь.

На засе­да­нии, с кото­ро­го нач­нет­ся про­грам­ма дня, высту­пят Пер­вый заме­сти­тель Руко­во­ди­те­ля Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та, пред­се­да­тель Наблю­да­тель­но­го сове­та Обще­ства «Зна­ние» Сер­гей Кири­ен­ко и гене­раль­ный дирек­тор про­све­ти­тель­ской орга­ни­за­ции Мак­сим Дре­валь. Чле­ны Наблю­да­тель­но­го сове­та, сре­ди кото­рых помощ­ни­ки Пре­зи­ден­та РФ, заме­сти­те­ли пред­се­да­те­ля Наблю­да­тель­но­го сове­та Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» Вла­ди­мир Медин­ский и Андрей Фур­сен­ко, Министр про­све­ще­ния РФ Сер­гей Крав­цов, Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рий Фаль­ков, началь­ник Управ­ле­ния Пре­зи­ден­та РФ по обес­пе­че­нию дея­тель­но­сти Госу­дар­ствен­но­го сове­та РФ Алек­сандр Хари­чев, руко­во­ди­тель Феде­раль­но­го агент­ства по делам моло­де­жи (Росмо­ло­дёжь) Ксе­ния Разу­ва­е­ва, гене­раль­ный дирек­тор Госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции по кос­ми­че­ской дея­тель­но­сти «Рос­кос­мос» Юрий Бори­сов и дру­гие, обсу­дят ито­ги дея­тель­но­сти за 2021–2023 годы, а так­же пла­ны раз­ви­тия и ини­ци­а­ти­вы, направ­лен­ные на совер­шен­ство­ва­ние про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции.

После засе­да­ния Наблю­да­тель­но­го сове­та нач­нет рабо­ту IV Съезд Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние», кото­рый собе­рет деле­га­тов из 89 реги­о­нов стра­ны, госу­дар­ствен­ных дея­те­лей, сена­то­ров Сове­та Феде­ра­ции, рек­то­ров вузов, пред­ста­ви­те­лей Обще­ствен­ной пала­ты, науч­но­го и про­све­ти­тель­ско­го сооб­ще­ства, парт­не­ров Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние». Участ­ни­ки Съез­да обсу­дят резуль­та­ты дея­тель­но­сти Обще­ства «Зна­ние» за три года, утвер­дят новую редак­цию Уста­ва орга­ни­за­ции, выбе­рут посто­ян­но-дей­ству­ю­щие руко­во­дя­щие и кон­троль­ные орга­ны орга­ни­за­ции. Еще одним собы­ти­ем Съез­да ста­нет тор­же­ствен­ная цере­мо­ния награж­де­ния почет­ных лек­то­ров, про­све­ти­те­лей и парт­не­ров «Зна­ния» госу­дар­ствен­ны­ми награ­да­ми и награ­да­ми Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние».

С докла­да­ми на Съез­де высту­пят: пред­се­да­тель Коор­ди­на­ци­он­но­го сове­та Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние», пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Коми­те­та Сове­та Феде­ра­ции по кон­сти­ту­ци­он­но­му зако­но­да­тель­ству и госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству Любовь Гле­бо­ва, пред­се­да­тель Коми­те­та Сове­та Феде­ра­ции по кон­сти­ту­ци­он­но­му зако­но­да­тель­ству и госу­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству Андрей Кли­шас, губер­на­тор Ниже­го­род­ской обла­сти Глеб Ники­тин, гене­раль­ный дирек­тор АНО «Рос­сия — стра­на воз­мож­но­стей», рек­тор РАН­ХиГС Алек­сей Комис­са­ров, пред­се­да­тель прав­ле­ния Обще­рос­сий­ско­го обще­ствен­но-госу­дар­ствен­но­го дви­же­ния детей и моло­де­жи «Дви­же­ние Пер­вых» Гри­го­рий Гуров и дру­гие.

Засе­да­ние Наблю­да­тель­но­го сове­та и IV Съезд Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» будут про­хо­дить в пави­льоне № 57 «Рос­сия — Моя исто­рия» на ВДНХ. Транс­ля­ция Наблю­да­тель­но­го сове­та будет доступ­на для широ­кой ауди­то­рии на про­све­ти­тель­ском кана­ле Знание.ТВ, видео будет так­же доступ­но на сай­те Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» и в соци­аль­ной сети ВКон­так­те.

***

Спра­воч­но

Рос­сий­ское обще­ство «Зна­ние» ведет свою исто­рию от совет­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, осно­ван­ной в 1947 году по ини­ци­а­ти­ве пред­ста­ви­те­лей совет­ской интел­ли­ген­ции как «Все­со­юз­ное обще­ство по рас­про­стра­не­нию поли­ти­че­ских и науч­ных зна­ний» (с 1963 года — Все­со­юз­ное обще­ство «Зна­ние», с 1991 года — Обще­ство «Зна­ние Рос­сии»). Чле­ны Обще­ства зани­ма­лись попу­ля­ри­за­ци­ей нау­ки, чита­ли лек­ции о дости­же­ни­ях совет­ско­го хозяй­ства и про­мыш­лен­но­сти. В 2016 году «Зна­ние Рос­сии» было пре­об­ра­зо­ва­но в Обще­рос­сий­скую обще­ствен­но-госу­дар­ствен­ную про­све­ти­тель­скую орга­ни­за­цию «Рос­сий­ское обще­ство «Зна­ние». 21 апре­ля 2021 года в Посла­нии Пре­зи­ден­та РФ Феде­раль­но­му Собра­нию РФ Вла­ди­мир Путин заявил о необ­хо­ди­мо­сти пере­за­пус­ка Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» на совре­мен­ной циф­ро­вой плат­фор­ме.

Боль­ше инфор­ма­ции о дея­тель­но­сти Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» — на сай­те и в соци­аль­ных сетях про­ек­та: ВКон­так­те, Telegram.

Меж­ду­на­род­ная выстав­ка-форум «Рос­сия» — это важ­ней­шие дости­же­ния стра­ны, собран­ные на одной пло­щад­ке. Посе­ти­те­лям будут пред­став­ле­ны экс­по­зи­ции всех 89 реги­о­нов Рос­сии, веду­щих феде­раль­ных ведомств, кор­по­ра­ций и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций. Гостей так­же ждут куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ные меро­при­я­тия, насы­щен­ная дело­вая и обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма. Уча­стие в Выстав­ке при­ни­ма­ют пред­ста­ви­те­ли орга­нов феде­раль­ной вла­сти, круп­ных кор­по­ра­ций, обще­ствен­ных объ­еди­не­ний. Выстав­ка рабо­та­ет на ВДНХ в Москве и про­длит­ся до 12 апре­ля 2024 года. Подроб­ная инфор­ма­ция о собы­ти­ях раз­ме­ще­на в раз­де­ле «Афи­ша» на офи­ци­аль­ном сай­те russia.ru.

В регионе стартовала первая профильная смена «Наука» по модели «Сириус»

На Сахалине стартовала первая профильная смена "Наука" для одарённых детей.

84 просмотра
Читать

Сего­дня, 12 фев­ра­ля, саха­лин­ские школь­ни­ки нача­ли про­дви­ну­тый науч­ный курс на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

В реги­оне стар­то­ва­ла пер­вая про­филь­ная сме­на «Нау­ка» по моде­ли «Сири­ус». Поми­мо заня­тий для участ­ни­ков сме­ны запла­ни­ро­ва­ны куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ная про­грам­ма, мастер-клас­сы и тре­нин­ги. Луч­шим участ­ни­кам помо­гут соста­вить кар­ту карье­ры и под­го­то­вить­ся к поступ­ле­нию в «Саха­линTech», сооб­щи­ли в пра­ви­тель­стве реги­о­на.

Откры­тие сме­ны состо­я­лось 11 фев­ра­ля в арт-рези­ден­ции «Маяк». В тор­же­ствен­ной обста­нов­ке собра­лись участ­ни­ки сме­ны, кура­то­ры, пре­по­да­ва­те­ли и при­гла­шён­ные гости. С при­вет­ствен­ным сло­вом к ним обра­ти­лись министр обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ана­ста­сия Кик­те­ва, про­рек­тор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сей Огнев и пре­зи­дент ком­па­нии АО «Пет­ро­сах» Алек­сандр Фуре­ев.

В тече­ние сме­ны школь­ни­ки вме­сте с пре­по­да­ва­те­ля­ми есте­ствен­но-науч­ных дис­ци­плин будут решать зада­чи Саха­лин­ской обла­сти, свя­зан­ные с энер­ге­ти­кой, искус­ствен­ным интел­лек­том, кли­ма­том и эко­но­ми­кой оке­а­на, рабо­той бес­пи­лот­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов. За вре­мя сме­ны стар­ше­класс­ни­ки углу­бят зна­ния по мате­ма­ти­ке, физи­ке, химии и био­ло­гии. По ито­гам обу­че­ния каж­дая груп­па создаст пол­но­цен­ный про­ект, кото­рый пред­ста­вит экс­пер­там.

«Совре­мен­но­му обра­зо­ва­нию уде­ля­ет­ся осо­бое вни­ма­ние на госу­дар­ствен­ном и реги­о­наль­ном уров­нях. Фор­ми­ро­ва­ние науч­но­го мыш­ле­ния, раз­ви­тие инте­ре­са к пред­ме­там есте­ствен­но-науч­ных дис­ци­плин – те пози­ции, кото­рые неод­но­крат­но под­чер­ки­вал наш пре­зи­дент. Откры­тие в Саха­лин­ской обла­сти цен­тра, рабо­та­ю­ще­го по моде­ли «Сири­ус»- это воз­мож­ность каж­до­му школь­ни­ку ост­ров­но­го реги­о­на про­явить себя, прой­ти инте­рес­ный путь к буду­щей про­фес­сии, научить­ся мыс­лить по-науч­но­му. Важ­но, что про­грам­ма сме­ны «Нау­ка» име­ет при­клад­ной харак­тер: ребя­та будут решать зада­чи, направ­лен­ные на улуч­ше­ние жиз­ни в нашем реги­оне, в этом и заклю­ча­ет­ся вос­пи­та­тель­ная состав­ля­ю­щая сме­ны. Гор­жусь, что наша гим­на­зист­ка ста­ла участ­ни­цей это­го уни­каль­но­го про­ек­та», – про­ком­мен­ти­ро­ва­ла дирек­тор гим­на­зии № 1 им. А.С. Пуш­ки­на Татья­на Чупри­ко­ва.

Поми­мо обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, для участ­ни­ков сме­ны запла­ни­ро­ва­ны куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ная про­грам­ма, мастер-клас­сы и тре­нин­ги. Луч­шим участ­ни­кам ока­жут помощь в состав­ле­нии кар­ты карье­ры и под­го­тов­ке к поступ­ле­нию в кам­пус миро­во­го уров­ня «Саха­линTech». Школь­ни­ки полу­чат под­держ­ку при даль­ней­шем тру­до­устрой­стве на веду­щих пред­при­я­ти­ях реги­о­на.

Сме­на «Нау­ка» цен­тра для ода­рён­ных детей по моде­ли «Сири­ус» прой­дет с 11 по 22 фев­ра­ля 2024 года.

«Родительское собрание» в Углегорске

Команда университета вместе с Министерством образования Сахалинской области провела большое родительское собрание в Углегорске.

55 просмотров
Читать

Коман­да уни­вер­си­те­та вме­сте с Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти про­ве­ла боль­шое роди­тель­ское собра­ние в Угле­гор­ске.

По тра­ди­ции, мы рас­ска­за­ли буду­щим аби­ту­ри­ен­там и их роди­те­лям про при­ем­ную кам­па­нию 2024, про бюд­жет­ные места, про новые направ­ле­ния под­го­тов­ки и про наш буду­щий кам­пус миро­во­го уров­ня «Саха­линTech».

Роди­тель­ское собра­ние – это не толь­ко пре­зен­та­ци­он­ное меро­при­я­тие, но и воз­мож­ность узнать от пре­по­да­ва­те­лей и пред­ста­ви­те­лей при­ем­ной комис­сия о пра­ви­лах при­е­ма, целе­вых и льгот­ных местах, а так же о базе прак­тик и тру­до­устрой­стве.

Спа­си­бо Угле­гор­ску и его жите­лям за теп­лый при­ем!

Готовы к взлёту на Сириус

Участники образовательных интенсивов «Сириус.Сахалин» познакомились с университетом и насыщенной образовательной программой.

56 просмотров
Читать

Участ­ни­ки обра­зо­ва­тель­ных интен­си­вов «Сириус.Сахалин» позна­ко­ми­лись с уни­вер­си­те­том и насы­щен­ной обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой.

За несколь­ко часов до офи­ци­аль­но­го откры­тия сме­ны «Нау­ка», участ­ни­кам про­ек­та рас­ска­за­ли про Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, буду­щий кам­пус миро­во­го уров­ня «Саха­линTech» и позна­ко­ми­ли их со сту­ден­че­ским сооб­ще­ством.

Отдель­ный блок уста­но­воч­ной встре­чи был посвя­щен тема­ти­че­ским направ­ле­ни­ям сме­ны: бес­пи­лот­ни­кам, искус­ствен­но­му интел­лек­ту, водо­род­ной энер­ге­ти­ке, кли­ма­ту и эко­но­ми­ке миро­во­го оке­а­на.

Впе­ре­ди у ребят 10 про­дук­тив­ных дней сме­ны. За это вре­мя участ­ни­ки обра­зо­ва­тель­но­го интен­си­ва долж­ны решить кей­сы по выбран­ным направ­ле­ни­ям и пред­ста­вить их к защи­те.

Научно-практическая студенческая конференция в Политехническом колледже СахГУ

В рамках празднования Дня российской науки, в Политехническом колледже СахГУ состоялась XXIV-ая научно-практическая конференция студентов Политехнического колледжа СахГУ «Наука-шаг в будущее».

58 просмотров
Читать

В рам­ках празд­но­ва­ния Дня рос­сий­ской нау­ки, в Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже СахГУ состо­я­лась XXIV-ая науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция сту­ден­тов Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ «Нау­ка-шаг в буду­щее».

В этом году науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция вклю­ча­ла в себя 8 сек­ций:

СЕКЦИЯ №1 «РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПТК САХГУ»

СЕКЦИЯ № 2 «ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

СЕКЦИЯ № 3 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

СЕКЦИЯ № 4 «СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

СЕКЦИЯ № 5 «ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

СЕКЦИЯ № 6 «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» -

СЕКЦИЯ № 7 «ДИСЦИПЛИНЫ СЕРВИСА, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

СЕКЦИЯ № 8 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Свои доклады представили более 60 студентов, в конференции было задействовано более 50 преподавателей и сотрудников колледжа. Более того, в этом году, благодаря дистанционным средствам связи принять участие в конференции смогли студенты и преподаватели Александровск-Сахалинского колледжа (филиала) СахГУ и Охинского филиала СахГУ.

Почет­ны­ми гостя­ми кон­фе­рен­ции ста­ли:

  • Дом­ра Юлия Михай­лов­ня, руко­во­ди­тель Реги­о­наль­но­го цен­тра инклю­зив­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния ГБОУ «Саха­лин­ский тех­ни­кум сер­ви­са».
  • Нед­бай Егор Михай­ло­вич, началь­ник отде­ла ГКУ «Центр реги­о­наль­ной циф­ро­вой транс­фор­ма­ции».
  • Куте­лёв Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич, изоб­ре­та­тель СССР, член обще­ствен­но­го Сове­та вете­ра­нов гос­бе­зо­пас­но­сти.
  • Яро­слав­ки­на Ека­те­ри­на Вла­ди­ми­ров­на, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ.
  • Самар­дак Алек­сандр Сер­ге­е­вич, рек­тор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, доцент.

В при­вет­ствен­ном сло­ве рек­тор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, доцент Самар­дак Алек­сандр Сер­ге­е­вич поздра­вил всех участ­ни­ков кон­фе­рен­ции с Днем рос­сий­ской нау­ки и рас­ска­зал о зна­чи­мо­сти нау­ки в жиз­ни каж­до­го чело­ве­ка.

Откры­вая кон­фе­рен­цию и пле­нар­ное засе­да­ние, заме­сти­тель дирек­то­ра по науч­но-мето­ди­че­ской рабо­те, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук Ермо­ла­е­ва Еле­на Нико­ла­ев­на отме­ти­ла зна­чи­мость и мас­штаб меро­при­я­тия, а так­же вспом­ни­ла науч­ных руко­во­ди­те­лей, настав­ни­ков, кото­рые раз­ви­ва­ли нау­ку в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те.

С боль­шим инте­ре­сом сту­ден­ты и педа­го­ги про­слу­ша­ли пле­нар­ный доклад: Дом­ра Юлии Михай­лов­ны, руко­во­ди­те­ля Реги­о­наль­но­го цен­тра инклю­зив­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния ГБОУ «Саха­лин­ский тех­ни­кум сер­ви­са»: «Раз­ви­тие инклю­зив­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти».

Уча­стие в кон­фе­рен­ции поз­во­ля­ет сту­ден­там пред­ста­вить свои про­ек­ты и при­клад­ные иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты, при­об­ре­сти бес­цен­ный опыт кон­курс­ной борь­бы, допол­нить порт­фо­лио сер­ти­фи­ка­том участ­ни­ка или дипло­мом при­зе­ра.

Заня­ли при­зо­вые места:

Секция№1 «Рус­ское гео­гра­фи­че­ское обще­ство при ПТК СахГУ»

  • Диплом I сте­пе­ни – Вой­тен­ко Павел Юрье­вич, (гр. П‑101), науч­ный руко­во­ди­тель – Ищак А.А.
  • Диплом I сте­пе­ни – Иёбе Ники­та, (гр. ГНП-101), науч­ный руко­во­ди­тель – Ищак А.А.
  • Диплом II сте­пе­ни – Рого­жин Дмит­рий Сер­ге­е­вич, (гр. СЗ-101), науч­ный руко­во­ди­тель – Ищак А.А.
  • Диплом III сте­пе­ни – Коро­бей­ни­ков Дани­ил Арте­мо­вич, (гр. Ю‑101), науч­ный руко­во­ди­тель – Ищак А.А.

Секция№2 «Гума­ни­тар­ные дис­ци­пли­ны»

  • Диплом I сте­пе­ни – Быхо­вец Кри­сти­на Вале­рьев­на, (гр. ГНП-101), науч­ный руко­во­ди­тель – Кузь­ми­на Е.Я.
  • Диплом II сте­пе­ни – Попо­ва Али­са Семё­нов­на, (гр. СЗ-101), науч­ный руко­во­ди­тель – Рачен­ко Е.А.
  • Диплом III сте­пе­ни – Миро­нов Вла­ди­слав Алек­сан­дро­вич, (гр. ГНП-101), науч­ный руко­во­ди­тель – Ско­ро­бо­га­тая Л.В.

Секция№3 «Инфор­ма­ци­он­ные дис­ци­пли­ны»

  • Диплом I сте­пе­ни – Сад­чи­ков Семён Пет­ро­вич, (гр. ПКС-401), науч­ный руко­во­ди­тель Куп­ри­я­ши­на О.Б.
  • Диплом II сте­пе­ни – Кова­лев Вла­ди­мир Алек­се­е­вич, (гр. ПКС-401), науч­ный руко­во­ди­тель Тян В.Г.
  • Диплом III сте­пе­ни – Ага­пи­тов Тимо­фей Алек­сан­дро­вич, (гр. ПКС-401), науч­ный руко­во­ди­тель Ким А.Х.

Секция№4 «Соци­аль­ные и обще­ствен­но-пра­во­вые дис­ци­пли­ны»

  • Диплом I сте­пе­ни – Голод­нен­ко Мария Васи­льев­на (гр. Ю‑201), науч­ный руко­во­ди­тель – Гор­ских Э.Е.
  • Диплом II сте­пе­ни – Завар­зи­на Анна Вик­то­ров­на (гр. Ю‑301), науч­ный руко­во­ди­тель – Нико­ла­ен­ко А.И.
  • Диплом III сте­пе­ни – Абра­мен­ков Андрей Дени­со­вич (гр. Ю‑101), науч­ный руко­во­ди­тель – Нико­ла­ен­ко А.И.

Секция№5 «Тех­ни­че­ские дис­ци­пли­ны»

  • Диплом I сте­пе­ни – Чер­ных Вяче­слав Сер­ге­е­вич (гр. СЗ-302), науч­ный руко­во­ди­тель – Ханду­рин А.С.
  • Диплом II сте­пе­ни – Титов Вик­тор Алек­се­е­вич, (гр. Т‑401), науч­ный руко­во­ди­тель – Скрип­ни­ков С.И.
  • Диплом II сте­пе­ни –Заха­ров Дани­ил Алек­сан­дро­вич, (гр. СП-301), науч­ный руко­во­ди­тель – Нико­ла­е­ва В.Е

Секция№6 «Топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ские дис­ци­пли­ны»

  • Диплом I сте­пе­ни – Тле­п­бер­ге­нов Ники­та Алек­сан­дро­вич, (гр. Р‑401), науч­ный руко­во­ди­тель – Мол­ча­нов­ская К.Г.
  • Диплом II сте­пе­ни – Минен­ко Вик­то­рия Кон­стан­ти­нов­на, (гр. Р‑401), науч­ный руко­во­ди­тель – Мол­ча­нов­ская К.Г.
  • Диплом III сте­пе­ни – Щеб­ров­ский Вла­ди­слав Вик­то­ро­вич, (гр. Р‑402), науч­ный руко­во­ди­тель – Сим А.И.

Секция№7 «Дис­ци­пли­ны сер­ви­са, управ­ле­ния и эко­но­ми­ки»

  • Диплом I сте­пе­ни – Сте­па­но­ва Але­на Арте­мов­на (гр. Э‑302), науч­ный руко­во­ди­тель – Ско­рик Н.П.
  • Диплом II сте­пе­ни – Гари­по­ва Мила­на Ген­на­дьев­на (гр. Э‑202), науч­ный руко­во­ди­тель – Ско­рик Н.П.
  • Диплом III сте­пе­ни – Кар­та­шов Мак­сим Дмит­ри­е­вич (гр. Р‑401), науч­ный руко­во­ди­тель – Солод­ко­ва Е.Н.

Секция№8 «Пси­хо­ло­ги­че­ские дис­ци­пли­ны»

Диплом I сте­пе­ни – Мар­ти­ро­сян Эля­но­ра Эдмон­дов­на (гр. Ю‑301), науч­ный руко­во­ди­тель – Панк­стья­но­ва Н.А.

Диплом I сте­пе­ни – Фати­на Яна Дмит­ри­ев­на, сту­дент (гр. Ю‑301), науч­ный руко­во­ди­тель – Панк­стья­но­ва Н.А.

Диплом II сте­пе­ни – Мко­ян Ана­ит Эдга­ров­на (гр. Ю‑201), науч­ный руко­во­ди­тель – Гуса­ко­ва Д.П.

Диплом III сте­пе­ни – Гагар­ки­на Софья Иго­рев­на (гр. Ю‑301), науч­ный руко­во­ди­тель – Шад­ри­на О.И.

Побе­ди­те­ли кон­фе­рен­ции смо­гут пред­ста­вить свои докла­ды на тра­ди­ци­он­ной науч­ной сес­сии СахГУ, а пре­по­да­ва­те­ли – на педа­го­ги­че­ских чте­ни­ях Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти.

Поздрав­ля­ем побе­ди­те­лей и участ­ни­ков, жела­ем даль­ней­ших успе­хов в науч­ной дея­тель­но­сти!

Александр Самардак: «Будущее за экономикой знаний»

Руководитель Сахалинского государственного университета рассказал о роли науки в своей жизни.

Самардак
51 просмотр
Читать

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет сей­час нахо­дит­ся на поро­ге каче­ствен­ных изме­не­ний, кото­рые долж­ны при­ве­сти к появ­ле­нию в обла­сти насто­я­ще­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го кла­сте­ра. Для это­го при­вле­ка­ют­ся луч­шие уче­ные, пре­по­да­ва­те­ли, спе­ци­а­ли­сты – прак­ти­ки и сту­ден­ты со всей Рос­сии и даже из-за рубе­жа. Стро­ят­ся науч­но-обра­зо­ва­тель­ный центр «Саха­линTech» и сту­ден­че­ский горо­док на 1500 мест.

Но уже в этом году сту­ден­ты полу­чат воз­мож­ность про­хо­дить обу­че­ние непо­сред­ствен­но на пло­щад­ке Неф­те­га­зо­во­го инду­стри­аль­но­го пар­ка вме­сте с веду­щи­ми ком­па­ни­я­ми реги­о­на. Про­ек­ти­ру­ют­ся лабо­ра­то­рии, кото­рые будут решать при­клад­ные зада­чи для биз­не­са. Бла­го­да­ря это­му выпуск­ни­ки вуза сра­зу будут гото­вы к рабо­те в реаль­ной эко­но­ми­ке, пере­учи­вать на пред­при­я­тии их будет уже не нуж­но.

О роли нау­ки в сво­ей жиз­ни рас­ска­зал руко­во­ди­тель СахГУ Алек­сандр Самар­дак, док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, доцент.

Экза­ме­ны «авто­ма­том»

Со школь­ной ска­мьи нра­ви­лась физи­ка, экс­пе­ри­мен­ты, зани­мал­ся в круж­ке радио­элек­тро­ни­кой, соби­рал радио­при­ем­ник. Для при­е­ма радио­волн исполь­зо­вал науш­ни­ки тан­ко­во­го шле­мо­фо­на. Ловил китай­ские радио­стан­ции.

С отли­чи­ем окон­чил физи­ко-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Уссу­рий­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та (УГПИ). Экза­ме­ны сда­вал ред­ко, оцен­ки ста­ви­ли «авто­ма­том» за успе­хи в уче­бе. Поэто­му на кани­ку­лы все­гда уез­жал рань­ше дру­гих сту­ден­тов.

Затем полу­чил при­гла­ше­ние посту­пить в аспи­ран­ту­ру Инсти­ту­та физи­ки и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий Даль­не­во­сточ­но­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (ИФИТ ДВГУ), где защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Вме­сте с дру­ги­ми аспи­ран­та­ми соби­ра­ли напы­ли­тель­ные уста­нов­ки и ремон­ти­ро­ва­ли науч­ные при­бо­ры, участ­во­ва­ли в кон­фе­рен­ци­ях в Ека­те­рин­бур­ге, Крас­но­яр­ске, Ново­си­бир­ске, Том­ске, куда доби­ра­лись на поез­де. Потом насту­пи­ло вре­мя ста­жи­ро­вок и рабо­ты загра­ни­цей.

Два с поло­ви­ной года в англий­ском уни­вер­си­те­те по гран­ту зани­мал­ся искус­ствен­ны­ми ней­ро­на­ми, на осно­ве кото­рых был собран при­бор для нор­ма­ли­за­ции сбив­ше­го­ся сер­деч­но­го рит­ма. На осно­ве этой раз­ра­бот­ки в гос­пи­та­ле Бри­сто­ля ведут­ся опе­ра­ции и уже несколь­ко тысяч паци­ен­тов полу­чи­ли лече­ние.

В каче­стве при­гла­шён­но­го про­фес­со­ра рабо­тал в Нор­ве­гии, Гер­ма­нии, Южной Корее, где раз­ра­ба­ты­вал и иссле­до­вал новые нано­раз­мер­ные маг­нит­ные мате­ри­а­лы для сле­ду­ю­ще­го поко­ле­ния элек­тро­ни­ки.

Науч­ный инте­рес

Я зани­ма­юсь иссле­до­ва­ни­ем новых мате­ри­а­лов. Это тон­кие маг­нит­ные плён­ки тол­щи­ной все­го в несколь­ко атом­ных сло­ев. Они созда­ют­ся для исполь­зо­ва­ния в совре­мен­ных про­цес­со­рах, дат­чи­ках, сен­со­рах, ком­пью­тер­ной памя­ти для высо­ко­плот­ной запи­си инфор­ма­ции. Пла­ни­ру­ет­ся, что к 2030 году нач­нёт­ся актив­ный пере­ход к такой тех­но­ло­гии, посколь­ку мини­а­тю­ри­за­ция эле­мен­тов полу­про­вод­ни­ко­вой элек­тро­ни­ки прак­ти­че­ски достиг­ла сво­е­го физи­че­ско­го пре­де­ла.

Созда­ние устройств на новых физи­че­ских прин­ци­пах сэко­но­мит колос­саль­ное коли­че­ство денег. Маг­нит­ные мате­ри­а­лы сто­ят не доро­го. Бла­го­да­ря зна­чи­тель­но­му энер­го­сбе­ре­же­нию, напри­мер, сото­вый теле­фон будет на одной заряд­ке рабо­тать целую неде­лю. А опе­ра­тив­ная память раз­лич­ных устройств не будет нуж­дать­ся в энер­гии, поэто­му, к при­ме­ру, ком­пью­тер смо­жет вклю­чать­ся момен­таль­но без ожи­да­ния загруз­ки про­грамм. Кро­ме того, силь­но воз­рас­тет ско­рость пере­да­чи дан­ных. Это очень важ­но для цен­тров обра­бот­ки инфор­ма­ции, через кото­рые про­хо­дят наши сооб­ще­ния, напри­мер, с тех же мес­сен­дже­ров. Коли­че­ство затра­чен­ной энер­гии всех дата-цен­тров мира нано­сит такой же эко­ло­ги­че­ский вред, как весь авиа­ци­он­ный транс­порт пла­не­ты. Поэто­му элек­тро­ни­ка, постро­ен­ная на новых прин­ци­пах, поло­жи­тель­но ска­жет­ся на эко­ло­гии.

Кро­ме того, явля­юсь чле­ном двух дис­сер­та­ци­он­ных док­тор­ских сове­тов. Парал­лель­но с руко­вод­ством СахГУ про­дол­жаю воз­глав­лять науч­ный кол­лек­тив, рабо­та­ю­щий в лабо­ра­то­рии спин-орбит­ро­ни­ки Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та. Эта лабо­ра­то­рия обо­ру­до­ва­на по послед­не­му сло­ву тех­ни­ки, без пре­уве­ли­че­ния одна из луч­ших на восто­ке нашей стра­ны.

Там рабо­та­ет более 40 чело­век, вклю­чая моих аспи­ран­тов, кото­рых не могу оста­вить, несмот­ря на то, что в основ­ном нахо­жусь на Саха­лине и зани­ма­юсь реше­ни­ем, преж­де все­го, адми­ни­стра­тив­ных и стра­те­ги­че­ских задач. Тем не менее, нахо­жу вре­мя по выход­ным или ночам, что­бы писать науч­ные рабо­ты.

Глав­ное для меня – это рабо­та с моло­де­жью, пере­да­ча им сво­их зна­ний, помощь в под­го­тов­ке и защи­те науч­ных дис­сер­та­ций. Воз­мож­но, в бли­жай­шие годы кто-то из моло­дых кан­ди­да­тов наук при­е­дет рабо­тать на Саха­лин.

Пер­спек­ти­вы

В пла­нах созда­ние науч­но-про­из­вод­ствен­но­го цен­тра по мик­ро­элек­тро­ни­ке, пото­му что необ­хо­ди­мо пере­хо­дить от сырье­вой эко­но­ми­ки к эко­но­ми­ке зна­ний и интел­лек­та. По-сути это путь Син­га­пу­ра, кото­рый не имя ресур­сов стал одной из бога­тей­ших стран за счет при­вле­че­ния луч­ших сту­ден­тов, уче­ных и про­да­жи резуль­та­тов интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти

Саха­лин­ский уни­вер­си­тет дол­жен стать ядром, в кото­ром рож­да­ют­ся новые идеи и тех­но­ло­гии, а вокруг ядра фор­ми­ру­ют­ся инно­ва­ци­он­ные ком­па­нии, рабо­та­ю­щие не толь­ко в Рос­сии, но и в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­оне. Уни­вер­си­тет устрем­лен в буду­щее. Толь­ко насто­я­щие уче­ные на осно­ве сво­е­го опы­та и ана­ли­ти­ки пред­ви­дят, что будет про­ис­хо­дить в мире через 10–20 лет, пони­ма­ют, в каком направ­ле­нии будут раз­ви­вать­ся тех­но­ло­гии.

В сфе­ре сво­их науч­ных инте­ре­сов могу ска­зать, что через 5–10 лет про­изой­дет пере­ход к элек­тро­ни­ке, постро­ен­ной на новых прин­ци­пах: гибрид­ной, орга­ни­че­ской, на осно­ве опти­че­ских эффек­тов, маг­нит­ных мате­ри­а­лов. Акту­аль­ность тако­го пере­хо­да обу­слов­ле­на, в том чис­ле стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем искус­ствен­но­го интел­лек­та. Для даль­ней­ше­го про­грес­са в этой сфе­ре нуж­ны ней­ро­морф­ные про­цес­со­ры, рабо­та кото­рых повто­ря­ет функ­ци­о­ни­ро­ва­ние рабо­ты моз­га чело­ве­ка. Часто­та рабо­ты моз­га око­ло 100 Гц, в то вре­мя как обыч­ный ком­пью­тер опе­ри­ру­ет гига­гер­цо­вы­ми ско­ро­стя­ми.

Несмот­ря на это, наш мозг обра­ба­ты­ва­ет визу­аль­ную и образ­ную инфор­ма­цию намно­го быст­рее. Раз­ра­бот­ка чипов, повто­ря­ю­щих прин­ци­пы мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка, нахо­дит­ся на началь­ной ста­дии. В Англии я решал имен­но эту зада­чу и впе­ре­ди еще мно­го вопро­сов.

Искус­ствен­ный интел­лект может пре­взой­ти чело­ве­ка в быст­ро­те поис­ка и обра­бот­ки инфор­ма­ции, он уже научил­ся созда­вать кар­ти­ны, писать сти­хи и пес­ни. Науч­но дока­за­но, что машин­ный диа­гноз на осно­ве ана­ли­за рент­ге­нов­ских сним­ков точ­нее, чем у вра­ча. Людям при­дет­ся не про­сто в такой кон­ку­рен­ции. Поэто­му про­фес­сия буду­ще­го – это инже­нер, спо­соб­ный раз­ра­ба­ты­вать и управ­лять таки­ми систе­ма­ми. Такие спе­ци­а­ли­сты точ­но не оста­нут­ся без рабо­ты. Мно­гие дру­гие про­фес­сии будут заме­ще­ны. Школь­ни­ки это пони­ма­ют луч­ше взрос­лых и поэто­му актив­но про­яв­ля­ют свой инте­рес к тех­но­ло­ги­ям искус­ствен­но­го интел­лек­та. В СахГУ мы созда­ем все усло­вия для осво­е­ния новых зна­ний в этом направ­ле­нии. С этой целью у нас открыт Саха­лин­ский центр искус­ствен­но­го интел­лек­та, в кото­ром ведут­ся иссле­до­ва­ния по запро­сам от вла­сти и биз­не­са.

Нау­ка без гра­ниц и санк­ций

Несмот­ря на слож­ную меж­ду­на­род­ную обста­нов­ку про­дол­жа­ем сотруд­ни­че­ство с уче­ны­ми из дру­гих стран. Осо­бен­но хоро­шо раз­ви­ва­ют­ся сов­мест­ные про­ек­ты с китай­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми. Вза­и­мо­дей­ствие с евро­пей­ски­ми кол­ле­га­ми пошло на спад, но все-таки пол­но­стью не пре­кра­ти­лось. С аме­ри­кан­ца­ми пока коопе­ра­ция замо­ро­же­на.

Недав­но закон­чил про­ект Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да с Инсти­ту­том физи­ки Китай­ской Ака­де­мии наук. На днях при­шло пред­ло­же­ние от китай­ской сто­ро­ны о про­дол­же­нии сов­мест­ной рабо­ты, пото­му что нам уда­лось достичь впе­чат­ля­ю­щих резуль­та­тов по раз­ра­бот­ке новой элек­тро­ни­ки.

Регу­ляр­но пуб­ли­ку­ем рабо­ты в авто­ри­тет­ных науч­ных изда­ни­ях мира на англий­ском язы­ке. Зна­ния не могут при­над­ле­жать толь­ко одной стране, ими долж­но поль­зо­вать­ся все чело­ве­че­ство. Поэто­му о насто­я­щих науч­ных откры­ти­ях дол­жен знать весь мир. Несмот­ря на гео­по­ли­ти­ку, ста­тьи рос­сий­ских уче­ных при­ни­ма­ют в зару­беж­ных жур­на­лах. На днях нашу рабо­ту при­нял веду­щий спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный аме­ри­кан­ский жур­нал по сен­со­ри­ке. Для это­го при­шлось прой­ти жёст­кий отбор и несколь­ко эта­пов рецен­зи­ро­ва­ния в тече­ние года. Для солид­ных изда­ний это обыч­ная про­це­ду­ра, при этом рабо­та от это­го толь­ко выиг­ры­ва­ет. В насто­я­щее вре­мя англий­ский – язык нау­ки. Эста­фе­та до это­го пере­хо­ди­ла от гре­че­ско­го к латы­ни, а затем к немец­ко­му. Так что в буду­щем воз­мож­но оче­редь дой­дет и до рус­ско­го язы­ка.

Сре­ди пуб­ли­ка­ций пред­ста­ви­те­лей ино­стран­ных науч­ных орга­ни­за­ций мно­го рус­ских имен. Зна­чи­тель­ное чис­ло наших спе­ци­а­ли­стов в 90-ые годы уеха­ло в дру­гие стра­ны. Они сей­час зани­ма­ют веду­щее поло­же­ние в зару­беж­ной нау­ке. Послед­няя Нобе­лев­ская пре­мия по химии при­суж­де­на наше­му быв­ше­му сооте­че­ствен­ни­ку Алек­сею Ива­но­ви­чу Еки­мо­ву, кста­ти, за откры­тие и изу­че­ние кван­то­вых точек еще в совет­ское вре­мя. Рос­сий­ская нау­ка коти­ру­ет­ся в мире на очень высо­ком уровне. Актив­но раз­ви­ва­ют­ся иссле­до­ва­ния в атом­ной энер­ге­ти­ке, лазер­ных тех­но­ло­ги­ях, фото­ни­ке, нано­тех­но­ло­ги­ях.

Нау­ке и тех­но­ло­ги­ям нуж­но уде­лять боль­ше вни­ма­ния, пото­му что это осно­ва наше­го суве­ре­ни­те­та. Анти­рос­сий­ские санк­ции лиши­ли нас досту­па ко мно­гим тех­но­ло­ги­ям. Сей­час мы долж­ны вырас­тить новое поко­ле­ние уче­ных, кото­рые вос­пол­нят этот про­бел. Без это­го у нас не будет сво­ей элек­тро­ни­ки и тех­ни­ки, пере­до­во­го воору­же­ния и эффек­тив­ной защи­ты от внеш­ней угро­зы.