Быть первым!

В СахГУ открылось первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

339 просмотров
Читать

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет стал пер­вой обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ци­ей выс­ше­го обра­зо­ва­ния и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния в реги­оне, где откры­лось пер­вич­ное отде­ле­ние РДДМ «Дви­же­ние пер­вых». Тор­же­ствен­ное меро­при­я­тие про­во­ди­лось в рам­ках рас­ши­рен­но­го собра­ния Объ­еди­нён­но­го сове­та обу­ча­ю­щих­ся ост­ров­но­го вуза. 

– Сего­дня мы ста­но­вим­ся сви­де­те­ля­ми заме­ча­тель­но­го собы­тия, кото­рое охва­ты­ва­ет всю стра­ну – созда­ние ново­го, кру­то­го дви­же­ния, кото­рое вобра­ло в себя все самое луч­шее: доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние, пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние, медиа и мно­го дру­гое. Моло­деж­ная поли­ти­ка фор­ми­ру­ет­ся бла­го­да­ря вам: моло­дым и талант­ли­вым ребя­там, – отме­тил в при­вет­ствии дирек­тор Саха­лин­ско­го моло­деж­но­го ресурс­но­го цен­тра Алек­сандр Неустро­ев.

Алек­сандр Неустро­ев

Пред­ста­ви­тель реги­о­наль­но­го отде­ле­ния РДДМ «Дви­же­ние пер­вых» в Саха­лин­ской обла­сти Кри­сти­на Коль­цо­ва пре­зен­то­ва­ла сту­ден­там основ­ные направ­ле­ния и про­ек­ты дви­же­ния, сре­ди кото­рых эко­ло­гия, нау­ка, соци­аль­ная сфе­ра, куль­ту­ра и мно­гое дру­гое. Каж­дый в зави­си­мо­сти от пред­по­чте­ний смо­жет выбрать что-то для себя. «Дви­же­ние пер­вых» поз­во­ля­ет объ­еди­нить все моло­деж­ные ини­ци­а­ти­вы, созда­вая усло­вия для мак­си­маль­ной само­ре­а­ли­за­ции и соци­а­ли­за­ции.

– Сту­ден­ты наше­го уни­вер­си­те­та – это пере­до­вая моло­дежь реги­о­на, кото­рая ведет за собой новое поко­ле­ние сту­ден­тов и кото­рая про­слав­ля­ет наш вуз и нашу область за ее пре­де­ла­ми. Вы, буду­щие спе­ци­а­ли­сты, пой­де­те рабо­тать в шко­лы и на дру­гие пред­при­я­тия, ста­не­те гра­мот­ны­ми настав­ни­ка­ми, кото­рые вме­сте с нами будут фор­ми­ро­вать еди­ное моло­дёж­ное про­стран­ство, – уве­ре­на дирек­тор депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки, пред­се­да­тель пер­вич­но­го отде­ле­ния РДДМ «Дви­же­ние пер­вых» в СахГУ Ека­те­ри­на Воло­хо­вич.

Ека­те­ри­на Воло­хо­вич

«Дви­же­ние пер­вых» осно­ва­но по рас­по­ря­же­нию пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции Вла­ди­ми­ра Пути­на. Дея­тель­ность дви­же­ния направ­ле­на на орга­ни­за­цию досу­га, созда­ние воз­мож­но­стей для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия и само­ре­а­ли­за­ции, а так­же про­фес­си­о­наль­ную ори­ен­та­цию детей. Всту­пить в «Дви­же­ние пер­вых» мож­но с шести лет. Участ­ни­ка­ми могут быть несо­вер­шен­но­лет­ние, обу­ча­ю­щи­е­ся по про­грам­мам началь­но­го обще­го, основ­но­го обще­го и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.

Наука и женщины: откровенно о важном!

Международный день женщин и девочек в науке отмечается ежегодно 11 февраля.

775 просмотров
Читать

Меж­ду­на­род­ный день жен­щин и дево­чек в нау­ке отме­ча­ет­ся еже­год­но 11 фев­ра­ля. Пус­кай этот день, утвер­ждён­ный Гене­раль­ной ассам­бле­ей Орга­ни­за­ции Объ­еди­нён­ных Наций в 2015 году, пока не полу­чил широ­кой извест­но­сти, нам он даёт повод в оче­ред­ной раз вспом­нить, на чьих хруп­ких пле­чах в зна­чи­тель­ной мере лежит науч­ная, пре­по­да­ва­тель­ская и даже руко­во­дя­щая дея­тель­ность в СахГУ.

Они, как пра­ви­ло, не совер­ша­ют тру­до­вых подви­гов, – а про­сто живут, меч­та­ют, учат­ся, рабо­та­ют. Кто-то ещё почти в нача­ле науч­но­го пути, кто-то уже обле­чён лета­ми и заслу­га­ми, но всех их объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние откры­вать что-то новое и пере­да­вать свои зна­ния моло­до­му поко­ле­нию.

В пред­две­рии Меж­ду­на­род­но­го дня жен­щин и дево­чек в нау­ке мы попро­си­ли рас­ска­зать наших геро­инь, каким ока­зал­ся их путь в нау­ку, над чем они сей­час тру­дят­ся, что счи­та­ют важ­ным и нуж­ным в сво­ей рабо­те, труд­но ли сов­ме­щать нау­ку с лич­ной жиз­нью. А так­же вспом­нить дру­гих жен­щин-учё­ных, заслу­жи­ва­ю­щих слов при­зна­тель­но­сти.

Оле­ся Вита­льев­на Куп­цо­ва – кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, доцент кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ, науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли (ЮСНИС) СахГУ и РАН

В пору сту­ден­че­ства у меня были пре­крас­ные пре­по­да­ва­те­ли, такие, как Вла­ди­мир Михай­ло­вич Пищаль­ник, Вяче­слав Ана­то­лье­вич Мел­кий, кото­рый впо­след­ствии стал моим науч­ным руко­во­ди­те­лем. Они и сде­ла­ли для меня нау­ку при­вле­ка­тель­ной, и все обсто­я­тель­ства в моей жиз­ни скла­ды­ва­лись таким обра­зом, что­бы я защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Конеч­но, во мно­гом это бла­го­да­ря людям, кото­рые меня окру­жа­ли в тот момент.

Сей­час я рабо­таю над темой авто­ма­ти­зи­ро­ван­но­го кар­то­гра­фи­ро­ва­ния раз­рыв­ных нару­ше­ний, кото­рое поз­во­ля­ет лока­ли­зо­вать участ­ки с опас­ны­ми при­род­ны­ми про­цес­са­ми по дан­ным дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли. Опи­сы­ваю мето­ди­ку рабо­ты с кос­ми­че­ски­ми сним­ка­ми, как полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ные дан­ные, что­бы выявить те или иные раз­рыв­ные нару­ше­ния раз­лич­но­го ран­га. По этой теме пишу ста­тью для серьёз­но­го про­филь­но­го аль­ма­на­ха «Интер­Кар­то. Интер­ГИС» в рам­ках гран­та пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти. 

Конеч­но, я счи­таю эту рабо­ту очень важ­ной! Зани­ма­ясь мони­то­рин­гом раз­лом­ных зон, кото­рые часто наи­бо­лее сей­сми­че­ски опас­ны, мож­но сохра­нить жиз­ни людей. К при­ме­ру, недав­ние собы­тия в Тур­ции это под­твер­жда­ют.

Поми­мо это­го, я пре­по­даю, участ­вую в каче­стве экс­пер­та в олим­пи­а­дах, ста­ра­юсь под­дер­жи­вать моло­дёжь, что­бы ребя­та дости­га­ли сво­их пер­вых успе­хов. Так, у нас в этом году очень мно­го пер­во­курс­ни­ков ста­ли побе­ди­те­ля­ми кон­кур­са «Умник», участ­во­ва­ли в науч­ных «слэ­мах». 

Мне кажет­ся очень важ­ным пере­да­вать свой опыт сту­ден­там, что­бы они мог­ли идти по жиз­ни с новы­ми зна­ни­я­ми. И, конеч­но, при­но­сить поль­зу сво­ей семье, дру­гим окру­жа­ю­щим людям. 

Сво­ей семье я толь­ко могу ска­зать боль­шое спа­си­бо за тер­пе­ние, под­держ­ку, осо­бен­но мое­му отцу и мужу. Они меня все­гда под­дер­жи­ва­ли, даже когда я ноча­ми сиде­ла за дис­сер­та­ци­ей, семья все­гда помо­га­ла, бра­ла на себя мои домаш­ние обя­зан­но­сти и забо­ти­лась обо мне. Что каса­ет­ся дру­гих увле­че­ний – то у меня их мно­го. Напри­мер, я очень люб­лю играть на фор­те­пи­а­но, петь. 

Из жен­щи­нах-учё­ных я бы осо­бен­но хоте­ла ска­зать спа­си­бо за под­держ­ку Свет­лане Вла­ди­ми­ровне Хра­мо­вой, Елене Мак­си­мовне Лат­ков­ской, Софье Геор­ги­евне Ким. А так­же жен­щи­нам из учё­но­го сове­та Сибир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та за их кро­пот­ли­вую про­вер­ку моей рабо­ты, за их поже­ла­ния на пред­за­щи­те. Бла­го­да­ря им, я учла все нюан­сы и на защи­те дис­сер­та­ции высту­пи­ла бле­стя­ще.

Лит­ви­нен­ко Анна Вла­ди­ми­ров­на – кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, заве­ду­ю­щая науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­ри­ей при­клад­ной эко­ло­гии СахГУ

Так слу­чи­лось, что после окон­ча­ния ихтио­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та в Кали­нин­гра­де я почти поло­ви­ну сво­е­го тру­до­во­го ста­жа – око­ло 15 лет – посвя­ти­ла рабо­те на раз­лич­ных рыбо­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­ти­ях Саха­лин­ской обла­сти. И при­дя в 2009 году в уни­вер­си­тет, поня­ла, как мно­го мне пред­сто­ит рабо­тать над собой, сколь­ко нуж­но понять самой, что­бы учить дру­гих! 

Пер­вый год пре­по­да­ва­ния был очень труд­ным, он сов­пал с поступ­ле­ни­ем в аспи­ран­ту­ру. При­шлось с нуля раз­ра­ба­ты­вать учеб­ные кур­сы дис­ци­плин в усло­ви­ях рез­ко­го дефи­ци­та мето­ди­че­ской и учеб­ной лите­ра­ту­ры; через год мно­го уси­лий было затра­че­но, что­бы успеш­но прой­ти аккре­ди­та­цию. Да и фор­мат рабо­ты с моло­дё­жью – живой, посто­ян­но зада­ю­щей вопро­сы, был совер­шен­но новым для меня, но безум­но инте­рес­ным. 

Вско­ре обнов­лён­ные зна­ния нало­жи­лись на преды­ду­щий опыт рабо­ты, вопро­сы сту­ден­тов боль­ше не пуга­ли, рабо­та нача­ла при­но­сить эмо­ци­о­наль­ную отда­чу. Вре­мя тогда для меня ста­ло идти как буд­то в два раза быст­рее!

Через четы­ре года появи­лась дис­сер­та­ция, обоб­ща­ю­щая боль­шой мате­ри­ал, накоп­лен­ный за годы моей рабо­ты в рыбо­вод­стве. Неза­дол­го до защи­ты судь­ба све­ла меня с заме­ча­тель­ным чело­ве­ком, насто­я­щей жен­щи­ной-мая­ком Надеж­дой Кон­стан­ти­нов­ной Хри­сто­фо­ро­вой. Уди­ви­тель­ное соче­та­ние скром­но­сти и силы, а глав­ное – неве­ро­ят­ной энер­гии и пози­ти­ва про­сто пора­зи­ло меня до глу­би­ны души! Имен­но она зара­зи­ла меня сво­им инте­ре­сом к нау­ке, вве­ла в свой науч­ный кол­лек­тив, в соста­ве кото­ро­го мы рабо­та­ем с кол­ле­га­ми из ДВФУ вот уже почти 10 лет. 

В этом соста­ве мы ста­ли в 2021 году лау­ре­а­та­ми пре­мии им. И. П. Дру­жи­ни­на Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния РАН – за рабо­ты в обла­сти гео­гра­фии и гео­эко­ло­гии. Мно­же­ство собран­ных образ­цов гор­бу­ши, кеты, симы, нер­ки и кижу­ча из раз­ных реги­о­нов Даль­не­го Восто­ка и Мур­ман­ской обла­сти, уча­стие в десят­ках кон­фе­рен­ций, более 50 опуб­ли­ко­ван­ных сов­мест­ных работ, меся­цы, про­ве­дён­ные в экс­пе­ди­ци­ях и за пер­вич­ной обра­бот­кой проб, уча­стие в несколь­ких гран­тах, мно­же­ство кол­лег, инте­рес­ных людей, спе­ци­а­ли­стов сво­е­го дела и про­стая чело­ве­че­ская друж­ба – вот пред­ва­ри­тель­ные ито­ги мое­го почти слу­чай­но­го зна­ком­ства с «заслу­жен­ным эко­ло­гом все­го Даль­не­го Восто­ка», Н. К. Хри­сто­фо­ро­вой. 

Она научи­ла очень мно­го­му в нау­ке, и её пра­ви­ло – «Неваж­но, каких сте­пе­ней, зва­ний и денег ты добил­ся в этой жиз­ни, глав­ное – пом­нить о том, что ты преж­де все­го чело­век. Все­гда обра­щай­ся с людь­ми так, как хоте­ла бы, что­бы обра­ща­лись с тобой», – ста­ло для меня акси­о­мой и мно­гое объ­яс­ни­ло.

В 2023 году мы про­дол­жа­ем рабо­ты в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ской темы «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки, акку­му­ля­ция, био­транс­порт и эко­ло­ги­че­ские рис­ки». Этот грант под­дер­жан рос­сий­ским науч­ным фон­дом и рас­счи­тан на 2 года. Из объ­ек­тов иссле­до­ва­ний доба­вил­ся кижуч, кото­ро­го нам помо­га­ют соби­рать наши кол­ле­ги на Кам­чат­ке.

В про­шлом году уда­лось при­нять уча­стие в 12 кон­фе­рен­ци­ях, в том чис­ле в меж­ду­на­род­ном сим­по­зи­у­ме в рам­ках про­грам­мы «Лосось в изме­ня­ю­щем­ся мире», про­во­ди­мом в Ван­ку­ве­ре (Кана­да), в Кон­грес­се по мор­ским нау­кам в Корее и в Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ция по сель­ско­му хозяй­ству, окру­жа­ю­щей сре­де и про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, кото­рая про­во­ди­лась в Индо­не­зии. По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ций пуб­ли­ку­ют­ся ста­тьи, в том чис­ле индек­си­ру­е­мые в меж­ду­на­род­ной ака­де­ми­че­ской базе дан­ных «Ско­пус».

Тра­ди­ци­он­но участ­ву­ем в меж­ду­на­род­ном Бал­тий­ском мор­ском фору­ме в Кали­нин­гра­де, где в про­шлом году при­ня­ли уча­стие трое наших маги­стран­тов, при­чём двое онлайн, а маги­странт­ка Кари­на Салим­зя­но­ва выез­жа­ла с уст­ным докла­дом. Девуш­ка при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в рабо­те, кото­рую мы ведём сов­мест­но с учё­ны­ми Даль­не­го Восто­ка, и мне очень хоте­лось бы верить, что она будет посту­пать в аспи­ран­ту­ру и учить­ся даль­ше, под­дер­жи­вать нас в этой же теме. Все­го наши­ми маги­стран­та­ми, сту­ден­та­ми было опуб­ли­ко­ва­но за про­шлый год око­ло 15 работ в раз­лич­ных изда­ни­ях, из них толь­ко у Кари­ны шесть. 

Так­же актив­ную дея­тель­ность ведёт маги­странт Ана­то­лий Воит­ков. Он закан­чи­вал вуз на мате­ри­ке и состав­лял интер­ак­тив­ную кар­ту горо­да Санкт-Петер­бур­га, а теперь мы с ним попро­бу­ем сде­лать интер­ак­тив­ную кар­ту био­гео­хи­ми­че­ских про­вин­ций Севе­ро-Запад­ной Паци­фи­ки на осно­ва­нии име­ю­ще­го­ся у нас циф­ро­во­го мате­ри­а­ла, кото­рый мы соби­ра­ем уже с 2015 года. Это новое, инте­рес­ное направ­ле­ние, и хоте­лось бы его раз­ви­вать.

Поми­мо основ­но­го направ­ле­ния науч­ной рабо­ты, мне так­же кажут­ся очень инте­рес­ны­ми иссле­до­ва­ния эко­ло­ги­че­ской спе­ци­фи­ки и про­дук­ци­он­но­го потен­ци­а­ла нагуль­ных водо­ё­мов для тихо­оке­ан­ских лосо­сей в Саха­лин­ской обла­сти, а так­же совер­шен­ство­ва­ния био­тех­ни­ки искус­ствен­но­го раз­ве­де­ния. Очень важ­ную роль при под­ра­щи­ва­нии моло­ди игра­ет каче­ство кор­мов, и в усло­ви­ях импор­то­за­ме­щё­ния необ­хо­ди­мы деталь­ные иссле­до­ва­ния соста­ва и каче­ства пред­ла­га­е­мых кор­мо­сме­сей, их эффек­тив­но­сти в раз­ных эко­ло­ги­че­ских усло­ви­ях.

Думаю, что­бы достичь успе­ха в любом деле, делать его нуж­но с удо­воль­стви­ем, без како­го-либо при­нуж­де­ния. Но серьёз­ных резуль­та­тов мож­но добить­ся толь­ко упор­ным тру­дом, и здесь ста­но­вит­ся на пер­вое место пони­ма­ние и под­держ­ка в семье, без кото­рой про­жить про­сто невоз­мож­но, осо­бен­но в семье одер­жи­мо­го сво­ей рабо­той учё­но­го!

Осо­бен­но жен­щине в нау­ке. Как это важ­но, когда «тыл» надёж­но при­крыт! Я очень бла­го­дар­на сво­ей семье – доче­рям и мужу, кото­рые сми­ри­лись со мно­гим, ува­жа­ют мой выбор и гото­вы под­дер­жать меня в любом слу­чае. А сохра­нять дру­зей, осо­бен­но когда мы ста­но­вим­ся стар­ше – про­сто необ­хо­ди­мо. Но делать это лег­ко, если дру­зья – твои кол­ле­ги и еди­но­мыш­лен­ни­ки.

Я чело­век очень подвиж­ный, люб­лю физи­че­скую актив­ность. Отдель­ное удо­воль­ствие – путе­ше­ствия. У нас такая вели­ко­леп­ная при­ро­да и так мно­го ещё инте­рес­ных мест – жиз­ни не хва­тит, что­бы изу­чить всё. Сча­стье, когда есть воз­мож­ность зани­мать­ся люби­мой рабо­той, и есть вре­мя, что­бы пери­о­ди­че­ски пере­клю­чать­ся на отдых. Но обя­за­тель­но потом сно­ва вер­нуть­ся к люби­мо­му делу. Ведь сде­лать хочет­ся ещё так мно­го!

Лиси­цы­на Еле­на Нико­ла­ев­на – доцент кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук

Мой выбор наше­го исто­ри­че­ско­го факуль­те­та тогда ещё педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та был не слу­чай­ным. В шко­ле №23 горо­да Южно-Саха­лин­ска у меня были две заме­ча­тель­ные учи­тель­ни­цы исто­рии – Люд­ми­ла Васи­льев­на Кова­ле­ни­на и Вален­ти­на Сер­ге­ев­на Новой­дар­ская. Они дава­ли исто­рию так, что я была влюб­ле­на в этот пред­мет, охот­но его посе­ща­ла, все­гда бра­ла допол­ни­тель­ные зада­ния. И поэто­му после шко­лы у меня не было про­бле­мы выбо­ра.

Исто­ри­че­ский факуль­тет в ЮСГПИ тогда гото­вил учи­те­лей исто­рии и англий­ско­го язы­ка. С англий­ским у меня было несколь­ко хуже, поэто­му я допол­ни­тель­но два года зани­ма­лась с репе­ти­то­ром, что­бы достичь цели и посту­пить имен­но на исто­ри­ка.

Потом нача­лась сту­ден­че­ская жизнь, совер­шен­но дру­гая, с дру­ги­ми людь­ми и отно­ше­ни­я­ми, с дру­ги­ми пра­ви­ла­ми игры. У нас была заме­ча­тель­ная когор­та пре­по­да­ва­те­лей, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из кото­рых закон­чи­ли вузы в сто­лич­ных горо­дах – Москве, Ленин­гра­де, Том­ске и дру­гих. Это такие учё­ные как А. Н. Рыж­ков, В. А. Голу­бев, В. Л. Поля­ков, М. И. Бок 3и Коу, В. С. Крав­цов, А. М. Лопа­чев, Б. Н. Ново­сель­цев. И поэто­му уро­вень пре­по­да­ва­ния в те вре­ме­на был очень высо­кий.

На 2 кур­се я при­ня­ла уча­стие во все­рос­сий­ском кон­кур­се сту­ден­че­ских науч­ных работ, науч­ным руко­во­ди­те­лем высту­пил док­тор наук Алек­сандр Михай­ло­вич Паш­ков. Рабо­та была отме­че­на гра­мо­той, и по тем вре­ме­нам это было замет­ное явле­ние.

После окон­ча­ния вуза я два года рабо­та­ла в шко­ле учи­те­лем исто­рии, потом посту­пи­ла в очную аспи­ран­ту­ру в Москве, и вско­ре вер­ну­лась в род­ной вуз пре­по­да­вать. Как и все, зани­ма­лась науч­ной рабо­той, писа­ла ста­тьи, участ­во­ва­ла в науч­ных кон­фе­рен­ци­ях.

Пово­рот­ным момен­том ста­ло откры­тие кафед­ры устой­чи­во­го раз­ви­тия, созда­ние кото­рой ини­ци­и­ро­ва­ла «Саха­лин­ская энер­гия». Обще­ние с неф­тя­ни­ка­ми побу­ди­ло меня заин­те­ре­со­вать­ся исто­ри­ей саха­лин­ской неф­ти, сна­ча­ла по необ­хо­ди­мо­сти, а потом мате­ри­ал меня увлёк, и я посвя­ти­ла боль­шой отре­зок сво­ей жиз­ни раз­ра­бот­ке этой темы. Под­го­то­ви­ла несколь­ко моно­гра­фий и текст док­тор­ской дис­сер­та­ции, кото­рую пыта­юсь сей­час защи­тить, дора­ба­ты­ваю текст соглас­но полу­чен­ным заме­ча­ни­ям.

В более отда­лён­ной пер­спек­ти­ве мне нуж­но дове­сти до логи­че­ско­го кон­ца свою моно­гра­фию «Нефть и газ Саха­ли­на», напи­сать её вто­рую часть, то есть после 1945 года и до совре­мен­но­сти. Это очень непро­стой пери­од. В после­во­ен­ное вре­мя выпуск­ник ФЗУ полу­чал спе­ци­аль­ность неф­тя­ни­ка за 156 дней, то есть око­ло 5 меся­цев, мень­ше полу­го­да. А ведь эта про­фес­сия тре­бу­ет боль­ших тех­ни­че­ских зна­ний и прак­ти­че­ско­го опы­та. Отсут­ствие опы­та и зна­ний при­во­ди­ли к мно­го­чис­лен­ным полом­кам, ава­ри­ям, а зна­чит, к невы­пол­не­нию пла­на по добы­че неф­ти. И поэто­му неф­тя­ная про­мыш­лен­ность в опре­де­лён­ной сте­пе­ни обя­за­на япон­ским воен­но­плен­ным, кото­рые сво­им тру­дом внес­ли свой вклад в вос­ста­нов­ле­ние неф­тя­ной отрас­ли.

В чис­ле про­блем после­во­ен­но­го пери­о­да ещё я бы отме­ти­ла очень острую борь­бу, на уровне пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции по пово­ду при­вле­че­ния ино­стран­цев в раз­ра­бот­ку ресур­сов на Саха­лине – созда­ние «Сахалина‑1», «Сахалина‑2». Были очень серьёз­ные опа­се­ния по тому пово­ду, что мы раз­да­ём и рас­про­да­ём наши рос­сий­ские нед­ра. Надо отдать долж­ное губер­на­то­ру Фар­хут­ди­но­ву, кото­рый сумел на самом высо­ком уровне дока­зать целе­со­об­раз­ность это­го хода.

Что ещё мож­но ска­зать о моей рабо­те? Я выбра­ла очень важ­ную для обще­ства про­фес­сию – про­фес­сию учи­те­ля. Это очень ответ­ствен­но с точ­ки зре­ния вос­пи­та­ния моло­до­го поко­ле­ния. Вот перед тобой сидят моло­дые люди, кото­рым ещё пред­сто­ит най­ти себя, своё место в жиз­ни, най­ти своё место в про­фес­сии. И от тебя во мно­гом зави­сит, не разо­ча­ру­ет­ся ли сту­дент в сво­ём шаге по выбо­ру про­фес­сии.

Сво­им пове­де­ни­ем, сво­и­ми дей­стви­я­ми мы как пре­по­да­ва­те­ли можем демон­стри­ро­вать такие сто­ро­ны жиз­ни, как спра­вед­ли­вость, уме­ние понять это­го моло­до­го чело­ве­ка, опре­де­лён­ная чест­ность, поря­доч­ность. А можем, наобо­рот, заду­шить фор­ма­лиз­мом, рав­но­ду­ши­ем, пока­зуш­ни­че­ством.

С 1987 года я рабо­таю в вузе. Для боль­шин­ства пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­тет – вто­рой дом, и это не про­сто сло­ва, это дей­стви­тель­но так. Боль­шую часть сво­ей жиз­ни мы отда­ли ЮСГПИ, СахГУ, и я думаю, что это будет, навер­ное, един­ствен­ное и послед­нее место моей рабо­ты, поми­мо двух лет в шко­ле.

Что каса­ет­ся семьи и окру­же­ния, то мне с окру­же­ни­ем повез­ло, пото­му что моя дочь, мои дру­зья и род­ствен­ни­ки – люди увле­чён­ные, у них есть свои хоб­би, при­стра­стия, инте­рес­ная рабо­та. И поэто­му наши встре­чи все­гда доста­точ­но эмо­ци­о­наль­ные, мы обме­ни­ва­ем­ся инфор­ма­ци­ей, обща­ем­ся. Хотя имен­но исто­ри­ков сре­ди моих близ­ких дру­зей нет.

Вооб­ще, если бы я не была пре­по­да­ва­те­лем, то, навер­ное, с удо­воль­стви­ем была бы води­те­лем-даль­но­бой­щи­ком. Я очень люб­лю водить маши­ну и очень люб­лю путе­ше­ство­вать. Мы с род­ствен­ни­ка­ми объ­ез­ди­ли прак­ти­че­ски весь Саха­лин, и детей, и уже вну­ков к это­му при­уча­ем. Чаще все­го ездим в Охот­ское, При­го­род­ное, Невельск, и, как пра­ви­ло, раз в год ездим по тако­му боль­шо­му южно­му коль­цу, кото­рое охва­ты­ва­ет запад­ное и восточ­ное побе­ре­жье. 

Если гово­рить о дру­гих увле­че­ни­ях, то здесь я не буду ори­ги­наль­на – ещё с дет­ства люб­лю читать детек­ти­вы, раз­га­ды­вать кросс­вор­ды. А из послед­них увле­че­ний, даже при­ни­ма­ю­щих фор­му стра­сти – выкла­ды­ва­ние кар­тин бисе­ром. Если мне такое попа­дёт­ся, то всё откла­ды­ва­ет­ся, пока я её не закон­чу!

Из жен­щин-учё­ных на меня боль­шое вли­я­ние ока­за­ла недав­но ушед­шая из жиз­ни Софья Чуну­нов­на Лим, она пре­по­да­ва­ла в нашем инсти­ту­те, потом ста­ла пре­по­да­ва­те­лем ДВФУ. Это про­стая уро­жен­ка Шах­тер­ска, кото­рая заоч­но закон­чи­ла ЮСГПИ и в пору мое­го сту­ден­че­ства рабо­та­ла на скром­ных долж­но­стях на исто­ри­че­ском факуль­те­те. Впо­след­ствии она суме­ла, на мой взгляд, себя реа­ли­зо­вать по мак­си­му­му. Выучи­ла япон­ский язык, защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию в Япо­нии, потом в Рос­сии, и этом не оста­но­ви­лась, защи­ти­ла док­тор­скую дис­сер­та­цию. 

Её целе­устрем­лён­ность ста­ла для меня при­ме­ром, что в прин­ци­пе в жиз­ни ниче­го недо­сти­жи­мо­го нет. Если ты идёшь к цели не сво­ра­чи­вая, рано или позд­но ты её достиг­нешь. И даже если где-то потер­пел пора­же­ние, то отсту­пать не надо, надо идти впе­рёд, и всё в жиз­ни пре­одо­ли­мо!

Научный десант

В рамках мероприятий по случаю Дня Российской науки занятия с лицеистами провели представители СахГУ.

366 просмотров
Читать

Коман­да пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов из ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та про­ве­ла в Лицее №2 лек­ции по кли­ма­ту, авиа­ци­он­ном делу, архео­ло­гии Саха­ли­на и Курил и пси­хо­ло­гии. 

На лек­ции заве­ду­ю­щей лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­да­та био­ло­ги­че­ских наук Еле­ны Лат­ков­ской ребя­та узна­ли про вод­ные эко­си­сте­мы, изме­не­ния кли­ма­та и про мор­ские лег­кие нашей пла­не­ты. Кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, заве­ду­ю­щий учеб­ным архео­ло­ги­че­ским музе­ем СахГУ, доцент кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ Вяче­слав Гри­щен­ко про­вел для школь­ни­ков заня­тие, посвя­щен­ное архео­ло­ги­че­ско­му про­шло­му Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов. 

А вот руко­во­ди­тель цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва про­ве­ла прак­ти­че­скую лек­цию «Как бороть­ся с тре­вож­но­стью». Один­на­дца­ти­класс­ни­ки разо­бра­ли такие поня­тия, как «тре­во­га» и «тре­вож­ность» и чем они отли­ча­ют­ся. Рас­смот­ре­ли виды тре­вож­но­сти: где ее про­яв­ле­ние счи­та­ет­ся нор­мой, а где нуж­но рабо­тать. Позна­ко­ми­лись с упраж­не­ни­я­ми и алго­рит­мом рабо­ты для сня­тия тре­вож­но­сти.

- У выпуск­ни­ков пред­сто­ит слож­ный эмо­ци­о­наль­ный пери­од: выпуск­ные экза­ме­ны и поступ­ле­ние, пото­му такая инфор­ма­ция для рабо­ты с собой для них очень полез­ная и акту­аль­на, – счи­та­ет Диа­на Оле­гов­на.

Поми­мо сотруд­ни­ков, прак­ти­че­ские заня­тие про­ве­ли сту­ден­ты Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ, обу­ча­ю­щи­е­ся на направ­ле­нии «Сер­вис на транс­пор­те». Они рас­ска­за­ли о сво­ем опы­те рабо­ты в каче­стве борт­про­вод­ни­ков в авиа­ком­па­нии «Авро­ра» и вме­сте с ребя­та­ми смо­де­ли­ро­ва­ли раз­лич­ные ситу­а­ции.

С Днём Российской науки!

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Георгий Карлов поздравляет с Днем науки!

297 просмотров
Читать

От души поздрав­ляю с Днём рос­сий­ской нау­ки наших учё­ных, пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сту­ден­тов – всех, кто силой зна­ний и интел­лек­та обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие нашей стра­ны, её эко­но­ми­ки, про­мыш­лен­но­сти, обо­рон­ной мощи!

Осо­бые сло­ва бла­го­дар­но­сти – род­но­му Саха­лин­ско­му госу­дар­ствен­но­му уни­вер­си­те­ту. Сего­дня здесь раз­ви­ва­ют­ся клю­че­вые для реги­о­на направ­ле­ния, свя­зан­ные с рыбо­про­мыш­лен­ным и неф­те­га­зо­вым ком­плек­сом, стро­и­тель­ством, эко­ло­ги­ей, круп­ным бло­ком педа­го­ги­че­ских и гума­ни­тар­ных отрас­лей. А по неко­то­рым направ­ле­ни­ям в обла­сти аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки СахГУ уве­рен­но кон­ку­ри­ру­ет с веду­щи­ми науч­но-обра­зо­ва­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми стра­ны. 

Без­услов­но, в реше­нии сто­я­щих перед госу­дар­ством задач, осо­бую роль игра­ет раз­ви­тие сфе­ры тех­но­ло­гий, инже­нер­ных раз­ра­бо­ток. Но не мень­шее зна­че­ние име­ют наши зна­ния о самих себе, сво­их кор­нях и духов­ных цен­но­стях. Вот поче­му меня очень раду­ет тот факт, что в этом году в моем род­ном уни­вер­си­те­те, впер­вые после дол­го­го пере­ры­ва, под руко­вод­ством док­то­ра исто­ри­че­ских наук, про­фес­со­ра Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча Васи­лев­ско­го нач­нет­ся под­го­тов­ка буду­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии – при­чём на бюд­жет­ной фор­ме обу­че­ния. 

Желаю всем креп­ко­го здо­ро­вья, уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и, конеч­но, новых зна­ний и откры­тий!

С празд­ни­ком – с Днём рос­сий­ской нау­ки!

Уважаемые преподаватели, научные сотрудники и студенты!

От всей души поздравляем вас с Днем российской науки!

326 просмотров
Читать

Нау­ка – одна из опор госу­дар­ства. Бла­го­да­ря ей обще­ство дви­га­ет­ся впе­ред, раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии, совер­шен­ству­ет­ся про­из­вод­ство и откры­ва­ют­ся новые пути. 

В этот пре­крас­ный день хочет­ся поже­лать пре­по­да­ва­те­лям, что­бы ваши бес­цен­ные зна­ния были адре­со­ва­ны опре­де­лен­но­му кру­гу слу­ша­те­лей, а ста­тьи, дис­сер­та­ции и про­чие науч­ные шедев­ры все­гда нахо­ди­ли сво­е­го чита­те­ля. Пусть о ваших откры­ти­ях и дости­же­ни­ях гово­рят уче­ни­ки и щед­ро поль­зу­ют­ся ими!

Науч­ным сотруд­ни­кам боль­шая бла­го­дар­ность за то, что ваш труд дарит удоб­ства людям, ведет к истине, нахо­дит реше­ния мно­же­ства про­блем чело­ве­че­ства. Пусть у вас все­гда будет вдох­но­ве­ние для пло­до­твор­ной рабо­ты, а гипо­те­зы и выво­ды ока­жут­ся вер­ны­ми и все­гда будут слу­жить на бла­го стра­ны! 

Сту­ден­там, дела­ю­щим пер­вые шаги на науч­ном попри­ще, жела­ем про­яв­лять свои спо­соб­но­сти и нико­гда не оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том, быть дерз­ки­ми и сме­лы­ми в науч­ных свер­ше­ни­ях, пусть все ваши тро­пы ведут к высо­ким тех­но­ло­ги­ям и откры­ти­ям!

Все­му наше­му друж­но­му кол­лек­ти­ву в этот день жела­ем вдох­но­ве­ния для пло­до­твор­ной рабо­ты, неор­ди­нар­ных реше­ний, инте­рес­ных откры­тий и мно­же­ства захва­ты­ва­ю­щих про­ек­тов. Пусть ваш упор­ный, скру­пу­лез­ный труд не оста­нет­ся в забве­нии, а будет отме­чен по досто­ин­ству все­мир­ным при­зна­ни­ем. 

Про­рек­тор Ким С.Г., отдел по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­те СахГУ

Дорогие коллеги!

Сегодня в нашей стране отмечают День Российской науки.

248 просмотров
Читать

Этот празд­ник объ­еди­ня­ет осо­бен­ных людей, настро­ен­ных на посто­ян­ный интел­лек­ту­аль­ный поиск, рабо­ту над собой, рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра и попол­не­ние бага­жа зна­ний.

Путь в нау­ку – это все­гда длин­ная дистан­ция, овла­де­ва­ю­щая чело­ве­ком цели­ком, меня­ю­щая его жизнь, образ мыс­лей, харак­тер, при­выч­ки и люби­мые заня­тия. Имен­но такие нерав­но­душ­ные люди при­да­ют импульс дви­же­нию впе­ред, фор­ми­ру­ют зав­траш­ний день во мно­гих сфе­рах, слу­жат людям и про­грес­су.

В наши дни науч­ные зна­ния как нико­гда вновь вос­тре­бо­ва­ны эко­но­ми­кой стра­ны. И это откры­ва­ет пре­крас­ные пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия вузов, науч­ных орга­ни­за­ций, фор­ми­ро­ва­ния новых про­ек­тов и направ­ле­ний иссле­до­ва­ний, при­вле­че­ния в сфе­ру талант­ли­вой моло­де­жи.

При­ми­те сло­ва искрен­ней бла­го­дар­но­сти за вашу пре­дан­ность выбран­но­му делу, сотруд­ни­че­ство, сохра­не­ние иссле­до­ва­тель­ских тра­ди­ций и раз­ви­тие нау­ки в ост­ров­ном реги­оне. В этот зна­ме­на­тель­ный день поз­воль­те поже­лать вам успе­хов на этом слож­ном пути, уве­рен­но­сти в сво­их силах, вер­ных стра­те­гий, пра­виль­ных реше­ний и все­сто­рон­ней под­держ­ки!

Сча­стья, здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия вам и вашим близ­ким!

и.о.ректора СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва

Минобрнауки проводит опрос о репродуктивных установках студентов

Министерство науки и высшего образования РФ приглашает студентов российских вузов принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению репродуктивных установок молодежи.

304 просмотра
Читать

Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ при­гла­ша­ет сту­ден­тов рос­сий­ских вузов при­нять уча­стие в социо­ло­ги­че­ском опро­се, посвя­щен­ном изу­че­нию репро­дук­тив­ных уста­но­вок моло­де­жи.

Сту­ден­там пред­ла­га­ет­ся отве­тить на вопро­сы онлайн-анке­ты о важ­ных для них жиз­нен­ных цен­но­стях и каче­ствах, вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с чле­на­ми семьи, пла­нах по созда­нию соб­ствен­ной семьи, усло­ви­ях вступ­ле­ния в брак и др.

Опрос поз­во­лит орга­ни­за­то­рам оце­нить отно­ше­ние сту­ден­тов к инсти­ту­ту семьи и семей­ным цен­но­стям. Иссле­до­ва­ние про­во­дит­ся по ито­гам сове­ща­ния с заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ Т. Голи­ко­вой о ходе выпол­не­ния про­ек­та «Повы­ше­ние рож­да­е­мо­сти», про­шед­ше­го в октяб­ре 2022 года.

При­гла­ша­ем сту­ден­тов при­нять уча­стие в опро­се!

Участ­во­вать могут все, кто полу­ча­ет выс­шее обра­зо­ва­ние (сту­ден­ты бака­лаври­а­та, спе­ци­а­ли­те­та, маги­стра­ту­ры).

https://forms.yandex.ru/u/63d28333e010db2e257dabea/

Всероссийский диктант по истории Сталинградской битвы

Студенческий координационный совет Общероссийского Профсоюза образования объявляет о проведении Всероссийского диктанта по истории Сталинградской битвы, приуроченного к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве.

249 просмотров
Читать

Сту­ден­че­ский коор­ди­на­ци­он­ный совет Обще­рос­сий­ско­го Проф­со­ю­за обра­зо­ва­ния объ­яв­ля­ет о про­ве­де­нии Все­рос­сий­ско­го дик­тан­та по исто­рии Ста­лин­град­ской бит­вы, при­уро­чен­но­го к 80-летию раз­гро­ма совет­ски­ми вой­ска­ми немец­ко-фашист­ских захват­чи­ков в Ста­лин­град­ской бит­ве.

Акция состо­ит­ся в рам­ках Все­рос­сий­ско­го пат­ри­о­ти­че­ско­го исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ско­го про­ек­та «Ста­лин­град – Ком­пас Побе­ды».

Все­рос­сий­ский дик­тант досту­пен для про­хож­де­ния со 2 по 5 фев­ра­ля 2023 г. на плат­фор­ме dictation.big-history.ru и име­ет два вари­ан­та раз­но­го уров­ня слож­но­сти: для уча­щих­ся по исто­ри­че­ским спе­ци­аль­но­стям и по не исто­ри­че­ским спе­ци­аль­но­стям.

Юные химики

В преддверии Дня Российской науки островной университет посетили семиклассники из Лицея №2.

301 просмотр
Читать

Необыч­ный урок химии для лице­и­стов из 7А про­ве­ла кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та Яни­на Дени­со­ва. Юным лабо­ран­там рас­ска­за­ли про основ­ные свой­ства угле­кис­ло­го газа и его про­ис­хож­де­ние. Под руко­вод­ством настав­ни­ка ребя­та про­ве­ли ряд экс­пе­ри­мен­тов.

Сего­дняш­няя лабо­ра­тор­ная рабо­та откры­ла чере­ду сов­мест­ных меро­при­я­тий с СахГУ в рам­ках Дня Рос­сий­ской нау­ки. Уже на сле­ду­ю­щей неде­ле экс­пер­ты ост­ров­но­го вуза про­ве­дут тема­ти­че­ские заня­тия в сте­нах лицея.

Серебряный маршрут

Студенты университета завоевали второе место на областном чемпионате по спортивному туризму.

290 просмотров
Читать

В Саха­лин­ской обла­сти завер­шил­ся реги­о­наль­ный чем­пи­о­нат по спор­тив­но­му туриз­му в дис­ци­плине «Марш­рут». Судьи оце­ни­ва­ли про­хож­де­ние 10 ост­ров­ных марш­ру­тов, совер­шен­ных груп­па­ми в тече­ние 2022 года.

Это похо­ды с 1 по 3 кате­го­рию слож­но­сти по ост­ро­ву Саха­лин (п‑ов Шмид­та, Тони­но-Анив­ский п‑ов, Восточ­но-Саха­лин­ские горы, гора Шпан­берг) и Куриль­ским ост­ро­вам (о. Куна­шир).

Сереб­ро сорев­но­ва­ний заво­е­вал спор­тив­но-турист­ский клуб СахГУ «ПИК» (руко­во­ди­тель Нина Кас­со­ва, участ­ни­ки: София Чере­по­в­ская, Нина Омель­чук, Дмит­рий Мар­чин­ков, Ники­та Рав­нуш­кин, Али­на Насед­ки­на). Тури­сти­че­ская груп­па про­шла 173 км вокруг полу­ост­ро­ва Шмид­та и посе­ти­ла мыс Ели­за­ве­ты. На это ушло 16 дней.

По сло­вам орга­ни­за­то­ров попу­ляр­ность спор­тив­но­го туриз­ма рас­тет с каж­дым годом. Так, еще в 2021 году участ­ни­ки чем­пи­о­на­та пред­ста­ви­ли толь­ко пять марш­ру­тов 1 и 2 кате­го­рии слож­но­сти. За год вырос­ло и коли­че­ство направ­ле­ний, и уро­вень их про­хож­де­ния.