Памяти коллег…

На 75-м году ушла из жизни Оксана Юрьевна Дубень.

575 просмотров
Читать

Дубень Окса­на Юрьев­на 

20.01.1949 – 15.02.2023 гг. 

Окса­на Юрьев­на Дубень (Пак) роди­лась 1949 году в г. Поро­най­ске Саха­лин­ской обла­сти. 

Ее тру­до­вая дея­тель­ность в Южно-Саха­лин­ском педа­го­ги­че­ском инсти­ту­те (ныне СахГУ) нача­лась в июле 1976 года с долж­но­сти сек­ре­та­ря учеб­но­го отде­ла. С 1982 г. – заве­ду­ю­щая кан­це­ля­ри­ей, с 1992 г. – мето­дист науч­но­го отде­ла, с 1999 г. – помощ­ник про­рек­то­ра по меж­ду­на­род­ным свя­зям, а с 1 нояб­ря 2014 года началь­ник меж­ду­на­род­но­го отде­ла. С сен­тяб­ря 2018 и по декабрь 2019 гг. – рабо­та­ла мето­ди­стом в Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже СахГУ. С июня 2020 г. и по фев­раль 2023 г. – веду­щим спе­ци­а­ли­стом отде­ла меж­ду­на­род­ных свя­зей СахГУ. 

Рабо­ту в учеб­ном заве­де­нии она соче­та­ла с уче­бой, закон­чив в 1982 году есте­ствен­но-гео­гра­фи­че­ский факуль­тет. С 1990 года рабо­та­ла пре­по­да­ва­те­лем по дело­про­из­вод­ству.

С момен­та осно­ва­ния меж­ду­на­род­но­го отде­ла ей уда­лось акти­ви­зи­ро­вать и систе­ма­ти­зи­ро­вать вве­рен­ный ей уча­сток меж­ду­на­род­ной дея­тель­но­сти уни­вер­си­те­та: при­ве­ла в систе­му рабо­ту по визо­вой под­держ­ке ино­стран­ных граж­дан, внед­рив элек­трон­ную фор­му под­го­тов­ки и оформ­ле­ния доку­мен­тов для лиц при­бы­ва­ю­щих в СахГУ на рабо­ту и уче­бу.

Окса­на Юрьев­на актив­но участ­во­ва­ла во всех про­грам­мах меж­ду­на­род­ной ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти уни­вер­си­те­та, в резуль­та­те чего появи­лись новые фор­мы сотруд­ни­че­ства с вуза­ми-парт­не­рам и уве­ли­чи­лось коли­че­ство ино­стран­ных сту­ден­тов в ост­ров­ном уни­вер­си­те­те. Актив­но участ­во­ва­ла в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций, встреч и пере­го­во­ров с зару­беж­ны­ми парт­не­ра­ми.

На про­тя­же­нии мно­гих лет выпол­ня­ла боль­шую обще­ствен­ную рабо­ту, явля­лась чле­ном проф­со­юз­но­го коми­те­та ЮСГПИ и СахГУ. За доб­ро­со­вест­ный труд неод­но­крат­но поощ­ря­лась гра­мо­та­ми и пре­ми­я­ми руко­вод­ства инсти­ту­та и уни­вер­си­те­та, а с 2012 г. явля­лась чле­ном обще­ства друж­бы с КНР. 

За мно­го­лет­нюю науч­но-педа­го­ги­че­скую, учеб­но-мето­ди­че­скую и про­из­вод­ствен­ную дея­тель­ность Оксане Юрьевне была объ­яв­ле­на бла­го­дар­ность от Мини­стер­ства обще­го и про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния РФ, а в 2000 году была награж­де­на Почет­ной гра­мо­той Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Рос­сии. 

Ее стаж в уни­вер­си­те­те соста­вил 47 лет. 

Рек­то­рат, пре­по­да­ва­те­ли, сотруд­ни­ки, сту­ден­ты, выпуск­ни­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та выра­жа­ют глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния семье Окса­ны Юрьев­ны. 

Про­ща­ние состо­ит­ся 17 фев­ра­ля в 14:00 в Кафед­раль­ном собо­ре Рож­де­ства Хри­сто­ва по адре­су: ул. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Ила­ри­о­на Тро­иц­ко­го 1.

Профилактика коронавирусной инфекции

Памятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции.

211 просмотров
Читать

Памят­ка для граж­дан о дей­стви­ях в слу­чае бес­симп­том­но­го или лег­ко­го тече­ния новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ции и острой респи­ра­тор­ной вирус­ной инфек­ции

I. Если Вы вакцинированы/ревакцинированы про­тив новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ции COVID-19 менее 6 меся­цев назад или пере­бо­ле­ли новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей COVID-19 менее 6 меся­цев назад, при этом:

  • у Вас поло­жи­тель­ный мазок на SARS-CoV‑2 (новая коро­на­ви­рус­наяинфек­ция COVID-19) и при этом нет ника­ких симп­то­мов забо­ле­ва­ния.
    В дан­ной ситу­а­ции не тре­бу­ет­ся лече­ние и может быть полу­чен листок нетру­до­спо­соб­но­сти и необ­хо­ди­ма само­изо­ля­ция. Реко­мен­ду­ет­ся кон­тро­ли­ро­вать тем­пе­ра­ту­ру тела не реже 1 раза в сут­ки.
  • у Вас есть симп­то­мы ОРВИ (кашель, насморк, пер­ше­ние или боль в гор­ле, одно­крат­ное повы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры не выше 37,50С), но нет резуль­та­та ПЦР-диа­гно­сти­ки на SARS-CoV‑2 (новая коро­на­ви­рус­ная инфек­ция COVID-19);
  • Вы НЕ отно­си­тесь к груп­пе рис­ка:
    • Вам мень­ше 60 лет;
    • у Вас отсут­ству­ют сопут­ству­ю­щие хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния (сахар­ный диа­бет, сер­деч­но-сосу­ди­стые забо­ле­ва­ния, онко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния почек и пече­ни, имму­но­де­фи­цит­ные состо­я­ния);
  • у Вас нет избы­точ­но­го веса.

Ваши дей­ствия:

  • Оста­вай­тесь дома;
  • При необ­хо­ди­мо­сти откры­тия лист­ка нетру­до­спо­соб­но­сти или справ­ки уча­ще­го­ся позво­ни­те в еди­ную служ­бу «122» или в call-центр Вашей поли­кли­ни­ки. Листок нетру­до­спо­соб­но­сти и справ­ка будут оформ­ле­ны.
  • Если Вы про­жи­ва­е­те не один в квартире/доме, по воз­мож­но­сти изо­ли­руй­тесь в отдель­ной ком­на­те, избе­гай­те тес­ных кон­так­тов с домо­чад­ца­ми, носи­те мас­ку при выхо­де из ком­на­ты. Мас­ки или респи­ра­то­ры долж­ны носить все домо­чад­цы.
  • Про­вет­ри­вай­те поме­ще­ния (регу­ляр­но, 1 раз в 3 часа).
  • Соблю­дай­те питье­вой режим (не менее 2 лит­ров в сут­ки при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре тела).
  • Изме­ряй­те тем­пе­ра­ту­ру тела не реже 3 раз в сут­ки.
  • При воз­мож­но­сти изме­ряй­те уро­вень сату­ра­ции пуль­сок­си­мет­ром (насы­ще­ние кро­ви кис­ло­ро­дом) 2 раза в день (нор­маль­ные зна­че­ния – не ниже 95–96%).
  • Воз­мож­но исполь­зо­ва­ние про­ти­во­ви­рус­ных пре­па­ра­тов, кап­ли или спрей в нос (напри­мер, содер­жа­щие интер­фе­рон-аль­фа), бере­мен­ным толь­ко по назна­че­нию вра­ча.
  • При насмор­ке и зало­жен­но­сти носа мож­но исполь­зо­вать соле­вые рас­тво­ры, в том чис­ле на осно­ве мор­ской воды.
  • При боли в гор­ле мож­но при­ме­нять мест­ные сред­ства в виде рас­тво­ров для полос­ка­ния гор­ла, таб­ле­ток для рас­са­сы­ва­ния, спре­ев. Дан­ные пре­па­ра­ты отпус­ка­ют­ся без рецеп­тов вра­ча.
  • При повы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры до 38,00С и выше Вы може­те при­нять жаро­по­ни­жа­ю­щие пре­па­ра­ты.
  • Вы може­те так­же при­ни­мать пре­па­ра­ты вита­ми­на С и вита­ми­на D в соот­вет­ствии с инструк­ци­я­ми по при­ме­не­нию.
    *Лекар­ствен­ные пре­па­ра­ты при­ме­ня­ют­ся в соот­вет­ствии с инструк­ци­ей, при отсут­ствии про­ти­во­по­ка­за­ний к их при­ме­не­нию.

При ухуд­ше­нии состо­я­ния:

  • Если у Вас повы­си­лась тем­пе­ра­ту­ра выше 38,00С и сохра­ня­ет­ся более 2‑х суток, несмот­ря на при­ем жаро­по­ни­жа­ю­щих средств, Вам необ­хо­ди­мо позво­нить в call-центр Вашей поли­кли­ни­ки, или в еди­ную служ­бу «122» для дистан­ци­он­ной кон­суль­та­ции с меди­цин­ским работ­ни­ком;
  • Если появи­лась одыш­ка, чув­ство нехват­ки воз­ду­ха, боли за гру­ди­ной Вам труд­но дышать и/или уро­вень сату­ра­ции менее 94–95%, и/или уча­ще­ние дыха­ния, то необ­хо­ди­мо позво­нить в еди­ную служ­бу «103» для вызо­ва ско­рой помо­щи.

ВАЖНО: Не сто­ит само­сто­я­тель­но при­ни­мать анти­био­ти­ки. Анти­био­ти­ки назна­ча­ют­ся толь­ко меди­цин­ски­ми работ­ни­ка­ми и толь­ко в слу­чае нали­чия пока­за­ний.

II. Если Вы вакцинированы/ревакцинированы про­тив новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ции COVID-19 менее 6 меся­цев назад или пере­бо­ле­ли новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей COVID-19 менее 6 меся­цев назад, при этом:

  • у Вас поло­жи­тель­ный мазок на SARS-CoV‑2 (новая коро­на­ви­рус­ная инфек­ция COVID-19) и отсут­ству­ют симп­то­мы забо­ле­ва­ния;
  • Вы отно­си­тесь к груп­пе рис­ка:
    • воз­раст 60 лет и стар­ше;
    • у Вас есть хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния (сахар­ный диа­бет, сер­деч­но-сосу­ди­стые забо­ле­ва­ния, онко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ни­ям почек и пече­ни, имму­но­де­фи­цит­ные состо­я­ния);
    • у Вас есть избы­точ­ный вес.

Ваши дей­ствия:

  • Оста­вай­тесь дома.
  • Если Вы про­жи­ва­е­те не один в квартире/доме, по воз­мож­но­сти изо­ли­руй­тесь в отдель­ной ком­на­те, избе­гай­те тес­ных кон­так­тов с домо­чад­ца­ми, носи­те мас­ку при выхо­де из ком­на­ты, мас­ки или респи­ра­то­ры долж­ны носить все домо­чад­цы.
  • Про­вет­ри­вай­те поме­ще­ния (регу­ляр­но, 1 раз в 3 часа).
  • Соблю­дай­те питье­вой режим (не менее 2 лит­ров в сут­ки при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре тела).
  • Изме­ряй­те тем­пе­ра­ту­ру тела не реже 3 раз в сут­ки.
  • При воз­мож­но­сти изме­ряй­те сату­ра­цию пуль­сок­си­мет­ром 2 раза в день (нор­маль­ные пока­за­те­ли пуль­сок­си­мет­рии – не ниже 95–96%).
  • Воз­мож­но исполь­зо­ва­ние про­ти­во­ви­рус­ных пре­па­ра­тов, кап­ли или спрей в нос (напри­мер, содер­жа­щие интер­фе­рон-аль­фа), бере­мен­ным толь­ко по назна­че­нию вра­ча.
  • При насмор­ке и зало­жен­но­сти носа мож­но исполь­зо­вать соле­вые рас­тво­ры, в том чис­ле на осно­ве мор­ской воды.
  • Пре­па­ра­ты, кото­рые Вам были назна­че­ны на регу­ляр­ной осно­ве необ­хо­ди­мо про­дол­жить при­ни­мать в той же дози­ров­ке.
  • Лече­ние Вам назна­чит меди­цин­ский работ­ник.
    *Лекар­ствен­ные пре­па­ра­ты при­ме­ня­ют­ся в соот­вет­ствии с инструк­ци­ей, при отсут­ствии про­ти­во­по­ка­за­ний к их при­ме­не­нию.

! При появ­ле­нии симп­то­мов ОРВИ:

  • кашель;
  • насморк;
  • пер­ше­ние или боль в гор­ле;
  • повы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры выше 38,00С.

Вам необ­хо­ди­мо позво­нить в call-центр Вашей поли­кли­ни­ки или в еди­ную служ­бу «122» для дистан­ци­он­ной кон­суль­та­ции с меди­цин­ским работ­ни­ком.

! При появ­ле­нии:

  • одыш­ки (чув­ство нехват­ки воз­ду­ха, уча­щен­ное дыха­ние, боль за гру­ди­ной) и/или сни­же­ния уров­ня сату­ра­ции менее 94–95%;
  • повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры выше 38,00С.

Необ­хо­ди­мо позво­нить в еди­ную служ­бу «103» для вызо­ва ско­рой помо­щи.

ВАЖНО: Не сто­ит само­сто­я­тель­но при­ни­мать анти­био­ти­ки. Анти­био­ти­ки могут быть назна­че­ны толь­ко меди­цин­ским работ­ни­ком и толь­ко в слу­чае нали­чия пока­за­ний.

III. Если Вы не вак­ци­ни­ро­ва­ны и не пере­бо­ле­ли новой коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей COVID-19, то:

  • при появ­ле­нии любых симп­то­мов ОРВИ (кашель, насморк, пер­ше­ние или боль в гор­ле, повы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры выше 38,00С) и вне зави­си­мо­сти от резуль­та­тов ПЦР-диа­гно­сти­ки
  • у Вас поло­жи­тель­ный мазок на SARS-CoV‑2 (новая коро­на­ви­рус­ная инфек­ция COVID-19) вне зави­си­мо­сти от симп­то­мов забо­ле­ва­ния

Ваши дей­ствия:

  • Оста­вай­тесь дома.
  • Необ­хо­ди­мо позво­нить в еди­ную служ­бу «122» или в call-центр Вашей поли­кли­ни­ки для дистан­ци­он­ной кон­суль­та­ции с меди­цин­ским работ­ни­ком.
  • В слу­чае ухуд­ше­ния состо­я­ния необ­хо­ди­мо позво­нить в служ­бу ско­рой помо­щи по номе­ру «103».

Что делать, если забо­лел ребе­нок?

Ваши дей­ствия:

  • Оста­вить ребен­ка дома, не отправ­лять в дет­ский сад или шко­лу.
  • Стро­го выпол­нять реко­мен­да­ции меди­цин­ских работ­ни­ков по диа­гно­сти­ке и лече­нию забо­ле­ва­ния. Ни в коем слу­чае не зани­мать­ся само­ле­че­ни­ем.
  • Необ­хо­ди­мо позво­нить в еди­ную служ­бу «122» или в call-центр Вашей поли­кли­ни­ки для дистан­ци­он­ной кон­суль­та­ции с меди­цин­ским работ­ни­ком.
  • В слу­чае ухуд­ше­ния состо­я­ния необ­хо­ди­мо позво­нить в служ­бу ско­рой помо­щи по номе­ру «103».

ВАЖНО: Не сто­ит само­сто­я­тель­но лечить ребен­ка анти­био­ти­ка­ми. Анти­био­ти­ки могут быть назна­че­ны толь­ко вра­чом-педи­ат­ром и толь­ко в слу­чае нали­чия пока­за­ний.

* По мере раз­ви­тия забо­ле­ва­ния и наблю­де­ния за тече­ни­ем болез­ни реко­мен­да­ции могут быть скор­рек­ти­ро­ва­ны.

Мин­здрав Рос­сии при­зы­ва­ет всех граж­дан:

  • исполь­зуй­те защит­ные мас­ки или респи­ра­то­ры при нахож­де­нии в закры­тых поме­ще­ни­ях и кон­так­тах с дру­ги­ми людь­ми.
  • тща­тель­но и часто мой­те руки и обра­ба­ты­вай­те их анти­сеп­ти­ком.
  • по воз­мож­но­сти мини­ми­зи­руй­те посе­ще­ния мест с боль­шим скоп­ле­ни­ем людей, а в слу­чае, если избе­жать это­го невоз­мож­но, соблю­дай­те дистан­цию 1,5−2 мет­ра.

Эти про­стые про­фи­лак­ти­че­ские меры сни­зят риск зара­же­ния.

Так­же напо­ми­на­ем о необ­хо­ди­мо­сти прой­ти вак­ци­на­цию и свое­вре­мен­ную ревак­ци­на­цию от коро­на­ви­ру­са.

Памяти педагога…

На 82-м году ушла из жизни кандидат филологических наук, доцент Галина Никаноровна Кудрявцева.

399 просмотров
Читать

Куд­ряв­це­ва Гали­на Ника­но­ров­на

15.06.1941 – 10.02.2023

На 82‑м году ушла из жиз­ни кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент Гали­на Ника­но­ров­на Куд­ряв­це­ва. Дол­гие годы она тру­ди­лась на ниве ост­ров­ной фило­ло­гии, под­го­то­вив сот­ни учи­те­лей рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры.

Гали­на Ника­но­ров­на роди­лась 15 июня 1941 года в селе Тымов­ское Саха­лин­ской обла­сти. Сред­нюю шко­лу закон­чи­ла в с. Тымов­ское. В 1958 году посту­пи­ла в Южно-Саха­лин­ский педа­го­ги­че­ский инсти­тут (ныне СахГУ) на исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский факуль­тет.

По окон­ча­нии инсти­ту­та ей была при­сво­е­на ква­ли­фи­ка­ция «пре­по­да­ва­тель рус­ско­го язы­ка, лите­ра­ту­ры и исто­рии». С 1964 по 1969 гг. рабо­та­ла мето­ди­стом заоч­но­го отде­ле­ния исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Южно-Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та, с 1969 по 1971 гг. – асси­стен­том на кафед­ре лите­ра­ту­ры ЮСГПИ.

С 1971 по 1974 год обу­ча­лась в аспи­ран­ту­ре Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В.И. Лени­на (сего­дня – МПГУ). В декаб­ре 1977 года защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Петер­бург­ские тру­що­бы» В. В. Кре­стов­ско­го в идей­ной борь­бе 60‑х годов». В науч­ном про­стран­стве и сего­дня Гали­на Ника­но­ров­на оста­ет­ся одним из немно­гих спе­ци­а­ли­стов по насле­дию писа­те­ля, поэта и пуб­ли­ци­ста Все­во­ло­да Кре­стов­ско­го.

С нояб­ря 1974 года рабо­та­ла в долж­но­сти стар­ше­го пре­по­да­ва­те­ля кафед­ры лите­ра­ту­ры, а в янва­ре 1980 года избра­на на долж­ность доцен­та.

За вре­мя рабо­ты в инсти­ту­те заре­ко­мен­до­ва­ла себя как ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист и вос­пи­та­тель сту­ден­че­ской моло­де­жи. Ею были раз­ра­бо­та­ны и чита­лись на высо­ком науч­но-тео­ре­ти­че­ском и мето­ди­че­ском уровне все кур­сы рус­ской лите­ра­ту­ры XIX века, исто­рии рус­ской кри­ти­ки, тео­рии лите­ра­ту­ры, велись спец­се­ми­на­ры по темам: «Идей­ная борь­ба 60‑х годов в лите­ра­ту­ре и кри­ти­ке (поиск героя вре­ме­ни)», «Нрав­ствен­ные про­бле­мы совре­мен­ной совет­ской лите­ра­ту­ры», раз­ра­бо­тан спец­курс «Рус­ский роман 50 – нача­ла 60‑х годов XIX века».

Из лич­но­го дела: «Куд­ряв­це­ва Г.Н. тре­бо­ва­тель­на к сту­ден­там. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет раз­ви­тию форм само­сто­я­тель­ной рабо­ты сту­ден­тов по каче­ствен­но­му осво­е­нию вузов­ской про­грам­мы, посто­ян­но руко­во­дит диплом­ны­ми рабо­та­ми сту­ден­тов. Куд­ряв­це­ва Г.Н. успеш­но, выпол­ня­ет план науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты. Ею опуб­ли­ко­ва­но девять работ по исто­рии рус­ской и совет­ской лите­ра­ту­ры, педа­го­ги­ке и мето­ди­ке выс­шей шко­лы. Куд­ряв­це­ва Г.Н. ведет боль­шую обще­ствен­ную рабо­ту в инсти­ту­те, горо­де и обла­сти. Мно­го рабо­та­ет со сту­ден­та­ми как кура­тор сту­ден­че­ской груп­пы».

Гали­на Ника­но­ров­на была лек­то­ром обще­ства «Зна­ние» и регу­ляр­но высту­па­ла с лек­ци­я­ми для школь­ни­ков и перед насе­ле­ни­ем. Как член сек­ции кри­ти­ки Саха­лин­ско­го отде­ле­ния Сою­за совет­ских писа­те­лей еже­год­но участ­во­ва­ла в про­ве­де­нии семи­на­ров для моло­дых писа­те­лей. За успе­хи в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской рабо­те Г. Н. Куд­ряв­це­ва награж­да­лась почет­ны­ми гра­мо­та­ми ГК КПСС и инсти­ту­та.

В 2013 году Гали­на Ника­но­ров­на вышла на пен­сию. Ее стаж в уни­вер­си­те­те соста­вил 44 года. В памя­ти уче­ни­ков она оста­лась дея­тель­ным, любя­щим лите­ра­ту­ру чело­ве­ком: мно­гое из твор­че­ства рус­ских и зару­беж­ных поэтов зна­ла наизусть и часто чита­ла сту­ден­там сти­хо­твор­ные строч­ки, нико­гда не под­гля­ды­вая в кни­гу. По при­зна­нию одной из уче­ниц, была «насто­я­щим учи­те­лем, масте­ром сво­е­го дела, пре­крас­ным чело­ве­ком».

По вос­по­ми­на­ни­ям выпуск­ни­ков, свои лек­ции Гали­на Ника­но­ров­на начи­на­ла с «поэ­ти­че­ской пяти­ми­нут­ки» – свое­об­раз­но­го сти­хо­твор­но­го мара­фо­на. Излюб­лен­ным про­из­ве­де­ни­ем было сти­хо­тво­ре­ние рус­ско­го поэта и пере­вод­чи­ка Вла­ди­ми­ра Бене­дик­то­ва – «Недол­го».

«Нет, — смыс­ла жиз­ни не постиг,

Кто в ней кля­нет недол­го­теч­ность.

Один бла­жен­ства пол­ный миг

Не всю ль обхва­ты­ва­ет веч­ность?

Недол­го дер­жит­ся роса,

Бле­стя сле­зой, на розе алой,

Но всею без­дной небе­са

Отра­же­ны тут в кап­ле малой.

Иной цве­ток живет лишь день

Но он зато — кра­са при­ро­ды,

А неиз­мен­но чер­ный пень

Сто­ит бес­чис­лен­ные годы»

Рек­то­рат, пре­по­да­ва­те­ли, сотруд­ни­ки, сту­ден­ты, выпуск­ни­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та выра­жа­ют глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния семье Гали­ны Ника­но­ров­ны.

Про­ща­ние с Гали­ной Ника­но­ров­ной состо­ит­ся 15 фев­ра­ля (сре­да) 2023 года в 15.00 по адре­су: г. Южно-Саха­линск, ул. Желез­но­до­рож­ная, 160 а.

Быть первым!

В СахГУ открылось первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

334 просмотра
Читать

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет стал пер­вой обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ци­ей выс­ше­го обра­зо­ва­ния и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния в реги­оне, где откры­лось пер­вич­ное отде­ле­ние РДДМ «Дви­же­ние пер­вых». Тор­же­ствен­ное меро­при­я­тие про­во­ди­лось в рам­ках рас­ши­рен­но­го собра­ния Объ­еди­нён­но­го сове­та обу­ча­ю­щих­ся ост­ров­но­го вуза. 

– Сего­дня мы ста­но­вим­ся сви­де­те­ля­ми заме­ча­тель­но­го собы­тия, кото­рое охва­ты­ва­ет всю стра­ну – созда­ние ново­го, кру­то­го дви­же­ния, кото­рое вобра­ло в себя все самое луч­шее: доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние, пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние, медиа и мно­го дру­гое. Моло­деж­ная поли­ти­ка фор­ми­ру­ет­ся бла­го­да­ря вам: моло­дым и талант­ли­вым ребя­там, – отме­тил в при­вет­ствии дирек­тор Саха­лин­ско­го моло­деж­но­го ресурс­но­го цен­тра Алек­сандр Неустро­ев.

Алек­сандр Неустро­ев

Пред­ста­ви­тель реги­о­наль­но­го отде­ле­ния РДДМ «Дви­же­ние пер­вых» в Саха­лин­ской обла­сти Кри­сти­на Коль­цо­ва пре­зен­то­ва­ла сту­ден­там основ­ные направ­ле­ния и про­ек­ты дви­же­ния, сре­ди кото­рых эко­ло­гия, нау­ка, соци­аль­ная сфе­ра, куль­ту­ра и мно­гое дру­гое. Каж­дый в зави­си­мо­сти от пред­по­чте­ний смо­жет выбрать что-то для себя. «Дви­же­ние пер­вых» поз­во­ля­ет объ­еди­нить все моло­деж­ные ини­ци­а­ти­вы, созда­вая усло­вия для мак­си­маль­ной само­ре­а­ли­за­ции и соци­а­ли­за­ции.

– Сту­ден­ты наше­го уни­вер­си­те­та – это пере­до­вая моло­дежь реги­о­на, кото­рая ведет за собой новое поко­ле­ние сту­ден­тов и кото­рая про­слав­ля­ет наш вуз и нашу область за ее пре­де­ла­ми. Вы, буду­щие спе­ци­а­ли­сты, пой­де­те рабо­тать в шко­лы и на дру­гие пред­при­я­тия, ста­не­те гра­мот­ны­ми настав­ни­ка­ми, кото­рые вме­сте с нами будут фор­ми­ро­вать еди­ное моло­дёж­ное про­стран­ство, – уве­ре­на дирек­тор депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки, пред­се­да­тель пер­вич­но­го отде­ле­ния РДДМ «Дви­же­ние пер­вых» в СахГУ Ека­те­ри­на Воло­хо­вич.

Ека­те­ри­на Воло­хо­вич

«Дви­же­ние пер­вых» осно­ва­но по рас­по­ря­же­нию пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции Вла­ди­ми­ра Пути­на. Дея­тель­ность дви­же­ния направ­ле­на на орга­ни­за­цию досу­га, созда­ние воз­мож­но­стей для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия и само­ре­а­ли­за­ции, а так­же про­фес­си­о­наль­ную ори­ен­та­цию детей. Всту­пить в «Дви­же­ние пер­вых» мож­но с шести лет. Участ­ни­ка­ми могут быть несо­вер­шен­но­лет­ние, обу­ча­ю­щи­е­ся по про­грам­мам началь­но­го обще­го, основ­но­го обще­го и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.

Наука и женщины: откровенно о важном!

Международный день женщин и девочек в науке отмечается ежегодно 11 февраля.

761 просмотр
Читать

Меж­ду­на­род­ный день жен­щин и дево­чек в нау­ке отме­ча­ет­ся еже­год­но 11 фев­ра­ля. Пус­кай этот день, утвер­ждён­ный Гене­раль­ной ассам­бле­ей Орга­ни­за­ции Объ­еди­нён­ных Наций в 2015 году, пока не полу­чил широ­кой извест­но­сти, нам он даёт повод в оче­ред­ной раз вспом­нить, на чьих хруп­ких пле­чах в зна­чи­тель­ной мере лежит науч­ная, пре­по­да­ва­тель­ская и даже руко­во­дя­щая дея­тель­ность в СахГУ.

Они, как пра­ви­ло, не совер­ша­ют тру­до­вых подви­гов, – а про­сто живут, меч­та­ют, учат­ся, рабо­та­ют. Кто-то ещё почти в нача­ле науч­но­го пути, кто-то уже обле­чён лета­ми и заслу­га­ми, но всех их объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние откры­вать что-то новое и пере­да­вать свои зна­ния моло­до­му поко­ле­нию.

В пред­две­рии Меж­ду­на­род­но­го дня жен­щин и дево­чек в нау­ке мы попро­си­ли рас­ска­зать наших геро­инь, каким ока­зал­ся их путь в нау­ку, над чем они сей­час тру­дят­ся, что счи­та­ют важ­ным и нуж­ным в сво­ей рабо­те, труд­но ли сов­ме­щать нау­ку с лич­ной жиз­нью. А так­же вспом­нить дру­гих жен­щин-учё­ных, заслу­жи­ва­ю­щих слов при­зна­тель­но­сти.

Оле­ся Вита­льев­на Куп­цо­ва – кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук, доцент кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ, науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли (ЮСНИС) СахГУ и РАН

В пору сту­ден­че­ства у меня были пре­крас­ные пре­по­да­ва­те­ли, такие, как Вла­ди­мир Михай­ло­вич Пищаль­ник, Вяче­слав Ана­то­лье­вич Мел­кий, кото­рый впо­след­ствии стал моим науч­ным руко­во­ди­те­лем. Они и сде­ла­ли для меня нау­ку при­вле­ка­тель­ной, и все обсто­я­тель­ства в моей жиз­ни скла­ды­ва­лись таким обра­зом, что­бы я защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Конеч­но, во мно­гом это бла­го­да­ря людям, кото­рые меня окру­жа­ли в тот момент.

Сей­час я рабо­таю над темой авто­ма­ти­зи­ро­ван­но­го кар­то­гра­фи­ро­ва­ния раз­рыв­ных нару­ше­ний, кото­рое поз­во­ля­ет лока­ли­зо­вать участ­ки с опас­ны­ми при­род­ны­ми про­цес­са­ми по дан­ным дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли. Опи­сы­ваю мето­ди­ку рабо­ты с кос­ми­че­ски­ми сним­ка­ми, как полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ные дан­ные, что­бы выявить те или иные раз­рыв­ные нару­ше­ния раз­лич­но­го ран­га. По этой теме пишу ста­тью для серьёз­но­го про­филь­но­го аль­ма­на­ха «Интер­Кар­то. Интер­ГИС» в рам­ках гран­та пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти. 

Конеч­но, я счи­таю эту рабо­ту очень важ­ной! Зани­ма­ясь мони­то­рин­гом раз­лом­ных зон, кото­рые часто наи­бо­лее сей­сми­че­ски опас­ны, мож­но сохра­нить жиз­ни людей. К при­ме­ру, недав­ние собы­тия в Тур­ции это под­твер­жда­ют.

Поми­мо это­го, я пре­по­даю, участ­вую в каче­стве экс­пер­та в олим­пи­а­дах, ста­ра­юсь под­дер­жи­вать моло­дёжь, что­бы ребя­та дости­га­ли сво­их пер­вых успе­хов. Так, у нас в этом году очень мно­го пер­во­курс­ни­ков ста­ли побе­ди­те­ля­ми кон­кур­са «Умник», участ­во­ва­ли в науч­ных «слэ­мах». 

Мне кажет­ся очень важ­ным пере­да­вать свой опыт сту­ден­там, что­бы они мог­ли идти по жиз­ни с новы­ми зна­ни­я­ми. И, конеч­но, при­но­сить поль­зу сво­ей семье, дру­гим окру­жа­ю­щим людям. 

Сво­ей семье я толь­ко могу ска­зать боль­шое спа­си­бо за тер­пе­ние, под­держ­ку, осо­бен­но мое­му отцу и мужу. Они меня все­гда под­дер­жи­ва­ли, даже когда я ноча­ми сиде­ла за дис­сер­та­ци­ей, семья все­гда помо­га­ла, бра­ла на себя мои домаш­ние обя­зан­но­сти и забо­ти­лась обо мне. Что каса­ет­ся дру­гих увле­че­ний – то у меня их мно­го. Напри­мер, я очень люб­лю играть на фор­те­пи­а­но, петь. 

Из жен­щи­нах-учё­ных я бы осо­бен­но хоте­ла ска­зать спа­си­бо за под­держ­ку Свет­лане Вла­ди­ми­ровне Хра­мо­вой, Елене Мак­си­мовне Лат­ков­ской, Софье Геор­ги­евне Ким. А так­же жен­щи­нам из учё­но­го сове­та Сибир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та за их кро­пот­ли­вую про­вер­ку моей рабо­ты, за их поже­ла­ния на пред­за­щи­те. Бла­го­да­ря им, я учла все нюан­сы и на защи­те дис­сер­та­ции высту­пи­ла бле­стя­ще.

Лит­ви­нен­ко Анна Вла­ди­ми­ров­на – кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, заве­ду­ю­щая науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­ри­ей при­клад­ной эко­ло­гии СахГУ

Так слу­чи­лось, что после окон­ча­ния ихтио­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та в Кали­нин­гра­де я почти поло­ви­ну сво­е­го тру­до­во­го ста­жа – око­ло 15 лет – посвя­ти­ла рабо­те на раз­лич­ных рыбо­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­ти­ях Саха­лин­ской обла­сти. И при­дя в 2009 году в уни­вер­си­тет, поня­ла, как мно­го мне пред­сто­ит рабо­тать над собой, сколь­ко нуж­но понять самой, что­бы учить дру­гих! 

Пер­вый год пре­по­да­ва­ния был очень труд­ным, он сов­пал с поступ­ле­ни­ем в аспи­ран­ту­ру. При­шлось с нуля раз­ра­ба­ты­вать учеб­ные кур­сы дис­ци­плин в усло­ви­ях рез­ко­го дефи­ци­та мето­ди­че­ской и учеб­ной лите­ра­ту­ры; через год мно­го уси­лий было затра­че­но, что­бы успеш­но прой­ти аккре­ди­та­цию. Да и фор­мат рабо­ты с моло­дё­жью – живой, посто­ян­но зада­ю­щей вопро­сы, был совер­шен­но новым для меня, но безум­но инте­рес­ным. 

Вско­ре обнов­лён­ные зна­ния нало­жи­лись на преды­ду­щий опыт рабо­ты, вопро­сы сту­ден­тов боль­ше не пуга­ли, рабо­та нача­ла при­но­сить эмо­ци­о­наль­ную отда­чу. Вре­мя тогда для меня ста­ло идти как буд­то в два раза быст­рее!

Через четы­ре года появи­лась дис­сер­та­ция, обоб­ща­ю­щая боль­шой мате­ри­ал, накоп­лен­ный за годы моей рабо­ты в рыбо­вод­стве. Неза­дол­го до защи­ты судь­ба све­ла меня с заме­ча­тель­ным чело­ве­ком, насто­я­щей жен­щи­ной-мая­ком Надеж­дой Кон­стан­ти­нов­ной Хри­сто­фо­ро­вой. Уди­ви­тель­ное соче­та­ние скром­но­сти и силы, а глав­ное – неве­ро­ят­ной энер­гии и пози­ти­ва про­сто пора­зи­ло меня до глу­би­ны души! Имен­но она зара­зи­ла меня сво­им инте­ре­сом к нау­ке, вве­ла в свой науч­ный кол­лек­тив, в соста­ве кото­ро­го мы рабо­та­ем с кол­ле­га­ми из ДВФУ вот уже почти 10 лет. 

В этом соста­ве мы ста­ли в 2021 году лау­ре­а­та­ми пре­мии им. И. П. Дру­жи­ни­на Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния РАН – за рабо­ты в обла­сти гео­гра­фии и гео­эко­ло­гии. Мно­же­ство собран­ных образ­цов гор­бу­ши, кеты, симы, нер­ки и кижу­ча из раз­ных реги­о­нов Даль­не­го Восто­ка и Мур­ман­ской обла­сти, уча­стие в десят­ках кон­фе­рен­ций, более 50 опуб­ли­ко­ван­ных сов­мест­ных работ, меся­цы, про­ве­дён­ные в экс­пе­ди­ци­ях и за пер­вич­ной обра­бот­кой проб, уча­стие в несколь­ких гран­тах, мно­же­ство кол­лег, инте­рес­ных людей, спе­ци­а­ли­стов сво­е­го дела и про­стая чело­ве­че­ская друж­ба – вот пред­ва­ри­тель­ные ито­ги мое­го почти слу­чай­но­го зна­ком­ства с «заслу­жен­ным эко­ло­гом все­го Даль­не­го Восто­ка», Н. К. Хри­сто­фо­ро­вой. 

Она научи­ла очень мно­го­му в нау­ке, и её пра­ви­ло – «Неваж­но, каких сте­пе­ней, зва­ний и денег ты добил­ся в этой жиз­ни, глав­ное – пом­нить о том, что ты преж­де все­го чело­век. Все­гда обра­щай­ся с людь­ми так, как хоте­ла бы, что­бы обра­ща­лись с тобой», – ста­ло для меня акси­о­мой и мно­гое объ­яс­ни­ло.

В 2023 году мы про­дол­жа­ем рабо­ты в рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ской темы «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки, акку­му­ля­ция, био­транс­порт и эко­ло­ги­че­ские рис­ки». Этот грант под­дер­жан рос­сий­ским науч­ным фон­дом и рас­счи­тан на 2 года. Из объ­ек­тов иссле­до­ва­ний доба­вил­ся кижуч, кото­ро­го нам помо­га­ют соби­рать наши кол­ле­ги на Кам­чат­ке.

В про­шлом году уда­лось при­нять уча­стие в 12 кон­фе­рен­ци­ях, в том чис­ле в меж­ду­на­род­ном сим­по­зи­у­ме в рам­ках про­грам­мы «Лосось в изме­ня­ю­щем­ся мире», про­во­ди­мом в Ван­ку­ве­ре (Кана­да), в Кон­грес­се по мор­ским нау­кам в Корее и в Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ция по сель­ско­му хозяй­ству, окру­жа­ю­щей сре­де и про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, кото­рая про­во­ди­лась в Индо­не­зии. По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ций пуб­ли­ку­ют­ся ста­тьи, в том чис­ле индек­си­ру­е­мые в меж­ду­на­род­ной ака­де­ми­че­ской базе дан­ных «Ско­пус».

Тра­ди­ци­он­но участ­ву­ем в меж­ду­на­род­ном Бал­тий­ском мор­ском фору­ме в Кали­нин­гра­де, где в про­шлом году при­ня­ли уча­стие трое наших маги­стран­тов, при­чём двое онлайн, а маги­странт­ка Кари­на Салим­зя­но­ва выез­жа­ла с уст­ным докла­дом. Девуш­ка при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в рабо­те, кото­рую мы ведём сов­мест­но с учё­ны­ми Даль­не­го Восто­ка, и мне очень хоте­лось бы верить, что она будет посту­пать в аспи­ран­ту­ру и учить­ся даль­ше, под­дер­жи­вать нас в этой же теме. Все­го наши­ми маги­стран­та­ми, сту­ден­та­ми было опуб­ли­ко­ва­но за про­шлый год око­ло 15 работ в раз­лич­ных изда­ни­ях, из них толь­ко у Кари­ны шесть. 

Так­же актив­ную дея­тель­ность ведёт маги­странт Ана­то­лий Воит­ков. Он закан­чи­вал вуз на мате­ри­ке и состав­лял интер­ак­тив­ную кар­ту горо­да Санкт-Петер­бур­га, а теперь мы с ним попро­бу­ем сде­лать интер­ак­тив­ную кар­ту био­гео­хи­ми­че­ских про­вин­ций Севе­ро-Запад­ной Паци­фи­ки на осно­ва­нии име­ю­ще­го­ся у нас циф­ро­во­го мате­ри­а­ла, кото­рый мы соби­ра­ем уже с 2015 года. Это новое, инте­рес­ное направ­ле­ние, и хоте­лось бы его раз­ви­вать.

Поми­мо основ­но­го направ­ле­ния науч­ной рабо­ты, мне так­же кажут­ся очень инте­рес­ны­ми иссле­до­ва­ния эко­ло­ги­че­ской спе­ци­фи­ки и про­дук­ци­он­но­го потен­ци­а­ла нагуль­ных водо­ё­мов для тихо­оке­ан­ских лосо­сей в Саха­лин­ской обла­сти, а так­же совер­шен­ство­ва­ния био­тех­ни­ки искус­ствен­но­го раз­ве­де­ния. Очень важ­ную роль при под­ра­щи­ва­нии моло­ди игра­ет каче­ство кор­мов, и в усло­ви­ях импор­то­за­ме­щё­ния необ­хо­ди­мы деталь­ные иссле­до­ва­ния соста­ва и каче­ства пред­ла­га­е­мых кор­мо­сме­сей, их эффек­тив­но­сти в раз­ных эко­ло­ги­че­ских усло­ви­ях.

Думаю, что­бы достичь успе­ха в любом деле, делать его нуж­но с удо­воль­стви­ем, без како­го-либо при­нуж­де­ния. Но серьёз­ных резуль­та­тов мож­но добить­ся толь­ко упор­ным тру­дом, и здесь ста­но­вит­ся на пер­вое место пони­ма­ние и под­держ­ка в семье, без кото­рой про­жить про­сто невоз­мож­но, осо­бен­но в семье одер­жи­мо­го сво­ей рабо­той учё­но­го!

Осо­бен­но жен­щине в нау­ке. Как это важ­но, когда «тыл» надёж­но при­крыт! Я очень бла­го­дар­на сво­ей семье – доче­рям и мужу, кото­рые сми­ри­лись со мно­гим, ува­жа­ют мой выбор и гото­вы под­дер­жать меня в любом слу­чае. А сохра­нять дру­зей, осо­бен­но когда мы ста­но­вим­ся стар­ше – про­сто необ­хо­ди­мо. Но делать это лег­ко, если дру­зья – твои кол­ле­ги и еди­но­мыш­лен­ни­ки.

Я чело­век очень подвиж­ный, люб­лю физи­че­скую актив­ность. Отдель­ное удо­воль­ствие – путе­ше­ствия. У нас такая вели­ко­леп­ная при­ро­да и так мно­го ещё инте­рес­ных мест – жиз­ни не хва­тит, что­бы изу­чить всё. Сча­стье, когда есть воз­мож­ность зани­мать­ся люби­мой рабо­той, и есть вре­мя, что­бы пери­о­ди­че­ски пере­клю­чать­ся на отдых. Но обя­за­тель­но потом сно­ва вер­нуть­ся к люби­мо­му делу. Ведь сде­лать хочет­ся ещё так мно­го!

Лиси­цы­на Еле­на Нико­ла­ев­на – доцент кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук

Мой выбор наше­го исто­ри­че­ско­го факуль­те­та тогда ещё педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та был не слу­чай­ным. В шко­ле №23 горо­да Южно-Саха­лин­ска у меня были две заме­ча­тель­ные учи­тель­ни­цы исто­рии – Люд­ми­ла Васи­льев­на Кова­ле­ни­на и Вален­ти­на Сер­ге­ев­на Новой­дар­ская. Они дава­ли исто­рию так, что я была влюб­ле­на в этот пред­мет, охот­но его посе­ща­ла, все­гда бра­ла допол­ни­тель­ные зада­ния. И поэто­му после шко­лы у меня не было про­бле­мы выбо­ра.

Исто­ри­че­ский факуль­тет в ЮСГПИ тогда гото­вил учи­те­лей исто­рии и англий­ско­го язы­ка. С англий­ским у меня было несколь­ко хуже, поэто­му я допол­ни­тель­но два года зани­ма­лась с репе­ти­то­ром, что­бы достичь цели и посту­пить имен­но на исто­ри­ка.

Потом нача­лась сту­ден­че­ская жизнь, совер­шен­но дру­гая, с дру­ги­ми людь­ми и отно­ше­ни­я­ми, с дру­ги­ми пра­ви­ла­ми игры. У нас была заме­ча­тель­ная когор­та пре­по­да­ва­те­лей, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из кото­рых закон­чи­ли вузы в сто­лич­ных горо­дах – Москве, Ленин­гра­де, Том­ске и дру­гих. Это такие учё­ные как А. Н. Рыж­ков, В. А. Голу­бев, В. Л. Поля­ков, М. И. Бок 3и Коу, В. С. Крав­цов, А. М. Лопа­чев, Б. Н. Ново­сель­цев. И поэто­му уро­вень пре­по­да­ва­ния в те вре­ме­на был очень высо­кий.

На 2 кур­се я при­ня­ла уча­стие во все­рос­сий­ском кон­кур­се сту­ден­че­ских науч­ных работ, науч­ным руко­во­ди­те­лем высту­пил док­тор наук Алек­сандр Михай­ло­вич Паш­ков. Рабо­та была отме­че­на гра­мо­той, и по тем вре­ме­нам это было замет­ное явле­ние.

После окон­ча­ния вуза я два года рабо­та­ла в шко­ле учи­те­лем исто­рии, потом посту­пи­ла в очную аспи­ран­ту­ру в Москве, и вско­ре вер­ну­лась в род­ной вуз пре­по­да­вать. Как и все, зани­ма­лась науч­ной рабо­той, писа­ла ста­тьи, участ­во­ва­ла в науч­ных кон­фе­рен­ци­ях.

Пово­рот­ным момен­том ста­ло откры­тие кафед­ры устой­чи­во­го раз­ви­тия, созда­ние кото­рой ини­ци­и­ро­ва­ла «Саха­лин­ская энер­гия». Обще­ние с неф­тя­ни­ка­ми побу­ди­ло меня заин­те­ре­со­вать­ся исто­ри­ей саха­лин­ской неф­ти, сна­ча­ла по необ­хо­ди­мо­сти, а потом мате­ри­ал меня увлёк, и я посвя­ти­ла боль­шой отре­зок сво­ей жиз­ни раз­ра­бот­ке этой темы. Под­го­то­ви­ла несколь­ко моно­гра­фий и текст док­тор­ской дис­сер­та­ции, кото­рую пыта­юсь сей­час защи­тить, дора­ба­ты­ваю текст соглас­но полу­чен­ным заме­ча­ни­ям.

В более отда­лён­ной пер­спек­ти­ве мне нуж­но дове­сти до логи­че­ско­го кон­ца свою моно­гра­фию «Нефть и газ Саха­ли­на», напи­сать её вто­рую часть, то есть после 1945 года и до совре­мен­но­сти. Это очень непро­стой пери­од. В после­во­ен­ное вре­мя выпуск­ник ФЗУ полу­чал спе­ци­аль­ность неф­тя­ни­ка за 156 дней, то есть око­ло 5 меся­цев, мень­ше полу­го­да. А ведь эта про­фес­сия тре­бу­ет боль­ших тех­ни­че­ских зна­ний и прак­ти­че­ско­го опы­та. Отсут­ствие опы­та и зна­ний при­во­ди­ли к мно­го­чис­лен­ным полом­кам, ава­ри­ям, а зна­чит, к невы­пол­не­нию пла­на по добы­че неф­ти. И поэто­му неф­тя­ная про­мыш­лен­ность в опре­де­лён­ной сте­пе­ни обя­за­на япон­ским воен­но­плен­ным, кото­рые сво­им тру­дом внес­ли свой вклад в вос­ста­нов­ле­ние неф­тя­ной отрас­ли.

В чис­ле про­блем после­во­ен­но­го пери­о­да ещё я бы отме­ти­ла очень острую борь­бу, на уровне пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции по пово­ду при­вле­че­ния ино­стран­цев в раз­ра­бот­ку ресур­сов на Саха­лине – созда­ние «Сахалина‑1», «Сахалина‑2». Были очень серьёз­ные опа­се­ния по тому пово­ду, что мы раз­да­ём и рас­про­да­ём наши рос­сий­ские нед­ра. Надо отдать долж­ное губер­на­то­ру Фар­хут­ди­но­ву, кото­рый сумел на самом высо­ком уровне дока­зать целе­со­об­раз­ность это­го хода.

Что ещё мож­но ска­зать о моей рабо­те? Я выбра­ла очень важ­ную для обще­ства про­фес­сию – про­фес­сию учи­те­ля. Это очень ответ­ствен­но с точ­ки зре­ния вос­пи­та­ния моло­до­го поко­ле­ния. Вот перед тобой сидят моло­дые люди, кото­рым ещё пред­сто­ит най­ти себя, своё место в жиз­ни, най­ти своё место в про­фес­сии. И от тебя во мно­гом зави­сит, не разо­ча­ру­ет­ся ли сту­дент в сво­ём шаге по выбо­ру про­фес­сии.

Сво­им пове­де­ни­ем, сво­и­ми дей­стви­я­ми мы как пре­по­да­ва­те­ли можем демон­стри­ро­вать такие сто­ро­ны жиз­ни, как спра­вед­ли­вость, уме­ние понять это­го моло­до­го чело­ве­ка, опре­де­лён­ная чест­ность, поря­доч­ность. А можем, наобо­рот, заду­шить фор­ма­лиз­мом, рав­но­ду­ши­ем, пока­зуш­ни­че­ством.

С 1987 года я рабо­таю в вузе. Для боль­шин­ства пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­тет – вто­рой дом, и это не про­сто сло­ва, это дей­стви­тель­но так. Боль­шую часть сво­ей жиз­ни мы отда­ли ЮСГПИ, СахГУ, и я думаю, что это будет, навер­ное, един­ствен­ное и послед­нее место моей рабо­ты, поми­мо двух лет в шко­ле.

Что каса­ет­ся семьи и окру­же­ния, то мне с окру­же­ни­ем повез­ло, пото­му что моя дочь, мои дру­зья и род­ствен­ни­ки – люди увле­чён­ные, у них есть свои хоб­би, при­стра­стия, инте­рес­ная рабо­та. И поэто­му наши встре­чи все­гда доста­точ­но эмо­ци­о­наль­ные, мы обме­ни­ва­ем­ся инфор­ма­ци­ей, обща­ем­ся. Хотя имен­но исто­ри­ков сре­ди моих близ­ких дру­зей нет.

Вооб­ще, если бы я не была пре­по­да­ва­те­лем, то, навер­ное, с удо­воль­стви­ем была бы води­те­лем-даль­но­бой­щи­ком. Я очень люб­лю водить маши­ну и очень люб­лю путе­ше­ство­вать. Мы с род­ствен­ни­ка­ми объ­ез­ди­ли прак­ти­че­ски весь Саха­лин, и детей, и уже вну­ков к это­му при­уча­ем. Чаще все­го ездим в Охот­ское, При­го­род­ное, Невельск, и, как пра­ви­ло, раз в год ездим по тако­му боль­шо­му южно­му коль­цу, кото­рое охва­ты­ва­ет запад­ное и восточ­ное побе­ре­жье. 

Если гово­рить о дру­гих увле­че­ни­ях, то здесь я не буду ори­ги­наль­на – ещё с дет­ства люб­лю читать детек­ти­вы, раз­га­ды­вать кросс­вор­ды. А из послед­них увле­че­ний, даже при­ни­ма­ю­щих фор­му стра­сти – выкла­ды­ва­ние кар­тин бисе­ром. Если мне такое попа­дёт­ся, то всё откла­ды­ва­ет­ся, пока я её не закон­чу!

Из жен­щин-учё­ных на меня боль­шое вли­я­ние ока­за­ла недав­но ушед­шая из жиз­ни Софья Чуну­нов­на Лим, она пре­по­да­ва­ла в нашем инсти­ту­те, потом ста­ла пре­по­да­ва­те­лем ДВФУ. Это про­стая уро­жен­ка Шах­тер­ска, кото­рая заоч­но закон­чи­ла ЮСГПИ и в пору мое­го сту­ден­че­ства рабо­та­ла на скром­ных долж­но­стях на исто­ри­че­ском факуль­те­те. Впо­след­ствии она суме­ла, на мой взгляд, себя реа­ли­зо­вать по мак­си­му­му. Выучи­ла япон­ский язык, защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию в Япо­нии, потом в Рос­сии, и этом не оста­но­ви­лась, защи­ти­ла док­тор­скую дис­сер­та­цию. 

Её целе­устрем­лён­ность ста­ла для меня при­ме­ром, что в прин­ци­пе в жиз­ни ниче­го недо­сти­жи­мо­го нет. Если ты идёшь к цели не сво­ра­чи­вая, рано или позд­но ты её достиг­нешь. И даже если где-то потер­пел пора­же­ние, то отсту­пать не надо, надо идти впе­рёд, и всё в жиз­ни пре­одо­ли­мо!

Научный десант

В рамках мероприятий по случаю Дня Российской науки занятия с лицеистами провели представители СахГУ.

362 просмотра
Читать

Коман­да пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов из ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та про­ве­ла в Лицее №2 лек­ции по кли­ма­ту, авиа­ци­он­ном делу, архео­ло­гии Саха­ли­на и Курил и пси­хо­ло­гии. 

На лек­ции заве­ду­ю­щей лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­да­та био­ло­ги­че­ских наук Еле­ны Лат­ков­ской ребя­та узна­ли про вод­ные эко­си­сте­мы, изме­не­ния кли­ма­та и про мор­ские лег­кие нашей пла­не­ты. Кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, заве­ду­ю­щий учеб­ным архео­ло­ги­че­ским музе­ем СахГУ, доцент кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ Вяче­слав Гри­щен­ко про­вел для школь­ни­ков заня­тие, посвя­щен­ное архео­ло­ги­че­ско­му про­шло­му Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов. 

А вот руко­во­ди­тель цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва про­ве­ла прак­ти­че­скую лек­цию «Как бороть­ся с тре­вож­но­стью». Один­на­дца­ти­класс­ни­ки разо­бра­ли такие поня­тия, как «тре­во­га» и «тре­вож­ность» и чем они отли­ча­ют­ся. Рас­смот­ре­ли виды тре­вож­но­сти: где ее про­яв­ле­ние счи­та­ет­ся нор­мой, а где нуж­но рабо­тать. Позна­ко­ми­лись с упраж­не­ни­я­ми и алго­рит­мом рабо­ты для сня­тия тре­вож­но­сти.

- У выпуск­ни­ков пред­сто­ит слож­ный эмо­ци­о­наль­ный пери­од: выпуск­ные экза­ме­ны и поступ­ле­ние, пото­му такая инфор­ма­ция для рабо­ты с собой для них очень полез­ная и акту­аль­на, – счи­та­ет Диа­на Оле­гов­на.

Поми­мо сотруд­ни­ков, прак­ти­че­ские заня­тие про­ве­ли сту­ден­ты Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ, обу­ча­ю­щи­е­ся на направ­ле­нии «Сер­вис на транс­пор­те». Они рас­ска­за­ли о сво­ем опы­те рабо­ты в каче­стве борт­про­вод­ни­ков в авиа­ком­па­нии «Авро­ра» и вме­сте с ребя­та­ми смо­де­ли­ро­ва­ли раз­лич­ные ситу­а­ции.

С Днём Российской науки!

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Георгий Карлов поздравляет с Днем науки!

293 просмотра
Читать

От души поздрав­ляю с Днём рос­сий­ской нау­ки наших учё­ных, пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сту­ден­тов – всех, кто силой зна­ний и интел­лек­та обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие нашей стра­ны, её эко­но­ми­ки, про­мыш­лен­но­сти, обо­рон­ной мощи!

Осо­бые сло­ва бла­го­дар­но­сти – род­но­му Саха­лин­ско­му госу­дар­ствен­но­му уни­вер­си­те­ту. Сего­дня здесь раз­ви­ва­ют­ся клю­че­вые для реги­о­на направ­ле­ния, свя­зан­ные с рыбо­про­мыш­лен­ным и неф­те­га­зо­вым ком­плек­сом, стро­и­тель­ством, эко­ло­ги­ей, круп­ным бло­ком педа­го­ги­че­ских и гума­ни­тар­ных отрас­лей. А по неко­то­рым направ­ле­ни­ям в обла­сти аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки СахГУ уве­рен­но кон­ку­ри­ру­ет с веду­щи­ми науч­но-обра­зо­ва­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми стра­ны. 

Без­услов­но, в реше­нии сто­я­щих перед госу­дар­ством задач, осо­бую роль игра­ет раз­ви­тие сфе­ры тех­но­ло­гий, инже­нер­ных раз­ра­бо­ток. Но не мень­шее зна­че­ние име­ют наши зна­ния о самих себе, сво­их кор­нях и духов­ных цен­но­стях. Вот поче­му меня очень раду­ет тот факт, что в этом году в моем род­ном уни­вер­си­те­те, впер­вые после дол­го­го пере­ры­ва, под руко­вод­ством док­то­ра исто­ри­че­ских наук, про­фес­со­ра Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча Васи­лев­ско­го нач­нет­ся под­го­тов­ка буду­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии – при­чём на бюд­жет­ной фор­ме обу­че­ния. 

Желаю всем креп­ко­го здо­ро­вья, уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и, конеч­но, новых зна­ний и откры­тий!

С празд­ни­ком – с Днём рос­сий­ской нау­ки!

Уважаемые преподаватели, научные сотрудники и студенты!

От всей души поздравляем вас с Днем российской науки!

319 просмотров
Читать

Нау­ка – одна из опор госу­дар­ства. Бла­го­да­ря ей обще­ство дви­га­ет­ся впе­ред, раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии, совер­шен­ству­ет­ся про­из­вод­ство и откры­ва­ют­ся новые пути. 

В этот пре­крас­ный день хочет­ся поже­лать пре­по­да­ва­те­лям, что­бы ваши бес­цен­ные зна­ния были адре­со­ва­ны опре­де­лен­но­му кру­гу слу­ша­те­лей, а ста­тьи, дис­сер­та­ции и про­чие науч­ные шедев­ры все­гда нахо­ди­ли сво­е­го чита­те­ля. Пусть о ваших откры­ти­ях и дости­же­ни­ях гово­рят уче­ни­ки и щед­ро поль­зу­ют­ся ими!

Науч­ным сотруд­ни­кам боль­шая бла­го­дар­ность за то, что ваш труд дарит удоб­ства людям, ведет к истине, нахо­дит реше­ния мно­же­ства про­блем чело­ве­че­ства. Пусть у вас все­гда будет вдох­но­ве­ние для пло­до­твор­ной рабо­ты, а гипо­те­зы и выво­ды ока­жут­ся вер­ны­ми и все­гда будут слу­жить на бла­го стра­ны! 

Сту­ден­там, дела­ю­щим пер­вые шаги на науч­ном попри­ще, жела­ем про­яв­лять свои спо­соб­но­сти и нико­гда не оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том, быть дерз­ки­ми и сме­лы­ми в науч­ных свер­ше­ни­ях, пусть все ваши тро­пы ведут к высо­ким тех­но­ло­ги­ям и откры­ти­ям!

Все­му наше­му друж­но­му кол­лек­ти­ву в этот день жела­ем вдох­но­ве­ния для пло­до­твор­ной рабо­ты, неор­ди­нар­ных реше­ний, инте­рес­ных откры­тий и мно­же­ства захва­ты­ва­ю­щих про­ек­тов. Пусть ваш упор­ный, скру­пу­лез­ный труд не оста­нет­ся в забве­нии, а будет отме­чен по досто­ин­ству все­мир­ным при­зна­ни­ем. 

Про­рек­тор Ким С.Г., отдел по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­те СахГУ

Дорогие коллеги!

Сегодня в нашей стране отмечают День Российской науки.

243 просмотра
Читать

Этот празд­ник объ­еди­ня­ет осо­бен­ных людей, настро­ен­ных на посто­ян­ный интел­лек­ту­аль­ный поиск, рабо­ту над собой, рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра и попол­не­ние бага­жа зна­ний.

Путь в нау­ку – это все­гда длин­ная дистан­ция, овла­де­ва­ю­щая чело­ве­ком цели­ком, меня­ю­щая его жизнь, образ мыс­лей, харак­тер, при­выч­ки и люби­мые заня­тия. Имен­но такие нерав­но­душ­ные люди при­да­ют импульс дви­же­нию впе­ред, фор­ми­ру­ют зав­траш­ний день во мно­гих сфе­рах, слу­жат людям и про­грес­су.

В наши дни науч­ные зна­ния как нико­гда вновь вос­тре­бо­ва­ны эко­но­ми­кой стра­ны. И это откры­ва­ет пре­крас­ные пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия вузов, науч­ных орга­ни­за­ций, фор­ми­ро­ва­ния новых про­ек­тов и направ­ле­ний иссле­до­ва­ний, при­вле­че­ния в сфе­ру талант­ли­вой моло­де­жи.

При­ми­те сло­ва искрен­ней бла­го­дар­но­сти за вашу пре­дан­ность выбран­но­му делу, сотруд­ни­че­ство, сохра­не­ние иссле­до­ва­тель­ских тра­ди­ций и раз­ви­тие нау­ки в ост­ров­ном реги­оне. В этот зна­ме­на­тель­ный день поз­воль­те поже­лать вам успе­хов на этом слож­ном пути, уве­рен­но­сти в сво­их силах, вер­ных стра­те­гий, пра­виль­ных реше­ний и все­сто­рон­ней под­держ­ки!

Сча­стья, здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия вам и вашим близ­ким!

и.о.ректора СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва

Минобрнауки проводит опрос о репродуктивных установках студентов

Министерство науки и высшего образования РФ приглашает студентов российских вузов принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению репродуктивных установок молодежи.

299 просмотров
Читать

Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ при­гла­ша­ет сту­ден­тов рос­сий­ских вузов при­нять уча­стие в социо­ло­ги­че­ском опро­се, посвя­щен­ном изу­че­нию репро­дук­тив­ных уста­но­вок моло­де­жи.

Сту­ден­там пред­ла­га­ет­ся отве­тить на вопро­сы онлайн-анке­ты о важ­ных для них жиз­нен­ных цен­но­стях и каче­ствах, вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с чле­на­ми семьи, пла­нах по созда­нию соб­ствен­ной семьи, усло­ви­ях вступ­ле­ния в брак и др.

Опрос поз­во­лит орга­ни­за­то­рам оце­нить отно­ше­ние сту­ден­тов к инсти­ту­ту семьи и семей­ным цен­но­стям. Иссле­до­ва­ние про­во­дит­ся по ито­гам сове­ща­ния с заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ Т. Голи­ко­вой о ходе выпол­не­ния про­ек­та «Повы­ше­ние рож­да­е­мо­сти», про­шед­ше­го в октяб­ре 2022 года.

При­гла­ша­ем сту­ден­тов при­нять уча­стие в опро­се!

Участ­во­вать могут все, кто полу­ча­ет выс­шее обра­зо­ва­ние (сту­ден­ты бака­лаври­а­та, спе­ци­а­ли­те­та, маги­стра­ту­ры).

https://forms.yandex.ru/u/63d28333e010db2e257dabea/