Алексей Ягудин на встрече в Южно-Сахалинске: «Только человеческое общение —катализатор прогресса»

25 ноября на площадке Сахалинского государственного университета состоялась беседа с олимпийским чемпионом Алексеем Ягудиным, организованная Российским обществом «Знание» в рамках проекта Знание.Лекторий.

34 просмотра
Читать

Темой бесе­ды ста­ли спор­тив­ные дости­же­ния нашей стра­ны и лич­ная исто­рия успе­ха про­слав­лен­но­го фигу­ри­ста.

На встре­чу собра­лось более четы­рех­сот жите­лей Саха­лин­ской обла­сти раз­ных воз­рас­тов. Имен­но это отме­тил лек­тор в самом нача­ле сво­е­го выступ­ле­ния и при­гла­сил самых юных участ­ни­ков, кото­рые при­шли на встре­чу со сво­и­ми конь­ка­ми, зада­вать свои вопро­сы:

«Сего­дня я не ваш педа­гог, я здесь не для того, что­бы поучать. Я здесь для того, что­бы пока­зать, как про­хо­дил мой жиз­нен­ный путь и как важ­на спор­тив­ная состав­ля­ю­щая любо­го успе­ха».

Про­слав­лен­ный спортс­мен поде­лил­ся соб­ствен­ной фор­му­лой успе­ха, кото­рая состо­ит из жела­ния что-то делать — когда объ­еди­ня­ют­ся меч­та, цель и чело­ве­че­ский труд. Вто­рой состав­ля­ю­щей фор­му­лы успе­ха явля­ют­ся команд­ная рабо­та и лич­ная ответ­ствен­ность само­го чело­ве­ка, а тре­тьей внут­рен­нее состо­я­ние, состо­я­ние духа, вера и некая «фана­тич­ная» убеж­ден­ность, кото­рая не поз­во­ля­ет сомне­вать­ся в успе­хе сво­их начи­на­ний.

«На свою первую тре­ни­ров­ку я при­шел в 4,5 года. Навер­ное, тогда и были мои пер­вые успе­хи и неуда­чи. Пом­ню, как мне хоте­лось пого­нять мяч во дво­ре, пооб­щать­ся со сво­и­ми ровес­ни­ка­ми и посмот­реть дру­гую, как мне каза­лось, более инте­рес­ную жизнь. Но, как не сра­зу полу­ча­ет­ся кра­си­вый почерк, так и бла­го­да­ря тре­ни­ров­кам со вре­ме­нем ста­ло полу­чать­ся луч­ше и боль­ше, и заня­тия спор­том ста­ли казать­ся инте­рес­нее и увле­ка­тель­нее», — поде­лил­ся Алек­сей Ягу­дин.

Участ­ни­ки встре­чи узна­ли, что даже в дет­стве буду­щий олим­пий­ский чем­пи­он нико­гда не хотел уйти в дру­гой вид спор­та, а вот уйти из спор­та вооб­ще — ино­гда думал:

«Да, мне было боль­но, хоте­лось отдох­нуть. Но сей­час я могу с уве­рен­но­стью ска­зать — ну и хоро­шо, что этот жиз­нен­ный этап я про­шел таким обра­зом. Даже если бы я не выиг­рал Олим­пи­а­ду, я в любом слу­чае очень мно­го уви­дел и узнал, почерп­нул мас­су инфор­ма­ции имен­но бла­го­да­ря сво­ей спор­тив­ной жиз­ни».

По мне­нию спи­ке­ра, под­рас­та­ю­ще­му поко­ле­нию важ­но най­ти в себе инди­ви­ду­аль­ность, не под­да­вать­ся сомне­ни­ям и пом­нить: «Мы все­гда всё смо­жем!».

Отве­чая на вопро­сы из зала, Алек­сей Ягу­дин рас­ска­зал о самом глав­ном дости­же­нии в сво­ей жиз­ни — семье и двух доче­рях и даже о двух соба­ках, кото­рые так­же явля­ют­ся чле­на­ми его семьи и за кото­рых он несет ответ­ствен­ность. Лек­тор так­же подроб­но рас­ска­зал о сво­ей твор­че­ской дея­тель­но­сти и тре­нер­ской рабо­те.

Знание.Лекторий — это про­све­ти­тель­ский про­ект Обще­ства «Зна­ние», в рам­ках кото­ро­го в каж­дом реги­оне РФ про­хо­дят лек­ции на самые раз­ные темы: от мик­ро­био­ло­гии и физи­ки до раз­ви­тия гиб­ких навы­ков. Каж­дый субъ­ект РФ может запу­стить на сво­ей тер­ри­то­рии имен­но ту ини­ци­а­ти­ву, кото­рая важ­на для его жите­лей. Во вре­мя лек­ций моло­дежь может задать вопро­сы экс­пер­там и обсу­дить акту­аль­ные вопро­сы.

Боль­ше инфор­ма­ции о дея­тель­но­сти на сай­те Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние».

СахГУ сохранил лидерство среди дальневосточных вузов в программе «Приоритет 2030»

Сахалинский государственный университет в третий раз подряд подтвердил лидерские позиции в дальневосточном треке программы "Приоритет-2030", войдя в первую группу вузов, которые получат максимальный объем финансирования в размере 160 млн рублей.

37 просмотров
Читать

Про­грам­му уни­вер­си­те­та на Сове­те про­грам­мы При­о­ри­тет пред­став­ля­ла коман­да от реги­о­на – рек­тор Алек­сандр Самар­дак, губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти Вале­рий Лима­рен­ко, про­рек­тор по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти Алек­сей Огнев, парт­не­ры – Ильин Павел, финан­со­вый дирек­тор ООО «Кон­ти­нент», Шей­кин Алек­сандр, дирек­тор по пер­со­на­лу ООО «Саха­лин­ская Энер­гия».

«Тре­тий год под­ряд СахГУ уве­рен­но вхо­дит в первую груп­пу «При­о­ри­те­та 2030» – это весо­мое при­зна­ние нашей рабо­ты на феде­раль­ном уровне. Мы не про­сто сохра­ня­ем лидер­ство сре­ди даль­не­во­сточ­ных вузов, а после­до­ва­тель­но нара­щи­ва­ем свой науч­но-тех­но­ло­ги­че­ский вклад в раз­ви­тие ост­ров­но­го реги­о­на», – ска­зал рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Уни­вер­си­тет пред­ста­вил три клю­че­вых стра­те­ги­че­ских про­ек­та, направ­лен­ных на раз­ви­тие эко­но­ми­ки Саха­лин­ской обла­сти и все­го Даль­не­во­сточ­но­го реги­о­на.

«Наши про­ек­ты пока­зы­ва­ют, как совре­мен­ная нау­ка может решать при­клад­ные зада­чи – от созда­ния высо­ко­тех­но­ло­гич­но­го про­из­вод­ства на осно­ве мор­ских био­ре­сур­сов до тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний для энер­ге­ти­ки буду­ще­го», – под­черк­нул про­рек­тор Алек­сей Огнев.

В рам­ках стра­те­ги­че­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го про­ек­та «Аква­био­тех­но­ло­гии» созда­ет­ся нау­ко­ем­кое про­из­вод­ство по раз­ве­де­нию тре­пан­га с исполь­зо­ва­ни­ем пере­до­вой тех­но­ло­гии BioFloc, отра­ба­ты­ва­ет­ся тех­но­ло­гия полу­че­ния цен­но­го кол­ла­ге­на из кожи рыб.

Про­ект «Тех­но­ло­гии для энер­ге­ти­ки» направ­лен на поиск реше­ний для неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра и водо­род­ной энер­ге­ти­ки с целью повы­ше­ния энер­го­эф­фек­тив­но­сти, сни­же­ния эко­ло­ги­че­ской нагруз­ки и созда­ния усло­вий для пере­хо­да к низ­ко­уг­ле­род­ной эко­но­ми­ке.

Тех­но­ло­ги­че­ский про­ект «Интел­лек­ту­аль­ные систе­мы управ­ле­ния» преду­смат­ри­ва­ет созда­ние бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных и мор­ских систем и ком­плек­сов для улуч­ше­ния логи­сти­че­ской свя­зан­но­сти ост­ро­вов и про­ве­де­ния науч­ных иссле­до­ва­ний мор­ских глу­бин.

Реа­ли­за­ция этих про­ек­тов поз­во­ли­ла уни­вер­си­те­ту создать совре­мен­ные лабо­ра­то­рии, заклю­чить парт­нер­ские согла­ше­ния с про­мыш­лен­ны­ми ком­па­ни­я­ми и уве­ли­чить чис­ло сту­ден­тов и моло­дых уче­ных, вовле­чен­ных в иссле­до­ва­ния.

Про­дол­же­ние уча­стия в про­грам­ме При­о­ри­тет-2030” помо­жет СахГУ уско­рить внед­ре­ние сво­их раз­ра­бо­ток и закре­пить за собой роль цен­тра зна­ний и инно­ва­ций для Саха­ли­на и Даль­не­го Восто­ка.

Ученый СахГУ представил региональную повестку развития энергетики на Профессорском форуме в Москве

19 ноября 2025 года в Москве, в стенах Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева, в рамках Восьмого профессорского форума «Наука и образование: стратегии развития» состоялась работа секции «Химические науки».

49 просмотров
Читать

С докла­дом о раз­ви­тии элек­тро­хи­ми­че­ской энер­ге­ти­ки в усло­ви­ях Саха­ли­на высту­пил веду­щий науч­ный сотруд­ник Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) Олег Шича­лин. В сво­ем выступ­ле­нии он акцен­ти­ро­вал вни­ма­ние на уни­каль­ных воз­мож­но­стях и вызо­вах, сто­я­щих перед Саха­лин­ской обла­стью, кото­рая не толь­ко явля­ет­ся важ­ным энер­ге­ти­че­ским хабом стра­ны, но и пилот­ным реги­о­ном по реа­ли­за­ции про­грамм угле­род­ной ней­траль­но­сти. Доклад­чик под­черк­нул, что раз­ви­тие элек­тро­хи­ми­че­ской энер­ге­ти­ки — это не про­сто обще­ми­ро­вой тренд, а стра­те­ги­че­ская необ­хо­ди­мость для ост­ров­но­го реги­о­на, обла­да­ю­ще­го зна­чи­тель­ным потен­ци­а­лом для внед­ре­ния водо­род­ных тех­но­ло­гий, созда­ния систем накоп­ле­ния энер­гии (СНЭ) и раз­ви­тия воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков энер­гии (ВИЭ).

Осо­бое вни­ма­ние в докла­де было уде­ле­но роли уни­вер­си­те­та как драй­ве­ра реги­о­наль­но­го раз­ви­тия. Олег Оле­го­вич рас­ска­зал о пер­вых прак­ти­че­ских шагах, пред­при­ни­ма­е­мых Саха­лин­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том в этом направ­ле­нии:

  • Раз­ра­бот­ке и запус­ке обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, ори­ен­ти­ро­ван­ных на под­го­тов­ку кад­ров для новой энер­ге­ти­ки.
  • Про­ве­де­нии при­клад­ных науч­ных иссле­до­ва­ний в обла­сти элек­тро­хи­мии и новых мате­ри­а­лов, адап­ти­ро­ван­ных к спе­ци­фи­че­ским кли­ма­ти­че­ским и логи­сти­че­ским усло­ви­ям Даль­не­го Восто­ка.
  • Созда­нии науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го кон­сор­ци­у­ма для коор­ди­на­ции уси­лий с про­мыш­лен­ны­ми парт­не­ра­ми и науч­ны­ми цен­тра­ми Рос­сии.

«Для Саха­ли­на пере­ход к элек­тро­хи­ми­че­ской энер­ге­ти­ке — это шанс не толь­ко дивер­си­фи­ци­ро­вать эко­но­ми­ку, но и закре­пить за собой ста­тус пере­до­во­го реги­о­на в обла­сти внед­ре­ния «зеле­ных» тех­но­ло­гий, — отме­тил в сво­ем выступ­ле­нии Олег Шича­лин. — Наш уни­вер­си­тет готов стать цен­тром ком­пе­тен­ций, обес­пе­чи­ва­ю­щим этот пере­ход как высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми кад­ра­ми, так и акту­аль­ны­ми науч­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми».

Выступ­ле­ние саха­лин­ско­го уче­но­го вызва­ло живой отклик у участ­ни­ков фору­ма, под­черк­нув важ­ность уче­та реги­о­наль­ной спе­ци­фи­ки при реа­ли­за­ции наци­о­наль­но­го про­ек­та «Новые мате­ри­а­лы и химия».

В СахГУ отпраздновали День студента и преподавателя Высшей школы

17 ноября в Сахалинском государственном университете царила особая атмосфера праздника.

73 просмотра
Читать

В этот день состо­я­лось мас­штаб­ное меро­при­я­тие, собрав­шее в зале пер­во­курс­ни­ков всех инсти­ту­тов и кол­ле­джей уни­вер­си­те­та. Яркие твор­че­ские номе­ра, под­го­тов­лен­ные сту­ден­та­ми, заря­ди­ли зал энер­ги­ей и про­де­мон­стри­ро­ва­ли мно­го­об­ра­зие и спло­чен­ность сту­ден­че­ско­го сооб­ще­ства СахГУ.

В рам­ках меро­при­я­тия, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го старт новой гла­вы в жиз­ни сту­ден­тов, в уни­вер­си­те­те состо­я­лось чество­ва­ние педа­го­гов, под­чер­ки­вая нераз­рыв­ную связь меж­ду настав­ни­ка­ми и новым поко­ле­ни­ем уча­щих­ся. В пред­две­рии Дня пре­по­да­ва­те­ля выс­шей шко­лы состо­я­лась тор­же­ствен­ная цере­мо­ния награж­де­ния педа­го­гов.

Награ­ды за мно­го­лет­ний доб­ро­со­вест­ный труд и зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие обра­зо­ва­ния вру­чил про­рек­тор по учеб­ной рабо­те и меж­ду­на­род­ной дея­тель­но­сти СахГУ Нико­лай Михай­ло­вич Хур­чак.

Почет­ной гра­мо­той Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти отме­че­ны:

· Дро­ки­на Ната­лья Нико­ла­ев­на, дирек­тор депар­та­мен­та обра­зо­ва­тель­ных про­грамм;
· Еги­за­рян Гали­на Нико­ла­ев­на, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры тео­рии и мето­ди­ки обу­че­ния и вос­пи­та­ния Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки;
· Коше­ле­ва Юлия Ана­то­льев­на, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры мате­ма­ти­ки Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти;
· Попо­ва Яна Пав­лов­на, доцент кафед­ры гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та;
· Седель­ни­ко­ва Мари­на Яса­у­ев­на, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния.

Бла­го­дар­но­стью Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти награж­де­ны:

· Гуля­е­ва Ека­те­ри­на Ана­то­льев­на, спе­ци­а­лист по учеб­но-мето­ди­че­ской рабо­те 1‑й кате­го­рии Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та;
· Зай­цев Нико­лай Нико­ла­е­вич, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки;
· Леген­ки­на Вален­ти­на Иго­рев­на, доцент кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния.

Так­же были вру­че­ны Почет­ные гра­мо­ты и Бла­го­дар­ствен­ные пись­ма рек­то­ра СахГУ, кото­рые полу­чи­ли более деся­ти пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­та.

Тор­же­ствен­ный момент награж­де­ния стал ярким сви­де­тель­ством ува­же­ния и бла­го­дар­но­сти тем, кто каж­дый день зажи­га­ет свет зна­ний, делит­ся опы­том и гото­вит буду­щих про­фес­си­о­на­лов для раз­ви­тия Саха­ли­на и стра­ны.

Поздрав­ля­ем всех награж­ден­ных и жела­ем даль­ней­ших успе­хов в педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти!

СахГУ представил планы своего развития на 2026 года по программе «Приоритет 2030»

Сахалинский государственный университет (СахГУ) представил результаты реализации программы развития в рамках дальневосточного трека «Приоритет 2030» и планы на 2026 год.

124 просмотра
Читать

Защи­та про­шла на засе­да­нии комис­сии под сов­мест­ным пред­се­да­тель­ством мини­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рия Фаль­ко­ва и мини­стра по раз­ви­тию Даль­не­го Восто­ка и Арк­ти­ки Алек­сея Чекун­ко­ва, где отчи­та­лись вузы ДФО.

Вуз в тре­тий раз про­де­мон­стри­ро­вал высо­кую дина­ми­ку транс­фор­ма­ции обра­зо­ва­тель­ной, науч­ной и инно­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти.

«Уже тре­тий год мы явля­ем­ся частью феде­раль­ной про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030» и ста­биль­но под­твер­жда­ем свою эффек­тив­ность, зани­мая место в пер­вой груп­пе участ­ни­ков с Даль­не­го Восто­ка. Это нагляд­но демон­стри­ру­ет наш высо­кий уро­вень науч­но-иссле­до­ва­тель­ской и инно­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти», — заявил рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак

Уча­стие в даль­не­во­сточ­ном тре­ке ста­ло для уни­вер­си­те­та мощ­ным драй­ве­ром роста. Стра­те­гия вуза, осно­ван­ная на коопе­ра­ции в обра­зо­ва­тель­ной и науч­ной сфе­рах, поз­во­ля­ет при­вле­кать новые ком­пе­тен­ции и раз­ра­ба­ты­вать тех­но­ло­гии для опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия реги­о­на.

На засе­да­нии были пред­став­ле­ны клю­че­вые про­ек­ты СахГУ, кото­рые уже пока­зы­ва­ют серьез­ные прак­ти­че­ские резуль­та­ты. Сре­ди них «Аква­био­тех­но­ло­гии: раз­ве­де­ние и выра­щи­ва­ние тре­пан­га по пере­до­вой тех­но­ло­гии BioFloc и полу­че­ние цен­но­го кол­ла­ге­на из кожи рыб», «Энер­ге­ти­ка буду­ще­го: раз­ра­бот­ки в обла­сти водо­род­ной энер­ге­ти­ки и шель­фо­вых про­ек­тов для устой­чи­во­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти и все­го Даль­не­го Восто­ка», «Мор­ские инно­ва­ции: созда­ние бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных и мор­ских систем для реше­ния задач логи­сти­ки меж­ду ост­ро­ва­ми и про­ве­де­ния ком­плекс­ных иссле­до­ва­ний оке­ан­ских глу­бин».

Вуз так­же отчи­тал­ся о достиг­ну­тых за про­шед­ший пери­од пока­за­те­лях и пред­ста­вил комис­сии пла­ны даль­ней­ше­го раз­ви­тия на 2026 год.

В СахГУ состоялось торжественное закрытие образовательной программы «Университетские смены»

В Сахалинском государственном университете прошла церемония закрытия туристско-образовательной программы «Университетские смены». Участниками смены стали 30 школьников 8-11 классов из города Шахтерска Донецкой Народной Республики.

59 просмотров
Читать

В тече­ние деся­ти дней школь­ни­ки не толь­ко погру­жа­лись в насы­щен­ную обра­зо­ва­тель­ную и куль­тур­ную про­грам­му, под­го­тов­лен­ную уни­вер­си­те­том, но и ста­ли с наши­ми сту­ден­та­ми одной боль­шой семьёй.

Про­грам­ма была раз­де­ле­на на три клю­че­вых бло­ка: обра­зо­ва­тель­ный, куль­тур­но-про­све­ти­тель­ский и блок «Уни­вер­си­тет­ская сре­да». Ребя­та изу­ча­ли исто­рию Саха­лин­ской обла­сти, зна­ко­ми­лись с мест­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, посе­ща­ли досто­при­ме­ча­тель­но­сти реги­о­на, а так­же узна­ва­ли о воз­мож­но­стях, кото­рые откры­ва­ет перед аби­ту­ри­ен­та­ми Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Для них были орга­ни­зо­ва­ны экс­кур­сии в лабо­ра­то­рии и науч­ные цен­тры вуза, вклю­чая Водо­род­ный поли­гон, а так­же мастер-клас­сы.

На цере­мо­нии закры­тия с при­вет­ствен­ным сло­вом высту­пил пер­вый заме­сти­тель мини­стра циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Ста­ни­слав Нико­ла­е­вич Алту­ков. Он отме­тил важ­ность укреп­ле­ния дру­же­ских свя­зей меж­ду реги­о­на­ми и выра­зил надеж­ду, что Саха­лин оста­нет­ся в серд­цах ребят как теп­лое и яркое место.

Педа­го­ги-сопро­вож­да­ю­щие из Шах­тер­ска выра­зи­ли глу­бо­кую бла­го­дар­ность руко­вод­ству и кол­лек­ти­ву уни­вер­си­те­та за высо­кий уро­вень орга­ни­за­ции меро­при­я­тий, теп­лый при­ем и вни­ма­ние, кото­рое было ока­за­но каж­до­му ребен­ку. Осо­бые сло­ва при­зна­тель­но­сти про­зву­ча­ли в адрес вожа­тых, кото­рые на про­тя­же­нии всей сме­ны были рядом с участ­ни­ка­ми.

«Мы хотим искренне побла­го­да­рить вас за орга­ни­за­цию, за про­ве­де­ние таких меро­при­я­тий, кото­рые оста­ви­ли след в душе наших ребят. Мы еха­ли не к кому-то в гости, а мы еха­ли сюда к нашим близ­ким, доро­гим дру­зьям. Огром­ное вам спа­си­бо», – поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­я­ми одна из сопро­вож­да­ю­щих.

В ответ­ном сло­ве вожа­тые и сту­ден­ты СахГУ поже­ла­ли школь­ни­кам успе­хов в уче­бе и выра­зи­ли надеж­ду на новую встре­чу уже в сте­нах уни­вер­си­те­та в каче­стве сту­ден­тов.

Сме­на завер­ши­лась сов­мест­ным испол­не­ни­ем пес­ни «Чело­век, влюб­лён­ный в Саха­лин», дис­ко­те­кой и общей фото­гра­фи­ей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей креп­кие дру­же­ские свя­зи, кото­рые за вре­мя сме­ны успе­ли сло­жить­ся меж­ду саха­лин­ца­ми и гостя­ми из Шах­тер­ска.

До новых встреч!

Эпоха преобразований: Александр Самардак завершает работу на посту ректора СахГУ, выведя университет в число лидеров Дальнего Востока

Александр Самардак принял решение покинуть пост ректора Сахалинского государственного университета в начале декабря 2025 года.

488 просмотров
Читать

На про­шед­шей встре­че с кол­лек­ти­вом он выра­зил искрен­нюю бла­го­дар­ность коман­де еди­но­мыш­лен­ни­ков, Пра­ви­тель­ству Саха­лин­ской обла­сти и Мини­стер­ству обра­зо­ва­ния реги­о­на за бес­пре­це­дент­ную под­держ­ку в пери­од исто­ри­че­ской транс­фор­ма­ции уни­вер­си­те­та.

За два с поло­ви­ной года под руко­вод­ством Алек­сандра Самар­да­ка СахГУ не про­сто укре­пил свои пози­ции, а совер­шил мощ­ный рывок, заявив о себе как о дина­мич­ном цен­тре обра­зо­ва­ния, нау­ки и инно­ва­ций. Нагляд­ным сви­де­тель­ством это­го про­ры­ва стал взлет в рей­тин­ге вузов Даль­не­го Восто­ка от RAEX: с 10-го места в 2021 году уни­вер­си­тет под­нял­ся на 7‑ю пози­цию в теку­щем году. Завер­ше­на раз­ра­бот­ка стра­те­гии раз­ви­тия уни­вер­си­те­та до 2035 года («Уни­вер­си­тет 4.0») с целью вой­ти в ТОП-50 луч­ших вузов Рос­сии и уве­ли­чить чис­ло сту­ден­тов-очни­ков до 10 тысяч. В 2025 году СахГУ полу­чил ста­тус образ­цо­во­го учре­жде­ния реги­о­наль­но­го уров­ня в сфе­ре повы­ше­ния эффек­тив­но­сти и внед­ре­ния береж­ли­вых тех­но­ло­гий.

Мас­штаб про­де­лан­ной рабо­ты впе­чат­ля­ет. За корот­кий срок уни­вер­си­тет бук­валь­но пре­об­ра­зил­ся, пре­вра­тив­шись в кипя­щую строй­пло­щад­ку ини­ци­а­тив. Тре­тий год уни­вер­си­тет явля­ет­ся участ­ни­ком феде­раль­но­го про­ек­та «При­о­ри­тет-2023», где зани­ма­ет место в пер­вой груп­пе. С нуля созда­на Пере­до­вая инже­нер­ная шко­ла «Инже­не­рия ост­ро­вов», открыт пер­вый в Рос­сии фили­ал Теат­раль­но­го инсти­ту­та им. Б. Щуки­на и запу­щен мас­штаб­ный про­ект по созда­нию ком­форт­ной город­ской сре­ды «Сту­ден­че­ский буль­вар».

Кам­пус уни­вер­си­те­та обно­вил­ся до неузна­ва­е­мо­сти. После ремон­та зазву­чал по-ново­му кон­церт­ный зал «Сим­фо­ния», капи­таль­но отре­мон­ти­ро­ва­ны два обще­жи­тия и фаса­ды и кров­ли несколь­ких учеб­ных кор­пу­сов, а так­же вве­ден в экс­плу­а­та­цию совре­мен­ный сту­ден­че­ский горо­док «Саха­лин­Тех».

Запу­щен целый спектр обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, ори­ен­ти­ро­ван­ных на буду­щее: от водо­род­ных тех­но­ло­гий сов­мест­но с МГТУ им. Бау­ма­на, аква­куль­ту­ры в инте­ре­сах рыб­ной отрас­ли и жур­на­ли­сти­ки с Выс­шей шко­лой эко­но­ми­ки до вос­тре­бо­ван­ных про­грамм СПО и ДПО. Создан уни­каль­ный учеб­но-про­из­вод­ствен­ный ком­плекс в Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже, не име­ю­щий ана­ло­гов в реги­оне. Для про­дви­же­ния уни­вер­си­те­та и под­го­тов­ки кон­ку­рен­то­спо­соб­ных спе­ци­а­ли­стов откры­ты про­фес­си­о­наль­ная медиасту­дия и сту­дия запи­си интер­ак­тив­ных лек­ций «Джа­лин­га».

Науч­ный потен­ци­ал уни­вер­си­те­та был уси­лен крат­но. Созда­ны и осна­ще­ны совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем моло­деж­ные лабо­ра­то­рии (радио­эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га и охра­ны арк­ти­че­ских эко­си­стем, фун­да­мен­таль­ной и при­клад­ной химии, элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков энер­гии, при­клад­ной эко­ло­гии), а так­же Водо­род­ный поли­гон. В инте­ре­сах инду­стри­аль­ных парт­не­ров полу­чи­ла аккре­ди­та­цию Элек­тро­тех­ни­че­ская лабо­ра­то­рия. Под эги­дой создан­но­го Меж­ду­на­род­но­го цен­тра арк­ти­че­ских и даль­не­во­сточ­ных морей им. адми­ра­ла Мака­ро­ва в 2024 году успеш­но про­ве­де­на мас­штаб­ная науч­ная экс­пе­ди­ция с уча­сти­ем 14 сотруд­ни­ков СахГУ. В 2024 году на базе вуза открыт Саха­лин­ский кли­ма­ти­че­ский центр, а в 2025 году бла­го­да­ря вкла­ду уни­вер­си­те­та Саха­лин­ская область досроч­но достиг­ла угле­род­ной ней­траль­но­сти, и ста­ла пер­вым в Рос­сии реги­о­ном, где объ­ем погло­ще­ния пар­ни­ко­вых газов пре­вы­ша­ет их выбро­сы. Резуль­та­том рабо­ты ста­ла каче­ствен­ная транс­фор­ма­ция науч­ной дея­тель­но­сти: коли­че­ство пуб­ли­ка­ций уче­ных СахГУ в меж­ду­на­род­ных базах науч­но­го цити­ро­ва­ния Scopus и Web of Science вырос­ло более чем в два раза – с 23 в 2022 году до 51 в 2025.

Уни­вер­си­тет стал надеж­ным парт­не­ром для лиде­ров рос­сий­ской эко­но­ми­ки и нау­ки. Откры­ты Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та со «Сбе­ром» и Иссле­до­ва­тель­ский центр с «Газ­пром­бан­ком». Под­го­тов­ле­на к запус­ку маги­стер­ская про­грам­ма по про­ек­ти­ро­ва­нию мор­ских сква­жин сов­мест­но с ТПУ для «Саха­лин­ской Энер­гии». Выс­шей оцен­кой эффек­тив­но­сти сотруд­ни­че­ства ста­ло реше­ние ПАО «Газ­пром» о при­сво­е­нии СахГУ ста­ту­са опор­но­го вуза ком­па­нии. На меж­ду­на­род­ной арене уни­вер­си­тет уве­рен­но заяв­ля­ет о себе через такие про­ек­ты, как сим­по­зи­ум EASTMAG-2025 и науч­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей».

Систем­ная рабо­та с талан­та­ми дала ося­за­е­мые резуль­та­ты. Коли­че­ство подан­ных заяв­ле­ний на поступ­ле­ние в СахГУ вырос­ло в 2 раза, что при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию кон­тин­ген­та сту­ден­тов «выш­ки» очной фор­мы обу­че­ния – с 1400 до 2025 чело­век за два года, тем самым оста­но­вив мно­го­лет­ний недо­бор сту­ден­тов. При этом за послед­ние два года зна­чи­тель­но вырос инте­рес со сто­ро­ны аби­ту­ри­ен­тов с мате­ри­ка. В 2025 году почти 20% мест в бака­лаври­а­те заня­ли ребя­та из-за пре­де­лов Саха­лин­ской обла­сти. Реа­ли­зу­ют­ся мас­штаб­ные про­ек­ты для школь­ни­ков, вклю­чая «Карьер­ный план», «500 школь­ни­ков» и «СахалинТех.Алаид», охва­ты­ва­ю­щие весь реги­он, вклю­чая Куриль­ские ост­ро­ва (через сме­ны уже про­шли почти 5000 школь­ни­ков обла­сти). Олим­пи­а­да «Саха­лин­тех» и кон­курс «Ост­ров­ной рубеж», полу­чив­ший офи­ци­аль­ный ста­тус от Мин­про­све­ще­ния, ста­ли визит­ной кар­точ­кой уни­вер­си­те­та для аби­ту­ри­ен­тов. Для сту­ден­тов была запу­ще­на про­грам­ма тре­вел-гран­тов, поз­во­лив­шая боль­шо­му чис­лу ребят посмот­реть Рос­сию и при­нять уча­стие в клю­че­вых науч­ных, обра­зо­ва­тель­ных, твор­че­ских и спор­тив­ных меро­при­я­ти­ях.

«Для меня эти два с поло­ви­ной года ста­ли вре­ме­нем колос­саль­ной ответ­ствен­но­сти и сози­да­ния. Вме­сте с реги­о­ном мы не про­сто стро­и­ли новые кор­пу­са и откры­ва­ли лабо­ра­то­рии – мы созда­ва­ли с нуля новую обра­зо­ва­тель­ную и науч­но-тех­но­ло­ги­че­скую эко­си­сте­му, ори­ен­ти­ро­ван­ную на буду­щее Саха­ли­на и Даль­не­го Восто­ка. Я бла­го­да­рен каж­до­му сотруд­ни­ку, сту­ден­ту и парт­не­ру, кто был частью этой боль­шой и спло­чен­ной коман­ды», – под­черк­нул Алек­сандр Самар­дак, доба­вив, что пла­ни­ру­ет вер­нуть­ся к науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­те и вос­пи­та­нию ново­го поко­ле­ния уче­ных.

Назна­че­ние испол­ня­ю­ще­го обя­зан­но­сти рек­то­ра СахГУ ожи­да­ет­ся в декаб­ре.

Подведены итоги IV Международной школы «Диалог с Азией»

В Сахалинском государственном университете успешно завершилась IV Международная школа «Диалог с Азией». В этом году уникальный проект, реализуемый в рамках программы «Приоритет 2030», был впервые полностью посвящен цифровому востоковедению – передовому направлению, объединяющему гуманитарные науки и IT-технологии.

65 просмотров
Читать

Уни­каль­ность шко­лы заклю­ча­лась в ее прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ном под­хо­де. Сту­ден­ты-восто­ко­ве­ды СахГУ и сту­ден­ты-мен­то­ры из НИУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки» (Москва) объ­еди­ни­лись в рабо­чие груп­пы для ана­ли­за боль­ших дан­ных на корей­ском, япон­ском и китай­ском язы­ках. Иссле­до­ва­ния были сфо­ку­си­ро­ва­ны на пяти акту­аль­ных темах, сфор­ми­ро­ван­ных сов­мест­но с экс­пер­та­ми-парт­не­ра­ми и отра­жа­ю­щих клю­че­вые век­то­ры раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти: водо­род­ная энер­ге­ти­ка, туризм, связь и логи­сти­ка, спорт и диас­по­ра.

Под руко­вод­ством настав­ни­ков участ­ни­ки погру­зи­лись в мир ком­пью­тер­но­го ана­ли­за дан­ных, осва­и­вая Python для визу­а­ли­за­ции ста­ти­сти­ки, рабо­ты с дата­се­та­ми и созда­ния инфо­гра­фи­ки.

«На диа­ло­ге мы при помо­щи ком­пью­тер­но­го кода обра­ба­ты­ва­ли мас­си­вы дан­ных по 5 тема­ти­че­ским направ­ле­ни­ям: энер­ге­ти­ка, связь, спорт, диас­по­ра и туризм. Я участ­во­вал в направ­ле­нии энер­ге­ти­ка, и наша коман­да обра­ба­ты­ва­ла дан­ные по воз­об­нов­ля­е­мым источ­ни­кам энер­гии Рес­пуб­ли­ки Корея. Опи­ра­ясь на дан­ные, дела­ли пред­ло­же­ния о наи­бо­лее при­о­ри­тет­ном для Рес­пуб­ли­ки Кореи направ­ле­нии», – поде­лил­ся сту­дент СахГУ Андрей Джем.

На ито­го­вой пре­зен­та­ции коман­ды пред­ста­ви­ли экс­пер­там свои наход­ки и выво­ды. Рабо­ты участ­ни­ков полу­чи­ли высо­кую оцен­ку, а у экс­пер­тов появи­лись новые идеи для более глу­бо­ких и узких иссле­до­ва­ний в буду­щем.

«Я участ­во­ва­ла в каче­стве мен­то­ра сов­мест­но с Кари­ной Беля­е­вой. Мы участ­во­ва­ли со сту­ден­та­ми китай­ско­го направ­ле­ния по темам «спорт» и «энер­ге­ти­ка». В рам­ках «энер­ге­ти­ки» раз­би­ра­лись с боль­шим мас­си­вом дан­ных, учи­лись рабо­тать с дата­се­та­ми, визу­а­ли­зи­ро­вать все через Python. В рам­ках «спор­та» созда­ва­ли обла­ко слов, смот­ре­ли, насколь­ко тема адап­тив­но­го спор­та для детей с осо­бен­но­стя­ми рас­кры­та в китай­ских СМИ, и какой ассо­ци­а­тив­ный ряд он вызы­ва­ет у китай­цев, – рас­ска­за­ла Мила­на Гас­ка­ро­ва, сту­дент­ка 5 кур­са факуль­те­та миро­вой эко­но­ми­ки и миро­вой поли­ти­ки НИУ ВШЭ, – ребя­та про­де­ла­ли огром­ную рабо­ту, и мы все безум­но ими гор­дим­ся. Саха­лин тоже безум­но понра­вил­ся, уди­ви­тель­ная при­ро­да, очень при­вет­ли­вые люди. В общем, мы очень доволь­ны дан­ным опы­том».

Пер­вый опыт сов­мест­ной про­ект­ной рабо­ты ока­зал­ся чрез­вы­чай­но успеш­ным. Сту­ден­ты СахГУ не толь­ко спра­ви­лись со слож­ны­ми зада­ча­ми, но и про­яви­ли огром­ный инте­рес к циф­ро­вым мето­дам иссле­до­ва­ния, выра­зив жела­ние про­дол­жать обу­че­ние в этом направ­ле­нии.

Полу­чен­ные в ходе шко­лы резуль­та­ты лягут в осно­ву буду­щих науч­ных докла­дов на пред­сто­я­щей сес­сии в СахГУ, а так­же кур­со­вых и диплом­ных работ. Луч­шие иссле­до­ва­ния будут пред­став­ле­ны на весен­ней кон­фе­рен­ции в НИУ ВШЭ, а в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те пла­ни­ру­ет­ся орга­ни­зо­вать спе­ци­аль­ную сек­цию в рам­ках Весен­них науч­ных чте­ний, посвя­щен­ную циф­ро­во­му восто­ко­ве­де­нию.

В СахГУ прошла международная конференция «Сахалинская область и корейский полуостров: инициативы, проекты, результаты»

В Сахалинском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Сахалинская область и корейский полуостров: инициативы, проекты, результаты».

61 просмотр
Читать

Меро­при­я­тие собра­ло веду­щих экс­пер­тов, пред­ста­ви­те­лей орга­нов вла­сти, биз­не­са и науч­но­го сооб­ще­ства.

Основ­ные зада­чи кон­фе­рен­ции – про­ана­ли­зи­ро­вать теку­щую ситу­а­цию в отно­ше­ни­ях меж­ду Рос­сий­ской Феде­ра­ци­ей и госу­дар­ства­ми Корей­ско­го полу­ост­ро­ва, оце­нить достиг­ну­тые резуль­та­ты и опре­де­лить пер­спек­ти­вы даль­ней­ше­го сотруд­ни­че­ства.

Рабо­та кон­фе­рен­ции струк­ту­ри­ро­ва­на вокруг двух клю­че­вых сек­ций, охва­ты­ва­ю­щих как стра­те­ги­че­ские, так и гума­ни­тар­ные аспек­ты парт­нер­ства:

Сек­ция 1 – «Инве­сти­ци­он­ная при­вле­ка­тель­ность реги­о­на: гори­зон­ты сотруд­ни­че­ства» посвя­ще­на эко­но­ми­че­ским и поли­ти­че­ским аспек­там вза­и­мо­дей­ствия;
Сек­ция 2 – «Соци­о­куль­тур­ный капи­тал реги­о­на: насле­дие как ресурс раз­ви­тия» охва­ты­ва­ет вопро­сы исто­рии, куль­ту­ры, обра­зо­ва­ния и роль корей­ской диас­по­ры.

На цере­мо­нии откры­тия про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев под­черк­нул зна­ко­вость собы­тия и цен­ность дру­же­ствен­ных парт­нер­ских отно­ше­ний меж­ду уни­вер­си­те­том и корей­ским сооб­ще­ством Саха­ли­на:

«Для нас это зна­ко­вое собы­тие про­ве­де­ния меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. И мы осо­бо ценим те дру­же­ствен­ные парт­нер­ские отно­ше­ния, кото­рые сло­жи­лись здесь, на Саха­лине. Я бы хотел поже­лать вам успеш­ной рабо­ты, и что­бы резуль­та­ты были при­ме­не­ны в учеб­ном про­цес­се для под­го­тов­ки наших сту­ден­тов-линг­ви­стов.»

Осо­бое зна­че­ние име­ет пря­мая связь меж­ду кон­фе­рен­ци­ей и парал­лель­но про­хо­дя­щей Меж­ду­на­род­ной шко­лой «Диа­лог с Ази­ей». Все пять тема­ти­че­ских тре­ков шко­лы – «Энер­ге­ти­ка», «Логи­сти­ка», «Спорт», «Туризм» и «Диас­по­ра» – напря­мую свя­за­ны с повест­кой кон­фе­рен­ции. Сту­ден­ты-восто­ко­ве­ды, рабо­та­ю­щие с боль­ши­ми дан­ны­ми и инстру­мен­та­ми искус­ствен­но­го интел­лек­та, полу­чи­ли воз­мож­ность обо­га­тить свои иссле­до­ва­ния экс­перт­ной инфор­ма­ци­ей из пер­вых рук, созда­вая ком­плекс­ный ана­ли­ти­че­ский про­дукт.

Ито­гом кон­фе­рен­ции ста­ли кон­крет­ные пред­ло­же­ния и ана­ли­ти­че­ские мате­ри­а­лы, кото­рые лягут в осно­ву для даль­ней­ше­го раз­ви­тия мно­го­сто­рон­не­го диа­ло­га меж­ду Саха­лин­ской обла­стью и госу­дар­ства­ми Корей­ско­го полу­ост­ро­ва.

Для справ­ки:

Меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» про­во­дит­ся в СахГУ в рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030». В этом году шко­ла посвя­ще­на циф­ро­во­му восто­ко­ве­де­нию. Сту­ден­ты ана­ли­зи­ру­ют боль­шие мас­си­вы откры­тых дан­ных на корей­ском, япон­ском и китай­ском язы­ках по пяти тема­ти­че­ским направ­ле­ни­ям.

Физика, химия и нефть: как прошли научные дни «Университетских смен» в СахГУ

Участники образовательно-туристской программы «Университетские смены» из города Шахтерска (ДНР) погрузились в мир практической науки на площадках Сахалинского государственного университета.

84 просмотра
Читать

13 и 14 нояб­ря для школь­ни­ков про­шла серия мастер-клас­сов, где тео­рия ожи­ва­ла в зре­лищ­ных экс­пе­ри­мен­тах и совре­мен­ных тре­на­же­рах.

13 нояб­ря у ребят состо­я­лось пол­ное погру­же­ние в есте­ствен­ные нау­ки в Инсти­ту­те есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти (ИЕНиТБ).

В лабо­ра­то­рии «Нобе­лев­ские экс­пе­ри­мен­ты» доцен­ты Игорь Минер­вин и Мари­на Смир­но­ва про­ве­ли мастер-класс, кото­рый стал насто­я­щим шоу. Мари­на Алек­сан­дров­на пока­за­ла, как лимо­ны и кар­тош­ка могут стать источ­ни­ком энер­гии, зажи­гая лам­поч­ки и циф­ро­вые часы. Игорь Геор­ги­е­вич про­де­мон­стри­ро­вал чудо элек­тро­маг­нит­ной индук­ции: леви­ти­ру­ю­щую и све­тя­щу­ю­ся без про­во­дов лам­поч­ку, объ­яс­нив, что этот же прин­цип исполь­зу­ет­ся в маг­нит­ных тор­мо­зах совре­мен­ных поез­дов.

«Инте­рес­но, что Нико­ла Тес­ла демон­стри­ро­вал свои опы­ты еще в XIX веке, – рас­ска­зал школь­ни­кам Игорь Минер­вин, – но до сих пор прин­ци­пы рабо­ты его устройств исполь­зу­ют­ся в совре­мен­ных бес­про­вод­ных тех­но­ло­ги­ях».

Куль­ми­на­ци­ей ста­ли экс­пе­ри­мен­ты с катуш­кой Тес­лы, когда в пол­ной тем­но­те плаз­мен­ные раз­ря­ды зажи­га­лись пря­мо в руках у изум­лен­ных участ­ни­ков.

Парал­лель­но в хими­че­ской лабо­ра­то­рии под руко­вод­ством Анны Мац­ке­ви­ча и Але­ны Попо­вой школь­ни­ки ста­ви­ли соб­ствен­ные хими­че­ские опы­ты, а в био­ло­ги­че­ской лабо­ра­то­рии Ири­на Кар­пен­ко откры­ла для них уди­ви­тель­ный мик­ро­мир живых орга­низ­мов.

14 нояб­ря эста­фе­ту при­нял Тех­ни­че­ский неф­те­га­зо­вый инсти­тут (ТНГИ), где нау­ка встре­ти­лась с высо­ки­ми тех­но­ло­ги­я­ми реаль­но­го про­из­вод­ства.

Дирек­тор инсти­ту­та, Кон­стан­тин Стро­кин, лич­но пред­ста­вил гостям совре­мен­ную стро­и­тель­ную лабо­ра­то­рию, где буду­щие инже­не­ры учат­ся на самом пере­до­вом обо­ру­до­ва­нии.

Ярким собы­ти­ем дня стал мастер-класс по экс­плу­а­та­ции авто­мо­биль­но­го транс­пор­та. Под руко­вод­ством Дени­са Нови­ко­ва каж­дый участ­ник смог почув­ство­вать себя за рулем боль­ше­гру­за в пол­но­цен­ной кабине-симу­ля­то­ре КАМА­За, отра­ба­ты­вая навы­ки вожде­ния в реа­ли­стич­ных усло­ви­ях.

На мастер-клас­се Яны Пав­лов­ны Попо­вой «Нефть и её свой­ства» ребя­та в пря­мом смыс­ле при­кос­ну­лись к «чер­но­му золо­ту», изу­чая его физи­че­ские и хими­че­ские харак­те­ри­сти­ки. А Олег Зари­пов позна­ко­мил их с уди­ви­тель­ным миром гор­ных пород и мине­ра­лов, рас­ска­зав, как по ним читать исто­рию нашей пла­не­ты.

«Эти два дня нагляд­но пока­за­ли нашим гостям из Дон­бас­са, что Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет – это не про­сто учеб­ное заве­де­ние, а насто­я­щий науч­ный хаб, где идеи пре­вра­ща­ют­ся в тех­но­ло­гии, а сту­ден­ты полу­ча­ют уни­каль­ные прак­ти­че­ские навы­ки, – отме­ти­ли орга­ни­за­то­ры сме­ны. – Мы наде­ем­ся, что для кого-то из этих ребят этот визит ста­нет реша­ю­щим при выбо­ре буду­щей про­фес­сии и Alma Mater».

Про­грам­ма «Уни­вер­си­тет­ские сме­ны» про­дол­жа­ет­ся, и впе­ре­ди у школь­ни­ков из Шах­тер­ска еще мно­го инте­рес­ных откры­тий на саха­лин­ской зем­ле.