Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+»

Фестиваль науки «NAUKA 0+» пройдет в СахГУ с 4 по 16 декабря.

230 просмотров
Читать

Глав­ная цель фести­ва­ля — попу­ля­ри­за­ция нау­ки сре­ди ауди­то­рии всех воз­рас­тов.

Интер­ак­тив­ные выстав­ки, науч­ные шоу, лек­ции име­ни­тых уче­ных, увле­ка­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты, экс­кур­сии, науч­ные вик­то­ри­ны – всё это и мно­гое дру­гое вы смо­же­те уви­деть в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те!

Фести­валь поз­во­лит при­влечь вни­ма­ние его участ­ни­ков к послед­ним науч­ным дости­же­ни­ям, объ­яс­нить слож­ные науч­ные кон­цеп­ции про­стым и доступ­ным язы­ком, а так­же вдох­но­вить моло­дое поко­ле­ние на карье­ру в науч­ной сфе­ре.

Кро­ме того, фести­валь нау­ки предо­став­ля­ет уче­ным и сту­ден­там плат­фор­му для обме­на опы­том, зна­ни­я­ми и новы­ми иде­я­ми. Они спо­соб­ству­ют раз­ви­тию меж­дис­ци­пли­нар­но­го сотруд­ни­че­ства и созда­нию свя­зей меж­ду раз­лич­ны­ми науч­ны­ми сооб­ще­ства­ми.

К уча­стию в меро­при­я­ти­ях фести­ва­ля при­гла­ша­ют­ся уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, сту­ден­ты учре­жде­ний сред­не­го­про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, роди­те­ли, учи­те­ля и педа­го­ги. 

Фести­валь вклю­ча­ет в себя 64 меро­при­я­тия (науч­ные лек­ции, интел­лек­ту­аль­ные игры, мастер-клас­сы, круг­лые сто­лы) и прой­дет на раз­ных пло­щад­ках уни­вер­си­те­та и парт­не­ров наше­го вуза. 

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ской госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

Для уча­стия в меро­при­я­ти­ях необ­хо­ди­мо до 1 декаб­ря 2023 г. прой­ти реги­стра­цию по сле­ду­ю­ще­му адре­су: http://fest.deepmind.studio/ или с исполь­зо­ва­ни­ем QR-кода.

Экологическое благополучие

Ученые СахГУ запустили проект по разработке климатических и энергетических технологий для устойчивого развития региона.

187 просмотров
Читать

В рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток» стар­то­вал про­ект по раз­ра­бот­ке кли­ма­ти­че­ских и энер­ге­ти­че­ских тех­но­ло­гий для устой­чи­во­го раз­ви­тия реги­о­на: «Раз­ви­тие новых под­хо­дов и тех­но­ло­гий созда­ния мето­дов и мате­ри­а­лов для реше­ния вопро­сов эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки».

Цели про­ек­та – оцен­ка эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки в Саха­лин­ской обла­сти, выяв­ле­ние основ­ных загряз­ня­ю­щих ком­по­нен­тов из чис­ла тяжё­лых метал­лов и неф­те­про­дук­тов, а так­же их потен­ци­аль­ных источ­ни­ков.

Допол­ни­тель­ной зада­чей в рам­ках постав­лен­ной цели, будет раз­ра­бот­ка высо­ко­эф­фек­тив­ных сорб­ци­он­ных мате­ри­а­лов, кото­рые поз­во­лят извле­кать и кон­цен­три­ро­вать загряз­ни­те­ли раз­лич­но­го типа из жид­ких при­род­ных и антро­по­ген­ных сред.

Бла­го­да­ря про­грам­ме раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030», Саха­лин­ская область при­ни­ма­ет веду­щих уче­ных и иссле­до­ва­те­лей с мате­ри­ка для пере­да­чи опы­та, обу­че­ния и реа­ли­за­ции про­ек­тов пере­до­вых направ­ле­ний. Дан­ный про­ект не стал исклю­че­ни­ем – на Саха­лин при­е­ха­ла коман­да учё­ных ДВФУ под руко­вод­ством Эду­ар­да Тока­ря, уже име­ю­ще­го опыт реа­ли­за­ции похо­жих про­ек­тов как на внут­ри­рос­сий­ском, так и на меж­ду­на­род­ном уровне.

– Про­ект ори­ен­ти­ро­ван на реше­ние важ­ных науч­ных и тех­но­ло­ги­че­ских про­блем на пути созда­ния бла­го­по­луч­ной эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки в Саха­лин­ской обла­сти. Мест­ная аква­то­рия при­вле­ка­тель­на для иссле­до­ва­ний, учи­ты­вая, что в науч­но-тех­ни­че­ских целях подоб­ные рабо­ты не про­во­ди­лись на ост­ро­ве до сих пор. На мой взгляд, иссле­до­ва­ние орга­ни­че­ских и неор­га­ни­че­ских загряз­ни­те­лей полез­но как для про­ве­де­ния мони­то­рин­га, так и для лик­ви­да­ции послед­ствий загряз­не­ния окру­жа­ю­щей сре­ды, – поде­лил­ся сво­им виде­ни­ем Эду­ард Токарь.

Ранее изу­че­нию эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки и при­бреж­но­го состо­я­ния аква­то­рии Саха­лин­ской обла­сти уде­ля­лось мало вни­ма­ния. С реа­ли­за­ци­ей дан­но­го про­ек­та в корот­кие сро­ки удаст­ся выявить основ­ные пути и мето­ды поступ­ле­ния загряз­ни­те­лей в окру­жа­ю­щую сре­ду, постро­ить эко­ло­ги­че­скую кар­ту и отме­тить наи­бо­лее загряз­нён­ные реги­о­ны. Все это поз­во­лит раз­ра­бо­тать реко­мен­да­ции по модер­ни­за­ции про­мыш­лен­но­го и раз­ви­тия аграр­но­го сек­то­ров про­из­вод­ства. Про­ект так­же игра­ет стра­те­ги­че­скую роль из-за бли­зо­сти Саха­ли­на к Япо­нии в свя­зи с собы­ти­я­ми на АЭС Фукусима‑1 и сбро­сом радио­ак­тив­ной воды в мор­ские аква­то­рии Тихо­го оке­а­на.

– Ана­лиз содер­жа­ния при­род­ных и антро­по­ген­ных ради­о­нук­ли­дов в объ­ек­тах окру­жа­ю­щей сре­ды поз­во­лит уста­но­вить зна­че­ния при­род­но­го ради­а­ци­он­но­го фона тер­ри­то­рии. Мы смо­жем оце­нить вли­я­ние ресур­со­до­бы­ва­ю­ще­го сек­то­ра про­мыш­лен­но­сти, послед­ствия ава­рии на АЭС Фукусима‑1 и ее лик­ви­да­ции, а так­же спла­ни­ро­вать даль­ней­шее раз­ви­тие собы­тий на десят­ки лет впе­ред, учи­ты­вая осо­бен­но­сти мигра­ции ради­о­нук­ли­дов и их накоп­ле­ние в объ­ек­тах окру­жа­ю­щей сре­ды, – под­черк­нул Эду­ард Токарь.

Сахалинские школьники продолжают «грызть гранит науки» с помощью проекта СахГУ

В этот раз провести интенсивы по физике и математике приехали специалисты из Томского государственного университета.

173 просмотра
Читать

На Саха­лине про­дол­жа­ет рабо­ту про­ект «500 школь­ни­ков», кото­рый стар­то­вал с 1 октяб­ря по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко и функ­ци­о­ни­ру­ет в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток». Целью про­ек­та явля­ет­ся под­го­тов­ка стар­ше­класс­ни­ков для поступ­ле­ния в вуз и при­вле­че­ние моло­до­го поко­ле­ния к науч­ной дея­тель­но­сти. 21 нояб­ря интен­си­вы для юных южно­са­ха­лин­цев про­ве­ли спе­ци­аль­но при­гла­шен­ные спе­ци­а­ли­сты из Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Напом­ним, кура­то­ра­ми про­ек­та «500 школь­ни­ков» высту­па­ют реги­о­наль­ное мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Сего­дня в про­ек­те уже участ­ву­ют 22 шко­лы Южно-Саха­лин­ска, а это более 600 стар­ше­класс­ни­ков. В рам­ках обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та школь­ни­ки 10–11 клас­сов углуб­лен­но изу­ча­ют мате­ма­ти­ку, физи­ку, химию, био­ло­гию и инфор­ма­ти­ку. Ранее редак­ция ИА SakhalinMedia уже рас­ска­зы­ва­ла про урок по химии, а недав­но для ребят про­ве­ли интен­си­вы по мате­ма­ти­ке и физи­ке пре­по­да­ва­те­ли Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Алек­сандра Жуков­ская — пре­по­да­ва­тель мате­ма­ти­ки из Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

— Нас при­гла­си­ли при­е­хать на Саха­лин и при­нять уча­стие в про­ек­те «500 школь­ни­ков». Мы впер­вые посе­ти­ли реги­он и еще осо­бо не успе­ли позна­ко­мить­ся с Южно-Саха­лин­ском, но можем отме­тить уро­вень орга­ни­за­ции заня­тий со сто­ро­ны СахГУ, — рас­ска­за­ла пре­по­да­ва­тель мате­ма­ти­ки из Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сандра Жуков­ская.

В рам­ках визи­та на ост­ров спе­ци­а­ли­сты из Том­ска про­ве­дут 3 интен­си­ва для школь­ни­ков, кото­рые будут сда­вать ЕГЭ, еще 2 заня­тия прой­дут для участ­ни­ков олим­пи­ад реги­о­наль­но­го и все­рос­сий­ско­го уров­ня, а так­же 2 семи­на­ра для учи­те­лей по под­го­тов­ке детей к уча­стию в реги­о­наль­ном эта­пе все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков по мате­ма­ти­ке и физи­ке.

— Для саха­лин­ских ребят я под­го­то­вил зада­чи, где на стан­дарт­ные мето­ды нуж­но взгля­нуть под дру­гим углом. Изме­не­ние взгля­да дает более глу­бо­кое пони­ма­ние и с этим бага­жом будут уже про­ще решать­ся стан­дарт­ные зада­чи. Про­ект «500 школь­ни­ков», на мой взгляд, это, без­услов­но, полез­ная исто­рия и хочет­ся, что­бы в буду­щем она полу­чи­ла рас­ши­ре­ние, в первую оче­редь по вре­ме­ни про­ве­де­ния заня­тий и само­му фор­ма­ту. Что­бы ребя­та при­хо­ди­ли не на один интен­сив, а с ними про­во­ди­лось несколь­ко подоб­ных встреч. Это поз­во­лит про­ве­сти более ком­плекс­ную и глу­бо­кую про­ра­бот­ку момен­тов, кото­рые вызы­ва­ют вопро­сы у школь­ни­ков, и луч­ше под­го­то­вить их к пред­сто­я­щим экза­ме­нам, — поде­лил­ся аспи­рант физи­че­ско­го факуль­те­та Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, млад­ший науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии тео­ре­ти­че­ской-мате­ма­ти­че­ской физи­ки Том­ско­го мат­цен­тра Петр Коро­лев.

Отме­тим, что про­ект реа­ли­зу­ет­ся на базе СахГУ с при­вле­че­ни­ем пре­по­да­ва­те­лей про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва уни­вер­си­те­та. Вме­сте с учеб­ны­ми заня­ти­я­ми и пред­мет­ны­ми интен­си­ва­ми для школь­ни­ков про­во­дят и пуб­лич­ные науч­но-попу­ляр­ные лек­ции про нау­ку. Недав­но, к при­ме­ру, стар­ше­класс­ни­кам рас­ска­за­ли о зарож­де­нии тех­но­ло­гий и о про­бле­мах выми­ра­ния био­ло­ги­че­ских видов в про­шлом и насто­я­щем в резуль­та­те дея­тель­но­сти чело­ве­ка. В рам­ках про­ек­та так­же пла­ни­ру­ет­ся регу­ляр­но орга­ни­зо­вы­вать про­ве­де­ние обра­зо­ва­тель­ных интен­си­вов, при­гла­шая спе­ци­а­ли­стов из дру­гих уни­вер­си­те­тов Рос­сии.

«500 школь­ни­ков» явля­ет­ся частью боль­шой рабо­ты по рефор­ми­ро­ва­нию систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния на Саха­лине. В его рам­ках все заня­тия для уче­ни­ков бес­плат­ные. В кон­це учеб­но­го года стар­ше­класс­ни­ки сда­дут мини-экза­мен, а спе­ци­а­ли­сты мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти про­ве­дут ана­лиз их пер­со­наль­ных резуль­та­тов на ЕГЭ.

На Сахалине появится свой «Сириус»

Проректор СахГУ Алексей Огнев возглавил экспертный совет регионального образовательного центра для поддержки одарённых детей.

297 просмотров
Читать

Про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев воз­гла­вил экс­перт­ный совет реги­о­наль­но­го обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра для под­держ­ки ода­рён­ных детей.

– Этот реги­о­наль­ный центр дол­жен стать ана­ло­гом обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра «Сири­ус» в Сочи, – пояс­нил про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев. – Он будет спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся на под­го­тов­ке школь­ни­ков по трём направ­ле­ни­ям: это науч­ный трек, обра­зо­ва­ние и спорт. Про­ект реа­ли­зу­ют сов­мест­но пра­ви­тель­ство обла­сти, Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет и феде­раль­ный фонд «Талант и успех».

Обу­че­ние детей будет про­хо­дить в фор­ма­те школь­но­го лаге­ря с про­дол­жи­тель­но­стью сме­ны в 21 день на базе учеб­но-тре­ни­ро­воч­но­го ком­плек­са «Восток». Туда будут отби­рать­ся твор­че­ские, спор­тив­ные и про­явив­шие себя ребя­та Саха­лин­ской обла­сти, кото­рые по опре­де­лён­ным тре­кам будут раз­ви­вать свои ком­пе­тен­ции в этом в цен­тре.

Алек­сей Огнев

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет отве­ча­ет за трек «Нау­ка», в рам­ках кото­ро­го дети будут обра­зо­вы­вать коман­ды и решать реаль­ные про­из­вод­ствен­ные зада­чи, постав­лен­ные инду­стри­аль­ны­ми парт­нё­ра­ми. В част­но­сти, тема­ти­ки про­ек­тов соот­вет­ству­ют направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти, кото­рые будут реа­ли­зо­ва­ны в кам­пу­се миро­во­го уров­ня «Саха­линTech» – это искус­ствен­ный интел­лект, бес­пи­лот­ные систе­мы и робо­то­тех­ни­че­ские ком­плек­сы, энер­ге­ти­ка и аква­био­тех­но­ло­гии.

Отбор уче­ни­ков будет идти через област­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы и через оцен­ку порт­фо­лио. В част­но­сти, будет при­ни­мать­ся во вни­ма­ние уча­стие школь­ни­ков во все­рос­сий­ских олим­пи­а­дах, спор­тив­ных сорев­но­ва­ни­ях, в кон­кур­сах, направ­лен­ных на раз­ви­тие тех­ни­че­ско­го инже­нер­но­го твор­че­ства.

Про­ект дол­жен стар­то­вать с 1 сен­тяб­ря 2024 года, а уже к 2026 году пла­ни­ру­ет­ся увя­зать его дея­тель­ность с даль­не­во­сточ­ны­ми и поз­же – обще­рос­сий­ски­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми про­ек­та­ми по соот­вет­ству­ю­щим дис­ци­пли­нам.

Кро­ме того, про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев воз­гла­вил экс­перт­ный совет, зада­ча кото­ро­го – собрать луч­ших педа­го­гов, кото­рые извест­ны как про­фес­си­о­на­лы в сво­их пред­мет­ных обла­стях – напри­мер, в обла­сти водо­род­ных тех­но­ло­гий или бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных систем, чем­пи­о­ны, кан­ди­да­ты и масте­ра спор­та, луч­шие пред­ста­ви­те­ли твор­че­ской сре­ды.

«Академия регионального управления» на базе СахГУ укрепляет знания сахалинского бизнеса

Новый проект был создан для улучшения качества дополнительного профобразования в Сахалинском государственном университете.

291 просмотр
Читать

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет сов­мест­но с пра­ви­тель­ством Саха­лин­ской обла­сти и реги­о­наль­ны­ми мини­стер­ства­ми запу­стил про­ект допол­ни­тель­но­го биз­нес-обра­зо­ва­ния для пред­ста­ви­те­лей ост­ров­ных ком­па­ний — «Ака­де­мия реги­о­наль­но­го управ­ле­ния» (18+). Про­ект реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «При­о­ри­тет-2030» для про­дви­же­ния и улуч­ше­ния каче­ства и ассор­ти­мен­та про­грамм допол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния в СахГУ.

«Ака­де­мия реги­о­наль­но­го управ­ле­ния» — это раз­ви­тие биз­нес-обра­зо­ва­ния и управ­лен­че­ских прак­тик для ком­па­ний и парт­не­ров Саха­лин­ской обла­сти. Ака­де­мия высту­па­ет в каче­стве про­мо­ушн-офи­са по про­дви­же­нию уже суще­ству­ю­щих и новых про­грамм допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся в рам­ках при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний раз­ви­тия ост­ров­но­го реги­о­на.

В насто­я­щее вре­мя реа­ли­зу­ет­ся несколь­ко про­грамм ДПО в рам­ках Ака­де­мии:

  • «Обес­пе­че­ние без­опас­но­сти пер­со­наль­ных дан­ных при их обра­бот­ке в инфор­ма­ци­он­ных систе­мах пер­со­наль­ных дан­ных»;
  • «Береж­ли­вое про­из­вод­ство»;
  • «Угле­род­ное регу­ли­ро­ва­ние и управ­ле­ние кли­ма­ти­че­ски­ми про­ек­та­ми»;
  • блок для потен­ци­аль­ных инве­сто­ров обла­сти.

Про­грам­ма повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти пер­со­наль­ных дан­ных реа­ли­зу­ет­ся сов­мест­но с реги­о­наль­ным мини­стер­ством циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия. Уни­вер­си­те­том про­во­дит­ся обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов област­ных орга­ни­за­ций, заня­тых обра­бот­кой пер­со­наль­ных дан­ных, их созда­ни­ем, хра­не­ни­ем, уни­что­же­ни­ем, пере­да­чей тре­тьим лицам. Пре­по­да­ва­ние ведут высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты мини­стер­ства циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти и цен­тра реги­о­наль­ной циф­ро­вой транс­фор­ма­ции.

— Обу­че­ние рас­счи­та­но на одну неде­лю очных заня­тий, по его окон­ча­нии слу­ша­те­ли полу­ча­ют удо­сто­ве­ре­ние о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции уста­нов­лен­но­го образ­ца. В про­цес­се заня­тий исполь­зу­ют­ся пре­зен­та­ции, циф­ро­вые обра­зо­ва­тель­ные ресур­сы. Одним из пре­по­да­ва­те­лей кур­са явля­ет­ся веду­щий ана­ли­тик мини­стер­ства циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Евге­ний Пла­то­нов. Груп­пы боль­шие — от 13–15 чело­век. В сле­ду­ю­щем пото­ке ждем 20 чело­век, — отме­ти­ла кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук Вале­рия Шича­ли­на, кото­рая в СахГУ рабо­та­ет в каче­стве науч­но­го сотруд­ни­ка и руко­во­ди­те­ля про­ек­та «Ака­де­мия реги­о­наль­но­го управ­ле­ния».

Про­грам­ма «Береж­ли­вое про­из­вод­ство» про­во­дит­ся вме­сте со спе­ци­а­ли­ста­ми мини­стер­ства Саха­лин­ской обла­сти по эффек­тив­но­му управ­ле­нию реги­о­ном — мини­стром Алек­сан­дром Гого­ле­вым и зам­ми­ни­стра Оле­гом Оси­ным. Про­грам­ма вклю­ча­ет изу­че­ние основ­ных кон­цеп­ций береж­ли­во­го про­из­вод­ства, мето­дов опти­ми­за­ции про­из­вод­ствен­ных про­цес­сов и инстру­мен­тов для улуч­ше­ния эффек­тив­но­сти биз­нес-про­цес­сов.

Обу­че­ние по про­грам­ме дает участ­ни­кам систем­ное пред­став­ле­ние о про­из­вод­ствен­ных про­цес­сах, раз­ви­ва­ет навы­ки при­ме­не­ния прин­ци­пов береж­ли­во­го про­из­вод­ства и спо­соб­ству­ет непре­рыв­но­му улуч­ше­нию про­из­вод­ствен­ных резуль­та­тов. Это направ­ле­ние помо­га­ет орга­ни­за­ци­ям созда­вать спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные отде­лы или нани­мать спе­ци­а­ли­стов по береж­ли­во­му про­из­вод­ству, что спо­соб­ству­ет повы­ше­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и успе­ху ком­па­ний. Преду­смот­рен­ный про­грам­мой прак­ти­че­ский тре­нинг «Фаб­ри­ка про­цес­сов» поз­во­ля­ет осво­ить при­клад­ные навы­ки полу­чен­ных тео­ре­ти­че­ских зна­ний.

— Береж­ли­вые тех­но­ло­гии — это такие тех­но­ло­гии, бла­го­да­ря кото­рым мож­но мини­ми­зи­ро­вать раз­лич­ные затра­ты на про­из­вод­стве. Это не толь­ко пап­ки, но и пра­виль­ная орга­ни­за­ция рабо­че­го места, про­из­вод­ства, а так­же вто­рич­ная обра­бот­ка. «Береж­ли­вое про­из­вод­ство» в прин­ци­пе под­хо­дит для всех сотруд­ни­ков. Отме­чу, что по про­грам­ме «Береж­ли­вое про­из­вод­ство» преду­смот­ре­но обу­че­ние в тече­ние двух дней, гра­фик здесь подвиж­ный, — уточ­ни­ла Вале­рия Шича­ли­на.

А вот с реги­о­наль­ным мини­стер­ством инве­сти­ци­он­ной поли­ти­ки в «Ака­де­мии реги­о­наль­но­го управ­ле­ния» раз­ра­ба­ты­ва­ют обу­ча­ю­щий блок для потен­ци­аль­ных инве­сто­ров Саха­лин­ской обла­сти, кото­рые хотят зай­ти в инве­сти­ци­он­ные про­ек­ты реги­о­на. Рабо­та ведет­ся в рам­ках инве­сти­ци­он­ной декла­ра­ции пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти. Обу­ча­ю­щий модуль поз­во­лит пони­мать запро­сы биз­нес-ком­па­ний и инве­сто­ров, а заказ­чи­кам — пони­мать усло­вия рабо­ты в реги­оне, кри­те­рии соб­ствен­но­го биз­не­са.

Кро­ме того, с мини­стер­ством эко­ло­гии Саха­лин­ской обла­сти будет реа­ли­зо­ва­на про­грам­ма «Угле­род­ное регу­ли­ро­ва­ние и управ­ле­ние кли­ма­ти­че­ски­ми про­ек­та­ми». Для про­ве­де­ния лек­ций по хим­эко­ло­гии при­гла­си­ли моло­до­го уче­но­го меж­ду­на­род­но­го уров­ня из Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Это направ­ле­ние поз­во­лит ком­па­ни­ям, рабо­та­ю­щим в обла­сти эко­ло­гии, неф­ти и газа, улуч­шить свои эко-пока­за­те­ли.

Мы так­же пла­ни­ру­ем создать биз­нес-шко­лу с про­грам­ма­ми MBA и MPA. Это, напри­мер, биз­нес-аксе­ле­ра­ция для выпуск­ни­ков Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, для актив­ных моло­дых ребят-стар­та­пе­ров, кото­рым помо­жем с ана­ли­ти­кой и реа­ли­за­ци­ей биз­нес-идеи. Конеч­но, будем и даль­ше раз­ви­вать «Ака­де­мию реги­о­наль­но­го управ­ле­ния», что­бы про­ект был полез­ным и соот­вет­ство­вал тен­ден­ци­ям и запро­сам совре­мен­ных слу­ша­те­лей, с кото­ры­ми пре­по­да­ва­те­ли выстра­и­ва­ют тес­ный диа­лог, — рас­ска­за­ла Вале­рия Шича­ли­на.

Стартовал Всероссийский конкурс гражданских инициатив

Цель конкурса - выявление и поддержка лучших НКО и лидеров общественных проектов и инициатив, направленных на помощь людям и развитие России.

129 просмотров
Читать

Побе­ди­те­ли кон­кур­са полу­чат под­держ­ку в раз­ме­ре до 3 млн руб­лей на раз­ви­тие сво­ей НКО, про­ек­та или идеи, бес­плат­ное обу­че­ние и воз­мож­ность стать кан­ди­да­том в депу­та­ты, про­дви­же­ние в СМИ, инди­ви­ду­аль­ное PR-кон­суль­ти­ро­ва­ние и мно­гое дру­гое.

«Нашим кон­кур­сом мы хотим ска­зать «спа­си­бо» всем тем нерав­но­душ­ным людям, кото­рые еже­днев­но забо­тят­ся о дру­гих, помо­га­ют вете­ра­нам, мно­го­дет­ным семьям, инва­ли­дам, сохра­ня­ют наше куль­тур­ное насле­дие, раз­ви­ва­ют спорт и дру­гие направ­ле­ния. И мы гото­вы помочь им в вопло­ще­нии этих идей. Наш кон­курс – это новая пло­щад­ка под­держ­ки ини­ци­а­тив обще­ства, кото­рая помо­жет в раз­ви­тии наших сел, горо­дов, реги­о­нов и стра­ны», – ска­за­ла Оль­га Зан­ко.

Кон­курс про­во­дит­ся в трех номи­на­ци­ях: «Луч­шая НКО», «Луч­ший про­ект» и «Луч­шая идея».

При­нять в нем уча­стие могут лица стар­ше 18 лет и НКО, осу­ществ­ля­ю­щие свою дея­тель­ность не менее 2‑х лет. Заяв­ку мож­но подать на сай­те sila-idey.er.ru. При­ём про­длит­ся до 4 декаб­ря.

В День доб­ро­воль­ца, 5 декаб­ря, нач­нет­ся онлайн-голо­со­ва­ние на сай­те кон­кур­са, по резуль­та­там кото­ро­го будут опре­де­ле­ны полу­фи­на­ли­сты. Про­го­ло­со­вать за про­ект смо­жет любой жела­ю­щий.

Онлайн-голо­со­ва­ние про­длит­ся до 11 янва­ря 2024 года вклю­чи­тель­но. Фина­ли­стов и побе­ди­те­лей будет опре­де­лять орга­ни­за­ци­он­ный коми­тет кон­кур­са.

Ито­ги будут под­ве­де­ны в фев­ра­ле 2024 года на Все­рос­сий­ском фору­ме граж­дан­ских ини­ци­а­тив.

Студент СахГУ вышел в гранд-финал кибертурнира «Битва за науку» и сразился с гроссмейстером Сергеем Карякиным

На ВДНХ состоялись финальные игры крупнейшего международного фестиваля студенческого киберспорта и науки о компьютерном спорте «Битва за науку – 2023», организованного при грантовой поддержке Минобрнауки России.

144 просмотра
Читать

На ВДНХ состо­я­лись финаль­ные игры круп­ней­ше­го меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля сту­ден­че­ско­го кибер­спор­та и нау­ки о ком­пью­тер­ном спор­те «Бит­ва за нау­ку – 2023», орга­ни­зо­ван­но­го при гран­то­вой под­держ­ке Мино­бр­на­у­ки Рос­сии.

В режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни на выстав­ке-фору­ме «Рос­сия» в дис­ци­пли­нах «DOTA 2» и «Мир тан­ков» сра­зи­лись про­фес­си­о­наль­ные игро­ки из раз­ных рос­сий­ских вузов.

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет на кибер­тур­ни­ре пред­ста­вил тре­тье­курс­ник Олег Мит­ро­хин в дис­ци­плине «Шах­ма­ты». Во вре­мя финаль­ных игр он обо­шел четы­рех сопер­ни­ков, сре­ди кото­рых были и масте­ра спор­та по шах­ма­там. После четы­рех побед сту­ден­ту пред­сто­ял шоу-матч в фор­ма­те блиц с рекорд­сме­ном Кни­ги рекор­дов Гин­нес­са, рос­сий­ским гросс­мей­сте­ром Сер­ге­ем Каря­ки­ным.

– Конеч­но, я нерв­ни­чал, что пред­сто­я­ло играть с Сер­ге­ем Каря­ки­ным. Но для меня это отлич­ный опыт. По воз­вра­ще­нии домой я пере­смот­рел видео нашей с ним игры и обра­тил вни­ма­ние на те ошиб­ки, кото­рые я допу­стил, – отме­ча­ет фина­лист Олег Мит­ро­хин. – В сле­ду­ю­щем году я опять хочу вер­нуть­ся на игру и уже взять реванш.

Гранд-фина­лу пред­ше­ство­вал ряд науч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций на базе круп­ней­ших уни­вер­си­те­тов стра­ны, а так­же науч­но-прак­ти­че­ских семи­на­ров с уча­сти­ем кибер­спор­тив­ных клу­бов в раз­лич­ных реги­о­нах Рос­сии.

Все­го в рам­ках фести­ва­ля кибер­спор­та состо­я­лись три науч­но-прак­ти­че­ские кон­фе­рен­ции и 30 круг­лых сто­лов. В меро­при­я­ти­ях участ­во­ва­ли более тыся­чи уче­ных, экс­пер­тов отрас­ли, пред­ста­ви­те­лей орга­нов вла­сти, спортс­ме­нов и кибер­спортс­ме­нов, а так­же более 15 тысяч онлайн-участ­ни­ков. В отбо­роч­ных тур­ни­рах при­ня­ли уча­стие более 4 тысяч сту­ден­тов из сотен рос­сий­ских и зару­беж­ных вузов.

Сотрудничество с академией из Курска обсуждалось в СахГУ

Рабочую встречу с ректором Курской академии государственной и муниципальной службы Ольгой Ворошиловой провёл и. о. ректора СахГУ Александр Самардак.

113 просмотров
Читать

Рабо­чую встре­чу с рек­то­ром Кур­ской ака­де­мии госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной служ­бы Оль­гой Воро­ши­ло­вой про­вёл и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

В ходе встре­чи сто­ро­ны обсу­ди­ли воз­мож­но­сти по вза­и­мо­дей­ствию двух вузов в части под­го­тов­ки сту­ден­тов, в осо­бен­но­сти по направ­ле­ни­ям «госу­дар­ствен­ное муни­ци­паль­ное управ­ле­ние» и «эко­но­ми­ка».

– Мы реа­ли­зу­ем про­грам­мы под­го­тов­ки сотруд­ни­ков муни­ци­па­ли­те­тов в рам­ках «Ака­де­мии реги­о­наль­но­го управ­ле­ния», и в дан­ном направ­ле­нии можем нала­дить вза­и­мо­дей­ствие с кур­ским вузом, уси­лить друг дру­га и поде­лить­ся прак­ти­ка­ми, в том чис­ле через сете­вой обмен пре­по­да­ва­те­ля­ми, – пояс­нил Алек­сандр Самар­дак.

Кро­ме того, была рас­смот­ре­на воз­мож­ность сотруд­ни­че­ства в части под­го­тов­ки на Саха­лине спе­ци­а­ли­стов выс­ше­го зве­на по при­ме­ру «Мастер­ской управ­ле­ния «Сенеж», кото­рая гото­вит и губер­на­то­ров, и мэров. На базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та пла­ни­ру­ют­ся ста­жи­ров­ки для мэров горо­дов Рос­сии.

И тре­тье направ­ле­ние вза­и­мо­дей­ствия – сов­мест­ное уча­стие в науч­ных кон­фе­рен­ци­ях. В нача­ле декаб­ря на базе Кур­ской ака­де­мии госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной служ­бы будет про­хо­дить меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция по вопро­сам под­го­тов­ки слу­жа­щих ГМУ, на кото­рую при­гла­ше­ны в том чис­ле спе­ци­а­ли­сты СахГУ. В свою оче­редь, кур­ская ака­де­мия выра­зи­ла готов­ность при­нять уча­стие в после­ду­ю­щих кон­фе­рен­ци­ях, кото­рые будут про­хо­дить на Саха­лине.

В пер­спек­ти­ве меж­ду дву­мя вуза­ми воз­мо­жен и сту­ден­че­ский обмен, после того как будет нала­же­но сете­вое вза­и­мо­дей­ствие по ряду обо­зна­чен­ных направ­ле­ний.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ САХГУ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И БИЗНЕСА

Цикл мероприятий Сахалинского государственного университета в рамках проекта проект «Зеркальные лаборатории» (СахГУ – НИУ ВШЭ-Пермь).

135 просмотров
Читать

Акту­аль­ность: На совре­мен­ном эта­пе всё более оче­вид­ным и насущ­ным ста­но­вит­ся запрос обще­ства, нау­ки, госу­дар­ства и биз­не­са на инду­стри­аль­ные иссле­до­ва­ния, свя­зан­ные с исто­ри­ей инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, её реги­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, сохра­не­ни­ем инду­стри­аль­но­го насле­дия, быто­ва­ни­ем отдель­ных отрас­лей хозяй­ства, изу­че­ни­ем инду­стри­аль­ных нар­ра­ти­вов, исто­ри­ей пред­при­ни­ма­тель­ства. Осо­бое, ост­ров­ное (лока­ли­зо­ван­ное), фрон­тир­ное (погра­нич­ное), крос­скуль­тур­ное поло­же­ние Саха­лин­ской обла­сти пред­опре­де­ли­ло спе­ци­фи­ку реги­о­наль­ной инду­стри­аль­но­сти в про­шлом и насто­я­щем, её осо­бые смыс­лы, эффек­ты и уни­каль­ность реги­о­наль­но­го опы­та инду­стри­аль­но­го раз­ви­тия, кото­рые необ­хо­ди­мо учи­ты­вать обще­ству, вла­сти и биз­не­су для выстра­и­ва­ния эффек­тив­ной реги­о­наль­ной науч­ной, куль­тур­ной и эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки.

Цель семи­на­ра: обсуж­де­ние широ­ко­го кру­га иссле­до­ва­тель­ских про­блем, тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов и вопро­сов вза­и­мо­дей­ствия пред­ста­ви­те­лей пред­при­ни­ма­тель­ских кру­гов и учё­ных реги­о­на в иссле­до­ва­ни­ях инду­стри­аль­но­сти.

Про­блем­ное поле науч­но-прак­ти­че­ско­го семи­на­ра:

- уни­вер­си­те­ты – архи­вы – музеи: роль в сохра­не­нии инду­стри­аль­но­го нар­ра­ти­ва;

иссле­до­ва­ния инду­стри­аль­ной куль­ту­ры (отрас­ле­вой исто­рии реги­о­на): про­бле­ма источ­ни­ков (нар­ра­ти­ва) и воз­мож­но­сти её реше­ния через сотруд­ни­че­ство биз­не­са и нау­ки;

- резуль­та­ты фун­да­мен­таль­ных науч­ных иссле­до­ва­ний и систе­мо­об­ра­зу­ю­щие отрас­ли реги­о­на: сотруд­ни­че­ство, дистан­ция или…?

- инду­стри­аль­ное насле­дие ост­ров­но­го реги­о­на: сохра­не­ние исто­ри­че­ской памя­ти и роль в этом нау­ки и биз­не­са;

- пер­спек­ти­вы сотруд­ни­че­ства биз­не­са и нау­ки, пред­по­сыл­ки, фор­ма­ты, мас­шта­бы;

- что биз­нес может пред­ло­жить вузу (нау­ке) и что вуз (нау­ка) может пред­ло­жить биз­не­су?

- насколь­ко реаль­ны пер­спек­ти­вы заклю­че­ние хоз. дого­во­ров на науч­ные иссле­до­ва­ния и доп. услу­ги вуза?

- заин­те­ре­со­ва­но ли биз­нес-сооб­ще­ство в круг­лых сто­лах с уче­ны­ми, сту­ден­та­ми, адми­ни­стра­ци­ей вуза?

- обсуж­де­ние воз­мож­но­сти про­ве­де­ния сов­мест­ных мар­ке­тин­го­вых ком­па­ний вуза и биз­не­са.

Спи­ке­ры:

  1. Сала­то­ва А.А. к.с.н., руко­во­ди­тель про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» (СахГУ): «Кон­цеп­ция созда­ния боль­шо­го кор­пу­са инду­стри­аль­но­го насле­дия»
  2. Пота­по­ва Н.В., д.и.н., про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ. Тема выступ­ле­ния: «Науч­ные про­бле­мы и тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды в изу­че­нии инду­стри­аль­ной исто­рии Саха­лин­ской обла­сти: к вопро­су о фор­ма­тах сотруд­ни­че­ства нау­ки и биз­не­са и при­клад­ном зна­че­нии исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний»
  3. Бред­не­ва В.С. к.ю.н., заве­ду­ю­щая кафед­рой юрис­пру­ден­ции Инсти­ту­та пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния. Тема выступ­ле­ния: «Циф­ро­вые фор­ма­ты сотруд­ни­че­ства биз­не­са и нау­ки».
  4. Бояров Е. д.п.н., про­фес­сор кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти. Тема выступ­ле­ния: «Объ­ек­ты инду­стри­аль­но­го насле­дия и их зна­че­ние в обес­пе­че­нии без­опас­но­сти чело­ве­ка»
  5. Глуш­ков А.В. к.и.н., доцент кафед­ры гума­ни­тар­ных дис­ци­плин НИУ ВШЭ – Пермь. Тема выступ­ле­ния: «Изу­че­ние исто­рии мигра­ций в СССР в 1950‑е годы в кон­тек­сте раз­ви­тия инду­стри­аль­ной куль­ту­ры: воз­мож­но­сти реги­о­наль­ных архи­вов».

При­гла­шен­ные: уче­ные (исто­ри­ки, юри­сты, эко­но­ми­сты, педа­го­ги), сту­ден­ты, пред­ста­ви­те­ли биз­нес-сооб­ще­ства.

Фор­мат меро­при­я­тия: ком­би­ни­ро­ван­ный – очный, заоч­ный, дистан­ци­он­ный (онлайн)

Место про­ве­де­ния: г. Южно-Саха­линск, ул. Лени­на, д. 290, ауд. 15

Вре­мя про­ве­де­ния: 15–30

14–15 декаб­ря 2023 г.

АРТЕФАКТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОНДАХ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Рабо­чие встре­чи по про­ек­ту «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» (СахГУ – НИУ ВШЭ-Пермь)

Место про­ве­де­ния: Саха­лин­ский област­ной кра­е­вед­че­ский музей

Вре­мя про­ве­де­ния: 10.00−12.00

Кон­такт­ное лицо: Пота­по­ва Н.В., д.и.н., про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, napotapova@yandex.ru, 89621544888

В СахГУ разрабатывают пилотный проект мониторинга климатических изменений на Сахалине

Ситуационный центр мониторинга геоклиматических изменений Сахалинской области будет собирать информацию с разных источников.

202 просмотра
Читать

Спе­ци­а­ли­сты Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра, откры­то­го на базе СахГУ, раз­ра­ба­ты­ва­ют про­ект по созда­нию ситу­а­ци­он­но­го цен­тра мони­то­рин­га гео­кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний в Саха­лин­ской обла­сти [про­гноз­ная систе­ма кли­ма­ти­че­ско­го мони­то­рин­га — прим. ред.]. Недав­но коман­да кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра про­шла пред­за­щи­ту про­ек­та и рас­ска­за­ла корр. ИА SakhalinMedia, что он из себя пред­став­ля­ет.

Ситу­а­ци­он­ный центр мони­то­рин­га гео­кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний будет соби­рать инфор­ма­цию с раз­ных источ­ни­ков: из кос­мо­са, с высо­ты поле­та дро­на, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми назем­ны­ми при­бо­ра­ми, про­ве­де­ни­ем лабо­ра­тор­ных иссле­до­ва­ний после сбо­ра мате­ри­а­ла.

— Росгид­ро­мет, мини­стер­ство эко­ло­гии, оке­а­но­ло­ги и дру­гие ведом­ства про­во­дят свои эко­ло­ги­че­ские мони­то­рин­ги, и у всех своя посто­ян­ная база дан­ных, каж­дая из кото­рых никак не вза­и­мо­свя­за­на с дру­ги­ми база­ми дан­ных. Мы хотим создать еди­ную базу дан­ных, кото­рая будет инте­гри­ро­вать дан­ные со всех баз дан­ных в одном месте. Это удоб­ный инстру­мент, кото­рый будет нагляд­но пока­зы­вать, какие ресур­сы необ­хо­ди­мы для мини­ми­за­ции нане­сен­но­го сти­хи­ей ущер­ба, — объ­яс­нил руко­во­ди­тель кар­бо­но­вых про­ек­тов Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра Миха­ил Криц­кий.

Посколь­ку мас­сив инфор­ма­ции огром­ный, спе­ци­а­ли­сты Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра пла­ни­ру­ют исполь­зо­вать в рабо­те искус­ствен­ный интел­лект.

— Это очень боль­шой объ­ем дан­ных, а искус­ствен­ный интел­лект быст­ро обра­ба­ты­ва­ет инфор­ма­цию и уме­ет ее обра­ба­ты­вать. Конеч­но, наши спе­ци­а­ли­сты будут обу­чать искус­ствен­ный интел­лект, что­бы он пони­мал, к чему может при­ве­сти тот или иной резуль­тат. В конеч­ном ито­ге мы долж­ны полу­чить такую же систе­му при­ня­тия реше­ний, какие при­ни­ма­ют­ся на уровне муни­ци­паль­ных и област­ных вла­стей. Это будет оче­ред­ной рос­сий­ский про­ект, кото­рый мы хотим запу­стить на тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти, — разъ­яс­нил испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти дирек­то­ра Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра Андрей Гор­бу­нов.

Пилот­ный про­ект мони­то­рин­га в част­но­сти поз­во­лит оце­нить и про­ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ных резуль­та­ты для при­ня­тия реше­ния о про­ек­ти­ро­ва­нии и раз­вер­ты­ва­нии пол­но­мас­штаб­ной систе­мы мони­то­рин­га про­цес­сов погло­ще­ния пар­ни­ко­вых газов Саха­лин­ской обла­сти. Для того, что­бы закон­ным обра­зом под­твер­дить все полу­чен­ные дан­ные, они долж­ны прой­ти про­вер­ку в цен­тре вали­да­ции и вери­фи­ка­ции, кото­рый появит­ся на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та в рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток».

Кро­ме того, в Саха­лин­ском кли­ма­ти­че­ском цен­тре пла­ни­ру­ют орга­ни­зо­вать рабо­ту с исполь­зо­ва­ни­ем при­ро­до­по­доб­ных тех­но­ло­гий повы­ше­ния погло­ще­ния пар­ни­ко­вых газов. А это, к при­ме­ру, тех­но­ло­ги­че­ский обо­рот при­о­ри­тет­ных зон уско­рен­но­го орга­но­ген­но­го при­бреж­но-мор­ско­го осад­но­на­коп­ле­ния, харак­те­ри­зу­ю­ще­го­ся прак­ти­че­ски пол­ным отсут­стви­ем эмис­сии мета­на. В осно­ве тех­но­ло­гии уве­ли­че­ния сек­ве­стра­ции лежит управ­ля­е­мый про­цесс роста или­стых осу­шек до высот­ных интер­ва­лов, на кото­рых начи­на­ет­ся актив­ный искус­ствен­но уско­ря­е­мый рост мар­ше­вой гало­фит­ной рас­ти­тель­но­сти.