Фестиваль актуального научного кино

С 6 по 31 декабря 2023 г. в университете пройдет традиционный фестиваль научного кино.

81 просмотр
Читать

Это меро­при­я­тие пред­став­ля­ет собой про­све­ти­тель­ский про­ект, направ­лен­ный на демон­стра­цию доку­мен­таль­ных и науч­но-попу­ляр­ных филь­мов, затра­ги­ва­ю­щих раз­лич­ные акту­аль­ные про­бле­мы и обла­сти науч­но­го зна­ния. Такие фести­ва­ли предо­став­ля­ют зри­те­лям воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с новы­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, откры­ти­я­ми и дости­же­ни­я­ми в раз­лич­ных науч­ных сфе­рах, а так­же узнать о вли­я­нии нау­ки на нашу повсе­днев­ную жизнь.

Подоб­ные кино­фо­ру­мы спо­соб­ству­ют попу­ля­ри­за­ции нау­ки, при­вле­че­нию вни­ма­ния широ­кой ауди­то­рии к науч­ным вопро­сам и про­бле­мам, а так­же фор­ми­ро­ва­нию обще­ствен­но­го мне­ния о зна­чи­мо­сти и акту­аль­но­сти науч­ных иссле­до­ва­ний.

Поми­мо про­смот­ра филь­мов, фести­валь акту­аль­но­го науч­но­го кино вклю­ча­ет в себя и их обсуж­де­ние с уча­сти­ем науч­ных экс­пер­тов, что дела­ет такие кино­фо­ру­мы не толь­ко раз­вле­ка­тель­ны­ми, но и обра­зо­ва­тель­ны­ми собы­ти­я­ми.

В соот­вет­ствии с утвер­жден­ной про­грам­мой в ходе Дней науч­но­го кино будут про­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие филь­мы:

  1. «Атом­ные энту­зи­а­сты».
  2. «Рабо­та­ет пусто­та».
  3. «Тук­дам: меж­ду мирами/ Tukdam: between worlds».
  4. «Химия Льда».
  5. «Про­из­во­дя сча­стье / Manufacturing happiness».
  6. «Сво­бо­да в квад­ра­те».
  7. «Мир 2052. Уви­деть буду­щее».
  8. «Мумии воз­вра­ща­ют­ся».
  9. «Влюб­лен­ные в Арк­ти­ку / Еnchanted by the arctic».
  10. «ФАНК: Идеи и тех­но­ло­гии, меня­ю­щие мир».
  11. «Выход / Haulout».
  12. «Маг­ни­е­вый сплав».
  13. «Невеч­ная мерз­ло­та».
  14. «Жизнь с неви­дим­кой».
  15. «Пти­цы и люди нау­ки».
  16. «Соис­чез­но­ве­ние / Coextinction».
  17. «Испы­та­ние: как надеж­да ста­но­вит­ся реаль­но­стью / The human trial».

Озна­ко­мить­ся с крат­кой анно­та­ци­ей и трей­ле­ра­ми выше­ука­зан­ных филь­мов мож­но на сай­те по адре­су: https://dnk.csff.ru/films/

При­гла­ша­ем сту­ден­тов, пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­та оку­нуть­ся в мир увле­ка­тель­но­го науч­но­го кино.

Про­грам­ма-ФАНК

Атлас «чистой воды» будет создан на Сахалине

Лаборатория «Чистая вода» создана в рамках одноимённого проекта в СахГУ.

201 просмотр
Читать

Лабо­ра­то­рия «Чистая вода» созда­на в рам­ках одно­имён­но­го про­ек­та в СахГУ. Про­ект, ини­ци­и­ро­ван­ный губер­на­то­ром реги­о­на Вале­ри­ем Лима­рен­ко, вошёл в про­грам­му раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток» и при­зван объ­еди­нить науч­ную базу Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та с запро­са­ми муни­ци­паль­ных служб и отрас­ле­вых учре­жде­ний.

Бло­ком эко­ло­ги­че­ских про­ек­тов руко­во­дит кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ Еле­на Лат­ков­ская.

– В лабо­ра­то­рии «Чистая вода» будут ана­ли­зи­ро­вать­ся про­бы как реч­ной, так и мор­ской воды на тер­ри­то­рии и в аква­то­ри­ях Саха­ли­на, – пояс­ни­ла она. – Будем их про­ве­рять на пред­мет без­опас­но­сти для гид­ро­бион­тов и людей, выяв­лять загряз­ня­ю­щие веще­ства и изу­чать их вли­я­ние в целом на здо­ро­вье чело­ве­ка. Лабо­ра­то­рия будет аккре­ди­то­ва­на в госу­дар­ствен­ной систе­ме Рос­ак­кре­ди­та­ции. Её услу­ги будут широ­ко вос­тре­бо­ва­ны как инсти­ту­ци­о­наль­ны­ми заказ­чи­ка­ми, так и част­ны­ми лица­ми, а дохо­ды от вне­бюд­жет­ной дея­тель­но­сти поз­во­лят раз­ви­вать лабо­ра­тор­ную и науч­но-иссле­до­ва­тель­скую базу.

Лабо­ра­то­рия пре­вос­ход­но осна­ще­на: в част­но­сти, в ней име­ет­ся новей­ший атом­но-абсорб­ци­он­ный спек­тро­метр, газо­вый хро­ма­то­граф, ана­ли­за­тор угле­кис­ло­го газа в воде. Уже в бли­жай­шее вре­мя пла­ни­ру­ет­ся создать базу дан­ных по основ­ным водо­то­кам ост­ро­ва и рекре­а­ци­он­ным при­бреж­ным рай­о­нам реги­о­на, где люди любят отды­хать и купать­ся. Этой откры­той базой смо­жет поль­зо­вать­ся любой чело­век для отсле­жи­ва­ния теку­щей эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки.

В дан­ный момент ост­ро сто­ит вопрос нехват­ки спе­ци­а­ли­стов лабо­ра­тор­но­го ана­ли­за как на Саха­лине, так и на Даль­нем Восто­ке в целом. Поэто­му парал­лель­но с раз­ви­ти­ем про­ек­та пла­ни­ру­ет­ся запу­стить обу­ча­ю­щий цикл «Лабо­рант хими­че­ско­го ана­ли­за» на базе СахГУ, где мож­но будет прой­ти тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский курс рабо­ты в аккре­ди­то­ван­ной лабо­ра­то­рии. Цикл досту­пен не толь­ко для бака­лав­ров и маги­стров СахГУ, но и для сотруд­ни­ков орга­ни­за­ций Саха­лин­ской обла­сти, и поз­во­лит нара­бо­тать базу спе­ци­а­ли­стов в корот­кие сро­ки.

В буду­щем, на базе лабо­ра­то­рии «Чистая вода» пла­ни­ру­ет­ся вести ком­плекс­ную дея­тель­ность и про­во­дить хими­че­ские и гид­ро­био­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния водо­то­ков и водо­е­мов. Дол­го­сроч­ной целью ста­нет созда­ние инфра­струк­ту­ры, где любой сту­дент и моло­дой уче­ный может уто­лить свой науч­ный инте­рес и потреб­ность в высо­ко­точ­ных и ком­плекс­ных иссле­до­ва­ни­ях с про­ве­де­ни­ем необ­хо­ди­мых экс­пе­ди­ций при содей­ствии Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Ито­гом реа­ли­за­ции про­ек­та «Чистая вода» ста­нут элек­трон­ный атлас и ГИС-кар­ты рас­пре­де­ле­ния загряз­ня­ю­щих веществ в мор­ской воде и дон­ных отло­же­ни­ях при­бреж­ных аква­то­рий. Иссле­до­ва­ния помо­гут оце­нить воз­мож­ные источ­ни­ки загряз­ня­ю­щих веществ и раз­ра­бо­тать тех­но­ло­гии очист­ки и реа­би­ли­та­ции аква­то­рий.

– Сто­ит отме­тить, что по мас­штаб­но­сти иссле­до­ва­ний и ком­плекс­но­сти под­хо­да подоб­ных про­ек­тов на тер­ри­то­рии стра­ны еще не было, но потреб­ность в таких изыс­ка­ни­ях появи­лась уже дав­но. Раду­ет, что имен­но Саха­лин­ская область ста­но­вит­ся пер­во­про­ход­цем по ини­ци­и­ро­ва­нию и реа­ли­за­ции стра­те­ги­че­ских про­ек­тов в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «Приоритет-2030.Дальний Восток», – под­чёр­ки­ва­ет Еле­на Лат­ков­ская.

Студентки вяжут гетры для бойцов своими руками

Тёплые подарки для молодых сахалинцев – участников СВО готовят неравнодушные студенты Сахалинского государственного университета.

188 просмотров
Читать

Тёп­лые подар­ки для моло­дых саха­лин­цев – участ­ни­ков СВО гото­вят нерав­но­душ­ные сту­ден­ты Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 

– Пяти­курс­ни­ки направ­ле­ния под­го­тов­ки «педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти и тех­но­ло­гия» зани­ма­ют­ся вяза­ни­ем гетр для сту­ден­тов – участ­ни­ков СВО, кото­рые нахо­дят­ся сей­час на фрон­те, – рас­ска­за­ла стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти Евге­ния Бог­да­нов­ская. – В дан­ный момент там доста­точ­но холод­но, поэто­му наши сту­ден­ты реши­ли сде­лать тёп­лые вещи сво­и­ми рука­ми, а в уни­вер­си­те­те был объ­яв­лен сбор пря­жи.

Вяза­ни­ем зани­ма­ют­ся в основ­ном девуш­ки, вот уже несколь­ко дней под­ряд. Рабо­та эта доста­точ­но кро­пот­ли­вая, изго­тов­ле­ние одной пары гетр у нович­ка зани­ма­ет око­ло 10 дней. Девуш­ки шутят, что в про­цес­се выра­ба­ты­ва­ют­ся такие навы­ки, как тер­пе­ние и стрес­со­устой­чи­вость. Но участ­ни­цы акции не опус­ка­ют руки, пото­му что пони­ма­ют, как необ­хо­ди­ма любая под­держ­ка нашим ребя­там, нахо­дя­щим­ся на пере­до­вой.

– Мне доста­точ­но тяже­ло при­ни­мать тот факт, что наши сверст­ни­ки сей­час сра­жа­ют­ся там, – гово­рит сту­дент­ка ИЕНиТБ Ека­те­ри­на Пет­рен­ко. – И наде­юсь, что эти подар­ки, сде­лан­ные сво­и­ми рука­ми, помо­гут им под­нять бое­вой дух, что­бы они зна­ли, что их все­гда ждут, их под­дер­жи­ва­ют, ценят и любят. Счи­таю, что все­гда нуж­но оста­вать­ся людь­ми, сохра­нять чело­веч­ность, уметь сопе­ре­жи­вать, сочув­ство­вать, под­дер­жи­вать не толь­ко близ­ких людей, но и людей посто­рон­них.

Не оста­лись в сто­роне и дру­гие сотруд­ни­ки СахГУ. Так, пред­ста­ви­тель служ­бы охра­ны Вален­ти­на Чере­ми­си­на узнав о про­хо­дя­щей акции, тоже про­яви­ла ини­ци­а­ти­ву и взя­ла в руки вязаль­ные спи­цы.

– Я сей­час вяжу пояс для вои­на, кото­рый будет утеп­лять его пояс­ни­цу, что­бы было теп­ло наше­му сол­да­ту в зим­нее вре­мя, – рас­ска­за­ла она. – Уже почти довя­за­ла, оста­лось петель­ки сде­лать и пугов­ки при­шить. Серд­це боле­ет за наших ребят.

Как под­чёр­ки­ва­ет про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и моло­деж­ной поли­ти­ки СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва, в уни­вер­си­те­те на посто­ян­ной осно­ве рабо­та­ет штаб #МЫВМЕСТЕ, где ведет­ся сбор гума­ни­тар­ной помо­щи для бой­цов нахо­дя­щим­ся в зоне СВО. В пред­две­рии Ново­го Года в уни­вер­си­те­те объ­яв­ле­на боль­шая акция по сбо­ру теп­лых вещей, лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, пере­вя­зоч­ных мате­ри­а­лов и все­го само­го необ­хо­ди­мо­го и, конеч­но же, ново­год­них подар­ков.

– Эта помощь будет адрес­ной и будет направ­ле­на нашим сту­ден­там, кото­рые сей­час нахо­дят­ся на тер­ри­то­рии спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ции, – поды­то­жи­ла про­рек­тор.

Доклад учёного из СахГУ был заслушан на круглом столе в представительстве ООН

Круглый стол «Роль водорослевой аквакультуры в решении глобальных экологических проблем. Российский контекст» прошёл в представительстве ООН в Москве с участием учёных-климатологов и альгологов, в том числе исследователей из СахГУ.

249 просмотров
Читать

Круг­лый стол «Роль водо­рос­ле­вой аква­куль­ту­ры в реше­нии гло­баль­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем. Рос­сий­ский кон­текст» про­шёл в пред­ста­ви­тель­стве ООН в Москве с уча­сти­ем учё­ных-кли­ма­то­ло­гов и аль­го­ло­гов, в том чис­ле иссле­до­ва­те­лей из СахГУ.

Уча­стие в круг­лом сто­ле так­же при­ня­ли гла­ва пред­ста­ви­тель­ства про­грам­мы ООН по окру­жа­ю­щей сре­де (UN Environment) в Рос­сии Вла­ди­мир Мош­ка­ло, пред­ста­ви­те­ли Про­до­воль­ствен­ной и сель­ско­хо­зяй­ствен­ной орга­ни­за­ции объ­еди­нен­ных наций (ФАО), Сове­та Обще­ствен­ной пала­ты Рос­сий­ской Феде­ра­ции, министр эко­ло­гии и устой­чи­во­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Андрей Сама­тов и дру­гие.

С докла­дом «Мари­куль­ту­ра водо­рос­лей и мол­люс­ков как тех­но­ло­гия сек­ве­стра­ции CO2 в мор­ских эко­си­сте­мах» высту­пи­ла кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ Еле­на Лат­ков­ская.

– По резуль­та­там докла­да состо­я­лась актив­ная дис­кус­сия, все кол­ле­ги отме­ти­ли, что эта тема сей­час очень попу­ляр­на и акту­аль­на, – рас­ска­за­ла она. – Мы можем смяг­чить изме­не­ния кли­ма­та, умень­шить коли­че­ство угле­кис­ло­го газа в атмо­сфе­ре за счёт раз­ви­тия огром­ных водо­рос­ле­вых фирм, муль­тит­роф­ных хозяйств, где водо­рос­ли содер­жат­ся вме­сте с гре­беш­ка­ми.

В рос­сий­ских кадаст­рах мари­куль­тур­ные тех­но­ло­гии пока не отра­же­ны, но такие стра­ны, как Китай, Корея и Япо­ния, где име­ет­ся мно­же­ство мари­куль­тур­ных ферм, уже при­ни­ма­ют в рас­чёт погло­ще­ние ими угле­кис­ло­го газа. При этом рас­те­ния на мор­ских фер­мах, изы­ма­ю­щие из окру­жа­ю­щей сре­ды боль­шое коли­че­ство угле­ро­да, не нуж­да­ют­ся в удоб­ре­ни­ях, не вызы­ва­ют раз­ру­ше­ния пахот­но­го слоя зем­ли, не тре­бу­ют боль­ших затрат на инфра­струк­ту­ру и тех­ни­ку. Ито­го­вый про­дукт в виде водо­рос­лей может упо­треб­лять­ся в пищу или пере­ра­ба­ты­вать­ся в стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы и био­уголь.

В ходе круг­ло­го сто­ла была затро­ну­та ещё и важ­ная тема свя­зи меж­ду вуза­ми и науч­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. Как отме­ти­ли учё­ные, на Даль­нем Восто­ке эта связь сего­дня очень актив­но раз­ви­ва­ет­ся, в то вре­мя как запад­ная часть Рос­сии пока сла­бо вовле­че­на в про­цесс.

– Нам повез­ло, что мы нахо­дим­ся в таком дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щем­ся реги­оне, что наш уни­вер­си­тет задей­ство­ван в про­ек­те кар­бо­но­во­го поли­го­на Саха­лин­ской обла­сти, – счи­та­ет Еле­на Лат­ков­ская. – Это огром­ная уда­ча для уни­вер­си­те­та, что мы в чис­ле пер­вых име­ем воз­мож­ность изу­чать мари­куль­ту­ры имен­но как спо­соб сни­же­ния коли­че­ства пар­ни­ко­вых газов. До это­го в Рос­сии на эту тему не было ни пуб­ли­ка­ций, ни тем более каких-то иссле­до­ва­ний и экс­пе­ри­мен­тов. В нашей стране на сего­дняш­ний день общий объ­ём про­дук­ции с мари­куль­тур­ных ферм не пре­вы­ша­ет 300–350 тысяч тонн, тогда как толь­ко в одном Китае воз­де­лы­ва­ние водо­рос­лей даёт более 30 мил­ли­о­нов тонн.

Саха­лин­ская область удоб­на в каче­стве испы­та­тель­но­го поли­го­на для мари­куль­тур­ных про­ек­тов ещё и тем, что в наших холод­ных водах лами­на­рия как холо­до­лю­би­вый вид даёт более быст­рый и бога­тый уро­жай. Сего­дня на эту тему обра­ти­ли вни­ма­ние пред­ста­ви­те­ли ООН, и есть уве­рен­ность что в бли­жай­шее вре­мя мари­куль­ту­ре будет уде­лять­ся ещё боль­ше вни­ма­ния, чем сей­час.

«Будь готов!»

В рамках социального проекта «Школа тактической медицины» в Политехническом колледже СахГУ прошло обучение по оказанию первой помощи и основам тактической медицины.

215 просмотров
Читать

в рам­ках соци­аль­но­го про­ек­та «Шко­ла так­ти­че­ской меди­ци­ны» в Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже СахГУ, для сту­ден­тов было орга­ни­зо­ва­но обу­че­ние навы­кам ока­за­ния пер­вой помо­щи, само­по­мо­щи, осно­вам так­ти­че­ской меди­ци­ны в усло­ви­ях воен­но­го кон­флик­та или в режи­ме чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции. Спе­ци­а­ли­сты пред­ста­ви­ли базо­вый курс по так­ти­че­ской меди­цине, осно­ван­ный на интен­си­ве про­ек­та «Тех­но­ло­гии выжи­ва­ния. Так­ти­че­ская меди­ци­на» Юрия Еви­ча.

Соци­аль­ный про­ект «Шко­ла так­ти­че­ской меди­ци­ны» реа­ли­зу­ет­ся в нашей обла­сти с 2021 года. За это вре­мя инструк­то­ра­ми было под­го­тов­ле­но более 3000 чело­век из чис­ла моби­ли­зо­ван­ных, доб­ро­воль­цев, лич­но­го соста­ва ВС РФ, сило­вых струк­тур и ведомств, граж­дан­ско­го насе­ле­ния, моло­де­жи. Орга­ни­за­тор про­ек­та в Саха­лин­ской обла­сти УМКОО «Ста­ни­ца Радо­неж­ская», рас­по­ло­жен­ная в Шах­тер­ске Угле­гор­ско­го рай­о­на.

Так­же в эти дни кол­лек­тив обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния завер­ша­ет обу­че­ние по реги­о­наль­ной про­грам­ме «Будь готов!». Про­ект направ­лен на полу­че­ние зна­ний в обла­сти основ воен­но-спор­тив­ной, инже­нер­ной и огне­вой под­го­тов­ки. Несколь­ко сот обу­ча­ю­щих­ся кол­ле­джа про­шли тре­нин­ги, в фина­ле – к про­грам­ме «Будь готов!» при­со­еди­ни­лись педа­го­ги и сотруд­ни­ки. 

Про­ект реа­ли­зу­ет­ся на базе Реги­о­наль­но­го отде­ле­ния Обще­рос­сий­ской обще­ствен­но-госу­дар­ствен­ной орга­ни­за­ции «Доб­ро­воль­ное обще­ство содей­ствия армии, авиа­ции и фло­ту Рос­сии».

Будем гото­вы!

Институт филологии, истории и востоковедения присоединился к Всероссийскому фестивалю науки «NAUKA 0+»

Интерактивная лекция учителя английского языка Ольги Шабаловой «Интернет-мемы как обучающее средство» прошла на площадке Гимназии № 1 им. А.С. Пушкина.

159 просмотров
Читать

Участ­ни­ка­ми меро­при­я­тия ста­ли сту­ден­ты выпуск­ных кур­сов направ­ле­ний под­го­тов­ки «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние (с дву­мя про­фи­ля­ми под­го­тов­ки), про­филь: ино­стран­ный язык (корей­ский и англий­ский язы­ки) и «Восто­ко­ве­де­ние и афри­ка­ни­сти­ка», про­филь: язы­ки и лите­ра­ту­ра стран Азии и Афри­ки (Корея), а так­же уче­ни­ки 9 клас­са Гим­на­зии.

Иде­аль­ное соче­та­ние сил и воз­мож­но­стей: буду­щие педа­го­ги под руко­вод­ством опыт­ных настав­ни­ков смог­ли обсу­дить с теми, кто в бли­жай­шем буду­щем может стать их уче­ни­ка­ми, вопро­сы о том, что инте­рес­но сего­дня моло­до­му поко­ле­нию, каким дол­жен быть урок англий­ско­го язы­ка и как идти в ногу со вре­ме­нем, успе­вая при этом созда­вать полез­ные для дела мемы.

Фести­валь нау­ки «NAUKA 0+» – это празд­ник нау­ки и уче­ных, кото­рый име­ет воз­мож­ность рас­ска­зы­вать обще­ству о дости­же­ни­ях и тем самым спо­соб­ство­вать его про­све­ще­нию.

К уча­стию в меро­при­я­ти­ях фести­ва­ля при­гла­ша­ют­ся уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, сту­ден­ты учре­жде­ний сред­не­го-про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, роди­те­ли, учи­те­ля и педа­го­ги. 

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ской госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

На Сахалине стартовал Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+»

«NAUKA 0+» будет проходить на базе СахГУ с 4 по 16 декабря.

175 просмотров
Читать

Фести­валь нау­ки NAUKA 0+ – это празд­ник нау­ки и уче­ных, кото­рый име­ет воз­мож­ность рас­ска­зы­вать обще­ству о дости­же­ни­ях и тем самым спо­соб­ство­вать его про­све­ще­нию.

Этот празд­ник вклю­ча­ет в себя выстав­ки, лек­ции, мастер-клас­сы и мно­гие дру­гие инте­рес­ные меро­при­я­тия, кото­рые дают воз­мож­ность соста­вить пред­став­ле­ние о том, в каком направ­ле­нии раз­ви­ва­ют­ся науч­ные иссле­до­ва­ния.

Одна из пер­вых лек­ций была посвя­ще­на искус­ствен­но­му интел­лек­ту и машин­но­му обу­че­нию, кото­рую про­ве­ли сту­ден­ты ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та. Искус­ствен­ный интел­лект — это нау­ка на сты­ке мате­ма­ти­ки, био­ло­гии, пси­хо­ло­гии, кибер­не­ти­ки и мно­го дру­го­го. Она изу­ча­ет тех­но­ло­гии, кото­рые поз­во­ля­ют чело­ве­ку писать «интел­лек­ту­аль­ные» про­грам­мы и учить ком­пью­те­ры решать зада­чи само­сто­я­тель­но.

К уча­стию в меро­при­я­ти­ях фести­ва­ля при­гла­ша­ют­ся уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, сту­ден­ты учре­жде­ний сред­не­го­про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, роди­те­ли, учи­те­ля и педа­го­ги. 

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ской госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­суhttp://fest.deepmind.studio/.

Доктор химических наук провёл лекцию для участников проекта «500 школьников» в СахГУ

Член-корреспондент РАН Иван Тананаев рассказал учащимся южно-сахалинских школ о "Зеленой химии".

237 просмотров
Читать

С 1 октяб­ря 2023 года по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко в Южно-Саха­лин­ске запу­сти­ли пилот­ный про­ект «500 школь­ни­ков», кото­рый направ­лен на под­го­тов­ку стар­ше­класс­ни­ков для поступ­ле­ния в вуз и при­вле­че­ние моло­до­го поко­ле­ния к науч­ной дея­тель­но­сти. Одним из 5 направ­ле­ний про­ек­та явля­ет­ся химия. Школь­ни­ки углуб­лен­но изу­ча­ют пред­мет для даль­ней­шей сда­чи ЕГЭ и поступ­ле­ния в про­филь­ный вуз. Так, в Инсти­ту­те есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти СахГУ для уча­щих­ся по направ­ле­нию «химия» про­шла лек­ция от чле­на-кор­ре­спон­ден­та РАН, док­то­ра хими­че­ских наук Ива­на Тана­на­е­ва, сооб­ща­ет ИА SakhalinMedia.

Несмот­ря на снеж­ную пого­ду, уча­щи­е­ся школ Южно-Саха­лин­ска и Ани­вско­го рай­о­на, а так­же педа­го­ги област­но­го цен­тра, при­шли в Инсти­тут есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти, что­бы не упу­стить уни­каль­ную воз­мож­ность и послу­шать лек­цию о «Зеле­ной химии» от док­то­ра хими­че­ских наук, про­фес­со­ра Ива­на Тана­на­е­ва. Сам про­фес­сор при­был в Саха­лин­скую область на стра­те­ги­че­скую сес­сию «Роль кам­пу­са «Саха­линTech» в под­го­тов­ке кад­ров и тех­но­ло­гий для эко­но­ми­ки оке­а­на (рыбо­про­мыш­лен­ная отрасль, мари­куль­ту­ра, кар­бо­но­вый поли­гон)» (18+). По сло­вам про­фес­со­ра, про­ве­сти лек­цию для школь­ни­ков ему пред­ло­жи­ли испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Смар­дак и про­рек­тор Алек­сей Огнев.

— Мно­гие годы я рабо­тал ДВФУ и часто встре­чал­ся с Алек­сан­дром Самар­да­ком и Алек­се­ем Огне­вым в Шко­ле есте­ствен­ных наук. В свя­зи с тем, что я при­был в реги­он на стра­те­ги­че­скую сес­сию, они при­гла­си­ли меня про­ве­сти лек­ции для саха­лин­ских сту­ден­тов и школь­ни­ков. Я, конеч­но, согла­сил­ся. У нас есть такая беда — из года в год пада­ет коли­че­ство жела­ю­щих сда­вать экза­ме­ны и ЕГЭ по химии. Пять лет назад химию сда­ва­ли око­ло 90 тысяч школь­ни­ков по всей Рос­сии, а бук­валь­но в про­шлом году таких жела­ю­щих ста­ло при­мер­но 70 тысяч. При­чем в боль­шей сте­пе­ни они сда­ют эти экза­ме­ны не пото­му, что любят химию, а пото­му что она нуж­на по дру­гим про­фи­лям — био­ло­гии или меди­цин­ский инсти­тут, — рас­ска­зал Иван Тана­на­ев.

И дей­стви­тель­но, на лек­цию к док­то­ру наук при­шли в основ­ном буду­щие вра­чи. Одна­ко, как сам отме­ча­ет про­фес­сор, несмот­ря на то, что ребя­та выбра­ли химию не как про­филь­ный пред­мет, он все рав­но про­де­мон­стри­ру­ет им все воз­мож­но­сти это­го направ­ле­ния, одной из кото­рых и явля­ет­ся «Зеле­ная химия». Соглас­но кон­цеп­ции зеле­но­го направ­ле­ния, все хими­че­ские про­цес­сы, кото­рые будут иссле­до­вать­ся и вкла­ды­вать­ся непо­сред­ствен­но в тех­но­ло­ги­че­ские пере­де­лы, долж­ны быть эко­но­ми­че­ски без­опас­ны­ми. Такая химия исклю­ча­ет боль­шое коли­че­ство нега­тив­ных и ток­си­че­ских про­дук­тов. 

— Иван Тана­на­ев уни­каль­ный уче­ный для наше­го мест­но­го обра­зо­ва­тель­но­го сооб­ще­ства. Для детей зна­ком­ство с таким чело­ве­ком, с его иссле­до­ва­ни­я­ми и науч­ной дея­тель­но­стью, кото­рую он ведет, — отлич­ная воз­мож­ность узнать не про­сто что-то новое для себя, а понять химию буду­ще­го. Саха­лин­ская область взя­ла курс на дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти, сни­же­ние нега­тив­но­го вли­я­ния чело­ве­ка на окру­жа­ю­щую сре­ду, а без базы зна­ний невоз­мож­но это­го достичь. Ну и, кро­ме того, это про­сто инте­рес­но не толь­ко для детей, но и для взрос­лых, — отме­ти­ла руко­во­ди­тель про­ек­та «500 школь­ни­ков» Евге­ния Коно­но­ва.

Сам док­тор наук счи­та­ет, что школь­ни­кам важ­но знать: химия — это прак­ти­че­ски все, что окру­жа­ет нас. Все био­хи­ми­че­ские меха­низ­мы от фото­син­те­за, до того, что про­ис­хо­дит в нашем орга­низ­ме, — это все хими­че­ские про­цес­сы. Про­фес­сор так­же отме­ча­ет, что в обу­че­нии под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния нуж­но идти не оцен­ка­ми, дис­ци­пли­ной и тре­бо­ва­нии к сда­че пред­ме­та на экза­мене, а путем заин­те­ре­со­ван­но­сти в про­цес­сах и новой инфор­ма­ции.

Так и сло­жи­лось, что кро­ме под­го­тов­ки к сда­че экза­ме­нов участ­ни­ки про­ек­та «500 школь­ни­ков» как раз и полу­ча­ют допол­ни­тель­ные, рас­ши­рен­ные зна­ния по их про­филь­ным пред­ме­там. Вовле­че­ние детей в углуб­лен­ное изу­че­ние нау­ки не толь­ко помо­га­ет им лег­ко справ­лять­ся со школь­ной про­грам­мой, но и до кон­ца опре­де­лить­ся с выбо­ром буду­щей спе­ци­аль­но­сти. Это ста­ло воз­мож­ным, бла­го­да­ря реа­ли­за­ции про­грам­мы ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».

— У меня мама уви­де­ла в ново­стях про этот про­ект, а у нас в шко­ле как раз не хва­та­ет углуб­лен­но­го изу­че­ния химии и био­ло­гии. Ну и я реши­ла, что будет полез­но зани­мать­ся допол­ни­тель­но. Я соби­ра­юсь посту­пать в меди­цин­ский вуз. Нам каж­дый раз рас­ска­зы­ва­ют новые темы, кото­рые я пока не до кон­ца ино­гда пони­маю, но это безум­но инте­рес­но. Я очень рада, что попа­ла в про­ект, — поде­ли­лась уча­ща­я­ся 10 клас­са шко­лы №5 села Тро­иц­ко­го.

К строительству фундамента нового студгородка приступили в Южно-Сахалинске

На строительной площадке студенческого городка кампуса СахалинTech сегодня приступили к заливке фундамента.

176 просмотров
Читать

Через несколь­ко лет здесь будут про­жи­вать пол­то­ры тыся­чи сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей. В честь зна­ме­на­тель­но­го собы­тия сту­ден­ты устро­и­ли на стро­и­тель­ной пло­щад­ке неболь­шой флеш­моб.

– Сего­дня важ­ный и тор­же­ствен­ный день. Напом­ню, реше­ние о стро­и­тель­стве в ряде реги­о­нов Рос­сии кам­пу­сов миро­во­го уров­ня при­нял Пре­зи­дент Вла­ди­мир Путин. У нас одно­вре­мен­но ведет­ся рабо­та по стро­и­тель­ству кам­пу­са и сту­ден­че­ско­го город­ка и раз­ра­бот­ке стра­те­гии раз­ви­тия ново­го уни­вер­си­те­та. Мы идем в буду­щее с новы­ми сте­на­ми, новы­ми лабо­ра­то­ри­я­ми и новы­ми науч­но-иссле­до­ва­тель­ски­ми и обра­зо­ва­тель­ны­ми про­грам­ма­ми. Пере­до­вой кам­пус, как и ком­форт­ный студ­го­ро­док необ­хо­ди­мы ост­ров­но­му реги­о­ну, что­бы наши выпуск­ни­ки полу­ча­ли луч­шее обра­зо­ва­ние и луч­шие рабо­чие места на Саха­лине, – отме­тил Вале­рий Лима­рен­ко.

Как доло­жил губер­на­то­ру зам­пред област­но­го пра­ви­тель­ства Сер­гей Олон­цев, сего­дня на объ­ек­те нача­лась уклад­ка бето­на в основ­ной фун­да­мент пер­во­го кор­пу­са сту­ден­че­ско­го город­ка. Стро­и­тель­ство идет в пол­ном соот­вет­ствии с гра­фи­ком, все мате­ри­а­лы в нали­чии, спе­ци­а­ли­стов на объ­ек­те хва­та­ет.

Сту­ден­че­ский горо­док – это новое, совре­мен­ное место для про­жи­ва­ния уча­щих­ся и пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва. Для досу­га сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей на тер­ри­то­рии студ­го­род­ка появят­ся мно­го­чис­лен­ные обще­ствен­ные про­стран­ства. Так, будет обо­ру­до­ва­на спор­тив­ная зона, вклю­ча­ю­щая фит­нес центр с раз­де­вал­ка­ми и душе­вы­ми, ком­плекс тре­на­жёр­ных залов. Так­же в студ­го­род­ке обу­стро­ят сто­ло­вую, кафе, меди­цин­ский пункт. Для жите­лей и гостей горо­да будут откры­ты обще­ствен­ные места на пер­вом эта­же.

– От лица всех сту­ден­тов Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та выра­жа­ем бла­го­дар­ность за стро­и­тель­ство студ­го­род­ка, пото­му что сей­час мы живем в ста­ром обще­жи­тии, там нет ком­форт­ных усло­вий для само­ре­а­ли­за­ции, а здесь будут спорт­за­лы, ковор­кинг-зоны, кафе – все для того, что­бы учить­ся не толь­ко с поль­зой, но и в удо­воль­ствие, – поде­ли­лась сту­дент­ка СахГУ Эль­ви­ра Белых.

Здесь же на стро­и­тель­ной пло­щад­ке несколь­ко сту­ден­тов уни­вер­си­те­та про­ве­ли флеш­моб. Ребя­та с фона­ри­ка­ми в руках встро­и­лись в сло­во «Саха­лин».

Напом­ним, в нача­ле авгу­ста в Южно-Саха­лин­ске зало­жи­ли фун­да­мент кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech. В тор­же­ствен­ной цере­мо­нии заклад­ки кап­су­лы в фун­да­мент науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра СахГУ при­ня­ли уча­стие пер­вые лица феде­раль­ных и реги­о­наль­ных орга­нов вла­сти, пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­но­сти, нау­ки и обра­зо­ва­ния. Стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году, а обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са — в 2026 году.

Рабо­ты ведут­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Как Сахалин выйдет на новый уровень в развитии экономики с помощью кампуса «СахалинTech»

И.о. ректора СахГУ рассказал о направлениях образования, способных поднять рыбную промышленность Сахалина на новый уровень.

177 просмотров
Читать

В рам­ках вто­ро­го дня стра­те­ги­че­ской сес­сии «Роль кам­пу­са «Саха­линTech» в под­го­тов­ке кад­ров и тех­но­ло­гий для эко­но­ми­ки оке­а­на (рыбо­про­мыш­лен­ная отрасль, мари­куль­ту­ра, кар­бо­но­вый поли­гон)» (18+) экс­перт­ные груп­пы разо­бра­ли несколь­ко направ­ле­ний раз­ви­тия СахГУ. Груп­па, в кото­рую вхо­дил и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак, рас­смот­ре­ла эко­но­ми­ку оке­а­на с пози­ции рыб­ной про­мыш­лен­но­сти. О пла­нах раз­ви­тия рыбо­про­мыш­лен­ной отрас­ли Саха­лин­ской обла­сти в рам­ках обу­че­ния в «Саха­линTech» рас­ска­жет корр. ИА SakhalinMedia.

Еже­год­но в Саха­лин­ской обла­сти добы­ва­ет­ся 710 тысяч тонн про­дук­ции, что обес­пе­чи­ло реги­о­ну 3 место сре­ди реги­о­нов Рос­сии. В рыбо­про­мыш­лен­ной отрас­ли сего­дня рабо­та­ют поряд­ка 10 тысяч чело­век. К 2026 году в реги­оне пла­ни­рую запу­стить 3 новых заво­да, кото­рые откро­ют для инже­не­ров высо­ко­го уров­ня 600 рабо­чих мест.

В сво­ем выступ­ле­нии и.о. рек­то­ра СахГУ отме­тил, что сего­дня сфе­ра средне-про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния нуж­да­ет­ся в рабо­чих кад­рах, в то вре­мя, когда сфе­ра выс­ше­го обра­зо­ва­ния испы­ты­ва­ет потреб­ность имен­но в инже­нер­ных спе­ци­аль­но­стях, а это био­тех­но­ло­ги, иссле­до­ва­те­ли, IT-спе­ци­а­ли­сты и эко­но­ми­сты. В кам­пу­се «Саха­линTech» пла­ни­ру­ют создать с биз­не­сом такую про­грам­му под­го­тов­ки кад­ров, кото­рая поз­во­лит раз­ра­ба­ты­вать новые тех­но­ло­гии для рыбо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей отрас­ли Саха­ли­на и Курил и изго­тав­ли­вать про­дук­цию на опыт­но-про­из­вод­ствен­ных пло­щад­ках. Достичь этой зада­чи помо­гут сете­вые про­грам­мы, а так­же гибрид­но-модуль­ный блок, ори­ен­ти­ро­ван­ный на спе­ци­фи­ку рыб­ной отрас­ли реги­о­на. 

— Рыб­ная про­мыш­лен­ность — это кла­стер, в кото­рый вхо­дит добы­ча, пере­ра­бот­ка, под­го­тов­ка и пере­под­го­тов­ка кад­ров. В нем есть кад­ры, но не на Саха­лине, поэто­му мы долж­ны под­ста­вить пле­чо нашим рыба­кам и начать гото­вить сво­их спе­ци­а­ли­стов в нашем уни­вер­си­те­те. Необ­хо­ди­мо обу­чать наших сту­ден­тов рабо­те с «начин­кой» кораб­лей для тихо­оке­ан­ско­го фло­та, раз­ви­вать транс­порт­ную логи­сти­ку и гото­вить наших спе­ци­а­ли­стов к управ­ле­нию все­ми сер­ви­са­ми глу­бо­ко­вод­ных пор­тов. Нуж­но зани­мать­ся не про­сто пере­воз­кой гру­зов, но и все­це­ло раз­ви­вать биз­нес в рам­ках транс­порт­но-логи­сти­че­ско­го кори­до­ра, — заявил губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти Вале­рий Лима­рен­ко.

На сего­дняш­ний день Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет явля­ет­ся куз­ни­цей по под­го­тов­ки кад­ров, выпус­ка­ю­щей их как на реги­о­наль­ный, так и на даль­не­во­сточ­ный рын­ки. Одна­ко под­ход к этой рабо­те, счи­та­ет и.о. рек­то­ра СахГУ, необ­хо­ди­мо менять, посколь­ку в рыбо­про­мыш­лен­ном ком­плек­се оста­ет­ся ряд нере­шен­ных про­блем: рабо­то­да­те­ли мало вовле­че­ны в про­цесс под­го­тов­ки кад­ров, пре­по­да­ва­те­ли не моти­ви­ро­ва­ны на каче­ство под­го­тов­ки, отсут­ству­ет необ­хо­ди­мая мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ская база, обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов негиб­кое, что не поз­во­ля­ет под­стра­и­вать­ся под рабо­то­да­те­ля.

— С точ­ки зре­ния спе­ци­а­ли­ста в рыб­ной отрас­ли могу ска­зать, что с появ­ле­ни­ем новых экс­плу­а­ти­ру­е­мых заво­дов мы ста­ли испы­ты­вать дефи­цит кад­ров. Нам при­хо­дит­ся искать спе­ци­а­ли­стов, напри­мер, меха­ни­ков и про­грам­ми­стов, по всей Рос­сии и даже за рубе­жом. В Рос­сии нуж­ных нам спе­ци­а­ли­стов очень мало, кад­ры, кото­рые будут раз­би­рать­ся в новых тех­но­ло­ги­ях рыбо­про­мыш­лен­ной сфе­ры, необ­хо­ди­мо обу­чать на Саха­лине. Так мы не толь­ко при­вле­чем моло­дых ребят с Саха­лин­ской обла­сти, но и из дру­гих реги­о­нов стра­ны, кото­рые хотят рабо­тать на Даль­нем Восто­ке. Сего­дня мы очень нуж­да­ем­ся в совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях, поэто­му гото­вы зака­зы­вать обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы по под­го­тов­ке и пере­под­го­тов­ке кад­ров, — уточ­нил пре­зи­дент ассо­ци­а­ции рыбо­про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий Саха­лин­ской обла­сти Мак­сим Коз­лов.

Для под­го­тов­ки кад­ров в «Саха­линTech» запу­стят совер­шен­но новую про­грам­му обу­че­ния. Глав­ны­ми ее прин­ци­па­ми постро­е­ния ста­нут модуль­ность для под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов в корот­кий срок, бес­шов­ность обу­че­ния меж­ду средне-про­фес­си­о­наль­ным обра­зо­ва­ни­ем и выс­шим обра­зо­ва­ни­ем. На базо­вой под­го­тов­ке в уни­вер­си­те­те будут гото­вить инже­не­ров-тех­но­ло­гов, кото­рые будут пони­мать меха­низ­мы рабо­ты в рыбо­про­мыш­лен­ном ком­плек­се и био­тех­но­ло­гии. На 1–2 кур­се лек­ции будут сопро­вож­дать­ся про­из­вод­ствен­ны­ми прак­ти­ка­ми, что поз­во­лит сту­ден­там выбрать для себя спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный при­клад­ной трек. На послед­нем кур­се обу­ча­ю­щих­ся будет ждать защи­та про­ек­та, раз­ра­ба­ты­ва­е­мо­го по зада­че инду­стри­аль­но­го парт­не­ра СахГУ. Для всей рыб­ной инду­стрии в год пла­ни­ру­ет­ся гото­вить более 100 спе­ци­а­ли­стов.

— «Саха­линTech» — это в первую оче­редь парт­не­ро­ори­ен­ти­ро­ван­ный уни­вер­си­тет. В нем соби­ра­ет­ся биз­нес, науч­ное сооб­ще­ство и инди­ви­ду­аль­ный потен­ци­ал, кото­рый при­во­дит к дру­го­му под­хо­ду рабо­ты. На Саха­лине уже появил­ся свой центр для под­держ­ки ода­рен­ных детей [ана­лог обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра «Сири­ус» в Сочи — прим. ред.], кото­рый так­же будет зани­мать­ся под­го­тов­кой необ­хо­ди­мых кад­ров. И в дан­ном слу­чае мы полу­ча­ем обмен кад­ра­ми, то есть раз­ра­ба­ты­ва­ем свои тех­но­ло­гии, полу­ча­ем ресур­сы для их раз­ра­бот­ки и частич­но вкла­ды­ва­ем ресур­сы в рабо­ту парт­не­ров. А это воз­мож­но­сти для сов­мест­ной под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов и раз­ра­бот­ки тех­но­ло­гий, запус­ка опыт­но-про­из­вод­ствен­ных пло­ща­док, на кото­рых мож­но будет зани­мать­ся изго­тов­ле­ни­ем про­дук­ции. Мы смо­жем при­вле­кать пре­по­да­ва­те­лей-прак­ти­ков, раз­ви­вать сете­вые про­грам­мы и открыть гибрид­но-модуль­ный блок с уче­том спе­ци­фи­ки рыбо­про­мыш­лен­ной отрас­ли Саха­лин­ской обла­сти, — разъ­яс­нил Алек­сандр Самар­дак.

Напом­ним, стра­те­ги­че­ская сес­сия про­хо­ди­ла в Южно-Саха­лин­ске в тече­ние двух дней. В этот раз экс­пер­ты собра­лись на одной пло­щад­ке, что­бы про­ра­бо­тать кон­цеп­ту­аль­ные реше­ния по обес­пе­че­нию кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми энер­ге­ти­че­ско­го и рыбо­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са Саха­лин­ской обла­сти. В пер­вый день сес­сии и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак под­вел ито­ги пер­вой сес­сии «Роль кам­пу­са «Саха­линTech» в под­го­тов­ке кад­ров и тех­но­ло­гий для энер­ге­ти­ки» и рас­ска­зал об основ­ных век­то­рах раз­ви­тия уни­вер­си­те­та.