Передовой научно-исследовательский проект для рыбохозяйственной отрасли начался в СахГУ

Научный проект «Разработка критериев определения жизнестойкости молоди лососей» реализуется в Сахалинском государственном университете в рамках программы развития «Приоритет-2030.Дальний Восток».

142 просмотра
Читать

Науч­ный про­ект «Раз­ра­бот­ка кри­те­ри­ев опре­де­ле­ния жиз­не­стой­ко­сти моло­ди лосо­сей» реа­ли­зу­ет­ся в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «Приоритет-2030.Дальний Восток». Руко­во­дит рабо­той доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Анна Лит­ви­нен­ко.

– Про­ект назре­вал дав­но и на дан­ный момент инте­ре­сен не толь­ко нашим рыбо­про­мыш­лен­ни­кам, но и даже в боль­шей мере, оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лям кор­мов, – гово­рит науч­ный руко­во­ди­тель. – Ранее все рыбо­вод­ные заво­ды Саха­лин­ской обла­сти кор­ми­ли молодь лосо­сей про­ве­рен­ной про­дук­ци­ей дат­ско­го про­из­вод­ства, но с про­шло­го года пере­шли на оте­че­ствен­ные кор­ма, послед­ствия кото­рых для лосо­сей еще не вполне извест­ны. Теперь необ­хо­ди­мо изу­чить, насколь­ко рос­сий­ские кор­ма эффек­тив­ны при искус­ствен­ном вос­про­из­вод­стве и насколь­ко молодь после корм­ле­ния ими ока­жет­ся жиз­не­стой­кой и спо­соб­ной пре­одо­леть труд­но­сти после выпус­ка с рыбо­вод­ных заво­дов.

При этом перед учё­ны­ми сто­ит непро­стая зада­ча, посколь­ку пока отсут­ству­ет чёт­кое опре­де­ле­ние кри­те­ри­ев для моло­ди тихо­оке­ан­ских лосо­сей, харак­те­ри­зу­ю­щих её жиз­не­стой­кость и опи­сы­ва­ю­щих гема­то­ло­ги­че­ские, гисто­ло­ги­че­ские, био­хи­ми­че­ские и физио­ло­ги­че­ские пара­мет­ры перед выпус­ком.

Раз­роз­нен­ные иссле­до­ва­ния, кото­рые велись ранее, не поз­во­ля­ют собрать пол­ную кар­ти­ну воз­дей­ствия оте­че­ствен­ных кор­мов на молодь лосо­сей. Суще­ству­ю­щие на сего­дняш­ний день кри­те­рии огра­ни­чи­ва­ют­ся толь­ко весо­вы­ми пока­за­те­ля­ми с нор­мой для каж­до­го вида рыб, а иммун­ный ста­тус, состо­я­ние внут­рен­них орга­нов и дру­гие каче­ствен­ные пока­за­те­ли моло­ди лосо­сей, харак­те­ри­зу­ю­щие ее физио­ло­ги­че­ское состо­я­ние и спо­соб­ность выжить после выпус­ка – никак не отсле­жи­ва­ют­ся.

Таким обра­зом, цель дан­но­го про­ек­та – про­ве­де­ние мно­го­лет­них ком­плекс­ных иссле­до­ва­ний гисто­ло­ги­че­ских, гема­то­ло­ги­че­ских, био­хи­ми­че­ских пока­за­те­лей выпус­ка­е­мой с ЛРЗ моло­ди и ее мик­ро­эле­мент­но­го соста­ва с уче­том эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров сре­ды и срав­не­ни­ем с эта­лон­ной, дикой моло­дью.

Иссле­до­ва­ния будут про­во­дить­ся исхо­дя из задач, постав­лен­ных инду­стри­аль­ны­ми парт­нё­ра­ми. В каче­стве пло­ща­док пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­вать ЛРЗ всех рай­о­нов Саха­лин­ской обла­сти, вклю­чая север­ные и южные Кури­лы, с кото­ры­ми сей­час заклю­ча­ют­ся дого­во­ры о вза­и­мо­дей­ствии. В кор­пу­се СахГУ (на ул. Погра­нич­ной, 68) прак­ти­че­ски отре­мон­ти­ро­ва­но поме­ще­ние лабо­ра­то­рии, закуп­ле­но необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние для мас­штаб­но­го раз­вёр­ты­ва­ния иссле­до­ва­ний в рам­ках про­ек­та. Кон­суль­та­тив­ную под­держ­ку про­ек­та будет ока­зы­вать ВНИРО (г. Москва), веду­щие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные инсти­ту­ты РАН и вузы.

В тече­ние пяти лет рабо­ты над про­ек­том долж­ны быть сфор­ми­ро­ва­ны базы дан­ных и выра­бо­та­ны новые кри­те­рии, кото­рые в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся запа­тен­то­вать. Это даст пони­ма­ние каче­ствен­ных харак­те­ри­стик моло­ди, вскарм­ли­ва­е­мой опре­де­лён­ны­ми вида­ми кор­мов, и поз­во­лит вно­сить кор­рек­ти­ров­ки в про­цес­се выра­щи­ва­ния.

– Актив­ная фаза про­ек­та нач­нёт­ся с мая: мы при­сту­пим к сбо­ру мате­ри­а­ла на ста­дии ска­та. При­чём, пла­ни­ру­ет­ся сбор как искус­ствен­ной, так и есте­ствен­ной моло­ди с нере­сти­лищ для срав­не­ния харак­те­ри­стик моло­ди в раз­ных эко­ло­ги­че­ских усло­ви­ях, – пояс­ни­ла Анна Лит­ви­нен­ко.

Попут­но дан­ный про­ект уде­ля­ет повы­шен­ное вни­ма­ние под­го­тов­ке кад­ро­во­го соста­ва из чис­ла сту­ден­тов Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. В нача­ле сле­ду­ю­ще­го года маги­стры уни­вер­си­те­та – чле­ны коман­ды про­ек­та прой­дут обу­че­ние по мето­ди­кам гема­то­ло­ги­че­ско­го и гисто­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за. Эти навы­ки моло­дых спе­ци­а­ли­стов в даль­ней­шем будут реа­ли­зо­ва­ны на новом лабо­ра­тор­ном обо­ру­до­ва­нии.

Так слу­чи­лось, что сего­дня на всём Даль­нем Восто­ке нет спе­ци­а­ли­стов, исполь­зу­ю­щих в рабо­те эти мето­ди­ки ана­ли­за. Таким обра­зом, Саха­лин­ская область ста­нет пио­не­ром в дан­ном направ­ле­нии.

Вза­и­мо­дей­ствие учё­ных, про­из­во­ди­те­лей кор­мов при под­держ­ке ВНИРО и конеч­ных потре­би­те­лей в лице руко­во­ди­те­лей и спе­ци­а­ли­стов рыбо­вод­ных заво­дов поз­во­лит, в ито­ге, выдать каче­ствен­ный оте­че­ствен­ный про­дукт и улуч­шить состо­я­ние всей рыб­ной отрас­ли.

Объекты индустриального наследия и безопасность – семинар профессора СахГУ Евгения Боярова

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Института естественных наук и техносферной безопасности СахГУ Евгений Бояров на семинаре в рамках Зеркальных лабораторий представил цифровые технологии, которые можно применить для построения моделей безопасности объектов индустриального наследия.

101 просмотр
Читать

Забро­шен­ные шах­ты, мосты, заво­ды, систе­мы тон­не­лей и мно­же­ство дру­гих инду­стри­аль­ных объ­ек­тов нахо­дит­ся на ост­ро­ве Саха­лин. Это бога­тый источ­ник тех­но­ло­ги­че­ско­го и куль­тур­но­го раз­ви­тия чело­ве­че­ства, но они име­ют пря­мое вли­я­ние на без­опас­ность чело­ве­ка в совре­мен­ном обще­стве. Евге­ний Нико­ла­е­вич объ­яс­нил, что важ­ная зада­ча – про­ве­сти ката­ло­ги­за­цию и осмотр этих объ­ек­тов, что­бы понять, как их сде­лать без­опас­ны­ми для людей.

В рам­ках семи­на­ра про­фес­сор кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ рас­ска­зал о постро­е­нии раз­лич­ных моде­лей без­опас­но­сти объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия. Так, кон­цеп­ту­аль­ная модель – это пере­чень фак­то­ров, спи­сок источ­ни­ков и спи­сок уяз­ви­мо­стей. Инфор­ма­ци­он­ная (про­цесс­ная) модель вклю­ча­ет началь­ный уро­вень без­опас­но­сти объ­ек­та, управ­ле­ние и меха­низ­мы – 2 пото­ка (сред­ства защи­ты, пла­ны, инструк­ции и т.п.), три бло­ка деком­по­зи­ции – опи­са­ние, выяв­ле­ние, ней­тра­ли­за­ция мно­же­ства угроз.

© https://astv.ru/

На осно­ве этих моде­лей мож­но соста­вить мат­ри­цу угроз. Евге­ния Бояров под­черк­нул, что объ­ек­ты инду­стри­аль­но­го насле­дия, с одной сто­ро­ны, под­вер­га­ют­ся раз­лич­ным угро­зам. Это могут быть есте­ствен­ные ката­стро­фы, тех­но­ген­ные ава­рии, ван­да­лизм, непра­во­мер­ные дей­ствия и т.д. С дру­гой сто­ро­ны, такие объ­ек­ты сами могут являть­ся источ­ни­ком угроз для чело­ве­ка и окру­жа­ю­щей сре­ды. Таким обра­зом, воз­мож­ные опас­ные воз­дей­ствия рас­смат­ри­ва­ют­ся в 4 раз­ре­зах: вли­я­ние чело­ве­ка на окру­жа­ю­щую сре­ду и на объ­ект инду­стри­аль­но­го насле­дия, вли­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды на объ­ек­ты инду­стри­аль­но­го насле­дия, вли­я­ние объ­ек­та инду­стри­аль­но­го насле­дия на чело­ве­ка. С помо­щью дан­ных эле­мен­тов про­гно­зи­ро­ва­ния будет состав­лять­ся модель – мат­ри­ца оце­ни­ва­ния каче­ствен­но­го состо­я­ния ОИН в отно­ше­нии его без­опас­но­сти. 

Тема постро­е­ния моде­лей без­опас­но­сти объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия вызва­ла живой инте­рес у участ­ни­ков семи­на­ра: они зада­ли мно­го вопро­сов и полу­чи­ли на них исчер­пы­ва­ю­щие отве­ты. 

«Индустриальное» в фокусе научных исследований

Зеркальная лаборатория пермского кампуса ВШЭ и Сахалинского государственного университета.

130 просмотров
Читать

Участ­ни­ки зер­каль­ных лабо­ра­то­рий перм­ско­го кам­пу­са Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та — об идее про­ек­та, фор­ма­те, зада­чах и осо­бен­но­стях иссле­до­ва­ний.

Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра игра­ет осо­бую роль в судь­бе таких реги­о­нов, как Перм­ский край и Саха­лин­ская область. На их тер­ри­то­рии все­гда велась добы­ча полез­ных иско­па­е­мых или раз­ви­ва­лась тяже­лая про­мыш­лен­ность. В эпо­ху пост­ин­ду­стри­а­ли­за­ции мы можем осмыс­лить опыт про­шло­го и понять, как жили люди в инду­стри­аль­ный пери­од и в чем осо­бен­ность их куль­ту­ры и быта.

В 2022 году состо­я­лась экс­пе­ди­ция сту­ден­тов перм­ско­го кам­пу­са НИУ ВШЭ на ост­ров Саха­лин, где пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты изу­ча­ли позд­не­со­вет­скую инду­стри­аль­ную куль­ту­ру на при­ме­ре тру­до­во­го шах­тер­ско­го быта. В ходе экс­пе­ди­ции было собра­но мно­же­ство мате­ри­а­лов в виде интер­вью и архив­ных доку­мен­тов, а самое глав­ное — были нала­же­ны свя­зи с иссле­до­ва­те­ля­ми Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ). Через год мы объ­еди­ни­лись в сов­мест­ный про­ект в рам­ках кон­кур­са «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» по изу­че­нию инду­стри­аль­ной куль­ту­ры — «Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра: циф­ро­вые реше­ния для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы».

— Како­ва общая идея про­ек­та?

Лилия Пан­те­ле­е­ва, доцент депар­та­мен­та ино­стран­ных язы­ков НИУ ВШЭ — Пермь, руко­во­ди­тель про­ек­та

— Совре­мен­ный всплеск инте­ре­са к инду­стри­аль­ной эпо­хе и ее насле­дию про­дик­то­ван мощ­но­стью импуль­са, кото­рый она при­да­ла циви­ли­за­ци­он­но­му раз­ви­тию, а так­же вели­чи­ной и дли­тель­но­стью ее куль­тур­но-эко­но­ми­че­ских эффек­тов. Деин­ду­стри­а­ли­за­ция и реин­ду­стри­а­ли­за­ция про­из­водств вле­кут за собой мно­же­ство тех­но­ло­ги­че­ских и гума­ни­тар­ных вопро­сов, бла­го­да­ря чему в нау­ке появ­ля­ют­ся отдель­ные направ­ле­ния, свя­зан­ные с осмыс­ле­ни­ем миро­вой про­мыш­лен­ной транс­фор­ма­ции, — инду­стри­аль­ная социо­ло­гия, инду­стри­аль­ная антро­по­ло­гия, инду­стри­аль­ная исто­рия, инду­стри­аль­ная эко­но­ми­ка, инду­стри­аль­ный туризм.

Вме­сте с тем содер­жа­ние и спе­ци­фи­ка мен­таль­но­го про­стран­ства инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, а так­же его транс­фор­ма­ция под вли­я­ни­ем пост­ин­ду­стри­аль­ных фак­то­ров до сих пор не ста­но­ви­лись объ­ек­том отдель­но­го иссле­до­ва­ния. В нау­ке нет ком­плекс­но­го опи­са­ния ядер­ных и пери­фе­рий­ных, уни­каль­ных и серий­ных, дис­крет­ных и недис­крет­ных, уни­вер­саль­ных и спе­ци­фи­че­ских смыс­лов инду­стри­аль­ной куль­ту­ры. Не под­вер­гал­ся спе­ци­аль­но­му ана­ли­зу вопрос о спе­ци­фи­ке пере­хо­да тех­но­ло­ги­че­ско­го зна­ния в куль­тур­ные цен­но­сти и далее — в регу­ля­ти­вы пове­де­ния в про­фес­си­о­наль­ной и быто­вой сре­де.

Под­ход к опи­са­нию обо­зна­чен­ных лакун неиз­беж­но свя­зан с поис­ком адек­ват­ной меж­дис­ци­пли­нар­ной мето­до­ло­гии, а так­же таких спо­со­бов про­фес­си­о­наль­ной ком­му­ни­ка­ции, кото­рые бы ока­зы­ва­ли эффек­тив­ное вли­я­ние на рас­ши­ре­ние науч­ных кол­ла­бо­ра­ций как со сто­ро­ны иссле­до­ва­те­лей, так и со сто­ро­ны хра­ни­те­лей инду­стри­аль­но­го насле­дия. Соот­вет­ству­ю­щие мето­ди­ки состав­ля­ют суть наше­го про­ек­та и дела­ют его по-насто­я­ще­му новым и ост­ро акту­аль­ным.

Про­ект впер­вые пред­ла­га­ет ком­плекс­ный меж­дис­ци­пли­нар­ный под­ход к иссле­до­ва­нию «инду­стри­аль­но­го» как циви­ли­за­ци­он­ной плат­фор­мы XIXXX веков и как фено­ме­на совре­мен­ной куль­тур­ной памя­ти. Впер­вые будет раз­ра­бо­та­на авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная поис­ко­вая систе­ма, реа­ли­зо­ван­ная на исто­ри­ко-антро­по­ло­ги­че­ских источ­ни­ках об инду­стри­аль­ной куль­ту­ре и мемо­ра­тах о ней. Новиз­ной харак­те­ри­зу­ет­ся и пред­ла­га­е­мая в про­ек­те про­грам­ма орга­ни­за­ции меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­ной иссле­до­ва­тель­ской сре­ды, кото­рая направ­ле­на на инте­гра­цию в кон­крет­ное науч­ное про­стран­ство спе­ци­а­ли­стов из музеев.

Алек­сандра Сала­то­ва, доцент кафед­ры социо­ло­гии СахГУ, руко­во­ди­тель про­ек­та

— Общая идея про­ек­та явля­ет­ся рас­ши­ре­ни­ем одной нашей иссле­до­ва­тель­ской темы. В 2021 году мы нача­ли зани­мать­ся изу­че­ни­ем антро­по­ло­гии шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта. В рам­ках это­го иссле­до­ва­ния состо­я­лась науч­ная экс­пе­ди­ция на Саха­лин в сен­тяб­ре 2022 года. В тече­ние 10 дней в рам­ках экс­пе­ди­ции «Соци­о­куль­тур­ная антро­по­ло­гия шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта в СССР» уче­ные и сту­ден­ты про­во­ди­ли интер­вью с вете­ра­на­ми шахт Саха­лин­ской обла­сти, иссле­до­ва­ли фото­гра­фии и дру­гие объ­ек­ты исто­ри­че­ско­го насле­дия в музе­ях и архи­вах. Экс­пе­ди­ци­он­ный марш­рут был про­ло­жен по при­гра­нич­но­му реги­о­ну стра­ны и поз­во­лил собрать све­де­ния о шах­тер­ской куль­ту­ре совет­ских шахт «Мга­чи», «Мака­рьев­ка», «Октябрь­ская», «Арко­во», «Тих­ме­нев­ская», «Удар­нов­ская», «Угле­гор­ская», «Бош­ня­ко­во», «Тель­нов­ская», «Шебу­ни­но», «Гор­но­за­вод­ская», «Шах­та №1/3», «Мака­ров­ская», «Шах­та №14», «Долин­ская», «Южно-Саха­лин­ская».

Мы собра­ли мно­го цен­ной инфор­ма­ции о шах­тер­ской куль­ту­ре, осо­бен­но­стях тру­до­вой жиз­ни. Я сама состав­ля­ла марш­рут с уче­том инфор­ма­тив­но­сти и логи­сти­че­ской обос­но­ван­но­сти. Одна­ко очень быст­ро ста­ло понят­но, что тема слиш­ком узка и локаль­на. Было реше­но ее рас­ши­рить, учесть боль­шую иссле­до­ва­тель­скую палит­ру.

В 2023 году состо­я­лась вто­рая сту­ден­че­ская науч­но-иссле­до­ва­тель­ская экс­пе­ди­ция, посвя­щен­ная изу­че­нию тру­до­вой и быто­вой куль­ту­ры людей раз­ных про­фес­сий. В этот раз участ­ни­ки езди­ли в Кудым­кар, сфо­ку­си­ро­ва­лись на исто­рии тру­до­вых мигран­тов из наци­о­наль­ных рес­пуб­лик СССР, посту­пив­ших на рабо­ту в трест «Коми­перм­лес» в Моло­тов­ской обла­сти. Опять был собран очень боль­шой объ­ем мате­ри­а­ла. И мысль о созда­нии мас­штаб­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та ста­ла оче­вид­ной.

В осно­ве нашей идеи циф­ро­вых реше­ний для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы лежит жела­ние делить­ся нара­бот­ка­ми по изу­че­нию инду­стри­аль­но­го насле­дия. Обыч­но про­ис­хо­дит так: иссле­до­ва­тель собрал мате­ри­ал, изу­чил инте­ре­су­ю­щие его аспек­ты, издал ста­тью, кни­гу или учеб­ное посо­бие, и всё. Сам мате­ри­ал лежит мерт­вым гру­зом. А ведь, кро­ме изу­чен­но­го аспек­та, в нем может най­тись еще мно­го все­го инте­рес­но­го для дру­гих иссле­до­ва­те­лей. Так мы при­шли к идее созда­ния антро­по­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са. Но кор­пус дол­жен жить, напол­нять­ся, иссле­до­вать­ся дру­ги­ми уче­ны­ми. Зна­чит, нам нуж­на целая иссле­до­ва­тель­ская эко­си­сте­ма и плат­фор­ма, на кото­рой все это будет раз­ме­ще­но. Мы ста­вим перед собой амби­ци­оз­ную зада­чу по созда­нию цело­го иссле­до­ва­тель­ско­го комью­ни­ти, объ­еди­нен­но­го иде­ей изу­че­ния инду­стри­аль­но­го насле­дия нашей стра­ны. Пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных школ и направ­ле­ний смо­гут допол­нять наш антро­по­ло­ги­че­ский кор­пус и про­во­дить на его мате­ри­а­лах соб­ствен­ные иссле­до­ва­ния по инте­ре­су­ю­щей их тема­ти­ке.

Нам пред­сто­ит боль­шая рабо­та не толь­ко тех­ни­че­ско­го и науч­но­го пла­на, но и в направ­ле­нии комью­ни­ти-менедж­мен­та, вза­и­мо­дей­ствия с реги­о­наль­ны­ми иссле­до­ва­тель­ски­ми цен­тра­ми и музе­я­ми (имен­но эти орга­ни­за­ции обла­да­ют огром­ным пла­стом неис­сле­до­ван­но­го мате­ри­а­ла). Пер­вое наше мас­штаб­ное меро­при­я­тие по созда­нию иссле­до­ва­тель­ско­го комью­ни­ти состо­ит­ся уже в нояб­ре 2023 года. Мы нач­нем рабо­ту с целым рядом перм­ских и саха­лин­ских музеев, рас­ска­жем им об идее созда­ния иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы, най­дем точ­ки сопри­кос­но­ве­ния и вза­им­но­го раз­ви­тия.

— Как выстро­ен фор­мат про­ек­та?

Алек­сандр Глуш­ков, доцент кафед­ры гума­ни­тар­ных дис­ци­плин НИУ ВШЭ — Пермь

— Про­ект «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии», кото­рый Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки реа­ли­зу­ет уже несколь­ко лет, помо­га­ет объ­еди­нить уси­лия науч­ных кол­лек­ти­вов раз­ных обра­зо­ва­тель­ных инсти­ту­ций Рос­сии для про­ве­де­ния иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты. Раз­ви­вая внут­ри­рос­сий­ское науч­ное сотруд­ни­че­ство, про­ект созда­ет уни­каль­ные науч­ные кол­лек­ти­вы, кото­рые в иных обсто­я­тель­ствах не смог­ли бы сфор­ми­ро­вать­ся.

Первую часть иссле­до­ва­тель­ской груп­пы состав­ля­ют сотруд­ни­ки Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, вто­рую — уче­ные из вуза-парт­не­ра, Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Вме­сте мы рабо­та­ем над реше­ни­ем зара­нее сфор­му­ли­ро­ван­ных иссле­до­ва­тель­ских задач, про­во­дя семи­на­ры и мастер-клас­сы, орга­ни­зо­вы­вая ста­жи­ров­ки, созда­вая науч­ные ста­тьи, базы дан­ных и т.д.

Подоб­ный фор­мат рабо­ты неиз­беж­но ведет к повы­ше­нию эффек­тив­но­сти вза­и­мо­дей­ствия не толь­ко в иссле­до­ва­тель­ской, но и в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре, ведь в про­ек­те задей­ство­ва­ны как пре­по­да­ва­те­ли, науч­ные сотруд­ни­ки, так и сту­ден­ты и моло­дые иссле­до­ва­те­ли из ВШЭ и вузов-парт­не­ров. «Зер­каль­ность» про­ек­та пред­по­ла­га­ет рав­ную сте­пень заин­те­ре­со­ван­но­сти в резуль­та­тах сов­мест­ной рабо­ты.

Кон­курс «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» уже дока­зал свою эффек­тив­ность, в том чис­ле на при­ме­ре про­ек­тов перм­ско­го кам­пу­са Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, реа­ли­зо­ван­ных сов­мест­но с вуза­ми-парт­не­ра­ми. Уве­рен, так будет и в даль­ней­шем.

— Как сло­жи­лась коман­да про­ек­та?

Евге­ний Бояров, про­фес­сор кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ

— Наша коман­да — это откры­тая систе­ма, кото­рая вобра­ла в себя про­фес­си­о­на­лов, насто­я­щих иссле­до­ва­те­лей, гото­вых сози­дать. Важ­ней­ший прин­цип рабо­ты — науч­ная коопе­ра­ция и муль­ти­дис­ци­пли­нар­ность. Имен­но так мы смо­жем изу­чить про­бле­ма­ти­ку инду­стри­аль­но­го насле­дия мно­го­ас­пект­но, со всех углов зре­ния. Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии как нель­зя луч­ше под­хо­дят для вза­и­мо­дей­ствия науч­ных кол­лек­ти­вов. Соби­рая луч­шие реги­о­наль­ные науч­ные прак­ти­ки, наши коман­ды выстра­и­ва­ют мно­го­век­тор­ное вза­и­мо­дей­ствие. Для меня про­ект «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — это воз­мож­ность пора­бо­тать в друж­ной и инте­рес­ной коман­де, спо­соб­ной достичь мно­го­го вме­сте.

Поче­му Пермь и Саха­лин? Мы такие раз­ные, но нас объ­еди­ня­ют общие идеи — изу­чить все то, что доста­лось нам из про­шло­го, во имя раз­ви­тия буду­ще­го. На тер­ри­то­рии наших реги­о­нов мно­же­ство сви­де­тельств ста­нов­ле­ния, раз­ви­тия, про­цве­та­ния и зака­та инду­стри­аль­ной эпо­хи. Изу­чить это — зна­чит понять, как нам жить и стро­ить новый пост­пост­ин­ду­стри­аль­ный мир.

При­нять уча­стие в нашем про­ек­те очень про­сто. Доста­точ­но любить нау­ку и не боять­ся искать новое. Ведь имен­но новые, даже самые неве­ро­ят­ные идеи могут стать осно­вой боль­шой исто­рии, кото­рая най­дет реа­ли­за­цию в круп­ном меж­ре­ги­о­наль­ном иссле­до­ва­нии.

Вален­ти­на Бред­не­ва, доцент кафед­ры юрис­пру­ден­ции СахГУ

— Все участ­ни­ки про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — уче­ные с солид­ным бэк­гра­ун­дом и опы­том в НИР. У меня это пятый грант в науч­ной копил­ке. Мое сотруд­ни­че­ство с иссле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вом ВШЭ длит­ся вто­рой год. Все нача­лось с круг­ло­го сто­ла, кото­рый мы про­во­ди­ли сов­мест­но с Выс­шей шко­лой эко­но­ми­ки для участ­ни­ков науч­ной экс­пе­ди­ции «Соци­о­куль­тур­ная антро­по­ло­гия шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта в СССР» в 2022 году. Тогда полу­чи­лась очень душев­ная инте­рес­ная дис­кус­сия о про­бле­мах и воз­мож­но­стях защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. В пла­нах еще мно­го меро­при­я­тий и пуб­ли­ка­ций, кото­рые могут быть инте­рес­ны широ­ко­му кру­гу лиц бла­го­да­ря меж­дис­ци­пли­нар­но­сти и прак­ти­че­ской ори­ен­ти­ро­ван­но­сти.

— Какие ожи­да­ния от уча­стия в про­ек­те?

Свет­ла­на Абра­мо­ва, доцент, заве­ду­ю­щая кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ

— Уча­стие в про­ек­те — это не про­сто инте­рес­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, но и воз­мож­ность вклю­чить­ся в рабо­ту с круп­ным науч­ным парт­не­ром. Мои ожи­да­ния от такой сов­мест­ной рабо­ты — поиск общих под­хо­дов, прин­ци­пов, идей по воз­мож­но­сти инте­гра­ции и реин­те­гра­ции объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия в совре­мен­ное инфор­ма­ци­он­ное поле с целью вос­со­зда­ния исто­ри­че­ской памя­ти о геро­и­че­ских подви­гах пере­до­ви­ков про­из­вод­ства, на кото­рых будет рав­нять­ся совре­мен­ная моло­дежь.

Мы все долж­ны знать и пом­нить свою исто­рию, осо­бен­но ее слож­ные пери­о­ды, свя­зан­ные с раз­лич­ны­ми вызо­ва­ми, опас­но­стя­ми и угро­за­ми. Ведь имен­но пони­ма­ние такой важ­ной и мно­го­ас­пект­ной кате­го­рии, как «опас­ность», поз­во­лит обес­пе­чить устой­чи­вое раз­ви­тие и без­опас­ное суще­ство­ва­ние чело­ве­ка в мире, зна­чи­тель­но повы­сив уро­вень без­опас­но­сти и ком­фор­та жиз­ни. Поэто­му важ­ней­ший при­клад­ной резуль­тат нашей рабо­ты для меня — это иден­ти­фи­ци­ро­вать мно­го­об­раз­ные опас­ные фак­то­ры объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия, кото­рых на тер­ри­то­рии наше­го реги­о­на насчи­ты­ва­ет­ся мно­гие сот­ни. А важ­ней­ший мета­ре­зуль­тат нашей коопе­ра­ции — это рас­ши­ре­ние науч­но­го вза­и­мо­дей­ствия и воз­мож­ность задей­ство­вать в сво­ей рабо­те огром­ный науч­ный и прак­ти­че­ский потен­ци­ал наших парт­не­ров.

Алек­сандра Сажи­на, доцент депар­та­мен­та менедж­мен­та НИУ ВШЭ — Пермь

— Хочет­ся полу­чить опыт рабо­ты в меж­дис­ци­пли­нар­ной коман­де, вме­сте под­го­то­вить иссле­до­ва­тель­ские про­ек­ты, кото­рые будут инте­рес­ны и полез­ны широ­ко­му кру­гу людей.

— Какое место в рабо­те отво­дит­ся сту­ден­там и моло­дым иссле­до­ва­те­лям?

Ната­лья Пота­по­ва, про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ

— Сту­ден­ты и моло­дые иссле­до­ва­те­ли-исто­ри­ки в нашем про­ек­те сфо­ку­си­ро­ва­ны на рабо­те с архив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми и фон­да­ми Саха­лин­ско­го област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея. Направ­ле­ние поис­ка — выяв­ле­ние доку­мен­таль­ных источ­ни­ков по исто­рии рыб­ной и уголь­ной инду­стрии. Парал­лель­но про­во­дит­ся интер­вью­и­ро­ва­ние вете­ра­нов отрас­лей — работ­ни­ков раз­но­го уров­ня с целью сбо­ра нар­ра­ти­ва о том, как отрас­ли пере­жи­ва­ли пери­од пост­со­вет­ской транс­фор­ма­ции. Науч­ным резуль­та­том иссле­до­ва­ния ста­нет фор­ми­ро­ва­ние кор­пу­са источ­ни­ков по исто­рии инду­стри­аль­но­сти в реги­оне. Ана­лиз и обоб­ще­ния, сде­лан­ные в ходе поис­ко­вой рабо­ты сту­ден­та­ми и моло­ды­ми уче­ны­ми, будут пред­став­ле­ны в фор­ма­те науч­ных ста­тей на кон­фе­рен­ци­ях раз­лич­но­го уров­ня.

Ека­те­ри­на Ильи­на, стар­ший пре­по­да­ва­тель депар­та­мен­та ино­стран­ных язы­ков НИУ ВШЭ — Пермь

— Вовле­че­ние сту­ден­тов в про­ект — одна из важ­ных задач наше­го про­ек­та. Мы пла­ни­ру­ем при­вле­кать моло­дых иссле­до­ва­те­лей для сов­мест­ной реа­ли­за­ции кон­крет­ных науч­ных задач. Это могут быть отдель­ные про­ек­ты в рам­ках наше­го, а так­же кон­фе­рен­ции, диплом­ные и кур­со­вые рабо­ты.

— Как мож­но свя­зать­ся с чле­на­ми коман­ды и подроб­нее узнать о про­ек­те?

Еле­на Доро­жев­ская, инфор­ма­ци­он­ное сопро­вож­де­ние про­ек­та

— Отсле­жи­вать резуль­та­ты сотруд­ни­че­ства НИУ ВШЭ — Пермь и СахГУ в рам­ках про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» мож­но на стра­ни­це про­ек­та, где пуб­ли­ку­ют­ся анон­сы меро­при­я­тий, ново­сти о про­шед­ших собы­ти­ях, встре­чах, круг­лых сто­лах и инфор­ма­ция о про­ве­ден­ных семи­на­рах.

«NAUKA 0+» продолжает знакомить школьников с особенностями иностранных языков

Институт филологии, философии, истории и востоковедения продолжает свои занятия в рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA+0».

174 просмотра
Читать

Для уче­ни­ков Гим­на­зии №1 им А.С. Пуш­ки­на про­шла дис­кус­си­он­ная пло­щад­ка «Куль­тур­ное насле­дие англо­языч­но­го мира». Участ­ни­ка­ми меро­при­я­тия ста­ли сту­ден­ты 1 и 2 кур­сов неязы­ко­вых направ­ле­ний в рам­ках кон­цеп­ции углуб­лен­но­го изу­че­ния англий­ско­го язы­ка под руко­вод­ством доцен­та кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Ри Шин Хян и стар­ше­го пре­по­да­ва­те­ля ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Марии Седель­ни­ко­вой.

Участ­ни­ки встре­чи обсу­ди­ли темы свя­зан­ные с куль­тур­ным насле­ди­ем, рас­ши­ри­ли зна­ния по исто­рии, куль­ту­ре, тра­ди­ци­ям, обы­ча­ям англо­языч­но­го мира и совре­мен­ным тен­ден­ци­ям раз­ви­тия англий­ско­го язы­ка.

В этот же день про­шла еще одна лек­ция для гим­на­зи­стов и сту­ден­тов ИФИ­иВ о воз­мож­но­стях инфо­гра­фи­ки от учи­те­ля англий­ско­го язы­ка Оль­ги Шаба­ло­вой.

Наш Фести­валь про­дол­жа­ет свою рабо­ту. Для школь­ни­ков, сту­ден­тов СПО и ВО откры­ты фор­мы для реги­стра­ции 13, 14 и 16 декаб­ря.

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

СахГУ стал победителем федеральной программы «Передовые инженерные школы»

Проект передовой инженерной школы СахГУ «Инженерия островов» стал победителем второй волны конкурсного проекта Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» (ПИШ).

378 просмотров
Читать

Об ито­гах кон­курс­но­го отбо­ра сооб­щил вице-пре­мьер Дмит­рий Чер­ны­шен­ко на опе­ра­тив­ном сове­ща­ние с пре­мьер-мини­стром Миха­и­лом Мишу­ст­и­ным.

Одна из клю­че­вых целей феде­раль­но­го про­ек­та — под­го­тов­ка высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных инже­нер­ных кад­ров, спо­соб­ных обес­пе­чить стране сохра­не­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та. К кон­цу 2023 года коли­че­ство сту­ден­тов пере­до­вых инже­нер­ных школ пре­вы­си­ло 6 тысяч чело­век. По пору­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на к обу­че­нию в них при­вле­ка­ют­ся и талант­ли­вые школь­ни­ки, рас­смат­ри­ва­ю­щие для себя полу­че­ние инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния.

Заме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Дмит­рий Чер­ны­шен­ко отме­тил, что для реа­ли­за­ции мега­про­ек­тов необ­хо­ди­мы соот­вет­ству­ю­щие кад­ры, и созда­ние пере­до­вых инже­нер­ных шко­лы как раз наце­ле­но на реше­ние этой зада­чи.

- За два года на их под­держ­ку из феде­раль­но­го бюд­же­та было выде­ле­но 12,6 млрд руб. При этом поряд­ка 4,3 млрд руб. при­вле­че­но из вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков. Это гово­рит о вос­тре­бо­ван­но­сти про­ек­та со сто­ро­ны инду­стри­аль­ных парт­не­ров. В рабо­ту школ вклю­че­но более 150 высо­ко­тех­но­ло­гич­ных ком­па­ний. Они не про­сто финан­си­ру­ют про­грам­мы ПИШ, но и участ­ву­ют в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се и наце­ле­ны на тру­до­устрой­ство выпуск­ни­ков в сво­их ком­па­ни­ях. Это созда­ет новое каче­ство наше­го инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния. Такая синер­гия вузов и пред­при­я­тий направ­ле­на так­же на раз­ра­бот­ки для реаль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки», — ска­зал вице-пре­мьер.

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет стал вто­рым вузом на Даль­нем Восто­ке, где будет реа­ли­зо­вы­вать­ся про­ект пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы. Основ­ная тема ПИШ Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та — это под­го­тов­ка кад­ров для реа­ли­за­ци­и­но­вых про­ек­тов в обла­сти энер­ге­ти­ки и раз­ви­тие водо­род­ных тех­но­ло­гий. Парт­не­ра­ми ПИШ высту­па­ют 10 высо­ко­тех­но­ло­гич­ных ком­па­ний, реа­ли­зу­ю­щих про­ек­ты в Саха­лин­ской обла­сти и два уни­вер­си­те­та – МГТУ им. Бау­ма­на и МФТИ.

- Побе­да Саха­лин­ской обла­сти в феде­раль­ном кон­кур­се – ещё один шаг в раз­ви­тии глав­но­го ост­ров­но­го вуза. Бла­го­да­ря реше­нию феде­раль­но­го пра­ви­тель­ства создать на базе СахГУ инже­нер­ную шко­лу наш уни­вер­си­тет вста­нет в один ряд с круп­ней­ши­ми вуза­ми стра­ны, где уже суще­ству­ют такие науч­ные под­раз­де­ле­ния, – отме­тил губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко. – Мы уже запу­сти­ли про­ект по обу­че­нию школь­ни­ков есте­ствен­ным нау­кам в СахГУ. К нему при­со­еди­ни­лись более 900 талант­ли­вых ребят. Пла­ни­ру­ем, что в даль­ней­шем они ста­нут сту­ден­та­ми новей­ше­го кам­пу­са Саха­линTech, кото­рый воз­во­дим в рам­ках ини­ци­и­ро­ван­но­го пре­зи­ден­том Вла­ди­ми­ром Пути­ным наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты». Серд­цем обра­зо­ва­тель­ных про­грамм наше­го вуза и ста­нет инже­нер­ная шко­ла, кото­рая будет гото­вить кад­ры для вос­тре­бо­ван­ных отрас­лей».

Дея­тель­ность ПИШ СахГУ «Инже­не­рия ост­ро­вов», в первую оче­редь, будет направ­ле­на на реше­ние кри­ти­че­ски важ­ной зада­чи для всей стра­ны – это пере­ход от инже­нер­ной под­го­тов­ки к вос­тре­бо­ван­но­му и каче­ствен­но­му инже­нер­но­му обра­зо­ва­нию. Это озна­ча­ет, что спе­ци­а­лист на выхо­де из вуза пони­ма­ет, как и в каком направ­ле­нии будет раз­ви­вать­ся инду­стрия, обла­да­ет ком­пе­тен­ци­я­ми по фор­ми­ро­ва­нию и реа­ли­за­ции про­ек­тов пол­но­го жиз­нен­но­го цик­ла. Обу­че­ние сту­ден­тов будет про­хо­дить в тес­ной связ­ке с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми.

Для реа­ли­за­ции заду­ман­но­го у СахГУ есть серьез­ный задел – это клю­че­вые инсти­ту­ты и кол­ле­джи, в кото­рых на сего­дняш­ний день по инже­нер­ным спе­ци­аль­но­стям выс­ше­го и сред­не­го обра­зо­ва­ния обу­ча­ет­ся око­ло 2000 сту­ден­тов. В СахГУ реа­ли­зу­ет водо­род­ный про­ект в рам­ках науч­ной про­грам­мы НОЦ «Север: тер­ри­то­рия устой­чи­во­го раз­ви­тия», а госу­дар­ствен­ное зада­ние, направ­лен­ное на созда­ние кар­бо­но­вых поли­го­нов и низ­ко­уг­ле­род­ных тех­но­ло­гий. В уни­вер­си­те­те рабо­та­ет моло­деж­ная лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока, в мар­те сле­ду­ю­ще­го года будет создан водо­род­ный поли­гон для отра­бот­ки тех­но­ло­гий полу­че­ния, хра­не­ния и исполь­зо­ва­ния водо­ро­да и мета­но-водо­род­ных сме­сей. Фор­ми­ру­ет­ся кла­стер хими­ко-эко­ло­ги­че­ских лабо­ра­то­рий, создан ряд лабо­ра­то­рии ИТ и Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та. СахГУ явля­ет­ся участ­ни­ком про­грам­мы ака­де­ми­че­ско­го стра­те­ги­че­ско­го лидер­ства «Приоритет-2030.Дальний Восток».

– Инже­нер­ный блок ста­нет креп­ким фун­да­мен­том для наше­го кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech, кото­рый появит­ся у нас уже через три года. Имен­но поэто­му сей­час мы начи­на­ем созда­вать вос­тре­бо­ван­ные направ­ле­ния под­го­тов­ки и фор­ми­ро­вать науч­ные век­то­ры. Для реа­ли­за­ции постав­лен­ных задач в обра­зо­ва­нии и нау­ке у нас будет сфор­ми­ро­ва­на совре­мен­ная науч­но-тех­но­ло­ги­че­ская инфра­струк­ту­ра, кото­рая поз­во­лит не толь­ко обу­чать сту­ден­тов, но и про­во­дить иссле­до­ва­ния на перед­нем крае нау­ки. Инфра­струк­ту­ра будет созда­на при под­держ­ке биз­нес-парт­не­ров, кото­рые заин­те­ре­со­ва­ны не толь­ко в кад­рах, но и раз­ви­тии тех­но­ло­гий и инду­стрии. – отме­ча­ет и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

«Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы» — феде­раль­ный про­ект, создан­ный на осно­ве одной из 42 стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рые утвер­дил Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Миха­ил Мишу­ст­ин. В 2022 году по ито­гам кон­курс­но­го отбо­ра побе­ди­те­ля­ми про­ек­та ста­ли 30 уни­вер­си­те­тов из 15 субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Во вто­рой волне отбо­ра в 2023 году были заслу­ша­ны 57 пре­тен­ден­тов из 40 реги­о­нов, таким обра­зом их чис­ло уве­ли­чит­ся до 50, при­чем в 8 реги­о­нах они будут созда­ны впер­вые.

Для учеников школы №16 провели тематический урок «История оружия»

Он прошел в рамках военно-патриотического воспитания молодежи.

99 просмотров
Читать

Урок про­вел стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ Андрей Зава­ли­шин. Ребя­та смог­ли нагляд­но посмот­реть и потро­гать репли­ки и мас­со­га­ба­рит­ные маке­ты суще­ство­вав­ших и суще­ству­ю­щих образ­цов воору­же­ния. Им рас­ска­за­ли как про­ис­хо­ди­ла эво­лю­ция ору­жия от кам­ня с пал­кой до авто­ма­та и что под­тал­ки­ва­ло чело­ве­ка посто­ян­но совер­шен­ство­вать ору­жие. Кро­ме того, уче­ни­кам объ­яс­ни­ли пра­ви­ла без­опас­но­сти при исполь­зо­ва­нии ору­жия, а самое глав­ное «куль­ту­ру» обра­ще­ния с ору­жи­ем.

Во вре­мя заня­тий был сде­лан акцент на раз­ра­бот­ки оте­че­ствен­ных ору­жей­ни­ков, а так­же про­ве­де­на связь, меж­ду дости­же­ни­я­ми изоб­ре­та­те­лей с хоро­ши­ми учеб­ны­ми резуль­та­та­ми школь­ни­ков.

Во вре­мя уро­ка школь­ни­ки мог­ли взять в руки раз­лич­ные образ­цы воору­же­ния и при­ме­рить защит­ную аму­ни­цию. Ребя­там подоб­ный интер­ак­тив­ный под­ход понра­вил­ся и в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти ряд заня­тий и для дру­гих млад­ше­класс­ни­ков.

В 2024 году стартует новый дальневосточный трек проекта «Женщины: Школа наставничества»

Участницами станут студентки университетов Дальневосточного федерального округа.

96 просмотров
Читать

Про­ект Мино­бр­на­у­ки Рос­сии направ­лен на под­держ­ку сту­ден­ток в нача­ле их карьер­но­го пути. Его цель — создать моти­ви­ру­ю­щую сре­ду, в кото­рой бла­го­да­ря под­держ­ке настав­ниц девуш­ки смо­гут погру­зить­ся в буду­щую про­фес­сию, а так­же сфор­ми­ро­вать спектр мяг­ких навы­ков. 

В настав­ни­цы про­ек­та при­гла­ше­ны успеш­ные жен­щи­ны, состо­яв­ши­е­ся в биз­не­се, поли­ти­ке, обра­зо­ва­нии и нау­ке. Все жен­щи­ны рабо­та­ют в реги­о­нах Даль­не­го Восто­ка, а зна­чит, смо­гут пере­дать опыт успеш­ной реа­ли­за­ции про­ек­тов имен­но на этой тер­ри­то­рии. 

Напом­ним, в сен­тяб­ре 2023 года в рам­ках Восточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фору­ма Оль­га Пет­ро­ва объ­яви­ла о созда­нии даль­не­во­сточ­но­го тре­ка про­ек­та «Жен­щи­ны: Шко­ла настав­ни­че­ства». Его участ­ни­ца­ми ста­нут сту­дент­ки вузов Даль­не­го Восто­ка, а сре­ди настав­ниц — жен­щи­ны-лиде­ры, чья дея­тель­ность свя­за­на с раз­ви­ти­ем мак­ро­ре­ги­о­на.

Про­ект «Жен­щи­ны: Шко­ла настав­ни­че­ства» стар­то­вал в апре­ле 2022 года под эги­дой Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Сей­час реа­ли­зу­ет­ся вто­рой сезон. В тече­ние это­го года был дан старт еще 4 новым тре­кам — «Нау­ки и тех­но­ло­гии», «Кре­а­тив­ные инду­стрии», «Обра­зо­ва­ние и инно­ва­ции» (сов­мест­но с Госкор­по­ра­ци­ей «Ростех») и «Биз­нес-трек».

Про­ект вклю­чен в план меро­при­я­тий Наци­о­наль­ной стра­те­гии дей­ствий в инте­ре­сах жен­щин на 2023–2030 годы, а так­же в план меро­при­я­тий Года педа­го­га и настав­ни­ка.

Более 150 школьников из Южно-Сахалинска посетили занятия и мастер-классы в рамках фестиваля науки «NAUKA 0+»

К фестивалю науки «NAUKA 0+» присоединился технический нефтегазовый институт.

99 просмотров
Читать

Меро­при­я­тия охва­ты­ва­ли школь­ни­ков от 7 до 11 клас­сов. Для ребят были про­ве­де­ны 10 меро­при­я­тий, кото­рые носи­ли прак­ти­че­скую направ­лен­ность

Школь­ни­кам был пред­став­лен мастер-класс по гео­эко­ло­ги­че­ской оцен­ке тер­ри­то­рии, в ходе кото­ро­го они мог­ли обра­бо­тать дан­ные о поч­ве, кли­ма­ти­че­ские дан­ные, дан­ные о рас­ти­тель­но­сти и живот­ном мире.

Осо­бый инте­рес вызва­ли мастер-клас­сы по ТИМ-моде­ли­ро­ва­нию, кото­рое поз­во­ля­ет эффек­тив­но исполь­зо­вать ресур­сы и навы­ки каж­до­го участ­ни­ка, спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ком­му­ни­ка­ции и созда­нию команд­но­го духа.

Млад­шую воз­раст­ную груп­пу при­влек мастер-класс по экс­плу­а­та­ции авто­мо­биль­но­го транс­пор­та, в ходе кото­ро­го школь­ни­ки озна­ко­ми­лись с рабо­той КАМА­За в кабине-симу­ля­то­ре.

Буду­щим стро­и­те­лям инте­рес­ны были мастер-клас­сы по стро­и­тель­ству зда­ний для школь­ни­ков, где они узна­ли об основ­ных эта­пах стро­и­тель­но­го про­цес­са, начи­ная от про­ек­ти­ро­ва­ния зда­ния и закан­чи­вая его стро­и­тель­ством. Они так­же позна­ко­ми­лись с раз­лич­ны­ми стро­и­тель­ны­ми мате­ри­а­ла­ми и их свой­ства­ми.

Учи­ты­вая спе­ци­фи­ку реги­он, боль­шо­му коли­че­ству школь­ни­ков были инте­рес­ны мастер-клас­сы по неф­те­га­зо­во­му делу, где школь­ни­ки узна­ли о соста­ве неф­ти и газа, свой­ствах угле­во­ро­до­ро­дов, их физи­че­ских свой­ствах.

Наш Фести­валь про­дол­жа­ет свою рабо­ту. Для школь­ни­ков, сту­ден­тов СПО и ВО откры­ты фор­мы для реги­стра­ции 13, 14 и 16 декаб­ря.

Озна­ко­мить­ся с про­грам­мой уча­стия Саха­лин­ской госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та во Все­рос­сий­ском Фести­ва­ле нау­ки и прой­ти реги­стра­цию мож­но по адре­су: http://fest.deepmind.studio/.

Строители забетонировали фундаментную плиту первого корпуса студгородка СахалинTech

На строительной площадке студенческого городка кампуса мирового уровня сегодня завершается бетонирование фундаментной плиты под один из корпусов будущего здания.

103 просмотра
Читать

На стро­и­тель­ной пло­щад­ке сту­ден­че­ско­го город­ка кам­пу­са миро­во­го уров­ня сего­дня завер­ша­ет­ся бето­ни­ро­ва­ние фун­да­мент­ной пли­ты под один из кор­пу­сов буду­ще­го зда­ния. Все­го на этом месте рас­по­ло­жат­ся три девя­ти­этаж­ных кор­пу­са студ­го­род­ка, объ­еди­нен­ных общим цоко­лем.

Пред­ста­ви­те­ли под­ряд­ной ком­па­нии отме­ти­ли, что за весь пери­од стро­и­тель­ства пла­ни­ру­ет­ся залить поряд­ка 21 тыся­чи кубо­мет­ров бето­на и уло­жить 2 тыся­чи тонн арма­ту­ры. Сей­час на пло­щад­ке тру­дит­ся более 50 чело­век, 3 бето­но­на­со­са и 27 мик­се­ров.

- Мы ведем бето­ни­ро­ва­ние пер­вой захват­ки непо­сред­ствен­но само­го кор­пу­са. Все зда­ния стро­и­тель­ства были поде­ле­ны на пять захва­ток. Объ­ем бето­на очень боль­шой, 1250 «кубов» нам нуж­но сего­дня осво­ить, - про­ком­мен­ти­ро­вал руко­во­ди­тель про­ек­та ком­па­нии «Сфе­ра» Евге­ний Сысо­ев.

После залив­ки фун­да­мент­ной пли­ты рабо­чие при­сту­пят к бето­ни­ро­ва­нию стен и пере­кры­тий цоколь­но­го эта­жа. Завер­ша­ю­щим эта­пом ста­нет про­клад­ка внут­рен­них и наруж­ных сетей, мон­таж фасад­ной части и внут­рен­няя отдел­ка все­го зда­ния сту­ден­че­ско­го город­ка.

- Кам­пус Саха­линTech – это один из самых зна­ко­вых про­ек­тов в Саха­лин­ской обла­сти, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по пря­мо­му пору­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на. Вопрос необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства на Саха­лине совре­мен­но кам­пу­са перед гла­вой госу­дар­ства под­нял губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко. Ост­ров­ной реги­он стал одним из немно­гих, кто про­шел кон­курс­ный отбор и полу­чил феде­раль­ную под­держ­ку. Стро­и­тель­ство идет опе­ре­жа­ю­щи­ми тем­па­ми, под­ряд­чи­ки актив­но ведут залив­ку кон­струк­ции фун­да­мен­та студ­го­род­ка, - рас­ска­зал министр стро­и­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Алек­сей Коле­ва­тых.

Во вре­мя сво­ей пря­мой линии, отве­чая на вопро­сы саха­лин­цев, Вале­рий Лима­рен­ко рас­ска­зал, что 12 декаб­ря, в День Кон­сти­ту­ции РФ, нач­нет­ся новый этап стро­и­тель­ства учеб­ных и науч­ных кор­пу­сов кам­пу­са Саха­линTech. Стро­и­те­ли при­сту­пят к залив­ке фун­да­мент­ной пли­ты на объ­ек­те.

Сту­ден­че­ский горо­док – это новое, совре­мен­ное место, рас­счи­тан­ное для про­жи­ва­ния 1500 уча­щих­ся и пре­по­да­ва­те­лей. Для досу­га сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей на тер­ри­то­рии студ­го­род­ка появят­ся мно­го­чис­лен­ные обще­ствен­ные про­стран­ства. Так, будет обо­ру­до­ва­на спор­тив­ная зона, вклю­ча­ю­щая фит­нес-центр с раз­де­вал­ка­ми и душе­вы­ми, ком­плекс тре­на­жёр­ных залов. Так­же в студ­го­род­ке обу­стро­ят сто­ло­вую, кафе, меди­цин­ский пункт. Для жите­лей и гостей горо­да будут откры­ты обще­ствен­ные места на пер­вом эта­же.

Сдать сту­ден­че­ский горо­док пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году, а науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс – в 2026 году. Стро­и­тель­ство ведет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Учёные подвели итоги исследования микроэлементного состава лососей

Предварительные итоги реализации проекта «Микроэлементный состав тихоокеанских лососей северо-западной Пацифики: биотранспорт, аккумуляция и риски» подведены в СахГУ.

145 просмотров
Читать

Пред­ва­ри­тель­ные ито­ги реа­ли­за­ции про­ек­та «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки: био­транс­порт, акку­му­ля­ция и рис­ки» под­ве­де­ны в СахГУ. Про­ект в рам­ках гран­та Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да на 3 мил­ли­о­на руб­лей в тече­ние двух лет осу­ществ­ля­ли саха­лин­ские учё­ные сов­мест­но с кол­ле­га­ми из Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та (г. Вла­ди­во­сток).

В ходе отчёт­ной кон­фе­рен­ции участ­ни­ки про­ек­та заслу­ша­ли докла­ды о полу­чен­ных науч­ных дан­ных, часть из кото­рых уже опуб­ли­ко­ва­ны в ряде рецен­зи­ру­е­мых изда­ний, в том чис­ле вхо­дя­щих в индек­сы Scopus и Web of Science.

Доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов СахГУ, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Анна Лит­ви­нен­ко рас­ска­за­ла о том, что имен­но иссле­до­ва­те­ли успе­ли сде­лать, сколь­ко было собра­но проб и про­ве­де­но инди­ви­ду­аль­ных изме­ре­ний. Суть про­ек­та состо­я­ла в том, что­бы изу­чить раз­ли­чия в мик­ро­эле­мент­ном соста­ве у лосо­сей в зави­си­мо­сти от реги­о­нов, в кото­рых они нагу­ли­ва­ют­ся и мигри­ру­ют.

– Мы теперь пони­ма­ем, что, напри­мер, на Кам­чат­ке име­ет­ся повы­шен­ное содер­жа­ние меди в тка­нях рыб, – рас­ска­за­ла А. Лит­ви­нен­ко. – Это свя­за­но, ско­рее все­го, с био­гео­хи­ми­че­ской спе­ци­фи­кой реги­о­на. А в Япон­ском море у рыбы боль­ше в тка­нях сви­де­те­лей антро­по­ген­но­го загряз­не­ния, таких как никель, цинк, посколь­ку в Япон­ское море обмен­ные про­цес­сы про­те­ка­ют мед­лен­нее, чем в откры­том Охот­ском море. Под­твер­ди­лось, что тихо­оке­ан­ские лосо­си, кото­рые ходят через Кури­ло-Кам­чат­скую гря­ду, в основ­ном наби­ра­ют­ся тяжё­лых метал­лов, в част­но­сти свин­ца. Мы, напри­мер, уви­де­ли, что на Куриль­ских ост­ро­вах кета, кото­рая захо­дит с тихо­оке­ан­ской сто­ро­ны в озе­ро Бла­го­дат­ное, име­ет повы­шен­ное содер­жа­ние кад­мия.

Руко­во­ди­тель про­ек­та, заслу­жен­ный дея­тель нау­ки РФ, док­тор био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор ДВФУ Надеж­да Хри­сто­фо­ро­ва про­ве­ла экс­курс в исто­рию мик­ро­эле­мент­ных иссле­до­ва­ний гид­ро­бион­тов, начав­шу­ю­ся в 1986 году, когда было впер­вые обна­ру­же­но повы­шен­ное содер­жа­ние тяжё­лых метал­лов в миди­ях на буях на Кури­ло-Кам­чат­ском жёло­бе.

Так­же про­зву­ча­ли докла­ды про био­транс­порт стой­ких орга­ни­че­ских загряз­ни­те­лей (то есть пла­сти­ка в раз­лич­ных его про­яв­ле­ни­ях), и про био­транс­порт метал­лов. Была дана оцен­ка ток­си­ко­ло­ги­че­ских рис­ков в свя­зи с тем, что в неко­то­рых зонах севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки лосо­си накап­ли­ва­ют боль­шие объ­ё­мы ток­сич­ных метал­лов, таких как сви­нец и кад­мий. Два сооб­ще­ния были сде­ла­ны маги­стра­ми, кото­рые так­же участ­во­ва­ли в рабо­те над про­ек­том – про мик­ро­эле­мент­ный состав нер­ки юго-восточ­ной Кам­чат­ки и про мик­ро­эле­мент­ный состав симы запад­но­го и восточ­но­го побе­ре­жья Саха­ли­на.

По резуль­та­там иссле­до­ва­ний в янва­ре 2024 года гото­вит­ся к выхо­ду моно­гра­фия на англий­ском язы­ке. Так­же пла­ни­ру­ют­ся к пуб­ли­ка­ции в про­филь­ных жур­на­лах дру­гие новые науч­ные дан­ные, озву­чен­ные в ходе отчёт­ной кон­фе­рен­ции.