РУССКИЙ ЯЗЫК ЗА РУБЕЖОМ

Аспирант СахГУ Яна Коротаева провела лекцию со студентами, которые изучают русский язык в университете Саппоро.

218 просмотров
Читать

Аспи­рант СахГУ Яна Коро­та­е­ва, кото­рая пишет дис­сер­та­цию под руко­вод­ством док­то­ра педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра кафед­ры рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Татья­ны Таба­чен­ко на тему «Педа­го­ги­че­ские усло­вия при­ме­не­ния элек­трон­ных обра­зо­ва­тель­ных ресур­сов как сред­ства повы­ше­ния эффек­тив­но­сти обу­че­ния рус­ско­му язы­ку ино­стран­ных сту­ден­тов», сей­час про­хо­дит ста­жи­ров­ку в Уни­вер­си­те­те ост­ро­ва Хок­кай­до («Sapporo University») по про­грам­ме RJE3 (Кон­сор­ци­ум по под­го­тов­ке экс­пер­тов Восточ­ная Рос­сия – Япо­ния). Там у нее про­шла лек­ция со сту­ден­та­ми, кото­рые изу­ча­ют рус­ский язык в уни­вер­си­те­те Сап­по­ро.

Япон­ские ребя­та изу­ча­ют рус­ский язык с раз­ны­ми целя­ми, кто-то хочет быть дипло­ма­том, кто-то уже изу­чал фран­цуз­ский, немец­кий и захо­тел изу­чить рус­ский. У двух ребят рус­ские кор­ни, поэто­му они изу­ча­ют рус­ский язык. А кто-то полю­бил рус­скую клас­си­че­скую музы­ку и хотел бы ее пони­мать.

Она про­ве­ла мастер-класс по фоне­ти­че­ско­му кур­су рус­ско­го язы­ка. Рас­ска­за­ла сту­ден­там, какие быва­ют рус­ские зву­ки, чем они отли­ча­ют­ся, что про­ис­хо­дит, если глас­ный нахо­дит­ся в без­удар­ном поло­же­нии и как пра­виль­ное долж­ны нахо­дит­ся орга­ны арти­ку­ля­ции в момент про­из­не­се­ния того или ино­го зву­ка. Так­же она пока­за­ла фраг­мент уро­ка на тему «День сла­вян­ской пись­мен­но­сти. Зву­ки [Л], [Ль]».

«Эти зву­ки я выбра­ла не слу­чай­но, ведь в япон­ской фоне­ти­че­ской систе­ме отсут­ству­ют дан­ные зву­ки. И при про­из­не­се­нии их у япон­цев воз­ни­ка­ют труд­но­сти. Мы рас­смот­ре­ли эти зву­ки, учи­лись их пра­виль­но про­из­но­сить, а после поиг­ра­ли в раз­лич­ные фоне­ти­че­ские игры с эти­ми зву­ка­ми», – гово­рит Яна Коро­та­е­ва.

После мастер-клас­са сту­ден­ты смог­ли задать раз­ные вопро­сы на инте­ре­су­ю­щие их темы. Одни вопро­сы зву­ча­ли по-рус­ски, дру­гие – по-япон­ски. Помощь в пере­во­де вопро­сов ока­зы­ва­ли руси­сты Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро: про­фес­сор Кэни­ти­ро Така­ха­си и сотруд­ник меж­ду­на­род­но­го отде­ла Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро Маки Ива­мо­то

О том, как про­шла встре­ча япон­ских сту­ден­тов с Яной Коро­та­е­вой мож­но так­же про­чи­тать по сле­ду­ю­щей ссыл­ке Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро (в раз­де­ле ново­стей): https://www.sapporo‑u.ac.jp/news/student/2019/11184127.html

Профстажировки 2.0

Выбери интересный кейс, реши задачу, получи приглашение на стажировку.

191 просмотр
Читать

Более 50 тысяч сту­ден­тов заре­ги­стри­ро­ва­лись на плат­фор­ме про­ек­та «Проф­ста­жи­ров­ки 2.0» для уча­стия во все­рос­сий­ском кон­кур­се сту­ден­че­ских работ. Участ­ни­ки реша­ют прак­ти­че­ские зада­ния (кей­сы) веду­щих рабо­то­да­те­лей ста­ны, сов­ме­щая с напи­са­ни­ем сво­их кур­со­вых и диплом­ных работ. Оцен­кой рабо­то­да­те­лей ста­нет при­гла­ше­ние на ста­жи­ров­ки и прак­ти­ки.

«Проф­ста­жи­ров­ки 2.0» – сов­мест­ный про­ект АНО «Рос­сия – стра­на воз­мож­но­стей» и Обще­рос­сий­ско­го народ­но­го фрон­та. Он созда­ет новый меха­низм вза­и­мо­дей­ствия сту­ден­та обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции и рабо­то­да­те­ля, задей­ству­ю­щий сту­ден­че­ские рабо­ты и ста­жи­ров­ки в каче­стве соци­аль­но­го лиф­та для моло­де­жи:

  • Рабо­то­да­тель раз­ме­ща­ет кей­сы на сай­те кон­кур­са
  • Сту­дент выпол­ня­ет прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ную кур­со­вую или диплом­ную рабо­ту
  • Два раза в год под­во­дят­ся ито­ги кон­кур­са
  • Побе­ди­те­ли полу­ча­ют при­гла­ше­ния на прак­ти­ки и ста­жи­ров­ки

Все­го на сего­дняш­ний день на плат­фор­ме профстажировки.рф раз­ме­ще­но 3896 кей­сов от 1086 парт­не­ров-рабо­то­да­те­лей. В их чис­ле: Мин­строй Рос­сии, ООО «СИБУР Хол­динг», ПАО «Рос­се­ти», ОАО «РЖД», ПАО «Росте­ле­ком», ПАО «Аэро­флот», ГК «Роса­том», ГК «ВЭБ.РФ», «Груп­па ГАЗ», АО «Рос­гео­ло­гия», ПАО «Квад­ра» и дру­гие.

Подроб­но­сти на сай­те: https://профстажировки.рф

Словами классиков

Иностранные студенты примут участие в конкурсе выразительного чтения.

211 просмотров
Читать

21 нояб­ря прой­дет кон­курс выра­зи­тель­но­го чте­ния сре­ди ино­стран­ных сту­ден­тов «Осень в сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских поэтов». В кон­кур­се при­мут уча­стие 17 сту­ден­тов из Китая, Кореи, Япо­нии. Они про­чтут про­из­ве­де­ния А. Пуш­ки­на, К. Баль­мон­та, А. Бло­ка, С. Есе­ни­на, А. Фета, И. Тур­ге­не­ва и дру­гих.

Лите­ра­тур­ный кон­курс даёт воз­мож­ность ино­стран­ным сту­ден­там про­явить себя, свой талант и арти­стизм, а так­же срав­нить свой уро­вень вла­де­ния рус­ским язы­ком с дру­ги­ми сту­ден­та­ми. Сти­хо­твор­ное насле­дие вели­ких поэтов – пре­крас­ный источ­ник изу­че­ния рус­ско­го язы­ка и куль­ту­ры.

По ито­гам кон­кур­са пла­ни­ру­ет­ся выде­ле­ние пяти номи­на­ций:
1. «Эмо­ци­о­наль­ное про­чте­ние»
2. «Арти­стизм»
3. «Куль­ту­ра речи»
4. «Чистое про­из­но­ше­ние»
5. «Ори­ги­наль­ность испол­не­ния».

Гото­вясь к чте­нию сти­хо­тво­ре­ний, ино­стран­ные сту­ден­ты посе­ща­ли раз­ные места Южно-Саха­лин­ска, име­ю­щие связь с рус­ской лите­ра­ту­рой.

Место про­ве­де­ния: Лени­на 290, ауд. 15. Нача­ло в 12:10.

Победа за бурение

Победителем одной из номинаций Всероссийской студенческой олимпиады стала команда СахГУ.

311 просмотров
Читать

Заклю­чи­тель­ный этап Все­рос­сий­ской сту­ден­че­ской олим­пи­а­ды по дис­ци­пли­нам «Транс­порт и хра­не­ние угле­во­до­род­но­го сырья», «Элек­тро­тех­ни­ка» и «Управ­ле­ние про­цес­сом буре­ния сква­жин», про­шел в Тюмен­ском инду­стри­аль­ном уни­вер­си­те­те. Уча­стие в нем при­ня­ли око­ло сот­ни сту­ден­тов из 18 рос­сий­ских вузов.

Коман­да ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та в лице сту­ден­тов Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та Кирил­ла Тол­ма­че­ва, Вади­ма Сиво­чуб, Ана­то­лия Пет­ров­ско­го и Мак­си­ма Нова­ка была пред­став­ле­на в дис­ци­плине «Управ­ле­ние про­цес­сом буре­ния сква­жин».

Тео­ре­ти­че­ская часть вклю­ча­ла 135 вопро­сов по пяти моду­лям: буро­вые рас­тво­ры, наклон­но-направ­лен­ное буре­ние, вскры­тие и осво­е­ние про­дук­тив­ных пла­стов, ослож­не­ние ава­рий при буре­нии сква­жин. Прак­ти­че­ская часть в этом году была свя­за­на с реше­ни­ем зада­чи на стро­и­тель­ство сква­жин, ребя­та выпол­ня­ли рас­че­ты и запол­ня­ли листы глу­ше­ния.

Как резуль­тат, ост­ров­ная коман­да вышла побе­ди­те­лем в номи­на­ции «Спе­ци­а­ли­сты в обла­сти «Наклон­но-направ­лен­ное буре­ние».

Отме­тим, что Все­рос­сий­ская сту­ден­че­ская олим­пи­а­да вхо­дит в пере­чень Все­рос­сий­ских сту­ден­че­ских олим­пи­ад Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ.

Еже­год­но участ­ни­ка­ми олим­пи­а­ды ста­но­вят­ся побе­ди­те­ли реги­о­наль­ных и внут­ри­ву­зов­ских туров. Для сту­ден­тов уча­стие в олим­пиа­де – это воз­мож­ность полу­че­ния пре­мии по под­держ­ке талант­ли­вой моло­де­жи, допол­ни­тель­ный бонус к порт­фо­лио при поступ­ле­нии в маги­стра­ту­ру или аспи­ран­ту­ру, обмен опы­том.

Философия тьюторства

Открытая лекция «Актуальность тьюторского сопровождения в условиях обновления современного образования» прошла в университете.

197 просмотров
Читать

Она ста­ла пер­вой в цик­ле встреч Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, посвя­щен­ных попу­ля­ри­за­ции тью­тор­ско­го направ­ле­ния на Саха­лине и вве­де­нию его на базе вуза.

Лек­тор Люд­ми­ла Румян­це­ва, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры тео­рии и мето­ди­ки обу­че­ния и вос­пи­та­ния ИПиП СахГУ, в сво­ем выступ­ле­нии рас­кры­ла вопро­сы, каса­ю­щи­е­ся исто­рии воз­ник­но­ве­ния тью­тор­ства в педа­го­ги­ке, сфер реа­ли­за­ции и разъ­яс­не­ния, поче­му поня­тие «тью­тор» не рав­но­цен­но поня­ти­ям «настав­ник» или «кура­тор».

– Наша цель – обу­чить в ито­ге груп­пу сту­ден­тов, кото­рая зай­мет­ся тью­тор­ской дея­тель­но­стью в пре­де­лах уни­вер­си­те­та, – рас­ска­за­ла Люд­ми­ла Румян­це­ва. – Для это­го мы и реши­ли орга­ни­зо­вать курс тео­ре­ти­че­ской под­го­тов­ки обу­ча­ю­щих­ся в фор­ма­те откры­тых встреч.

В ходе лек­ции сту­ден­ты зада­ва­ли вопро­сы, на кото­рые лек­тор дала подроб­ные отве­ты. Обще­ние про­хо­ди­ло в теп­лой обста­нов­ке, в завер­ше­ние встре­чи участ­ни­ки изъ­яви­ли жела­ние про­дол­жить изу­че­ние темы в дан­ном фор­ма­те.

В гостях у ИПиП

Институт психологии и педагогики открыл свои двери для школьников и их родителей.

310 просмотров
Читать

Буду­щие аби­ту­ри­ен­ты узна­ли об основ­ных направ­ле­ни­ях под­го­тов­ки и посе­ти­ли орга­ни­зо­ван­ные для них мастер-клас­сы.

– У нас созда­ны хоро­шие усло­вия для того, что­бы сту­ден­ты смог­ли реа­ли­зо­вать свой твор­че­ский и науч­ный потен­ци­ал, а так­же осу­ществ­лять науч­но-иссле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность, посколь­ку при кафед­ре открыт центр дет­ско­го раз­ви­тия «Инсти­тут дет­ства», – отме­ти­ла руко­во­ди­тель кафед­ры тео­рии обу­че­ния и вос­пи­та­ния, доцент Мари­на Фалей.

Осо­бен­но инте­рес­ны­ми для школь­ни­ков ока­за­лись мастер-клас­сы, под­го­тов­лен­ные пре­по­да­ва­те­ля­ми: «Мето­ды стрес­со­устой­чи­во­сти лич­но­сти», «Сиквейн в рабо­те педа­го­га-пси­хо­ло­га», «Ско­ро­чте­ние». Так­же кафед­ра физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та про­кон­суль­ти­ро­ва­ла школь­ни­ков, жела­ю­щих стать педа­го­га­ми по физи­че­ской куль­ту­ре.

По сло­вам дирек­то­ра учеб­но­го заве­де­ния Окса­ны Аршан­ской, в инсти­ту­те мож­но бес­пре­рыв­но полу­чать новые зна­ния не один деся­ток лет. Так, напри­мер, кафед­ра пси­хо­ло­гии осу­ществ­ля­ет три сту­пе­ни под­го­тов­ки сту­ден­тов: бака­лаври­ат, маги­стра­ту­ра и аспи­ран­ту­ра.

Поми­мо под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов бака­лаври­а­та, осу­ществ­ля­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная пере­под­го­тов­ка педа­го­гов, мно­го­чис­лен­ные про­грам­мы допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния: дошколь­ное обра­зо­ва­ние, менедж­мент в обра­зо­ва­нии, дефек­то­ло­гия. Закан­чи­вая обу­че­ние по основ­но­му про­фи­лю, сту­ден­ты име­ют воз­мож­ность посту­пить на про­грам­му про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­тов­ки и полу­чить сра­зу два дипло­ма.

Вектор на спасение

Студенческий пожарно-спасательный отряд СахГУ представляет регион на Всероссийском молодежном образовательном форуме "Вектор Спасения".

351 просмотр
Читать

В Москве стар­то­вал Все­рос­сий­ский моло­деж­ный обра­зо­ва­тель­ный форум «Век­тор Спа­се­ния, на кото­ром собра­лось 200 участ­ни­ков со всей стра­ны.

Обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма Фору­ма под­ра­зу­ме­ва­ет под­го­тов­ку волон­те­ров к уча­стию в лик­ви­да­ции послед­ствий ЧС и вклю­ча­ет 2 бло­ка: тео­ре­ти­че­ская обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма и прак­ти­че­ские так­ти­ко-поле­вые уче­ния. Про­филь участ­ни­ков: доб­ро­воль­ные спа­са­те­ли, волон­те­ры по без­опас­но­сти, волон­тё­ры иных направ­ле­ний, жела­ю­щие при­ни­мать уча­стие в лик­ви­да­ции послед­ствий круп­ных чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

В осно­ву фору­ма поло­же­ны двух­днев­ные мас­штаб­ные уче­ния, где после мно­го­днев­ной тео­ре­ти­че­ской под­го­тов­ки в круг­ло­су­точ­ном режи­ме волон­те­ры будут отра­ба­ты­вать про­фес­си­о­наль­ные навы­ки спа­се­ния, орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти при коор­ди­на­ции спа­са­тель­ных работ, осо­бен­но­сти команд­ной рабо­ты в зоне чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции, мак­си­маль­но реа­ли­стич­но смо­де­ли­ро­ван­ной инструк­то­ра­ми – про­фес­си­о­наль­ны­ми спа­са­те­ля­ми МЧС Рос­сии пер­во­го и меж­ду­на­род­но­го клас­сов. 

Ребя­там пред­сто­ит само­сто­я­тель­но раз­бить лагерь, опе­ра­тив­ный штаб, пункт вре­мен­но­го раз­ме­ще­ния постра­дав­ших, орга­ни­зо­вать их жиз­не­обес­пе­че­ние и связь с Цен­тром управ­ле­ния кри­зис­ны­ми ситу­а­ци­я­ми МЧС Рос­сии, про­ве­сти поис­ки постра­дав­ших в лес­ном мас­си­ве, ока­зать помощь жерт­вам тех­но­ген­ных ката­строф, пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку постра­дав­шим и их близ­ким. В завер­ше­нии фору­ма все про­ве­ден­ные доб­ро­воль­ца­ми дей­ствия будут раз­би­ра­ют­ся инструк­то­ра­ми.

Форум «Век­тор спа­се­ния» завер­шит­ся 17 нояб­ря. Полу­чен­ные зна­ния будут спо­соб­ство­вать повы­ше­нию прак­ти­че­ских навы­ков и послу­жат раз­ви­тию все­го доб­ро­воль­че­ско­го дви­же­ния в Рос­сии.

Упорство и выдержка

Скальный останец в верховьях реки Хомутовки принял первый в этом учебном году полевой сбор студенческого пожарно-спасательного отряда СахГУ.

324 просмотра
Читать

Поми­мо сту­ден­тов очно­го отде­ле­ния, на тре­ни­ров­ку была при­гла­ше­на груп­па сту­ден­тов-заоч­ни­ков педа­го­ги­че­ско­го направ­ле­ния, про­филь «Без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти».

Заоч­ни­ки по под­го­тов­лен­ным сту­ден­та­ми-спа­са­те­ля­ми трас­сам и под их кон­тро­лем орга­ни­зо­ва­ли подъ­ем и спуск с кру­то­го скло­на хол­ма, осу­ще­стви­ли пере­пра­ву через реку, а так­же под­ня­лись по ска­ле. Заня­тие со сту­ден­та­ми заоч­но­го отде­ле­ния про­во­ди­лось в рам­ках дис­ци­пли­ны «Без­опас­ность в при­род­ной сре­де».

После про­ве­де­ния заня­тия с заоч­ни­ка­ми сту­ден­ты при­сту­пи­ли к выпол­не­нию сво­ей тре­ни­ро­воч­ной про­грам­мы, кото­рая была в разы слож­нее. Соглас­но про­грам­ме учеб­но­го сбо­ра, чле­ны СПСО СахГУ само­сто­я­тель­но наво­ди­ли вере­воч­ные пере­пра­вы, осу­ществ­ля­ли подъ­ем по вер­ти­каль­ным пери­лам и спуск по трол­лею, а так­же по несколь­ку раз заби­ра­лись на ска­лу сво­бод­ным лазом (со стра­хов­кой).

Все сту­ден­ты отлич­но спра­ви­лись с постав­лен­ны­ми зада­ча­ми, про­яви­ли упор­ство и выдерж­ку.

Про газ и нефть

Сотрудники «Эксон Нефтегаз Лимитед» успешно завершили курсы по дополнительной образовательной программе «Основы нефтегазового дела».

158 просмотров
Читать

Обу­че­ние про­хо­дит в рам­ках согла­ше­ния меж­ду ком­па­ни­ей и уни­вер­си­те­том. Слу­ша­те­ли изу­чи­ли основ­ные поло­же­ния общей и струк­тур­ной гео­ло­гии и гео­ло­гии неф­ти и газа, полу­чи­ли све­де­ния о мето­дах под­сче­та запа­сов неф­ти и газа. Так­же были осве­ще­ны вопро­сы тех­ни­ки и тех­но­ло­гии буре­ния сква­жин, эта­пы и ста­дии поис­ков и раз­вед­ки, мето­ды раз­ра­бот­ки скоп­ле­ний угле­во­до­ро­дов, схе­мы сбо­ра, хра­не­ния и под­го­тов­ки сырья, транс­пор­ти­ров­ки и пере­ра­бот­ки неф­ти и при­род­но­го газа.

Кур­сы под­го­тов­ле­ны спе­ци­аль­но для сотруд­ни­ков, не име­ю­щих обра­зо­ва­ния по неф­те­га­зо­во­му делу, сре­ди них эко­но­ми­сты, финан­со­вые ана­ли­ти­ки и мене­дже­ры. По окон­ча­нии кур­сов, под­го­тов­лен­ных управ­ле­ни­ем допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния СахГУ, сотруд­ни­кам ком­па­нии были вру­че­ны уни­вер­си­тет­ские сер­ти­фи­ка­ты.

Арбитраж дело тонкое

В университете прошла конференция "Международный коммерческий арбитраж в Японии и России: национальный опыт и перспективы развития".

291 просмотр
Читать

Кон­фе­рен­ция «Меж­ду­на­род­ный ком­мер­че­ский арбит­раж в Япо­нии и Рос­сии: наци­о­наль­ный опыт и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия» про­шла 31 октяб­ря в Южно-Саха­лин­ске в сте­нах Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Для юри­ди­че­ско­го сооб­ще­ства обе­их стран это явля­ет­ся уни­каль­ным исто­ри­че­ским собы­ти­ем. В нем при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли Рос­сий­ско­го арбит­раж­но­го цен­тра, Япон­ской ассо­ци­а­ции арбит­ров, саха­лин­ские адво­ка­ты, а так­же рос­сий­ские и япон­ские сту­ден­ты. Послед­ние в рам­ках кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие в игро­вом арбит­раж­ном про­цес­се.

Идея про­ве­де­ния это­го меро­при­я­тия воз­ник­ла в мае это­го года на Петер­бург­ском меж­ду­на­род­ном юри­ди­че­ском фору­ме в рам­ках регу­ляр­ной встре­чи рос­сий­ско-япон­ско­го сове­та юри­стов. Цель дан­но­го меро­при­я­тия — дать воз­мож­ность сту­ден­там двух стран потре­ни­ро­вать прак­ти­че­ские навы­ки, необ­хо­ди­мые каж­до­му совре­мен­но­му юри­сту, обме­нять­ся прак­ти­че­ским и ака­де­ми­че­ским опы­том в сфе­ре меж­ду­на­род­но­го ком­мер­че­ско­го арбит­ра­жа. Меж­ду­на­род­ный ком­мер­че­ский арбит­раж пред­став­ля­ет собой тре­тей­ский суд, посто­ян­но дей­ству­ю­щий либо спе­ци­аль­но создан­ный для кон­крет­но­го слу­чая. Его глав­ная цель заклю­ча­ет­ся в рас­смот­ре­нии и раз­ре­ше­нии по суще­ству меж­ду­на­род­но­го ком­мер­че­ско­го спо­ра, выно­ся реше­ние обя­за­тель­ных сто­рон.

Участ­ни­ков кон­фе­рен­ции попри­вет­ство­вал и.о. врио рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Олег Федо­ров. Он рас­ска­зал, что сотруд­ни­че­ство СахГУ с зару­беж­ны­ми вуза­ми осу­ществ­ля­ет­ся на про­тя­же­нии 30 лет. Пер­вый меж­ду­на­род­ный дого­вор был под­пи­сан в 1989 году имен­но с одним из веду­щих вузов — Хок­кайдским уни­вер­си­те­том. Сего­дня Саха­лин­ский уни­вер­си­тет име­ет дого­во­ры более чем с 50‑ю зару­беж­ны­ми вуза­ми и науч­ны­ми цен­тра­ми. Почти поло­ви­на из них — это вузы и науч­ные цен­тры Хок­кай­до и Хон­сю.

— Арбит­раж явля­ет­ся одним из самых эффек­тив­ных и важ­ных спо­со­бов раз­ре­ше­ния част­ных спо­ров. Госу­дар­ствен­ным судам слож­нее справ­лять­ся с меж­ду­на­род­ны­ми спо­ра­ми, воз­ни­ка­ю­щих в кон­тек­сте раз­ных пра­во­вых систем, раз­ных куль­тур­ных основ этих пра­во­вых систем и раз­ных под­хо­дов к систе­ме пра­ва, в том чис­ле меж­ду Рос­си­ей и Япо­ни­ей. Я уве­рен, что раз­ви­ва­ю­щи­е­ся эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния меж­ду Рос­си­ей и Япо­ни­ей будут тре­бо­вать в бли­жай­шем буду­щем боль­шее коли­че­ство слож­ных спо­со­бов раз­ре­ше­ния спо­ров, в том чис­ле в поряд­ке меж­ду­на­род­но­го арбит­ра­жа, и боль­ше­го коли­че­ства спе­ци­а­ли­стов и про­фес­си­о­на­лов в сфе­ре меж­ду­на­род­но­го арбит­ра­жа. Я уве­рен, что сту­ден­ты, кото­рые сего­дня участ­ву­ют в кон­фе­рен­ции, будут являть­ся очень важ­ным акти­вом для рас­ту­щей эко­но­ми­ки в нашем реги­оне. Сего­дня в кон­фе­рен­ции участ­ву­ют два япон­ских сту­ден­та из Япо­нии, кото­рые очень силь­но вовле­че­ны и заин­те­ре­со­ва­ны в изу­че­нии и раз­ви­тии навы­ков в сфе­ре меж­ду­на­род­но­го ком­мер­че­ско­го арбит­ра­жа, осо­бен­но в кон­тек­сте рос­сий­ско-япон­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сотруд­ни­че­ства сов­мест­но с сво­и­ми рос­сий­ски­ми кол­ле­га­ми-дру­зья­ми. Их мис­сия, их визит под­дер­жи­ва­ет­ся Япон­ским меж­ду­на­род­ным цен­тром раз­ре­ше­ния спо­ров (JIDRC), кото­рый был учре­жден недав­но и кото­рый предо­ста­вил сти­пен­дию и под­держ­ку сту­ден­там для уча­стия в этом меро­при­я­тии. В свою оче­редь JIDRC финан­си­ру­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся мини­стер­ством юсти­ции Япо­нии. JIDRC в бли­жай­шее вре­мя откро­ет центр по раз­ре­ше­нию спо­ров в поряд­ке меж­ду­на­род­но­го ком­мер­че­ско­го арбит­ра­жа высо­чай­ше­го уров­ня, соот­вет­ству­ю­ще­го миро­вым стан­дар­там в Токио в нача­ле сле­ду­ю­ще­го года, — высту­пил пред­се­да­тель Япон­ской ассо­ци­а­ции арбит­ров Аки­ра Кава­му­ра.

— В обла­сти юрис­пру­ден­ции чрез­вы­чай­но важ­ной зада­чей ста­но­вит­ся уста­нов­ле­ние легаль­но­го сотруд­ни­че­ства, уста­нов­ле­ние пра­во­вой инфра­струк­ту­ры и спра­вед­ли­вых для обе­их сто­рон реше­ний тор­го­вых спо­ров меж­ду Рос­си­ей и Япо­ни­ей, — отме­тил гене­раль­ный кон­сул Япо­нии в Южно-Саха­лин­ске Казу­хи­ро Куно.

Пре­зи­дент адво­кат­ской пала­ты Саха­лин­ской обла­сти Мак­сим Беля­нин в сво­ем при­вет­ствен­ном сло­ве рас­ска­зал о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с япон­ски­ми кол­ле­га­ми, в том чис­ле с адво­ка­та­ми Хок­кай­до. Их друж­ба длит­ся более 20 лет. Эти вза­и­мо­от­но­ше­ния пере­шли на новый уро­вень в послед­нее вре­мя, что поз­во­ля­ет про­во­дить раз­ные меро­при­я­тия. Напри­мер, в про­шлом году в Сап­по­ро был про­ве­ден семи­нар по семей­но­му пра­ву. И новый виток во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях уже поз­во­ля­ет решать не толь­ко тео­ре­ти­че­ские зада­чи, но и прак­ти­че­ские.

— Рос­сий­ских арбит­раж­ный центр бук­валь­но ворвал­ся в юри­ди­че­скую жизнь стра­ны. Тема «Меж­ду­на­род­ный ком­мер­че­ский арбит­раж» для адво­ка­тов доста­точ­но новая, но мы пони­ма­ем и видим, как быст­ро и актив­но раз­ви­ва­ет­ся этот инсти­тут пра­ва, и сего­дня рады поучаст­во­вать в этом меро­при­я­тии, в том чис­ле как соор­га­ни­за­то­ры, пото­му что пони­ма­ем, что мы можем полу­чить опыт от наших япон­ских кол­лег. Опыт, как все­гда, бес­це­нен. Что каса­ет­ся сту­ден­тов, то эта отрасль пра­ва, как я ска­зал, очень успеш­но и быст­ро раз­ви­ва­ет­ся, и воз­мож­но, в даль­ней­шем сту­ден­там-юри­стам будет очень здо­ро­во постро­ить успеш­ную карье­ру имен­но в этой отрас­ли пра­ва, — про­ком­мен­ти­ро­вал Мак­сим Беля­нин.

Ответ­ствен­ный адми­ни­стра­тор Рос­сий­ско­го арбит­раж­но­го цен­тра Андрей Гор­лен­ко рас­ска­зал участ­ни­кам кон­фе­рен­ции подроб­но про непо­сред­ствен­но арбит­раж, про зако­но­да­тель­ство, кото­рое дей­ству­ет в РФ, в том чис­ле после про­ве­ден­ной рефор­мы об основ­ных пре­иму­ще­ствах арбит­ра­жа. Андрей Гор­лен­ко так­же позна­ко­мил участ­ни­ков с Рос­сий­ским арбит­раж­ным цен­тром, кото­рый явля­ет­ся струк­тур­ным под­раз­де­ле­ни­ем Рос­сий­ско­го инсти­ту­та совре­мен­но­го арбит­ра­жа. Основ­ным орга­ном РАЦ явля­ет­ся пре­зи­ди­ум (кол­ле­ги­аль­ный орган), кото­рый изби­ра­ет­ся из арбит­ров и вклю­ча­ет в себя авто­ри­тет­ных спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре арбит­ра­жа. Основ­ным доку­мен­том, по кото­ро­му про­хо­дит рас­смот­ре­ние спо­ров в Рос­сий­ском арбит­раж­ном цен­тре, явля­ет­ся арбит­раж­ный регла­мент. Он не усту­па­ет ана­ло­гам, в том чис­ле меж­ду­на­род­ным. Пере­ве­ден на англий­ский, китай­ский и япон­ский язы­ки. Цен­траль­ный аппа­рат рас­по­ла­га­ет­ся в Москве, одна­ко у РАЦ есть три основ­ных реги­о­наль­ных отде­ле­ния в Кали­нин­гра­де, Ека­те­рин­бур­ге и Вла­ди­во­сто­ке, а так­же допол­ни­тель­ные офи­сы в Южно-Саха­лин­ске и Пет­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском. В Рос­сий­ском арбит­раж­ном цен­тре в базе арбит­ров нахо­дят­ся око­ло 250 рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных арбит­ров более чем из 30 стран. В насто­я­щий момент в рам­ках РАЦ рас­смот­ре­но более 200 спо­ров и эта про­це­ду­ра все боль­ше поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью у пред­ста­ви­те­лей биз­не­са.

Сего­дняш­няя кон­фе­рен­ция так­же уни­каль­на, посколь­ку впер­вые в исто­рии рос­сий­ские и япон­ские сту­ден­ты-юри­сты при­ня­ли уча­стие в модель­ном арбит­раж­ном про­цес­се и высту­пи­ли в каче­стве пред­ста­ви­те­лей адво­ка­тов сто­рон спо­ра. Каж­дая сто­ро­на спо­ра полу­чи­ла фабу­лу. Так, япон­ская ком­па­ния Sushi Island пода­ла иск про­тив «Росс­Мо­ре­Про­дук­та». Истец и ответ­чик нача­ли вести пере­го­во­ры о постав­ке икры мор­ско­го ежа для япон­ской ком­па­нии. Истец хотел заку­пать толь­ко живых мор­ских ежей — постав­ка долж­на была осу­ществ­лять­ся не позд­нее 36 часов после выло­ва. После тре­тьей постав­ки Sushi Island отка­за­лась при­ни­мать товар, посколь­ку он при­был с запоз­да­ни­ем и не все мор­ские ежи были живы­ми. С момен­та выло­ва про­шло не менее 48 часов. Истец напи­сал ответ­чи­ку пись­мо с прось­бой заме­нить товар опе­ра­тив­но, на что послед­ний отве­тил отка­зом, так как им были соблю­де­ны все тре­бо­ва­ния дого­во­ра, а товар мог испор­тить­ся из-за задерж­ки в его при­е­ме ист­цом. На этой поч­ве воз­ник спор и япон­ская ком­па­ния пода­ла иск в РАЦ.

С япон­ской сто­ро­ны при­ни­ма­ли уча­стие двое аспи­ран­тов, с рос­сий­ской — трое сту­ден­тов чет­вер­то­го кур­са Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Арбит­ра­ми в игро­вом про­цес­се высту­пи­ли Андрей Гор­лен­ко, гос­по­жа Юки­ко Нака­но (адво­кат одной из япон­ских юри­ди­че­ских фирм) и Сер­гей Поно­ма­рев (юрист, руко­во­ди­тель саха­лин­ско­го област­но­го отде­ле­ния Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства). Дело рас­смат­ри­ва­лось по пра­ви­лам Рос­сий­ско­го арбит­раж­но­го цен­тра.

Сто­ро­на ист­ца аргу­мен­ти­ро­ва­ла свои дово­ды тем, что пра­во арбит­раж­ной ого­вор­ки — пра­во Вели­ко­бри­та­нии, тре­бо­ва­ние о рас­тор­же­нии дого­во­ра охва­ты­ва­ет­ся арбит­раж­ной ого­вор­кой, содер­жа­щей­ся в дого­во­ре. Сто­ро­на ответ­чи­ка осно­вы­ва­лась на том, что пра­во арбит­раж­ной ого­вор­ки — пра­во Рос­сии, и на том, что арбит­раж­ная ого­вор­ка под­ле­жит «узко­му» тол­ко­ва­нию и в свя­зи с этим РАЦ неком­пе­тен­тен рас­смат­ри­вать спор о рас­тор­же­нии дого­во­ра. Вме­сте с этим ответ­чик наста­и­вал на том, что арбитр, пред­ло­жен­ный ист­цом, дол­жен быть отве­ден от рас­смот­ре­ния дела, так как при­сут­ству­ет кон­фликт инте­ре­сов. Но истец отве­чал, что арбитр не может быть отве­ден, так как он явля­ет­ся одним из немно­гих спе­ци­а­ли­стов, раз­би­ра­ю­щих­ся в тор­гов­ле море­про­дук­та­ми.

В кон­фе­рен­ции пла­ни­ро­ва­лось уча­стие мини­стра юсти­ции РФ Алек­сандра Коно­ва­ло­ва, но из-за сроч­но­го сове­ща­ния в Москве он не смог при­сут­ство­вать. Но зав­тра он будет на Саха­лине, и вме­сте с ним будет про­ве­де­но отдель­ное сове­ща­ние с япон­ски­ми кол­ле­га­ми, где обсу­дят ито­ги кон­фе­рен­ции и запла­ни­ру­ют ана­ло­гич­ное меро­при­я­тие на сле­ду­ю­щий год. Подроб­ные встре­чи могут стать регу­ляр­ны­ми.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2020