Южно-Сахалинск – Екатеринбург – Саппоро

На базе СахГУ про­шел тре­тий меж­ду­на­род­ный онлайн-семи­нар «Вли­я­ние пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства на пси­хо­фи­зи­че­скую и пси­хо­со­ци­аль­ную сфе­ры лич­но­сти: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства».

22 фев­ра­ля 2022 года меж­ду Саха­лин­ским Госу­дар­ствен­ным Уни­вер­си­те­том (Южно-Саха­линск, Рос­сия), Ураль­ским Госу­дар­ствен­ным Педа­го­ги­че­ским Инсти­ту­том (Ека­те­рин­бург, Рос­сия) и Хок­кайдским Уни­вер­си­те­том (Сап­по­ро, Япо­ния) про­шел уже тре­тий став­ший тра­ди­ци­он­ным меж­ду­на­род­ный онлайн-семи­нар на тему: «Вли­я­ние пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства на пси­хо­фи­зи­че­скую и пси­хо­со­ци­аль­ную сфе­ры лич­но­сти: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства».

Пер­вый семи­нар был про­ве­ден в 2019 г. после япо­но-рос­сий­ская встре­чи 24 июня 2019 года на факуль­тет обра­зо­ва­ния Уни­вер­си­те­та Хок­кай­до в Япо­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми рос­сий­ских вузов Еле­ной Афа­на­сен­ко­вой, канд. пси­хол. наук, доцен­том, заме­сти­те­лем дирек­то­ра Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (ИПиП) СахГУ по науч­ной рабо­те и Ната­ли­ей Вася­ги­ной, док. пси­хол. наук, про­фес­со­ром, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии УрГ­ПУ и пред­ста­ви­те­ля­ми Выс­шей шко­лы обра­зо­ва­ния и факуль­те­та обра­зо­ва­ния Уни­вер­си­те­та Хок­кай­до Кад­зу­хи­ро Ота­ни, доцен­том; Джун Мория, про­фес­со­ром; Еси­хи­ро Саки­та, доцен­том; Тай­рел Эскель­сон, доцен­том; Кей­ко Ике­да, про­фес­со­ром и Геор­ги­ем Бун­ти­ло­вым, доцен­том и пере­вод­чи­ком.

На этой встре­че были обсуж­де­ны воз­мож­но­сти сотруд­ни­че­ства по акту­аль­ным вопро­сам в обла­сти пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки: 1) Мето­ди­ки физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, вклю­чая изу­че­ние моти­ва­ци­он­ной пси­хо­ло­гии; 2) Педа­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия, вклю­чая изу­че­ние моти­ва­ци­он­ной пси­хо­ло­гии; 3) Изу­че­ние под­го­тов­ки учи­те­лей, вклю­чая воз­мож­но­сти его про­фес­си­о­наль­но­го само­раз­ви­тия и само­ре­а­ли­за­ции; 4) Началь­ное обра­зо­ва­ние; 5) Вопро­сы реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей обра­зо­ва­ния, вклю­чая выс­шее обра­зо­ва­ние в вузах, в том чис­ле в пери­фе­рий­ных реги­о­нах (Хок­кай­до; Саха­лин­ская область; Сверд­лов­ская область). А так­же основ­ные фор­мы реа­ли­за­ции про­ек­та: 1) Обмен про­фес­со­ра­ми по акту­аль­ным темам для про­ве­де­ния тема­ти­че­ских семи­на­ров; 2) Науч­но-прак­ти­че­ские кон­фе­рен­ции по вза­им­но инте­рес­ным науч­ным про­бле­мам в скайп режи­ме; 3) Кросс-куль­тур­ные сов­мест­ные иссле­до­ва­ния по обо­зна­чен­ным на пер­вой встре­че темам с после­ду­ю­щи­ми сов­мест­ны­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми в науч­ных жур­на­лах, сбор­ни­ках науч­ных кон­фе­рен­ций.

Реа­ли­за­ция про­ек­та нача­лась как раз с пер­во­го онлайн семи­на­ра 12 нояб­ря 2019 г. на тему «Осо­бен­но­сти реги­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и науч­ных пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в совре­мен­ных усло­ви­ях» (на при­ме­ре Япо­нии и Рос­сии) в фор­ма­те вза­и­мо­дей­ствия трех уни­вер­си­те­тов-парт­не­ров (после встре­чи в Сап­по­ро УрГ­ПУ и ХУ заклю­чи­ли дого­вор о парт­нер­стве, у СахГУ такой дого­вор уже был). На кото­ром кол­ле­ги из раз­ных уни­вер­си­те­тов обме­ни­ва­лись науч­но-иссле­до­ва­тель­ским опы­том рабо­ты по обо­зна­чен­ной про­бле­ма­ти­ке.

Вто­рой семи­нар состо­ял­ся в пери­од пан­де­мии 25 фев­ра­ля 2021 г. и был посвя­щен теме «Пост­ко­ро­на­ви­рус­ное обще­ство и лич­ность: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства». Где опять про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ский состав трех уни­вер­си­те­тов пред­ста­вил инте­рес­ные и акту­аль­ные науч­но-иссле­до­ва­тель­ские нара­бот­ки по про­бле­ме семи­на­ра.

И вот 22 фев­ра­ля 2022 года состо­ял­ся тре­тий семи­нар по про­бле­ме пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го эта­па раз­ви­тия обще­ства.

Выступ­ле­ние япон­ской сто­ро­ны нача­лось с при­вет­ствен­но­го сло­ва дека­на факуль­те­та обра­зо­ва­ния Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та Така­ши Мияд­за­ки (Takashi Miyadzaki). Сооб­ще­ние про­фес­со­ра Кей­ко Ике­да (Keiko Ikeda) было посвя­ще­но исто­ри­че­ско­му эта­пу куль­ту­ры лич­но­сти в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве. Юта Кoн­до (Yuta Kondo) и Йоши­хи­ро Сака­та (Yoshihiro Sakata) в сво­ем иссле­до­ва­нии рас­смот­ре­ли воз­мож­ность «Игры» как пси­хо­ло­ги­че­ской и физи­че­ской прак­ти­ки в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве на при­ме­ре «LEGO@SERIOUSPLAY». Далее Йоко Яма­му­ра (Yoko Yamamura) рас­ска­за­ла о воз­мож­но­стях гор­ных видов спор­та в пост­ко­вид­ном обще­стве посред­ством изу­че­ния транс­фор­ма­ции идей сохра­не­ния при­ро­ды. В заклю­чи­тель­ном выступ­ле­нии Нацу­ки Сато (Natsuki Sato) и Хиро­ми­чи Като (Hiromichi Kato) пред­ста­ви­ли резуль­та­ты сво­е­го иссле­до­ва­ния посвя­щен­но­го вли­я­нию интер­нет-игр на млад­ших и сред­них школь­ни­ков в пери­од закры­тия школ из-за ковид­ных огра­ни­че­ний.

Саха­лин­ские кол­ле­ги нача­ли с при­вет­ствен­но­го сло­ва, кото­рое про­из­нёс про­рек­тор СахГУ Нико­лай Михай­ло­вич Хур­чак. После, с докла­дом на тему «Про­бле­мы, вызо­вы и рис­ки пан­де­мии и пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го эта­па раз­ви­тия обще­ства» высту­пи­ла заме­сти­тель ИПиП по науч­ной рабо­те, доцент, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук Еле­на Лео­ни­дов­на Афа­на­сен­ко­ва. Далее Миха­ил Юрье­вич Шве­цов, про­фес­сор, док­тор педа­го­ги­че­ских наук рас­ска­зал о неко­то­рых аспек­тах инте­гра­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства с зару­беж­ны­ми стра­на­ми на совре­мен­ном пост­ко­вид­ном эта­пе раз­ви­тия обще­ства. Повы­ше­нию зна­чи­мо­сти домаш­них питом­цев в систе­ме лич­но­сти и меж­лист­ных отно­ше­ний в усло­ви­ях пан­де­мии и пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства как уни­вер­саль­но­го пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го ста­би­ли­за­то­ра было посвя­ще­но выступ­ле­ние кан­ди­да­та пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцен­та кафед­ры пси­хо­ло­гии ИПиП Ари­ны Дмит­ри­ев­ны Шве­цо­вой. Иссле­до­ва­ние, посвя­щен­ное вли­я­нию коро­но­ви­рус­ной инфек­ции covid-19 на пси­хо­фи­зи­че­ское состо­я­ние лич­но­сти сту­ден­та пред­ста­ви­ла док­тор педа­го­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая кафед­рой физи­че­ской куль­ту­ры Оль­га Рафа­и­лов­на Коко­ри­на. Кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент Алек­сандр Вик­то­ро­вич Лопа­тин высту­пил с инте­рес­ной темой, посвя­щен­ной мини-волей­бо­лу как сред­ству физи­че­ско­го вос­пи­та­ния сту­ден­тов вуза в пост­ко­вид­ный пери­од.

Со сто­ро­ны Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та с при­вет­ствен­ным сло­вом высту­пил его рек­тор Свет­ла­на Али­га­рьев­на Мин­юро­ва. Затем с докла­дом по про­бле­ме сохра­не­ния пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве высту­пи­ла док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щая кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния Ната­лия Нико­ла­ев­на Вася­ги­на. Воз­мож­но­стям исполь­зо­ва­ния мета­фо­ри­че­ских ассо­ци­а­тив­ных карт в фор­ми­ро­ва­нии жиз­не­стой­ко­сти сту­ден­тов во вре­мя пан­де­мии было посвя­ще­но выступ­ле­ние кан­ди­да­та пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцен­та Еле­ны Нико­ла­ев­ны Гри­го­рян. И заклю­чи­тель­ным был доклад аспи­рант­ки Ната­льи Ива­нов­ны Шепе­ле­вой по про­бле­ме пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских фак­то­ров суи­ци­даль­но­го пове­де­ния школь­ни­ков во вре­мя пан­де­мии.

За дву­сто­рон­ний язы­ко­вой пере­вод отве­ча­ли Сави­ных Анна (со сто­ро­ны Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та) и Фети­сов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич (со сто­ро­ны СахГУ и УрГ­ПУ).

По окон­ча­нию онлайн-семи­на­ра сто­ро­ны выра­зи­ли друг дру­гу сло­ва бла­го­дар­но­сти и поже­ла­ния даль­ней­ше­го сотруд­ни­че­ства межу вуза­ми и под­ня­ли вопрос о созда­нии интел­лек­ту­аль­но­го про­дук­та по резуль­та­там рабо­ты семи­на­ра в тече­ние трех лет: сов­мест­ной меж­ду­на­род­ной кол­лек­тив­ной моно­гра­фии по акту­аль­ным вопро­сам пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, а воз­мож­но и об орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии сов­мест­но­го крос­скуль­тур­но­го иссле­до­ва­ния.

В сво­ем пись­ме от 02 мар­та 2022 года Пред­се­да­тель Коми­те­та по меж­ду­на­род­ным делам, Факуль­тет обра­зо­ва­ния, Уни­вер­си­тет Хок­кай­до Кей­ко Ике­да (док­тор наук, про­фес­сор) напи­са­ла «Пре­иму­ще­ство учё­но­го сооб­ще­ства, куль­тур­ной соли­дар­но­сти, сов­мест­ной педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти в том, что они дают нам воз­мож­ность изме­нить мир в луч­шую сто­ро­ну, даже если на это тре­бу­ет­ся вре­мя. Нас объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние про­ти­во­сто­ять общим про­бле­мам, кото­рые вол­ну­ют нас всех, и искать им реше­ния. В этой свя­зи при­вер­жен­ность ака­де­ми­че­ским прин­ци­пам – важ­ная функ­ция меж­ду­на­род­но­го сооб­ще­ства, объ­еди­нён­но­го прин­ци­па­ми соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Я жду наше­го сле­ду­ю­ще­го сов­мест­но­го семи­на­ра и наде­юсь, что мы с вами, как и преж­де, будем под­дер­жи­вать друг дру­га вза­им­но. Мы выра­жа­ем ака­де­ми­че­скую соли­дар­ность вам – нашим важ­ным науч­ным парт­нё­рам – а так­же нашим и вашим общим дру­зьям, под­дер­жи­ва­ю­щим эти ини­ци­а­ти­вы в Рос­сии, Укра­ине и во всём мире».

Мы тоже счи­та­ем что нау­ка и куль­ту­ра – это то, что объ­еди­ня­ет наро­ды и стра­ны мира, и мы будем рады про­дол­жить такое пло­до­твор­ное сотруд­ни­че­ство с Хок­кайдским уни­вер­си­те­том и с Ураль­ским госу­дар­ствен­ным педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том.

Мате­ри­а­лы под­го­то­ви­ли:

Афа­на­сен­ко­ва Е.Л., к. псх. н., доцент, зам. дирек­то­ра по нау­ке ИПиП СахГУ;

Палю­тин Антон Алек­сан­дро­вич, маги­странт 1 кур­са направ­ле­ния под­го­тов­ки 44.04.02 «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние в обра­зо­ва­нии».