ШКОЛА-ВУЗ: СОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ, ОБУЧАЯ

Реги­о­наль­ная инно­ва­ци­он­ная пло­щад­ка «Вза­и­мо­дей­ствие педа­го­гов (учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций рас­ска­зы­ва­ет о сов­мест­ных про­ек­тах с СахГУ.

В совре­мен­ных усло­ви­ях модер­ни­за­ции рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния, кото­рая харак­те­ри­зу­ет­ся с одной сто­ро­ны суще­ствен­ным обнов­ле­ни­ем содер­жа­ния и мето­дик обу­че­ния, а с дру­гой – стан­дар­ти­за­ци­ей обра­зо­ва­ния, невоз­мож­но обес­пе­чить необ­хо­ди­мый уро­вень про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки педа­го­га, исполь­зуя лишь потен­ци­ал муни­ци­паль­но­го мето­ди­че­ско­го учре­жде­ния. Поиск точек сопри­кос­но­ве­ния обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций ста­но­вит­ся сего­дня одним из зна­чи­мых ком­по­нен­тов фор­му­лы каче­ствен­но­сти и пред­по­ла­га­ет реа­ли­за­цию сов­мест­ных целей и задач целей и задач за счет орга­ни­за­ции систе­мы вза­и­мо­вы­год­но­го парт­нер­ства.

Ярким при­ме­ром подоб­но­го вза­и­мо­дей­ствия мож­но назвать рабо­ту Реги­о­наль­ной инно­ва­ци­он­ной пло­щад­ки «Вза­и­мо­дей­ствие педа­го­гов (учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций) и пре­по­да­ва­те­лей Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та как пре­ем­ствен­ность прин­ци­пов сотруд­ни­че­ства и профори­ен­та­ции обу­ча­ю­щих­ся».

Вза­и­мо­дей­ствие «шко­лы-вуз» спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию у уча­щих­ся навы­ков науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, обес­пе­че­нию ран­ней про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции уча­щих­ся, необ­хо­ди­мой для созна­тель­но­го выбо­ра буду­щей спе­ци­аль­но­сти, раз­ви­тию соци­аль­ной актив­но­сти у сту­ден­тов, созда­ет усло­вия для реа­ли­за­ции кре­а­тив­ных идей сту­ден­че­ской моло­де­жи. Вза­и­мо­дей­ствие сту­ден­тов с учи­те­ля­ми спо­соб­ству­ет более глу­бо­ко­му вос­при­я­тию содер­жа­ния обу­че­ния, а так­же выра­бот­ке учеб­но-про­фес­си­о­наль­ных дей­ствий, фор­ми­ру­е­мых при прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти на базе школь­ной орга­ни­за­ции и вуза. 

В совре­мен­ном мире ино­стран­ный язык ста­но­вит­ся сред­ством обес­пе­че­ния чело­ве­ка и все­го обще­ства в целом, поэто­му основ­ной целью обу­че­ния ино­стран­но­му язы­ку явля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние навы­ков сво­бод­но­го обще­ния и прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, мож­но сме­ло утвер­ждать, что на уро­ках англий­ско­го язы­ка учи­тель рабо­та­ет по всем направ­ле­ни­ям фор­ми­ро­ва­ния функ­ци­о­наль­ной гра­мот­но­сти.

Во мно­гих миро­вых обра­зо­ва­тель­ных систе­мах сей­час важ­но раз­ви­вать в детях команд­ный дух (ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти), коопе­ра­цию, кре­а­тив­ность и кри­ти­че­ское мыш­ле­ние. Это четы­ре основ­ных каче­ства, кото­рые сей­час акту­аль­ны для школь­ни­ков, прак­ти­ку­ю­щих учи­те­лей и педа­го­гов буду­ще­го.

Рабо­та коман­ды инно­ва­ци­он­ной пло­щад­ки «Вза­и­мо­дей­ствие педа­го­гов (учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций) и пре­по­да­ва­те­лей СахГУ как пре­ем­ствен­ность прин­ци­пов сотруд­ни­че­ства и профори­ен­та­ции обу­ча­ю­щих­ся» не оста­лась в сто­роне от этой акту­аль­ной темы. В рам­ках сотруд­ни­че­ства с кол­лек­ти­вом пре­по­да­ва­те­лей англий­ско­го язы­ка МАОУ Гим­на­зии №1 им. А.С. Пуш­ки­на и сту­ден­тов язы­ко­вых направ­ле­ний инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ было про­ве­де­но два зна­чи­мых меро­при­я­тия.

Одно из них про­хо­ди­ло в кон­це нояб­ря, как прак­ти­че­ская дея­тель­ность, осно­ван­ная на прин­ци­пах сотруд­ни­че­ства сту­ден­тов 5 кур­са и обу­ча­ю­щих­ся 11В клас­са (учи­тель Чуй­ко­ва Е.В.). Участ­ни­кам за корот­кий срок при­шлось про­де­мон­стри­ро­вать уро­вень раз­ви­тия функ­ци­о­наль­ной гра­мот­но­сти, про­явив весь свой твор­че­ский потен­ци­ал, прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ные зна­ния и ком­му­ни­ка­тив­ные навы­ки, погру­зив­шись в реше­ние моде­ли­ро­ван­но­го зада­ния в рам­ках темы уро­ка («Архи­тек­ту­ра Южно-Саха­лин­ска и созда­ние архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции буду­ще­го»). Про­цесс сов­мест­ной дея­тель­но­сти полу­чил поло­жи­тель­ные отзы­вы, как у сту­ден­тов, так и обу­ча­ю­щих­ся, так как каж­дый участ­ник дан­но­го меро­при­я­тия при­об­рел полез­ный опыт обще­ния. Ана­лиз меро­при­я­тия лег в осно­ву прак­ти­че­ской части про­ек­та, и поз­во­лил сту­ден­там попол­нить копил­ку педа­го­ги­че­ско­го опы­та.

Вто­рое меро­при­я­тие про­хо­ди­ло 10 декаб­ря 2021г. – «День откры­тых две­рей для буду­щих пре­по­да­ва­те­лей». Оно ста­ло зна­чи­мым, как для сту­ден­тов чет­вер­то­го кур­са уни­вер­си­те­та, так и для педа­го­гов-учи­те­лей англий­ско­го язы­ка. Свои две­ри для сту­ден­тов откры­ли Ени­на С.В. (9О класс), Гущин И.И. (8А и 8В клас­сы), Силан­тье­ва Э.А. (7А и 9В клас­сы), Бек А.Н. (10 клас­сы – углуб­лен­ное изу­че­ние), Чуй­ко­ва Е.В. (11 клас­сы- курс по выбо­ру). 

В про­цес­се транс­ли­ро­ва­ния обыч­но­го повсе­днев­но­го уро­ка буду­щим педа­го­гам, опыт­ные твор­че­ские пре­по­да­ва­те­ли сфо­ку­си­ро­ва­ли свое вни­ма­ние на само­ре­флек­сии его эта­пов, а так­же на спо­со­бах раз­ви­тия функ­ци­о­наль­ной гра­мот­но­сти обу­ча­ю­щих­ся (чита­тель­ская гра­мот­ность с фоку­сом на уме­ние пони­мать инструк­ции к зада­ни­ям, рабо­та с тек­стом, ком­му­ни­ка­тив­ная гра­мот­ность, кре­а­тив­ность, коопе­ра­ция, кри­ти­че­ское мыш­ле­ние), что про­сле­жи­ва­лось в том, или ином, эле­мен­те уро­ка.

Рабо­та дан­ной инно­ва­ци­он­ной пло­щад­ки на реги­о­наль­ном уровне поз­во­лит повы­сить каче­ство пре­по­да­ва­ния англий­ско­го язы­ка в све­те новых ФГОС, будет спо­соб­ство­вать более осо­знан­но­му выбо­ру тра­ек­то­рии даль­ней­ше­го обу­че­ния выпуск­ни­ков, даст про­стор для апро­ба­ции сме­лых идей сту­ден­тов-буду­щих педа­го­гов. В ито­ге это при­ве­дет к более высо­ким резуль­та­там как обу­ча­ю­щих­ся (школь­ни­ки и сту­ден­ты), так и педа­го­гов (школ и вуза), посколь­ку идея созда­ния дан­ной пло­щад­ки осно­ва­на на прак­ти­че­ском вза­и­мо­дей­ствии заин­те­ре­со­ван­ных участ­ни­ков обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са и спо­соб­ству­ет лич­ност­но­му и твор­че­ско­му росту педа­го­га.

Чуй­ко­ва Е.В. – учи­тель англий­ско­го язы­ка МАОУ Гим­на­зия №1 им. А.С. Пуш­ки­на, руко­во­ди­тель город­ско­го мето­ди­че­ско­го объ­еди­не­ния учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков, руко­во­ди­тель реги­о­наль­ной инно­ва­ци­он­ной пло­щад­ки