«Университет – это не только место обучения, это еще и креатив, который потом движет миром»
И.о. ректора СахГУ Александр Самардак дал большое интервью для информационного агентства "Интерфакс".
В рамках национального проекта «Наука и образование», а также инициативы Президента РФ Владимира Путина по созданию университетов мирового уровня на Сахалине активно приступили к строительству кампуса «СахалинTech». Залиты бетонные основания под будущие корпуса студенческого городка и научно-образовательного комплекса. О том, каким будет главный университет островного региона, какие планы развития сотрудничества с партнерами, что ждать студентам, и какие задачи ставит перед вузом область в интервью «Интерфаксу» рассказал исполняющий обязанности ректора Сахалинского государственного университета, доктор физико-математических наук, доцент Александр Самардак.
- Александр Сергеевич, вы – доктор физико-математических наук и были проректором по научной работе Дальневосточного федерального университета. С мая текущего года возглавили Сахалинский государственный университет (СахГУ). Какие плюсы и минусы увидели в работе сахалинского вуза, что решили поменять и, возможно, уже какие-то изменения произошли?
– В Сахалинском государственном университете хороший и сильный педагогический состав, есть преподаватели высокого уровня, но в плане научных исследований – мало оснащенных лабораторий и, как следствие, – проводится не очень много научных исследований. Сейчас у нас реализуется ряд исследований по государственному заданию, связанных с климатическим проектом, с водородной энергетикой, с электрохимическими источниками тока. Но для большого университета этого мало. Нужны современные лаборатории, как учебные, так и научно-исследовательские, что будет способствовать повышению качества образования.
С лета этого года мы начали вести работу в этом направлении и формируем ряд новых лабораторий. Буквально на днях подали четыре заявки на молодежные лаборатории по таким направлениям, как развитие интеграционной формы зарубежного пространства России и стран Азиатского региона, оценку последствий климатических изменений в динамике взаимодействия природных, техногенных и антропогенных экосистем Дальнего Востока, лабораторию в сфере синтеза и применения новых полифункциональных материалов и подходов для мониторинга, ликвидации загрязнений и обеспечения радиоэкологической безопасности окружающей среды, история Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до наших дней.
– Вы сказали, что для открытия новых лабораторий СахГУ подал заявки. Куда подали заявки, откуда ждете финансирование?
– Есть федеральный проект «Наука в университеты», в рамках которого реализуется проект «Молодежные лаборатории». Их должно быть создано порядка 900 по всей стране. Уже практически выбрана вся квота. Последний конкурс объявлен на 160 лабораторий. Мы подали заявки на этот конкурс и ждем результатов. Если заявки подтвердят, у нас появятся лаборатории. Но независимо от результатов этих заявок, мы участники программы «Приоритет-2030. Дальний Восток», и часть средств от этой программы направляем на создание лабораторий и развитие научных исследований.
Сейчас у нас есть кластер химико-биологических исследований. Там уже есть высококлассное оборудование, включая установку рентгеноструктурного анализа, инфракрасный спектрометр, газовые хроматографы. Но мы хотим расширить эту линейку оборудования, так как для региона важно наращивать компетенции в области химических технологий. На Сахалине сейчас развивается нефтегазовый сектор, а в ближайших планах – развитие переработки нефти и газа. А это, как вы понимаете, уже совершенно новые материалы. И тут возникает потребность в специалистах со знанием химии, физики и материаловедения. И наша задача – отвечать на такие запросы и готовить кадры.
Собираемся развивать направление, связанное с аквабиотехнологиями. Регион у нас рыбопромысловый, здесь порядка 75 заводов, которые занимаются рыбоводством и рыбопереработкой. Зарубежные технологии ушли. Нужны отечественные разработки, импортозамещения. Это задача, которую перед нами поставил губернатор региона.
В настоящее время мы занимаемся восстановлением марикультурного парка. Сейчас идет процесс ремонта, там будет восемь бассейнов для разведения молоди рыб и гидробионтов. В следующем году он должен заработать, и мы будем заниматься исследованиями в разведении малька, молоди трепанга, морского ежа и гребешка. В конце ноября мы провели стратегическую сессию по развитию кампуса «СахалинTech» с партнерами, и одним из фокусов на ней стали аквабиотехнологии и марикультура. Готовим дорожную карту взаимодействия по развитию этих направлений.
Активно занимаемся информационными технологиями. Без IT сегодня невозможна ни одна сфера деятельности. Согласитесь, как удобно, когда у тебя в телефоне есть электронные помощники и сервисы. Для их разработки нужны специалисты, причем не просто программисты, а умеющие работать с системами искусственного интеллекта (ИИ). Вместе со Сбером и Минцифрой Сахалинской области мы создали Сахалинский центр ИИ. В его состав входит три лаборатории – VR-технологий в строительстве и инженерии, энергоэффективных технологий и управления регионом на основе данных. При этом Центр ИИ решает реальные задачи региона. Кадровый состав центра представлен нашими студентами, которые отучились в «Школе 21» от Сбера.
По «айтишной» тематике у нас появилось много партнеров, среди которых фирма «1C», группа компаний «Астра» – производитель отечественных операционных систем, компания Cubisio – это аналитика данных. Нам также интересно развитие микроэлектроники и робототехнических систем, поэтому мы выстраиваем партнерские отношения с компанией «Элвис» и GS Group. Вместе с Банком России запустили «Финтех Хаб», вместе с правительством области создали Академию регионального управления, где обучаем бережливым технологиям, управлению в сфере ЖКХ и информационной безопасности. В ближайшее время в Академии пройдут обучение вице-мэры, отвечающие за городское хозяйство.
Прорабатываем вопрос с «Газпромом» и «Газпромбанком» о создании еще пяти лабораторий по новой энергетике и нефтегазовым технологиям. В следующем году у нас появится водородный полигон на территории Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) Дальневосточного отделения Российской академии наук. Оборудование для него готовит наш партнер – Московский физико-технический институт (МФТИ). Этот полигон мы будем использовать совместно со СКБ САМИ. На нем будем отрабатывать процессы по паровой конверсии метана с использованием солнечной энергетики. На выходе будем получать «голубой» водород. Перед нашими исследователями также стоят научно-технологические задачи по хранению, транспортировке и использованию водорода для автономных энергосистем. Нет сомнений, что мы эти задачи решим, поскольку мы опираемся на базовую отрасль СПГ, которая впервые в нашей стране зародилась именно на Сахалине.
Надо понимать, что мы живем на островах. В составе Сахалинской области – 87 островов. При этом общая площадь – как две Швейцарии. Энергосистема острова Сахалин состоит из сегментов: центральный, северный, несколько небольших автономных сегментов. На Курильских островах свои отдельные автономные энергосистемы. Возникает вопрос в содержании и эффективном управлении такой сложной системой. Для этого нужны технические средства и информационные системы нового поколения, которые позволят нам полностью контролировать всю энергетику. Мы хотим сделать так, чтобы она работала бесперебойно и эффективно. Все разработки, которые будут получены на водородном полигоне, позволят создавать, в том числе интеллектуальные гибридные энергетические системы, в состав которой могут входить ветряная, водородная, геотермальная и солнечная энергетика. Ночью солнце не светит, ветер не дует – для электрогенерации используется водород, подул ветер – часть энергии направляется на синтез водорода и его накопление. Такие системы мы будем проектировать для использования в удаленных и труднодоступных территориях, в том числе, с экстремальными условиями жизни.
Если мы говорим про социо-гуманитарную подготовку, то мы делаем ставку на взаимодействие с Восточной и Юго-Восточной Азией. Мы ведем переговоры с китайскими партнерами, в частности с Шандуньским университетом, Северо-Восточным педагогическим университетом, университетом Цзямусы. Это будут студенческие и преподавательские обменные программы, обучение у нас русскому языку иностранных студентов для последующего поступления в российский университет. Китайской стороне особо интересно наше педагогическое направление, а российская педагогика у них считается одной из лучших. Им интересны также технические направления: строительство, нефтегаз, эксплуатация машин и механизмов.
– Получается, что китайские студенты будут приезжать в СахГУ на учебу?
– Да. Мы рассчитываем, что со следующего учебного года китайские студенты начнут обучение в нашем университете. Возможно, у нас также появятся студенты из Вьетнама, Индии, Индонезии и Малайзии. Но это пока в проекте. Нужно понимать, что это не только высокая ответственность, но вызовы по созданию условий для проживания с учетом национальных и религиозных особенностей.
Нам также интересны студенты из стран СНГ. Они уже проявляют особенный интерес к нашему университету. Недавно у нас прошла международная школа «Диалог с Азией», на ней были участники из Казахстана. И мы загорелись идеей приглашать оттуда абитуриентов для обучения. В планах у нас работа с Узбекистаном и Кыргызстаном, а также с новыми территориями нашей страны. Буквально в ноябре мы завершили первую федеральную «Университетскую смену». К нам приехали 30 школьников из ДНР, учащиеся 8–11‑х классов. Часть ребят уже изъявили желание поступать в наш университет. Рассчитываем, что они к нам приедут. Вместе с региональным правительством думаем как их привезти на учебу. Ну и хотим, чтобы больше ребят из новых территорий обратили внимание на наш вуз, здесь есть много интересных возможностей, специальностей.
– Сейчас полным ходом идет большая стройка кампуса мирового уровня «СахалинTech», Расскажите, пожалуйста, каким он будет. Какая философия закладывается в новый университет?
– Это будет новое пространство как для самого университета, так и для его стратегических партнеров. Мы строим кампус мирового уровня, который будет не только студентоцентричный, но и партнероцентричный. Мы стремимся к тому, чтобы партнеры хотели к нам прийти, потому что у нас есть нужные компетенции, идеи и научная инфраструктура. В кампусе будут созданы пространства для совместной работы, исследовательские лаборатории совместно с «Росатомом», «Газпромом», «Сбером», «Сахалинской Энергией» и другими крупными российскими и региональными компаниями. То есть со всеми предприятиями, которые заинтересованы в новых технологиях, новых материалах, в кадрах. Они и зайдут на площадку нового кампуса.
Научно-образовательный комплекс нашего кампуса будет площадью 90 тысяч квадратных метров. Он разместится в самом центре города и будет предназначен для образовательной деятельности и научных исследований. В нем будет все для комфорта студентов, преподавателей, партнеров, а также местных жителей: точки питания, спортзалы, библиотеки, места для совместной работы и обсуждения идей. Через дорогу от нашего кампуса «Газпром» уже строит центр водных видов спорта, который будет объектом олимпийского уровня. В нем наши преподаватели и студенты смогут заниматься плаванием. В полукилометре расположен подъемник на горнолыжный курорт «Горный воздух». Новые общежития на проспекте Победы будут представлены тремя зданиями на едином стилобате. Это 1,5 тыс. мест проживания. По сути, это будет «трехзвездочная» гостиница для студентов и сотрудников с фитнес-центром, спортзалом, кафе, зонами отдыха и учебы. И все это в шаговой доступности до ключевых социальных, культурных, общественных и спортивных объектов города.
Мы отремонтировали одно общежитие старого студгородка, второе – в процессе ремонта. На этой территории совместно с мэрией Южно-Сахалинска создаем студенческий бульвар, который от станции наземного метро «Университет» свяжет велопешеходной дорожкой «старый» кампус с новым студгородком и научно-образовательным комплексом «СахалинTech». У нас будут созданы все условия для учебы, спорта, активного времяпрепровождения. Эти перспективы позволяют нам делать ставку и на привлечение студентов со всей страны и из-за рубежа.
У нас есть амбициозная задача – к 2030 году у нас должны обучаться более 10 тысяч студентов против нынешних 7,5 тысяч. То есть за 5–6 лет нам нужно прибавить 2,5−3 тысячи студентов. Это серьезный вызов для всей команды, и мы уверены, что с этим справимся. Тем более, что у нас есть поддержка со стороны правительства Сахалинской области и лично от губернатора Валерия Лимаренко.
– Какими темпами идет строительство кампуса и студенческого городка?
– Строительство научно-образовательного комплекса (НОК) «СахалинTech» началось 9 августа этого года, а студгородка – 9 сентября. А уже 4 ноября залили первый бетон на стройке НОКа , что на шесть дней раньше, чем планировалось. На студгородке бетон пошел 30 ноября. Губернатор Валерий Лимаренко поставил задачу, не теряя темпов и качества стройки, как можно скорее возвести эти здания. Глава региона заинтересован, чтобы у нас быстрее появились новые условия. Завершить строительство студгородка мы хотим в ноябре 2025 года, а научно-образовательного комплекса – в декабре 2026 года. Мы планируем, что общежития начнем эксплуатировать в 2026 году, а в кампусе начнем учебный процесс с 1 сентября 2027 года.
Губернатор лично, практически ежедневно, посещает строящиеся объекты, а региональное министерство цифрового и технологического развития каждую неделю мониторит стройку с помощью беспилотников. Как вы знаете, строительство кампусов в ряде регионов страны осуществляется в две волны. Наш университет попал во вторую, но по темпам реализации проекта мы уже обгоняем проекты первой волны.
– Вы сказали, что тесно будете взаимодействовать с компаниями и предприятиями региона. Как это будет выглядеть на практике, может, они в кампусе откроют свои офисы или какие-то совместные лаборатории? Или студенты будут практиковаться на этих предприятиях?
– Это будут совместные лаборатории и совместные исследовательские центры. Есть ряд направлений, которые важны для региона. Энергетика, климат, экология и природные ресурсы, аквабиотехнологии и марикультура, искусственный интеллект, востоковедение, педагогика. Мы понимаем, что по техническим направлениям – нефтегаз, водород, аквабиотех, «цифра» – задачи должен ставить регион и партнеры. Мы начинаем разговаривать с партнерами, выявлять их дефициты в производственных процессах, материалах и технологиях. И мы готовы включиться в разработку всего этого.
Индустриальные партнеры, если они не проводят исследования, не знают, что будет дальше, какие новые технологии появятся через 10–15 лет и вряд ли смогут быть конкурентноспособными. В этой задаче им помогают университеты. Поэтому наш губернатор понимает, что без университета прорывного развития в регионе будет. Либо Сахалинская область останется сырьевым регионом, где просто качают нефть, газ, добывают уголь и продают, либо мы замахиваемся на модель Сингапура, у которого нет природных ресурсов, а экономика построена на интеллекте. Готовя в партнерстве с бизнесом кадры, совместно развивая новые направления, важные для региона, формируем новую экономику – экономику талантов и знаний.
Студенты, которые участвуют в таких проектах, становятся хорошими специалистами не потому, что они учебник прочитали, а потому что они работали над реальной задачей, придумали что-то новое, прошли практику у индустриального партнера, поработали с отраслевыми профессионалами в процессе учебы.
Здесь мы хотим отточить гибридно-модульный формат обучения, чтобы студенты не только теоретические знания получали, но и закрепляли их на практике без отрыва от учебы. Мы хотим выпускать студентов, которые смогут решать нетипичные задачи за более короткое время, чем студенты других вузов. Каждый день мы над этим работаем. Мы делаем маленькие шаги на пути к большой цели. К 2030 году мы должны стать мощным научно-образовательным центром. И делаем ставку на наших партнеров, новые технологии и научные разработки.
– С дальнейшим развитием университета и появлением новых направлений, которых ранее не было в вузе и в регионе, понадобится дополнительный преподавательский состав. Как будете готовить кадры, привлекать из других регионов? Какие стимулирующие меры будете предлагать им?
– Есть несколько способов, как кадры готовить и их привлекать. Первый – внутренний, когда у тебя «подрастают» молодые преподаватели, защищают диссертации и становятся опытными сотрудниками. Это достаточно долгий путь.
Второй – мы приглашаем специалистов из других регионов, находим молодых, активных кандидатов и докторов наук. Уже несколько человек таких приехали. Мы им предлагаем неплохую зарплату, которая на Сахалине достаточно высокая. Зарплата в вузе привязана к средней по региону и должна быть не менее 200% от нее, согласно указу Президента РФ. И у нас есть постановление областного правительства по субсидированию проживания в съемном жилье для кандидатов и докторов наук, которые приезжают к нам в регион.
И третий способ – приглашать под интересные задачи. У молодых ученых появляется возможность создать новые лаборатории, заниматься передовыми исследованиями, отладить контакт с индустрией и начинать решать задачи, важные для региона. Очень многие смотрят на наш регион, он привлекателен. Южно-Сахалинск – очень комфортный и ухоженный город. Здесь есть все атрибуты мегаполиса, и многим это нравится. Мы специально приглашаем людей из других регионов на разные мероприятия, чтобы они своими глазами увидели все, что здесь есть. Думаю, что с этой задачей мы справимся, и у нас появится много новых талантливых преподавателей и ученых.
Сейчас у нас 250 преподавателей, из них 14 докторов наук, 74 кандидатов наук. Еще 12 педагогов из других регионов преподают дистанционно. В перспективе на 10 тысяч студентов нам необходимо около 800 преподавателей, и поэтому мы максимально усиливаем аспирантуру. Просим в нее больше бюджетных мест, чтобы подготовить молодых преподавателей, чтобы они становились кандидатами и докторами наук. Это самый правильный, но и самый длительный способ подготовки кадров.
Трое молодых ученых приехали к нам из Приморья, из ДВО РАН и ДВФУ. У нас трудоустроены, но пока на дистанционной форме три человека из Томска – два кандидата и молодой доктор наук. Эта команда работает в новой лаборатории по моделированию СВЧ-электроники для беспилотников, которая появилась у нас благодаря программе академического лидерства «Приоритет-2030. Дальний Восток». Думаю, что в следующем году достаточно много новых людей пригласим на Сахалин. Но есть задачи, когда человеку не обязательно здесь физически находиться, и часть дисциплин у нас преподаются дистанционно. Мы можем приглашать лучших профессоров, кандидатов наук для работы по удаленной форме.
– Вы принимаете участие в федеральном конкурсе по созданию передовых инженерных школ? Какие задачи вы себе ставите и что ожидаете в случае победы от этого проекта?
– Подготовить нужного специалиста в современных условиях, когда все слишком быстро меняется, университет самостоятельно уже не способен. На подготовку современного специалиста уходит минимум четыре года, а чтобы запустить новую образовательную программу нужно еще 1,5−2 года. А кадры нужны сегодня. Поэтому мы вместе с бизнесом будем готовить тех специалистов, которые им необходимы. Не просто исполнителей, а тех, кто сможет вести комплексные проекты, кто понимает индустрию и сможет принять участие в ее трансформации. Для этого запускаем проект по созданию передовой инженерной школы.
Мы хотим готовить инженеров новой формации, способных мыслить системно и конструктивно. Это критически важная задача, так как западные компании ушли с Сахалина, а инженеры здесь, в основном, были западные. Они были подготовлены под решение комплексных задач, а сейчас это направление оголилось. Мы готовы взять на себя эту трудную, но важную для региона миссию – готовить инженеров новой формации как для нефтегазовой отрасли, так и новой отрасли – водородной и гибридной энергетики.
– Какие перспективы есть у студентов Сахалинского госуниверситета, чтобы успешно развиваться, иметь хорошую работу и достойное качество жизни?
– Мы сейчас нацелены на то, чтобы в университете росло качество преподавания. Чтобы здесь были актуальные практико-ориентированные программы, в каждую программу мы встраиваем партнера, который заинтересован в этих студентах. Мы прорабатываем сейчас вопросы, связанные с индивидуальными корпоративными стипендиями, продумываем гибридно-модульные стажировки, когда нет отрыва от обучения, но при этом студент проходит длительную подготовку у реального работодателя. Мы выстраиваем всю эту траекторию, начиная со школы. Мы запустили проект «500 школьников», в котором готовим старшеклассников к вхождению в университет по ряду направлений: биология, химия, физика, математика, искусственный интеллект. В нашей школе уже обучаются около 900 школьников. Этот проект мы запустили совместно с губернатором региона Валерием Лимаренко. Мы обновили образовательные пространства в одном из наших корпусов под обучение школьников. Пока это учащиеся 10–11‑х классов, но планируем в будущем начинать работу с 8‑го класса.
У нас появились учебно-научные лаборатории, которые направлены на решении реальных задач. Знакомим ребят с реальными проектами наших партнеров. Это позволит по окончанию обучения в нашем университете уже иметь рабочее место с понятными условиями и интересными задачами. Наши партнеры и работодатели в процессе обучения будут их подхватывать, выделять корпоративные стипендии, водить к себе на предприятия и говорить, как и что у него будет, какие условия работы, какая заплата. Уверен, что большинство ребят будут трудоустроены, как только они получат дипломы, а, может, даже еще в процессе учебы.
– Много студентов, которые приезжают сюда на учебу из других регионов?
– В этом году в наш вуз поступили 40 студентов из других регионов России и 12 из-за рубежа. Но мы хотим эти числа увеличить как минимум в 10 раз. К нам приезжают ребята из Дальневосточного федерального округа, Ставропольского края, Бурятии, Алтайского края, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарской республики, Краснодарского края, Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее популярные специальности в университете – востоковедение, лингвистика, нефтегаз, строительство, информационные технологии. На этих направлениях у нас высокий уровень подготовки и талантливые преподаватели.