Кампус СахалинТесh – новый центр по изучению биоразнообразия акватории Дальнего Востока

Президент Российский Федерации Владимир Путин утвердил поручение о создании морской биостанции и лаборатории по биоразнообразию на мысе Анастасии (полуостров Крильон, остров Сахалин).

219 просмотров
Читать

Пре­зи­дент Рос­сий­ский Феде­ра­ции Вла­ди­мир Путин утвер­дил пере­чень пору­че­ний по ито­гам встре­чи с участ­ни­ка­ми III Кон­грес­са моло­дых учё­ных, кото­рая состо­я­лась 29 нояб­ря 2023 года на феде­раль­ной тер­ри­то­рии Сири­ус. Сре­ди основ­ных – созда­ние мор­ской био­стан­ции и лабо­ра­то­рии по био­раз­но­об­ра­зию на мысе Ана­ста­сии (полу­ост­ров Кри­льон, ост­ров Саха­лин).

Участ­ка­ми боль­шо­го про­ек­та ста­нут Пра­ви­тель­ство Рос­сии, Пра­ви­тель­ство Саха­лин­ской обла­сти, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва, Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет и ряд науч­ных орга­ни­за­ций Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га.

Сре­ди основ­ных задач – вовле­че­ние в реа­ли­за­цию науч­но-обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию фло­ры и фау­ны даль­не­во­сточ­ных морей веду­щих рос­сий­ских и зару­беж­ных уче­ных.

Преды­ду­щие две экс­пе­ди­ции уче­ных Био­фа­ка МГУ им. Ломо­но­со­ва в 2022 и 2023 годах на мысе Ана­ста­сии при­нес­ли откры­тие цело­го ряда новых видов фло­ры и фау­ны как ост­ров­но­го реги­о­на, так и его при­бреж­ной зоны. Мор­ское био­раз­но­об­ра­зие так назы­ва­е­мых «снеж­ных тро­пи­ков» юга Саха­ли­на тре­бу­ет осо­бо­го вни­ма­ния, поэто­му Пре­зи­ден­том Рос­сии Вла­ди­ми­ром Пути­ным было под­дер­жа­но пред­ло­же­ние о созда­нии мор­ской био­стан­ции на мысе.

- Сов­мест­но с кол­ле­га­ми из МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва уже нача­лось про­ек­ти­ро­ва­ние био­ло­ги­че­ской лабо­ра­то­рии на базе кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech в г. Южно-Саха­лин­ске. Созда­ва­е­мая науч­ная инфра­струк­ту­ра поз­во­лит не толь­ко про­во­дить иссле­до­ва­ния гид­ро­бион­тов и назем­ных оби­та­те­лей, но и гото­вить спе­ци­а­ли­стов высо­ко­го уров­ня как для кли­ма­ти­че­ских и эко­ло­ги­че­ских про­ек­тов, так и для раз­ви­тия при­о­ри­тет­но­го направ­ле­ния реги­о­на – эко­но­ми­ка оке­а­на. – рас­ска­зал и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Стро­и­тель­ство био­ло­ги­че­ской стан­ции зай­мет несколь­ко лет, а уже этим летом там будет уста­нов­лен базо­вый лагерь и пер­вые поле­вые лабо­ра­то­рии. Парал­лель­но со стро­и­тель­ством новой био­стан­ции будет обнов­ле­на науч­ная база СахГУ «Тара­най», а так­же будут про­ра­бо­та­ны и запу­ще­ны обра­зо­ва­тель­ные и науч­но-иссле­до­ва­тель­ские про­грам­мы по изу­че­нию био­раз­но­об­ра­зия аква­то­рии Даль­не­го Восто­ка.

Эко­но­ми­ка оке­а­на – это одно из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний стро­я­ще­го кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­лин­Тесh. Поми­мо это­го, во гла­ву угла ста­вят­ся такие направ­ле­ния, как новая энер­ге­ти­ка, водо­род­ные тех­но­ло­гии, кли­ма­ти­че­ская повест­ка, неф­те­га­зо­хи­мия, искус­ствен­ный интел­лект.

Стро­и­тель­ство науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са кам­пу­са Саха­лин­Тесh будет завер­ше­но в 2026 году, а сту­ден­че­ско­го город­ка – в 2025году. Рабо­ты ведут­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Студенты российских вузов прошли в СахГУ обучение по геоинформационным технологиям

Зимняя школа для молодых учёных по тематике «Проектный менеджмент в области информационных технологий» привлекла на Сахалин студентов и преподавателей вузов России.

162 просмотра
Читать

Зим­няя шко­ла для моло­дых учё­ных по тема­ти­ке «Про­ект­ный менедж­мент в обла­сти инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий» при­влек­ла на Саха­лин сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей вузов Рос­сии. В тече­ние несколь­ких дней 15 гостей из Вла­ди­во­сто­ка, Том­ска, Вла­ди­ми­ра и Моск­вы, а так­же саха­лин­ские сту­ден­ты изу­ча­ли про­ект­ную дея­тель­ность в раз­ре­зе гео­ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, осва­и­ва­ли новые мето­ди­ки и инстру­мен­та­рий, вели науч­но-иссле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность на мор­ском побе­ре­жье.

– В новой кли­ма­ти­че­ской док­трине под­чёр­ки­ва­ет­ся важ­ность дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли и гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систем, – рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель про­ек­та, доцент кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Оле­ся Куп­цо­ва. – И мы реши­ли орга­ни­зо­вать такую шко­лу, где ребя­та изу­ча­ют, что такое гео­ин­фор­ма­ци­он­ные систе­мы и как мож­но это увя­зать с про­ект­ной дея­тель­но­стью. Это очень вос­тре­бо­ван­ное направ­ле­ние, поэто­му к нам на учё­бу при­е­ха­ли ребя­та из Мор­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни адми­ра­ла Невель­ско­го (г. Вла­ди­во­сток), Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та систем управ­ле­ния, Вла­ди­мир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. А в сле­ду­ю­щем году мы ожи­да­ем ещё вдвое боль­ше гостей с мате­ри­ка.

Обу­ча­ют­ся в шко­ле глав­ным обра­зом сту­ден­ты тре­тьих-чет­вёр­тых кур­сов и маги­стран­ты, так как это было основ­ным усло­ви­ем про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030», в рам­ках кото­рой реа­ли­зо­ван про­ект. Поми­мо тео­ре­ти­че­ских заня­тий, они выез­жа­ли в бух­ту Тихую, где соби­ра­ли дан­ные для гео­эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га. Вся собран­ная инфор­ма­ция фик­си­ру­ет­ся на кар­те, бла­го­да­ря кото­рой после состав­ля­ет­ся общая кар­ти­на, в каких обла­стях луч­ше погло­ща­ет­ся угле­род, где повы­шен­ная опас­ность пожа­ров и раз­рыв­ных нару­ше­ний, где измен­чи­вая ледо­вая обста­нов­ка.

Кста­ти, одно из заня­тий про­вёл док­тор тех­ни­че­ских наук, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли Вла­ди­мир Пищаль­ник. Он рас­ска­зал, как про­хо­дит мони­то­ринг ледо­вой обста­нов­ки по запро­сам таких ком­па­ний, как «Саха­лин­ская энер­гия», «Экс­он» и дру­гие. Науч­ные дан­ные и про­гно­зы учё­ных из СахГУ обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ное про­хож­де­ние кораб­лей в зим­нее вре­мя.

– Боль­шой плюс таких науч­ных школ для моло­дых учё­ных – это то, что мы обме­ни­ва­ем­ся опы­том, – счи­та­ет Оль­га Тихо­но­ва, доцент кафед­ры без­опас­но­сти в неф­те­га­зо­вом ком­плек­се МГУ име­ни Невель­ско­го (Вла­ди­во­сток). – Бла­го­да­ря про­грам­ме «При­о­ри­тет-2030», нам уда­лось побы­вать на Саха­лине, озна­ко­мить­ся с мето­да­ми про­ект­но­го менедж­мен­та в гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систе­мах, с инстру­мен­та­ми рабо­ты. Мы научи­лись дешиф­ро­вы­вать кос­ми­че­ские сним­ки, рабо­та­ли в про­грам­ме QGIS. В бух­те Тихой мы соби­ра­ли дан­ные для науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты, изме­ря­ли пока­за­те­ли угле­ро­да, мета­на, угле­кис­ло­го газа.

Шко­ла моло­дых учё­ных в СахГУ, соглас­но задум­ке орга­ни­за­то­ров, будет раз­ви­вать­ся по несколь­ким направ­ле­ни­ям. Одним из них ста­нет дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти с помо­щью гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систем, ещё одно по без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти, а имен­но по спа­са­тель­ным отря­дам и при­род­ным рис­кам.

– Про­шед­шая шко­ла тес­но свя­за­на с нашим направ­ле­ни­ем под­го­тов­ки, так что полу­чен­ные зна­ния и опыт мы смо­жем при­ме­нить в сво­их науч­ных рабо­тах, – рас­ска­зал сту­дент 3 кур­са МГУ Невель­ско­го по направ­ле­нию под­го­тов­ки «тех­но­сфер­ная без­опас­ность» Нико­лай Литов­чен­ко. – Вооб­ще за это вре­мя мы ощу­ти­мо попол­ни­ли нашу базу зна­ний. Так, неко­то­рые мето­ди­ки иссле­до­ва­ний, кото­рые исполь­зу­ют­ся в Саха­лин­ском госу­ни­вер­си­те­те, очень инте­рес­ны, и мы будем их исполь­зо­вать у себя.

В Политехническом колледже СахГУ подвели итоги Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+»

В Фестивале «NAUKA 0+» приняли активное участие 342 студента и 41 сотрудник Политехнического колледжа университета.

171 просмотр
Читать

С 4 по 15 декаб­ря 2023 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те про­хо­дил Все­рос­сий­ский Фести­валь нау­ки «NAUKA 0+».

Сту­ден­ты и сотруд­ни­ки кол­ле­джа не огра­ни­чи­лись заяв­лен­ной про­грам­мой, в кото­рую вошли: мастер-клас­сы, лек­ции, прак­ти­кум, интел­лек­ту­аль­ные игры и мара­фо­ны, тур­нир, встре­чи с рабо­то­да­те­ля­ми, а так­же ста­ли лау­ре­а­та­ми III Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Сту­дент и науч­но-тех­ни­че­ский про­гресс» Саха­лин­ско­го инсти­ту­та желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та.

Кро­ме новых зна­ний и рас­ши­ре­ния кру­го­зо­ра в обла­сти нау­ки, все участ­ни­ки Фести­ва­ля полу­чат сер­ти­фи­ка­ты, а рабо­то­да­те­ли и сотруд­ни­ки – бла­го­дар­ствен­ные пись­ма.

Так­же в рам­ках Фести­ва­ля нау­ки про­шел про­смотр акту­аль­но­го науч­но-про­све­ти­тель­ско­го кино, кото­рое сту­ден­ты смог­ли уви­деть на класс­ном часе и обсу­дить его с кура­то­ра­ми.

Наде­ем­ся, что такие меро­при­я­тия ста­нут еже­год­ны­ми, а ауди­то­рия участ­ни­ков будет толь­ко рас­ти!

Российские ученые проверили «легкие» Охотского моря

Закономерности распределения хлорофилла-а на поверхности залива Анива Охотского моря выявили ученые СахГУ.

181 просмотр
Читать

МОСКВА, 19 дек – РИА Ново­сти. Зако­но­мер­но­сти рас­пре­де­ле­ния хлорофилла‑а на поверх­но­сти зали­ва Ани­ва Охот­ско­го моря выяви­ли уче­ные СахГУ. Как сооб­щи­ли в пресс-служ­бе уни­вер­си­те­та, кон­цен­тра­ция это­го веще­ства в аква­то­рии поз­во­ля­ет оце­нить уро­вень погло­ще­ния и захо­ро­не­ния угле­ро­да, а так­же слу­жит инди­ка­то­ром состо­я­ния мор­ских эко­си­стем. Иссле­до­ва­те­ли уточ­ни­ли, что состо­я­ние мор­ских эко­си­стем вли­я­ет на кли­мат Зем­ли и напря­мую зави­сит от угле­род­но­го балан­са на пла­не­те.«

«Пред­ставь­те Охот­ское море как огром­ный аква­ри­ум, в кото­ром мик­ро­ско­пи­че­ские рас­те­ния (фито­планк­тон) игра­ют роль лег­ких для всей мор­ской эко­си­сте­мы. Эти мик­ро­ор­га­низ­мы исполь­зу­ют хлорофилл‑а для пре­об­ра­зо­ва­ния све­то­вой энер­гии в хими­че­скую, в ходе чего угле­кис­лый газ (СО2) из воды и воз­ду­ха пре­вра­ща­ет­ся в кис­ло­род и пита­тель­ные веще­ства», — рас­ска­зал соав­тор пуб­ли­ка­ции, про­фес­сор Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) Вла­ди­мир Пищаль­ник.

Спе­ци­а­ли­сты уни­вер­си­те­та про­ана­ли­зи­ро­ва­ли про­стран­ствен­но-вре­мен­ную измен­чи­вость кон­цен­тра­ции хлорофилла‑а в поверх­ност­ном слое зали­ва Ани­ва Охот­ско­го моря с при­вле­че­ни­ем мето­дов эко­ло­гии, кли­ма­то­ло­гии, оке­а­но­гра­фии и дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния. По их сло­вам, уни­каль­ность пред­ла­га­е­мо­го под­хо­да в исполь­зо­ва­нии спут­ни­ко­во­го мони­то­рин­га поверх­но­сти аква­то­рии со спе­ци­аль­ны­ми сен­со­ра­ми.

«Дан­ные съе­моч­ные систе­мы спо­соб­ны опре­де­лять содер­жа­ние хлорофилла‑а, ана­ли­зи­руя отра­жен­ный от вод­ной поверх­но­сти свет. Основ­ная кон­цеп­ция заклю­ча­ет­ся в том, что хлорофилл‑а и дру­гие веще­ства в воде име­ют уни­каль­ные све­то­от­ра­жа­ю­щие свой­ства, кото­рые могут быть точ­но зафик­си­ро­ва­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны с помо­щью этих спут­ни­ко­вых сен­со­ров», — пояс­нил Пищаль­ник.

Он доба­вил, что после сбо­ра дан­ных для ана­ли­за сним­ков исполь­зо­ва­лись ком­пью­тер­ные алго­рит­мы. Это помог­ло не толь­ко опре­де­лить уров­ни хлорофилла‑а в раз­лич­ных частях аква­то­рии зали­ва, но и понять, как эти уров­ни меня­ют­ся в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни года и дру­гих усло­вий.

«Наши резуль­та­ты поз­во­ля­ют эффек­тив­нее пла­ни­ро­вать мони­то­ринг состо­я­ния мор­ской эко­си­сте­мы. Напри­мер, выяв­ле­ние сезон­ных и реги­о­наль­ных изме­не­ний в уров­нях хлорофилла‑а может ука­зы­вать на необ­хо­ди­мость при­ня­тия мер по защи­те опре­де­лен­ных участ­ков моря от загряз­не­ния или чрез­мер­но­го выло­ва», — объ­яс­нил про­фес­сор.

В уни­вер­си­те­те рас­ска­за­ли, что в даль­ней­шем перед уче­ны­ми сто­ит несколь­ко задач. Во-пер­вых, раз­ра­бот­ка реги­о­наль­но­го алго­рит­ма для обра­бот­ки сня­тых дан­ных, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го под Охот­ское море, для повы­ше­ния точ­но­сти изме­ре­ний хлорофилла‑а. Во-вто­рых, изу­че­ние ско­ро­сти фито­планк­тон­но­го фото­син­те­за — клю­че­во­го пока­за­те­ля здо­ро­вья мор­ской эко­си­сте­мы и ее спо­соб­но­сти погло­щать CO2.

Пойдем в кино!

В университете стартовал фестиваль актуального научного кино (ФАНК).

153 просмотра
Читать

Пер­вым к про­смот­ру для сту­ден­тов инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти был пред­став­лен фильм «ФАНК: Идеи и тех­но­ло­гии, меня­ю­щие мир».

Фильм повест­ву­ет о футу­ри­сти­че­ских иде­ях и тех­но­ло­ги­ях, кото­рые могут изме­нить мир в буду­щем. В филь­ме пред­став­ле­ны интер­вью с уче­ны­ми, инже­не­ра­ми и пред­при­ни­ма­те­ля­ми, кото­рые рабо­та­ют над созда­ни­ем новых тех­но­ло­гий и идей, спо­соб­ных изме­нить жизнь людей. ФАНК” явля­ет­ся инте­рес­ным и вдох­нов­ля­ю­щим филь­мом, кото­рый пока­зы­ва­ет, что буду­щее может быть гораз­до более ярким и пер­спек­тив­ным, чем мы можем пред­ста­вить.

Не менее инте­рес­ным явил­ся фильм «Мир 2052. Уви­деть буду­щее», кото­рый пред­став­ля­ет собой науч­но-фан­та­сти­че­ский доку­мен­таль­ный фильм о том, каким может стать мир в 2052 году. Фильм осно­ван на пред­ска­за­ни­ях раз­лич­ных уче­ных, футу­ро­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов в раз­ных обла­стях нау­ки. В филь­ме рас­смат­ри­ва­ют­ся такие темы, как изме­не­ние кли­ма­та, раз­ви­тие тех­но­ло­гий, рост насе­ле­ния и мно­гие дру­гие. Мир 2052” явля­ет­ся инте­рес­ным и позна­ва­тель­ным филь­мом, кото­рый поз­во­ля­ет зри­те­лям загля­нуть в буду­щее и узнать, какие изме­не­ния могут про­изой­ти в бли­жай­шие деся­ти­ле­тия.

Экс­пер­том, при­няв­шим уча­стие в обсуж­де­нии это­го филь­ма, являл­ся заве­ду­ю­щий кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти, док­тор педа­го­ги­че­ских нау­ки Свет­ла­на Абра­мо­ва, кото­рая про­ве­ла дис­кус­сию по постав­лен­ным в филь­ме про­бле­мам.

Фести­валь акту­аль­но­го науч­но­го кино про­дол­жа­ет­ся до 31 декаб­ря. Озна­ко­мить­ся с крат­кой анно­та­ци­ей и трей­ле­ра­ми пред­ла­га­е­мых к про­смот­ру филь­мов мож­но на сай­те по адре­су: https://dnk.csff.ru/films/

При­гла­ша­ем сту­ден­тов, пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­та оку­нуть­ся в мир увле­ка­тель­но­го науч­но­го кино.

Про­грам­ма-ФАНК

Знатоки педагогических идей

В рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+» состоялась встреча учащихся педагогических классов СОШ №3 и №6 и преподавателей кафедры теории и методики обучения и воспитания Института психологии и педагогики Марией Фалей и Галиной Егизарян.

121 просмотр
Читать

Тема встре­чи была посвя­ще­на зна­ком­ству с науч­ны­ми взгля­да­ми извест­но­го рос­сий­ско­го дидак­та Анто­на Семе­но­ви­ча Мака­рен­ко. Участ­ни­ки интел­лек­ту­аль­но­го клу­ба «Зна­то­ки педа­го­ги­че­ских идей» углу­би­ли свои зна­ния о науч­ных осно­вах педа­го­ги­че­ской про­фес­сии, о кон­цеп­ту­аль­ных прин­ци­пах фор­ми­ро­ва­ния кол­лек­ти­ва, про­ана­ли­зи­ро­ва­ли «золо­тые цита­ты» А.С. Мака­рен­ко, оце­нив акту­аль­ность выска­зы­ва­ний вели­ко­го педа­го­га.

В рабо­те при­ня­ли уча­стие 45 школь­ни­ков. Осо­бый инте­рес у ребят вызва­ли зада­ния по реше­нию педа­го­ги­че­ских ситу­а­ций, где нуж­но было исполь­зо­вать не толь­ко тео­ре­ти­че­ские зна­ния, но и про­явить само­сто­я­тель­ность и кре­а­тив­ность.

Береговой инфраструктурой и морской гидротехникой занимаются учёные в СахГУ

Проект «Берега арктических и субарктических морей в условиях быстрых климатических и техногенных изменений» реализуется в рамках программы «Приоритет-2030».

161 просмотр
Читать

На базе про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030» в рам­ках кли­ма­ти­че­ских и энер­ге­ти­че­ских тех­но­ло­гий для устой­чи­во­го раз­ви­тия реги­о­на, отно­ся­щих­ся к направ­ле­нию стра­те­ги­че­ско­го про­ек­та «Сахалин.Tech.Гео», был запу­щен про­ект «Бере­га арк­ти­че­ских и суб­арк­ти­че­ских морей в усло­ви­ях быст­рых кли­ма­ти­че­ских и тех­но­ген­ных изме­не­ний».

Про­ект направ­лен на про­гно­зи­ро­ва­ние состо­я­ния бере­гов, изу­че­ние их осо­бен­но­стей в раз­лич­ной гео­гра­фи­че­ской пояс­но­сти и сек­тор­но­сти, что пред­став­ля­ет акту­аль­ную про­бле­му для раз­ви­тия Север­но­го мор­ско­го пути и инфра­струк­ту­ры на при­бреж­ных тер­ри­то­ри­ях Даль­не­го Восто­ка.

Учи­ты­вая необ­ра­ти­мые и некон­тро­ли­ру­е­мые про­цес­сы изме­не­ний при­род­ной сре­ды в тече­ние послед­них деся­ти­ле­тий, при­бреж­ным зонам нашей стра­ны уде­ля­ет­ся осо­бое вни­ма­ние. Пред­по­ла­га­ет­ся тес­ное тех­но­ло­ги­че­ское вза­и­мо­дей­ствие нау­ки и веду­щих отрас­лей про­мыш­лен­но­сти в реа­ли­за­ции про­ек­тов, свя­зан­ных с инве­сти­ци­он­но-стро­и­тель­ной дея­тель­но­стью, модер­ни­за­ци­ей объ­ек­тов жилищ­ной, ком­му­наль­ной, про­из­вод­ствен­ной, транс­порт­ной, соци­аль­ной, энер­ге­ти­че­ской и иной инфра­струк­ту­ры.

Коман­да про­ек­та под руко­вод­ством док­то­ра гео­гра­фи­че­ских наук Вик­то­ра Афа­на­сье­ва на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та уже доби­лась опре­де­лен­ных резуль­та­тов в раз­ра­бот­ке баз высо­ко­точ­ных геопро­стран­ствен­ных и про­стран­ствен­но-вре­мен­ных дан­ных. На дан­ный момент уче­ным уда­лось про­ве­сти ста­ти­сти­че­ское и ана­ли­ти­че­ское моде­ли­ро­ва­ние при­род­ных про­цес­сов, а так­же сфор­ми­ро­вать шка­лы оцен­ки рис­ков опас­ных при­род­ных явле­ний в систе­ме про­гно­за кли­ма­ти­че­ских и тех­но­ген­ных изме­не­ний.

Поми­мо стра­те­ги­че­ских целей феде­раль­но­го уров­ня, коман­да уче­ных уде­ля­ет вни­ма­ние под­го­тов­ке буду­щих кад­ров для про­мыш­лен­ных отрас­лей на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Пла­ном про­ек­та преду­смот­ре­на раз­ра­бот­ка и модер­ни­за­ция трех обра­зо­ва­тель­ных про­грамм бака­лаври­а­та (по направ­ле­ни­ям «гео­ло­гия», «эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние», «тех­но­сфер­ная без­опас­ность») и маги­стра­ту­ры («защи­та при­о­ри­тет­ных объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры и мето­ды управ­ле­ния опас­ны­ми про­цес­са­ми, вызы­ва­ю­щи­ми ката­стро­фи­че­ские послед­ствия»). Дан­ные про­грам­мы пла­ни­ру­ет­ся внед­рять пла­но­мер­но в гра­фик обу­че­ния сту­ден­тов с воз­мож­но­стью даль­ней­шей ста­жи­ров­ки у инсти­ту­ци­о­наль­ных парт­не­ров, заин­те­ре­со­ван­ных в посто­ян­ном при­то­ке надеж­ных кад­ров.

Вме­сте с модер­ни­за­цей учеб­ных пла­нов бака­лаври­а­та и маги­стра­ту­ры коман­дой про­ек­та будет раз­ра­бо­та­на обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма «Новые стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы, кон­струк­ции и тех­но­ло­гии в мор­ской гид­ро­тех­ни­ке в усло­ви­ях меня­ю­ще­го­ся кли­ма­та», пред­по­ла­га­ю­щая модуль­ное обу­че­ние. В дан­ный момент уче­ные рабо­та­ют над созда­ни­ем гене­раль­ной схе­мы бере­го­за­щи­ты Саха­лин­ской обла­сти. Резуль­та­том успеш­ной реа­ли­за­ции про­ек­та будут новые инстру­мен­ты и тех­но­ло­гии управ­ле­ния при­род­ны­ми и тех­но­ген­ны­ми рис­ка­ми и стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния. Вдо­ба­вок будут созда­ны инфор­ма­ци­он­но-про­гноз­ные базы дан­ных, инте­гри­ро­ван­ные в систе­му госу­прав­ле­ния, кото­рые ста­нут интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­стью Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Радиоэлектронная лаборатория в СахГУ успешно сотрудничает с промышленными партнёрами

В рамках стратегического проекта «СахалинTech.Гео» и программы развития «Приоритет-2030» в СахГУ запущена лаборатория математического моделирования радиоэлектронных устройств.

167 просмотров
Читать

В рам­ках стра­те­ги­че­ско­го про­ек­та «СахалинTech.Гео» и про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток» в СахГУ была запу­ще­на лабо­ра­то­рия мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств.

Про­ект направ­лен на акту­аль­ную зада­чу моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств для инду­стри­аль­ных парт­не­ров, зани­ма­ю­щих­ся раз­ра­бот­кой, про­из­вод­ством и внед­ре­ни­ем радио­элек­трон­ных систем, устройств СВЧ, узлов и эле­мен­тов бор­то­вой аппа­ра­ту­ры.

– Дан­ная лабо­ра­то­рия явля­ет­ся при­ме­ром реа­ли­за­ции запро­са от про­мыш­лен­но­сти к нау­ке, где через ресур­сы и умы уче­ных дости­га­ют­ся чет­кие цели тех­но­ло­ги­че­ских отрас­лей эко­но­ми­ки нашей стра­ны, – отме­тил руко­во­ди­тель про­ек­та, док­тор тех­ни­че­ских наук, выс­ший науч­ный сотруд­ник Цен­тра экс­пер­ти­зы и испы­та­ний Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Тимур Гази­зов. – В лабо­ра­то­рии, в част­но­сти, будет моде­ли­ро­вать­ся с исполь­зо­ва­ни­ем совре­мен­но­го мате­ма­ти­че­ско­го аппа­ра­та пове­де­ние БПЛА в слож­ной элек­тро­маг­нит­ной обста­нов­ке. Это осо­бо акту­аль­но в све­те заклю­чён­но­го согла­ше­ния с НПЦ «ЭЛВИС» по испы­та­нию бор­то­вых кон­трол­ле­ров БПЛА.

Клю­че­вой парт­нёр лабо­ра­то­рии ООО «НПЦ «ЭЛВИС» – веду­щий оте­че­ствен­ный раз­ра­бот­чик и про­из­во­ди­тель систем без­опас­но­сти на осно­ве тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та, ком­пью­тер­но­го зре­ния, био­мет­ри­че­ской иден­ти­фи­ка­ции и радио­ло­ка­ци­он­но­го наблю­де­ния.

Коман­да про­ек­та про­де­ла­ла колос­саль­ный объ­ем ана­ли­ти­че­ской рабо­ты и уже может похва­стать­ся вну­ши­тель­ны­ми резуль­та­та­ми: про­ана­ли­зи­ро­ва­ны и клас­си­фи­ци­ро­ва­ны извест­ные спо­со­бы мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния узлов и систе­ма­ти­за­ция извест­ных БПЛА из откры­тых источ­ни­ков, их пара­мет­ров и харак­те­ри­стик.

БПЛА «Оса»

На дан­ный момент, коман­да про­ек­та отпра­ви­ла заяв­ку на грант Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да. Гото­вит­ся пуб­ли­ка­ция трёх ста­тей в веду­щих науч­ных жур­на­лах из переч­ня Выс­шей атте­ста­ци­он­ной комис­сии при Мини­стер­стве нау­ки в обла­сти радио­элек­тро­ни­ки и трёх ста­тей в XIX Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Элек­трон­ные сред­ства и систе­мы управ­ле­ния».

Наи­боль­ший инте­рес для инду­стри­аль­ных парт­нё­ров вызы­ва­ет зада­ча целост­но­сти сиг­на­лов, а так­же ана­лиз и моде­ли­ро­ва­ние про­цес­сов в печат­ных пла­тах радио­элек­трон­ных устройств, осо­бен­но в усло­ви­ях внеш­не­го элек­тро­маг­нит­но­го воз­дей­ствия. В свя­зи с этим коман­да про­ек­та пла­ни­ру­ет раз­вить изыс­ка­ния в обла­сти моде­ли­ро­ва­ния про­вод­ни­ков и диэлек­три­ков на осно­ве элек­тро­ста­ти­че­ско­го ана­ли­за.

Нара­бо­тан­ный саха­лин­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми науч­но-мате­ма­ти­че­ский аппа­рат в обла­сти сверх­вы­со­ко­ча­стот­ных тех­но­ло­гий может быть вос­тре­бо­ван и дру­ги­ми про­мыш­лен­ны­ми ком­па­ни­я­ми, заин­те­ре­со­ван­ны­ми в улуч­ше­нии суще­ству­ю­щей радио­элек­трон­ной про­дук­ции, как на оте­че­ствен­ном, так и на миро­вом рын­ке.

Всероссийский Фестиваль науки «NAUKA 0+»

С 4 декабря 2023 года в Сахалинском государственном университете стартовал Всероссийский Фестиваль науки «NAUKA 0+».

131 просмотр
Читать

В про­грам­ме меро­при­я­тий Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа заяв­ле­но 16 меро­при­я­тий. Фор­ма и тема­ти­ка раз­но­об­раз­ны и позна­ва­тель­ны: лек­ции, мастер-клас­сы, интел­лек­ту­аль­ные игры и мара­фон, прак­ти­кум, встре­чи с рабо­то­да­те­ля­ми.

Глав­ная цель Фести­ва­ля в Поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже понят­ным и доступ­ным язы­ком рас­ска­зать сту­ден­там, чем зани­ма­ют­ся уче­ные, как науч­ный поиск улуч­ша­ет каче­ство жиз­ни, какие пер­спек­ти­вы он откры­ва­ет совре­мен­но­му чело­ве­ку.

Фести­валь при­ви­ва­ет инте­рес к позна­нию мира и ува­же­ние к нау­ке. Сту­ден­ты кол­ле­джа с боль­шим удо­воль­стви­ем участ­ву­ют в меро­при­я­ти­ях, зада­ют вопро­сы, делят­ся мне­ни­я­ми, раз­ви­ва­ют про­фес­си­о­наль­ные уме­ния.

Фести­валь про­длит­ся до 15 декаб­ря.

Акватория Сахалина под наблюдением

Команда учёных под руководством кандидата химических наук Эдуарда Токаря приступила к реализации амбициозного проекта «Развитие новых подходов и технологий создания методов и материалов для решения вопросов экологической обстановки» .

216 просмотров
Читать

Коман­да учё­ных под руко­вод­ством кан­ди­да­та хими­че­ских наук Эду­ар­да Тока­ря при­сту­пи­ла к реа­ли­за­ции амби­ци­оз­но­го про­ек­та «Раз­ви­тие новых под­хо­дов и тех­но­ло­гий созда­ния мето­дов и мате­ри­а­лов для реше­ния вопро­сов эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки» в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток». Пер­вым шагом ста­ло созда­ние лабо­ра­то­рии на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Про­ект пред­по­ла­га­ет тес­ное вза­и­мо­дей­ствие меж­ду учё­ны­ми из ДВФУ, МГУ им. М. Ломо­но­со­ва, Сева­сто­поль­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Все участ­ни­ки про­во­ди­мых работ явля­ют­ся дипло­ми­ро­ван­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в обла­сти эко­ло­гии, химии, радио­эко­ло­гии, а так­же гео­ло­гии. Сотруд­ни­че­ство пла­ни­ру­ет­ся через обмен опы­том в виде про­ве­де­ния сов­мест­ных экс­пе­ди­ци­он­ных иссле­до­ва­ний на Саха­лине по отбо­ру проб и даль­ней­ше­го ана­ли­за на базе СахГУ. Основ­ная фаза раз­ра­бот­ки высо­ко­эф­фек­тив­ных мате­ри­а­лов, а так­же их тести­ро­ва­ния будет про­во­дить­ся на Саха­лине в мест­ных усло­ви­ях окру­жа­ю­щей сре­ды, из-за их уни­каль­но­сти.

В ходе осу­ществ­ле­ния про­ек­та пла­ни­ру­ют­ся систе­ма­ти­че­ские обу­ча­ю­щие сес­сии от кол­лег из обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций мате­ри­ка, а так­же лек­ции и про­филь­ные семи­на­ры по направ­ле­ни­ям химии, эко­ло­гии и радио­эко­ло­гии. Так­же наме­че­но тес­ное вза­и­мо­дей­ствие и инте­гра­ция с сотруд­ни­ка­ми лабо­ра­то­рий Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, зани­ма­ю­щи­ми­ся иссле­до­ва­ни­я­ми атмо­сфер­ных выпа­де­ний и эко­ло­гии оке­а­на. Руко­во­ди­тель про­ек­та дела­ет став­ку на вовле­че­ние сту­ден­тов СахГУ в дея­тель­ность лабо­ра­то­рии: на дан­ный момент в коман­ду вхо­дят двое сту­ден­тов-маги­стров, так­же вовле­чен посто­ян­ный сотруд­ник уни­вер­си­те­та в каче­стве инже­нер-иссле­до­ва­те­ля.

Про­ект пред­по­ла­га­ет созда­ние плат­фор­мы для раз­ви­тия науч­ных направ­ле­ний мате­ри­а­ло­ве­де­ния, мето­дов эко­ло­ги­че­ской оцен­ки, мето­дов лик­ви­да­ции и очист­ки загряз­нен­ных жид­ких сред, как при­род­но­го, так и антро­по­ген­но­го про­ис­хож­де­ния. Отдель­ной зада­чей сто­ит, внед­ре­ние полу­чен­ных резуль­та­тов в тех­но­ло­ги­че­ские цик­лы, а так­же исполь­зо­ва­ние в эко­ло­ги­че­ских экс­пер­ти­зах для оцен­ки и ана­ли­за загряз­не­ний раз­лич­но­го типа.

Одной из важ­ных задач про­ек­та явля­ет­ся орга­ни­за­ция систе­мы вза­и­мо­дей­ствия с мест­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми Саха­лин­ской обла­сти, где ини­ци­а­то­ра­ми иссле­до­ва­ний высту­па­ют непо­сред­ствен­но про­мыш­лен­ные ком­па­нии. Иссле­до­ва­ния и науч­ные откры­тия будут обу­слов­ле­ны чет­ки­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми запро­са­ми.

Сто­ит отме­тить, что вовле­че­ние сту­ден­тов в дея­тель­ность про­ек­та дает им доста­точ­ное коли­че­ство весо­мых при­ви­ле­гий и плю­сов, одним из самых важ­ных кото­рых явля­ет­ся воз­мож­ность фор­ми­ро­ва­ния сво­е­го науч­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го бага­жа; воз­мож­ность защи­ты диплом­ных работ на акту­аль­ные, для науч­но-про­мыш­лен­но­го сек­то­ра, темы; полу­чить тот самый тру­до­вой стаж, зар­пла­ту в сту­ден­че­стве, не гово­ря уже о воз­мож­но­сти полу­чать раз­лич­ные сти­пен­дии, ини­ци­и­ро­ван­ные вузом и пра­ви­тель­ством РФ.

– Для Саха­ли­на нуж­но опре­де­лить направ­ле­ние, кото­рое вос­пи­ты­ва­ло бы спе­ци­а­ли­стов для мест­ной отрас­ли непо­сред­ствен­но на ост­ро­ве. Это помо­жет не толь­ко замед­лить отток насе­ле­ния, но и начать нара­ба­ты­вать кад­ро­вую базу узко­на­прав­лен­ных спе­ци­а­ли­стов, – уве­рен Эду­ард Токарь. – Самое глав­ное – заин­те­ре­со­ван­ность сту­ден­та в том, куда он идет. Если он стре­мит­ся раз­ви­вать­ся и его инте­ре­су­ет нау­ка, мы будем ему толь­ко рады и научим все­му. Мы так­же пре­по­да­ем химию стар­ше­класс­ни­кам в рам­ках про­ек­та «500 школь­ни­ков», одно­вре­мен­но при­смат­ри­вая себе буду­щих сту­ден­тов. План мини­мум для нас: за три года при­влечь в ряды посто­ян­ных сотруд­ни­ков лабо­ра­то­рии не менее 10 чело­век из чис­ла сту­ден­тов обу­ча­ю­щих­ся в СахГУ.

Про­хо­дя прак­ти­ку в лабо­ра­то­рии, сту­ден­ты научат­ся раз­лич­ным мето­дам и под­хо­дам мате­ри­а­лов, иссле­до­ва­нию их физи­ко-хими­че­ских свойств, озна­ко­мят­ся с прин­ци­па­ми про­ве­де­ния эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га и мно­гое дру­гое. В даль­ней­шем эти навы­ки и зна­ния помо­гут им стать кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми при тру­до­устрой­стве в ком­па­нии про­мыш­лен­но­го сек­то­ра, кото­рых более чем доста­точ­но на Саха­лине.

Рабо­та пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ную оцен­ку загряз­ни­те­лей в окру­жа­ю­щей сре­де, в част­но­сти в жид­кой сре­де для даль­ней­шей фик­са­ции про­блем­ных точек. Ещё одна цель про­ек­та – раз­ра­бот­ка новых сорб­ци­он­ных мате­ри­а­лов на осно­ве син­те­ти­че­ских поли­ме­ров, таких как поли­эти­лен, поли­про­пи­лен, акри­ло­нит­рил и дру­гие. После иссле­до­ва­ния их физи­ко-хими­че­ских свойств сор­бен­ты могут быть исполь­зо­ва­ны для извле­че­ния неф­ти и неф­те­про­дук­тов из загряз­нён­ных при­род­ных водо­ё­мов.

Боль­шие надеж­ды воз­ла­га­ют­ся на воз­об­нов­ля­е­мые мате­ри­а­лы на осно­ве при­род­ных био­по­ли­ме­ров раз­лич­но­го типа. При­ме­ром таких явля­ет­ся хито­зан, кото­рый может быть исполь­зо­ван как стар­то­вый эле­мент для син­те­за новых био­ак­тив­ных соеди­не­ний и сор­бен­тов, в том чис­ле для борь­бы с ради­а­ци­он­ны­ми загряз­не­ни­я­ми.

– Упор будет сде­лан на син­те­зе ком­по­зит­ных мате­ри­а­лов на осно­ве при­род­ных поли­ме­ров, для извле­че­ния тяже­лых метал­лов из мор­ских, реч­ных и озер­ных вод Саха­ли­на, так­же для этих целей будут апро­би­ро­вать­ся при­род­ные мат­ри­цы типа цео­ли­тов, бога­тые место­рож­де­ния кото­рых так­же име­ют­ся на ост­ро­ве. Дан­ный под­ход поз­во­лит сни­зить затра­ты на про­из­вод­ство сорб­ци­он­ных мате­ри­а­лов и предот­вра­тить рас­про­стра­не­ние загряз­не­ний, – пояс­нил Эду­ард Токарь.