В СахГУ откроется «Предпринимательская Точка кипения»

В федеральном конкурсе на получение грантов на создание «Предпринимательских Точек кипения» победили 60 вузов из 42 российских регионов. Среди победителей - Сахалинский государственный университет.

161 просмотр
Читать

В феде­раль­ном кон­кур­се на полу­че­ние гран­тов на созда­ние «Пред­при­ни­ма­тель­ских Точек кипе­ния» побе­ди­ли 60 вузов из 42 рос­сий­ских реги­о­нов. Сре­ди побе­ди­те­лей – Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет.

«Пред­при­ни­ма­тель­ские Точ­ки кипе­ния» – это про­стран­ства, раз­вер­ну­тые на осно­ве дей­ству­ю­щей «Точ­ки кипе­ния» на базе вуза. Основ­ная зада­ча таких «точек» – это под­держ­ка сту­ден­че­ских про­ек­тов, раз­ви­тие тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства в вузе и при­вле­че­ние инве­сти­ро­ва­ния в луч­шие тех­но­ло­ги­че­ские стар­та­пы.

Рабо­тая в создан­ных ковор­кин­гах, сту­ден­че­ские коман­ды смо­гут бес­плат­но полу­чать кон­суль­та­ции и мето­ди­че­скую под­держ­ку от реги­о­наль­ных и феде­раль­ных экс­пер­тов «Плат­фор­мы НТИ» и дру­гих спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства, а так­же орга­ни­зо­вы­вать поиск инве­сто­ров для под­держ­ки сво­их про­ек­тов.

Уча­стие в отбо­ре мог­ли при­нять уни­вер­си­те­ты с опы­том раз­ви­тия тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства, на базе кото­рых уже функ­ци­о­ни­ру­ют «Точ­ки кипе­ния».

Напом­ним, «Точ­ка кипе­ния СахГУ» появи­лась в кон­це сен­тяб­ря 2021 году.

Кон­курс про­во­дит­ся в рам­ках феде­раль­но­го про­ек­та «Плат­фор­ма уни­вер­си­тет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства». Он раз­ра­бо­тан на осно­ве одной из 42 стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив, утвер­жден­ных Пред­се­да­те­лем Пра­ви­тель­ства РФ Миха­и­лом Мишу­ст­и­ным. Цель кон­кур­са — под­го­тов­ка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, раз­ви­тие моло­деж­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства и обес­пе­че­ние эко­но­ми­че­ской без­опас­но­сти и дости­же­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та стра­ны.

Дмитрий Чернышенко: На Сахалине будет создан центр водородного инжиниринга с опытным полигоном

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Сахалинскую область.

197 просмотров
Читать

В рам­ках рабо­чей поезд­ки он озна­ко­мил­ся с науч­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми реги­о­на.

Сов­мест­но с губер­на­то­ром Вале­ри­ем Лима­рен­ко он побы­вал на стро­и­тель­ной пло­щад­ке ново­го кам­пу­са Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «Саха­линTech», осмот­ре­ли лабо­ра­то­рии тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ, а так­же спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

Во вре­мя пре­зен­та­ции про­ек­та «Саха­линTech» Дмит­рий Чер­ны­шен­ко напом­нил, что по пору­че­нию Пре­зи­ден­та Вла­ди­ми­ра Пути­на в Рос­сии созда­ёт­ся сеть совре­мен­ных сту­ден­че­ских кам­пу­сов. До 2030 года в стране их долж­но появить­ся не менее 25. В про­шлом году были ото­бра­ны пер­вые восемь про­ек­тов, по рас­по­ря­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Миха­и­ла Мишу­ст­и­на стар­то­ва­ла их реа­ли­за­ция.

«Мы видим боль­шой инте­рес со сто­ро­ны реги­о­наль­ных вла­стей и рек­то­ров вузов в созда­нии совре­мен­ных кам­пу­сов. В этом году про­хо­дит вто­рая вол­на кон­курс­но­го отбо­ра: посту­пи­ло 39 заявок из 34 реги­о­нов. Саха­лин­ская область так­же напра­ви­ла заяв­ку на уча­стие – это про­ект кам­пу­са Саха­линTech”, она при­ня­та на экс­пер­ти­зу. Отме­чу, что в Саха­лин­ской обла­сти рабо­та­ют мощ­ней­шие ком­па­нии в неф­те­га­зо­вом сек­то­ре, рыбо­про­мыш­лен­ном ком­плек­се, энер­ге­ти­ке. Они заин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы уни­вер­си­тет гото­вил кад­ры для их про­из­водств, чему кам­пус будет все­це­ло спо­соб­ство­вать. У про­ек­та Саха­линTech” есть все шан­сы попасть в спи­сок побе­ди­те­лей, кото­рый будет объ­яв­лен в нача­ле декаб­ря это­го года», – заявил Дмит­рий Чер­ны­шен­ко.

У саха­лин­ско­го вуза высо­кие пока­за­те­ли тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ков. 83% моло­дых спе­ци­а­ли­стов нахо­дят рабо­ту после полу­че­ния дипло­ма. Из них 90% начи­на­ют стро­ить карье­ру на Саха­лине и Кури­лах. Губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко поста­вил зада­чу: уве­ли­чить так­же про­цент выпуск­ни­ков саха­лин­ских школ, кото­рые оста­ют­ся полу­чать выс­шее обра­зо­ва­ние в род­ном реги­оне.

«Создав кам­пус Саха­линTech”, мы решим несколь­ко важ­ней­ших задач. Дадим талант­ли­вой моло­дё­жи воз­мож­ность полу­чить выс­шее обра­зо­ва­ние, не поки­дая ост­ров­ной обла­сти. Сту­ден­там ста­нет про­ще вклю­чить­ся в науч­но-иссле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность. Спе­ци­аль­но­сти, есте­ствен­но, будут увя­за­ны с потреб­но­стя­ми эко­но­ми­ки реги­о­на. А зна­чит, у моло­дых людей будет боль­ше шан­сов полу­чить рабо­ту и реа­ли­зо­вать себя. В ито­ге реги­он полу­чит высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, жиз­нен­но необ­хо­ди­мые для реа­ли­за­ции круп­ных инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по раз­ви­тию реги­о­на», – ска­зал Вале­рий Лима­рен­ко.

Кам­пус вклю­ча­ет в себя науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс и сту­ден­че­ский горо­док. Пер­вый раз­ме­стит­ся в цен­тре Южно-Саха­лин­ска на месте быв­ше­го дома офи­це­ров. В нем преду­смот­ре­ны учеб­ные ауди­то­рии, тех­но­парк, биб­лио­те­ка, спор­тив­ные залы с три­бу­на­ми, а так­же поме­ще­ния для пуб­лич­ных меро­при­я­тий, выста­воч­ные пло­ща­ди, кафе, оран­же­рея, кото­рая одно­вре­мен­но будет и откры­тым обще­ствен­ным про­стран­ством. Пла­ни­ру­ет­ся, что основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми науч­ной дея­тель­но­сти ново­го кам­пу­са ста­нут миро­вой оке­ан, новая энер­ге­ти­ка, неф­те­га­зо­вое дело и эко­ло­гия.

Сту­ден­че­ский горо­док появит­ся на про­спек­те Побе­ды. Это будут три обще­жи­тия высо­той девять эта­жей, соеди­нен­ные меж­ду собой, рас­счи­тан­ные на 1500 чело­век. Так­же преду­смот­ре­ны спор­тив­ная зона с фит­нес-цен­тром и кафе-сто­ло­вая.

Во вре­мя посе­ще­ния Спе­ци­аль­но­го кон­струк­тор­ско­го бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний (СКБ САМИ) Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук Дмит­рий Чер­ны­шен­ко отме­тил, что сего­дня Рос­сия как нико­гда нуж­да­ет­ся в про­рыв­ных науч­ных резуль­та­тах. По пору­че­нию Пре­зи­ден­та Вла­ди­ми­ра Пути­на утвер­жде­на новая госу­дар­ствен­ная про­грам­ма науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны. Её еже­год­ный бюд­жет пре­вы­ша­ет 1,2 трлн руб­лей. Так­же Пре­зи­ден­том объ­яв­ле­но Деся­ти­ле­тие нау­ки и тех­но­ло­гий.

На дан­ный момент на базе СКБ САМИ созда­ют­ся гид­ро­аку­сти­че­ские ком­плек­сы широ­ко­го назна­че­ния, так­же есть изде­лия для неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са, кото­рые явля­ют­ся ана­ло­га­ми ино­стран­но­го обо­ру­до­ва­ния.

«У вас сей­час откры­лась ниша, кото­рую нуж­но заме­щать. Это крайне важ­но для обес­пе­че­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та стра­ны. Нуж­но чёт­ко понять спрос, кото­рый есть на рын­ке, и под­го­то­вить­ся к нему. Есть инстру­мен­ты и под­держ­ка, кото­рую мы можем ока­зать через госу­дар­ствен­ные про­грам­мы науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия, а так­же по линии Мин­пром­тор­га. Мы уже обсуж­да­ли с губер­на­то­ром, что мож­но ещё пой­ти по линии при­бо­ро­стро­е­ния, с под­держ­кой Минэко­но­мраз­ви­тия. Оче­вид­но, что спрос на рын­ке – гигант­ский. Мне кажет­ся, что это очень пер­спек­тив­ное направ­ле­ние», – ска­зал Дмит­рий Чер­ны­шен­ко.

Он так­же отме­тил, что по ини­ци­а­ти­ве Спе­ци­аль­но­го кон­струк­тор­ско­го бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний на Саха­лине будет создан центр водо­род­но­го инжи­ни­рин­га.

«По про­ек­ту там будет опыт­ный поли­гон, кото­рый в буду­щем дол­жен стать частью Восточ­но­го реги­о­наль­но­го водо­род­но­го кла­сте­ра, преду­смот­рен­но­го Кон­цеп­ци­ей раз­ви­тия водо­род­ной энер­ге­ти­ки стра­ны. Пред­став­лен­ная ини­ци­а­ти­ва име­ет боль­шое при­клад­ное зна­че­ние. В буду­щем ноу-хау цен­тра мож­но будет тира­жи­ро­вать на Даль­нем Восто­ке, в Арк­ти­ке и дру­гих реги­о­нах Рос­сии», – отме­тил вице-пре­мьер.

«СахалинTech» для региона

Научные организации Сахалина и СахГУ будут совместно работать для решения задач научно-технологического прорыва региона.

141 просмотр
Читать

Науч­ные орга­ни­за­ции Саха­ли­на и СахГУ будут сов­мест­но рабо­тать для реше­ния задач науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го про­ры­ва реги­о­на

30 июня на про­стран­стве «Точ­ка кипе­ния СахГУ» под­пи­са­но согла­ше­ние о созда­нии в реги­оне науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го кон­сор­ци­у­ма «Саха­линTech», в кото­ром Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет игра­ет роль инте­гра­то­ра.

Сре­ди задач создан­но­го кон­сор­ци­у­ма – кон­со­ли­ди­ро­вать экс­перт­ные ком­пе­тен­ции науч­но-обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций реги­о­на для науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го про­ры­ва Саха­лин­ской обла­сти.

В состав кон­сор­ци­у­ма «Саха­линTech» вошли: Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, НИИ Сель­ско­го Хозяй­ства, Спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния РАН, Саха­лин­ский фили­ал Даль­не­во­сточ­но­го гео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния РАН и Саха­лин­ский фили­ал Бота­ни­че­ско­го сада ДВО РАН.

- Перед Саха­лин­ской обла­стью сто­ит целый ряд задач. В реги­оне запу­ще­но десят­ки инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, кото­рые к 2025 г. сфор­ми­ру­ют 13 тыс. рабо­чих мест – соот­вет­ствен­но, необ­хо­ди­мо выстро­ить каче­ствен­ную систе­му под­го­тов­ки кад­ров. отме­ча­ет заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Алень­ков. – В суще­ству­ю­щих эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях кри­ти­че­ским явля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние пула рос­сий­ских тех­но­ло­гий, соот­вет­ствен­но, необ­хо­ди­мо созда­ние эффек­тив­ной систе­мы транс­фе­ра тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний в инду­стрию. Поэто­му важ­на кон­со­ли­да­ция уси­лий науч­но-обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций. Кро­ме того, ряд задач науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия реги­о­на закреп­ле­ны на феде­раль­ном уровне. Имен­но кон­со­ли­да­ция уси­лий поз­во­лит достичь резуль­та­ты эффек­тив­но и в крат­чай­шие сро­ки. Кон­сор­ци­ум открыт так­же для орга­ни­за­ций, рас­по­ло­жен­ных за пре­де­ла­ми Саха­лин­ской обла­сти.

Вяче­слав Алень­ков

На цере­мо­нии под­пи­са­ния согла­ше­ния при­сут­ство­ва­ла заме­сти­тель дирек­то­ра депар­та­мен­та коор­ди­на­ции дея­тель­но­сти науч­ных орга­ни­за­ций Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Ната­лия Голу­бе­ва. Она отме­ти­ла, что подоб­ные кон­сор­ци­у­мы важ­ны для кон­со­ли­да­ции обра­зо­ва­тель­ных и науч­ных сил в реше­нии наи­бо­лее акту­аль­ных задач для реги­о­на и стра­ны в целом. Такие коопе­ра­ции – это свое­об­раз­ный ответ о готов­но­сти реги­о­наль­но­го ака­де­ми­че­ско­го сооб­ще­ства решать биз­нес-ори­ен­тро­ван­ные зада­чи в обла­сти науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го про­ры­ва.

Согла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние сто­ро­на­ми еди­ной реги­о­наль­ной систе­мы «обра­зо­ва­ние-нау­ка-тех­но­ло­гии», обес­пе­чи­ва­ю­щей нара­щи­ва­ние науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го потен­ци­а­ла Саха­лин­ской обла­сти, а так­же под­го­тов­ку высо­ко­про­фес­си­о­наль­ных кад­ров, вос­тре­бо­ван­ных рабо­то­да­те­ля­ми Саха­лин­ской обла­сти и реа­ли­за­цию науч­но-тех­но­ло­ги­че­ских ини­ци­а­тив.

– Перед уни­вер­си­те­том сто­ит зада­ча-вызов: в крат­чай­шие сро­ки и в усло­ви­ях огра­ни­чен­ных ресур­сов создать в реги­оне эффек­тив­ную систе­му: под­го­тов­ки кад­ров для реа­ли­за­ции стра­те­ги­че­ских задач Саха­лин­ской обла­сти, нара­щи­ва­ния науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го потен­ци­а­ла. – отме­ча­ет и.о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва. – Кон­сор­ци­ум ста­нет осно­вой реги­о­наль­ной эко­си­сте­мы Саха­лин­ской обла­сти и поз­во­лит обес­пе­чить бес­шов­ность нау­ки, обра­зо­ва­ния и инду­стрии в реги­оне за счет вза­и­мо­дей­ствия. Для уни­вер­си­те­та это еще и эффек­тив­ный инстру­мент коопе­ра­ции с клю­че­вы­ми парт­не­ра­ми и воз­мож­ность при­вле­че­ния луч­ших кад­ров.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника

Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин.

102 просмотра
Читать

Год педа­го­га и настав­ни­ка про­во­дит­ся с целью при­зна­ния осо­бо­го ста­ту­са пред­ста­ви­те­лей про­фес­сии.

Соглас­но доку­мен­ту, в тече­ние трех меся­цев Пра­ви­тель­ству РФ пору­че­но создать орга­ни­за­ци­он­ный коми­тет и утвер­дить его состав, а так­же раз­ра­бо­тать план основ­ных меро­при­я­тий тема­ти­че­ско­го Года.

Указ всту­па­ет в силу со дня под­пи­са­ния.

Напом­ним, Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин на встре­че с лау­ре­а­та­ми и фина­ли­ста­ми кон­кур­са «Учи­тель года Рос­сии» ранее заявил, что 2023 год будет посвя­щен учи­те­лям и педа­го­гам.

В СахГУ будет создан военный учебный центр

Современный аналог военной кафедры появится в Сахалинском государственном университете.

165 просмотров
Читать

Воен­ный учеб­ный центр даст воз­мож­ность сту­ден­там уни­вер­си­те­та полу­чить допол­ни­тель­но воен­ную спе­ци­аль­ность, кото­рая будет учте­на в даль­ней­шем при про­хож­де­нии воин­ской служ­бы.

Воен­ный учеб­ный центр обособ­лен от основ­но­го учеб­но­го про­цес­са. Заня­тия будет про­во­дить ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный пер­со­нал Мини­стер­ства обо­ро­ны, а рас­по­ла­гать­ся центр будет в одном из кор­пу­сов вуза. Мино­бо­ро­ны опре­де­лит спектр воен­ных спе­ци­аль­но­стей для пре­по­да­ва­ния, усло­вия кон­курс­но­го отбо­ра, тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там по состо­я­нию здо­ро­вья.

– Откры­тие на базе уни­вер­си­те­та воен­но­го учеб­но­го цен­тра дол­го­ждан­ное собы­тие не толь­ко для уни­вер­си­те­та, но и для сту­ден­тов, буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и их роди­те­лей. – рас­ска­зы­ва­ет и.о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва. – Не сек­рет, что когда аби­ту­ри­ен­ты выби­ра­ют место буду­щей уче­бы, то они обра­ща­ют вни­ма­ние на нали­чие воен­но­го учеб­но­го цен­тра в вузе. И для мно­гих, порой, это ста­но­вит­ся реша­ю­щим фак­то­ром.

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те обу­че­ние будет про­хо­дить по сле­ду­ю­щим про­грам­мам воен­ной под­го­тов­ки: сер­жант, стар­ши­на или сол­дат запа­са, мат­рос запа­са. Во вре­мя обу­че­ния сту­ден­ты будут про­хо­дить учеб­ные сбо­ры, кото­рые при­рав­ни­ва­ют­ся к воен­ным сбо­рам.

При успеш­ном завер­ше­нии обу­че­ния по про­грам­ме воен­ной под­го­тов­ки и окон­ча­нии вуза граж­да­нин зачис­ля­ет­ся в запас Воору­жен­ных Сил РФ и полу­ча­ет соот­вет­ству­ю­щее воин­ское зва­ние. При зачис­ле­нии в запас граж­да­нин не под­ле­жит при­зы­ву на воен­ную служ­бу.

В каж­дом отдель­ном уни­вер­си­те­те будут пре­по­да­вать­ся свои воен­ные спе­ци­аль­но­сти, пере­чень кото­рых зави­сит от потреб­но­стей и спе­ци­фи­ки кон­крет­но­го реги­о­на, дис­ло­ка­ции бли­жай­ших дей­ству­ю­щих воен­ных частей тех или иных родов войск. Обу­че­ние в вузов­ском цен­тре пред­по­ла­га­ет­ся в тес­ном сотруд­ни­че­стве с воин­ски­ми частя­ми в реги­оне.

Про­грам­ма обу­че­ния воен­но­му делу рас­счи­та­на на два года. Попасть в воен­ный учеб­ный центр смо­гут сту­ден­ты стар­ше 18 лет, обу­ча­ю­щи­е­ся на очной фор­ме по про­грам­мам бака­лаври­а­та и спе­ци­а­ли­те­та как на бюд­жет­ной, так и на ком­мер­че­ской фор­мах обу­че­ния.

Пред­по­ла­га­ет­ся, что реа­ли­зо­вы­вать ее в СахГУ нач­нут уже с 2023 года.

2022–2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий

Президент подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».

157 просмотров
Читать

Соглас­но доку­мен­ту, основ­ны­ми зада­ча­ми про­ве­де­ния Деся­ти­ле­тия явля­ют­ся: при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­дё­жи в науч­ную сфе­ру, вовле­че­ние иссле­до­ва­те­лей и раз­ра­бот­чи­ков в реше­ние важ­ней­ших задач раз­ви­тия обще­ства и стра­ны, повы­ше­ние доступ­но­сти инфор­ма­ции о дости­же­ни­ях и пер­спек­ти­вах оте­че­ствен­ной нау­ки для граж­дан Рос­сии.

Указ «Об объ­яв­ле­нии в Рос­сий­ской Феде­ра­ции Деся­ти­ле­тия нау­ки и тех­но­ло­гий»

Новый учебник по истории Сахалина и Курил придёт в школы с 1 сентября

Учебное пособие «Историческое краеведение для обучающихся 6–10-х классов» разработано сахалинскими учёными.

216 просмотров
Читать

В чис­ле пяти авто­ров – сотруд­ни­ки кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ Алек­сандр Васи­лев­ский, Ната­лья Пота­по­ва, Юлия Дин и Вяче­слав Гри­щен­ко.

Руко­пись на 443 стра­ни­цы была пред­став­ле­на в област­ном цен­тре. Издать трёх­том­ное учеб­ное посо­бие, охва­ты­ва­ю­щее все пери­о­ды исто­рии Саха­ли­на и Курил от древ­ней­ших вре­мен до наших дней, пла­ни­ру­ет­ся летом, а к 1 сен­тяб­ря новые учеб­ни­ки долж­ны посту­пить во все шко­лы ост­ров­но­го реги­о­на.

Изда­ние будет про­ил­лю­стри­ро­ва­но уни­каль­ны­ми фото­гра­фи­я­ми, предо­став­лен­ны­ми Госу­дар­ствен­ным исто­ри­че­ским архи­вом Саха­лин­ской обла­сти. Курс исто­ри­че­ско­го кра­е­ве­де­ния рас­счи­тан на пять лет, в нем будут такие раз­де­лы, как «Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва на гео­по­ли­ти­че­ской кар­те мира», «Пер­вые рус­ские посе­ле­ния на Саха­лине», «Опыт каторж­но­го посе­ле­ния Саха­ли­на», «Рус­ский Саха­лин в 1906–1917 гг. Пер­спек­ти­вы и реа­лии жиз­ни» и дру­гие.

– Новый учеб­ник – про­из­ве­де­ние исто­ри­че­ской шко­лы наше­го уни­вер­си­те­та, все авто­ры так или ина­че свя­за­ны с СахГУ, – отме­ча­ет ответ­ствен­ный редак­тор изда­ния, заве­ду­ю­щий кафед­рой рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, про­фес­сор, док­тор исто­ри­че­ских наук Алек­сандр Васи­лев­ский. – Попыт­ки напи­сать такие учеб­ни­ки дела­лись рань­ше, но без­успеш­но, а вот сей­час учеб­ник для детей напи­сал­ся лег­ко. Пото­му что зна­ния об исто­рии Саха­ли­на и Курил углу­би­лись, есть спе­ци­а­ли­сты, есть пони­ма­ние един­ства про­цес­сов раз­ви­тия ост­ро­вов и мате­ри­ка, есть доступ ко всем источ­ни­кам, пись­мен­ным и веще­ствен­ным. И сего­дня при­шел момент, когда исто­ри­че­ская нау­ка на Саха­лине ока­за­лась спо­соб­на выдать что-то не толь­ко для взрос­лых, но и для детей.

По убеж­де­нию про­фес­со­ра, детям очень важ­но осо­знать ком­плекс­но связь меж­ду мате­ри­ком и ост­ро­ва­ми, общие зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия. В учеб­ни­ке при­во­дит­ся общая кар­та для Даль­не­го Восто­ка, где вза­им­но увя­за­ны собы­тия от древ­но­сти до Сред­не­ве­ко­вья, и это поз­во­ля­ет гово­рить не о саха­ли­но­ве­де­нии в част­но­сти, а об исто­рии ост­ров­но­го мира Даль­не­го Восто­ка, исто­рии стра­ны и всей Зем­ли.





Долин­ская Вене­ра. VI‑V тыс. до н.э. Место хра­не­ния – Учеб­ный архео­ло­ги­че­ский музей СахГУ.


Часть учеб­ни­ка, посвя­щён­ную древ­ней и сред­не­ве­ко­вой исто­рии Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов, раз­ра­бо­та­ли в соав­тор­стве А. Васи­лев­ский и доцент кафед­ры, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Вяче­слав Гри­щен­ко.

– Необ­хо­ди­мость в изда­нии тако­го учеб­ни­ка, без­услов­но, назре­ла, пото­му что преды­ду­щее подоб­ное кра­е­вед­че­ское изда­ние отно­сит­ся к 90‑м годам, – объ­яс­ня­ет В. Гри­щен­ко. – Самый новый учеб­ник по исто­рии Саха­лин­ской обла­сти, издан­ный в 2008 году, пред­на­зна­чен для сту­ден­тов, а не для школь­ни­ков. За про­шед­шее вре­мя архео­ло­гия ушла впе­ред, были сде­ла­ны новые откры­тия, изме­ни­лись взгля­ды на неко­то­рые вопро­сы, и это долж­но было най­ти отра­же­ние в учеб­ни­ке.

Сам автор счи­та­ет осо­бен­но зна­чи­мы­ми гла­вы, посвя­щен­ные сред­не­ве­ко­вой исто­рии Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов в кон­тек­сте даль­не­во­сточ­ной исто­рии. Сего­дня Сред­не­ве­ко­вье в школь­ных учеб­ни­ках изу­ча­ет­ся на при­ме­ре толь­ко Запад­ной Евро­пы, при этом на Даль­нем Восто­ке были госу­дар­ства, назва­ния кото­рых зача­стую школь­ник даже и не слы­шал: коро­лев­ство Бохай, импе­рия чжур­чж­эней, «золо­тая импе­рия» Цзинь. А ведь коро­лев­ство Бохай – это самое древ­нее госу­дар­ствен­ное обра­зо­ва­ние на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции, суще­ство­вав­шее ещё до Киев­ской Руси. 

Учё­ные наде­ют­ся, что эти зна­ния будут увле­ка­тель­ны для школь­ни­ков. На Даль­нем Восто­ке в Сред­не­ве­ко­вье раз­во­ра­чи­ва­лась инте­рес­ная, дра­ма­тич­ная и дина­мич­ная исто­рия: вой­ны, бит­вы, кото­рые по сво­им мас­шта­бам дава­ли фору сред­не­ве­ко­вым собы­ти­ям в Запад­ной Евро­пе. 





Охо­та была глав­ным источ­ни­ком пищи для чело­ве­ка эпо­хи палео­ли­та. На фото – зуб мамон­та, жив­ше­го на Саха­лине боль­ше 10 тысяч лет назад. 

Дан­ные по камен­но­му веку и эпо­хе палео­ме­тал­ла во мно­гом опи­ра­ют­ся на мате­ри­а­лы Архео­ло­ги­че­ско­го музея СахГУ, а так­же Саха­лин­ско­го област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея, что при­да­ёт ново­му учеб­ни­ку осо­бую прак­ти­че­скую зна­чи­мость: опи­ра­ясь на эту мате­ри­аль­ную базу и иллю­стра­тив­ный мате­ри­ал, школь­ные учи­те­ля могут сде­лать уро­ки по исто­рии реги­о­на по-насто­я­ще­му живы­ми и увле­ка­тель­ны­ми.

– Это осо­бен­но цен­но пото­му, что древ­ние вре­ме­на, по логи­ке раз­ви­тия исто­ри­че­ских про­цес­сов, изу­ча­ют­ся в млад­ших клас­сах, хотя изу­че­ние древ­но­сти – нау­ка доволь­но серьез­ная, – пояс­ня­ет В. Гри­щен­ко.

Важен в учеб­ни­ке так­же раз­дел по архео­ло­ги­че­ской кар­те Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов и охране объ­ек­тов архео­ло­ги­че­ско­го насле­дия. Здесь школь­ни­ки долж­ны понять, для чего нуж­но охра­нять хруп­кое архео­ло­ги­че­ское насле­дие, поче­му обще­ство долж­но тер­петь огра­ни­че­ния и нести затра­ты на его содер­жа­ние.

Про­фес­сор СахГУ, док­тор исто­ри­че­ских наук Ната­лья Пота­по­ва рабо­та­ла над гла­ва­ми, кото­рый состав­ля­ют вто­рой том, это учеб­ник для 8–9 клас­са. В них рас­смат­ри­ва­ют­ся Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва в новое вре­мя, то есть с 17 века до нача­ла 20 века. Далее сле­ду­ет уже новей­шая исто­рия или исто­рия новей­ше­го вре­ме­ни.

– Новое вре­мя при­ме­ча­тель­но тем, что это пере­ход миро­вой систе­мы к капи­та­лиз­му и его раз­ви­тие вплоть до нача­ла 20 века, до пери­о­да импе­ри­а­лиз­ма, – гово­рит Н. Пота­по­ва. – На этом эта­пе исто­рия ста­но­вит­ся по-насто­я­ще­му все­об­щей, вклю­ча­ет в себя все зем­ли и реги­о­ны мира, в част­но­сти, Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва тоже.

В этот пери­од изу­ча­ет­ся выход рус­ских людей к Тихо­му оке­а­ну, евро­пей­ские иссле­до­ва­ния на ост­ро­вах Даль­не­го Восто­ка, про­хо­див­шие с 17 века, осво­е­ние куриль­ских ост­ро­вов Япо­ни­ей в 18 веке и закреп­ле­ние их за Рос­сий­ской импе­ри­ей. 




Кости живот­ных лед­ни­ко­во­го пери­о­да, най­ден­ные на о‑вах Саха­лин и Хок­кай­до. Сле­ва напра­во: бизон, олень, зубы мамон­та и сло­на, череп мед­ве­дя, челюсть мамон­та, зубы вол­ка.

Вся эта исто­рия так­же насы­ще­на ярки­ми, важ­ны­ми и зна­ко­вы­ми собы­ти­я­ми. Напри­мер, таки­ми, как экс­пе­ди­ция Лапе­ру­за или Вто­рая Кам­чат­ская экс­пе­ди­ция (она же Вели­кая север­ная экс­пе­ди­ция), в соста­ве кото­рой участ­во­ва­ло в общей слож­но­сти око­ло 1000 чело­век. Эта была в пол­ном смыс­ле науч­ная экс­пе­ди­ция, про­хо­див­шая под руко­вод­ством Виту­са Берин­га в пери­од с 1733 по 1743 год. В её орга­ни­за­ции участ­во­ва­ла Рос­сий­ская ака­де­мия наук, туда вхо­ди­ли кар­то­гра­фы, гео­де­зи­сты, худож­ни­ки. А конеч­ным ито­гом ста­ло появ­ле­ние пер­во­го по сути дела ком­плекс­но­го науч­но­го тру­да с опи­са­ни­я­ми земель и гео­гра­фи­че­ски­ми кар­та­ми.

Выпуск ново­го кра­е­вед­че­ско­го учеб­ни­ка для детей – про­ект Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти. Но уча­стие в нём при­ня­ли работ­ни­ки раз­ных инсти­ту­тов, музеев, архи­вов, исто­ри­ки и кра­е­ве­ды. Бла­го­да­ря их сов­мест­ным уси­ли­ям, труд прак­ти­че­ски завер­шён и, надо наде­ять­ся, будет вос­тре­бо­ван в шко­лах.

Ярмарка педагогических вакансий: кто нужен школе?

Ежегодная ярмарка педагогических вакансий состоялась в СахГУ.

267 просмотров
Читать

Еже­год­ная ярмар­ка педа­го­ги­че­ских вакан­сий состо­я­лась в СахГУ. Поми­мо буду­щих работ­ни­ков – сту­ден­тов, на ней собра­лись рабо­то­да­те­ли со всей обла­сти, обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции Долин­ско­го, Угле­гор­ско­го, Поро­най­ско­го, Холм­ско­го, Невель­ско­го, Охин­ско­го, Тома­рин­ско­го и Ани­вско­го рай­о­нов и горо­да Южно-Саха­лин­ска.

– Это меро­при­я­тие заме­ча­тель­ное и очень полез­ное, – уве­ре­на заме­сти­тель мини­стра обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Еле­на Баби­на. – Прак­ти­че­ски все сту­ден­ты педа­го­ги­че­ских направ­ле­ний под­го­тов­ки при­хо­дят в шко­лы, в сади­ки, орга­ни­за­ции допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния. То есть СахГУ – наш клас­си­че­ский вуз-парт­нер, кото­рый гото­вит кад­ры для систе­мы обра­зо­ва­ния.

В рам­ках ярмар­ки в этом году для сту­ден­тов и выпуск­ни­ков про­шли мастер-клас­сы: один про­ве­ли парт­не­ры вуза, ком­па­ния GS Group, а вто­рой – выпуск­ни­ца СахГУ, побе­ди­тель реги­о­наль­но­го кон­кур­са «Учи­тель года – 2022» Ири­на Орло­ва. А глав­ной частью меро­при­я­тия ста­ла встре­ча сту­ден­тов с потен­ци­аль­ны­ми рабо­то­да­те­ля­ми.

– Встре­ча про­хо­ди­ла в фор­ма­те диа­ло­га, – рас­ска­за­ла про­рек­тор СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. - Пред­ста­ви­те­ли уни­вер­си­те­та рас­ска­за­ли о про­грам­мах, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся в вузе, о пер­спек­тив­ных направ­ле­ни­ях в обла­сти обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. Так­же наме­ти­ли пер­спек­тив­ные направ­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия меж­ду уни­вер­си­те­том и педа­го­га­ми, учи­те­ля­ми школ. Соот­вет­ствен­но и рабо­то­да­те­ли полу­чи­ли воз­мож­ность задать вопро­сы пред­ста­ви­те­лям уни­вер­си­те­та, обсу­дить какие-то теку­щие про­бле­мы. Напри­мер, о под­го­тов­ке учи­те­лей музы­ки, никто в реги­оне их не гото­вит, а запрос есть, и это тре­бу­ет како­го-то реше­ния в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве.

Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва

В этом году на ярмар­ку при­шли более 200 сту­ден­тов, как выпуск­ни­ков, так и тре­тье­курс­ни­ков. На ней были пред­став­ле­ны 12 муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, и пред­ста­ви­те­ли каж­до­го муни­ци­па­ли­те­та пред­ла­га­ли те или иные усло­вия для того, что­бы выпуск­ни­ки уни­вер­си­те­та шли к ним на рабо­ту.

– Нам не хва­та­ет учи­те­лей рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, ино­стран­но­го язы­ка, физи­ков и мате­ма­ти­ков, педа­го­гов допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, тех­но­ло­гии, гео­гра­фии, – пере­чис­ля­ет заме­сти­тель дирек­то­ра по учеб­но-вос­пи­та­тель­ной рабо­те шко­лы №1 г. Охи. Анже­ли­ка Тон­ви­на. – Мы в свою оче­редь можем пред­ло­жить хоро­шую опла­ту, жилье, помощь педа­го­гов-настав­ни­ков. Шко­ла рас­ши­ря­ет­ся, и есть потреб­ность в моло­дых, заин­те­ре­со­ван­ных педа­го­гах, кол­лек­тив у нас заме­ча­тель­ный!

В Кор­са­ков­ском город­ском окру­ге, как рас­ска­за­ла спе­ци­а­лист отде­ла обра­зо­ва­ния Ната­лья Кобец, гото­вы взять на рабо­ту учи­те­лей рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, мате­ма­ти­ки, физи­ки, исто­рии, музы­ки, инфор­ма­ти­ки, учи­те­лей-лого­пе­дов, пси­хо­ло­гов, учи­те­лей началь­ных клас­сов. Сред­няя зара­бот­ная пла­та учи­те­лей по окру­гу сего­дня состав­ля­ет око­ло 76 тысяч руб­лей.

– У нас раз­ра­бо­та­на про­грам­ма, по кото­рой мы ком­пен­си­ру­ем педа­го­гам 50% аренд­ной пла­ты, – гово­рит Н. Кобец. – Моло­дые спе­ци­а­ли­сты у нас полу­ча­ют так­же 40% к окла­ду в пер­вые три года рабо­ты. В окру­ге раз­ра­бо­та­на систе­ма под­держ­ки про­фес­си­о­наль­но­го роста моло­дых спе­ци­а­ли­стов: для них про­хо­дят кон­кур­сы, ведет­ся настав­ни­че­ство, моло­дые педа­го­ги актив­но пред­став­ля­ют рай­он на реги­о­наль­ных и все­рос­сий­ских меро­при­я­ти­ях.

Поми­мо горо­да, ост­рая потреб­ность в педа­го­гах име­ет­ся в Соло­вьев­ке. В Нови­ко­во тре­бу­ет­ся учи­тель мате­ма­ти­ки, педа­гог-пси­хо­лог: там обе­ща­ют в тече­ние года при­об­ре­сти слу­жеб­ное жилье, а пока есть ком­на­та в обще­жи­тии. В озер­ской шко­ле учи­те­лю началь­ных клас­сов сра­зу предо­ста­вят трех­ком­нат­ную квар­ти­ру.

– В Поро­най­ском город­ском окру­ге есть вакант­ные места учи­те­лей физи­ки и мате­ма­ти­ки, рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, исто­рии и обще­ст­во­зна­ния, – сооб­щи­ла веду­щий совет­ник депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и спор­та окруж­ной адми­ни­стра­ции Вале­рия Чур­си­на. – Дет­ские сады испы­ты­ва­ют необ­хо­ди­мость в вос­пи­та­те­лях и в музы­каль­ных руко­во­ди­те­лях. На селе моло­дые спе­ци­а­ли­сты обес­пе­чи­ва­ют­ся слу­жеб­ным жильем, в горо­де – аренд­ным.

Об ито­гах ярмар­ки вакан­сий мож­но будет гово­рить толь­ко в кон­це учеб­но­го года, когда выпуск­ни­ки опре­де­лят­ся с местом рабо­ты. Все заяв­ки, кото­рые посту­пи­ли в уни­вер­си­тет от рабо­то­да­те­лей, будут раз­ме­ще­ны на всех откры­тых пло­щад­ках, ими смо­гут вос­поль­зо­вать­ся в том чис­ле выпуск­ни­ки про­шлых лет.

По педа­го­ги­че­ским направ­ле­ни­ям пока­за­те­ли тру­до­устрой­ства в СахГУ доста­точ­но высо­кие – по спе­ци­аль­но­сти идет рабо­тать око­ло 70% выпуск­ни­ков. Как пра­ви­ло, после про­хож­де­ния заклю­чи­тель­ной педа­го­ги­че­ской прак­ти­ки сту­ден­ты уже име­ют пред­став­ле­ние о сво­ем буду­щем месте рабо­ты.

Наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны сего­дня учи­те­ля физи­ки, мате­ма­ти­ки, англий­ско­го язы­ка, гео­гра­фии. Но вакан­сии есть абсо­лют­но для всех направ­ле­ний. Прак­ти­че­ски сто­про­цент­ная тру­до­устра­и­ва­е­мость у учи­те­лей физи­че­ской куль­ту­ры, учи­те­лей рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры.

Агенты экономического роста: в Москве обсуждают развитие дальневосточных университетов

Команда университета представила проект стратегии развития СахГУ на сессии федеральной программы «Приоритет 2030. Дальний Восток».

181 просмотр
Читать

В Москве про­хо­дит стра­те­ги­че­ская сес­сия, посвя­щен­ная под­го­тов­ке уни­вер­си­те­тов к уча­стию в про­грам­ме «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток». Это спе­ци­аль­ный трек госу­дар­ствен­ной про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030» для уни­вер­си­те­тов Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га.

Цель про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток» — обес­пе­чить транс­фор­ма­цию реги­о­наль­ных уни­вер­си­те­тов, повы­сить доступ­ность каче­ствен­но­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния, спо­соб­ство­вать тру­до­устрой­ству выпуск­ни­ков, содей­ство­вать соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию ДФО.

Перед коман­да­ми 32 вузов высту­пи­ли Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рий Фаль­ков и Министр по раз­ви­тию Даль­не­го Восто­ка и Арк­ти­ки Алек­сей Чекун­ков. И.о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва пред­ста­ви­ла коман­де экс­пер­тов про­ект раз­ви­тия ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та. Ранее про­ект стра­те­гии вуза был рас­смот­рен и под­дер­жан на стра­те­ги­че­ском сове­те при Губер­на­то­ре Саха­лин­ской обла­сти Вале­рии Лима­рен­ко.

Вале­рий Фаль­ков посвя­тил свое выступ­ле­ние необ­хо­ди­мо­сти транс­фор­ма­ции даль­не­во­сточ­ных вузов.

«Основ­ная зада­ча в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия — нарас­тить иссле­до­ва­тель­ский ком­по­нент. Уни­вер­си­те­ты ста­ли рас­смат­ри­вать­ся как новые аген­ты эко­но­ми­че­ско­го роста и кон­ку­рен­ты круп­ным кор­по­ра­ци­ям. Роль зна­ний, нау­ки и пере­до­вых тех­но­ло­гий рас­тет, поэто­му уни­вер­си­те­ты долж­ны быть актив­ны­ми участ­ни­ка­ми эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний. Мно­гие веду­щие вузы полу­ча­ют вне­бюд­жет­ные сред­ства имен­но от выво­да тех­но­ло­гий на рынок», — ска­зал гла­ва ведом­ства.

Министр доба­вил, что в осно­ве про­грам­мы лежат прин­ци­пы откры­то­сти, кон­ку­рен­ции и чет­ко­го целе­по­ла­га­ния, поэто­му в ней преду­смот­рен меха­низм рота­ции.

«При­о­ри­тет 2030» — это пер­вая про­грам­ма под­держ­ки уни­вер­си­те­тов, кото­рая не фик­си­ру­ет ста­тус участ­ни­ка навсе­гда. Вузы каж­дый раз долж­ны дока­зы­вать свое раз­ви­тие, у них есть шанс как под­нять­ся в груп­пу лиде­ров, так и поки­нуть про­грам­му или вой­ти в нее вновь. Дости­же­ни­я­ми мож­но гор­дить­ся толь­ко один день — в день под­ве­де­ния ито­гов. После это­го надо уве­рен­но рабо­тать и пока­зы­вать резуль­тат», — пояс­нил Вале­рий Фаль­ков.

Он так­же посо­ве­то­вал уни­вер­си­те­там начать пла­ни­ро­ва­ние раз­ви­тия с объ­ек­тив­но­го ана­ли­за теку­щей ситу­а­ции и оцен­ки реги­о­наль­ной, наци­о­наль­ной, меж­ду­на­род­ной и отрас­ле­вой роли уни­вер­си­те­та. Вале­рий Фаль­ков заве­рил, что Мино­бр­на­у­ки Рос­сии гото­во помо­гать всем вузам стра­ны вне зави­си­мо­сти от их ведом­ствен­ной при­над­леж­но­сти и ста­вит сво­ей зада­чей предо­ста­вить уни­вер­си­те­там допол­ни­тель­ный ресурс для раз­ви­тия.

Министр РФ по раз­ви­тию Даль­не­го Восто­ка и Арк­ти­ки Алек­сей Чекун­ков обра­тил вни­ма­ние на коопе­ра­цию Мино­бр­на­у­ки и Мин­во­сто­краз­ви­тия Рос­сии.

«Сего­дняш­няя стра­те­ги­че­ская сес­сия — про­дол­же­ние нашей сов­мест­ной рабо­ты с Мини­стер­ством нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ. Про­грам­ма «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток» поз­во­лит даль­не­во­сточ­ным вузам кон­со­ли­ди­ро­вать накоп­лен­ный опыт и реа­ли­зо­вать колос­саль­ный интел­лек­ту­аль­ный потен­ци­ал, а так­же есте­ствен­ные кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся бли­зость к цен­тру эко­но­ми­че­ской гра­ви­та­ции, Юго-Восточ­ной Азии. Каче­ствен­но обнов­лен­ные уни­вер­си­те­ты долж­ны стать мощ­ным маг­ни­том как для актив­ной даль­не­во­сточ­ной моло­де­жи, так и для сту­ден­тов из дру­гих рос­сий­ских реги­о­нов и зару­беж­ных стран», — акцен­ти­ро­вал Алек­сей Чекун­ков.

Мини­стры заслу­ша­ли пред­за­щи­ту про­грамм раз­ви­тия даль­не­во­сточ­ных вузов, полу­чив­ших мак­си­маль­но высо­кую оцен­ку экс­пер­тов в ходе реги­о­наль­ных эта­пов.

Финаль­ная защи­та про­ек­тов пла­ни­ру­ет­ся в авгу­сте 2022 года. По ее ито­гам силь­ней­шие вузы вой­дут в про­грам­му «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток». Уни­вер­си­те­ты, полу­чив­шие госу­дар­ствен­ную под­держ­ку, смо­гут вый­ти на новый уро­вень и стать не толь­ко зна­чи­мы­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми, но и науч­но-тех­но­ло­ги­че­ски­ми цен­тра­ми Даль­не­го Восто­ка. Луч­шие раз­ра­бот­ки вузов ДФО будут пред­став­ле­ны в июне.

Новая программа ставит приоритетом развитие вузов Дальнего Востока

Руководители университетов из 11 субъектов ДФО, эксперты, представители министерств и ведомств разработали предложения по трекам развития дальневосточных вузов в рамках новой программы Минобрнауки России «Приоритет 2030. Дальний Восток».

211 просмотров
Читать

Глав­ной целью стра­те­ги­че­ской сес­сии, про­шед­шей во Вла­ди­во­сто­ке, ста­ло фор­ми­ро­ва­ние под­хо­дов к раз­ра­бот­ке про­грамм раз­ви­тия уни­вер­си­те­тов с уче­том направ­ле­ний соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия окру­га.

Участ­ни­ки стра­те­ги­че­ской сес­сии пред­ста­ви­ли свои пре­зен­та­ции и полу­чи­ли по ним обрат­ную связь, полез­ную для после­ду­ю­щей под­го­тов­ки заяв­ки. Бла­го­да­ря это­му все 36 уни­вер­си­те­тов Даль­не­го Восто­ка и два кан­ди­да­та на уча­стие в про­грам­ме «При­о­ри­тет 2030» смо­гут опре­де­лить­ся со сво­и­ми про­грам­ма­ми раз­ви­тия и вой­ти в новый трек для Даль­не­го Восто­ка.

– На сес­сии мы пред­ста­ви­ли свое виде­ние про­грам­мы раз­ви­тия уни­вер­си­те­та, – рас­ска­за­ла и. о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва. – Про­ект наш наце­лен на акти­ви­за­цию вза­и­мо­дей­ствия с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми, актив­ном сете­вом вза­и­мо­дей­ствии меж­ду уни­вер­си­те­та­ми и науч­ны­ми инсти­ту­та­ми для реше­ния основ­ных задач. В целом отзы­вы кол­лег были пози­тив­ны­ми.

Сле­ду­ю­щая стра­те­ги­че­ская сес­сия под руко­вод­ством мини­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния с уча­сти­ем руко­во­ди­те­лей вузов все­го Даль­не­го Восто­ка прой­дет уже на пло­щад­ке Южно-Саха­лин­ска с 15–17 апре­ля.

Ранее про­грам­му раз­ви­тия уни­вер­си­те­тов Даль­не­го Восто­ка анон­си­ро­вал министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Вале­рий Фаль­ков. Гла­ва ведом­ства сооб­щил, что рабо­та по созда­нию целе­вой про­грам­мы для вузов ДФО ведет­ся с про­шло­го года. В ней будут учте­ны как мне­ния экс­пер­тов и пред­ста­ви­те­лей ака­де­ми­че­ской сре­ды, так и инте­ре­сы руко­вод­ства реги­о­на и реаль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки.

– Наша пер­вая зада­ча в про­дви­же­нии к этой цели – создать усло­вия, что­бы наи­бо­лее спо­соб­ные и под­го­тов­лен­ные выпуск­ни­ки школ мог­ли полу­чать каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние здесь, на Даль­нем Восто­ке. Вто­рая сту­пень – сде­лать так, что­бы сюда при­ез­жа­ли учить­ся аби­ту­ри­ен­ты из дру­гих реги­о­нов, – отме­тил министр. – Мы уже вто­рой раз собра­ли на стра­те­ги­че­скую сес­сию пред­ста­ви­те­лей всех уни­вер­си­те­тов Даль­не­го Восто­ка.

На базе ДВФУ из более чем 200 участ­ни­ков меро­при­я­тия сфор­ми­ро­ва­но 6 тема­ти­че­ских рабо­чих групп, в кото­рых были выра­бо­та­ны под­хо­ды уни­вер­си­те­тов к фор­ми­ро­ва­нию заяв­ки на уча­стие в про­грам­ме. Таким обра­зом, у даль­не­во­сточ­ных вузов появи­лась уни­каль­ная воз­мож­ность полу­чить обрат­ную связь от экс­перт­но­го сооб­ще­ства по клю­че­вым направ­ле­ни­ям раз­ви­тия науч­но-обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, что будет полез­но для откры­той защи­ты про­грамм раз­ви­тия уни­вер­си­те­тов перед пре­зи­ди­у­мом, в состав кото­ро­го вой­дут пред­ста­ви­те­ли Мино­бр­на­у­ки, Мин­во­сто­краз­ви­тия, а так­же губер­на­то­ры, пред­ста­ви­те­ли биз­не­са и экс­пер­ты в сфе­ре нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Как отме­ти­ли участ­ни­ки сес­сии, новая госу­дар­ствен­ная про­грам­ма под­держ­ки вузов «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток» поз­во­лит создать в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге каче­ствен­ную обра­зо­ва­тель­ную сре­ду, поспо­соб­ству­ет сокра­ще­нию отто­ка аби­ту­ри­ен­тов, повы­сит при­вле­ка­тель­ность обра­зо­ва­ния в реги­оне и при­вле­чет обу­ча­ю­щих­ся из дру­гих обла­стей Рос­сии.