Предложения в нацпроект «Наука» представили главе Минобрнауки России Михаилу Котюкову в Дальневосточном федеральном университете

По итогам стратегической сессии, посвященной реализации одного из самых амбициозных проектов современной России, представители научных институтов и вузов округа озвучили свои инициативы.

168 просмотров
Читать

Пред­ло­же­ния науч­но­го и обра­зо­ва­тель­но­го сооб­ще­ства Даль­не­го Восто­ка в наци­о­наль­ный про­ект «Нау­ка» пред­ста­ви­ли сего­дня Мини­стру нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Миха­и­лу Котю­ко­ву в ДВФУ. В обсуж­де­нии при­ня­ли уча­стие рек­тор ДВФУ Ники­та Ани­си­мов и губер­на­тор При­мор­ско­го края Олег Коже­мя­ко.

Стра­те­ги­че­ская сес­сия про­шла в фор­ма­те рабо­чих групп по трем направ­ле­ни­ям: финан­со­вые и орга­ни­за­ци­он­ные меха­низ­мы, науч­ные при­о­ри­те­ты, кад­ро­вое обес­пе­че­ние. Участ­ни­ки пер­вой груп­пы пред­ло­жи­ли упро­стить про­це­ду­ру финан­си­ро­ва­ния науч­ных работ и закуп­ки обо­ру­до­ва­ния, создать пло­щад­ку для вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и нау­ки, обме­на про­из­вод­ствен­ны­ми зада­ча­ми и вари­ан­та­ми их реше­ний, уси­лить гран­то­вую под­держ­ку, в первую оче­редь, фун­да­мен­таль­ной и «моло­дой» нау­ки.

«Что каса­ет­ся вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и нау­ки, необ­хо­ди­мо, что­бы здесь появи­лось дове­рие. Биз­нес, кото­рый стре­мит­ся раз­ви­вать­ся и внед­рять инно­ва­ции, при­дет в нау­ку, ори­ен­ти­ру­ясь толь­ко на чет­кий резуль­тат. Сло­во «внед­рять» при­ме­ни­тель­но к резуль­та­там науч­ной дея­тель­но­сти долж­но уйти из лек­си­ко­на уче­ных. Ини­ци­а­ти­ва долж­на идти от пред­при­я­тия, и уже оно будет ста­вить зада­чи перед иссле­до­ва­те­ля­ми, толь­ко пони­мая, что полу­чит нуж­ный эффект», — под­черк­нул Миха­ил Котю­ков.

Созда­ние науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров (НОЦ) участ­ни­ки вто­рой груп­пы назва­ли одним из глав­ных при­о­ри­те­тов нац­про­ек­та. По мне­нию ака­де­ми­че­ско­го сооб­ще­ства, на Даль­нем Восто­ке дол­жен быть создан экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный НОЦ — с уче­том уни­каль­но­го гео­по­ли­ти­че­ско­го поло­же­ния и дина­мич­но­го раз­ви­тия стран Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на.

«Совер­шен­но точ­но, пред­по­сыл­ки и воз­мож­но­сти для созда­ния НОЦ миро­во­го уров­ня на Даль­нем Восто­ке есть, — сооб­щил Миха­ил Котю­ков. — Реги­он уни­ка­лен с точ­ки зре­ния богат­ства ресур­са­ми и бли­зо­сти к откры­то­му рын­ку, где вос­тре­бо­ва­ны раз­ра­бот­ки наших уче­ных. Нуж­но серьез­но про­ра­бо­тать про­грам­му раз­ви­тия НОЦ с тес­ной инте­гра­ци­ей нау­ки, обра­зо­ва­ния и реаль­но­го про­из­вод­ствен­но­го сек­то­ра».

Гла­ва При­мор­ско­го края Олег Коже­мя­ко под­твер­дил, что в созда­нии НОЦ миро­во­го уров­ня заин­те­ре­со­ван и реги­он, кото­рый ори­ен­ти­ро­ван на дина­мич­ное инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие.

«Нау­ка долж­на быть ори­ен­ти­ро­ва­на на реше­ние задач народ­но­го хозяй­ства, и потреб­ность в этом у При­мор­ско­го края точ­но есть. Эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка реги­о­на пред­по­ла­га­ет модер­ни­за­цию суще­ству­ю­щих про­из­водств, и в этом без опо­ры на нау­ку не обой­тись, — ска­зал Олег Коже­мя­ко. — Очень мно­го задач ста­вит и биз­нес — он готов внед­рять новые реше­ния, кото­рые помо­гут пред­при­я­ти­ям дви­гать­ся впе­ред, раз­ви­вать­ся и быть более рен­та­бель­ным».

Участ­ни­ки тре­тьей груп­пы выра­бо­та­ли пред­ло­же­ния по кад­ро­во­му уси­ле­нию науч­но-иссле­до­ва­тель­ской сфе­ры для реа­ли­за­ции нац­про­ек­та. Здесь, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей вузов и науч­ных инсти­ту­тов, осо­бен­но важ­но сооб­ща решать зада­чи по фор­ми­ро­ва­нию кад­ро­во­го резер­ва, повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции уче­ных, раз­ви­тия аспи­ран­ту­ры и под­держ­ки моло­дых иссле­до­ва­те­лей. Про­зву­ча­ли пред­ло­же­ния: обу­чать сту­ден­тов через науч­ную дея­тель­ность и ста­жи­ров­ки в ака­де­ми­че­ских инсти­ту­тах, актив­нее исполь­зо­вать ака­де­ми­че­скую мобиль­ность для обме­на иссле­до­ва­тель­ским опы­том, созда­вать цен­тры повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции уче­ных и спе­ци­аль­ные про­грам­мы под­го­тов­ки управ­лен­цев для нау­ки, повы­сить соци­аль­ные гаран­тии для моло­дых иссле­до­ва­те­лей.

«Кад­ро­вый вопрос про­ни­зы­ва­ет весь наци­о­наль­ный про­ект «Нау­ка», и толь­ко объ­еди­нив уси­лия веду­щих вузов и инсти­ту­тов Рос­сий­ской ака­де­мии наук, мож­но решить эту пер­во­сте­пен­ную зада­чу», — под­черк­нул Миха­ил Котю­ков.

Доба­вим, что наци­о­наль­ный про­ект «Нау­ка» раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся по Ука­зу Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции Вла­ди­ми­ра Пути­на. Фак­ти­че­ски нац­про­ект ста­нет основ­ным инстру­мен­том реа­ли­за­ции Стра­те­гии науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии, при­ня­той в 2016 году. Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ ини­ци­и­ро­ва­ло серию стра­те­ги­че­ских сес­сий по феде­раль­ным окру­гам стра­ны, что­бы пред­ста­ви­те­ли веду­щих вузов и науч­ных инсти­ту­тов погру­зи­лись в раз­ра­бот­ку про­ек­та и внес­ли свои пред­ло­же­ния.

«Пока еще не замело декабрьской заметью дорогу…»

Студенты трёх дружественных с СахГУ зарубежных вузов приняли участие в творческой части экзамена по русской литературе.

168 просмотров
Читать

При­е­хав­шие для изу­че­ния рус­ско­го язы­ка два­дцать сту­ден­тов из Хар­бин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, Пусан­ско­го уни­вер­си­те­та ино­стран­ных язы­ков и Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро снеж­ным декабрь­ским днём чита­ли наизусть сти­хо­тво­ре­ния рус­ских клас­си­ков XIXXX веков.  

По сло­вам про­фес­со­ра кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ Еле­ны Икон­ни­ко­вой, такая фор­ма отчё­та по полу­чен­ным за семестр зна­ни­ям про­во­дит­ся впер­вые, при этом не исклю­ча­ет и тра­ди­ци­он­но­го экза­ме­на с переч­нем необ­хо­ди­мых вопро­сов и зада­ний по кур­су оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти. Школь­ные при­ме­ры образ­цов рус­ской клас­си­ки с инте­ре­сом изу­ча­ют­ся ино­стран­ны­ми сту­ден­та­ми как для наи­луч­ше­го осво­е­ния рус­ско­го язы­ка, так и для рас­ши­ре­ния пред­став­ле­ний о рус­ской куль­ту­ре.

Твор­че­ская часть экза­ме­на (на кото­ром оце­ни­ва­лось чув­ство рит­ма, пра­виль­ность про­из­но­ше­ния слов, пони­ма­ние цити­ру­е­мо­го наизусть тек­ста) про­хо­ди­ла при уча­стии пре­по­да­ва­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих под­го­тов­ку ино­стран­ных сту­ден­тов по рус­ско­му язы­ку: кан­ди­да­та фило­ло­ги­че­ских наук Ека­те­ри­ны Слеп­цо­вой и маги­стра фило­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния Яны Коро­та­е­вой.

Вне про­грам­мы после завер­ше­ния офи­ци­аль­ной части экза­ме­на ино­стран­ные сту­ден­ты чита­ли полю­бив­ши­е­ся им сти­хо­тво­ре­ния, в том чис­ле строч­ки из поэ­зии живу­ще­го на Саха­лине чле­на Сою­за писа­те­лей Рос­сии Нико­лая Тара­со­ва. Сту­дент­ка Пусан­ско­го уни­вер­си­те­та ино­стран­ных язы­ков Син Джиын сти­хо­тво­ре­ние Нико­лая Тара­со­ва «На сты­ке сне­га и дождя» чита­ет уже не пер­вый раз. Одна­ко имен­но в день экза­ме­на строч­ки «Пока ещё не заме­ло декабрь­ской заме­тью доро­гу…» зву­ча­ли осо­бен­но точ­но. Сту­ден­ты Хар­бин­ско­го про­фес­си­о­наль­но-тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа Чэнь Фэй­юй и Хуан Джи­минь, изу­ча­ю­щие рус­ский язык толь­ко три меся­ца, обра­ти­лись к пей­заж­ным сти­хо­тво­ре­ни­ям Фёдо­ра Тют­че­ва и Сер­гея Есе­ни­на.

Завер­ши­лась твор­че­ская часть экза­ме­на по рус­ской лите­ра­ту­ре ярки­ми выступ­ле­ния на китай­ском язы­ке сту­ден­тов Хар­бин­ско­го про­фес­си­о­наль­но-тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа. Моло­дые люди с энту­зи­аз­мом зна­ко­ми­ли корей­ских и япон­ских сту­ден­тов с клас­си­ка­ми китай­ской поэ­зии.

Во Владивостоке проходит стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»

Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в регионе деятельности Дальневосточного территориального управления Минобрнауки России, обсудили комплекс вопросов, касающихся нацпроекта «Наука», и региональные инициативы в рамках его реализации.

159 просмотров
Читать

Откры­вая сес­сию, заме­сти­тель Мини­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Сер­гей Кузь­мин пред­ста­вил цели, зада­чи и струк­ту­ру наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка» и вхо­дя­щих в него феде­раль­ных про­ек­тов. Про­ект «Науч­но-про­из­вод­ствен­ная коопе­ра­ция» пред­по­ла­га­ет созда­ние науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров и цен­тров миро­во­го уров­ня, в рам­ках про­ек­та «Пере­до­вая иссле­до­ва­тель­ская инфра­струк­ту­ра» пред­по­ла­га­ет­ся зна­чи­тель­ное обнов­ле­ние при­бор­ной базы веду­щих орга­ни­за­ций и созда­ние уста­но­вок клас­са мега­сай­енс, феде­раль­ный про­ект «Раз­ви­тие кад­ро­во­го потен­ци­а­ла нау­ки» будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию целост­ной систе­мы под­го­тов­ки науч­ных и науч­но-педа­го­ги­че­ских кад­ров. По сло­вам Сер­гея Кузь­ми­на, реа­ли­за­ция феде­раль­ных про­ек­тов тре­бу­ют нетри­ви­аль­ных реше­ний и под­хо­дов — в том чис­ле, от руко­во­ди­те­лей науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций.

Даль­ней­шая про­ра­бот­ка темы про­шла в фор­ма­те рабо­чих групп, моде­ра­то­ра­ми кото­рых высту­пи­ли пред­ста­ви­те­ли цен­траль­но­го аппа­ра­та Мино­бр­на­у­ки Рос­сии.

«Такой фор­мат рабо­ты себя уже заре­ко­мен­до­вал в дру­гих реги­о­нах стра­ны, и мы хотим пред­ло­жить его сего­дня, что­бы услы­шать ваше мне­ние, понять вашу пози­цию по вопро­сам реа­ли­за­ции нац­про­ек­та», - отме­тил Сер­гей Кузь­мин.

Дис­кус­сию по финан­со­вым и орга­ни­за­ци­он­ным меха­низ­мам реа­ли­за­ции наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка» про­вел заме­сти­тель Мини­стра Сер­гей Кузь­мин. Участ­ни­ки обсу­ди­ли финан­со­вые меха­низ­мы коопе­ра­ции, воз­мож­но­сти для при­вле­че­ния средств пред­при­я­тий, госу­дар­ствен­но-част­ное парт­нер­ство при созда­нии иссле­до­ва­тель­ской и соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры, вопро­сы сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния иму­ще­ства лабо­ра­то­рий, НОЦ и НЦМУ.

Тему про­рыв­ных про­ек­тов, кото­рые поз­во­лят Рос­сии занять лиди­ру­ю­щие пози­ции в мире, уста­нов­ки «мега­сай­енс» и пла­ни­ру­е­мые направ­ле­ния иссле­до­ва­ний с их исполь­зо­ва­ни­ем, вопро­сы вза­и­мо­дей­ствия с про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и необ­хо­ди­мость систем­но­го под­хо­да к внед­ре­нию резуль­та­тов науч­ных иссле­до­ва­ний в реаль­ную эко­но­ми­ку обсуж­да­ли в рам­ках рабо­чей груп­пы «Науч­ные при­о­ри­те­ты реа­ли­за­ции наци­о­наль­но­го про­ек­та».

Блок кад­ро­вых вопро­сов так­же был выне­сен для про­ра­бот­ки в тема­ти­че­ской груп­пе. Участ­ни­ки поде­ли­лись мне­ни­я­ми о прин­ци­пах фор­ми­ро­ва­ния кад­ро­во­го резер­ва, созда­нии усло­вий для непре­рыв­но­го роста ква­ли­фи­ка­ции моло­дых уче­ных и обме­на пере­до­вым опы­том, о про­грам­мах ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти, а так­же об опти­маль­ных меха­низ­мах рабо­ты аспи­ран­ту­ры и орга­ни­за­ции науч­но­го тру­да иссле­до­ва­те­лей.

Пред­ло­же­ния, сфор­му­ли­ро­ван­ные рабо­чи­ми груп­па­ми, будут выне­се­ны на панель­ную дис­кус­сию, кото­рую про­ве­дет Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сии Миха­ил Котю­ков зав­тра, 19 декаб­ря, на пло­щад­ке Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та.

Уроки литературы для иностранных студентов

Обучающиеся в СахГУ студенты Харбинского педагогического университета, Пусанского университета иностранных языков и Харбинского профессионально-технического колледжа стали первыми слушателями лекции по русской литературе в интерактивных залах исторического парка «Россия – моя история».

188 просмотров
Читать

Лек­ци­он­но-демон­стра­ци­он­ное заня­тие по рус­ской лите­ра­ту­ре под­го­то­ви­ла млад­ший науч­ный сотруд­ник исто­ри­че­ско­го пар­ка «Рос­сия – моя исто­рия» Ната­лья Слав­ки­на. Это пер­вая проб­ная лек­ция, кото­рая в даль­ней­шем может быть инте­рес­на всем тем, кто изу­ча­ет рус­ский язык и рус­скую куль­ту­ру. Во вре­мя заня­тия мож­но было уви­деть копии воща­ной дощеч­ки и писа­ла, исполь­зу­е­мых при созда­нии пер­вых пись­мен­ных памят­ни­ков, посмот­реть, как выгля­де­ли закру­чен­ны­ми в рулон пер­вые рус­ские газе­ты. На про­ме­жу­точ­ных «стан­ци­ях» мож­но было встре­тить­ся с экс­кур­со­во­да­ми в тра­ди­ци­он­ных для рус­ской куль­ту­ры наря­дах, попро­бо­вать отве­тить на раз­ные вопро­сы и выпол­нить пред­ла­га­е­мые экс­кур­со­во­дом зада­ния. Осо­бым вни­ма­ни­ем было отме­че­но посе­ще­ния зала, свя­зан­но­го с рус­ской лите­ра­ту­рой XIX века. Име­на Тур­ге­не­ва, Досто­ев­ско­го, Льва Тол­сто­го и Чехо­ва зна­ко­мы ино­стран­ным посе­ти­те­лям по пере­ве­дён­ным на их род­ные язы­ки кни­гам.

-Для сту­ден­тов, при­е­хав­ших из дру­же­ствен­ных с СахГУ вузов Хар­би­на и Пуса­на, в учеб­ном плане преду­смот­ре­ны заня­тия по рус­ской лите­ра­ту­ре, – гово­рит про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ Еле­на Икон­ни­ко­ва. На заня­ти­ях ребя­та зна­ко­мят­ся с име­на­ми ярких пред­ста­ви­те­лей рус­ской клас­си­ки, чита­ют неслож­ные сти­хо­тво­ре­ния и про­за­и­че­ские отрыв­ки. Для рас­ши­ре­ния зна­ний по лите­ра­ту­ре преду­смот­ре­ны и факуль­та­тив­ные меро­при­я­тия. Напри­мер, сту­ден­ты смот­рят люби­тель­ские поста­нов­ки и инсце­ни­ров­ки по рус­ской лите­ра­ту­ре, посе­ща­ют биб­лио­те­ки и кино­те­ат­ры, теат­ры и музеи, в раз­ных ауди­то­ри­ях чита­ют наизусть про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки. К чис­лу таких факуль­та­тив­ных собы­тий отне­се­но и зна­ком­ство с рус­ской лите­ра­ту­рой через интер­ак­тив­ные стен­ды исто­ри­че­ско­го пар­ка «Рос­сия – моя исто­рия».

-В чис­ле посе­ти­те­лей заня­тия в исто­ри­че­ском пар­ке, – делит­ся доцент кафед­ры рус­ско­го язы­ка СахГУ Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва, – были и сту­ден­ты, кото­рые изу­ча­ют рус­ский язык толь­ко тре­тий месяц. Конеч­но, понять бег­лую рус­скую речь с длин­ны­ми име­на­ми рус­ских писа­те­лей или поэтов им пока еще слож­но. Но в учеб­ни­ках, по кото­рым осу­ществ­ля­ет­ся обу­че­ние рус­ско­му язы­ку как ино­стран­но­му, все­гда есть сти­хо­тво­ре­ния раз­ной слож­но­сти. Во вре­мя музей­но­го заня­тия сту­ден­ты могут слы­шать повто­ря­ю­щи­е­ся сло­ва и вос­при­ни­мать неслож­ные назыв­ные кон­струк­ции.

При посе­ще­нии исто­ри­че­ско­го пар­ка ино­стран­ные сту­ден­ты инте­ре­со­ва­лись рабо­той интер­ак­тив­ных стен­дов, актив­но фото­гра­фи­ро­ва­лись с экс­кур­со­во­да­ми в костю­мах, обме­ни­ва­лись впе­чат­ле­ни­я­ми и новы­ми зна­ни­я­ми.

Двери в школу

День открытых дверей для директоров школ Южно-Сахалинска прошел в СахГУ.

154 просмотра
Читать

Такие дни орга­ни­зу­ют­ся тра­ди­ци­он­но в рам­ках при­ем­ной кам­па­нии уни­вер­си­те­та для буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и их роди­те­лей, кото­рые полу­ча­ют всю необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию о пра­ви­лах поступ­ле­ни­ях, направ­ле­ни­ях под­го­тов­ки и мно­гом дру­гом. На этот раз встре­ча про­шла с дирек­то­ра­ми школ, ини­ци­а­то­ром кото­рой высту­пил депар­та­мент обра­зо­ва­ния горо­да и СахГУ. Для них была про­ве­де­на пре­зен­та­ция о воз­мож­но­стях вуза, орга­ни­зо­ва­но посе­ще­ние лабо­ра­тор­ных ком­плек­сов, инсти­ту­тов и кол­ле­джей уни­вер­си­те­та.

В ходе встре­чи обсуж­да­лись вопро­сы об эффек­тив­ном вза­и­мо­дей­ствии уни­вер­си­те­та и школ, о моло­дых педа­го­ги­че­ских кад­рах, осо­бен­но­стях при­ем­ной кам­па­нии, профори­ен­та­ци­он­ных меро­при­я­ти­ях про­во­ди­мым вузом, о воз­мож­но­стях СахГУ в сфе­ре допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния и даль­ней­шем тру­до­устрой­стве выпуск­ни­ков.

Осо­бен­но на послед­ний пункт обра­тил вни­ма­ние собрав­ших­ся и.о. рек­то­ра уни­вер­си­те­та Олег Фёдо­ров. Пока­за­тель тру­до­устрой­ства в рам­ках трех­лет­не­го мони­то­рин­га соста­вил 96%. Выпуск­ни­ки 2018 года уже сего­дня тру­до­устро­е­ны на 85%, осталь­ные про­дол­жа­ют обу­че­ние на сле­ду­ю­щем уровне обра­зо­ва­ния, про­хо­дят сроч­ную служ­бу в армии или нахо­дят­ся в отпус­ке по ухо­ду за ребен­ком.

– Как вы зна­е­те, перед шко­ла­ми, уни­вер­си­те­том и пра­ви­тель­ством реги­о­на сто­ит важ­ная зада­ча – закреп­ле­ние наших выпуск­ни­ков на Саха­лине, – под­черк­нул гла­ва вуза. – В шко­лах не хва­та­ет моло­дых учи­те­лей, и мы хотим решать эту про­бле­му при вашей под­держ­ке. В этом году пра­ви­тель­ство реги­о­на выде­ля­ет сред­ства на бюд­жет­ное обу­че­ние учи­те­лей мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­гии, химии, гео­гра­фии, язы­ко­вых направ­ле­ний, началь­но­го обра­зо­ва­ния.

Дирек­тор депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния Южно-Саха­лин­ска Ана­ста­сия Кик­те­ва так­же затро­ну­ла тему нехват­ки педа­го­ги­че­ских кад­ров. В реги­оне сего­дня стро­ят­ся новые шко­лы, и со сле­ду­ю­ще­го учеб­но­го года нач­нет­ся посте­пен­ный пере­ход на первую сме­ну обу­че­ния. В первую оче­редь гим­на­зии №1 и шко­ле №26 пона­до­бят­ся моло­дые кад­ры для орга­ни­за­ции групп про­длен­но­го дня и вне­уроч­ной дея­тель­но­сти. В пла­нах вве­де­ние шко­лы на 550 мест в Даль­нем и круп­но­го обра­зо­ва­тель­но­го квар­та­ла в рай­оне улиц Боль­нич­ной и Гор­ной.

– У нас есть отлич­ный опыт рабо­ты со сту­ден­та­ми-стар­ше­курс­ни­ка­ми СахГУ, – рас­ска­за­ла Ана­ста­сия Кик­те­ва. – Послед­ние два года мы заби­ра­ем прак­ти­че­ски целые выпус­ки сту­ден­тов – учи­те­лей мате­ма­ти­ки и физи­ки, рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, учи­те­лей началь­ных клас­сов. В этом плане саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет ока­зы­ва­ем нам боль­шую услу­гу, и мы при­зна­тель­ны ему за жела­ние уве­ли­чи­вать кво­ты для педа­го­ги­че­ских направ­ле­ний.

Участ­ни­ков встре­чи так­же позна­ко­ми­ли с осо­бен­но­стя­ми при­ем­ной кам­па­нии 2019 года, рас­ска­за­ли о кур­сах про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­тов­ки и кур­сах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в уни­вер­си­те­те и о дову­зов­ской под­го­тов­ке.

– В 2019 году мы пла­ни­ру­ем рас­ши­рить наш обра­зо­ва­тель­ный про­ект «Уни­вер­си­тет­ские суб­бо­ты» для школь­ни­ков Южно-Саха­лин­ска, – сооб­щи­ла декан факуль­те­та дову­зов­ской под­го­тов­ки СахГУ Оль­га Мер­ку­ло­ва. – А сей­час начи­на­ем про­во­дить «Лек­то­ри­ум для роди­те­лей»: встре­ча­ем­ся с роди­те­ля­ми буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и рас­ска­зы­ва­ем о том, как луч­ше под­го­то­вить ребен­ка к поступ­ле­нию, с чем пред­сто­ит столк­нуть­ся, рас­ска­зы­ва­ем о струк­ту­ре вуза, уров­нях обра­зо­ва­ния и так далее.

После пре­зен­та­ци­он­ной част­ни­ки руко­во­ди­те­ли отпра­ви­лись на экс­кур­сию по лабо­ра­тор­ным ком­плек­сам инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной, а так­же посмот­ре­ли на лабо­ра­то­рии поли­тех­ни­че­ско­го и южно-саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джей СахГУ.

Физкультура в теории

Первый этап олимпиады по физической культуре прошел в СахГУ.

162 просмотра
Читать

Этот тео­ре­ти­че­ский тур состо­ит из тесто­вых зада­ний по осно­вам тео­рии и мето­ди­ки физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, про­све­ще­ния в обла­сти физи­че­ской куль­ту­ры и здо­ро­во­го обра­за жиз­ни. Так­же в него вхо­дят вопро­сы ран­не­го физи­че­ско­го раз­ви­тия и спор­тив­но­го совер­шен­ства, пси­хо­фи­зи­че­ской под­го­тов­ки сту­ден­та к буду­щей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. От участ­ни­ков потре­бо­ва­лись зна­ния об олим­пий­ском дви­же­нии, об осно­вах педа­го­ги­ки, физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, об автор­стве извест­ных выска­зы­ва­ний.

Гостем тео­ре­ти­че­ско­го эта­па олим­пи­а­ды ста­ла депу­тат Город­ской думы Южно-Саха­лин­ска, глав­ный врач Саха­лин­ско­го област­но­го цен­тра меди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки Еле­на Сто­ля­ро­ва. Она про­ве­ри­ла основ­ные зна­ния сту­ден­тов о здо­ро­вье, а отве­тив­шие пра­виль­но на вопро­сы полу­чи­ли в каче­стве при­зов вкус­ные и полез­ные подар­ки – батон­чи­ки гема­то­ге­на.

– Я очень рада, что уни­вер­си­тет уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния про­па­ган­де здо­ро­во­го обра­за жиз­ни и спор­та, – ска­за­ла Еле­на Сто­ля­ро­ва. – И заме­ча­тель­но, что ваше меро­при­я­тие сов­па­ло с мас­штаб­ной обще­го­род­ской акци­ей «Ярмар­ка здо­ро­вья».

Для всех участ­ни­ков меро­при­я­тия в хол­ле Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти рабо­та­ли вра­чи Саха­лин­ско­го област­но­го цен­тра меди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки, про­во­див­шие скри­нин­го­вые обсле­до­ва­ния.

При­зо­вые места тео­ре­ти­че­ско­го эта­па рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим обра­зом:

1 место – Инсти­тут пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния;

2 место – Инсти­тут пси­хо­ло­гии и педа­го­гии;

3 место – Инсти­тут есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти и Южно-Саха­лин­ский педа­го­ги­че­ский кол­ледж;

4 место – Инсти­тут фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния;

5 место – Тех­ни­че­ский неф­те­га­зо­вый инсти­тут;

6 место – Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж.

Вто­рой этап олим­пи­а­ды – прак­ти­че­ский, он состо­ит из выпол­не­ния кон­троль­ных нор­ма­ти­вов по обще­фи­зи­че­ской под­го­тов­ке.

Под­ве­де­ние ито­гов прой­дет на закры­тии олим­пи­а­ды 19 декаб­ря 2018 года в 15:30 в спор­тив­ном зале кор­пу­са № 2, Погра­нич­ная, 68.

Закон на отлично

Интеллектуальная игра, посвященная 25-летию Конституции России, прошла в университете.

152 просмотра
Читать

12 декаб­ря наша стра­на отме­ча­ет осо­бый празд­ник: 25-летие Кон­сти­ту­ции, глав­но­го доку­мен­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В интел­лек­ту­аль­ном тур­ни­ре при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты из кол­ле­джей и инсти­ту­тов СахГУ. Орга­ни­за­то­ра­ми ста­ли чле­ны сту­ден­че­ско­го науч­но­го обще­ства уни­вер­си­те­та.

Игра состо­я­ла из четы­рех туров, вклю­чив­ших в себя вопро­сы об исто­ри­че­ском пути раз­ви­тия кон­сти­ту­ци­он­но­го строя в Рос­сии, госу­дар­ствен­но­го устрой­ства РФ и Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Допол­ни­тель­ный блок вопро­сов касал­ся извест­ных поли­ти­ков нашей стра­ны и свя­зан­ных с ними кры­ла­тых выра­же­ний.

– Вне зави­си­мо­сти от того, какая коман­да выиг­ра­ла, все участ­ни­ки нашей вик­то­ри­ны полу­чи­ли новые или вспом­ни­ли ранее полу­чен­ные полез­ные зна­ния, – уве­ре­на про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и соци­аль­ным вопро­сам СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. – А знать и ува­жать Кон­сти­ту­цию Рос­сии дол­жен каж­дый граж­да­нин стра­ны. Толь­ко в таком слу­чае будут сохра­не­ны граж­дан­ский мир и госу­дар­ствен­ное един­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

По ито­гам игры при­зо­вые места рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим обра­зом:

1 место – коман­да «86 14», Инсти­тут пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния;

2 место – коман­да «Мы есть закон», Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж;

3 место – коман­да «Доб­ро­лёт», Инсти­тут педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии.

Спе­ци­аль­ным при­зом «За волю к побе­де» были награж­де­ны пред­ста­ви­те­ли инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти.

Побе­ди­те­ли и при­зё­ры были награж­де­ны подар­ка­ми от Мини­стер­ства спор­та, туриз­ма и моло­деж­ной поли­ти­ки Саха­лин­ской обла­сти.

Напом­ним, что Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Феде­ра­ции была при­ня­та все­на­род­ным голо­со­ва­ни­ем 12 декаб­ря 1993 года, а в 1994 году ука­зом пре­зи­ден­та Рос­сии день 12 декаб­ря объ­яв­лен госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком.

Цель про­шед­шей игры – пока­зать моло­де­жи зна­че­ние Кон­сти­ту­ции как доку­мен­та, опре­де­ля­ю­ще­го прин­ци­пы устрой­ства обще­ства, помочь фор­ми­ро­ва­нию основ пра­во­вой куль­ту­ры, граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти и чув­ства пат­ри­о­тиз­ма у моло­до­го поко­ле­ния.

На службе у науки

Преподаватели и студенты Сахалинского государственного университета приняли участие в проведении занятий «Российского движения школьников» – «Российский интеллект».

237 просмотров
Читать

Про­филь­ная сме­на на раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных и твор­че­ских воз­мож­но­стей школь­ни­ков рабо­та­ет с 1 по 12 декаб­ря. За это вре­мя дети из 14 муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний Саха­лин­ской обла­сти слу­ша­ют рас­ши­рен­ный курс по про­грам­мам рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, раз­ра­ба­ты­ва­ют тема­ти­че­ские про­ек­ты и даже пыта­ют­ся сде­лать наброс­ки соб­ствен­ных лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Линг­ви­сти­че­ское и лите­ра­ту­ро­вед­че­ское направ­ле­ние про­филь­ной сме­ны, наря­ду с учи­те­ля­ми школ, помог­ли обес­пе­чить про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры Еле­на Икон­ни­ко­ва и доцент кафед­ры рус­ско­го язы­ка СахГУ Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва.

- За неболь­шой пери­од рабо­ты со школь­ни­ка­ми уда­лось дать базо­вые зна­ния по тео­рии лите­ра­ту­ры и вме­сте с этим посмот­реть на лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния с точ­ки зре­ния их идей­но-тема­ти­че­ско­го содер­жа­ния. Ребя­та писа­ли бури­ме, зна­ко­ми­лись через игру с таки­ми поня­ти­я­ми, как сил­ло­гизм, хиазм или ана­грам­ма, ана­ли­зи­ро­ва­ли кни­ги рус­ской и зару­беж­ной клас­си­ки, – делит­ся Еле­на Икон­ни­ко­ва.

С боль­шим инте­ре­сом саха­лин­ские школь­ни­ки вос­при­ни­ма­ли вклю­че­ние в заня­тия встре­чи с ино­стран­ны­ми сту­ден­та­ми СахГУ, читав­ши­ми наизусть сти­хо­тво­ре­ния рус­ских поэтов. Мину­ты для отды­ха запол­ня­лись мастер-клас­са­ми по иеро­гли­фи­ке и ори­га­ми, ини­ци­а­то­ра­ми кото­рых ста­ли япон­ские, корей­ские и китай­ские сту­ден­ты.

- Это совер­шен­но новый опыт для меня и воз­мож­ность бли­же позна­ко­мить­ся с рус­ски­ми детьми!, – гово­рит маги­странт­ка Инсти­ту­та сла­вян­ских язы­ков Хар­бин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та Кай Цзян.

По сло­вам Ека­те­ри­ны Слеп­цо­вой, исто­рия рус­ских имен и фами­лий, све­де­ния по топо­ни­ми­ке род­но­го края – это то, что вызва­ло повы­шен­ный инте­рес у саха­лин­ских школь­ни­ков. Воз­мож­но, что какие-то из наме­чен­ных на про­филь­ной смене тем в даль­ней­шем ста­нут осно­вой для пер­вых язы­ко­вед­че­ских работ. Про­ща­ясь с саха­лин­ски­ми школь­ни­ка­ми, Еле­на Икон­ни­ко­ва и Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва поже­ла­ли ребя­там береж­но отно­сить­ся к род­но­му язы­ку, любить рус­скую клас­си­ку и гор­дить­ся ею.

Из чис­ла ребят про­филь­ной сме­ны в буду­щем могут вырас­ти сту­ден­ты Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та.

Всё о нефти и газе

Курсы по дополнительной образовательной программе «Основы нефтегазового дела» прошли в СахГУ сотрудники «Эксон Нефтегаз Лимитед».

181 просмотр
Читать

Обу­че­ние сотруд­ни­ков про­хо­дит в рам­ках заклю­чен­но­го согла­ше­ния меж­ду ком­па­ни­ей и уни­вер­си­те­том. Слу­ша­те­ли изу­чи­ли основ­ные поло­же­ния общей и струк­тур­ной гео­ло­гии и гео­ло­гии неф­ти и газа, све­де­ния о мето­дах под­сче­та запа­сов неф­ти и газа. Так­же были осве­ще­ны вопро­сы тех­ни­ки и тех­но­ло­гии буре­ния сква­жин, эта­пы и ста­дии поис­ков и раз­вед­ки, мето­ды раз­ра­бот­ки скоп­ле­ний угле­во­до­ро­дов, схе­мы сбо­ра, хра­не­ния и под­го­тов­ки сырья, транс­пор­ти­ров­ки и пере­ра­бот­ки неф­ти и при­род­но­го газа.

Дан­ные кур­сы под­го­тов­ле­ны спе­ци­аль­но для сотруд­ни­ков, не име­ю­щих обра­зо­ва­ния свя­зан­но­го с неф­те­га­зо­вым делом, сре­ди них эко­но­ми­сты, финан­со­вые ана­ли­ти­ки и мене­дже­ры.

По окон­ча­нии кур­сов, под­го­тов­лен­ных управ­ле­ни­ем допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния СахГУ, сотруд­ни­кам ком­па­нии были вру­че­ны уни­вер­си­тет­ские сер­ти­фи­ка­ты. Сле­ду­ю­щие кур­сы прой­дут в фев­ра­ле 2019 года.

Мост к экологии

Студенты СахГУ стали участниками международного молодежного экологического форума «Зеленая планета» .

197 просмотров
Читать

Этот обра­зо­ва­тель­ный форум про­шел впер­вые на базе Даль­не­во­сточ­но­го госу­дар­ствен­но­го аграр­но­го уни­вер­си­те­та (г. Бла­го­ве­щенск). Он объ­еди­нил 300 участ­ни­ков из всех даль­не­во­сточ­ных реги­о­нов, а так­же из про­вин­ции Хэй­лунц­зян (Китай) – пред­ста­ви­те­лей обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций выс­ше­го и сред­не­го обра­зо­ва­ния, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, моло­дых уче­ных и руко­во­ди­те­лей орга­ни­за­ций охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды. Ост­ров­ной уни­вер­си­тет в Бла­го­ве­щен­ске пред­став­ля­ли сту­ден­ты из Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа и Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти.

На про­тя­же­нии несколь­ких дней участ­ни­ки вели сов­мест­ный поиск прак­ти­че­ских путей реше­ния таких про­блем, как загряз­нен­ность воз­ду­ха в горо­дах, ухуд­ше­ние каче­ства воды, поч­вы, эко­вос­пи­та­ние детей. Отдель­ное вни­ма­ние было уде­ле­но эко­ло­ги­че­ско­му волон­тер­ству. Участ­ни­ки рабо­та­ли в про­ект­ных груп­пах по семи обра­зо­ва­тель­ным направ­ле­ни­ям: «Экo­Го­род», «Экo­Се­ло», «Экo­Пла­не­та», «Экo­Ин­фо», «Экo­Тех», «ЭкoВос­пи­та­ние» и «ЭкoВо­лон­тер­ство».

Так, сту­дент­ка 3 кур­са направ­ле­ния под­го­тов­ки эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ния ИЕНиТБ Ири­на Куш­нир, выбра­ла направ­ле­ние в обла­сти эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти – «Эко­Тех». На форум она при­е­ха­ла со сво­им про­ек­том эко­ло­ги­че­ских мостов для живот­ных, кото­рые уже полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние в евро­пей­ских стра­нах и Рос­сии: ска­жем, в При­мор­ском крае появил­ся эко­ло­ги­че­ский тун­нель для сохра­не­ния путей мигра­ции даль­не­во­сточ­но­го лео­пар­да.

– Эко­ло­ги­че­ские мосты для живот­ных – это такие назем­ные и под­зем­ные пере­хо­ды, кото­рые помо­га­ют живот­ным без­опас­но пере­хо­дить через доро­ги и сохра­ня­ют попу­ля­цию, – пояс­ня­ет Ири­на. – При под­го­тов­ке про­ек­та я рас­смат­ри­ва­ла несколь­ко дорог на Саха­лине, где мож­но раз­ме­стить такие мосты, а на фору­ме полу­чи­ла необ­хо­ди­мые зна­ния и кон­так­ты для под­го­тов­ки тео­ре­ти­че­ско­го и прак­ти­че­ско­го обос­но­ва­ния моих раз­ра­бо­ток.

В свою оче­редь сту­дент инсти­ту­та есте­ствен­ных нау­ки и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти СахГУ Илья Бон­да­рен­ко рабо­тал в направ­ле­нии «Эко­Во­лон­тер­ство»:

– Мы с коман­дой раз­ра­ба­ты­ва­ли муль­ти­ме­дий­ный про­ект «Мистер Эко», пред­по­ла­га­ю­щий созда­ние сай­та и ани­ма­ци­он­но­го мини-сери­а­ла для эко­ло­ги­че­ско­го про­све­ще­ния детей и под­рост­ков, – рас­ска­зал он.

В про­грам­ме фору­ма так­же были мастер-клас­сы, тре­нин­ги, дело­вые игры и посе­ще­ние фото­вы­став­ки работ Амур­ско­го фото­гра­фи­че­ско­го обще­ства и фото­гра­фов из КНР.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2019