Наука помогать

Об осно­вах без­опас­но­сти и меди­цин­ской помо­щи, соци­аль­ном, инфор­ма­ци­он­ном и эко­ло­ги­че­ском волон­тер­стве узна­ли саха­лин­ские уча­щи­е­ся.

Вто­рой ком­плекс обра­зо­ва­тель­ных моду­лей Шко­лы волон­те­ров завер­шил­ся СахГУ. На про­тя­же­нии трех дней сту­ден­ты и школь­ни­ки Саха­лин­ской обла­сти осва­и­ва­ли новые зна­ния и уме­ния.

Пер­вый модуль «Общая без­опас­ность и меди­цин­ская помощь» был посвя­щен осно­вам рабо­ты на мас­со­вых меро­при­я­ти­ях с боль­шим скоп­ле­ни­ем людей. Волон­те­рам рас­ска­за­ли, как пра­виль­но направ­лять пото­ки людей на меро­при­я­ти­ях, осо­бен­но в слу­чае чрез­вы­чай­ных про­ис­ше­ствий, об анти­тер­ро­ри­сти­че­ской под­го­тов­ке и о вза­и­мо­дей­ствии с пра­во­охра­ни­тель­ны­ми орга­на­ми.

– Отдель­ный блок я посвя­тил допси­хо­ло­ги­че­ской под­го­тов­ке волон­те­ров, – гово­рит лек­тор, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры без­опас­но­сти и жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ Андрей Зава­ли­шин. – Это когда при рабо­те с людь­ми волон­тер наблю­да­ет стрес­со­вую ситу­а­цию – исте­ри­ку, страх или пани­ку. На заня­тии я рас­ска­зал, как посту­пать в таких ситу­а­ци­ях и вза­и­мо­дей­ство­вать с людь­ми до при­ез­да ком­пе­тент­ных спе­ци­а­ли­стов.

Меди­цин­ский блок осве­щал базо­вые навы­ки ока­за­ния пер­вой помо­щи – как пра­виль­но сде­лать искус­ствен­ное дыха­ние, про­ве­сти непря­мой мас­саж серд­ца, оста­но­вить кро­во­те­че­ние, что сде­лать при обмо­ро­ке.

– Уме­ние ока­зать первую помощь – эле­мен­тар­ный, но очень важ­ный навык. В экс­трен­ной ситу­а­ции он может спа­сти чью-то жизнь, – под­чер­ки­ва­ет врач-тера­певт ГБУЗ «Саха­лин­ский област­ной центр меди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки» Юрий Галу­зин­ский.

Модуль, посвя­щен­ный соци­аль­но­му волон­тер­ству, давал ребя­там глав­ным обра­зом тео­ре­ти­че­скую базу и ста­ти­сти­ку. Здесь они озна­ко­ми­лись с круп­ны­ми рос­сий­ски­ми про­ек­та­ми, к кото­рым мож­но при­со­еди­нить­ся и раз­ви­вать в соб­ствен­ном горо­де, инсти­ту­те, шко­ле.

Как ока­за­лось, в нашей стране соци­аль­ные волон­те­ры часто ока­зы­ва­ют под­держ­ку мало­иму­щим и мно­го­дет­ным семьям: помо­га­ют с кос­ме­ти­че­ским ремон­том, при­смат­ри­ва­ют за детьми. Реже они помо­га­ют орга­ни­за­ци­ям – дет­ским домам, боль­ни­цам и домам пре­ста­ре­лых.

– На наших заня­ти­ях мы даем иде­аль­ный образ соци­аль­но­го волон­те­ра, каки­ми каче­ства­ми и навы­ка­ми он дол­жен обла­дать, – рас­ска­зы­ва­ет феде­раль­ный тре­нер, руко­во­ди­тель про­ек­та для школь­ни­ков «Шко­ла буду­ще­го» (г. Став­ро­поль) Анна Наза­рен­ко. – Пора­до­ва­ло то, что мно­гие сту­ден­ты после заня­тий под­хо­ди­ли ко мне и рас­ска­зы­ва­ли о сво­их прак­ти­ках соци­аль­но­го волон­тер­ства.

В рам­ках соци­аль­но­го моду­ля тре­нер обра­ти­ла вни­ма­ние на эмо­ци­о­наль­ное выго­ра­ние сре­ди волон­те­ров и рас­ска­за­ла какие пра­ви­ла необ­хо­ди­мо соблю­дать. Напри­мер, нель­зя посе­щать боль­ни­цу или дет­ский дом чаще трех раз в неде­лю. Если доб­ро­во­лец нару­ша­ет пра­ви­ло, его исклю­ча­ют из рядов дви­же­ния. Не сек­рет, что у начи­на­ю­ще­го волон­те­ра, кото­рый встре­ча­ет­ся с чужим стра­да­ни­ем, уве­ли­чи­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ная нагруз­ка, а ресур­сов для вос­ста­нов­ле­ния сил ста­но­вит­ся все мень­ше. В таких слу­ча­ях важ­но сде­лать пере­рыв и обра­тить­ся за помо­щью к стар­шим настав­ни­кам.

Лек­то­ром моду­ля «инфор­ма­ци­он­ное волон­тер­ство» ста­ла тре­нер откры­то­го обще­рос­сий­ско­го обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Тер­ри­то­рия успе­ха», пресс-сек­ре­тарь и орга­ни­за­тор акций «Моло­деж­ки ОНФ» (г. Сева­сто­поль) Веро­ни­ка Тес­лен­ко.

– Инфор­ма­ци­он­ный волон­тер – это боль­ше свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду теми, кто нуж­да­ет­ся в помо­щи, и теми, кто может ее ока­зать. Он может делать репо­сты и помо­гать рас­про­стра­нять инфор­ма­цию. – гово­рит Веро­ни­ка. – А вот медиа­во­лон­тер, или волон­тер в сфе­ре медиа, уже обла­да­ет опре­де­лен­ны­ми жур­на­лист­ски­ми навы­ка­ми и готов созда­вать само­сто­я­тель­ные про­дук­ты с целью при­вле­че­ния вни­ма­ния к соци­аль­ным про­бле­мам.

Участ­ни­ки научи­лись осно­вам рабо­ты с инфор­ма­ци­ей, узна­ли об осо­бен­но­стях чита­тель­ско­го вос­при­я­тия и на прак­ти­ке отра­бо­та­ли про­ве­де­ние опро­сов.

Завер­ша­ю­щим бло­ком вто­ро­го эта­па Шко­лы волон­те­ров ста­ло эко­ло­ги­че­ское волон­тер­ство. Заня­тия так же состо­я­ли из тео­рии и прак­ти­ки. Участ­ни­ков зна­ко­ми­ли с нор­ма­тив­ны­ми-пра­во­вы­ми доку­мен­та­ми, гово­ри­ли о про­све­ти­тель­ских акци­ях, о сбе­ре­же­нии невоз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков энер­гии, а так­же о зоово­лон­те­рах.

– На сво­ей лек­ции мы разо­бра­ли глав­ную эко­ло­ги­че­скую про­бле­му нашей пла­не­ты – это отхо­ды и пла­стик. Еще 10 лет назад глав­ной «голов­ной болью» было гло­баль­ное потеп­ле­ние, – гово­рит лек­тор, тре­нер все­рос­сий­ских обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов Окса­на Штыр­ко­ва. – Пер­во­сте­пен­ной зада­чей наше­го обще­ства ста­но­вит­ся сбор, пере­ра­бот­ка и сор­ти­ров­ка мусо­ра.

По мне­нию экс­пер­та, глав­ной зада­чей эко-волон­те­ра явля­ет­ся не толь­ко помо­гать сохра­не­нию окру­жа­ю­щей сре­ды, но, в первую оче­редь, про­па­ган­ди­ро­вать любы­ми спо­со­ба­ми сохра­не­ние при­ро­ды. Важ­ную роль здесь игра­ют соци­аль­ные сети.

Модуль­ная шко­ла волон­те­ров СахГУ будет про­хо­дить до сере­ди­ны декаб­ря. Ито­гом рабо­ты ста­нет защи­та соб­ствен­ных про­ек­тов, вру­че­ние кни­жек и нагруд­ных зна­ков волон­те­ров. Отме­тим, что шко­ла, реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках все­рос­сий­ско­го кон­кур­са моло­деж­ных про­ек­тов сре­ди вузов.