Меморандум подписан!

Мемо­ран­дум о созда­нии циф­ро­во­го муль­ти­уни­вер­си­те­та на базе СахГУ под­пи­са­ли в пря­мом эфи­ре.

Глав­ная зада­ча согла­ше­ния меж­ду област­ным пра­ви­тель­ством, Саха­лин­ским госу­ни­вер­си­те­том, Агент­ством по раз­ви­тию чело­ве­че­ско­го капи­та­ла на Даль­нем Восто­ке и в Арк­ти­ке и 14 веду­щи­ми вуза­ми стра­ны – закре­пить моло­дежь на ост­ро­вах.

В нача­ле эфи­ра про­зву­ча­ло видео-обра­ще­ние мини­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рия Фаль­ко­ва.

– Хочу побла­го­да­рить руко­вод­ство Саха­лин­ской обла­сти за пре­крас­ную и очень свое­вре­мен­ную ини­ци­а­ти­ву, направ­лен­ную на раз­ви­тие меж­уни­вер­си­тет­ско­го вза­и­мо­дей­ствия, – ска­зал министр. – Сего­дня сотруд­ни­че­ство меж­ду вуза­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в раз­ных реги­о­нах нашей огром­ной стра­ны, при­об­ре­та­ет осо­бую акту­аль­ность. Для сту­ден­тов Саха­лин­ско­го уни­вер­си­те­та откры­ва­ет­ся окно в мир новых зна­ний по самым вос­тре­бо­ван­ным направ­ле­ни­ям про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки. Кро­ме того, уси­ле­ние инте­гра­ции уни­вер­си­те­тов будет спо­соб­ство­вать дости­же­нию целей наци­о­наль­ных про­ек­тов: «Нау­ка» и «Обра­зо­ва­ние.

Пер­вым эта­пом в реа­ли­за­ции про­ек­та муль­ти­уни­вер­си­те­та ста­ла про­грам­ма двух дипло­мов. У саха­лин­ских школь­ни­ков появи­лась воз­мож­ность полу­чать зна­ния в мос­ков­ских, петер­бург­ских, том­ских вузах, не поки­дая ост­ров­но­го реги­о­на. Око­ло 350 ребят, кото­рые году посту­пят на бюд­жет­ную осно­ву в СахГУ, будут парал­лель­но полу­чать вто­рое выс­шее обра­зо­ва­ние. В даль­ней­шем чис­ло мест для участ­ни­ков про­грам­мы двух дипло­мов пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить до 500.

– Мы хотим, что­бы талант­ли­вые ребя­та оста­ва­лись жить и рабо­тать на Саха­лине и Кури­лах. Сего­дня тре­бу­ют­ся спе­ци­а­ли­сты для неф­те­га­зо­вой отрас­ли, уголь­ной и рыб­ной про­мыш­лен­но­сти. Мы запус­ка­ем амби­ци­оз­ные про­ек­ты по созда­нию логи­сти­че­ско­го цен­тра, по раз­ви­тию мор­ских био­ре­сур­сов, туриз­ма. И эти рабо­чие места долж­ны при­над­ле­жать мест­ным высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным спе­ци­а­ли­стам, – под­черк­нул Вале­рий Лима­рен­ко.

По про­грам­ме двух дипло­мов сту­ден­ты смо­гут осво­ить такие пер­спек­тив­ные направ­ле­ния, как био­ин­фор­ма­ти­ка, ресур­сы и эко­но­ми­ка Миро­во­го оке­а­на, гра­до­стро­и­тель­ство в опас­ных при­род­ных зонах, неф­те­га­зо­вый инжи­ни­ринг и мате­ма­ти­че­ское моде­ли­ро­ва­ние и дру­гие.

– Сей­час запус­ка­ет­ся про­ект раз­ме­ром со всю стра­ну, и мы рады, что про­ек­те муль­ти­уни­вер­си­те­та задей­ство­ва­ны круп­ней­шие вузы Санкт-Петер­бур­га. На мой взгляд, за таки­ми про­грес­сив­ны­ми фор­ма­ми наше буду­щее. Неза­ви­си­мо от места нахож­де­ния сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей, созда­ет­ся еди­ный обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс, – отме­тил вице-губер­на­тор Вла­ди­мир Кня­ги­нин, кото­рый при­нял уча­стие в онлайн-цере­мо­нии.

АРЧК под­дер­жа­ло созда­ние муль­ти­уни­вер­си­те­та. Сер­гей Ховрат, гене­раль­ный дирек­тор АРЧК, ска­зал:

- Саха­лин­ская область ста­ла пер­вым реги­о­ном, кото­рый при­нял реше­ние и нашел воз­мож­ность инве­сти­ро­вать в полу­че­ние вто­ро­го выс­ше­го обра­зо­ва­ния на базе веду­щих вузов стра­ны для моло­де­жи. Это пря­мые инве­сти­ции в раз­ви­тие и сохра­не­ние моло­де­жи реги­о­на. Рас­счи­ты­ва­ем, что после реа­ли­за­ции в пилот­ном фор­ма­те на Саха­лине про­ект будет под­дер­жан и в дру­гих реги­о­нах ДФО. 

Рек­то­ры веду­щих вузов Рос­сии так­же выска­за­лись о созда­нии «Муль­ти­уни­вер­си­те­та» на базе ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та:

— Сего­дня мы все сде­ла­ли очень важ­ный шаг на пути к созда­нию еди­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства в Рос­сии. Созда­ние ново­го зна­ния все­гда рож­да­ет потреб­ность поде­лить­ся им, сде­лать луч­ше мир вокруг. И новый для нас фор­мат, «Муль­ти­уни­вер­си­тет», – это заме­ча­тель­ное тому под­твер­жде­ние. Здесь мы видим уни­вер­си­те­ты, кото­рым при­су­ще жела­ние зани­мать­ся раз­ви­ти­ем не толь­ко соб­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных воз­мож­но­стей. Сокра­ще­ние раз­ры­ва в каче­стве напол­не­ния обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, доступ­ность луч­ших обра­зо­ва­тель­ных прак­тик для всех рос­сий­ских сту­ден­тов неза­ви­си­мо от того, где они про­хо­дят обу­че­ние, обмен зна­ни­я­ми, созда­ние воз­мож­но­стей для всех наших кол­лег, где бы они ни рабо­та­ли, вклю­чать­ся в пере­до­вые науч­ные кол­лек­ти­вы — все это долж­но стать не толь­ко частью госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки, это долж­но стать прак­ти­кой каж­до­го уни­вер­си­те­та. Мы закла­ды­ва­ем один из кам­ней в тако­го рода прак­ти­ку, уда­чи всем нам в реа­ли­за­ции ново­го про­ек­та. – отме­тил рек­тор Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки Яро­слав Кузь­ми­нов.

— Хочу поже­лать нам всем интен­сив­ной и дове­ри­тель­ной ком­му­ни­ка­ции. Мы пони­ма­ем, какой слож­ный путь лежит меж­ду под­пи­са­ни­ем согла­ше­ния и реаль­ны­ми про­грам­ма­ми. В Том­ске мы уже семь лет в рам­ках кон­сор­ци­у­ма шаг за шагом скла­ды­ва­ем логи­ку боль­шо­го уни­вер­си­те­та, логи­ку коопе­ра­ции, и в этом смыс­ле я хочу от име­ни кол­лег заве­рить, что уча­стие том­ских вузов в этом про­ек­те без­услов­но дает доступ к ресур­сам все­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са, а не толь­ко к ресур­сам тех про­грамм, в рам­ках кото­рых мы дого­во­ри­лись под­пи­сать эти согла­ше­ния. Пото­му что толь­ко сов­мест­ная рабо­та, вза­им­ная под­держ­ка, инте­рес и моти­ва­ция созда­ют осно­ву для новых откры­тий и новых свер­ше­ний. – ска­зал рек­тор Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Эду­ард Гала­жин­ский.

— Хочу отме­тить, что этот мемо­ран­дум в «Муль­ти­уни­вер­си­те­те» силь­но отли­ча­ет­ся от мно­гих дру­гих, кото­рые при­хо­дит­ся заклю­чать. Преж­де все­го он отли­ча­ет­ся праг­ма­тич­ным под­хо­дом и тем, что он осно­ван уже на реаль­ных про­ек­тах, и в свя­зи с этим есть вера в успеш­ность это­го меро­при­я­тия. Так­же хотел бы выра­зить ува­же­ние Вале­рию Лима­рен­ко и Марии Гера­си­мовне, пото­му что за такой корот­кий срок про­де­лать такую боль­шую рабо­ту ред­ко где встре­ча­ет­ся. СПб­ГУ выра­жа­ет надеж­ду на сов­мест­ную рабо­ту. – ска­зал и.о. рек­то­ра СПб­ГУ Сер­гей Мику­шев.

После под­пи­са­ния мемо­ран­ду­ма у саха­лин­цев появи­лась воз­мож­ность задать вопро­сы в пря­мом эфи­ре. В сту­дию позво­ни­ла мама школь­ни­ка Свет­ла­на и поин­те­ре­со­ва­лась: како­го фор­ма­та будут два дипло­ма?

– Выпуск­ни­ки полу­чат диплом о выс­шем обра­зо­ва­нии СахГУ и диплом о про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ке с при­сво­е­ни­ем ква­ли­фи­ка­ции, кото­рый дает пра­во вести про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность. Такой гиб­кий под­ход поз­во­ля­ет осво­ить две вос­тре­бо­ван­ные спе­ци­аль­но­сти все­го за четы­ре года, – отве­ти­ла врио рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Мария Ган­чен­ко­ва.

Роди­те­ли школь­ни­ков так­же обра­ти­лись с прось­бой уси­лить рабо­ту по профори­ен­та­ции в стар­ших клас­сах. Саха­лин­ская область участ­ву­ет в про­ек­те Агент­ства стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив «Билет в буду­щее». Око­ло 3 тысяч ребят с ее помо­щью опре­де­ли­лись с выбо­ром про­фес­сии. В сле­ду­ю­щем году гео­гра­фию и коли­че­ство участ­ни­ков рас­ши­рят.

Отме­тим, что Даль­не­во­сточ­ный муль­ти­уни­вер­си­тет объ­еди­ня­ет рос­сий­ские реги­о­ны, вузы, пред­при­я­тия для внед­ре­ния новей­ших обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и науч­ных ини­ци­а­тив. Сту­ден­ты, аспи­ран­ты, пре­по­да­ва­те­ли – неза­ви­си­мо от места про­жи­ва­ния – полу­ча­ют рав­ный доступ к пере­до­вым тех­но­ло­ги­ям и инно­ва­ци­он­ным мето­ди­кам веду­щих науч­ных цен­тров Рос­сии и мира. Созда­ние муль­ти­уни­вер­си­те­та отве­ча­ет одной из важ­ней­ших стра­те­ги­че­ских задач – обес­пе­чить опе­ре­жа­ю­щую про­фес­си­о­наль­ную под­го­тов­ку высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров для пред­при­я­тий Саха­лин­ской обла­сти и все­го Даль­не­го Восто­ка.