Ледовое прогнозирование

Науч­ный семи­нар «Про­гно­зи­ро­ва­ние ледо­вой обста­нов­ки на даль­не­во­сточ­ном участ­ке про­дол­же­ния Север­но­го мор­ско­го пути с при­ме­не­ни­ем ГИС-тех­но­ло­гий в совре­мен­ный пери­од потеп­ле­ния» про­шел в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те.

Целью было при­влечь вни­ма­ние к обес­пе­че­нию судов инфор­ма­ци­ей о ледо­вой обста­нов­ке и оце­нить эко­но­ми­че­ский эффект от раз­ви­тия дан­но­го направ­ле­ния.

– Мы при­ла­га­ем уси­лия, что­бы обра­тить вни­ма­ние пра­ви­тель­ства обла­сти на раз­ви­тие наблю­де­ния за ледо­вой обста­нов­кой в ходе фор­ми­ро­ва­ния транс­порт­ной арте­рии Охот­ско­го моря, – отме­тил в при­вет­ствен­ном сло­ве врио рек­то­ра СахГУ Нико­лай Бар­мин.

Семи­нар был раз­де­лен на 4 бло­ка: Совре­мен­ные пред­став­ле­ния о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия ледо­во­го про­цес­са в Охот­ском море и Татар­ском про­ли­ве; мето­до­ло­ги­че­ский под­ход и инстру­мен­та­рий для обра­бот­ки и ана­ли­за спут­ни­ко­вых дан­ных о состо­я­нии ледо­во­го покро­ва; опыт орга­ни­за­ции ледо­во­го обслу­жи­ва­ния зим­не­го пла­ва­ния судов в Охот­ском море.

Акту­аль­ность семи­на­ра и основ­ной круг вопро­сов обо­зна­чил док­тор тех­ни­че­ских наук, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли СахГУ и РАН Вла­ди­мир Пищаль­ник:

– Доста­точ­но ли у нас име­ет­ся сил и ресур­сов, что­бы обслу­жи­вать даль­не­во­сточ­ный транс­порт­ный кори­дор, и какие шаги для орга­ни­за­ции наблю­де­ния и обслу­жи­ва­ния это­го транс­порт­но­го пути мы долж­ны пред­при­нять?

Пер­вый блок круг­ло­го сто­ла открыл руко­во­ди­тель ледо­вых тех­но­ло­гий ООО «Саха­лин­НИ­ПИ­мор­нефть» Вале­рий Рома­нюк докла­дом на тему «Дол­го­пе­ри­од­ные коле­ба­ния и тен­ден­ции изме­не­ния ледо­ви­то­сти Охот­ско­го моря за послед­ние 137 лет». Он рас­ска­зал о про­де­лан­ной рабо­те и о достиг­ну­тых резуль­та­тах в сфе­ре сво­их иссле­до­ва­ний:

– Для пони­ма­ния того, какие тен­ден­ции и коле­ба­ния свой­ствен­ны наше­му реги­о­ну мы собра­ли судо­вые, авиа­ци­он­ные и спут­ни­ко­вые дан­ные и уже на этой базе сфор­ми­ро­ва­ли зна­че­ние ледо­ви­то­сти Охот­ско­го моря с 1882 года. Имен­но сбор таких дан­ных поз­во­лит пред­по­ла­гать состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды.

С род­ствен­ной темой «Измен­чи­вость ледо­ви­то­сти Татар­ско­го про­ли­ва за послед­ние 137 лет» высту­пи­ла аспи­рант­ка Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та Дарья Доро­фе­е­ва. По ее заклю­че­нию, наблю­де­ние за раз­ви­ти­ем ледя­но­го покро­ва этой круп­ной транс­порт­ной арте­рии вли­я­ет на без­опас­ность выпол­не­ния мор­ских опе­ра­ций.

Про «Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния запад­ной полы­ньи в Охот­ском море» рас­ска­за­ла стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ Ири­на Нику­ли­на:

– На тер­ри­то­рии Охот­ско­го моря нахо­дят­ся основ­ные неф­те­га­зо­до­бы­ва­ю­щие плат­фор­мы нашей обла­сти, и иссле­до­ва­ние льдов этой зоны очень важ­но. Извест­но, что самый опас­ный пери­од для сезон­но­го осво­е­ния про­стран­ства – это вре­мя запол­не­ния аква­то­рии мощ­ны­ми одно­лет­ни­ми льда­ми.

В завер­ше­нии семи­на­ра сло­во полу­чил сту­дент ТНИ по направ­ле­нию «Неф­те­га­зо­вое дело» Ники­та Бай­бак с темой «Орга­ни­за­ция баз дан­ных для хра­не­ния и ана­ли­за гид­ро­ме­тео­ро­ло­ги­че­ской инфор­ма­ции». По его сло­вам, спе­ци­а­ли­стам раз­лич­ных сфер дея­тель­но­сти в наше вре­мя тре­бу­ет­ся обра­бот­ка боль­шо­го объ­е­ма инфор­ма­ции, ее хра­не­ния и ана­ли­за, и имен­но для это­го были созда­ны авто­ма­ти­зи­ро­ван­ные инфор­ма­ци­он­ные систе­мы. В даль­ней­шем суще­ству­ет веро­ят­ность созда­ния авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем для про­гно­зи­ро­ва­ния ледо­ви­то­сти.

Орга­ни­за­то­ры счи­та­ют, что про­ве­де­ние подоб­ных меро­при­я­тий помо­жет раз­вить­ся дан­но­му направ­ле­нию и спо­соб­ство­вать рас­ши­ре­нию сфе­ры иссле­до­ва­ний дан­но­го вопро­са.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2020