Императорский инструмент

Осно­вы игры на тра­ди­ци­он­ном япон­ском инстру­мен­те кото осво­и­ли сту­ден­ты СахГУ.

На про­тя­же­нии четы­рех дней шесте­ро уча­щих­ся ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та зна­ко­ми­лись с осно­вой игры на кото и изу­ча­ли исто­рию музы­каль­но­го инстру­мен­та. Такая воз­мож­ность им пред­ста­ви­лась в рам­ках куль­тур­но­го визи­та на Саха­лин педа­го­га по игре на кото гос­по­жи Ака­ги Сидзу­ка.

– С сен­се­ем Ака­ги Сидзу­ка мы позна­ко­ми­лись летом в Южно-Саха­лин­ске на кон­цер­те извест­ной певи­цы Като Токи­ко, в рам­ках празд­но­ва­ния Года Япо­нии в Рос­сии, – рас­ска­зал про­рек­тор по общим вопро­сам, без­опас­но­сти и раз­ви­тию СахГУ Кон­стан­тин Стро­кин. – После кон­цер­та, гос­по­жа Ака­ги пере­да­ла в дар наше­му вузу два музы­каль­ных инстру­мен­та и изъ­яви­ла жела­ние посе­тить уни­вер­си­тет с мастер-клас­са­ми.

Кото – япон­ский щип­ко­вый инстру­мент с более чем тыся­че­лет­ней исто­ри­ей, име­ю­щий 13 струн. Он исполь­зо­вал­ся, в част­но­сти, в импе­ра­тор­ском оркест­ре, как неиз­мен­ный атри­бут ари­сто­кра­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния и вре­мя­пре­про­вож­де­ния. Зача­стую на кото игра­ли сле­пые музы­кан­ты.

Ака­ги Сидзу­ка игра­ет на кото свы­ше 30 лет. Она явля­ет­ся чле­ном обще­ства «Япо­ния – Рос­сия» в пре­фек­ту­ре Тиба, кото­рое орга­ни­зу­ет моло­деж­но-куль­тур­ные обме­ны с раз­ны­ми реги­о­на­ми Рос­сии. Азы игры на кото уже осво­и­ли сту­ден­ты из Санкт-Петер­бур­га и При­мор­ско­го края.

Саха­лин­ские сту­ден­ты зани­ма­лись четы­ре раза в неде­лю по три часа, при этом не толь­ко осва­и­ва­ли кото, но и зна­ко­ми­лись с исто­ри­ей музы­каль­но­го инстру­мен­та. Напо­сле­док уче­ни­ки выдер­жа­ли свое­об­раз­ный экза­мен – они долж­ны были испол­нить наци­о­наль­ную мело­дию «Саку­ра, саку­ра». По мне­нию сен­сея, с постав­лен­ной зада­чей сту­ден­ты спра­ви­лись очень хоро­шо.

– У вас очень спо­соб­ные сту­ден­ты, – счи­та­ет Ака­ги Сидзу­ка. – Никто из ребят до наших заня­тий не играл на кото. Мно­гие из них даже не пред­став­ля­ли, что у них есть спо­соб­но­сти для игры на этом музы­каль­ном инстру­мен­те, но все изме­ни­лось, когда они наде­ли на свои паль­цы «ког­ти» – спе­ци­аль­ное при­спо­соб­ле­ние для игры. После это­го и инстру­мент заиг­рал, и ребя­та ожи­ви­лись.

В свой сле­ду­ю­щий визит на Саха­лин гос­по­жа Ака­ги пла­ни­ру­ет при­гла­сить школь­ни­ков из музы­каль­ных школ Южно-Саха­лин­ска для орга­ни­за­ции сов­мест­но­го кон­цер­та, в кото­ром она хоте­ла бы задей­ство­вать гус­ли, бала­лай­ку и дом­ру.