ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В ПРОФЕССИИ, ИЛИ НАВСЕГДА СТУДЕНТЫ

25 янва­ря отме­ча­ет­ся День Рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства. Но это празд­ник не толь­ко тех, кто очень молод и полон сил. Наши герои чет­верть века назад закон­чи­ли свой аль­ма-матер, но все еще про­дол­жа­ют дру­жить меж­ду собой и питать­ся при­об­ре­тен­ны­ми зна­ни­я­ми.

Когда-то их зва­ли про­сто: Све­та, Лена, Таня, Люба, Оля, Ната­ша… Все они люби­ли оте­че­ствен­ную фило­ло­гию и меч­та­ли стать учи­те­ля­ми рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры. В июле 1989 года, выдер­жав экза­ме­ны, ста­ли учить­ся на факуль­те­те рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Южно-Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та (тогда – ЮСГПИ, сей­час – СахГУ). Пять лет про­ле­те­ли неза­мет­но. Чего толь­ко не было за эти десять сес­сий: креп­кой деви­чьей друж­бы, пер­вой влюб­лен­но­сти, рож­де­ния детей, рас­ста­ва­ний и новых встреч. На факуль­те­те была своя …Татья­на Лари­на и два юно­ши: Андрей Быст­ров и Игорь Ниг­ма­ту­лин. К ним было при­ко­ва­но жен­ское вни­ма­ние всей ауди­то­рии. Игорь сдал­ся через два года, женив­шись на одно­курс­ни­це, а Андрею суж­де­но было про­дер­жать­ся до само­го выпус­ка. 25 лет назад все полу­чи­ли свои завет­ные дипло­мы, давав­шие пра­во рабо­тать в шко­ле. Не все свя­за­ли свою жизнь с учи­тель­ской про­фес­си­ей, но для всех люби­мая фило­ло­гия, умно­жен­ная на педа­го­ги­ку, опре­де­ли­ла даль­ней­шие пла­ны на целую чет­верть века.

Мно­ги­ми при­ме­ча­тель­ны­ми слу­ча­я­ми и про­ис­ше­стви­я­ми памят­на сту­ден­че­ская жизнь наших геро­ев. Но в первую оче­редь все вспо­ми­на­ли сво­их педа­го­гов: Н.П. Саб­ли­ну, Т.В. Чико­ву, Ю.Д. Про­кло­ва, Л.В. Доро­фе­е­ву, Н.И. Каза­ко­ву, Н.А. Лай­гун – они пре­по­да­ва­ли на пер­вом кур­се и с них нача­лось при­об­ще­ние к ака­де­ми­че­ской фило­ло­гии. Поз­же сту­ден­ты с инте­ре­сом слу­ша­ли лек­ции И.И. Яцен­ко, М.К. Лопа­чё­вой, Н.Н. Руден­ко, Л.А. Юма­е­вой, Г.Н. Куд­ряв­це­вой, Т.С. Таба­чен­ко, Т.Е. Шуми­ло­вой и мно­гих дру­гих. Были в обу­че­нии и пред­ме­ты пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го бло­ка. Всех педа­го­гов и не пере­чис­лишь!

Сего­дня выпуск­ни­ки 1994 года живут в раз­ных рай­о­нах Саха­лин­ской обла­сти и дале­ко за ее пре­де­ла­ми: Свет­ла­на Лобо­да (Бело­усо­ва) и Еле­на Коз­ло­ва (Шлю­сар) живут в Москве, Свет­ла­на Дег­тярё­ва – в Санкт-Петер­бур­ге, Ека­те­ри­на Пан­фи­лов­ская (Мяки­ше­ва) и Евге­ния Бар­су­ко­ва – в Бел­го­ро­де, Гали­на Сос­ко­ва – в Твер­ской обла­сти, Еле­на Чер­ка­ши­на – в Крас­но­дар­ском крае, Оль­га Шад­ри­на (Про­цен­ко) – в Бар­нау­ле, Любовь Коше­ле­ва – в Хаба­ров­ске, Еле­на Бли­но­ва (Ста­ро­дуб­це­ва) – в Кур­ске, Окса­на Ломо­но­со­ва – на Кам­чат­ке. Этот спи­сок мож­но про­дол­жить.

Вот неко­то­рые корот­кие исто­рии тех, кто верен сво­ей про­фес­сии.

Лари­са Ван­жу­ла: Моя педа­го­ги­че­ская про­фес­сия была реа­ли­зо­ва­на толь­ко с одной сто­ро­ны. Я рабо­та­ла вос­пи­та­те­лем в дет­ском доме Угле­гор­ско­го рай­о­на на Саха­лине, был пери­од рабо­ты в биб­лио­те­ке. Сей­час зани­ма­юсь оздо­ро­ви­тель­ны­ми лаге­ря­ми, соби­раю инфор­ма­цию по вос­пи­та­тель­ной рабо­те. Как мето­дист кури­рую в Угле­гор­ском город­ском окру­ге Рос­сий­ское дви­же­ние школь­ни­ков.

Еле­на Бли­но­ва: Сво­ей про­фес­сии я вер­на на все 100 про­цен­тов. После окон­ча­ния инсти­ту­та рабо­та­ла учи­те­лем рус­ско­го язы­ка в Невель­ске. А после пере­ез­да с семьей в Курск сде­ла­ла пере­рыв в рабо­те, пото­му что гото­ви­ла сво­е­го сына к уче­бе в пер­вом клас­се, но после вновь вер­ну­лась в шко­лу. Кста­ти, в этом году мой сын Алек­сандр закон­чил шко­лу с золо­той меда­лью.

Еле­на Коз­ло­ва (Шлю­сар): Рабо­тать учи­те­лем я ста­ла сра­зу после инсти­ту­та, при­дя с направ­ле­ни­ем и дипло­мом в 1994 году в горо­но. Дирек­тор шко­лы № 9 (сей­час она назы­ва­ет­ся Восточ­ной гим­на­зи­ей) была рада запо­лу­чить двух моло­день­ких и при­леж­ных уче­ниц (в шко­ле я ока­за­лась вме­сте со сво­ей инсти­тут­ской подру­гой Свет­ла­ной Бело­усо­вой (сей­час она носит фами­лию Лобо­да)). Со Свет­ла­ной (наде­юсь, вы не спу­та­е­те ее с певи­цей, у кото­рой такое же имя и фами­лия) я ста­ла частью моло­до­го кол­лек­ти­ва, рабо­та­ю­ще­го по систе­ме Эль­ко­ни­на-Давы­до­ва. Это было хоро­шее нача­ло! Я заму­жем за кад­ро­вым офи­це­ром ВС РФ, рас­ши­ри­ла гео­гра­фию сво­ей педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти: рабо­та­ла учи­те­лем рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры в При­озер­ской шко­ле и Сер­ги­е­во-Посад­ской гим­на­зии, стар­шим пре­по­да­ва­те­лем в Мос­ков­ском госу­дар­ствен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те им. М.А. Шоло­хо­ва, соци­аль­ным педа­го­гом и пси­хо­ло­гом в обра­зо­ва­тель­ном ком­плек­се в Пет­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском. У меня, как и у Свет­ла­ны, два сына: стар­ший учит­ся в тре­тьем клас­се, отлич­но рису­ет, пла­ва­ет, зани­ма­ет­ся в теат­раль­ном круж­ке и высту­па­ет в школь­ном теат­ре бумаж­ной пла­сти­ки, а млад­ший сын толь­ко пошел в пер­вый класс. Так что я опять в самом нача­ле пути.

Алла О: Про­фес­сия учи­те­ля нра­ви­лась мне с дет­ства, но нико­гда не дума­ла, что решусь посту­пить на педа­го­ги­че­ский, прав­да хоте­ла посту­пить на факуль­тет исто­рии и корей­ско­го язы­ка, но, к сожа­ле­нию, в тот год не было набо­ра аби­ту­ри­ен­тов. Но сего­дня я все же рабо­таю в шко­ле и пре­по­даю мой люби­мый корей­ский язык.

Ана­ста­сия Бри­куль­ская: Детей я люби­ла все­гда, навер­ное, это и ста­ло реша­ю­щим фак­то­ром в выбо­ре буду­щей про­фес­сии. Сего­дня полу­чен­ное обра­зо­ва­ние помо­га­ет мне про­дол­жать рабо­тать, встре­чать новых инте­рес­ных людей и сорат­ни­ков. Самые яркие вос­по­ми­на­ния: зна­ком­ство с одно­курс­ни­ка­ми, «кар­тош­ка» и друж­ба с Али­ной Полу­ни­ной и Мари­ей Моро­зо­вой. Нашу друж­бу мы сохра­ни­ли и по сей день.

Али­на Полу­ни­на: Я меч­та­ла стать учи­те­лем с дет­ства, хотя по про­фес­сии рабо­та­ла все­го один год, но все это помог­ло при­об­ре­сти мне навы­ки обще­ния и уме­ние рабо­тать в коман­де. Глав­ны­ми состав­ля­ю­щи­ми нашей креп­кой со вре­мен сту­ден­че­ства друж­бы счи­таю искрен­ность и дове­рие меж­ду нами.

Оль­га Шад­ри­на: Моё глав­ное вдох­но­ве­ние – это моя учи­тель­ни­ца, заслу­жен­ный учи­тель Рос­сии Нина Оси­пов­на Сени­на. А ещё это моя семья, а точ­нее – мои тёти, кото­рые были учи­те­ля­ми. И любовь к лите­ра­ту­ре, конеч­но. Меди­ци­на, ско­ро­пись, зри­тель­ная орфо­гра­фи­че­ская гра­мот­ность – вся эта база, полу­чен­ная мной на фило­ло­ги­че­ском факуль­те­те, поз­во­ли­ла полу­чить и вто­рое обра­зо­ва­ние – юри­ди­че­ское, со все­ми выте­ка­ю­щи­ми послед­стви­я­ми.

Свет­ла­на Яку­бо­вич: Посту­пать на фило­ло­ги­че­ский факуль­тет меня вдох­но­ви­ла моя учи­тель­ни­ца рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Люд­ми­ла Нико­ла­ев­на Цып­ни­ко­ва. Она напра­ви­ла меня в шко­лу буду­ще­го учи­те­ля на зим­них кани­ку­лах 1989 года. Там нас зна­ко­ми­ли с вузом, пре­по­да­ва­те­ля­ми, про­во­ди­ли инте­рес­ные заня­тия. После это­го моё реше­ние ста­ло окон­ча­тель­ным – быть учи­те­лем рус­ско­го язы­ка. На про­тя­же­нии всех лет нас учи­ли мно­го­му: кро­ме про­фес­си­о­наль­ных навы­ков, мы зани­ма­лись осно­вам пио­нер­ской рабо­ты, посе­ща­ли лек­ции по семей­ной пси­хо­ло­гии. Ещё у нас была мед­под­го­тов­ка, навы­ки млад­шей меди­цин­ской сест­ры мне в жиз­ни очень при­го­ди­лись. С пер­во­го кур­са я подру­жи­лась с Ната­льей Стень­ко (тогда у неё была фами­лия Рыб­ка). И вот уже трид­цать лет нашей друж­бе. Годы обу­че­ния в ЮСГПИ – это мои яркие вос­по­ми­на­ния.

Оль­га Чай­ки­на: Педа­го­ги­че­ский стаж у меня неболь­шой, все­го восемь лет. А вот осталь­ные восем­на­дцать лет я зани­ма­юсь управ­лен­че­ской дея­тель­но­стью. Но все­гда ува­жи­тель­но отно­шусь к педа­го­гам, ведь труд­нее и ответ­ствен­нее про­фес­сии не най­ти! Педа­гог все­гда на виду, и все­гда дол­жен быть иде­аль­ным: в поступ­ках, в суж­де­ни­ях, в обще­ствен­ном месте и дома, с ребен­ком, с роди­те­лем, с кол­ле­гой. Но все забы­ва­ют, что мы про­сто люди, со сво­и­ми сла­бо­стя­ми, с чудин­кой – и это есть. Поэто­му все­гда посто­ян­ный кон­троль над собой – ты же педа­гог, у тебя выс­шее обра­зо­ва­ние.

Юлия Стри­жак: Я реши­ла посту­пать на фил­фак в вось­мом-девя­том клас­сах. Имен­но на фило­ло­ги­че­ский, пото­му что с рус­ским была на «ты», люби­ла лите­ра­ту­ру и даже пыта­лась сама что-то сочи­нять. Меч­та­ла рабо­тать в дет­ском доме (види­мо, ска­за­лось вли­я­ние совет­ских филь­мов). Кни­ги о шко­ле, школь­ной люб­ви и хоро­ших учи­те­лях, филь­мы – те роман­ти­че­ские настро­е­ния, кото­рые, ско­рее все­го, и повли­я­ли на выбор жиз­нен­но­го пути. Обра­зо­ва­ние имен­но в ЮГСПИ я не полу­чи­ла, и жизнь повер­ну­лась таким обра­зом, что спе­ци­аль­ность в дипло­ме – учи­тель исто­рии, но навы­ки фило­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния – это то, что помо­га­ет быть гра­мот­ным и хоро­шим собе­сед­ни­ком.

Андрей Быст­ров: Про­фес­сия педа­го­га – меч­та со школь­ной ска­мьи. За годы обу­че­ния в уни­вер­си­те­те, поми­мо про­фес­си­о­наль­ных навы­ков, я смог научить­ся брать на себя ответ­ствен­ность, хоро­шо раз­би­рать­ся в людях, само­со­вер­шен­ство­вать­ся и орга­ни­зо­вы­вать не толь­ко дру­гих, но и себя. Гово­ря о вос­по­ми­на­ни­ях, пер­вым делом при­хо­дит в голо­ву: Ломо­но­сов­ский вечер, поезд­ка на «кар­тош­ку» в село Крас­но­по­лье в Угле­гор­ском рай­оне, Мака­рев­ские отря­ды, и, конеч­но, сда­ча экза­ме­нов. Сту­ден­че­ская друж­ба, как и любая дру­гая, это силь­ное и необык­но­вен­но при­ят­ное носталь­ги­че­ское чув­ство, кото­рое сопро­вож­да­ет­ся всю жизнь. Рецепт прост – оста­вать­ся веч­но весё­лым, моло­дым, задор­ным.

Вик­то­рия Сте­бе­нё­ва: Что вдох­но­ви­ло на полу­че­ние про­фес­сии? Конеч­но же, меч­та. А ещё жела­ние быть учи­те­лем. И любовь к лите­ра­ту­ре. И мой пре­крас­ный педа­гог, ука­зав­ший мне доро­гу в про­фес­сию. Мой стаж в педа­го­ги­че­ской про­фес­сии уже 28 лет, а стаж рабо­ты заме­сти­те­лем дирек­то­ра – 20. Имею зва­ние заслу­жен­но­го работ­ни­ка обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти. Сего­дня я рабо­таю в сред­ней шко­ле села Гор­но­за­водск Невель­ско­го рай­о­на Саха­лин­ской обла­сти. Имен­но любовь к про­фес­сии сде­ла­ло меня пер­во­класс­ным спе­ци­а­ли­стом.

Любовь Стаж­ко­ва: Будучи девя­ти­класс­ни­цей, в День само­управ­ле­ния я попро­бо­ва­ла себя в роли учи­те­ля. И это мне понра­ви­лось! Как здо­ро­во полу­чать отда­чу от тех, кто вни­ма­тель­но слу­ша­ет тебя, кто учит­ся у тебя. Моя тётя была учи­тель­ни­цей, я реши­ла пой­ти по её сто­пам. Вре­мя учё­бы было бес­цен­но: это и про­фес­си­о­наль­ные навы­ки, и пер­вая любовь. В инсти­ту­те мы раз­ви­ва­ли ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти, полу­ча­ли зна­ния по пси­хо­ло­гии лич­но­сти. И вот уже два­дцать пять лет я тру­жусь в обра­зо­ва­нии.

Еле­на Икон­ни­ко­ва: После окон­ча­ния инсти­ту­та наш тогдаш­ний декан и заве­ду­ю­щий кафед­рой рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры Т.Е. Шуми­ло­ва пред­ло­жи­ла мне остать­ся рабо­тать на кафед­ре. И в этом году испол­ни­лось 25 лет моей вер­но­сти СахГУ. Все это вре­мя я и моя быв­шая одно­курс­ни­ца Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва рабо­та­ем на кафед­ре вме­сте с теми, кто нас учил.

Самое яркое вос­по­ми­на­ние свя­за­но с тем, что одна из деву­шек в самом нача­ле вто­ро­го кур­са ста­ла мамой. И с пер­вых дней воз­вра­ще­ния из род­до­ма девуш­ка про­дол­жи­ла учить­ся. Она вос­пи­ты­ва­ла малы­ша одна, а все её одно­курс­ни­ки искренне помо­га­ли ей в этом. Во вре­мя заня­тий коляс­ка с малы­шом все­гда сто­я­ла под окна­ми ауди­то­рий, и кто-то из нас обя­за­тель­но выхо­дил на ули­цу, что­бы про­ве­рить, спит ли ребе­нок, не нуж­на ли какая-то помощь. Сей­час слож­но, навер­ное, пред­ста­вить такое.

Окса­на Семё­но­ва: Выбор мое­го про­фес­си­о­наль­но­го пути опре­де­ли­ла моя мама. Учё­ба в инсти­ту­те – это вре­мя при­об­ре­те­ния колос­саль­ных навы­ков. В буду­щем у меня уже не было столь­ко сво­бод­но­го вре­ме­ни, сколь­ко в те годы, когда я была сту­дент­кой. Жизнь в обще­жи­тии научи­ла меня жарить кар­то­фель на мас­ле из-под шпрот. Не улы­бай­тесь! Это вкус­но! Мой рецепт сту­ден­че­ской друж­бы осно­ван на тер­пе­нии и муд­ро­сти. После окон­ча­ния инсти­ту­та я рабо­та­ла в шко­ле, на радио, на теле­ви­де­нии. Сего­дня я тоже про­дол­жаю учить­ся, пото­му что учё­ба – это жизнь и дви­же­ние. 

Татья­на Пар­хо­луп: Так сло­жи­лось в моей жиз­ни, что я при­е­ха­ла из Вин­ни­цы после Чер­но­быль­ской тра­ге­дии на Саха­лин. В малень­ком местеч­ке Оно­ры я пошла в девя­тый класс. Нас было все­го четыр­на­дцать чело­век, но все были друж­ны меж­ду собой. В том момент меня очень пора­зи­ло отно­ше­ние педа­го­гов, те учи­те­ля, кото­рые рабо­та­ли в сель­ской шко­ле. Как они душев­но вкла­ды­ва­ли зна­ния в сво­их уче­ни­ков! На тот момент дирек­то­ром этой шко­лы был Юрий Ива­но­вич Кан. Он и сего­дня про­дол­жа­ет свою педа­го­ги­че­скую дея­тель­ность. Рабо­та­ет дирек­то­ром началь­ной шко­лы в Тро­иц­ком. Яркие вос­по­ми­на­ния о сту­ден­че­стве – фольк­лор­ные прак­ти­ки. Мы с удо­воль­стви­ем выез­жа­ли в малень­кие дере­вуш­ки на север Саха­ли­на, соби­ра­ли частуш­ки, инте­рес­ные подел­ки для наше­го музея, кото­рый в то вре­мя дол­жен был открыть­ся. А как кра­си­во и душев­но читал нам сти­хи Ю.Д. Про­клов! Навер­ное, это един­ствен­ный чело­век, кото­ро­го я все­гда слу­ша­ла с таким вооду­шев­ле­ни­ем.

Я до сих, про­хо­дя мимо наше­го учеб­но­го заве­де­ния, смот­рю на окна, вспо­ми­наю, как про­хо­ди­ли там лек­ции, все­гда про­хо­жу мимо стен СахГУ с теп­ло­той, с любо­вью, с хоро­ши­ми вос­по­ми­на­ния о том, какие были хоро­шие вре­ме­на, неза­бы­ва­е­мые момен­ты. СахГУ пода­рил мне очень мно­го. Он пода­рил мне дру­зей, он дал мне уве­рен­ность в себе.

Оль­га Чай­ка: Мог­ла ли я трид­цать лет назад, будучи зелё­ной сту­дент­кой, пред­по­ло­жить, что я, вот так запро­сто, наце­пив очки на нос, буду писать о том, как при­е­ха­ла из малень­ко­го при­бреж­но­го город­ка, решив стать учи­те­лем. Не про­сто учи­те­лем, а учи­те­лем рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры. Не жди­те откро­ве­ний, что стать учи­те­лем – моя меч­та. Моя меч­та была иной: я виде­ла себя в белом хала­те тера­пев­та. Я меч­та­ла лечить людей. Но вре­ме­на были дру­ги­ми. К сожа­ле­нию? Нет, к сча­стью. 1988 год. Невельск. В деся­тый класс шко­лы № 1 при­е­ха­ла груп­па из ЮСГПИ: рас­ска­зы­ва­ли о сту­ден­че­стве, о фило­ло­гии, об инсти­ту­те. Смеш­ные. Пусть рас­ска­зы­ва­ют, я, конеч­но, как ком­со­мол­ка, отлич­ни­ца послу­шаю, даже сде­лаю заин­те­ре­со­ван­ный вид, но я‑то точ­но знаю, что поеду посту­пать в меди­цин­ский инсти­тут. Отгре­мел выпуск­ной и мы вошли во взрос­лую жизнь, а в ней не всё так, как хочет­ся. Не поеха­ла я в меди­цин­ский, а пошла рабо­тать. А через год вспом­ни­лась мне встре­ча с пре­по­да­ва­те­ля­ми и сту­ден­та­ми ЮСГПИ. И поду­ма­лось тогда: «Лечить буду, но не таб­лет­ка­ми, а сло­вом. Буду сеять веч­ное и доб­рое».

Татья­на Чер­но­ва: Как при­шла в инсти­тут? Всё про­сто! К нам в шко­лу в деся­том клас­се при­е­ха­ла педа­гог из инсти­ту­та аги­ти­ро­вать посту­пать в ЮСГПИ. После того, как она ска­за­ла, что выпуск­ни­цы фил­фа­ка рабо­та­ют даже дик­то­ра­ми на теле­ви­де­нии, моя судь­ба была реше­на. Из школь­ных пред­ме­тов боль­ше все­го нра­ви­лись лите­ра­ту­ра и исто­рия, нико­гда не было про­блем с напи­са­ни­ем сочи­не­ний. И вот судь­ба даёт мне шанс. Как мно­гие девоч­ки Совет­ско­го Сою­за, я хоте­ла быть артист­кой. Увы, на Саха­лине тогда не было теат­раль­но­го кол­ле­джа, он открыл­ся через шесть лет, и туда бла­го­по­луч­но посту­пил мой брат, сей­час он слу­жит в Киров­ском теат­ре. Но, вер­нём­ся в 1989 год. Итак, реше­но! Я посту­паю на фил­фак. Боль­ше всех радо­ва­лась мое­му выбо­ру моя учи­тель­ни­ца по рус­ско­му и лите­ра­ту­ре Вален­ти­на Нико­ла­ев­на Кара­ван­це­ва.

Сра­зу после окон­ча­ния инсти­ту­та я пошла рабо­тать в шко­лу. Судь­ба опять внес­ла кор­рек­ти­ров­ки. 1990‑е годы были непро­стым. Семье, где двое роди­те­лей и мы с бра­том, нуж­ны были, как бы баналь­но это не про­зву­ча­ло, сред­ства для про­жи­ва­ния. Мама лиши­лась рабо­ты, пред­при­я­тия тогда закры­ва­лись мас­штаб­но. Брат был школь­ни­ком, один отец рабо­тал, да ещё и зар­пла­ту задер­жи­ва­ли. В шко­ле мне как моло­до­му спе­ци­а­ли­сту пла­ти­ли совсем неболь­шие день­ги. В моём клас­се поло­ви­на маль­чи­шек состо­я­ла на учё­те в мили­ции. Так я и позна­ко­ми­лась с про­фес­си­ей инспек­то­ра по делам несо­вер­шен­но­лет­них. Реше­ние уйти в мили­цию далось не про­сто. Мои уче­ни­ки, узнав, что после пер­вой чет­вер­ти я ухо­жу из шко­лы, были рас­стро­е­ны, и даже пыта­лись сорвать ито­го­вое сочи­не­ние за первую чет­верть, а вме­сто заяв­лен­ной темы напи­са­ли мне в тет­ра­дях, как они не хотят, что­бы я от них ухо­ди­ла. Про­ре­вев всю ночь над эти­ми откро­ве­ни­я­ми, я реши­ла, что попро­бую рабо­тать с труд­ны­ми под­рост­ка­ми, а если не полу­чит­ся, то вер­нусь в шко­лу. Мно­гие мои уче­ни­ки в даль­ней­шем при­шли рабо­тать в мили­цию, где рабо­та­ла их быв­шая учи­тель­ни­ца. При­ят­но, не скрою. И вот уже два­дцать пять лет я зани­ма­юсь педа­го­ги­кой с «труд­ны­ми под­рост­ка­ми», с небла­го­по­луч­ны­ми семья­ми, учу и тех и дру­гих, а когда полу­ча­ет­ся – очень раду­юсь. Педа­го­ги­ка – это выбор, сде­лан­ный одна­жды и навсе­гда. Друж­бой, начав­шей­ся в далё­кие 1990‑е годы, я очень доро­жу. С мы подру­жи­лись в инсти­ту­те. Под­дер­жи­ва­ем отно­ше­ния и сего­дня. Мы вме­сте пере­жи­ли мно­гие вещи, вме­сте учи­лись, впи­ты­ва­ли как нек­тар то, что даёт нам силы сей­час идти по этой доро­ге жиз­ни, под­дер­жи­вая друг дру­га, и ценя самое глав­ное в жиз­ни – веру в свои иде­а­лы.

Мате­ри­ал под­го­то­ви­ли сту­дент­ки тре­тье­го кур­са СахГУ, буду­щие фило­ло­ги: Алек­сандра Мале­е­ва и Ели­за­ве­та Маль­це­ва.

P.S. Полу­чив зада­ние сде­лать интер­вью с выпуск­ни­ка­ми тако­го далё­ко­го для нас 1994 года, мы не мог­ли пред­ста­вить себе того, с какой любо­вью будут гово­рить и писать почти незна­ко­мые нам люди, о тех, кто учил их и кто учит нас сей­час. Сего­дня мы ина­че смот­рим на ту про­фес­сию, кото­рая в буду­щем ста­нет глав­ной для нас. Как слож­но быть при­ме­ром, как важ­но най­ти моти­ва­цию и начать дви­гать­ся по пути само­ре­а­ли­за­ции в про­фес­сии педа­го­га. Неожи­дан­но мы откры­ли, что насто­я­щая и креп­кая друж­ба зарож­да­ет­ся имен­но в сту­ден­че­ские годы. Интер­вью теперь немно­го зна­ко­мых нам выпуск­ни­ков 1994 года наце­ли­ва­ет на ответ­ствен­ность перед выбран­ной про­фес­си­ей. 

Дипло­мы о выс­шем обра­зо­ва­нии мы полу­чим толь­ко в 2022 году и вой­дем в исто­рию наше­го уни­вер­си­те­та как выпуск­ни­ки 2022 года. С бла­го­дар­но­стью за обще­ние и за воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к про­шло­му – ярко­му, инте­рес­но­му и вну­ша­ю­ще­му толь­ко веру в свою про­фес­сию и опти­мизм Алек­сандра Мале­е­ва и Ели­за­ве­та Маль­це­ва.