Научный десант

В рамках мероприятий по случаю Дня Российской науки занятия с лицеистами провели представители СахГУ.

38 просмотров
Читать

Коман­да пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов из ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та про­ве­ла в Лицее №2 лек­ции по кли­ма­ту, авиа­ци­он­ном делу, архео­ло­гии Саха­ли­на и Курил и пси­хо­ло­гии. 

На лек­ции заве­ду­ю­щей лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­да­та био­ло­ги­че­ских наук Еле­ны Лат­ков­ской ребя­та узна­ли про вод­ные эко­си­сте­мы, изме­не­ния кли­ма­та и про мор­ские лег­кие нашей пла­не­ты. Кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, заве­ду­ю­щий учеб­ным архео­ло­ги­че­ским музе­ем СахГУ, доцент кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ Вяче­слав Гри­щен­ко про­вел для школь­ни­ков заня­тие, посвя­щен­ное архео­ло­ги­че­ско­му про­шло­му Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов. 

А вот руко­во­ди­тель цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва про­ве­ла прак­ти­че­скую лек­цию «Как бороть­ся с тре­вож­но­стью». Один­на­дца­ти­класс­ни­ки разо­бра­ли такие поня­тия, как «тре­во­га» и «тре­вож­ность» и чем они отли­ча­ют­ся. Рас­смот­ре­ли виды тре­вож­но­сти: где ее про­яв­ле­ние счи­та­ет­ся нор­мой, а где нуж­но рабо­тать. Позна­ко­ми­лись с упраж­не­ни­я­ми и алго­рит­мом рабо­ты для сня­тия тре­вож­но­сти.

- У выпуск­ни­ков пред­сто­ит слож­ный эмо­ци­о­наль­ный пери­од: выпуск­ные экза­ме­ны и поступ­ле­ние, пото­му такая инфор­ма­ция для рабо­ты с собой для них очень полез­ная и акту­аль­на, – счи­та­ет Диа­на Оле­гов­на.

Поми­мо сотруд­ни­ков, прак­ти­че­ские заня­тие про­ве­ли сту­ден­ты Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ, обу­ча­ю­щи­е­ся на направ­ле­нии «Сер­вис на транс­пор­те». Они рас­ска­за­ли о сво­ем опы­те рабо­ты в каче­стве борт­про­вод­ни­ков в авиа­ком­па­нии «Авро­ра» и вме­сте с ребя­та­ми смо­де­ли­ро­ва­ли раз­лич­ные ситу­а­ции.

С Днём Российской науки!

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Георгий Карлов поздравляет с Днем науки!

14 просмотров
Читать

От души поздрав­ляю с Днём рос­сий­ской нау­ки наших учё­ных, пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сту­ден­тов – всех, кто силой зна­ний и интел­лек­та обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие нашей стра­ны, её эко­но­ми­ки, про­мыш­лен­но­сти, обо­рон­ной мощи!

Осо­бые сло­ва бла­го­дар­но­сти – род­но­му Саха­лин­ско­му госу­дар­ствен­но­му уни­вер­си­те­ту. Сего­дня здесь раз­ви­ва­ют­ся клю­че­вые для реги­о­на направ­ле­ния, свя­зан­ные с рыбо­про­мыш­лен­ным и неф­те­га­зо­вым ком­плек­сом, стро­и­тель­ством, эко­ло­ги­ей, круп­ным бло­ком педа­го­ги­че­ских и гума­ни­тар­ных отрас­лей. А по неко­то­рым направ­ле­ни­ям в обла­сти аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки СахГУ уве­рен­но кон­ку­ри­ру­ет с веду­щи­ми науч­но-обра­зо­ва­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми стра­ны. 

Без­услов­но, в реше­нии сто­я­щих перед госу­дар­ством задач, осо­бую роль игра­ет раз­ви­тие сфе­ры тех­но­ло­гий, инже­нер­ных раз­ра­бо­ток. Но не мень­шее зна­че­ние име­ют наши зна­ния о самих себе, сво­их кор­нях и духов­ных цен­но­стях. Вот поче­му меня очень раду­ет тот факт, что в этом году в моем род­ном уни­вер­си­те­те, впер­вые после дол­го­го пере­ры­ва, под руко­вод­ством док­то­ра исто­ри­че­ских наук, про­фес­со­ра Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча Васи­лев­ско­го нач­нет­ся под­го­тов­ка буду­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии – при­чём на бюд­жет­ной фор­ме обу­че­ния. 

Желаю всем креп­ко­го здо­ро­вья, уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и, конеч­но, новых зна­ний и откры­тий!

С празд­ни­ком – с Днём рос­сий­ской нау­ки!

Уважаемые преподаватели, научные сотрудники и студенты!

От всей души поздравляем вас с Днем российской науки!

32 просмотра
Читать

Нау­ка – одна из опор госу­дар­ства. Бла­го­да­ря ей обще­ство дви­га­ет­ся впе­ред, раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии, совер­шен­ству­ет­ся про­из­вод­ство и откры­ва­ют­ся новые пути. 

В этот пре­крас­ный день хочет­ся поже­лать пре­по­да­ва­те­лям, что­бы ваши бес­цен­ные зна­ния были адре­со­ва­ны опре­де­лен­но­му кру­гу слу­ша­те­лей, а ста­тьи, дис­сер­та­ции и про­чие науч­ные шедев­ры все­гда нахо­ди­ли сво­е­го чита­те­ля. Пусть о ваших откры­ти­ях и дости­же­ни­ях гово­рят уче­ни­ки и щед­ро поль­зу­ют­ся ими!

Науч­ным сотруд­ни­кам боль­шая бла­го­дар­ность за то, что ваш труд дарит удоб­ства людям, ведет к истине, нахо­дит реше­ния мно­же­ства про­блем чело­ве­че­ства. Пусть у вас все­гда будет вдох­но­ве­ние для пло­до­твор­ной рабо­ты, а гипо­те­зы и выво­ды ока­жут­ся вер­ны­ми и все­гда будут слу­жить на бла­го стра­ны! 

Сту­ден­там, дела­ю­щим пер­вые шаги на науч­ном попри­ще, жела­ем про­яв­лять свои спо­соб­но­сти и нико­гда не оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том, быть дерз­ки­ми и сме­лы­ми в науч­ных свер­ше­ни­ях, пусть все ваши тро­пы ведут к высо­ким тех­но­ло­ги­ям и откры­ти­ям!

Все­му наше­му друж­но­му кол­лек­ти­ву в этот день жела­ем вдох­но­ве­ния для пло­до­твор­ной рабо­ты, неор­ди­нар­ных реше­ний, инте­рес­ных откры­тий и мно­же­ства захва­ты­ва­ю­щих про­ек­тов. Пусть ваш упор­ный, скру­пу­лез­ный труд не оста­нет­ся в забве­нии, а будет отме­чен по досто­ин­ству все­мир­ным при­зна­ни­ем. 

Про­рек­тор Ким С.Г., отдел по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­те СахГУ

Вышел в свет 26‑й выпуск «Филологического журнала»

В центре внимания авторов этого выпуска актуальные проблемы современной филологии и сопряженных с нею дисциплин.

168 просмотров
Читать

В самом кон­це 2022 года в Изда­тель­ско-поли­гра­фи­че­ском отде­ле СахГУ вышел в свет 26‑й выпуск «Фило­ло­ги­че­ско­го жур­на­ла», веду­ще­го свою исто­рию уже на про­тя­же­нии 30 лет.

В све­жий выпуск вошло более трид­ца­ти мате­ри­а­лов, основ­ная часть кото­рых – науч­ные ста­тьи вузов­ских гума­ни­та­ри­ев. Сре­ди посто­ян­ных авто­ров жур­на­ла – док­то­ра и кан­ди­да­ты наук, рабо­та­ю­щие в ост­ров­ном уни­вер­си­те­те: Ири­на Балиц­кая, Еле­на Икон­ни­ко­ва, Ната­лья Пота­по­ва, Татья­на Шапо­ва­ло­ва, Вален­ти­на Леген­ки­на, Эль­ви­ра Лим, Инна Кор­не­е­ва и дру­гие пре­по­да­ва­те­ли.

В цен­тре вни­ма­ния авто­ров это­го выпус­ка акту­аль­ные про­бле­мы совре­мен­ной фило­ло­гии и сопря­жен­ных с нею дис­ци­плин: рас­смат­ри­ва­ют­ся стра­те­гии и спо­со­бы пере­во­да новых или мало­упо­тре­би­тель­ных слов с евро­пей­ских и восточ­ных язы­ков, опре­де­ля­ют­ся смыс­лы и ситу­а­ции исполь­зо­ва­ния куль­ту­ро­ло­ги­че­ской лек­си­ки, ана­ли­зи­ру­ют­ся худо­же­ствен­ные тек­сты и язы­ко­вые сте­рео­ти­пы в ком­му­ни­ка­ции, раз­би­ра­ют­ся мето­ди­че­ские при­е­мы в пре­по­да­ва­нии ино­стран­ных язы­ков в онлайн-усло­ви­ях. 

Жур­нал поле­зен спе­ци­а­ли­стам в обла­сти лите­ра­ту­ро­ве­де­ния и линг­ви­сти­ки, мето­ди­ки пре­по­да­ва­ния фило­ло­ги­че­ских дис­ци­плин и поли­куль­тур­но­го обра­зо­ва­ния. Одно­вре­мен­но с этим в жур­на­ле раз­ме­ща­ют­ся рецен­зии, интер­вью и вос­по­ми­на­ния, кото­рые инте­рес­ны широ­кой ауди­то­рии. 

Так, напри­мер, Лари­са Доро­фе­е­ва рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей уче­бе, а потом и о нача­ле рабо­ты в Хаба­ров­ском пед­ин­сти­ту­те в 1950–60‑е годы. Мему­ар­ный очерк изоби­лу­ет раз­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, в кото­рых ока­зы­ва­ют­ся пре­по­да­ва­те­ли и их сту­ден­ты, масте­ра сло­ва и начи­на­ю­щие лите­ра­то­ры. А выстра­и­ва­ет­ся все повест­во­ва­ние по осо­бым зако­нам: пери­о­ды напря­же­ния сме­ня­ют­ся шут­ка­ми, про­за­и­че­ский текст раз­бав­ля­ет­ся сти­хо­твор­ны­ми фраг­мен­та­ми.

О том, как ста­но­вят­ся насто­я­щи­ми фило­ло­га­ми, как живут «оча­ро­ван­ные сло­вом» пишет Татья­на Шуми­ло­ва, посвя­щая свою рабо­ту памя­ти спе­ци­а­ли­ста по дет­ской лите­ра­ту­ре Свет­ла­ны Вед­нё­вой. 

И это толь­ко неболь­шая часть ново­го, но очень содер­жа­тель­но­го выпус­ка «Фило­ло­ги­че­ско­го жур­на­ла», мате­ри­а­лы кото­ро­го мож­но про­чи­тать по ссыл­ке.

Финал «Умника» прошёл в СахГУ

Финальное мероприятие по программе «Умник» прошло в Техническом нефтегазовом институте СахГУ.

247 просмотров
Читать

В ходе фина­ла состо­я­лось пред­став­ле­ние тема­ти­че­ских про­ек­тов участ­ни­ков, про­ве­де­на оцен­ка биз­нес-состав­ля­ю­щей про­ек­тов и ква­ли­фи­ка­ции пре­тен­ден­тов.

– Кон­курс, про­хо­дя­щий в чет­вёр­тый раз, стал уже тра­ди­ци­ей, и при­ят­но уви­деть, что не толь­ко чис­ло, но и каче­ство заявок суще­ствен­но вырос­ло, – под­черк­нул в сво­ём при­вет­ствен­ном сло­ве заме­сти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Алень­ков. – Я уве­рен, что мно­гие из них, даже если не прой­дут в финал, будут реа­ли­зо­ва­ны на тер­ри­то­рии обла­сти, под­дер­жа­ны пра­ви­тель­ством и биз­не­сом.

По сло­вам зам­пре­да пра­ви­тель­ства, инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие в реги­оне наби­ра­ет обо­ро­ты, запус­ка­ют­ся направ­ле­ния, свя­зан­ные с тех­но­ло­ги­че­ским пред­при­ни­ма­тель­ством, и если реа­ли­зо­ван­ный про­ект уже пере­рос рам­ки гран­та «Умник», то мож­но перей­ти на сле­ду­ю­щую ста­дию, пре­тен­до­вать на более объ­ём­ные гран­ты на сле­ду­ю­щих ста­ди­ях раз­ви­тия про­ек­та.

Вяче­слав Алень­ков

Кон­курс «Умник» был учре­ждён Фон­дом содей­ствия инно­ва­ци­ям и про­во­дит­ся на Саха­лине начи­ная с 2019 года. На пер­вом кон­кур­се было все­го 10 было заявок, фак­ти­че­ских участ­ни­ков оста­лось 7. В теку­щем году пода­но уже 19 заявок, из кото­рых 18 вышли на финаль­ный этап. Гео­гра­фия участ­ни­ков охва­ты­ва­ет Кур­ган, Маг­ни­то­горск, Тюмень, Южно-Саха­линск, Желез­но­горск, Крас­но­ярск, Еман­же­линск, Стер­ли­та­мак.

– Про­ве­де­ние дан­но­го кон­кур­са явля­ет­ся сво­е­го рода началь­ным трас­се­ром для про­дви­же­ния тех­но­ло­ги­че­ских идей в реги­оне, – уве­ре­на про­рек­тор СахГУ Софья Ким. – Это как раз тот отправ­ной пункт, где моло­дые люди могут пред­ла­гать вся­кие сума­сшед­шие идеи, вся­кие про­ек­ты, кото­рые будут под­дер­жа­ны феде­раль­ны­ми экс­пер­та­ми, и реа­ли­зо­вать их в жизнь.

Так, про­ект по вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, пред­став­лен­ный в ходе фина­ла, уже успеш­но выпол­нил зада­чи пер­во­го эта­па «Умни­ка» и при­сту­па­ет ко вто­ро­му эта­пу. А про­ект по мобиль­ным нако­пи­тель­ным энер­гии уже нахо­дит­ся на ста­дии завер­ше­ния, по нему гото­вит­ся заяв­ка на реги­стра­цию патен­та.

Софья Ким

Основ­ная часть заявок в этом году посвя­ще­на инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, но есть п заяв­ка на раз­ра­бот­ку лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов и хими­че­ских соеди­не­ний, кото­рые будут исполь­зо­ва­ны при лече­нии от кови­да, есть инте­рес­ные раз­ра­бот­ки, направ­лен­ные на обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность, на рас­кры­тие тури­сти­че­ско­го потен­ци­а­ла реги­о­на.

Напри­мер, пер­во­курс­ник СахГУ Мак­сим Сирот­кин, обу­ча­ю­щий­ся по направ­ле­нию «При­клад­ная мате­ма­ти­ка и мате­ма­ти­ка, систем­ное про­грам­ми­ро­ва­ние», пред­ста­вил про­ект раз­ра­бот­ки систе­мы про­то­ти­пи­ро­ва­ния несо­мых и несу­щих кон­струк­ций исто­ри­че­ских архи­тек­тур­ных объ­ек­тов для прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­но­го обу­че­ния.

– Уже реа­ли­зо­ва­на кон­струк­ция – это древ­не­рус­ская Смо­лен­ская кре­пость, созда­на 3D-модель, напе­ча­та­на на 3D-прин­те­ре, раз­ра­бо­та­но внут­рен­нее стро­е­ние моде­ли, – рас­ска­зы­ва­ет Мак­сим. – При­шлось доста­точ­но серьёз­но углу­бить­ся в тему, что под­ра­зу­ме­ва­ет созда­ние пол­ной базы дан­ных об архи­тек­тур­ном объ­ек­те, далее эту базу дан­ных нуж­но визу­а­ли­зи­ро­вать, само­сто­я­тель­но раз­ра­бо­тать модель и при­ду­мать воз­мож­ность ком­мер­ци­а­ли­за­ции. Раз­ра­бот­ку про­ек­та я начал более двух лет назад, зани­ма­ясь в дет­ском тех­но­пар­ке «Кван­то­ри­ум».

Кри­те­ри­я­ми оцен­ки на кон­кур­се явля­ют­ся преж­де все­го науч­ная уни­каль­ность и науч­но-тех­но­ло­ги­че­ская обос­но­ван­ность, а так­же реа­ли­зу­е­мость дан­но­го про­ек­та на рын­ке, при­чём не толь­ко саха­лин­ском, но и дру­гих субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Мак­сим Сирот­кин

Побе­ди­тель полу­чит мето­ди­че­скую помощь со сто­ро­ны реги­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства и грант на 500 тысяч, кото­рый выпла­чи­ва­ет­ся в два эта­па. Кро­ме это­го, преду­смот­ре­на пре­мия в рам­ках под­держ­ки сту­ден­тов как участ­ни­ков сту­ден­че­ско­го науч­но­го обще­ства.

– При­зо­вое место, опла­чи­ва­е­мое гран­том, в этом году все­го одно, поэто­му после реги­о­наль­но­го отбо­ра мы пла­ни­ру­ем про­ве­сти ярмар­ку про­ек­тов с уча­сти­ем биз­не­са, что­бы при­влечь вни­ма­ние к нашим раз­ра­бот­кам, – рас­ска­за­ла про­рек­тор Софья Ким.

Хакатон для студентов университета

В СахГУ прошел хакатон, который представляет собой соревновательное мероприятие, посвященное решению прикладных и творческих задач.

60 просмотров
Читать

Участ­ни­ка­ми дан­но­го хака­то­на явля­лись сту­ден­ты СахГУ, кото­рые пода­ли заяв­ки на феде­раль­ную про­грам­му «УМНИК». В этом году изъ­яви­ли жела­ние участ­во­вать в этой про­грам­ме 7 сту­ден­тов уни­вер­си­те­та раз­лич­ных направ­ле­ний под­го­тов­ки (в про­шлом году от уни­вер­си­те­та был 1 участ­ник).

С при­вет­ствен­ным сло­вом к участ­ни­кам хака­то­на обра­ти­лись про­рек­тор Софья Ким и началь­ник отде­ла по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­те Лари­са Сар­ки­сян.

В соот­вет­ствии с регла­мен­том про­ве­де­ния любо­го хака­то­на, сту­ден­там-участ­ни­кам зара­нее были выда­ны зада­ния по тема­ти­ке их про­ект­ных реше­ний с целью уточ­не­ния и пра­виль­но­го оформ­ле­ния заявок на про­грам­му «УМНИК».

В ходе про­ве­де­ния хака­то­на при­сут­ству­ю­щие сту­ден­ты высту­пи­ли со сво­и­ми про­ект­ны­ми реше­ни­я­ми, полу­чи­ли реко­мен­да­ции по их совер­шен­ство­ва­нию в отно­ше­нии целей, задач заявок, науч­ной новиз­ны, кон­струк­тив­ных тре­бо­ва­ний, пер­спек­тив ком­мер­ци­а­ли­за­ции про­ек­тов.

Дан­ный хака­тон в уни­вер­си­те­те был про­ве­ден впер­вые, но все при­сут­ству­ю­щие отме­ти­ли его боль­шую зна­чи­мость в фор­ми­ро­ва­нии навы­ков команд­ной рабо­ты по раз­ра­бот­ке про­ект­ных реше­ний.

«Иннова-2022»

В СахГУ состоялась встреча с победителями научно-инновационного форума "ИННОВА-2022".

21 просмотр
Читать

С при­вет­ствен­ным сло­вом к побе­ди­те­лям «ИННОВА-2022» высту­пи­ла про­рек­тор Софья Ким и обо­зна­чи­ла основ­ные направ­ле­ния раз­ви­тия их науч­ной дея­тель­но­сти в 2022–2023 учеб­ном году. Она пред­ло­жи­ла вне­сти допол­не­ния в суще­ству­ю­щее Поло­же­ние о повы­шен­ной сти­пен­дии и учи­ты­вать сле­ду­ю­щие момен­ты:

  • уча­стие сту­ден­та СахГУ в ста­жи­ров­ке, про­во­ди­мой в АО «Тех­но­прак г. Санкт-Петер­бург»;
  • уча­стие сту­ден­тов в осу­ществ­ле­нии про­ект­ной дея­тель­но­сти и реа­ли­за­ции соб­ствен­ных тех­но­ло­ги­че­ских инно­ва­ци­он­ных про­ек­тов.

Кро­ме того, сту­ден­там-побе­ди­те­лям было пред­ло­же­но прой­ти бес­плат­ное обу­че­ние во все­рос­сий­ской дистант-шко­ле «Науч­но-тех­но­ло­ги­че­ские лиде­ры буду­ще­го» про­хо­дит под эги­дой Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ, Рос­сий­ской ака­де­мии наук, Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния и пр. Обу­че­ние в этой шко­ле про­ис­хо­дит по 5 направ­ле­ни­ям:

  • нау­ка буду­ще­го: био­тех­но­ло­гия, кван­то­вая физи­ка, меди­ци­на, инже­не­рия;
  • циф­ро­вой мир: инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и ком­пью­тер­ное моде­ли­ро­ва­ние;
  • тех­но­ло­гии раз­ви­тия: энер­ге­ти­ка и авто­ма­ти­за­ция;
  • син­те­зи­ро­ван­ная реаль­ность: новые мате­ри­а­лы, про­цес­сы, хими­че­ские тех­но­ло­гии;
  • чело­век, куль­ту­ра, обще­ство: соци­аль­но-гума­ни­тар­ные тех­но­ло­гии и пред­при­ни­ма­тель­ство.

С целью под­дер­жа­ния науч­ных ини­ци­а­тив сту­ден­тов-побе­ди­те­лей фору­ма «ИННОВА-2022» им было пред­ло­же­но участ­во­вать в феде­раль­ной про­грам­ме «Участ­ник моло­деж­но­го науч­но-инно­ва­ци­он­но­го кон­кур­са (УМНИК)», про­во­ди­мой ФГБУ «Фонд содей­ствия раз­ви­тию малых форм пред­при­я­тий в науч­но-тех­ни­че­ской сфе­ре». Целью про­грам­мы «УМНИК» явля­ет­ся под­дер­жа­ние моло­дых уче­ных, стре­мя­щих­ся реа­ли­зо­вать­ся через инно­ва­ци­он­ную дея­тель­ность, а так­же их сти­му­ли­ро­ва­ние к созда­нию малых инно­ва­ци­он­ных пред­при­я­тий, необ­хо­ди­мых для ком­мер­ци­а­ли­за­ции резуль­та­тов науч­ных раз­ра­бо­ток. Дан­ная про­грам­ма реа­ли­зу­ет­ся в Рос­сии с 2007 года, а на Саха­лине про­хо­ди­ла три раза.

Сту­ден­тов про­ин­фор­ми­ро­ва­ли об орга­ни­за­ци­он­ных и мето­ди­че­ских момен­тах уча­стия в этом кон­кур­се, им была пред­ло­же­на помощь в оформ­ле­нии заяв­ки. 

Сту­ден­ты, успе­вай­те!

Дата про­хож­де­ния реги­стра­ции на дан­ный кон­курс закан­чи­ва­ет­ся 06 декаб­ря 2022 г на сай­те.

Очный этап кон­кур­са прой­дет 22 декаб­ря 2022 г.

Сахалинские и московские студенты будут совместно изучать островное население

Большой проект по изучению биоэлементного статуса жителей Сахалинской области начинает осуществляться в регионе.

107 просмотров
Читать

Реа­ли­зу­ют про­ект в сов­мест­ной рабо­те Пер­вый Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­цин­ский уни­вер­си­тет име­ни И. М. Сече­но­ва и Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет.

В рам­ках этой рабо­ты ост­ров посе­тил док­тор меди­цин­ских наук, глав­ный науч­ный сотруд­ник Цен­тра био­эле­мен­то­ло­гии Сече­нов­ско­го уни­вер­си­те­та Андрей Лоба­нов. Поми­мо про­ра­бот­ки согла­ше­ния о сов­мест­ных науч­ных иссле­до­ва­ний меж­ду вуза­ми, он про­вёл мастер-клас­сы по тема­ти­кам про­ек­та для сту­ден­тов кафедр эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та и кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти.

– На Саха­лине мы про­дол­жа­ем инте­рес­ную во всех отно­ше­ни­ях рабо­ту, нача­тую нашим извест­ным про­фес­со­ром-био­эле­мен­то­ло­гом Ана­то­ли­ем Вик­то­ро­ви­чем Скаль­ным, – рас­ска­зал А. Лоба­нов. – Иссле­до­ва­ния био­эле­мент­но­го ста­ту­са жите­лей Саха­ли­на будут вклю­чать: изу­че­ние содер­жа­ния 42 био­эле­мен­тов в воло­сах чело­ве­ка, шер­сти живот­ных, про­дук­тах пита­ния, вклю­чая мор­ских оби­та­те­лей, питье­вой воде и рас­те­ни­ях; иссле­до­ва­ния пока­за­те­лей рабо­ты сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, кле­точ­но­го мета­бо­лиз­ма, изу­че­ны вопро­сы пита­ния, собра­ны дан­ные о нали­чии хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний и симп­то­ма­ти­ке, харак­тер­ной для дис­ба­лан­са мик­ро­эле­мен­тов. 

На осно­ва­нии резуль­та­тов про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний будут раз­ра­бо­та­ны реги­о­наль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные мате­ма­ти­че­ские моде­ли, поз­во­ля­ю­щие оце­нить риск раз­ви­тия хро­ни­че­ских соци­аль­но-зна­чи­мых забо­ле­ва­ний. С помо­щью дан­но­го инстру­мен­та так­же мож­но будет быст­ро моде­ли­ро­вать необ­хо­ди­мую кор­рек­цию мик­ро­эле­мент­но­го ста­ту­са. Саха­лин­ские сту­ден­ты долж­ны научить­ся про­во­дить эти иссле­до­ва­ния само­сто­я­тель­но. Важ­но, что­бы здесь участ­во­ва­ли имен­но люди, кото­рые пони­ма­ют все эта­пы, а не про­сто взя­ли про­бы и пере­сла­ли резуль­тат в Моск­ву.

Андрей Лоба­нов

Перед рос­сий­ским науч­ным сооб­ще­ством сто­ит боль­шая, фун­да­мен­таль­ная зада­ча создать атлас био­эле­мент­но­го ста­ту­са жите­лей по еди­ной для всех мето­до­ло­гии. Такая рабо­та уже про­ве­де­на в Москве и Мос­ков­ской обла­сти, Яма­ло-Ненец­ком окру­ге, идёт и в дру­гих реги­о­нах. 

По сло­вам учё­но­го, в рам­ках про­ек­та тре­бу­ет­ся иссле­до­вать чело­ве­че­ские воло­сы на 42 эле­мен­та, про­ве­сти неин­ва­зив­ное иссле­до­ва­ние кле­точ­но­го мета­бо­лиз­ма масс-спек­траль­ным мето­дом (ICP-MS). В пер­спек­ти­ве это поз­во­лит на осно­ве полу­чен­ных дан­ных создать ней­ро­се­те­вую модель – сво­е­го рода «вир­ту­аль­но­го двой­ни­ка», на кото­ром мож­но будет иссле­до­вать все фак­то­ры, вли­я­ю­щие на мик­ро­эле­мент­ный ста­тус реги­о­на.

Напри­мер, в рам­ках вир­ту­аль­но­го экс­пе­ри­мен­та будет мож­но про­счи­тать, как ска­жет­ся на здо­ро­вье насе­ле­ния сни­же­ние или повы­ше­ние потреб­ле­ния того или ино­го рода рыбы, вве­де­ние опре­де­лён­ных доба­вок в пищу, изме­не­ние тех­но­ло­гий пище­вой про­мыш­лен­но­сти. 

– Это даёт воз­мож­ность про­сто от кон­ста­та­ции при­чин, как это сей­час дела­ет­ся, перей­ти к управ­ле­нию рис­ка­ми на мно­гих уров­нях, начи­ная от губер­на­то­ра, зака­чи­вая биз­не­сом, – счи­та­ет Андрей Лоба­нов. – Нор­ма­тив­ное содер­жа­ние мик­ро­эле­мен­тов очень труд­но оце­ни­вать, они нахо­дят­ся в слож­ных анта­го­ни­сти­че­ских отно­ше­ни­ях. Напри­мер, если у вас мно­го маг­ния, то сни­жа­ют­ся рис­ки отрав­ле­ния кад­ми­ем, а при дефи­ци­те маг­ния орга­низм будет зака­чи­вать кад­мий как насос. И таких при­ме­ров мно­же­ство.

Иссле­до­ва­ние мик­ро­эле­мент­но­го соста­ва может иметь и узко инди­ви­ду­аль­ное прак­ти­че­ское при­ме­не­ние. Напри­мер, вы откры­ва­е­те на сай­те спе­ци­аль­ную про­грам­му-каль­ку­ля­тор, вво­ди­те дан­ные сво­е­го ана­ли­за по мик­ро­эле­мен­там и узна­ё­те рис­ки раз­ви­тия хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний, харак­тер­ных для реги­о­на. Врач может рас­счи­тать, какие мик­ро­эле­мен­ты вам доба­вить, что­бы сни­зить рис­ки и про­ве­сти кор­рек­цию. 

Еле­на Лат­ков­ская

В рам­ках сотруд­ни­че­ства Сече­нов­ско­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та и СахГУ пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти ста­жи­ров­ку сту­ден­тов. Сту­ден­ты из Моск­вы как раз при­мут уча­стие вме­сте саха­лин­ца­ми в иссле­до­ва­тель­ском про­ек­те по изу­че­нию био­эле­мент­но­го ста­ту­са жите­лей Саха­ли­на. 

– К «десан­ту» из Сече­нов­ско­го уни­вер­си­те­та в рам­ках сов­мест­ной парт­нёр­ской про­грам­мы при­мкнут и наши сту­ден­ты. На них мы воз­ла­га­ем огром­ные надеж­ды, – пояс­ни­ла заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Еле­на Лат­ков­ская. – Часть мате­ри­а­лов будет ана­ли­зи­ро­вать­ся в лабо­ра­то­рии СахГУ, часть отпра­вит­ся на иссле­до­ва­ние в Моск­ву. У нас есть вели­ко­леп­ная база для ана­ли­за мик­ро­эле­мен­тов – это и атом­ная абсорб­ция, и ICP-MS, и рент­ге­но­струк­тур­ный ана­лиз. То есть лабо­ра­то­рии СахГУ пол­но­стью осна­ще­ны для тако­го рода иссле­до­ва­ний. 

Сту­ден­ты долж­ны стать драй­ве­ром про­ек­та – они будут соби­рать мате­ри­а­лы, изу­чать харак­тер пита­ния насе­ле­ния Саха­ли­на, ана­ли­зи­ро­вать собран­ный мате­ри­ал, в том чис­ле при ста­жи­ров­ке в Сече­нов­ском уни­вер­си­те­те. Эти дан­ные будут поло­же­ны в осно­ву их бака­лавр­ских и маги­стер­ских работ, а в даль­ней­шем име­ет­ся пер­спек­ти­ва по этой тема­ти­ке защи­тить несколь­ко аспи­ран­тов в СахГУ. Так­же этот про­ект поз­во­лит при­влечь сту­ден­тов к серьез­ной науч­ной дея­тель­но­сти, даст доступ к мето­ди­че­ской и аппа­рат­ной базе, необ­хо­ди­мой для под­го­тов­ки каче­ствен­ных, дока­за­тель­ных, высо­ко­рей­тин­го­вых науч­ных работ и прак­ти­че­ским резуль­та­там с высо­ким потен­ци­а­лом ком­мер­ци­а­ли­за­ции. 

Поми­мо сугу­бо прак­ти­че­ской состав­ля­ю­щей, нель­зя не отме­тить фун­да­мен­таль­ную науч­ную важ­ность иссле­до­ва­ний реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей мик­ро­эле­мент­но­го соста­ва чело­ве­ка с усло­ви­я­ми оби­та­ния в ост­ров­ных эко­си­сте­мах, где зна­чи­тель­ную часть пита­ния состав­ля­ют море­про­дук­ты, а так­же име­ют­ся срав­ни­тель­но замкну­тые чело­ве­че­ские сооб­ще­ства и попу­ля­ции.

Лучшие в избирательном праве

Студенты СахГУ завоевали призовые места на международной интернет-олимпиаде.

12 просмотров
Читать

19 нояб­ря 2022 года состо­ял­ся заклю­чи­тель­ный тур Откры­той меж­ду­на­род­ной сту­ден­че­ской Интер­нет-олим­пи­а­ды по дис­ци­плине «Пра­во­ве­де­ние» про­филь «Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный (с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем дис­ци­пли­ны)».

На дан­ной олим­пиа­де сту­ден­ты СахГУ пока­за­ли высо­кий уро­вень зна­ний и науч­ных иссле­до­ва­ний по вопро­сам изби­ра­тель­но­го пра­ва и изби­ра­тель­но­го про­цес­са. Так, сту­дент­ка 3‑го кур­са направ­ле­ния под­го­тов­ки Юрис­пру­ден­ция Бега­ло­ва Ели­за­ве­та Андре­ев­на была удо­сто­е­на дипло­мом I сте­пе­ни, а Ерош­ко Алек­сандр Дени­со­вич – дипло­мом III сте­пе­ни.

Хочет­ся пора­до­вать­ся за наших сту­ден­тов и поже­лать им даль­ней­ших успе­хов и достой­ных побед!

Молодые учёные СахГУ отметились на форуме «Наука без границ» во Владивостоке

В числе более 200 студентов из России и зарубежья трое представителей СахГУ приняли участие в международном форуме молодых учёных «Наука без границ».

133 просмотра
Читать

Форум про­шёл во Вла­ди­во­сток­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, его участ­ни­ка­ми ста­ли в том чис­ле деле­га­ты из Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы, Хаба­ров­ска, Читы, Биро­би­джа­на, Мин­ска.

– На фору­ме я высту­пил с докла­дом про при­ме­не­ние уль­тра­зву­ка при под­го­тов­ке сырой неф­ти, а имен­но для уско­ре­ния её обез­во­жи­ва­ния, – рас­ска­зал чет­ве­ро­курс­ник Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ Андрей Нена­шев. – Уже око­ло полу­го­да я раз­ра­ба­ты­ваю эту тему в каче­стве моей выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной рабо­ты и теперь решил пред­ста­вить её обще­ствен­но­сти, полу­чить отзы­вы.

Андрей Нена­шев

Как объ­яс­ня­ет Андрей, сей­час для обез­во­жи­ва­ния сырой неф­ти при­ме­ня­ют­ся веще­ства, кото­рые в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ских санк­ций ста­но­вят­ся труд­но­до­ступ­ны­ми. А уль­тра­зву­ко­вая тех­но­ло­гия спо­соб­на решить этот вопрос и не тре­бу­ет посто­ян­ной закуп­ки сырья.

Не менее серьёз­ную про­бле­му реша­ет и раз­ра­бот­ка, кото­рую пред­ста­вил ещё один саха­лин­ский чет­ве­ро­курс­ник направ­ле­ния «Неф­те­га­зо­вое дело» Ники­та Лазин. Его доклад оза­глав­лен как «Вве­де­ние рези­но­вой крош­ки в асфаль­то-битум­ное покры­тие дорож­но­го полот­на в саха­лин­ских усло­ви­ях». Опи­сан­ная тех­но­ло­гия уже при­ме­ня­ет­ся, напри­мер, в Сау­дов­ской Ара­вии, где из-за пес­ков и боль­шой подвиж­но­сти поч­вы дорож­ное полот­но так­же име­ет свой­ство раз­ру­шать­ся быст­рее.

– Я рас­смат­ри­вал воз­мож­ность вве­де­ния этой тех­но­ло­гии имен­но в усло­ви­ях нашей сей­смич­но­сти и выпа­де­ния осад­ков, – сооб­ща­ет Ники­та. – У нас уже есть заказ­чик, кото­рый согла­сил­ся про­из­во­дить рези­но­вую крош­ку для покры­тия. Пла­ни­рую про­ве­сти экс­пе­ри­мент в реаль­ных саха­лин­ских усло­ви­ях, про­из­ве­сти иссле­до­ва­ние в нашей инсти­тут­ской лабо­ра­то­рии на пре­де­лы проч­но­сти дан­но­го полот­на, коэф­фи­ци­ент сцеп­ле­ния и водо­на­сы­ще­ния. И уже из это­го буду рас­счи­ты­вать эко­но­ми­че­скую эффек­тив­ность.

Ники­та Лазин

С докла­дом «Подо­рож­ник боль­шой как био­ин­ди­ка­тор загряз­не­ния окру­жа­ю­щей сре­ды» высту­пи­ла вто­ро­курс­ни­ца по направ­ле­нию «Эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние» Юлия Юрке­вич. Она про­во­ди­ла в Ноглик­ском рай­оне и Южно-Саха­лин­ске изме­ре­ния, в ходе кото­рых выяви­ла ярко выра­жен­ное вли­я­ние загряз­не­ния окру­жа­ю­щей сре­ды на состо­я­ние рас­те­ний:

– Суть в том, что не нуж­но тра­тить боль­шие день­ги, что­бы сде­лать оцен­ку загряз­не­ния атмо­сфе­ры, – счи­та­ет девуш­ка. – Есть более про­стые мето­ды, такие как био­ин­ди­ка­ция, с помо­щью кото­рой по мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам мож­но опре­де­лить сте­пень вли­я­ния антро­по­ген­но­го фак­то­ра на рас­те­ния.

Поми­мо доклад­ной части, на фору­ме «Нау­ка без гра­ниц» моло­дые саха­лин­ские учё­ные при­ня­ли уча­стие в круг­лом сто­ле «Стра­те­гия раз­ви­тия – моло­дёж­ная нау­ка XXI века». В ходе круг­ло­го сто­ла обсуж­да­лись вопро­сы дея­тель­но­сти сту­ден­че­ских науч­ных обществ в раз­ных реги­о­нах. Саха­лин­цы рас­ска­за­ли о том, как у нас про­ис­хо­дит моти­ви­ро­ва­ние моло­дё­жи к заня­тию науч­ной дея­тель­но­стью, обме­ня­лись опы­том орга­ни­за­ции рабо­ты сту­ден­че­ско­го науч­но­го сооб­ще­ства.

Все­го от СахГУ участ­во­ва­ло 5 сту­ден­тов – 4 очно и 1 онлайн.

Очно:

  • Нена­шев Андрей – 4 курс, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Неф­те­га­зо­вое дело» – 3 место
  • Лазин Ники­та – 4 курс, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Неф­те­га­зо­вое дело» – 2 место
  • Юрке­вич Юлия – маги­стра­ту­ра 2 курс, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние» – 2 место
  • Шве­цов Вла­ди­мир – маги­стра­ту­ра 1 курс, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние» с про­ек­том «Импор­то­за­ме­ще­ние рос­сий­ски­ми кор­ма­ми на ЛРЗ Саха­лин­ской обла­сти» – 1 место

Онлайн:

  • Воит­ков Ана­то­лий – маги­стра­ту­ра 2 курс, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние» с про­ек­том «Созда­ние интер­ак­тив­ной кар­ты Санкт-Петер­бур­га» – 3 место