С проектами за парту

Буду­щие педа­го­ги по физи­че­ской куль­ту­ре осва­и­ва­ют мето­ды про­ект­ной дея­тель­но­сти.

С это­го года в рам­ках дис­ци­пли­ны «Осно­вы науч­но-мето­ди­че­ской дея­тель­но­сти» сту­ден­ты 3 кур­са инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, обу­ча­ю­щие по направ­ле­нию «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние»: про­филь «Физи­че­ская куль­ту­ра» осва­и­ва­ют тех­но­ло­гии про­ект­ной дея­тель­но­сти под руко­вод­ством док­то­ра педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та Пет­ра Пасю­ко­ва.

Пред­ва­ри­тель­но сту­ден­ты были раз­би­ты на груп­пы – по три – четы­ре чело­ве­ка в каж­дой. Сту­ден­там был предо­став­ле­но пра­во на выбор темы иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты в рам­ках избран­ной спе­ци­аль­но­сти. Зада­ча кото­рая пред­сто­я­ло решить сту­ден­там, состо­я­ла в том, что­бы рас­крыть акту­аль­ность темы, пока­зать в доступ­ной, инте­рес­ной фор­ме реше­ние той иной про­бле­мы, име­ю­щей место в прак­ти­ке педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти. Общий объ­ём рабо­ты был рас­счи­тан на три учеб­ных неде­ли.

Так груп­па «Иссле­до­ва­те­ли спор­тив­ной моды», состо­я­щая пол­но­стью из сту­ден­ток под нача­лом руко­во­ди­те­ля груп­пы Свет­ла­ны Угло­вой, обра­ти­лись к исто­рии спор­тив­но­го костю­ма. Рас­кры­ли раз­ные точ­ки зре­ния на спор­тив­ную моду, рас­ска­за­ли и пока­за­ли на слай­дах, как носить спор­тив­ную одеж­ду эле­гант­но. Через выска­зы­ва­ния извест­ных в спор­те лич­но­стей, отме­ти­ли отно­ше­ние к моде, как спортс­ме­нов, так и людей на зани­ма­ю­щих спор­том.

Груп­па под нача­лом Дмит­рия Тиша­ни­но­ва рабо­та­ла над темой иссле­до­ва­ния «Спор­тив­ный педа­гог, его обра­зо­ва­ние и имидж». Сту­ден­ты отме­ти­ли состав­ля­ю­щие ими­джа педа­го­га: его духов­ную куль­ту­ры и интел­лект, внеш­ний облик и речь, кото­рые вли­я­ют на резуль­та­тив­ность педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти. Отме­ти­ли важ­ность непре­рыв­но­го само­со­вер­шен­ство­ва­ния в избран­ной про­фес­сии.

Тему «Чело­век и лыжи» выбра­ла для себя сту­ден­ты под руко­вод­ством Ильи Поль­ши­на. Они крат­ко рас­кры­ли ауди­то­рии исто­рию лыж­но­го спор­та, пол­но оста­но­ви­лись на исто­рии област­ной спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной шко­лы олим­пий­ско­го резер­ва зим­них видов спор­та (лыж­ные гон­ки и прыж­ки на лыжах с трам­пли­на). Осно­вой пре­зен­та­ции ста­ло изу­че­ние лето­пи­си шко­лы, интер­вью­и­ро­ва­ние тре­не­ров, соб­ствен­ные наблю­де­ния за тре­ни­ро­воч­ным про­цес­сом ква­ли­ци­ро­ван­ных спортс­ме­нов в усло­ви­ях сбо­ров и сорев­но­ва­ний. Отме­ти­ли отда­лен­ность Саха­лин­ской обла­сти от тра­ди­ци­он­но силь­ных цен­тров лыж­но­го спор­та, что тре­бу­ет боль­ших финан­со­вых затрат.

Груп­па «Спор­тив­ный Саха­лин» под нача­лом Аза­рен­ко Алек­сандра пред­ста­ви­ла про­ект «Бег с пре­пят­стви­я­ми», в кото­ром оста­но­ви­лась на раз­лич­ных сто­ро­нах про­ве­де­нии «Крос­са нации» в Саха­лин­ской обла­сти.

Груп­па под руко­вод­ством Школь­ни­ка Дани­лы реша­ла про­бле­мы сов­ме­сти­мо­сти заня­тий спор­том и обу­че­ния в вузе сту­ден­тов – спортс­ме­нов. Они отме­ти­ли необ­хо­ди­мость в усло­ви­ях боль­ших затрат вре­ме­ни на спорт уде­лять вни­ма­ние уче­бе, пока­за­ли воз­мож­но­сти пол­но­цен­но осва­и­вать обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му, вклю­чая орга­ни­за­цию кон­тро­ля тре­не­ров за про­цес­сом обу­че­ния сво­их под­опеч­ных и педа­го­ги­че­скую прак­ти­ку.

Созвуч­но преды­ду­щей теме ста­ла тема про­ек­та груп­пы Колес­ни­ко­ва Алек­сандра «Утом­ле­ние физи­че­ское и умствен­ное». Они рас­кры­ли физио­ло­ги­че­ски пред­по­сыл­ки раз­ви­тия утом­ле­ния, оста­но­ви­лись на вопро­сах раци­о­наль­но­го пла­ни­ро­ва­нии нагруз­ки и отды­ха.

Инте­рес­на прак­ти­че­ская часть пре­зен­та­ции про­ек­та груп­пы Ким Алек­сандра «Раз­ви­тие бок­са на Саха­лине». Сту­ден­ты пока­за­ли так­же основ­ные при­е­мы бок­са, кото­рые при­ем­ле­мы для само­обо­ро­ны, отме­ти­ли при­клад­ную зна­чи­мость заня­тий бок­сом.

Оцен­ка про­ек­тов осу­ществ­ля­лась сами­ми сту­ден­та­ми. Каж­дый мог выска­зать свое мне­ние, а так­же выста­вить отмет­ку по тра­ди­ци­он­ной 5‑бальной шка­ле каж­дой груп­пе. Инди­ви­ду­аль­ные оцен­ки фор­ми­ро­ва­лись с уче­том мне­ния руко­во­ди­те­ля груп­пы и веду­ще­го пре­по­да­ва­те­ля.

– Счи­таю, что рабо­та в коман­де полез­на для всех сту­ден­тов. Сту­ден­ты откры­ва­ют­ся, боль­ше начи­на­ют гово­рить про­фес­си­о­наль­но, пре­одо­ле­ва­ют вол­не­ние. Рабо­та в коман­де раз­ви­ва­ет спло­чен­ность в кол­лек­ти­ве, фор­ми­ру­ет команд­ный дух.

- Было инте­рес­но высту­пать. Отста­и­вать свою точ­ку зре­ния само­сто­я­тель­но искать и нахо­дить инфор­ма­цию. Позна­ва­тель­но было слу­шать сво­их одно­группни­ков, вести диа­лог с пре­по­да­ва­те­лем и сту­ден­та­ми.

- Рабо­та над про­ек­та­ми – хоро­шая воз­мож­ность научить­ся ана­ли­зи­ро­вать про­бле­мы совре­мен­но­го сту­ден­че­ства, физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та в целом. Про­ект­ная инфор­ма­ция вос­при­ни­ма­ет­ся зна­чи­тель­но лег­че, чем про­стое заучи­ва­ние.

- С каж­дой пре­зен­та­ций ста­но­ви­лось инте­рес­нее. Недо­че­ты преды­ду­щих выступ­ле­ний застав­ля­ли более совер­шен­но исполь­зо­вать инфор­ма­цию, гра­мот­но стро­ить свою речь, отве­чать на вопро­сы. Готов сно­ва при­нять уча­стие в кол­лек­тив­ных про­ек­тах, учесть сове­ты и поже­ла­ния.

Побе­ду же по резуль­та­там про­ект­ной дея­тель­но­сти, по обще­му мне­нию всех её участ­ни­ков, одер­жа­ли девуш­ки из груп­пы «Иссле­до­ва­те­ли спор­тив­ной моды».