Искусство педагогики

В Инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ про­шли кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции для педа­го­гов и пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний Саха­лин­ской обла­сти.

Авто­ром и веду­щим кур­сов «Интер­ак­тив­ные при­е­мы обу­че­ния и пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские ори­ен­ти­ры социо/игровой «режис­су­ры уро­ка» был Вяче­слав Михай­ло­вич Бука­тов, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой педа­го­ги­ки МПСУ, про­фес­сор МГУ (г. Москва). Руко­во­ди­те­лем про­грам­мы явля­лась заве­ду­ю­щая кафед­рой Общей педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии ИПиП СахГУ Еле­на Афа­на­сен­ко­ва.

Кур­сы про­шли педа­го­ги допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния из «Дома дет­ства и юно­ше­ства» г. Охи, педа­го­ги и вос­пи­та­те­ли из Тро­иц­ко­го дет­ско­го дома, пре­по­да­ва­те­ли из гим­на­зии №2 г. Южно-Саха­лин­ска, музы­каль­ный работ­ник из дет­ско­го сада №7 г. Кор­са­ко­ва и др., т.е. гео­гра­фия охва­та спе­ци­а­ли­стов обла­сти была доволь­но широ­ка и раз­но­об­раз­на.

Заня­тия про­хо­ди­ли в тече­ние неде­ли и были пред­став­ле­ны в виде трех бло­ков: вве­де­ние в социо/игровую режис­су­ру уро­ка, интер­ак­тив­ные фор­мы орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства, пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ская осно­ва орга­ни­за­ции уро­ка. Мето­ди­ка и фор­мы про­ве­де­ния заня­тий на кур­сах вызва­ли непод­дель­ный инте­рес и живой пози­тив­ный эмо­ци­о­наль­ный отклик у всех слу­ша­те­лей.

– Я пока­зал, как из обыч­но­го уро­ка сде­лать фан­та­сти­ку, некое дей­ство, кото­рое увлек­ло бы всех, неваж­но – отлич­ник ребе­нок или дво­еч­ник, – рас­ска­зал Вяче­слав Бука­тов. – Увлечь чело­ве­ка зна­ни­я­ми – это насто­я­щее искус­ство! Учи­те­лю, вос­пи­та­те­лю это, во-пер­вых, надо пока­зать, что­бы он сам, вклю­чив­шись в игру, в интер­ак­тив, понял, что это воз­мож­но. Во-вто­рых, немно­го подо­ждать, когда участ­ник семи­на­ра (дей­ству­ю­щий учи­тель, вос­пи­та­тель) во вре­мя орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства кур­сов отка­жет­ся от сло­жив­ших­ся учи­тель­ских сте­рео­ти­пов и ста­нет с инте­ре­сом участ­во­вать во всем, а по сути, сам с инте­ре­сом учить­ся. В‑третьих, вызвать жела­ние у педа­го­га вклю­чить то, что он полу­чил и опро­бо­вал на кур­сах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в свою дея­тель­ность с детьми, и пода­рить ИМ радость с инте­ре­сом учить­ся.

Поми­мо это­го, в рам­ках при­ез­да про­фес­со­ра, 17 сен­тяб­ря в Инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ спе­ци­аль­но для маги­стран­тов, пре­по­да­ва­те­лей выс­шей шко­лы СахГУ и работ­ни­ков обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний обла­сти был орга­ни­зо­ван и про­ве­ден прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ный семи­нар «Интер­ак­тив­ность игро­вых при­е­мов обу­че­ния как усло­вие раз­ви­тия Уни­вер­саль­ных Учеб­ных Дей­ствий (УУД) уча­щих­ся (дошколь­ни­ков, школь­ни­ков, сту­ден­тов), преду­смот­рен­ных тре­бо­ва­ни­я­ми ФГОС».

В семи­на­ре при­ня­тии уча­стие маги­стры 2 кур­са направ­ле­ний под­го­тов­ки: «Менедж­мент в обра­зо­ва­нии», «началь­ное обра­зо­ва­ние», «Меж­куль­тур­ные ком­му­ни­ка­ции в обра­зо­ва­нии и сер­вис­ной дея­тель­но­сти», «Физи­че­ская куль­ту­ра», «Пси­хо­ло­гия и соци­аль­ная педа­го­ги­ка» (20 сту­ден­тов), бака­лав­ры 4 кур­са, направ­ле­ние под­го­тов­ки «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние» (8 чело­век), а так же пре­по­да­ва­те­ли Педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа (13 педа­го­гов), Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ (19 пре­по­да­ва­те­лей), учи­те­ля сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ г. Южно-Саха­лин­ска (7 учи­те­лей), пер­со­нал цен­тра раз­ви­тия и досу­га «Чудо-ост­ров» (7 чело­век), аспи­рант 2 кур­са СахГУ (направ. под­гот.: «Обра­зо­ва­ние и пед. нау­ки»), глав. спе­ци­а­лист сек­то­ра соц. ини­ци­а­тив ком­па­нии «Саха­лин Энер­джи», т.е. 76 сту­ден­тов и спе­ци­а­ли­стов! И во вре­мя пере­ры­ва после пер­вой части заня­тия, никто из участ­ни­ков семи­на­ра не ушел. Вот насто­я­щая оцен­ка акту­аль­но­сти темы семи­на­ра, мастер­ства его авто­ра и веду­ще­го!

– «УУД», «ФГОС»… – жут­кие, страш­ные тер­ми­ны, пуга­ю­щие педа­го­гов сло­ва, а на самом деле, – поде­лил­ся про­фес­сор, – если всю эту шелу­ху снять, тогда, гля­дишь, и «забрыз­жет» искус­ство – искус­ство педа­го­ги­ки, твор­че­ство учи­те­ля, вос­пи­та­те­ля и УЧЕНИКА, СТУДЕНТА, соб­ствен­но тех, ради кого мы рабо­та­ем, ради наше­го буду­ще­го. Вот этим я и зани­ма­юсь.

Кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ный семи­нар были пред­став­ле­ны не столь­ко лек­ци­он­ной частью, сколь­ко прак­ти­че­ской рабо­той в клю­че интер­ак­ти­ва. Имен­но это и соста­ви­ло их осо­бую цен­ность для участ­ни­ков. По окон­ча­нию кур­сов и семи­на­ра слу­ша­те­ли полу­чи­ли не толь­ко соот­вет­ству­ю­щие доку­мен­ты (удо­сто­ве­ре­ние о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции, сер­ти­фи­ка­ты), метод­па­ке­ты, но и новый опыт, кото­рый может стать боль­шим потен­ци­а­лом их твор­че­ства в нелег­ком, но бла­го­род­ном и таком важ­ном деле: ИСКУСТВЕ ПЕДАГОГИКИ.