Губернатор Валерий Лимаренко обозначил направления развития науки в Сахалинской области на годы вперед. Ключевыми векторами должны стать подготовка инженеров, энергетика, экономика океана, производство коллагена, искусственный интеллект, экология и климат, а также развитие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эти направления станут частью стратегии развития Сахалинского государственного университета.
Обсуждение вопросов развития островной науки состоялось в стенах регионального правительства. 14 и 15 марта здесь проходила стратегическая сессия дорожной карты программы «Приоритет 2030». В мероприятии приняли участие руководство области и Сахалинского государственного университета, преподаватели островного вуза, работники науки. Всего – более 60 человек.
– Для нас важно, чтобы наука работала на регион. При этом необходимо действовать в практической плоскости, извлекая конкретную экономическую выгоду для области, для наших жителей. Например, сегодня особое внимание уделяется беспилотникам. Мы должны использовать такую технику в воздухе, на земле и под водой – при поиске возгораний, свалок и так далее. И на это есть запрос у бизнеса. Наше конструкторское бюро уже получает деньги для того, чтобы создать систему безопасности шельфовых проектов с использованием беспилотников. Кроме того, команда «Сахалина‑2» планирует создать лабораторию, которая будет выполнять задачи для шельфовых проектов. Вместо того, чтобы проводить определенные исследования в Москве или за рубежом, их начнут выполнять здесь. Для этого будет приобретено соответствующее оборудование, – отметил губернатор Валерий Лимаренко.
Производство коллагена и биологически активных добавок – еще одно перспективное направление работы, которое потребует тесного взаимодействия науки и бизнеса.
– Важно отметить, что сейчас в нашей стране делается особый акцент на развитии искусственного интеллекта. В том числе о необходимости работы в этом направлении регулярно говорит Президент России Владимир Путин. Это связано с тем, что цифровые технологии позволят повысить эффективность и производительность труда нашей экономики. Нужно концентрироваться, это вытягивающая технология. В СахГУ уже есть центр искусственного интеллекта, реализуется большой проект со Сбером. Я считаю, что это большой шанс для нашего университета. Кроме того, у нас одна из лучших систем управления регионом. К нам приезжают представители разных субъектов России, перенимают опыт. Мы специально перенесли школу управления всеми региональными практиками в наш университет. Это позволит СахГУ занять лидирующую позицию в этом направлении, – рассказал собравшимся Вячеслав Аленьков.
Участники стратегической сессии в составе тематических групп обсудили способы достижения поставленных задач в рамках заданных направлений.
– Я представлял водородную отрасль и все, что связано с её развитием. Направление само по себе является прорывным для выстраивания стратегии университета. Оно действительно может дать вузу мощный импульс. За водородной энергетикой будущее, а, значит, она может дать островному бюджету дополнительные доходы. Применять водород можно в самых разных сферах. Например, мы предложили широко задействовать его в общественном транспорте, – отметил Андрей Горбунов, и.о. директора Сахалинского климатического центра СахГУ.
– Мы рассматривали возможности для сохранения и развития человеческого капитала. В частности, были озвучены предложения по привлечению молодых специалистов в островной регион, формированию из студентов будущих ученых. Важно, чтобы у ребят был стимул для развития. Вообще заниматься наукой нужно с младшего возраста. Поэтому одним наших из предложений было создание многоуровнего центра развития исследовательских компетенций. У нас в университете уже есть интересный опыт работы с детьми дошкольного возраста в рамках научных исследований. Ребята с удовольствием представляют свои наработки, свои небольшие научные открытия на наших конференциях. Чтобы помочь им не потеряться потом и привить интерес к науке, предложено создание такого центра, – рассказала проректор университета по молодежной политике и воспитательной работе Светлана Барышникова.
Участники сессии в течение двух дней разрабатывали предложения по развитию Сахалинского государственного университета. Итоговые решения представили и защитили во второй день.
– Команды работали очень эффективно. Участники слушали доклады экспертов, а затем разрабатывали и озвучивали свои предложения. Для нас самое важное, что в этом процессе участвуют наши преподаватели, линейные сотрудники. Они становятся драйверами и идеологами того, что будет происходить в университете. Идеи звучали разные. Многие из них – очень даже реальные. К примеру, цифровой океонариум, который позволит в виртуальном пространстве изучать обитателей наших глубин. Это интересно не только с образовательной, но и с туристической точки зрения. И подобных интересных идей было много, – подвел итог стратегической сессии и.о. ректора СахГУ Александр Самардак.
Стратегическая сессия по развитию университета прошла в рамках реализации программы «Приоритет 2030. Дальний Восток».