В СахГУ прошел робототехнический форум

Более 250 участ­ни­ков собрал IV област­ной робо­то­тех­ни­че­ский форум, откры­тие кото­ро­го состо­я­лось на пло­щад­ке Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Сту­ден­ты уни­вер­си­те­та и школь­ни­ки со всей обла­сти собра­лись здесь для того, что­бы создать и защи­тить свой уни­каль­ный про­ект, полу­чить соб­ствен­ный опыт иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты, про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния. Они пред­ста­ви­ли более 50 про­ек­тов в обла­сти робо­то­тех­ни­че­ских устройств.

– В тече­ние двух дней на фору­ме рабо­та­ли инте­рес­ней­шие пло­щад­ки, на кото­рых дети в том чис­ле демон­стри­ру­ют свои изоб­ре­те­ния, вызы­ва­ю­щие вос­торг, – отме­ти­ла про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и соци­аль­ным вопро­сам СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. – Поми­мо это­го, их ожи­да­ет инте­рес­ная откры­тая робо­то­тех­ни­че­ская лабо­ра­тор­ная и захва­ты­ва­ю­щие испы­та­ния.

Форум орга­ни­зо­ван при под­держ­ке парт­нё­ров: кон­сор­ци­у­ма «Сахалин‑1» в соста­ве опе­ра­то­ра про­ек­та «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед», япон­ско­го кон­сор­ци­у­ма «СОДЭКО», рос­сий­ской неф­тя­ной ком­па­нии «Рос­нефть» и индий­ской «ОНГК Видеш», а так­же област­но­го дет­ско­го тех­но­пар­ка «Кван­то­ри­ум-Саха­лин», мобиль­но­го тех­но­пар­ка «Кван­то­ри­ум», про­фес­си­о­наль­но­го постав­щи­ка ИТ-реше­ний «GS-GROUP».

– Мы пер­вый раз участ­ву­ем в фору­ме имен­но под эги­дой СахГУ, – рас­ска­зал гене­раль­ный дирек­тор ком­па­нии «GS-GROUP» Андрей Зонов. – Нами орга­ни­зо­ва­ны мастер-клас­сы, один из кото­рых посвя­щён раз­ра­бот­ке при­ло­же­ний по вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, вто­рой – про­грам­ми­ро­ва­нию и управ­ле­нию бес­пи­лот­ны­ми лета­тель­ны­ми аппа­ра­та­ми.

Цель фору­ма – при­вле­че­ние детей и моло­дё­жи к тех­ни­че­ско­му твор­че­ству, повы­ше­ние моти­ва­ции к выбо­ру инже­нер­ных спе­ци­аль­но­стей. В этом году участ­ни­ки раз­де­ле­ны на три кате­го­рии: дошколь­ни­ки и млад­шие школь­ни­ки; уча­щи­е­ся 5–8 клас­сов; уча­щи­е­ся 9–11 клас­сов и сту­ден­ты. Пред­став­ле­ны коман­ды из несколь­ких рай­о­нов обла­сти – Поро­най­ско­го, Ноглик­ско­го, Охин­ско­го, Тома­рин­ско­го и дру­гих.

Для самых млад­ших про­шла интер­ак­тив­ная выстав­ка, в рам­ках кото­рой ребя­та смог­ли сма­сте­рить робо­тов на опре­де­лён­ную тема­ти­ку по выбо­ру: это такие темы, как осво­е­ние миро­во­го оке­а­на, неф­те­га­зо­вая про­мыш­лен­ность, воз­об­нов­ля­е­мые ресур­сы и мно­гое дру­гое. Для ребят постар­ше были про­ве­де­ны мастер-клас­сы и инже­нер­ные сорев­но­ва­ния, команд­ные зада­чи по реше­нию опре­де­лён­ных про­блем с при­ме­не­ни­ем робо­то­тех­ни­ки. Прак­ти­че­ские зада­чи осно­ва­ны на реаль­ных про­из­вод­ствен­ных ситу­а­ци­ях, воз­ни­ка­ю­щих в про­мыш­лен­но­сти.

– Спе­ци­аль­но для наше­го фору­ма была раз­ра­бо­та­на и орга­ни­зо­ва­на впер­вые в Рос­сии науч­но-про­све­ти­тель­ская акция «Откры­тая робо­то­тех­ни­че­ская лабо­ра­тор­ная», – рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель Цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва. – В ней смог­ли при­нять уча­стие и отве­чать на вопро­сы все жела­ю­щие в воз­расте от 12 лет, в том чис­ле уда­лён­но бла­го­да­ря транс­ля­ции на всю Саха­лин­скую область.

Свои про­ек­ты на фору­ме пред­ста­ви­ли как уже почти взрос­лые изоб­ре­та­те­ли, так и моло­дые пыт­ли­вые умы дошколь­но­го воз­рас­та.

– Вот здесь у нас кон­вей­ер­ная лен­та, она пред­на­зна­че­на, что­бы возить вот такие коро­боч­ки с грун­том, – рас­ска­зы­ва­ют вос­пи­тан­ни­ки дет­ско­го сада №44 «Неза­буд­ка» из Южно-Саха­лин­ска. – А вот это теп­ли­цы, дома мы сажа­ли семе­на вот в такие баноч­ки, неко­то­рые про­рос­ли, а неко­то­рые не про­рос­ли.

Вос­пи­та­тель дет­са­да Улья­на Осо­ки­на, пре­по­да­ва­тель круж­ка по робо­то­тех­ни­ке, рас­ска­зы­ва­ет о сути про­ек­та: дети созда­ли робо­та – сор­ти­ров­щи­ка семян, кото­рый будет не толь­ко выса­жи­вать семе­на в грунт, но и про­ве­рять на каче­ство, то есть на всхо­жесть. За счёт это­го мож­но повы­сить уро­жай­ность. Так­же собра­ли робо­тов-мани­пу­ля­то­ров, кото­рые помо­га­ют осу­ществ­лять под­воз и уво­зить гото­вую про­дук­цию на упа­ков­ку.

– Мы уже два года в нашем саду ведём этот кру­жок, – гово­рит вос­пи­та­тель. – Ребя­там очень инте­рес­но, они не толь­ко по инструк­ции соби­ра­ют робо­тов, но и сами фан­та­зи­ру­ют и при­ду­мы­ва­ют моде­ли.

А вот 9‑летняя Све­та Пак из шко­лы №31 Южно-Саха­лин­ска пред­ста­ви­ла про­ект рыбо­за­во­да по вос­про­из­вод­ству крас­но­книж­но­го саха­лин­ско­го тай­ме­ня.

– Это исче­за­ю­щий вид, и его может ско­ро не стать, – пояс­ня­ет девоч­ка. – На обыч­ных рыбо­за­во­дах корм раз­но­сят вруч­ную, а у нас будет раз­но­сить кран. Со мной рабо­та­ли Егор, Витя и Марк, они всё это соби­ра­ли.

На мастер-клас­сах для ребят при­го­тов­ле­ны упраж­не­ния по про­грам­ми­ро­ва­нию квад­ро­ко­пте­ров на авто­ном­ный полёт, на рас­по­зна­ва­ние пре­пят­ствий, сле­до­ва­нию за рукой. Отдель­ный блок посвя­щён 3D-моде­ли­ро­ва­нию и вир­ту­аль­ной реаль­но­сти.

Кро­ме того, под руко­вод­ством настав­ни­ков ребя­там пред­сто­я­ло создать своё авто­ном­ное заряд­ное мобиль­ное устрой­ство – сво­е­го рода «павер­банк». Ещё они позна­ко­ми­лись с интер­не­том вещей, узна­ли, как мик­ро­кон­тро­ле­ры свя­зы­ва­ют­ся меж­ду собой и управ­ля­ют «умным домом».

Для стар­ших был под­го­тов­лен нетри­ви­аль­ный и непро­стой прак­ти­че­ский «кейс» – иссле­до­вать при помо­щи робо­тов тру­бу диа­мет­ром 19 сан­ти­мет­ров внут­ри на пред­мет неис­прав­но­сти. Участ­ни­ки долж­ны собрать тележ­ку, кото­рая смо­жет заехать в тру­бу и про­ве­сти необ­хо­ди­мые дей­ствия. Это команд­ная сорев­но­ва­тель­ная зада­ча на сме­кал­ку.

По ито­гам фору­ма участ­ни­ки были награж­де­ны суве­ни­ра­ми и полез­ны­ми гад­же­та­ми от парт­не­ров меро­при­я­тия.