Студенты университета и школьники со всей области собрались здесь для того, чтобы создать и защитить свой уникальный проект, получить собственный опыт исследовательской работы, проектирования и конструирования. Они представили более 50 проектов в области робототехнических устройств.
– В течение двух дней на форуме работали интереснейшие площадки, на которых дети в том числе демонстрируют свои изобретения, вызывающие восторг, – отметила проректор по воспитательной работе и социальным вопросам СахГУ Светлана Барышникова. – Помимо этого, их ожидает интересная открытая робототехническая лабораторная и захватывающие испытания.
Форум организован при поддержке партнёров: консорциума «Сахалин‑1» в составе оператора проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед», японского консорциума «СОДЭКО», российской нефтяной компании «Роснефть» и индийской «ОНГК Видеш», а также областного детского технопарка «Кванториум-Сахалин», мобильного технопарка «Кванториум», профессионального поставщика ИТ-решений «GS-GROUP».
– Мы первый раз участвуем в форуме именно под эгидой СахГУ, – рассказал генеральный директор компании «GS-GROUP» Андрей Зонов. – Нами организованы мастер-классы, один из которых посвящён разработке приложений по виртуальной реальности, второй – программированию и управлению беспилотными летательными аппаратами.
Цель форума – привлечение детей и молодёжи к техническому творчеству, повышение мотивации к выбору инженерных специальностей. В этом году участники разделены на три категории: дошкольники и младшие школьники; учащиеся 5–8 классов; учащиеся 9–11 классов и студенты. Представлены команды из нескольких районов области – Поронайского, Ногликского, Охинского, Томаринского и других.

Для самых младших прошла интерактивная выставка, в рамках которой ребята смогли смастерить роботов на определённую тематику по выбору: это такие темы, как освоение мирового океана, нефтегазовая промышленность, возобновляемые ресурсы и многое другое. Для ребят постарше были проведены мастер-классы и инженерные соревнования, командные задачи по решению определённых проблем с применением робототехники. Практические задачи основаны на реальных производственных ситуациях, возникающих в промышленности.
– Специально для нашего форума была разработана и организована впервые в России научно-просветительская акция «Открытая робототехническая лабораторная», – рассказала руководитель Центра карьеры и корпоративного сотрудничества СахГУ Диана Афанасьева. – В ней смогли принять участие и отвечать на вопросы все желающие в возрасте от 12 лет, в том числе удалённо благодаря трансляции на всю Сахалинскую область.
Свои проекты на форуме представили как уже почти взрослые изобретатели, так и молодые пытливые умы дошкольного возраста.
– Вот здесь у нас конвейерная лента, она предназначена, чтобы возить вот такие коробочки с грунтом, – рассказывают воспитанники детского сада №44 «Незабудка» из Южно-Сахалинска. – А вот это теплицы, дома мы сажали семена вот в такие баночки, некоторые проросли, а некоторые не проросли.
Воспитатель детсада Ульяна Осокина, преподаватель кружка по робототехнике, рассказывает о сути проекта: дети создали робота – сортировщика семян, который будет не только высаживать семена в грунт, но и проверять на качество, то есть на всхожесть. За счёт этого можно повысить урожайность. Также собрали роботов-манипуляторов, которые помогают осуществлять подвоз и увозить готовую продукцию на упаковку.

– Мы уже два года в нашем саду ведём этот кружок, – говорит воспитатель. – Ребятам очень интересно, они не только по инструкции собирают роботов, но и сами фантазируют и придумывают модели.
А вот 9‑летняя Света Пак из школы №31 Южно-Сахалинска представила проект рыбозавода по воспроизводству краснокнижного сахалинского тайменя.
– Это исчезающий вид, и его может скоро не стать, – поясняет девочка. – На обычных рыбозаводах корм разносят вручную, а у нас будет разносить кран. Со мной работали Егор, Витя и Марк, они всё это собирали.

На мастер-классах для ребят приготовлены упражнения по программированию квадрокоптеров на автономный полёт, на распознавание препятствий, следованию за рукой. Отдельный блок посвящён 3D-моделированию и виртуальной реальности.
Кроме того, под руководством наставников ребятам предстояло создать своё автономное зарядное мобильное устройство – своего рода «павербанк». Ещё они познакомились с интернетом вещей, узнали, как микроконтролеры связываются между собой и управляют «умным домом».

Для старших был подготовлен нетривиальный и непростой практический «кейс» – исследовать при помощи роботов трубу диаметром 19 сантиметров внутри на предмет неисправности. Участники должны собрать тележку, которая сможет заехать в трубу и провести необходимые действия. Это командная соревновательная задача на смекалку.
По итогам форума участники были награждены сувенирами и полезными гаджетами от партнеров мероприятия.