В «СахалинTech» откроют школу «Инженерия островов» по подготовке инженеров высокого уровня

И.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак рас­ска­зал об основ­ных век­то­рах раз­ви­тия саха­лин­ско­го уни­вер­си­те­та.

Южно-Саха­линск 28 нояб­ря стал пло­щад­кой для про­ве­де­ния мас­штаб­но­го меро­при­я­тия — стра­те­ги­че­ской сес­сии «Роль кам­пу­са «Саха­линTech» в под­го­тов­ке кад­ров и тех­но­ло­гий для эко­но­ми­ки оке­а­на (рыбо­про­мыш­лен­ная отрасль, мари­куль­ту­ра, кар­бо­но­вый поли­гон)» (18+). В тече­ние двух дней феде­раль­ные и реги­о­наль­ные экс­пер­ты будут про­ра­ба­ты­вать кон­цеп­ту­аль­ные реше­ния по обес­пе­че­нию кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми энер­ге­ти­че­ско­го и рыбо­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са Саха­лин­ской обла­сти. На сес­сии и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак под­вел ито­ги пер­вой сес­сии «Роль кам­пу­са «Саха­линTech» в под­го­тов­ке кад­ров и тех­но­ло­гий для энер­ге­ти­ки» и рас­ска­зал об основ­ных век­то­рах раз­ви­тия уни­вер­си­те­та, сооб­ща­ет корр. ИА SakhalinMedia.

— По резуль­та­там нашей рабо­ты на пер­вой сес­сии, кото­рая была посвя­ще­на энер­ге­ти­ке, мы вме­сте с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми под­го­то­ви­ли и пода­ли заяв­ку на Пере­до­вую инже­нер­ную шко­ла, в кото­рой будем обу­чать инже­нер­ные кад­ры для реги­о­на. От вто­рой сес­сии мы ожи­да­ем новых идей и пред­ло­же­ний по под­го­тов­ке кад­ров и иссле­до­ва­тель­ской повест­ке по направ­ле­нию «Эко­но­ми­ка оке­а­на». У нас уже есть ряд нара­бо­ток по этой теме, кото­рые мож­но взять на воору­же­ние, но они не долж­ны вас огра­ни­чи­вать, пото­му что мы хотим видеть эко­но­ми­ку оке­а­на шире и рабо­тать вме­сте с парт­не­ра­ми по ряду акту­аль­ных и пер­спек­тив­ных направ­ле­ний. На пер­вой сес­сии у нас было четы­ре груп­пы. Логи­ка заклю­ча­лась в том, что­бы они зани­ма­лись вопро­са­ми обра­зо­ва­ния, науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, выстра­и­ва­ли парт­нер­скую сеть для реше­ния клю­че­вых задач раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти. На осно­ве этой рабо­ты мы раз­ра­бо­та­ли кон­цеп­цию пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы (ПИШ) «Инже­не­рия ост­ро­вов», защи­та кото­рой состо­ит­ся 4 декаб­ря в Москве, — рас­ска­зал Алек­сандр Самар­дак.

Основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми науч­ной дея­тель­но­сти кам­пу­са «Саха­линTech» ста­нут новая энер­ге­ти­ка, эко­но­ми­ка оке­а­на, кли­мат и эко­ло­гия и направ­ле­ния, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на. Боль­шое вни­ма­ние в уни­вер­си­те­те уде­лят циф­ро­ви­за­ции про­цес­сов и внед­ре­нию систем искус­ствен­но­го интел­лек­та во все сфе­ры дея­тель­но­сти учре­жде­ния. Для это­го сов­мест­но со Сбе­ром и пра­ви­тель­ством Саха­лин­ской обла­сти уже созда­ют­ся моло­деж­ные лабо­ра­то­рии по управ­ле­нию реги­о­ном на осно­ве дан­ных и искус­ствен­но­го интел­лек­та, тех­но­ло­ги­ям вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­стей в инже­не­рии и стро­и­тель­стве, энер­го­эф­фек­тив­ным тех­но­ло­ги­ям.

Что же каса­ет­ся ПИШ «Инже­не­рия ост­ро­вов», то в СахГУ наме­ре­ны к 2030 году собрать 11 обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и под­го­то­вить поряд­ка 1000 высо­ко­класс­ных инже­не­ров.

— Мы ста­вим перед собой зада­чу перей­ти от инже­нер­ной под­го­тов­ки к инже­нер­но­му обра­зо­ва­нию. То есть на выхо­де из уни­вер­си­те­та долж­ны быть спе­ци­а­ли­сты, кото­рые пони­ма­ют, как раз­ви­ва­ет­ся инду­стрия. Хотим, что­бы выпус­ка­ю­щи­е­ся инже­не­ры мог­ли фор­му­ли­ро­вать зада­чи и пред­ла­гать их реше­ние на осно­ве совре­мен­ных под­хо­дов и тех­но­ло­гий, пони­ма­ли весь жиз­нен­ный цикл про­ек­та и мог­ли участ­во­вать в транс­фор­ма­ции отрас­ли. Мы видим здесь ряд новых под­хо­дов в обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. Начи­на­ем с есте­ствен­но-науч­ной под­го­тов­ки в шко­ле и в кол­ле­джах. Обу­че­ние будет про­хо­дить на осно­ве про­ект­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной дея­тель­но­сти, ребя­та нач­нут рабо­тать над реаль­ны­ми про­ек­та­ми вме­сте с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми. Пер­вые два кур­са в уни­вер­си­те­те будут отве­де­ны под базо­вое инже­нер­ное обра­зо­ва­ние. А на 3–4 кур­се преду­смот­ре­но гибрид­но-модуль­ное обу­че­ние — сту­ден­ты будут учить­ся и одно­вре­мен­но про­хо­дить ста­жи­ров­ку у буду­ще­го рабо­то­да­те­ля, — разъ­яс­нил Алек­сандр Самар­дак.

Как рас­ска­зал и.о. рек­то­ра СахГУ, внут­ри шко­лы «Инже­не­рия ост­ро­вов» пла­ни­ру­ет­ся раз­ви­вать ряд инфра­струк­тур­ных про­ек­тов, вклю­чая центр ком­пе­тен­ций и поли­гон для отра­бот­ки тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний по водо­род­ной энер­ге­ти­ке (сов­мест­но с МФТИ), опыт­но-учеб­ный уча­сток по обслу­жи­ва­нию авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных гибрид­ных энер­го­ком­плек­сов; центр раз­ра­бот­ки IT-систем для управ­ле­ния энер­ге­ти­кой энер­го­изо­ли­ро­ван­ных тер­ри­то­рий.

По направ­ле­нию «Эко­но­ми­ка оке­а­на» на дан­ный момент в рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030» в СахГУ уже раз­ви­ва­ет­ся несколь­ко про­ек­тов, вклю­чая био­тех­но­парк для раз­ве­де­ния и пере­держ­ки аква­куль­ту­ры (малек, молодь тре­пан­га, гре­беш­ка, мор­ско­го ежа) и поли­гон «Тара­най», на кото­ром пла­ни­ру­ет­ся отра­бот­ка тех­но­ло­гий аква­куль­ту­ры и водо­рос­лей с забо­ром мор­ской воды.

— Если гово­рить про обра­зо­ва­ние, пла­ни­ру­ют­ся к запус­ку про­грам­ма выс­ше­го обра­зо­ва­ния по аква­куль­ту­ре, моду­ли по аква­куль­ту­ре в про­грам­ме бака­лаври­а­та «Эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ние», про­грам­мы про­ф­пе­ре­под­го­тов­ки и допо­бра­зо­ва­ния по это­му направ­ле­нию. Так­же хотим обно­вить содер­жа­ние про­грам­мы «Ихтио­ло­гия и рыбо­вод­ство», вклю­чив в нее новую про­грам­му прак­тик с парт­не­ра­ми. Кро­ме того, ведем профори­ен­та­ци­он­ную рабо­ту с наши­ми школь­ни­ка­ми в рам­ках про­ек­та «500 школь­ни­ков» и дру­гих реа­ли­зу­е­мых в Саха­лин­ской обла­сти про­ек­тов, — доба­вил Алек­сандр Самар­дак.

Надо ска­зать, что пере­до­вой уни­вер­си­тет­ский кам­пус «Саха­линTech» будет не толь­ко обес­пе­чи­вать совре­мен­ные усло­вия для уче­бы и жиз­ни, но и выпус­кать вос­тре­бо­ван­ных спе­ци­а­ли­стов для ост­ров­ных ком­па­ний, гото­вых вно­сить свой вклад в раз­ви­тие Саха­лин­ской обла­сти. Уже сей­час про­во­дят­ся страт­сес­сии с пред­ста­ви­те­ля­ми дей­ству­ю­щих на Саха­лине и Кури­лах пред­при­я­тий, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют, какие спе­ци­а­ли­сты им необ­хо­ди­мы или пона­до­бят­ся в бли­жай­шем буду­щем. Это поз­во­лит сде­лать обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в новом вузе соот­вет­ству­ю­щим тре­бо­ва­ни­ям реаль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки.

В кам­пу­се «Саха­линTech» преду­смот­рят учеб­ные ауди­то­рии, науч­но-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, R&D цен­тры, тех­но­парк, биб­лио­те­ку, спор­тив­ные залы, архео­ло­ги­че­ский музей. Так­же на тер­ри­то­рии кам­пу­са появят­ся поме­ще­ния для пуб­лич­ных меро­при­я­тий, выста­воч­ные пло­ща­ди, кафе и оран­же­рея, кото­рая одно­вре­мен­но будет и откры­тым обще­ствен­ным про­стран­ством. Общая пло­щадь объ­ек­та — более 88 тысяч кв мет­ров.

В рам­ках мас­штаб­но­го про­ек­та будет воз­ве­ден сту­ден­че­ский горо­док. Он рас­по­ло­жит­ся на про­спек­те Побе­ды в Южно-Саха­лин­ске, в нем смо­гут раз­ме­стить­ся 1500 чело­век. Горо­док будет состо­ять из трех девя­ти­этаж­ных зда­ний, объ­еди­нен­ных сти­ло­ба­том. В стан­дарт­ной сек­ции будет 2 ком­на­ты, сан­узел и места для уче­бы.

Напом­ним, про­ект кам­пу­са Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «Саха­линTech» стал участ­ни­ком феде­раль­но­го про­ек­та по созда­нию в Рос­сии сети кам­пу­сов миро­во­го уров­ня и полу­чит финан­си­ро­ва­ние из феде­раль­но­го бюд­же­та. Он явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии по ини­ци­а­ти­ве пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на. Про­ект направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у рос­си­ян пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях оте­че­ствен­ной нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.