В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова прошла международная научная конференция «Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия», организованная историческим факультетом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и кафедрой истории Церкви.
Конференция носила междисциплинарный характер – в её работе принимали участие историки, философы, богословы. В ходе конференции модернизм рассматривался как совокупность тенденций внутри христианства, направленных на сближение богословской мысли, церковного учения и практики с современностью, отмечалась малая изученность данной темы. Христианский модернизм в докладах участников представлялся, как явление в широком хронологическом и конфессиональном контексте.
В докладах были представлены результаты исследований на основе изучения протестантского, католического и православного модернизма. Особое внимание уделялось теоретико-методологическим основам изучения модернизма, содержанию понятия «модернизм».
В работе конференции в секции «Христианский модернизм в церковной практике» с докладом «Модернизм, фундаментализм и «движение социального евангелия» в американском протестантизме первой четверти XX в.» приняла участие доктор исторических наук, профессор СахГУ Потапова Наталья Владимировна.
В докладе Н. В. Потаповой на основе анализа зарубежных исследований отмечалось, что превращение США в мировую державу, в центр миросистемы в начале ХХ в. сопровождалось формулированием её новой геополитической идеологии, геополитические же представления США этого периода были (и остаются до сих пор) тесно связанными с религиозной идеей. В докладе отмечалось, что первые десятилетия ХХ в. стали временем установления гегемонии американского протестантизма в евангелическом варианте. В американском протестантизме на рубеже XIX-XX вв., отмечается рост влияния модернизма, представители которого считали, что христианская вера должна приспосабливаться к современности, выступали за научное понимание Библии.
Модернизированный американский протестантизм призван был сгладить социальные противоречия, был направлен на поддержание «триумфа американской жизни». Как реакция на возникновение модернизма, усиливалось ортодоксальное, консервативное движение в протестантизме. Одновременно в США развивается движение «социального евангелия», или «кооперативное христианство», признававшее, христианская этика должна быть положена в основу социальных отношений.
Среди сторонников «социального евангелия» его были и модернисты, и фундаменталисты. В докладе подчеркивалось, что трансформировавшаяся протестантская миссия и в модернистском, и в ортодоксальном вариантах, предложила тотальную реформацию мира, не только духовную, но и социально-политическую и экономическую, создав идеологический фундамент геополитической риторики руководства США в XX-XXI вв. Академическое обсуждение философско-религиозной проблематики, развернувшееся на конференции, позволяет глубоко постичь современные процессы в духовной и политической сферах, идейные основания современных геополитических процессов.