В МГУ имени М. В. Ломоносова прошла Международная конференция «Христианский модернизм»

В рабо­те кон­фе­рен­ции в сек­ции «Хри­сти­ан­ский модер­низм в цер­ков­ной прак­ти­ке» при­ня­ла уча­стие док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор СахГУ Ната­лья Пота­по­ва

В Мос­ков­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те им. М. В. Ломо­но­со­ва про­шла меж­ду­на­род­ная науч­ная кон­фе­рен­ция «Хри­сти­ан­ский модер­низм: исто­ки, раз­ви­тие, про­ти­во­ре­чия», орга­ни­зо­ван­ная исто­ри­че­ским факуль­те­том Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. М. В. Ломо­но­со­ва и кафед­рой исто­рии Церк­ви.

Кон­фе­рен­ция носи­ла меж­дис­ци­пли­нар­ный харак­тер – в её рабо­те при­ни­ма­ли уча­стие исто­ри­ки, фило­со­фы, бого­сло­вы. В ходе кон­фе­рен­ции модер­низм рас­смат­ри­вал­ся как сово­куп­ность тен­ден­ций внут­ри хри­сти­ан­ства, направ­лен­ных на сбли­же­ние бого­слов­ской мыс­ли, цер­ков­но­го уче­ния и прак­ти­ки с совре­мен­но­стью, отме­ча­лась малая изу­чен­ность дан­ной темы. Хри­сти­ан­ский модер­низм в докла­дах участ­ни­ков пред­став­лял­ся, как явле­ние в широ­ком хро­но­ло­ги­че­ском и кон­фес­си­о­наль­ном кон­тек­сте.

В докла­дах были пред­став­ле­ны резуль­та­ты иссле­до­ва­ний на осно­ве изу­че­ния про­те­стант­ско­го, като­ли­че­ско­го и пра­во­слав­но­го модер­низ­ма. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ским осно­вам изу­че­ния модер­низ­ма, содер­жа­нию поня­тия «модер­низм».

В рабо­те кон­фе­рен­ции в сек­ции «Хри­сти­ан­ский модер­низм в цер­ков­ной прак­ти­ке» с докла­дом «Модер­низм, фун­да­мен­та­лизм и «дви­же­ние соци­аль­но­го еван­ге­лия» в аме­ри­кан­ском про­те­стан­тиз­ме пер­вой чет­вер­ти XX в.» при­ня­ла уча­стие док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор СахГУ Пота­по­ва Ната­лья Вла­ди­ми­ров­на.

В докла­де Н. В. Пота­по­вой на осно­ве ана­ли­за зару­беж­ных иссле­до­ва­ний отме­ча­лось, что пре­вра­ще­ние США в миро­вую дер­жа­ву, в центр миро­си­сте­мы в нача­ле ХХ в. сопро­вож­да­лось фор­му­ли­ро­ва­ни­ем её новой гео­по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии, гео­по­ли­ти­че­ские же пред­став­ле­ния США это­го пери­о­да были (и оста­ют­ся до сих пор) тес­но свя­зан­ны­ми с рели­ги­оз­ной иде­ей. В докла­де отме­ча­лось, что пер­вые деся­ти­ле­тия ХХ в. ста­ли вре­ме­нем уста­нов­ле­ния геге­мо­нии аме­ри­кан­ско­го про­те­стан­тиз­ма в еван­ге­ли­че­ском вари­ан­те. В аме­ри­кан­ском про­те­стан­тиз­ме на рубе­же XIX-XX вв., отме­ча­ет­ся рост вли­я­ния модер­низ­ма, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го счи­та­ли, что хри­сти­ан­ская вера долж­на при­спо­саб­ли­вать­ся к совре­мен­но­сти, высту­па­ли за науч­ное пони­ма­ние Биб­лии.

Модер­ни­зи­ро­ван­ный аме­ри­кан­ский про­те­стан­тизм при­зван был сгла­дить соци­аль­ные про­ти­во­ре­чия, был направ­лен на под­дер­жа­ние «три­ум­фа аме­ри­кан­ской жиз­ни». Как реак­ция на воз­ник­но­ве­ние модер­низ­ма, уси­ли­ва­лось орто­док­саль­ное, кон­сер­ва­тив­ное дви­же­ние в про­те­стан­тиз­ме. Одно­вре­мен­но в США раз­ви­ва­ет­ся дви­же­ние «соци­аль­но­го еван­ге­лия», или «коопе­ра­тив­ное хри­сти­ан­ство», при­зна­вав­шее, хри­сти­ан­ская эти­ка долж­на быть поло­же­на в осно­ву соци­аль­ных отно­ше­ний.

Сре­ди сто­рон­ни­ков «соци­аль­но­го еван­ге­лия» его были и модер­ни­сты, и фун­да­мен­та­ли­сты. В докла­де под­чер­ки­ва­лось, что транс­фор­ми­ро­вав­ша­я­ся про­те­стант­ская мис­сия и в модер­нист­ском, и в орто­док­саль­ном вари­ан­тах, пред­ло­жи­ла тоталь­ную рефор­ма­цию мира, не толь­ко духов­ную, но и соци­аль­но-поли­ти­че­скую и эко­но­ми­че­скую, создав идео­ло­ги­че­ский фун­да­мент гео­по­ли­ти­че­ской рито­ри­ки руко­вод­ства США в XX-XXI вв. Ака­де­ми­че­ское обсуж­де­ние фило­соф­ско-рели­ги­оз­ной про­бле­ма­ти­ки, раз­вер­нув­ше­е­ся на кон­фе­рен­ции, поз­во­ля­ет глу­бо­ко постичь совре­мен­ные про­цес­сы в духов­ной и поли­ти­че­ской сфе­рах, идей­ные осно­ва­ния совре­мен­ных гео­по­ли­ти­че­ских про­цес­сов.