«Университет – это не только место обучения, это еще и креатив, который потом движет миром»

И.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак дал боль­шое интер­вью для инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства «Интер­факс».

В рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и обра­зо­ва­ние», а так­же ини­ци­а­ти­вы Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на по созда­нию уни­вер­си­те­тов миро­во­го уров­ня на Саха­лине актив­но при­сту­пи­ли к стро­и­тель­ству кам­пу­са «Саха­линTech». Зали­ты бетон­ные осно­ва­ния под буду­щие кор­пу­са сту­ден­че­ско­го город­ка и науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са. О том, каким будет глав­ный уни­вер­си­тет ост­ров­но­го реги­о­на, какие пла­ны раз­ви­тия сотруд­ни­че­ства с парт­не­ра­ми, что ждать сту­ден­там, и какие зада­чи ста­вит перед вузом область в интер­вью «Интер­фак­су» рас­ска­зал испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, доцент Алек­сандр Самар­дак.

- Алек­сандр Сер­ге­е­вич, вы – док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук и были про­рек­то­ром по науч­ной рабо­те Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та. С мая теку­ще­го года воз­гла­ви­ли Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (СахГУ). Какие плю­сы и мину­сы уви­де­ли в рабо­те саха­лин­ско­го вуза, что реши­ли поме­нять и, воз­мож­но, уже какие-то изме­не­ния про­изо­шли?

– В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те хоро­ший и силь­ный педа­го­ги­че­ский состав, есть пре­по­да­ва­те­ли высо­ко­го уров­ня, но в плане науч­ных иссле­до­ва­ний – мало осна­щен­ных лабо­ра­то­рий и, как след­ствие, – про­во­дит­ся не очень мно­го науч­ных иссле­до­ва­ний. Сей­час у нас реа­ли­зу­ет­ся ряд иссле­до­ва­ний по госу­дар­ствен­но­му зада­нию, свя­зан­ных с кли­ма­ти­че­ским про­ек­том, с водо­род­ной энер­ге­ти­кой, с элек­тро­хи­ми­че­ски­ми источ­ни­ка­ми тока. Но для боль­шо­го уни­вер­си­те­та это­го мало. Нуж­ны совре­мен­ные лабо­ра­то­рии, как учеб­ные, так и науч­но-иссле­до­ва­тель­ские, что будет спо­соб­ство­вать повы­ше­нию каче­ства обра­зо­ва­ния.

С лета это­го года мы нача­ли вести рабо­ту в этом направ­ле­нии и фор­ми­ру­ем ряд новых лабо­ра­то­рий. Бук­валь­но на днях пода­ли четы­ре заяв­ки на моло­деж­ные лабо­ра­то­рии по таким направ­ле­ни­ям, как раз­ви­тие инте­гра­ци­он­ной фор­мы зару­беж­но­го про­стран­ства Рос­сии и стран Ази­ат­ско­го реги­о­на, оцен­ку послед­ствий кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний в дина­ми­ке вза­и­мо­дей­ствия при­род­ных, тех­но­ген­ных и антро­по­ген­ных эко­си­стем Даль­не­го Восто­ка, лабо­ра­то­рию в сфе­ре син­те­за и при­ме­не­ния новых поли­функ­ци­о­наль­ных мате­ри­а­лов и под­хо­дов для мони­то­рин­га, лик­ви­да­ции загряз­не­ний и обес­пе­че­ния радио­эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти окру­жа­ю­щей сре­ды, исто­рия Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов с древ­ней­ших вре­мен до наших дней.

– Вы ска­за­ли, что для откры­тия новых лабо­ра­то­рий СахГУ подал заяв­ки. Куда пода­ли заяв­ки, отку­да жде­те финан­си­ро­ва­ние?

– Есть феде­раль­ный про­ект «Нау­ка в уни­вер­си­те­ты», в рам­ках кото­ро­го реа­ли­зу­ет­ся про­ект «Моло­деж­ные лабо­ра­то­рии». Их долж­но быть созда­но поряд­ка 900 по всей стране. Уже прак­ти­че­ски выбра­на вся кво­та. Послед­ний кон­курс объ­яв­лен на 160 лабо­ра­то­рий. Мы пода­ли заяв­ки на этот кон­курс и ждем резуль­та­тов. Если заяв­ки под­твер­дят, у нас появят­ся лабо­ра­то­рии. Но неза­ви­си­мо от резуль­та­тов этих заявок, мы участ­ни­ки про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», и часть средств от этой про­грам­мы направ­ля­ем на созда­ние лабо­ра­то­рий и раз­ви­тие науч­ных иссле­до­ва­ний.

Сей­час у нас есть кла­стер хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Там уже есть высо­ко­класс­ное обо­ру­до­ва­ние, вклю­чая уста­нов­ку рент­ге­но­струк­тур­но­го ана­ли­за, инфра­крас­ный спек­тро­метр, газо­вые хро­ма­то­гра­фы. Но мы хотим рас­ши­рить эту линей­ку обо­ру­до­ва­ния, так как для реги­о­на важ­но нара­щи­вать ком­пе­тен­ции в обла­сти хими­че­ских тех­но­ло­гий. На Саха­лине сей­час раз­ви­ва­ет­ся неф­те­га­зо­вый сек­тор, а в бли­жай­ших пла­нах – раз­ви­тие пере­ра­бот­ки неф­ти и газа. А это, как вы пони­ма­е­те, уже совер­шен­но новые мате­ри­а­лы. И тут воз­ни­ка­ет потреб­ность в спе­ци­а­ли­стах со зна­ни­ем химии, физи­ки и мате­ри­а­ло­ве­де­ния. И наша зада­ча – отве­чать на такие запро­сы и гото­вить кад­ры.

Соби­ра­ем­ся раз­ви­вать направ­ле­ние, свя­зан­ное с аква­био­тех­но­ло­ги­я­ми. Реги­он у нас рыбо­про­мыс­ло­вый, здесь поряд­ка 75 заво­дов, кото­рые зани­ма­ют­ся рыбо­вод­ством и рыбо­пе­ре­ра­бот­кой. Зару­беж­ные тех­но­ло­гии ушли. Нуж­ны оте­че­ствен­ные раз­ра­бот­ки, импор­то­за­ме­ще­ния. Это зада­ча, кото­рую перед нами поста­вил губер­на­тор реги­о­на.

В насто­я­щее вре­мя мы зани­ма­ем­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем мари­куль­тур­но­го пар­ка. Сей­час идет про­цесс ремон­та, там будет восемь бас­сей­нов для раз­ве­де­ния моло­ди рыб и гид­ро­бион­тов. В сле­ду­ю­щем году он дол­жен зара­бо­тать, и мы будем зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми в раз­ве­де­нии маль­ка, моло­ди тре­пан­га, мор­ско­го ежа и гре­беш­ка. В кон­це нояб­ря мы про­ве­ли стра­те­ги­че­скую сес­сию по раз­ви­тию кам­пу­са «Саха­линTech» с парт­не­ра­ми, и одним из фоку­сов на ней ста­ли аква­био­тех­но­ло­гии и мари­куль­ту­ра. Гото­вим дорож­ную кар­ту вза­и­мо­дей­ствия по раз­ви­тию этих направ­ле­ний.

Актив­но зани­ма­ем­ся инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Без IT сего­дня невоз­мож­на ни одна сфе­ра дея­тель­но­сти. Согла­си­тесь, как удоб­но, когда у тебя в теле­фоне есть элек­трон­ные помощ­ни­ки и сер­ви­сы. Для их раз­ра­бот­ки нуж­ны спе­ци­а­ли­сты, при­чем не про­сто про­грам­ми­сты, а уме­ю­щие рабо­тать с систе­ма­ми искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ). Вме­сте со Сбе­ром и Мин­циф­рой Саха­лин­ской обла­сти мы созда­ли Саха­лин­ский центр ИИ. В его состав вхо­дит три лабо­ра­то­рии – VR-тех­но­ло­гий в стро­и­тель­стве и инже­не­рии, энер­го­эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий и управ­ле­ния реги­о­ном на осно­ве дан­ных. При этом Центр ИИ реша­ет реаль­ные зада­чи реги­о­на. Кад­ро­вый состав цен­тра пред­став­лен наши­ми сту­ден­та­ми, кото­рые отучи­лись в «Шко­ле 21» от Сбе­ра.

По «айтиш­ной» тема­ти­ке у нас появи­лось мно­го парт­не­ров, сре­ди кото­рых фир­ма «1C», груп­па ком­па­ний «Аст­ра» – про­из­во­ди­тель оте­че­ствен­ных опе­ра­ци­он­ных систем, ком­па­ния Cubisio – это ана­ли­ти­ка дан­ных. Нам так­же инте­рес­но раз­ви­тие мик­ро­элек­тро­ни­ки и робо­то­тех­ни­че­ских систем, поэто­му мы выстра­и­ва­ем парт­нер­ские отно­ше­ния с ком­па­ни­ей «Элвис» и GS Group. Вме­сте с Бан­ком Рос­сии запу­сти­ли «Фин­тех Хаб», вме­сте с пра­ви­тель­ством обла­сти созда­ли Ака­де­мию реги­о­наль­но­го управ­ле­ния, где обу­ча­ем береж­ли­вым тех­но­ло­ги­ям, управ­ле­нию в сфе­ре ЖКХ и инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти. В бли­жай­шее вре­мя в Ака­де­мии прой­дут обу­че­ние вице-мэры, отве­ча­ю­щие за город­ское хозяй­ство.

Про­ра­ба­ты­ва­ем вопрос с «Газ­про­мом» и «Газ­пром­бан­ком» о созда­нии еще пяти лабо­ра­то­рий по новой энер­ге­ти­ке и неф­те­га­зо­вым тех­но­ло­ги­ям. В сле­ду­ю­щем году у нас появит­ся водо­род­ный поли­гон на тер­ри­то­рии Спе­ци­аль­но­го кон­струк­тор­ско­го бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний (СКБ САМИ) Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук. Обо­ру­до­ва­ние для него гото­вит наш парт­нер – Мос­ков­ский физи­ко-тех­ни­че­ский инсти­тут (МФТИ). Этот поли­гон мы будем исполь­зо­вать сов­мест­но со СКБ САМИ. На нем будем отра­ба­ты­вать про­цес­сы по паро­вой кон­вер­сии мета­на с исполь­зо­ва­ни­ем сол­неч­ной энер­ге­ти­ки. На выхо­де будем полу­чать «голу­бой» водо­род. Перед наши­ми иссле­до­ва­те­ля­ми так­же сто­ят науч­но-тех­но­ло­ги­че­ские зада­чи по хра­не­нию, транс­пор­ти­ров­ке и исполь­зо­ва­нию водо­ро­да для авто­ном­ных энер­го­си­стем. Нет сомне­ний, что мы эти зада­чи решим, посколь­ку мы опи­ра­ем­ся на базо­вую отрасль СПГ, кото­рая впер­вые в нашей стране заро­ди­лась имен­но на Саха­лине.

Надо пони­мать, что мы живем на ост­ро­вах. В соста­ве Саха­лин­ской обла­сти – 87 ост­ро­вов. При этом общая пло­щадь – как две Швей­ца­рии. Энер­го­си­сте­ма ост­ро­ва Саха­лин состо­ит из сег­мен­тов: цен­траль­ный, север­ный, несколь­ко неболь­ших авто­ном­ных сег­мен­тов. На Куриль­ских ост­ро­вах свои отдель­ные авто­ном­ные энер­го­си­сте­мы. Воз­ни­ка­ет вопрос в содер­жа­нии и эффек­тив­ном управ­ле­нии такой слож­ной систе­мой. Для это­го нуж­ны тех­ни­че­ские сред­ства и инфор­ма­ци­он­ные систе­мы ново­го поко­ле­ния, кото­рые поз­во­лят нам пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать всю энер­ге­ти­ку. Мы хотим сде­лать так, что­бы она рабо­та­ла бес­пе­ре­бой­но и эффек­тив­но. Все раз­ра­бот­ки, кото­рые будут полу­че­ны на водо­род­ном поли­гоне, поз­во­лят созда­вать, в том чис­ле интел­лек­ту­аль­ные гибрид­ные энер­ге­ти­че­ские систе­мы, в состав кото­рой могут вхо­дить вет­ря­ная, водо­род­ная, гео­тер­маль­ная и сол­неч­ная энер­ге­ти­ка. Ночью солн­це не све­тит, ветер не дует – для элек­тро­ге­не­ра­ции исполь­зу­ет­ся водо­род, подул ветер – часть энер­гии направ­ля­ет­ся на син­тез водо­ро­да и его накоп­ле­ние. Такие систе­мы мы будем про­ек­ти­ро­вать для исполь­зо­ва­ния в уда­лен­ных и труд­но­до­ступ­ных тер­ри­то­ри­ях, в том чис­ле, с экс­тре­маль­ны­ми усло­ви­я­ми жиз­ни.

Если мы гово­рим про социо-гума­ни­тар­ную под­го­тов­ку, то мы дела­ем став­ку на вза­и­мо­дей­ствие с Восточ­ной и Юго-Восточ­ной Ази­ей. Мы ведем пере­го­во­ры с китай­ски­ми парт­не­ра­ми, в част­но­сти с Шан­дунь­ским уни­вер­си­те­том, Севе­ро-Восточ­ным педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том, уни­вер­си­те­том Цзя­му­сы. Это будут сту­ден­че­ские и пре­по­да­ва­тель­ские обмен­ные про­грам­мы, обу­че­ние у нас рус­ско­му язы­ку ино­стран­ных сту­ден­тов для после­ду­ю­ще­го поступ­ле­ния в рос­сий­ский уни­вер­си­тет. Китай­ской сто­роне осо­бо инте­рес­но наше педа­го­ги­че­ское направ­ле­ние, а рос­сий­ская педа­го­ги­ка у них счи­та­ет­ся одной из луч­ших. Им инте­рес­ны так­же тех­ни­че­ские направ­ле­ния: стро­и­тель­ство, неф­те­газ, экс­плу­а­та­ция машин и меха­низ­мов.

– Полу­ча­ет­ся, что китай­ские сту­ден­ты будут при­ез­жать в СахГУ на уче­бу?

– Да. Мы рас­счи­ты­ва­ем, что со сле­ду­ю­ще­го учеб­но­го года китай­ские сту­ден­ты нач­нут обу­че­ние в нашем уни­вер­си­те­те. Воз­мож­но, у нас так­же появят­ся сту­ден­ты из Вьет­на­ма, Индии, Индо­не­зии и Малай­зии. Но это пока в про­ек­те. Нуж­но пони­мать, что это не толь­ко высо­кая ответ­ствен­ность, но вызо­вы по созда­нию усло­вий для про­жи­ва­ния с уче­том наци­о­наль­ных и рели­ги­оз­ных осо­бен­но­стей.

Нам так­же инте­рес­ны сту­ден­ты из стран СНГ. Они уже про­яв­ля­ют осо­бен­ный инте­рес к наше­му уни­вер­си­те­ту. Недав­но у нас про­шла меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей», на ней были участ­ни­ки из Казах­ста­на. И мы заго­ре­лись иде­ей при­гла­шать отту­да аби­ту­ри­ен­тов для обу­че­ния. В пла­нах у нас рабо­та с Узбе­ки­ста­ном и Кыр­гыз­ста­ном, а так­же с новы­ми тер­ри­то­ри­я­ми нашей стра­ны. Бук­валь­но в нояб­ре мы завер­ши­ли первую феде­раль­ную «Уни­вер­си­тет­скую сме­ну». К нам при­е­ха­ли 30 школь­ни­ков из ДНР, уча­щи­е­ся 8–11‑х клас­сов. Часть ребят уже изъ­яви­ли жела­ние посту­пать в наш уни­вер­си­тет. Рас­счи­ты­ва­ем, что они к нам при­едут. Вме­сте с реги­о­наль­ным пра­ви­тель­ством дума­ем как их при­вез­ти на уче­бу. Ну и хотим, что­бы боль­ше ребят из новых тер­ри­то­рий обра­ти­ли вни­ма­ние на наш вуз, здесь есть мно­го инте­рес­ных воз­мож­но­стей, спе­ци­аль­но­стей.

– Сей­час пол­ным ходом идет боль­шая строй­ка кам­пу­са миро­во­го уров­ня «Саха­линTech», Рас­ска­жи­те, пожа­луй­ста, каким он будет. Какая фило­со­фия закла­ды­ва­ет­ся в новый уни­вер­си­тет?

– Это будет новое про­стран­ство как для само­го уни­вер­си­те­та, так и для его стра­те­ги­че­ских парт­не­ров. Мы стро­им кам­пус миро­во­го уров­ня, кото­рый будет не толь­ко сту­ден­то­цен­трич­ный, но и парт­не­ро­цен­трич­ный. Мы стре­мим­ся к тому, что­бы парт­не­ры хоте­ли к нам прий­ти, пото­му что у нас есть нуж­ные ком­пе­тен­ции, идеи и науч­ная инфра­струк­ту­ра. В кам­пу­се будут созда­ны про­стран­ства для сов­мест­ной рабо­ты, иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии сов­мест­но с «Роса­то­мом», «Газ­про­мом», «Сбе­ром», «Саха­лин­ской Энер­ги­ей» и дру­ги­ми круп­ны­ми рос­сий­ски­ми и реги­о­наль­ны­ми ком­па­ни­я­ми. То есть со все­ми пред­при­я­ти­я­ми, кото­рые заин­те­ре­со­ва­ны в новых тех­но­ло­ги­ях, новых мате­ри­а­лах, в кад­рах. Они и зай­дут на пло­щад­ку ново­го кам­пу­са.

Науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс наше­го кам­пу­са будет пло­ща­дью 90 тысяч квад­рат­ных мет­ров. Он раз­ме­стит­ся в самом цен­тре горо­да и будет пред­на­зна­чен для обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти и науч­ных иссле­до­ва­ний. В нем будет все для ком­фор­та сту­ден­тов, пре­по­да­ва­те­лей, парт­не­ров, а так­же мест­ных жите­лей: точ­ки пита­ния, спорт­за­лы, биб­лио­те­ки, места для сов­мест­ной рабо­ты и обсуж­де­ния идей. Через доро­гу от наше­го кам­пу­са «Газ­пром» уже стро­ит центр вод­ных видов спор­та, кото­рый будет объ­ек­том олим­пий­ско­го уров­ня. В нем наши пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты смо­гут зани­мать­ся пла­ва­ни­ем. В полу­ки­ло­мет­ре рас­по­ло­жен подъ­ем­ник на гор­но­лыж­ный курорт «Гор­ный воз­дух». Новые обще­жи­тия на про­спек­те Побе­ды будут пред­став­ле­ны тре­мя зда­ни­я­ми на еди­ном сти­ло­ба­те. Это 1,5 тыс. мест про­жи­ва­ния. По сути, это будет «трех­звез­доч­ная» гости­ни­ца для сту­ден­тов и сотруд­ни­ков с фит­нес-цен­тром, спорт­за­лом, кафе, зона­ми отды­ха и уче­бы. И все это в шаго­вой доступ­но­сти до клю­че­вых соци­аль­ных, куль­тур­ных, обще­ствен­ных и спор­тив­ных объ­ек­тов горо­да.

Мы отре­мон­ти­ро­ва­ли одно обще­жи­тие ста­ро­го студ­го­род­ка, вто­рое – в про­цес­се ремон­та. На этой тер­ри­то­рии сов­мест­но с мэри­ей Южно-Саха­лин­ска созда­ем сту­ден­че­ский буль­вар, кото­рый от стан­ции назем­но­го мет­ро «Уни­вер­си­тет» свя­жет вело­пе­ше­ход­ной дорож­кой «ста­рый» кам­пус с новым студ­го­род­ком и науч­но-обра­зо­ва­тель­ным ком­плек­сом «Саха­линTech». У нас будут созда­ны все усло­вия для уче­бы, спор­та, актив­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния. Эти пер­спек­ти­вы поз­во­ля­ют нам делать став­ку и на при­вле­че­ние сту­ден­тов со всей стра­ны и из-за рубе­жа.

У нас есть амби­ци­оз­ная зада­ча – к 2030 году у нас долж­ны обу­чать­ся более 10 тысяч сту­ден­тов про­тив нынеш­них 7,5 тысяч. То есть за 5–6 лет нам нуж­но при­ба­вить 2,5−3 тыся­чи сту­ден­тов. Это серьез­ный вызов для всей коман­ды, и мы уве­ре­ны, что с этим спра­вим­ся. Тем более, что у нас есть под­держ­ка со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти и лич­но от губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко.

– Каки­ми тем­па­ми идет стро­и­тель­ство кам­пу­са и сту­ден­че­ско­го город­ка?

– Стро­и­тель­ство науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са (НОК) «Саха­линTech» нача­лось 9 авгу­ста это­го года, а студ­го­род­ка – 9 сен­тяб­ря. А уже 4 нояб­ря зали­ли пер­вый бетон на строй­ке НОКа , что на шесть дней рань­ше, чем пла­ни­ро­ва­лось. На студ­го­род­ке бетон пошел 30 нояб­ря. Губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко поста­вил зада­чу, не теряя тем­пов и каче­ства строй­ки, как мож­но ско­рее воз­ве­сти эти зда­ния. Гла­ва реги­о­на заин­те­ре­со­ван, что­бы у нас быст­рее появи­лись новые усло­вия. Завер­шить стро­и­тель­ство студ­го­род­ка мы хотим в нояб­ре 2025 года, а науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са – в декаб­ре 2026 года. Мы пла­ни­ру­ем, что обще­жи­тия нач­нем экс­плу­а­ти­ро­вать в 2026 году, а в кам­пу­се нач­нем учеб­ный про­цесс с 1 сен­тяб­ря 2027 года.

Губер­на­тор лич­но, прак­ти­че­ски еже­днев­но, посе­ща­ет стро­я­щи­е­ся объ­ек­ты, а реги­о­наль­ное мини­стер­ство циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия каж­дую неде­лю мони­то­рит строй­ку с помо­щью бес­пи­лот­ни­ков. Как вы зна­е­те, стро­и­тель­ство кам­пу­сов в ряде реги­о­нов стра­ны осу­ществ­ля­ет­ся в две вол­ны. Наш уни­вер­си­тет попал во вто­рую, но по тем­пам реа­ли­за­ции про­ек­та мы уже обго­ня­ем про­ек­ты пер­вой вол­ны.

– Вы ска­за­ли, что тес­но буде­те вза­и­мо­дей­ство­вать с ком­па­ни­я­ми и пред­при­я­ти­я­ми реги­о­на. Как это будет выгля­деть на прак­ти­ке, может, они в кам­пу­се откро­ют свои офи­сы или какие-то сов­мест­ные лабо­ра­то­рии? Или сту­ден­ты будут прак­ти­ко­вать­ся на этих пред­при­я­ти­ях?

– Это будут сов­мест­ные лабо­ра­то­рии и сов­мест­ные иссле­до­ва­тель­ские цен­тры. Есть ряд направ­ле­ний, кото­рые важ­ны для реги­о­на. Энер­ге­ти­ка, кли­мат, эко­ло­гия и при­род­ные ресур­сы, аква­био­тех­но­ло­гии и мари­куль­ту­ра, искус­ствен­ный интел­лект, восто­ко­ве­де­ние, педа­го­ги­ка. Мы пони­ма­ем, что по тех­ни­че­ским направ­ле­ни­ям – неф­те­газ, водо­род, аква­био­тех, «циф­ра» – зада­чи дол­жен ста­вить реги­он и парт­не­ры. Мы начи­на­ем раз­го­ва­ри­вать с парт­не­ра­ми, выяв­лять их дефи­ци­ты в про­из­вод­ствен­ных про­цес­сах, мате­ри­а­лах и тех­но­ло­ги­ях. И мы гото­вы вклю­чить­ся в раз­ра­бот­ку все­го это­го.

Инду­стри­аль­ные парт­не­ры, если они не про­во­дят иссле­до­ва­ния, не зна­ют, что будет даль­ше, какие новые тех­но­ло­гии появят­ся через 10–15 лет и вряд ли смо­гут быть кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми. В этой зада­че им помо­га­ют уни­вер­си­те­ты. Поэто­му наш губер­на­тор пони­ма­ет, что без уни­вер­си­те­та про­рыв­но­го раз­ви­тия в реги­оне будет. Либо Саха­лин­ская область оста­нет­ся сырье­вым реги­о­ном, где про­сто кача­ют нефть, газ, добы­ва­ют уголь и про­да­ют, либо мы зама­хи­ва­ем­ся на модель Син­га­пу­ра, у кото­ро­го нет при­род­ных ресур­сов, а эко­но­ми­ка постро­е­на на интел­лек­те. Гото­вя в парт­нер­стве с биз­не­сом кад­ры, сов­мест­но раз­ви­вая новые направ­ле­ния, важ­ные для реги­о­на, фор­ми­ру­ем новую эко­но­ми­ку – эко­но­ми­ку талан­тов и зна­ний.

Сту­ден­ты, кото­рые участ­ву­ют в таких про­ек­тах, ста­но­вят­ся хоро­ши­ми спе­ци­а­ли­ста­ми не пото­му, что они учеб­ник про­чи­та­ли, а пото­му что они рабо­та­ли над реаль­ной зада­чей, при­ду­ма­ли что-то новое, про­шли прак­ти­ку у инду­стри­аль­но­го парт­не­ра, пора­бо­та­ли с отрас­ле­вы­ми про­фес­си­о­на­ла­ми в про­цес­се уче­бы.

Здесь мы хотим отто­чить гибрид­но-модуль­ный фор­мат обу­че­ния, что­бы сту­ден­ты не толь­ко тео­ре­ти­че­ские зна­ния полу­ча­ли, но и закреп­ля­ли их на прак­ти­ке без отры­ва от уче­бы. Мы хотим выпус­кать сту­ден­тов, кото­рые смо­гут решать нети­пич­ные зада­чи за более корот­кое вре­мя, чем сту­ден­ты дру­гих вузов. Каж­дый день мы над этим рабо­та­ем. Мы дела­ем малень­кие шаги на пути к боль­шой цели. К 2030 году мы долж­ны стать мощ­ным науч­но-обра­зо­ва­тель­ным цен­тром. И дела­ем став­ку на наших парт­не­ров, новые тех­но­ло­гии и науч­ные раз­ра­бот­ки.

– С даль­ней­шим раз­ви­ти­ем уни­вер­си­те­та и появ­ле­ни­ем новых направ­ле­ний, кото­рых ранее не было в вузе и в реги­оне, пона­до­бит­ся допол­ни­тель­ный пре­по­да­ва­тель­ский состав. Как буде­те гото­вить кад­ры, при­вле­кать из дру­гих реги­о­нов? Какие сти­му­ли­ру­ю­щие меры буде­те пред­ла­гать им?

– Есть несколь­ко спо­со­бов, как кад­ры гото­вить и их при­вле­кать. Пер­вый – внут­рен­ний, когда у тебя «под­рас­та­ют» моло­дые пре­по­да­ва­те­ли, защи­ща­ют дис­сер­та­ции и ста­но­вят­ся опыт­ны­ми сотруд­ни­ка­ми. Это доста­точ­но дол­гий путь.

Вто­рой – мы при­гла­ша­ем спе­ци­а­ли­стов из дру­гих реги­о­нов, нахо­дим моло­дых, актив­ных кан­ди­да­тов и док­то­ров наук. Уже несколь­ко чело­век таких при­е­ха­ли. Мы им пред­ла­га­ем неплохую зар­пла­ту, кото­рая на Саха­лине доста­точ­но высо­кая. Зар­пла­та в вузе при­вя­за­на к сред­ней по реги­о­ну и долж­на быть не менее 200% от нее, соглас­но ука­зу Пре­зи­ден­та РФ. И у нас есть поста­нов­ле­ние област­но­го пра­ви­тель­ства по суб­си­ди­ро­ва­нию про­жи­ва­ния в съем­ном жилье для кан­ди­да­тов и док­то­ров наук, кото­рые при­ез­жа­ют к нам в реги­он.

И тре­тий спо­соб – при­гла­шать под инте­рес­ные зада­чи. У моло­дых уче­ных появ­ля­ет­ся воз­мож­ность создать новые лабо­ра­то­рии, зани­мать­ся пере­до­вы­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, отла­дить кон­такт с инду­стри­ей и начи­нать решать зада­чи, важ­ные для реги­о­на. Очень мно­гие смот­рят на наш реги­он, он при­вле­ка­те­лен. Южно-Саха­линск – очень ком­форт­ный и ухо­жен­ный город. Здесь есть все атри­бу­ты мега­по­ли­са, и мно­гим это нра­вит­ся. Мы спе­ци­аль­но при­гла­ша­ем людей из дру­гих реги­о­нов на раз­ные меро­при­я­тия, что­бы они сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ли все, что здесь есть. Думаю, что с этой зада­чей мы спра­вим­ся, и у нас появит­ся мно­го новых талант­ли­вых пре­по­да­ва­те­лей и уче­ных.

Сей­час у нас 250 пре­по­да­ва­те­лей, из них 14 док­то­ров наук, 74 кан­ди­да­тов наук. Еще 12 педа­го­гов из дру­гих реги­о­нов пре­по­да­ют дистан­ци­он­но. В пер­спек­ти­ве на 10 тысяч сту­ден­тов нам необ­хо­ди­мо око­ло 800 пре­по­да­ва­те­лей, и поэто­му мы мак­си­маль­но уси­ли­ва­ем аспи­ран­ту­ру. Про­сим в нее боль­ше бюд­жет­ных мест, что­бы под­го­то­вить моло­дых пре­по­да­ва­те­лей, что­бы они ста­но­ви­лись кан­ди­да­та­ми и док­то­ра­ми наук. Это самый пра­виль­ный, но и самый дли­тель­ный спо­соб под­го­тов­ки кад­ров.

Трое моло­дых уче­ных при­е­ха­ли к нам из При­мо­рья, из ДВО РАН и ДВФУ. У нас тру­до­устро­е­ны, но пока на дистан­ци­он­ной фор­ме три чело­ве­ка из Том­ска – два кан­ди­да­та и моло­дой док­тор наук. Эта коман­да рабо­та­ет в новой лабо­ра­то­рии по моде­ли­ро­ва­нию СВЧ-элек­тро­ни­ки для бес­пи­лот­ни­ков, кото­рая появи­лась у нас бла­го­да­ря про­грам­ме ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток». Думаю, что в сле­ду­ю­щем году доста­точ­но мно­го новых людей при­гла­сим на Саха­лин. Но есть зада­чи, когда чело­ве­ку не обя­за­тель­но здесь физи­че­ски нахо­дить­ся, и часть дис­ци­плин у нас пре­по­да­ют­ся дистан­ци­он­но. Мы можем при­гла­шать луч­ших про­фес­со­ров, кан­ди­да­тов наук для рабо­ты по уда­лен­ной фор­ме.

– Вы при­ни­ма­е­те уча­стие в феде­раль­ном кон­кур­се по созда­нию пере­до­вых инже­нер­ных школ? Какие зада­чи вы себе ста­ви­те и что ожи­да­е­те в слу­чае побе­ды от это­го про­ек­та?

– Под­го­то­вить нуж­но­го спе­ци­а­ли­ста в совре­мен­ных усло­ви­ях, когда все слиш­ком быст­ро меня­ет­ся, уни­вер­си­тет само­сто­я­тель­но уже не спо­со­бен. На под­го­тов­ку совре­мен­но­го спе­ци­а­ли­ста ухо­дит мини­мум четы­ре года, а что­бы запу­стить новую обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му нуж­но еще 1,5−2 года. А кад­ры нуж­ны сего­дня. Поэто­му мы вме­сте с биз­не­сом будем гото­вить тех спе­ци­а­ли­стов, кото­рые им необ­хо­ди­мы. Не про­сто испол­ни­те­лей, а тех, кто смо­жет вести ком­плекс­ные про­ек­ты, кто пони­ма­ет инду­стрию и смо­жет при­нять уча­стие в ее транс­фор­ма­ции. Для это­го запус­ка­ем про­ект по созда­нию пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы.

Мы хотим гото­вить инже­не­ров новой фор­ма­ции, спо­соб­ных мыс­лить систем­но и кон­струк­тив­но. Это кри­ти­че­ски важ­ная зада­ча, так как запад­ные ком­па­нии ушли с Саха­ли­на, а инже­не­ры здесь, в основ­ном, были запад­ные. Они были под­го­тов­ле­ны под реше­ние ком­плекс­ных задач, а сей­час это направ­ле­ние ого­ли­лось. Мы гото­вы взять на себя эту труд­ную, но важ­ную для реги­о­на мис­сию – гото­вить инже­не­ров новой фор­ма­ции как для неф­те­га­зо­вой отрас­ли, так и новой отрас­ли – водо­род­ной и гибрид­ной энер­ге­ти­ки.

– Какие пер­спек­ти­вы есть у сту­ден­тов Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, что­бы успеш­но раз­ви­вать­ся, иметь хоро­шую рабо­ту и достой­ное каче­ство жиз­ни?

– Мы сей­час наце­ле­ны на то, что­бы в уни­вер­си­те­те рос­ло каче­ство пре­по­да­ва­ния. Что­бы здесь были акту­аль­ные прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ные про­грам­мы, в каж­дую про­грам­му мы встра­и­ва­ем парт­не­ра, кото­рый заин­те­ре­со­ван в этих сту­ден­тах. Мы про­ра­ба­ты­ва­ем сей­час вопро­сы, свя­зан­ные с инди­ви­ду­аль­ны­ми кор­по­ра­тив­ны­ми сти­пен­ди­я­ми, про­ду­мы­ва­ем гибрид­но-модуль­ные ста­жи­ров­ки, когда нет отры­ва от обу­че­ния, но при этом сту­дент про­хо­дит дли­тель­ную под­го­тов­ку у реаль­но­го рабо­то­да­те­ля. Мы выстра­и­ва­ем всю эту тра­ек­то­рию, начи­ная со шко­лы. Мы запу­сти­ли про­ект «500 школь­ни­ков», в кото­ром гото­вим стар­ше­класс­ни­ков к вхож­де­нию в уни­вер­си­тет по ряду направ­ле­ний: био­ло­гия, химия, физи­ка, мате­ма­ти­ка, искус­ствен­ный интел­лект. В нашей шко­ле уже обу­ча­ют­ся око­ло 900 школь­ни­ков. Этот про­ект мы запу­сти­ли сов­мест­но с губер­на­то­ром реги­о­на Вале­ри­ем Лима­рен­ко. Мы обно­ви­ли обра­зо­ва­тель­ные про­стран­ства в одном из наших кор­пу­сов под обу­че­ние школь­ни­ков. Пока это уча­щи­е­ся 10–11‑х клас­сов, но пла­ни­ру­ем в буду­щем начи­нать рабо­ту с 8‑го клас­са.

У нас появи­лись учеб­но-науч­ные лабо­ра­то­рии, кото­рые направ­ле­ны на реше­нии реаль­ных задач. Зна­ко­мим ребят с реаль­ны­ми про­ек­та­ми наших парт­не­ров. Это поз­во­лит по окон­ча­нию обу­че­ния в нашем уни­вер­си­те­те уже иметь рабо­чее место с понят­ны­ми усло­ви­я­ми и инте­рес­ны­ми зада­ча­ми. Наши парт­не­ры и рабо­то­да­те­ли в про­цес­се обу­че­ния будут их под­хва­ты­вать, выде­лять кор­по­ра­тив­ные сти­пен­дии, водить к себе на пред­при­я­тия и гово­рить, как и что у него будет, какие усло­вия рабо­ты, какая запла­та. Уве­рен, что боль­шин­ство ребят будут тру­до­устро­е­ны, как толь­ко они полу­чат дипло­мы, а, может, даже еще в про­цес­се уче­бы.

– Мно­го сту­ден­тов, кото­рые при­ез­жа­ют сюда на уче­бу из дру­гих реги­о­нов?

– В этом году в наш вуз посту­пи­ли 40 сту­ден­тов из дру­гих реги­о­нов Рос­сии и 12 из-за рубе­жа. Но мы хотим эти чис­ла уве­ли­чить как мини­мум в 10 раз. К нам при­ез­жа­ют ребя­та из Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га, Став­ро­поль­ско­го края, Буря­тии, Алтай­ско­го края, Еврей­ской авто­ном­ной обла­сти, Кабар­ди­но-Бал­кар­ской рес­пуб­ли­ки, Крас­но­дар­ско­го края, Санкт-Петер­бур­га и Моск­вы. Наи­бо­лее попу­ляр­ные спе­ци­аль­но­сти в уни­вер­си­те­те – восто­ко­ве­де­ние, линг­ви­сти­ка, неф­те­газ, стро­и­тель­ство, инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. На этих направ­ле­ни­ях у нас высо­кий уро­вень под­го­тов­ки и талант­ли­вые пре­по­да­ва­те­ли.