Студенты российских вузов прошли в СахГУ обучение по геоинформационным технологиям

Зим­няя шко­ла для моло­дых учё­ных по тема­ти­ке «Про­ект­ный менедж­мент в обла­сти инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий» при­влек­ла на Саха­лин сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей вузов Рос­сии.

Зим­няя шко­ла для моло­дых учё­ных по тема­ти­ке «Про­ект­ный менедж­мент в обла­сти инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий» при­влек­ла на Саха­лин сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей вузов Рос­сии. В тече­ние несколь­ких дней 15 гостей из Вла­ди­во­сто­ка, Том­ска, Вла­ди­ми­ра и Моск­вы, а так­же саха­лин­ские сту­ден­ты изу­ча­ли про­ект­ную дея­тель­ность в раз­ре­зе гео­ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, осва­и­ва­ли новые мето­ди­ки и инстру­мен­та­рий, вели науч­но-иссле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность на мор­ском побе­ре­жье.

– В новой кли­ма­ти­че­ской док­трине под­чёр­ки­ва­ет­ся важ­ность дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли и гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систем, – рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель про­ек­та, доцент кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Оле­ся Куп­цо­ва. – И мы реши­ли орга­ни­зо­вать такую шко­лу, где ребя­та изу­ча­ют, что такое гео­ин­фор­ма­ци­он­ные систе­мы и как мож­но это увя­зать с про­ект­ной дея­тель­но­стью. Это очень вос­тре­бо­ван­ное направ­ле­ние, поэто­му к нам на учё­бу при­е­ха­ли ребя­та из Мор­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни адми­ра­ла Невель­ско­го (г. Вла­ди­во­сток), Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та систем управ­ле­ния, Вла­ди­мир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. А в сле­ду­ю­щем году мы ожи­да­ем ещё вдвое боль­ше гостей с мате­ри­ка.

Обу­ча­ют­ся в шко­ле глав­ным обра­зом сту­ден­ты тре­тьих-чет­вёр­тых кур­сов и маги­стран­ты, так как это было основ­ным усло­ви­ем про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030», в рам­ках кото­рой реа­ли­зо­ван про­ект. Поми­мо тео­ре­ти­че­ских заня­тий, они выез­жа­ли в бух­ту Тихую, где соби­ра­ли дан­ные для гео­эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га. Вся собран­ная инфор­ма­ция фик­си­ру­ет­ся на кар­те, бла­го­да­ря кото­рой после состав­ля­ет­ся общая кар­ти­на, в каких обла­стях луч­ше погло­ща­ет­ся угле­род, где повы­шен­ная опас­ность пожа­ров и раз­рыв­ных нару­ше­ний, где измен­чи­вая ледо­вая обста­нов­ка.

Кста­ти, одно из заня­тий про­вёл док­тор тех­ни­че­ских наук, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли Вла­ди­мир Пищаль­ник. Он рас­ска­зал, как про­хо­дит мони­то­ринг ледо­вой обста­нов­ки по запро­сам таких ком­па­ний, как «Саха­лин­ская энер­гия», «Экс­он» и дру­гие. Науч­ные дан­ные и про­гно­зы учё­ных из СахГУ обес­пе­чи­ва­ют без­опас­ное про­хож­де­ние кораб­лей в зим­нее вре­мя.

– Боль­шой плюс таких науч­ных школ для моло­дых учё­ных – это то, что мы обме­ни­ва­ем­ся опы­том, – счи­та­ет Оль­га Тихо­но­ва, доцент кафед­ры без­опас­но­сти в неф­те­га­зо­вом ком­плек­се МГУ име­ни Невель­ско­го (Вла­ди­во­сток). – Бла­го­да­ря про­грам­ме «При­о­ри­тет-2030», нам уда­лось побы­вать на Саха­лине, озна­ко­мить­ся с мето­да­ми про­ект­но­го менедж­мен­та в гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систе­мах, с инстру­мен­та­ми рабо­ты. Мы научи­лись дешиф­ро­вы­вать кос­ми­че­ские сним­ки, рабо­та­ли в про­грам­ме QGIS. В бух­те Тихой мы соби­ра­ли дан­ные для науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты, изме­ря­ли пока­за­те­ли угле­ро­да, мета­на, угле­кис­ло­го газа.

Шко­ла моло­дых учё­ных в СахГУ, соглас­но задум­ке орга­ни­за­то­ров, будет раз­ви­вать­ся по несколь­ким направ­ле­ни­ям. Одним из них ста­нет дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти с помо­щью гео­ин­фор­ма­ци­он­ных систем, ещё одно по без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти, а имен­но по спа­са­тель­ным отря­дам и при­род­ным рис­кам.

– Про­шед­шая шко­ла тес­но свя­за­на с нашим направ­ле­ни­ем под­го­тов­ки, так что полу­чен­ные зна­ния и опыт мы смо­жем при­ме­нить в сво­их науч­ных рабо­тах, – рас­ска­зал сту­дент 3 кур­са МГУ Невель­ско­го по направ­ле­нию под­го­тов­ки «тех­но­сфер­ная без­опас­ность» Нико­лай Литов­чен­ко. – Вооб­ще за это вре­мя мы ощу­ти­мо попол­ни­ли нашу базу зна­ний. Так, неко­то­рые мето­ди­ки иссле­до­ва­ний, кото­рые исполь­зу­ют­ся в Саха­лин­ском госу­ни­вер­си­те­те, очень инте­рес­ны, и мы будем их исполь­зо­вать у себя.