2 февраля 2024 года в рамках XVI Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения» состоялась работа удаленной секции 19 «Психолого-педагогические аспекты управления процессом образования в современных условиях». Очное проведение удаленной секции проводится вот уже шестой год подряд.
Неизменный организатор работы удаленной секции – кафедра психологии Института педагогики и психологии Сахалинского государственного университета.
Базой проведения секции в этом году выступило Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Южно-Сахалинска.
Формат проведения секции был смешанный: оф-лайн, он-лайн, видео обращения и доклады. В целом в работе секции приняло участие 42 человека, из которых: очных участников – 12 чел.,он-лайн участников – 13 чел. и заочных участников – 17 чел.
Модераторами секции выступили: Афанасенкова Елена Леонидовна, доцент (ВАК), канд. психол. наук, доц. каф. психологии ИПиП СахГУ; И Сен Чер (Владислав Николаевич), директор МАОУ СОШ №22 г. Южно-Сахалинска.
Началась работы секции с видео обращения к её участникам Воровщикова Сергея Георгиевича, председателя Оргкомитета ШЧ-2024, профессора (ВАК), док. пед. наук, академика МАНПО, профессора Института педагогики и психологии образования МГПУ (г. Москва), который пожелал хорошей работы 19 секции и творческих успехов её участникам.

Первым этапом работы секции было проведение круглого стола с обсуждением видео выступления Ковальчука Михаила Валентиновича, док. физ.-мат. наук, профессора, член-корреспондент РАН, советского и российского физика, член-корреспондент РАН, президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (г. Москва): «Будущее начинается сегодня!». Участники секции включились в активное обсуждение полемичного мнения, высказали свою позицию насчет актуальных вопросов воспитания и образования в нашей области, в современной России, в мире в целом.
Вторым этапом работы было выступление участников с докладами по ее проблематике в соответствии с Программой работы удаленной секции 19. С первым докладом на тему «Взаимодействие университета и этнических диаспор как условия социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации» выступила Балицкая Ирина Валериановна, доцент (ВАК), док. пед. наук, профессор кафедры иностранного языка и страноведения Института филологии, истории и востоковедения СахГУ. Далее в ходе работы секции было заслушано еще семь выступлений:
«Психолого-педагогические особенности организации проектной задачи как условия формирования учебной самостоятельности младших школьников» – Румянцевой Людмилы Николаевны, канд. пед. наук, доцента каф. теории и методики обучения и воспитания ИПиП СахГУ.
«Продуктивные психолого-педагогические средства развития воображения и творческого потенциала обучающихся на уроках иностранного языка» – Ри Шин Хян (Ирины Алексеевны), канд. психол. наук, доцента кафедры психологии ИПиП СахГУ.
«Особенности организации психологического сопровождения с применением дистанционных образовательных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями» – Пасынковой Ольги Владимировны и Ковальской Татьяны Васильевны, педагоги-психологи отдела сопровождения цифровых процессов в образовании, ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области».
«Психолого-педагогическая установка как фактор повышения качества преподаваемой дисциплины» (видео доклад) – Гугуевой Татьяны Алексеевны, педагога-психолога, ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр»; аспиранта ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара).
«Психолог в роли наставника для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов в образовательной организации» (видео доклад) – Пеньковой Юлии Владимировны, педагога-психолога МБОУ «Гимназии 25» (г. Курск).
Завершающим выступление был доклад Елены Леонидовны Афанасенковой «Создание ресурсной социально-адаптивной среды в поликультурном образовательном пространстве для успешной самореализации всех субъектов взаимодействия».
В рамках работы секции с ее участниками была проведена анкета обратной связи (приложение 1), по результатам которой был отмечен достаточно высокий уровень ее организации. Все темы, представленные в рамках проведения удаленной секции №19, ее участники отметили, как интересные, познавательные, актуальные и важные в рамках тематики конференции. 100% очных участников секции изъявили желание вновь поработать в ней уже в рамках Шамовских чтений 2025 года.
По итогам работы ШЧ-2024 будет издан сборник научных статей ее участников, в которой войдут 24 статьи от секции 19, неизменным редактором которой является Афанасенкова Е.Л., доцент каф. психологии ИПиП СахГУ.
Модераторы секции выражают благодарность всем участникам Шамовских чтениях за плодотворную и активную работу в рамках мероприятия и с нетерпением ждут дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Материал подготовили:
Афанасенкова Е.Л., к.псх.н., доцент каф. психологии ИПиП СахГУ
Студенты ИПиП: направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Практическая психология личности», 3 курс – Овчинникова Виолетта, Чигряй Алёна и Кузьменко Владислав.