Шамовские чтения

На Саха­лине про­шла уда­лен­ная сек­ция «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские аспек­ты управ­ле­ния про­цес­сом обра­зо­ва­ния в совре­мен­ных усло­ви­ях» в рам­ках XVI Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Шамов­ские чте­ния».

2 фев­ра­ля 2024 года в рам­ках XVI Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Шамов­ские чте­ния» состо­я­лась рабо­та уда­лен­ной сек­ции 19 «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские аспек­ты управ­ле­ния про­цес­сом обра­зо­ва­ния в совре­мен­ных усло­ви­ях». Очное про­ве­де­ние уда­лен­ной сек­ции про­во­дит­ся вот уже шестой год под­ряд.

Неиз­мен­ный орга­ни­за­тор рабо­ты уда­лен­ной сек­ции – кафед­ра пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Базой про­ве­де­ния сек­ции в этом году высту­пи­ло Муни­ци­паль­ное авто­ном­ное обще­об­ра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние сред­няя обще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла №22 горо­да Южно-Саха­лин­ска.

Фор­мат про­ве­де­ния сек­ции был сме­шан­ный: оф-лайн, он-лайн, видео обра­ще­ния и докла­ды. В целом в рабо­те сек­ции при­ня­ло уча­стие 42 чело­ве­ка, из кото­рых: очных участ­ни­ков – 12 чел.,он-лайн участ­ни­ков – 13 чел. и заоч­ных участ­ни­ков – 17 чел.

Моде­ра­то­ра­ми сек­ции высту­пи­ли: Афа­на­сен­ко­ва Еле­на Лео­ни­дов­на, доцент (ВАК), канд. пси­хол. наук, доц. каф. пси­хо­ло­гии ИПиП СахГУ; И Сен Чер (Вла­ди­слав Нико­ла­е­вич), дирек­тор МАОУ СОШ №22 г. Южно-Саха­лин­ска.

Нача­лась рабо­ты сек­ции с видео обра­ще­ния к её участ­ни­кам Воров­щи­ко­ва Сер­гея Геор­ги­е­ви­ча, пред­се­да­те­ля Орг­ко­ми­те­та ШЧ-2024, про­фес­со­ра (ВАК), док. пед. наук, ака­де­ми­ка МАНПО, про­фес­со­ра Инсти­ту­та педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния МГПУ (г. Москва), кото­рый поже­лал хоро­шей рабо­ты 19 сек­ции и твор­че­ских успе­хов её участ­ни­кам.

Пер­вым эта­пом рабо­ты сек­ции было про­ве­де­ние круг­ло­го сто­ла с обсуж­де­ни­ем видео выступ­ле­ния Коваль­чу­ка Миха­и­ла Вален­ти­но­ви­ча, док. физ.-мат. наук, про­фес­со­ра, член-кор­ре­спон­дент РАН, совет­ско­го и рос­сий­ско­го физи­ка, член-кор­ре­спон­дент РАН, пре­зи­ден­та Наци­о­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра «Кур­ча­тов­ский инсти­тут» (г. Москва): «Буду­щее начи­на­ет­ся сего­дня!». Участ­ни­ки сек­ции вклю­чи­лись в актив­ное обсуж­де­ние поле­мич­но­го мне­ния, выска­за­ли свою пози­цию насчет акту­аль­ных вопро­сов вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния в нашей обла­сти, в совре­мен­ной Рос­сии, в мире в целом.

Вто­рым эта­пом рабо­ты было выступ­ле­ние участ­ни­ков с докла­да­ми по ее про­бле­ма­ти­ке в соот­вет­ствии с Про­грам­мой рабо­ты уда­лен­ной сек­ции 19. С пер­вым докла­дом на тему «Вза­и­мо­дей­ствие уни­вер­си­те­та и этни­че­ских диас­пор как усло­вия соци­о­куль­тур­ной адап­та­ции ино­стран­ных граж­дан в Рос­сий­ской Феде­ра­ции» высту­пи­ла Балиц­кая Ири­на Вале­ри­а­нов­на, доцент (ВАК), док. пед. наук, про­фес­сор кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ. Далее в ходе рабо­ты сек­ции было заслу­ша­но еще семь выступ­ле­ний:

«Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции про­ект­ной зада­чи как усло­вия фор­ми­ро­ва­ния учеб­ной само­сто­я­тель­но­сти млад­ших школь­ни­ков» – Румян­це­вой Люд­ми­лы Нико­ла­ев­ны, канд. пед. наук, доцен­та каф. тео­рии и мето­ди­ки обу­че­ния и вос­пи­та­ния ИПиП СахГУ.

«Про­дук­тив­ные пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские сред­ства раз­ви­тия вооб­ра­же­ния и твор­че­ско­го потен­ци­а­ла обу­ча­ю­щих­ся на уро­ках ино­стран­но­го язы­ка» – Ри Шин Хян (Ири­ны Алек­се­ев­ны), канд. пси­хол. наук, доцен­та кафед­ры пси­хо­ло­гии ИПиП СахГУ.

«Осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции пси­хо­ло­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния с при­ме­не­ни­ем дистан­ци­он­ных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий в обу­че­нии детей с осо­бы­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми потреб­но­стя­ми» – Пасын­ко­вой Оль­ги Вла­ди­ми­ров­ны и Коваль­ской Татья­ны Васи­льев­ны, педа­го­ги-пси­хо­ло­ги отде­ла сопро­вож­де­ния циф­ро­вых про­цес­сов в обра­зо­ва­нии, ГБУ «Реги­о­наль­ный центр оцен­ки каче­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти».

«Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ская уста­нов­ка как фак­тор повы­ше­ния каче­ства пре­по­да­ва­е­мой дис­ци­пли­ны» (видео доклад) – Гугу­е­вой Татья­ны Алек­се­ев­ны, педа­го­га-пси­хо­ло­га, ГБУ ДПО Самар­ской обла­сти «Реги­о­наль­ный соци­о­пси­хо­ло­ги­че­ский центр»; аспи­ран­та ФГАОУ ВО «Самар­ский наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет име­ни ака­де­ми­ка С.П. Коро­ле­ва» (г. Сама­ра).

«Пси­хо­лог в роли настав­ни­ка для моло­дых спе­ци­а­ли­стов и вновь при­быв­ших педа­го­гов в обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции» (видео доклад) – Пень­ко­вой Юлии Вла­ди­ми­ров­ны, педа­го­га-пси­хо­ло­га МБОУ «Гим­на­зии 25» (г. Курск).

Завер­ша­ю­щим выступ­ле­ние был доклад Еле­ны Лео­ни­дов­ны Афа­на­сен­ко­вой «Созда­ние ресурс­ной соци­аль­но-адап­тив­ной сре­ды в поли­куль­тур­ном обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве для успеш­ной само­ре­а­ли­за­ции всех субъ­ек­тов вза­и­мо­дей­ствия».

В рам­ках рабо­ты сек­ции с ее участ­ни­ка­ми была про­ве­де­на анке­та обрат­ной свя­зи (при­ло­же­ние 1), по резуль­та­там кото­рой был отме­чен доста­точ­но высо­кий уро­вень ее орга­ни­за­ции. Все темы, пред­став­лен­ные в рам­ках про­ве­де­ния уда­лен­ной сек­ции №19, ее участ­ни­ки отме­ти­ли, как инте­рес­ные, позна­ва­тель­ные, акту­аль­ные и важ­ные в рам­ках тема­ти­ки кон­фе­рен­ции. 100% очных участ­ни­ков сек­ции изъ­яви­ли жела­ние вновь пора­бо­тать в ней уже в рам­ках Шамов­ских чте­ний 2025 года.

По ито­гам рабо­ты ШЧ-2024 будет издан сбор­ник науч­ных ста­тей ее участ­ни­ков, в кото­рой вой­дут 24 ста­тьи от сек­ции 19, неиз­мен­ным редак­то­ром кото­рой явля­ет­ся Афа­на­сен­ко­ва Е.Л., доцент каф. пси­хо­ло­гии ИПиП СахГУ.

Моде­ра­то­ры сек­ции выра­жа­ют бла­го­дар­ность всем участ­ни­кам Шамов­ских чте­ни­ях за пло­до­твор­ную и актив­ную рабо­ту в рам­ках меро­при­я­тия и с нетер­пе­ни­ем ждут даль­ней­ше­го пло­до­твор­но­го сотруд­ни­че­ства.

Мате­ри­ал под­го­то­ви­ли:

Афа­на­сен­ко­ва Е.Л., к.псх.н., доцент каф. пси­хо­ло­гии ИПиП СахГУ

Сту­ден­ты ИПиП: направ­ле­ние под­го­тов­ки 44.03.02 Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние, про­филь «Прак­ти­че­ская пси­хо­ло­гия лич­но­сти», 3 курс – Овчин­ни­ко­ва Вио­лет­та, Чиг­ряй Алё­на и Кузь­мен­ко Вла­ди­слав.