СахалинТех.СахГУ – это университет успешных и счастливых людей – Александр Самардак

Об акту­аль­ных трен­дах в обра­зо­ва­нии и созда­нии уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния рас­ска­зал рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак

В совре­мен­ном мире, где тех­но­ло­гии стре­ми­тель­но эво­лю­ци­о­ни­ру­ют, а борь­ба за чело­ве­че­ские ресур­сы ста­но­вит­ся реша­ю­щим фак­то­ром суще­ство­ва­ния на наци­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ных рын­ках, обра­зо­ва­ние выдви­га­ет­ся на перед­ний план как одна из важ­ней­ших инсти­ту­ций, фор­ми­ру­ю­щих буду­щее обще­ства. Оно слу­жит не толь­ко осно­вой для про­фес­си­о­наль­но­го роста, но и кра­е­уголь­ным кам­нем соци­аль­ной мобиль­но­сти, обес­пе­чи­вая каж­до­му чело­ве­ку воз­мож­ность рас­крыть свой потен­ци­ал. В этой дина­мич­ной сре­де зна­ние и уме­ние адап­ти­ро­вать­ся ста­но­вят­ся глав­ны­ми капи­та­ла­ми, спо­соб­ны­ми опре­де­лить успех и про­цве­та­ние как инди­ви­дов, так и целых наций. Обра­зо­ва­ние в уни­вер­си­те­тах обре­та­ет новые фор­мы, ста­но­вясь более доступ­ным и раз­но­об­раз­ным, что­бы соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям вре­ме­ни. Оно наде­ля­ет нас не толь­ко тео­ре­ти­че­ски­ми зна­ни­я­ми и прак­ти­че­ски­ми навы­ка­ми, но и кри­ти­че­ским и систем­ным мыш­ле­ни­ем, необ­хо­ди­мым для осо­зна­ния гло­баль­ных вызо­вов. Одним из таких обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, стре­мя­щих­ся соот­вет­ство­вать высо­ким стан­дар­там совре­мен­но­го мира, явля­ет­ся Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет.

За послед­ние несколь­ко лет СахГУ пре­тер­пел зна­чи­тель­ные изме­не­ния, направ­лен­ные на созда­ние уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния. Эти изме­не­ния затра­ги­ва­ют все аспек­ты учеб­ной и науч­ной дея­тель­но­сти, вклю­чая модер­ни­за­цию инфра­струк­ту­ры, раз­ра­бот­ку новых обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и актив­ное внед­ре­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Стра­те­гия раз­ви­тия уни­вер­си­те­та ори­ен­ти­ро­ва­на на под­го­тов­ку высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, обла­да­ю­щих акту­аль­ны­ми зна­ни­я­ми и навы­ка­ми, необ­хо­ди­мы­ми для успеш­ной карье­ры в усло­ви­ях быст­ро изме­ня­ю­ще­го­ся рын­ка тру­да. Стра­те­гия раз­ви­тия уни­вер­си­те­та направ­ле­на на под­го­тов­ку высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, обла­да­ю­щих акту­аль­ны­ми зна­ни­я­ми и навы­ка­ми, необ­хо­ди­мы­ми для успеш­ной карье­ры в быст­ро меня­ю­щем­ся мире тру­да. Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет ста­но­вит­ся высо­ко­тех­но­ло­гич­ной «фаб­ри­кой» по созда­нию успеш­ных и счаст­ли­вых людей, где каж­дый сту­дент обре­та­ет не толь­ко зна­ния и ком­пе­тен­ции, но и уве­рен­ность в зав­траш­нем дне, гото­вясь занять достой­ное место в обще­стве.

Корр. ИА SakhalinMedia пооб­щал­ся с рек­то­ром ост­ров­но­го вуза Алек­сан­дром Самар­да­ком и узнал о прин­ци­пах созда­ния уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния. 

— Алек­сандр Сер­ге­е­вич, рас­ска­жи­те, пожа­луй­ста, какие направ­ле­ния раз­ви­тия явля­ют­ся при­о­ри­тет­ны­ми для Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та в рам­ках про­грам­мы созда­ния уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния?

— В насто­я­щее вре­мя мы актив­но рабо­та­ем над транс­фор­ма­ци­ей уни­вер­си­те­та с целью роста его кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти и уме­ния отве­чать на воз­ни­ка­ю­щие вызо­вы не толь­ко наци­о­наль­но­го, но и миро­во­го мас­шта­ба. Раз­ви­тие идет под брен­дом «Саха­лин­Тех», в ядре кото­ро­го нахо­дит­ся СахГУ в тес­ном окру­же­нии ака­де­ми­че­ских и инду­стри­аль­ных парт­не­ров. Мож­но заме­тить, что Саха­лин­Тех созву­чен с назва­ни­я­ми таких тех­но­ло­ги­че­ских уни­вер­си­те­тов, как Скол­тех и Caltech. Одна­ко в СахалинТех.СахГУ, мы дела­ем став­ку не толь­ко на инже­нер­ные и есте­ствен­но-науч­ные направ­ле­ния, но и педа­го­ги­че­ские и соци­аль­но-гума­ни­тар­ные в раз­ре­зе созда­ния новых меж­дис­ци­пли­нар­ных тех­но­ло­гий и все­сто­рон­не­го раз­ви­тия лич­но­сти.

Если гово­рить кон­крет­нее, то одно из клю­че­вых направ­ле­ний раз­ви­тия — неф­те­га­зо­вая отрасль, кото­рая явля­ет­ся визит­ной кар­точ­кой реги­о­на. Мы обла­да­ем уни­каль­ны­ми ком­пе­тен­ци­я­ми в этой сфе­ре и име­ем спе­ци­а­ли­стов с бога­тым прак­ти­че­ским опы­том. Дру­гим важ­ным направ­ле­ни­ем явля­ет­ся эко­но­ми­ка оке­а­на и глу­бо­кая пере­ра­бот­ка мор­ских био­ре­сур­сов. Кро­ме это­го, Саха­лин явля­ет­ся одним из лиде­ров в раз­ра­бот­ке и внед­ре­нии бес­пи­лот­ни­ков и систем ИИ, и мы уже нача­ли актив­но раз­ви­вать эту сфе­ру в СахГУ, сфор­ми­ро­вав моло­деж­ное кон­струк­тор­ское бюро сов­мест­но с ком­па­ни­ей-парт­не­ром. Восто­ко­ве­де­ние и линг­ви­сти­ка — еще одна наша силь­ная сто­ро­на. Мы пред­ла­га­ем про­грам­мы, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем ази­ат­ских язы­ков и куль­тур, что осо­бен­но акту­аль­но в кон­тек­сте наше­го гео­по­ли­ти­че­ско­го поло­же­ния. Педа­го­ги­ка так­же явля­ет­ся одним из силь­ней­ших направ­ле­ний, и наш уни­вер­си­тет по пра­ву счи­та­ет­ся одним из веду­щих цен­тров педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния на Даль­нем Восто­ке.

В этом году в СахГУ начал реа­ли­зо­вы­вать­ся феде­раль­ный про­ект «Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы», цель кото­ро­го — улуч­шить каче­ство под­го­тов­ки инже­не­ров для неф­те­га­зо­вой и энер­ге­ти­че­ской отрас­лей. Но поми­мо про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки, важ­но раз­ви­вать у сту­ден­тов над­про­фес­си­о­наль­ные ком­пе­тен­ции, на кото­рые «смот­рит» рабо­то­да­тель. А это в первую оче­редь выстра­и­ва­ние ком­му­ни­ка­ций и созда­ние парт­нерств, пла­ни­ро­ва­ние и орга­ни­за­ция дея­тель­но­сти, ори­ен­та­ция на резуль­тат и ана­лиз инфор­ма­ции.

Абсо­лют­но новым направ­ле­ни­ем для наше­го уни­вер­си­те­та ста­ла водо­род­ная энер­ге­ти­ка. В этом году имен­но на Саха­лине появил­ся пер­вый в Рос­сии водо­род­ный поли­гон, кото­рый создан в тес­ном парт­нер­стве с Мос­ков­ским физи­ко-тех­ни­че­ским инсти­ту­том. Эта инфра­струк­ту­ра уже слу­жит в каче­стве учеб­ной пло­щад­ки для маги­стран­тов, обу­ча­ю­щих­ся по про­фи­лю «Водо­род­ная энер­ге­ти­ка». Резуль­та­ты набо­ра в этом году ока­за­лись весь­ма успеш­ны­ми, нам уда­лось собрать груп­пу из 10 чело­век. Маги­стер­ская про­грам­ма реа­ли­зу­ет­ся сов­мест­но с одним из силь­ней­ших инже­нер­ных вузов стра­ны — МГТУ им. Бау­ма­на. Спе­ци­а­ли­стов гото­вим для раз­ви­тия водо­род­ной энер­ге­ти­ки на Саха­лине, нача­лом кото­ро­го послу­жит стро­и­тель­ство пер­во­го водо­род­но­го заво­да Роса­то­мом.

В рам­ках раз­ви­тия Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы мы актив­но вза­и­мо­дей­ству­ем с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми, в чис­ло кото­рых вхо­дят «Саха­лин­ская Энер­гия», «Газ­пром добы­ча шельф», «Пет­ро­сах», «Газ­пром­банк», «Сбер», «Саха­линЭнер­го» и мно­гие дру­гие. Наша сов­мест­ная цель — под­го­тов­ка высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных инже­не­ров, спо­соб­ных вне­сти вклад в раз­ви­тие реги­о­на и стра­ны в целом.

В сле­ду­ю­щем году мы пла­ни­ру­ем запу­стить несколь­ко новых обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, вклю­чая инже­нер­ную физи­ку, про­ек­ти­ро­ва­ние бес­пи­лот­ных систем и инфор­ма­ци­он­ную без­опас­ность. Это вос­тре­бо­ван­ные направ­ле­ния, кото­рые мы нач­нем раз­ви­вать в рам­ках Пере­до­вой шко­лы. Мы так­же созда­ем ряд лабо­ра­то­рий, вклю­чая лабо­ра­то­рию элек­тро­тех­ни­ки сов­мест­но с ООО «Рус­эл» для нужд «Саха­лин­ской энер­гии». Фор­ми­ру­ет­ся хими­че­ская лабо­ра­то­рия для ана­ли­за веществ, осо­бен­но акту­аль­ная для неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти. Все лабо­ра­то­рии будут сер­ти­фи­ци­ро­ва­ны для выда­чи досто­вер­ных резуль­та­тов иссле­до­ва­ний.

На днях под­пи­са­но согла­ше­ние в рам­ках феде­раль­но­го про­ек­та «Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы» меж­ду Санкт-Петер­бург­ским поли­тех­ни­че­ским уни­вер­си­те­том Пет­ра Вели­ко­го и Саха­лин­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том. Обе сто­ро­ны наме­ре­ны обес­пе­чить усло­вия для созда­ния новой фор­мы инже­нер­ной под­го­тов­ки для про­рыв­ных раз­ра­бо­ток и иссле­до­ва­ний. Основ­ной акцент будет сде­лан на реше­нии акту­аль­ных задач в при­о­ри­тет­ных обла­стях тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции, в обла­сти внед­ре­ния циф­ро­вых двой­ни­ков в неф­те­га­зо­вой сфе­ре, под­вод­ных добыч­ных ком­плек­сов, улуч­ше­ния и при­ме­не­ния машин­но­го зре­ния и ИИ в ЖКХ, лес­ном хозяй­стве, транс­пор­те и эко­ло­гии.

— Какие зада­чи ста­вит перед собой Пере­до­вая инже­нер­ная шко­ла и какие про­ек­ты и ини­ци­а­ти­вы уже запу­ще­ны в рам­ках этой про­грам­мы?

— Пере­до­вая инже­нер­ная шко­ла или ПИШ СахГУ ста­вит перед собой ряд амби­ци­оз­ных и мас­штаб­ных задач. Во-пер­вых, перед ПИШ сто­ит не толь­ко зада­ча под­го­тов­ки высо­ко­класс­ных инже­не­ров, но и поиск новых тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний в инте­ре­сах энер­ге­ти­че­ской отрас­ли. Мы дела­ем став­ку на гибрид­ную энер­ге­ти­ку, соче­та­ю­щую исполь­зо­ва­ние несколь­ких источ­ни­ков энер­гии. Гибрид­ный энер­го­ком­плекс инте­гри­ру­ет в себе гене­ра­цию элек­тро­энер­гии с исполь­зо­ва­ни­ем сол­неч­ных, вет­ро­вых и водо­род­ных тех­но­ло­гий. Вме­сто тра­ди­ци­он­ных дизель­ных гене­ра­то­ров исполь­зу­ют­ся эко­ло­ги­че­ски чистые источ­ни­ки энер­гии. Избы­ток энер­гии в гибрид­ных энер­го­уста­нов­ках исполь­зу­ет­ся для про­из­вод­ства водо­ро­да. При этом водо­род не сжи­га­ет­ся, а исполь­зу­ет­ся для накоп­ле­ния энер­гии: в отсут­ствии солн­ца и вет­ра гене­ра­ция элек­три­че­ства идет через исполь­зо­ва­ние сме­си водо­ро­да и кис­ло­ро­да в обрат­ном элек­тро­ли­зе. В насто­я­щее вре­мя реа­ли­зо­ва­но два про­ек­та энер­го­уста­но­вок на водо­ро­де на Саха­лине — в посел­ке Нови­ко­во для элек­тро­снаб­же­ния насе­ле­ния и посел­ке Огонь­ки для пита­ния выш­ки сото­вой свя­зи.

Одним из клю­че­вых направ­ле­ний раз­ви­тия ПИШ СахГУ явля­ют­ся тех­но­ло­гии систем искус­ствен­но­го интел­лек­та. В уни­вер­си­те­те функ­ци­о­ни­ру­ет Саха­лин­ский центр искус­ствен­но­го интел­лек­та, создан­ный в парт­нер­стве со Сбе­ром для реше­ния акту­аль­ных задач в таких отрас­лях, как ком­му­наль­ное хозяй­ство, транс­порт, здра­во­охра­не­ние и обра­зо­ва­ние. Прак­ти­че­ски гото­ва систе­ма рас­по­зна­ва­ния рако­вых кле­ток по мик­ро­ско­пи­че­ским сним­кам, кото­рая явля­ет­ся про­дук­том рабо­ты спе­ци­а­ли­стов СахГУ. Дру­гое под­раз­де­ле­ние ПИШ — Иссле­до­ва­тель­ский центр Газ­пром­бан­ка — сфо­ку­си­ро­ван на систе­мах пре­дик­тив­ной ана­ли­ти­ки в обла­сти неф­те­га­за. Здесь искус­ствен­ный интел­лект помо­га­ет про­гно­зи­ро­вать срок служ­бы обо­ру­до­ва­ния, тако­го как тур­би­ны, ком­прес­со­ры и эле­мен­ты тру­бо­про­во­дов, через кото­рые про­ка­чи­ва­ют газ и нефть. Это поз­во­ля­ет зара­нее пла­ни­ро­вать заме­ну доро­го­сто­я­ще­го обо­ру­до­ва­ния и избе­гать сбо­ев в рабо­те.

Если поды­то­жить, то ПИШ ста­но­вит­ся клю­че­вым под­раз­де­ле­ни­ем, в кото­ром зарож­да­ет­ся новая обра­зо­ва­тель­ная и иссле­до­ва­тель­ская куль­ту­ра, где про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция клас­си­че­ских под­хо­дов к дея­тель­но­сти в инно­ва­ци­он­ные. 

— Рас­ска­жи­те подроб­нее о вашей рабо­те со школь­ни­ка­ми. Насколь­ко эффек­тив­ны про­ек­ты «500 школь­ни­ков» и «СахалинТех.Алаид»?

— В про­шлом году по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра был запу­щен про­ект «500 школь­ни­ков», кото­рый наце­лен на увле­че­ние стар­ших школь­ни­ков есте­ствен­но-науч­ны­ми пред­ме­та­ми через про­ект­ную дея­тель­ность в инте­ре­сах наших биз­нес-парт­не­ров. Наши пре­по­да­ва­те­ли и уче­ные рабо­та­ют с ребя­та­ми по таким пред­ме­там, как физи­ка, мате­ма­ти­ка, инфор­ма­ти­ка с при­ме­не­ни­ем ИИ, химия, био­ло­гия. При этом, реа­ли­зу­е­мые про­ек­ты явля­ют­ся меж­дис­ци­пли­нар­ны­ми и выпол­ня­ют­ся коман­да­ми. И у ребят есть воз­мож­ность в даль­ней­шем про­дол­жить реа­ли­за­цию про­ек­та в сте­нах наше­го уни­вер­си­те­та, но уже на пра­вах сту­ден­та.

Еще одной важ­ной ини­ци­а­ти­вой по рабо­те со школь­ни­ка­ми стал про­ект «СахалинТех.Алаид», ранее извест­ный как «Сириус.Сахалин». Как резуль­тат нашей сов­мест­ной рабо­ты с Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти мы созда­ли пре­ду­ни­вер­си­тет для под­го­тов­ки ребят к поступ­ле­нию в СахГУ. Талант­ли­вые ребя­та, прой­дя кон­курс порт­фо­лио, попа­да­ют на 21-днев­ные сме­ны по направ­ле­ни­ям «Нау­ка», «Спорт», «Искус­ство». При этом школь­ни­ки живут и учат­ся на базе спор­тив­но­го лаге­ря «Восток». Пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты СахГУ при­ни­ма­ют актив­ное уча­стие в этих сме­нах, высту­пая в роли настав­ни­ков и вос­пи­та­те­лей.

В нача­ле это­го года участ­ни­ка­ми смен были толь­ко жите­ли Саха­ли­на и Курил, но сей­час гео­гра­фия участ­ни­ков зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась и вклю­ча­ет Даль­ний Восток. Уже пла­ни­ру­ют­ся сме­ны с при­во­зом детей из Моск­вы, Бела­ру­си и даже Китая. Осо­бен­но­стью «СахалинТех.Алаид» явля­ет­ся сме­ня­ю­ща­я­ся тема­ти­ка смен — это про­грам­ми­ро­ва­ние и искус­ствен­ный интел­лект, кли­мат и эко­ло­гия, инже­нер­ные нау­ки, бес­пи­ло­тие и раке­то­стро­е­ние. Про­грам­ма постро­е­на на соче­та­нии глу­бо­ко­го погру­же­ния в науч­ную тема­ти­ку с выхо­дом на защи­ту про­ек­та с актив­ным досу­гом и интел­лек­ту­аль­ны­ми раз­вле­че­ни­я­ми. Кро­ме это­го, «СахалинТех.Алаид» ста­но­вит­ся инно­ва­ци­он­ной пло­щад­кой для про­хож­де­ния учеб­ной прак­ти­ки сту­ден­та­ми педа­го­ги­че­ских спе­ци­аль­но­стей. 

— В таком слу­чае какие изме­не­ния в тех­но­ло­гии и мето­дах обу­че­ния пла­ни­ру­ют­ся при созда­нии уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния? Как пла­ни­ру­ет­ся улуч­шить каче­ство обра­зо­ва­ния и пла­ни­ру­е­те ли при­влечь луч­ших пре­по­да­ва­те­лей?

— Изме­не­ние мето­дов и тех­но­ло­гий обу­че­ния — это неиз­беж­ный про­цесс, кото­рый про­ис­хо­дит не толь­ко в кон­тек­сте созда­ния уни­вер­си­те­та ново­го поко­ле­ния, но и в общем раз­ви­тии обра­зо­ва­тель­ной сфе­ры. Мир меня­ет­ся, ста­но­вит­ся все более циф­ро­вым, вме­сте с этим меня­ют­ся люди и их вос­при­я­тие инфор­ма­ции. Совре­мен­ные дети менее усид­чи­вы и не могут дли­тель­ное вре­мя фоку­си­ро­вать­ся на одном пред­ме­те. Это озна­ча­ет, что фор­мат при­выч­ных нам лек­ций уже не так эффек­ти­вен, как ска­жем 10–20 лет назад. Более того, стре­ми­тель­ное раз­ви­тие тех­но­ло­гий и при­бли­же­ние чет­вер­той тех­но­ло­ги­че­ской рево­лю­ции выдви­га­ет на перед­ний план уме­ние адап­ти­ро­вать­ся под изме­ня­ю­щи­е­ся усло­вия с опо­рой на ана­лиз инфор­ма­ции и ее исполь­зо­ва­ние для реше­ния кон­крет­ных задач. Одним из инстру­мен­тов слу­жит пере­вер­ну­тое обу­че­ние. При таком под­хо­де сту­дент изу­ча­ет тео­рию само­сто­я­тель­но в сво­ем тем­пе, а в уни­вер­си­те­те в основ­ном зани­ма­ет­ся прак­ти­че­ской и иссле­до­ва­тель­ской рабо­той в коман­де и под руко­вод­ством настав­ни­ка. Для это­го созда­ют­ся лабо­ра­то­рии, поли­го­ны, опыт­но-про­из­вод­ствен­ные пло­щад­ки, при­чем под зада­чи ком­па­нии-парт­не­ра или отрас­ли.

Такой под­ход дела­ет из сту­ден­тов спе­ци­а­ли­стов в несколь­ко раз быст­рее. Наи­бо­лее ярко это про­яв­ля­ет­ся в слу­чае команд, вклю­ча­ю­щих сту­ден­тов раз­ных кур­сов, когда более стар­ший ста­но­вит­ся настав­ни­ком млад­ше­му. В такие коман­ды могут так­же вхо­дить сту­ден­ты кол­ле­джей и аспи­ран­ты. 

Но что­бы все это реа­ли­зо­вать, нуж­ны под­го­тов­лен­ные и моти­ви­ро­ван­ные на при­ме­не­ние новых обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий пре­по­да­ва­те­ли и уче­ные. В СахГУ по боль­шин­ству направ­ле­ний пре­по­да­ют высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты — кан­ди­да­ты и док­то­ра наук. Но по ряду новых направ­ле­ний наше­го раз­ви­тия на Саха­лине спе­ци­а­ли­стов не най­ти. Поэто­му мы запу­сти­ли поиск кад­ров по все­му миру. В насто­я­щее вре­мя уже более трид­ца­ти новых сотруд­ни­ков вклю­чи­лись в пре­по­да­ва­тель­скую и науч­ную дея­тель­ность в нашем уни­вер­си­те­те. Мы так­же пла­ни­ру­ем при­вле­кать прак­ти­ков из инду­стрии для уча­стия в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се. Они могут читать модуль­ные кур­сы, про­во­дить моти­ва­ци­он­ные лек­ции и делить­ся сво­им опы­том рабо­ты в отрас­ли.

— Как уни­вер­си­тет пла­ни­ру­ет сотруд­ни­чать с науч­ны­ми и биз­нес-сооб­ще­ства­ми?

— Мы актив­но вза­и­мо­дей­ству­ем с дело­вым сооб­ще­ством по раз­лич­ным направ­ле­ни­ям. Одним из них явля­ет­ся предо­став­ле­ние науч­но-тех­ни­че­ских услуг на ком­мер­че­ской осно­ве. Сюда вхо­дят заклю­че­ние дого­во­ров и кон­трак­тов на выпол­не­ние кон­крет­ных задач или про­ве­де­ние иссле­до­ва­ний. Напри­мер, мы можем пред­ло­жить нашим парт­не­рам науч­ные кон­суль­та­ции, раз­ра­бот­ку инно­ва­ци­он­ных реше­ний и тех­ни­че­скую под­держ­ку про­ек­тов.

Дру­гим направ­ле­ни­ем сотруд­ни­че­ства явля­ет­ся под­держ­ка ини­ци­а­тив­ных иссле­до­ва­ний. Наши уче­ные не толь­ко реша­ют постав­лен­ные зада­чи, но и само­сто­я­тель­но пред­ла­га­ют новые идеи и под­хо­ды к реше­нию про­блем. Это сти­му­ли­ру­ет науч­ный про­гресс и спо­соб­ству­ет раз­ви­тию инно­ва­ций.

Тре­тье важ­ное направ­ле­ние рабо­ты уни­вер­си­те­та — это инте­гра­ция нау­ки и биз­не­са через созда­ние плат­фор­мы для внед­ре­ния науч­ных раз­ра­бо­ток. Наш уни­вер­си­тет высту­па­ет как пло­щад­ка для тести­ро­ва­ния и апро­ба­ции новых тех­но­ло­гий. Сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли начи­на­ют при­ни­мать актив­ное уча­стие в этом про­цес­се, что спо­соб­ству­ет прак­ти­че­ско­му при­ме­не­нию зна­ний и созда­ет усло­вия для раз­ра­бот­ки уни­каль­ных про­дук­тов и услуг.

Одним из при­ме­ров пло­щад­ки для вза­и­мо­дей­ствия обра­зо­ва­ния, нау­ки и биз­не­са явля­ет­ся водо­род­ный поли­гон, кото­рый предо­став­ля­ет воз­мож­но­сти для про­ве­де­ния испы­та­ний пере­до­вых тех­но­ло­гий по исполь­зо­ва­нию водо­ро­да. Иссле­до­ва­те­ли из раз­ных реги­о­нов стра­ны уже при­ез­жа­ют к нам со сво­и­ми иде­я­ми и про­ек­та­ми для про­ве­де­ния сов­мест­ных испы­та­ний. Ана­ло­гич­ные пло­щад­ки запус­ка­ют­ся в обла­сти неф­те­га­зо­вых раз­ра­бо­ток и био­тех­но­ло­гий. Так в рам­ках наше­го про­ек­та с инду­стри­аль­ным парт­не­ром мы нача­ли выра­щи­ва­ние моло­ди тре­пан­га. Полу­че­ны пер­вые поло­жи­тель­ные резуль­та­ты. Про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния вли­я­ния оте­че­ствен­ных кор­мов на рост лосо­се­вых, для чего была созда­на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная лабо­ра­то­рия мор­ской био­ло­гии. Под­дер­жи­ва­ет­ся сотруд­ни­че­ство со шко­ла­ми в части раз­ра­бот­ки «умных» теп­лиц, кото­рые мож­но раз­ме­щать пря­мо в школь­ных каби­не­тах. Эти теп­ли­цы нахо­дят­ся под управ­ле­ни­ем искус­ствен­но­го интел­лек­та для кон­тро­ля тем­пе­ра­ту­ры, влаж­но­сти и осве­щен­но­сти. Такой под­ход поз­во­ля­ет созда­вать наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для уско­рен­но­го роста рас­те­ний с задан­ны­ми вку­со­вы­ми каче­ства­ми.

— Какие про­грам­мы в уни­вер­си­те­те дей­ству­ют для при­вле­че­ния и под­держ­ки талант­ли­вой моло­де­жи?

— Уни­вер­си­тет пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как интел­лек­ту­аль­ный центр при­вле­че­ния талан­тов, моло­де­жи, пре­по­да­ва­те­лей и уче­ных. В этом году был осу­ществ­лен пол­ный набор сту­ден­тов и тренд на уве­ли­че­ние инте­ре­са к ост­ров­но­му вузу нарас­та­ет. Око­ло сот­ни сту­ден­тов при­е­ха­ли из дру­гих реги­о­нов Рос­сии, вклю­чая Моск­ву, Кали­нин­град, Архан­гельск, Крас­но­дар и Крас­но­ярск. За это они полу­чи­ли ком­пен­са­цию пере­ле­та на Саха­лин. Что­бы при­влечь сту­ден­тов, уни­вер­си­тет пред­ла­га­ет широ­кий пере­чень про­грамм. В этом году уни­вер­си­тет запу­стил новые про­грам­мы, такие как при­клад­ная инфор­ма­ти­ка и водо­род­ная энер­ге­ти­ка. Так­же была пред­ло­же­на про­грам­ма по гео­гра­фии и туриз­му, кото­рая по окон­ча­нию поз­во­ля­ет либо рабо­тать учи­те­лем в шко­ле, либо стать спе­ци­а­ли­стом в сфе­ре госте­при­им­ства и туриз­ма. Еще одна новая про­грам­ма, кото­рую мы про­дол­жи­ли с про­шло­го года — заоч­ное обу­че­ние теат­раль­ной дея­тель­но­сти и меди­а­ком­му­ни­ка­ци­ям в сотруд­ни­че­стве с Теат­раль­ным Щукин­ским исти­ту­том. Но наи­боль­шим инте­ре­сом поль­зу­ют­ся про­грам­мы, свя­зан­ные с неф­те­га­зом, инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми и восточ­ны­ми язы­ка­ми. 

Новый кам­пус «Саха­лин­Тех», стро­я­щий­ся в цен­тре горо­да, так­же явля­ет­ся фак­то­ром при­тя­же­ния для мно­гих аби­ту­ри­ен­тов. Не послед­нее зна­че­ние име­ет и сам ост­ров­ной реги­он, маня­щий сво­им гео­гра­фи­че­ским поло­же­ни­ем и при­род­ны­ми досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми.

Уни­вер­си­тет не толь­ко созда­ет усло­вия для науч­но-иссле­до­ва­тель­ской и инже­нер­ноой дея­тель­но­сти, но и под­дер­жи­ва­ет куль­тур­ные и спор­тив­ные ини­ци­а­ти­вы сре­ди сту­ден­тов. Для рас­кры­тия твор­че­ско­го потен­ци­а­ла моло­де­жи созда­на теат­раль­ная сту­дия под руко­вод­ством про­фес­си­о­наль­но­го акте­ра Саха­лин­ско­го меж­ду­на­род­но­го теат­раль­но­го цен­тра име­ни А. П. Чехо­ва. В сту­дии сту­ден­ты име­ют воз­мож­ность осва­и­вать осно­вы актер­ско­го мастер­ства, участ­во­вать в поста­нов­ках и совер­шен­ство­вать свои сце­ни­че­ские навы­ки. В уни­вер­си­те­те запу­ще­но дви­же­ние КВН, собра­на коман­да, кото­рая уже демон­стри­ру­ет пер­вые успе­хи. Запу­ще­на сек­ция по тхэквон­до и наши сту­ден­ты при­ни­ма­ют уча­стие в реги­о­наль­ных сорев­но­ва­ни­ях. В пла­нах раз­ви­тие и дру­гих спор­тив­ных направ­ле­ний, вклю­чая хок­кей.

— Какие усло­вия созда­ют­ся для ком­форт­но­го обу­че­ния и про­жи­ва­ния сту­ден­тов?

Для улуч­ше­ния обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са мы нача­ли обнов­ле­ние ком­пью­тер­но­го обо­ру­до­ва­ния, отка­за­лись от покуп­ки про­ек­то­ров в поль­зу 65— и 75-дюй­мо­вых теле­ви­зи­он­ных экра­нов. Это реше­ние поз­во­ля­ет полу­чать яркую кар­тин­ку без бли­ков. Ведет­ся рабо­та по ремон­ту учеб­ных поме­ще­ний и обнов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния лабо­ра­то­рий. В одном из кор­пу­сов сов­мест­но с парт­не­ром обо­ру­до­ва­на спе­ци­аль­ная зона с ком­форт­ны­ми сто­ли­ка­ми и крес­ла­ми, где сту­ден­ты могут отдох­нуть меж­ду заня­ти­я­ми или пора­бо­тать. Пла­ни­ру­ет­ся про­дол­жить раз­ви­тие таких удоб­ных про­странств для сту­ден­тов. В биб­лио­те­ке ско­ро появит­ся лока­ция с ком­пью­те­ра­ми для досту­па к циф­ро­вым обра­зо­ва­тель­ным ресур­сам и учеб­ни­кам. Отре­мон­ти­ро­ва­ны два спор­тив­ных зала, закуп­лен спор­тив­ный инвен­тарь. В сен­тяб­ре в кор­пу­сах СахГУ откры­лись точ­ки горя­че­го пита­ния. Сту­ден­ты и сотруд­ни­ки отме­ча­ют, что еда не толь­ко вкус­ная, но и доступ­ная по цене. Кро­ме того, уста­нов­ле­ны вен­дин­го­вые аппа­ра­ты, что добав­ля­ет удоб­ства в повсе­днев­ную жизнь.

В обще­жи­тии на Погра­нич­ной 70 сде­лан кос­ме­ти­че­ский ремонт, уста­нов­ле­ны новые кро­ва­ти, шка­фы, холо­диль­ни­ки, мик­ро­вол­нов­ки и пли­ты. Одним из важ­ных дости­же­ний ста­ло обнов­ле­ние обще­жи­тия на ули­це Побе­ды, 25А, кото­рое не ремон­ти­ро­ва­лось более деся­ти лет. Два эта­жа были пол­но­стью обнов­ле­ны, и теперь в обще­жи­тии ком­форт­но про­жи­ва­ют 150 сту­ден­тов. Каче­ство ремон­та дей­стви­тель­но высо­кое, и я наде­юсь, что сту­ден­ты доволь­ны усло­ви­я­ми про­жи­ва­ния.

Вме­сте с город­ской адми­ни­стра­ци­ей запу­щен мас­штаб­ный про­ект рено­ва­ции улич­но­го про­стран­ства Студ­го­род­ка в квад­ра­те «про­спект Побе­ды — ули­цы Лени­на — ули­цы Погра­нич­ная — ули­цы Крю­ко­ва». Здесь про­во­дит­ся рекон­струк­ция пеше­ход­ных доро­жек, уста­нав­ли­ва­ет­ся осве­ще­ние, обу­стра­и­ва­ют­ся зоны отды­ха и улуч­ша­ет­ся общее состо­я­ние тер­ри­то­рии. Все эти меро­при­я­тия направ­ле­ны на созда­ние ком­форт­ной сре­ды для сту­ден­тов, повы­ше­ние каче­ства обра­зо­ва­ния и улуч­ше­ние усло­вий про­жи­ва­ния. Мы стре­мим­ся к тому, что­бы каж­дый сту­дент чув­ство­вал себя уют­но и мог сосре­до­то­чить­ся на уче­бе, не отвле­ка­ясь на быто­вые про­бле­мы.

Счи­таю, что за корот­кий срок коман­дой уни­вер­си­те­та при под­держ­ке руко­вод­ства реги­о­на про­де­ла­на боль­шая рабо­та по улуч­ше­нию инфра­струк­ту­ры уни­вер­си­те­та. Но впе­ре­ди мно­го рабо­ты по ряду дру­гих объ­ек­тов, кото­рым дол­гие годы не уде­ля­лось долж­но­го вни­ма­ния.
 
 — Какие амби­ци­оз­ные цели и зада­чи сто­ят перед «СахГУ» на бли­жай­шие 5–7 лет?

— Цель уни­вер­си­те­та СахалинТех.СахГУ — вой­ти в топ-100 луч­ших вузов стра­ны к 2030 году, а к 2035 году — быть уже в пол­сотне луч­ших. Это амби­ци­оз­ная зада­ча, тре­бу­ю­щая зна­чи­тель­ных уси­лий и кон­цен­тра­ции ресур­сов, пере­хо­да на прин­ци­пы береж­ли­во­го про­из­вод­ства и инно­ва­ци­он­ные мето­ды обра­зо­ва­ния. Мы опре­де­ли­ли при­о­ри­те­ты наше­го раз­ви­тия, при­ни­мая во вни­ма­ние кад­ро­вые потреб­но­сти реги­о­на, его гео­ст­ра­те­ги­че­ское поло­же­ние и име­ю­щи­е­ся заде­лы. В пла­нах создать более 30 лабо­ра­то­рий в новом кам­пу­се Саха­лин­Тех, каж­дая из кото­рых будет спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся на опре­де­лен­ной отрас­ле­вой зада­че. В этих лабо­ра­то­ри­ях будут обу­чать­ся и про­во­дить иссле­до­ва­ния сту­ден­ты, рабо­тать пре­по­да­ва­те­ли и аспи­ран­ты в связ­ке с прак­ти­ка­ми. Для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лабо­ра­то­рий потре­бу­ют­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты, поиск кото­рых мы ведем уже сей­час. Эти спе­ци­а­ли­сты будут участ­во­вать в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, пере­да­вая свои зна­ния и опыт сту­ден­там.

Став­ку дела­ем на дол­го­сроч­ном стра­те­ги­че­ском сотруд­ни­че­стве с ком­па­ни­я­ми реги­о­на и выход на парт­нер­ские отно­ше­ния с вуза­ми АТР. В первую оче­редь это Китай. На днях в ходе дело­во­го визи­та в Шэньян­ский тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут под­пи­са­но согла­ше­ние и достиг­ну­ты дого­во­рен­но­сти о сов­мест­ных науч­ных иссле­до­ва­ни­ях и под­го­тов­ке кад­ров по таким направ­ле­ни­ям, как «умная» энер­ге­ти­ка, искус­ствен­ный интел­лект и бес­пи­ло­тие, а так­же дошколь­ное обра­зо­ва­ние.

Для того что­бы наши сту­ден­ты после выпус­ка мог­ли обре­сти достой­ное рабо­чее место, мы запу­сти­ли про­ект «Карьер­ный план». Его цель — постро­е­ние дорож­ной кар­ты про­фес­си­о­наль­но­го и лич­ност­но­го раз­ви­тия для каж­до­го сту­ден­та. Карьер­ный план даст чет­кое пред­став­ле­ние о том, какую карье­ру мож­но постро­ить при раз­ви­тии допол­ни­тель­ных про­фес­си­о­наль­ных и над­про­фес­си­о­наль­ных навы­ков, какие воз­мож­но­сти откры­ва­ют­ся после полу­че­ния обра­зо­ва­ния и чему нуж­но учить­ся на про­тя­же­нии всей жиз­ни, что­бы быть успеш­ным и счаст­ли­вым чело­ве­ком.