Сахалинские учёные выпустили учебник по рыбоводству для российских вузов

Учеб­ное посо­бие для вузов «Искус­ствен­ное раз­ве­де­ние тихо­оке­ан­ских лосо­сей», напи­сан­ное учё­ны­ми из СахГУ, выпу­ще­но изда­тель­ством «Юрайт» в Москве.

Авто­ры кни­ги – доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Анна Лит­ви­нен­ко и стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры Ека­те­ри­на Грин­берг. В их учеб­ном кур­се изло­же­ны основ­ные при­е­мы и мето­ды в искус­ствен­ном раз­ве­де­нии тихо­оке­ан­ских лосо­сей. Учеб­ник пред­на­зна­чен для сту­ден­тов направ­ле­ния под­го­тов­ки «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра», прак­ти­ку­ю­щих спе­ци­а­ли­стов-рыбо­во­дов лосо­се­вых рыбо­вод­ных заво­дов, рабо­та­ю­щих в обла­сти искус­ствен­но­го вос­про­из­вод­ства и паст­бищ­но­го рыбо­вод­ства.

– Это посо­бие мы под­го­то­ви­ли ещё три года назад сов­мест­но с Ека­те­ри­ной Грин­берг, она рыбо­вод со ста­жем более 20 лет, име­ет мно­го­чис­лен­ные награ­ды, – рас­ска­за­ла Анна Лит­ви­нен­ко. – Тео­ре­ти­че­ская осно­ва в кни­ге допол­не­на прак­ти­че­ски­ми, тон­ки­ми нюан­са­ми, кото­рые точ­но неиз­вест­ны в дру­гих реги­о­нах, где про­во­дит­ся обу­че­ние по наше­му направ­ле­нию. Поэто­му наде­юсь, что этот труд будет очень поле­зен.

Пуб­ли­ка­ция содер­жит не толь­ко инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы, но и ещё и кон­троль­ные вопро­сы, тесты и рабо­чую про­грам­му. Таким обра­зом, она пол­но­стью под­го­тов­ле­на для обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра» (бака­лаври­ат) и может исполь­зо­вать­ся в раз­лич­ных уни­вер­си­те­тах как в печат­ном, так и в элек­трон­ном виде, в фор­ме мобиль­но­го при­ло­же­ния. Под­го­тов­ку по дан­но­му направ­ле­нию на сего­дня в Рос­сии ведут пере­мен­но от 10 до 15 вузов. Учеб­ник так­же будет весь­ма поле­зен для под­го­тов­ки в маги­стра­ту­ре «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра», про­филь «Аква­куль­ту­ра».

Гла­вы кни­ги раз­де­ле­ны по эта­пам жиз­нен­но­го цик­ла лосо­сей, кото­рые про­те­ка­ют в искус­ствен­ных усло­ви­ях на рыбо­вод­ных заво­дах. Это эта­пы сбо­ра про­из­во­ди­те­лей, их выдер­жи­ва­ния, сбо­ра икры и ее инку­ба­ции, выдер­жи­ва­ния пред­ли­чи­нок, под­ра­щи­ва­ния личи­нок, выра­щи­ва­ния моло­ди и выпус­ка её в есте­ствен­ные водо­ё­мы. В учеб­ном посо­бии учте­ны и опи­са­ны послед­ние ново­вве­де­ния, кото­рые нара­бо­та­ны в миро­вой рыбо­вод­ной прак­ти­ке.

В учеб­ни­ке опи­сан и при­мер инно­ва­ци­он­но­го под­хо­да – прак­ти­ка лосо­сё­вых заво­дов в Саха­лин­ской обла­сти, кото­рые исполь­зу­ют в каче­стве вырост­ных водо­ё­мов ещё и есте­ствен­ные водо­ё­мы. Так, на куриль­ских озе­рах под­рас­та­ю­щая молодь в сад­ках потреб­ля­ет не толь­ко искус­ствен­ный корм, но ещё и есте­ствен­ный.

Как отме­ча­ет Анна Лит­ви­нен­ко, преды­ду­щий учеб­ник по дан­ной тема­ти­ке выпус­кал­ся уже более пяти лет назад, при том, что в совре­мен­ном обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се очень важ­но исполь­зо­вать наи­бо­лее акту­аль­ные дан­ные. Учеб­ник реко­мен­до­ван УМО.

Ссыл­ка на учеб­ное посо­бие: https://urait.ru/book/iskusstvennoe-razvedenie-tihookeanskih-lososey-533910