Подробности первой смены «Сириуса.Сахалин» раскрыли научные руководители

Пресс-кон­фе­рен­ция, посвя­щён­ная пер­вой смене обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра «Сири­ус. Саха­лин», про­шла в «Точ­ке кипе­ния» Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Пресс-кон­фе­рен­ция, посвя­щён­ная пер­вой смене обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра «Сири­ус. Саха­лин», про­шла в «Точ­ке кипе­ния» Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. В ходе кон­фе­рен­ции были пред­став­ле­ны про­грам­мы обра­зо­ва­тель­ной сме­ны по направ­ле­нию «Нау­ка».

– В Саха­лин­ской обла­сти откры­тие цен­тра по выяв­ле­нию и под­держ­ке раз­ви­тия спо­соб­но­стей талан­тов детей и моло­дё­жи по моде­ли «Сири­ус» запла­ни­ро­ва­но на 1 сен­тяб­ря, но мы уже про­ве­ли огром­ную рабо­ту, и с 11 по 22 фев­ра­ля запус­ка­ем первую сме­ну по направ­ле­нию «Нау­ка», – пояс­ни­ла моде­ра­тор кон­фе­рен­ции, пер­вый заме­сти­тель мини­стра обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ири­на Шпа­чен­ко. – В мар­те стар­ту­ет вто­рая сме­на по направ­ле­нию «Спорт» и в апре­ле – по направ­ле­нию «Искус­ство».

Как под­чёр­ки­ва­ет и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак, раз­ра­бо­тан­ная в уни­вер­си­те­те про­грам­ма уни­каль­на в сво­ём роде, она собра­ла ряд направ­ле­ний и ком­пе­тен­ций, кото­рые осо­бен­но вос­тре­бо­ва­ны сего­дня в реги­оне. Науч­ная сме­на направ­ле­на на то, что­бы у ребят раз­вить моти­ва­цию, про­бу­дить инте­рес к есте­ствен­но­на­уч­ным направ­ле­ни­ям.

– Мы бы хоте­ли, что­бы ребя­та, обу­ча­ясь на этих сме­нах, чув­ство­ва­ли себя уже сту­ден­та­ми наше­го уни­вер­си­те­та, – отме­тил гла­ва вуза. – Поэто­му и заня­тия будут выстро­е­ны как пары в уни­вер­си­те­те. Мы при­вле­ка­ем для это­го луч­ших спе­ци­а­ли­стов в про­филь­ных обла­стях. И хоте­лось бы, что­бы ребя­та в даль­ней­шем при­шли к нам и про­дол­жа­ли иссле­до­ва­ния уже на более высо­ком уровне, в наших лабо­ра­то­ри­ях, и раз­ви­ва­ли эти направ­ле­ния здесь, в Саха­лин­ской обла­сти.

Уче­ни­ков сме­ны ждёт инте­рес­ное путе­ше­ствие в мир нау­ки и тех­но­ло­гий. Про­рек­тор СахГУ Алек­сей Огнев рас­ска­зал о науч­ных тре­ках, кото­рые будут пре­по­да­вать­ся в ходе сме­ны, и пред­ста­вил руко­во­ди­те­лей каж­до­го направ­ле­ния. В фоку­се вни­ма­ния будут бес­пи­лот­ные авто­ном­ные систе­мы, систе­мы искус­ствен­но­го интел­лек­та, водо­род­ные тех­но­ло­гии, энер­ге­ти­ка, кли­мат и эко­но­ми­ка оке­а­на.

– Самое глав­ное, что про­ек­ты, над кото­ры­ми мы будем тру­дить­ся, направ­ле­ны на раз­ви­тие реги­о­на. Это абсо­лют­но при­клад­ные про­ек­ты, реа­ли­за­ция кото­рых поз­во­лит улуч­шить каче­ство жиз­ни в Саха­лин­ской обла­сти, – уве­рен А. Огнев.

Каж­дый из руко­во­ди­те­лей тре­ков пред­ста­вил своё науч­ное направ­ле­ние.

Анна Лит­ви­нен­ко, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры ЭБиПР СахГУ, руко­во­ди­тель тре­ка «Эко­но­ми­ка миро­во­го оке­а­на»

– Как извест­но, эко­но­ми­ка миро­во­го оке­а­на – это мно­же­ство видов хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рая про­ис­хо­дит в оке­ане, и бла­го­да­ря кото­рым про­из­во­дит­ся некая про­дук­ция. Для наше­го ост­ров­но­го реги­о­на наи­бо­лее важ­ны­ми явля­ют­ся вопро­сы, свя­зан­ные с аква­то­ри­ей Саха­ли­на и Курил, и тихо­оке­ан­ские лосо­си – это один из стра­те­ги­че­ских про­дук­тов нашей стра­ны. Но самой глав­ной про­бле­мой эко­но­ми­ки миро­во­го оке­а­на на сего­дняш­ний день явля­ет­ся его эко­ло­ги­че­ское состо­я­ние.

В нашей про­грам­ме будут исполь­зо­вать­ся в основ­ном актив­ные мето­ды обу­че­ния. Уча­щи­е­ся смо­гут сво­и­ми рука­ми про­ве­сти гид­ро­хи­ми­че­ский ана­лиз прес­ной и мор­ской воды из наших аква­то­рий, оце­ни­вая состо­я­ние воды как ком­по­нен­та окру­жа­ю­щей сре­ды и её зна­че­ние для вод­ных эко­си­стем. Они смо­гут син­те­зи­ро­вать при­род­ные сорб­ци­он­ные мате­ри­а­лы, запа­сы кото­рых в том чис­ле име­ют­ся на Саха­лине – цео­ли­ты, и иссле­до­вать их в каче­стве воз­мож­ных ком­по­нен­тов для извле­че­ния тяжё­лых метал­лов из воды.

Во вре­мя экс­кур­сии на лосо­сё­вый рыбо­вод­ный завод, а так­же в лабо­ра­то­рию аква­куль­ту­ры бес­по­зво­ноч­ных и водо­рос­лей Саха­лин­ско­го фили­а­ла ВНИРО ребя­та позна­ко­мят­ся с рыбо­вод­ной про­дук­ци­ей – не толь­ко с лосо­сё­вы­ми, но и с бес­по­зво­ноч­ны­ми, а так­же с мето­ди­кой про­ве­де­ния био­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за. Кро­ме того, они научат­ся рас­счи­ты­вать коли­че­ство необ­хо­ди­мых про­из­во­ди­те­лей лосо­сей к сбо­ру икры для типич­но­го лосо­сё­во­го рыбо­вод­но­го заво­да по его мощ­но­сти.

Таким обра­зом, наша про­грам­ма обе­ща­ет быть инте­рес­ной насы­щен­ной, обу­че­ние заста­вит обу­ча­ю­щих­ся заду­мать­ся не толь­ко о сво­ём выбо­ре жиз­нен­но­го пути, но и о буду­щем миро­во­го оке­а­на как жиз­нен­ной аре­ны.

Андрей Мете­лёв, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры элек­тро­энер­ге­ти­ки и физи­ки СахГУ, руко­во­ди­тель тре­ка «Водо­род­ная энер­ге­ти­ка»

– Водо­род­ная энер­ге­ти­ка – очень акту­аль­ное, пер­спек­тив­ное направ­ле­ние. Оно пред­став­ля­ет собой отрасль энер­ге­ти­ки, кото­рая осно­ва­на на исполь­зо­ва­нии водо­ро­да в каче­стве сред­ства транс­пор­ти­ров­ки, про­из­вод­ства, потреб­ле­ния энер­гии.

Цель нашей обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы – зна­ком­ство в целом с аль­тер­на­тив­ны­ми спо­со­ба­ми полу­че­ния энер­гии, изу­че­ние водо­род­ных тех­но­ло­гий, опре­де­ле­ние пер­спек­тив раз­ви­тия и исполь­зо­ва­ния водо­род­ных тех­но­ло­гий на при­ме­ре Саха­лин­ской обла­сти.

Услов­но наша обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма будет поде­ле­на на три бло­ка. Пер­вый блок – тео­ре­ти­че­ский, где мы рас­смот­рим вопро­сы, кото­рые каса­ют­ся физи­че­ских и хими­че­ских свойств водо­ро­да. Вто­рой блок – реше­ние экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­тель­ских задач. И тре­тий блок – это про­ект­ная дея­тель­ность, где мы с ребя­та­ми поду­ма­ем, как водо­род­ные тех­но­ло­гии могут быть при­ме­не­ны у нас в реги­оне.

Евге­ний Бояров, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор, руко­во­ди­тель тре­ка «Кли­мат»

Про­грам­ма наше­го тре­ка назы­ва­ет­ся «Эко­ло­гия и кли­ма­ти­че­ские изме­не­ния. Иссле­до­ва­ния, мони­то­ринг и про­гно­зи­ро­ва­ние». Про­грам­ма модуль­ная, и хотя в сле­ду­ю­щих сме­нах мы будем вно­сить изме­не­ния, но в целом струк­ту­ра её опре­де­ле­на. Во-пер­вых, это тео­ре­ти­че­ская инфор­ма­ция по общей про­бле­ма­ти­ке кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний в Саха­лин­ской обла­сти и в мире. Далее будет боль­шой блок, посвя­щён­ный есте­ствен­но­на­уч­ным иссле­до­ва­ни­ям, прак­ти­че­ская лабо­ра­тор­ная рабо­та по ана­ли­зу фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих кли­ма­ти­че­ские изме­не­ния. Это будет рабо­та в лабо­ра­то­рии, свя­зан­ная с изу­че­ни­ем в том чис­ле и хими­че­ско­го соста­ва сне­га. И, соот­вет­ствен­но, изу­че­ние вли­я­ния кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров на снеж­ный покров.

Даль­ше очень боль­шой блок будет посвя­щён прак­ти­че­ской рабо­те по мони­то­рин­гу и ана­ли­зу дан­ных дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли. Школь­ни­ки будут иметь воз­мож­ность само­сто­я­тель­но постро­ить циф­ро­вую кар­ту на осно­ва­нии дешиф­ро­ва­ния кос­ми­че­ских сним­ков. Это очень зани­ма­тель­ная, инте­рес­ная прак­ти­че­ская рабо­та, кото­рая очень вос­тре­бо­ва­на в эко­но­ми­ке.

Ещё один блок будет посвя­щён про­гно­зи­ро­ва­нию кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний. С этой целью школь­ни­ки изу­чат азы машин­но­го обу­че­ния и научат­ся само­сто­я­тель­но про­гно­зи­ро­вать неко­то­рые кли­ма­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки.

Ну и в целом ребя­та полу­чат систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные зна­ния о фак­то­рах, опре­де­ля­ю­щих кли­ма­ти­че­ские изме­не­ния и неко­то­рые пара­мет­ры кли­ма­та.

Иван Ани­си­мов, пре­по­да­ва­тель Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти, про­грам­мист, руко­во­ди­тель тре­ка «Искус­ствен­ный интел­лект»

– Суть наше­го тре­ка в том, что­бы понять, как рабо­та­ет искус­ствен­ный интел­лект от нача­ла и до кон­ца. Пер­вый модуль посвя­щён ана­ли­зу дан­ных на язы­ке про­грам­ми­ро­ва­ния Python. Дети прой­дут через эта­пы рабо­ты с дан­ны­ми, их под­го­тов­ку, очист­ку и филь­тра­цию имен­но тех дан­ных, кото­рые нуж­ны будут для обу­че­ния нашей моде­ли искус­ствен­но­го интел­лек­та.

Сле­ду­ю­щий модуль – машин­ное обу­че­ние на осно­ве гото­вых дан­ных. Пред­по­ло­жим, это дан­ные о недви­жи­мо­сти, о квар­ти­рах – их пло­щадь, отда­лён­ность от тех или иных точек, то есть огром­ное коли­че­ство пара­мет­ров, кото­рые вли­я­ют на сто­и­мость. Исхо­дя из этих пара­мет­ров, мы можем обу­чить модель искус­ствен­но­го интел­лек­та для про­гно­зи­ро­ва­ния сто­и­мо­сти недви­жи­мо­сти. В ито­ге такая модель может исполь­зо­вать­ся для созда­ния ней­рон­ной сети, кото­рой мы пода­ём на вход, напри­мер, часть дан­ных о нашей квар­ти­ре, что­бы спро­гно­зи­ро­вать её сто­и­мость.

По ито­гам рабо­ты тре­ка мы долж­ны полу­чить два про­дук­та, свя­зан­ных с ком­пью­тер­ным зре­ни­ем. Пер­вый посвя­щён рас­по­зна­ва­нию лиц при помо­щи ней­рон­ных сетей, а вто­рой – клас­си­фи­ка­ции агло­ме­ра­ций, или, про­ще гово­ря, ней­ро­сеть долж­на опре­де­лять на фото­гра­фи­ях нали­чие пожа­ров.

Эду­ард Абра­мов, веду­щий раз­ра­бот­чик и опе­ра­тор бес­пи­лот­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов в Саха­лин­ской обла­сти, руко­во­ди­тель тре­ка «Бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­ра­ты»

– Бес­пи­лот­ни­ки – это в первую оче­редь источ­ник дан­ных, а отрас­ли, в кото­рых они при­ме­ня­ют­ся, нау­ко­ём­кие и обшир­ные.

Соот­вет­ствен­но, нуж­но в крат­чай­шие сро­ки вве­сти в курс детей и дать им исто­рию воз­ник­но­ве­ния БПЛА, пра­во­вые аспек­ты. Так­же необ­хо­ди­мо дать инфор­ма­цию о струк­ту­ре само­го бес­пи­лот­но­го лета­тель­но­го аппа­ра­та и бес­пи­лот­ной авиа­ци­он­ной систе­мы, про­из­ве­сти эле­мен­тар­ную сбор­ку кон­струк­то­ра, настрой­ку, про­грам­ми­ро­ва­ние и, соб­ствен­но, выпол­не­ние полё­та.

Полёт дол­жен сопро­вож­дать­ся полу­че­ни­ем какой-либо инфор­ма­ции, выпол­не­ни­ем задач. Соот­вет­ствен­но, мы потре­ни­ру­ем­ся выпол­нять спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные зада­чи, в первую оче­редь инте­рес­ные реги­о­ну. Так­же нема­ло­важ­ный блок – это сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние и ремонт бес­пи­лот­ни­ков.

Зада­ния по это­му тре­ку будут выпол­нять­ся на двух бес­пи­лот­ни­ках, кото­рые раз­ра­бо­та­ны и созда­ны на Саха­лине – кон­струк­то­ры «Оса» и «Лютик». Это доста­точ­но инте­рес­ные кон­струк­то­ры, осо­бен­но «Лютик» уже может выпол­нять дей­стви­тель­но серьёз­ные зада­чи по мони­то­рин­гу и аэро­фо­то­съём­ке.

Одна из основ­ных целей про­грам­мы – поиск ребят, кото­рые заго­рят­ся этим делом и в даль­ней­шем смо­гут про­фес­си­о­наль­но выпол­нять клю­че­вые зада­чи на тер­ри­то­рии реги­о­на.

В пер­спек­ти­ве все наши науч­ные тре­ки мож­но в буду­щем объ­еди­нить. Так, мы уже про­ра­бо­та­ли 65 сце­на­ри­ев толь­ко по кли­ма­ту, то есть бес­пи­лот­ник смо­жет най­ти своё место в каж­дом из тре­ков.