Образование

Студенты СахГУ завоевали призовые места на региональном чемпионате WorldSkills

На Сахалине завершился второй блок VII регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который прошел с 14 по 27 февраля 2022 года.
497 просмотров
Читать

Более 600 участ­ни­ков чем­пи­о­на­та боро­лись за пра­во пред­став­лять свой реги­он в фина­ле наци­о­наль­но­го эта­па. Состя­за­ния про­хо­ди­ли на пло­щад­ках Южно-Саха­лин­ска, Холм­ска и Шах­тер­ска.

Ост­ров­ной уни­вер­си­тет пред­став­ля­ли сту­ден­ты из Поли­тех­ни­че­ско­го и Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джей и Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ.

– Во вто­ром эта­пе мы при­ни­ма­ли уча­стие в девя­ти ком­пе­тен­ци­ях, – рас­ска­за­ла дирек­тор ЮСПК Еле­на Казан­це­ва. – В том чис­ле в новой ком­пе­тен­ции «Борт­про­вод­ни­ки» мы состя­за­лись с про­фес­си­о­на­ла­ми из авиа­ком­па­нии «Авро­ра» и заня­ли пер­вое место. В резуль­та­те нашим сту­ден­там пред­ло­жи­ли бес­плат­ное обу­че­ние в учеб­ном цен­тре авиа­ком­па­нии, то есть это уже прак­ти­че­ски тру­до­устрой­ство. Общее коли­че­ство участ­ни­ков чем­пи­о­на­та вырос­ло и пре­вы­си­ло 280 чело­век, а кро­ме того, рас­ши­рил­ся состав воз­раст­ных кате­го­рий.

Пре­по­да­ва­те­ли ЮСПК очень высо­ко оце­ни­ва­ют воз­мож­ность тес­ной сов­мест­ной рабо­ты с экс­перт­ным про­фес­си­о­наль­ным сооб­ще­ством. Напри­мер, на ком­пе­тен­ции «Сер­вис на воз­душ­ном транс­пор­те» в каче­стве экс­пер­тов высту­па­ли пред­ста­ви­те­ли из Домо­де­до­во, южно-саха­лин­ско­го аэро­пор­та и «Авро­ры», пре­по­да­ва­те­ли ЮСПК. Это дало воз­мож­ность про­фес­си­о­наль­но­го обще­ния и обме­на опы­том.

Сту­ден­ты Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ при­ня­ли уча­стие в шести ком­пе­тен­ция. На «Тех­ни­че­ском англий­ском», «Буре­нии», «Обслу­жи­ва­нии гру­зо­вой тех­ни­ки» они взя­ли «золо­то», на «Элек­тро­мон­та­же» – «сереб­ро», на «Добы­че неф­ти и газа», «Ремон­те и обслу­жи­ва­нии лег­ко­вых авто­мо­би­лей» и «Систем­ном адми­ни­стри­ро­ва­нии» – брон­зу.

– Мно­гие из этих резуль­та­тов – вполне ожи­да­е­мые, – пояс­ня­ет дирек­тор ПТК Сер­гей Шаров. – Так, по обслу­жи­ва­нию гру­зо­вой тех­ни­ки у нас вто­рой год под­ряд «золо­то». В элек­тро­мон­та­же мы еже­год­но зани­ма­ем при­зо­вые места, несмот­ря на то, что зада­ния с каж­дым годом услож­ня­ют­ся.

Сту­ден­ты Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та, как сооб­щил дирек­тор ТНИ Кон­стан­тин Стро­кин, участ­во­ва­ли в четы­рёх ком­пе­тен­ци­ях, но по сути основ­ной из них была «Добы­ча неф­ти и газа», на кото­рую ори­ен­ти­ру­ют­ся участ­ни­ки. Осталь­ные три ком­пе­тен­ции «Мет­ро­ло­гия и КИП», «Про­из­вод­ство работ на неф­те­га­зо­вом место­рож­де­нии» и «Буре­ние сква­жин» были демон­стра­ци­он­ны­ми.

– По «Добы­че неф­ти и газа» побе­ди­те­лем ока­зал­ся наш моло­дой спе­ци­а­лист Ники­та Лазин, он и поедет на наци­о­наль­ный чем­пи­о­нат, – гово­рит К. Стро­кин. – Сорев­но­ва­ния по «Про­из­вод­ству работ на неф­те­га­зо­вом место­рож­де­нии» про­шли у нас выше вся­че­ских похвал, «Буре­ние» – тоже. А вот по «Мет­ро­ло­гия и КИП» мы немнож­ко не дотя­ги­ва­ем, но теперь полу­чи­ли хоро­ший опыт, и думаю, что через год мы себя про­явим. Ребя­та молод­цы, они рвут­ся в бой!

Бла­го­да­ря парт­нё­ру, ком­па­нии «Саха­лин­ская Энер­гия», все побе­ди­те­ли полу­чи­ли при­гла­ше­ние посе­тить завод СПГ с экс­кур­си­ей, им вру­че­ны при­зы.

– Очень важ­но, что наши отно­ше­ния с неф­те­га­зо­вы­ми опе­ра­то­ра­ми пере­хо­дят всё боль­ше в прак­ти­че­ское рус­ло, – отме­ча­ет дирек­тор ТНИ. – На лет­ний месяц мы сфор­ми­ро­ва­ли сей­час стро­и­тель­ный отряд из 39 чело­век, при­чём это сту­ден­ты не толь­ко неф­те­га­зо­во­го направ­ле­ния, но и стро­и­те­ли. Часть из них поедут на объ­еди­нён­ный бере­го­вой тех­но­ло­ги­че­ский ком­плекс в Ногли­ки, там будут рабо­тать под при­смот­ром «Газ­про­ма», а часть ребят поедет на завод СПГ. И им будет выпла­чи­вать­ся хоро­шая зара­бот­ная пла­та, я счи­таю, что это здо­ро­во!

Побе­ди­те­лей реги­о­наль­но­го тура сей­час ждут отбо­роч­ные сорев­но­ва­ния на пра­во уча­стия в фина­ле наци­о­наль­но­го чем­пи­о­на­та «Моло­дые про­фес­си­о­на­лы», кото­рый прой­дёт в мае в Саран­ске.

Спи­сок участ­ни­ков, заво­е­вав­ших при­зо­вые места:

Южно-Саха­лин­ский педа­го­ги­че­ский кол­ледж СахГУ:

Ком­пе­тен­ция «Орга­ни­за­ция экс­кур­си­он­ных услуг» (юни­о­ры)

1 место – Бол­ту­но­ва Вар­ва­ра

2 место – Ершо­ва Ксе­ния, Васи­лье­ва Вар­ва­ра

Ком­пе­тен­ция «Допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние детей и взрос­лых»

1 место – Сафа­рян Соня

2 место – Чер­ня­ев Мак­сим

3 место – Тере­хи­на Окса­на

Ком­пе­тен­ция «Допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние детей и взрос­лых»

1 место – Пру­са­ко­ва Вик­то­рия

2 место – Жуков Тимо­фей

3 место – Абра­мен­ко Вла­ди­мир

Ком­пе­тен­ция «Физ­куль­ту­ра, спорт и фит­нес» (юни­о­ры)

1 место – Мед­ве­де­ва Ксе­ния

2 место – Миша­кин Кирилл

3 место – Чен Алек­сей

Ком­пе­тен­ция «Сер­вис на воз­душ­ном транс­пор­те»

1 место – Гав­ри­ло­ва Дарья, Пау­то­ва Ека­те­ри­на, Андру­ше­вич Ксе­ния, Гафи­е­ва Анна, Васи­я­ро­ва Инна

2ме­сто- Пак Эду­ард, Спи­ри­до­но­ва Али­на, О Кон­стан­тин, Поки­да­ев Евге­ний, Соло­вьё­ва Алек­сандра

3 место- Дара­дур Реги­на, Пиге­е­ва Ели­за­ве­та, Востри­ко­ва Мария, Яки­мо­ва Ксе­ния, Четин Алек­сандр

Ком­пе­тен­ция «Борт­про­вод­ник»

1 место – Ким Хе Ген, Митя­ни­на Диа­на, Сем­кин Алек­сей

2 место – Боро­ди­на Софья, Муро­ван­ная Поли­на, Буш­ля Дарья

3 место – Лок­тев Мак­сим, Афо­ни­на Дарья, Сима­ко­ва Евге­ния

Ком­пе­тен­ция «Адми­ни­стри­ро­ва­ние оте­ля»

1 место – Ста­ро­дуб­це­ва Яро­сла­ва

2 место – Муха­мет­зя­но­ва Эль­ви­ра

3 место – Хужи­на Ека­те­ри­на

Ком­пе­тен­ция «Адми­ни­стри­ро­ва­ние оте­ля» (юни­о­ры)

1 место – Клад­ко Гри­го­рий

2 место – Пере­вер­зе­ва Ели­за­ве­та, Нови­ко­ва Анна

Ком­пе­тен­ция «Соци­аль­ная рабо­та»

3 место – Согре­ева Элли­на

Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж СахГУ

Обслу­жи­ва­ние гру­зо­вой тех­ни­ки

1 место – Кон­ча Артём

Буре­ние сква­жин

1 место – Дне­пров­ский Ники­та

Тех­ни­че­ский англий­ский

1 место – Пого­да­ев Андрей

Элек­тро­мон­таж

2 место – Зай­цев Дани­ла

Ремонт лег­ко­вых авто­мо­би­лей

3 место – Пав­ли­чук Алек­сандр

Добы­ча неф­ти и газа

3 место – Сер­ге­ен­ко Дани­ил

Тех­ни­че­ский неф­те­га­зо­вый инсти­тут

Ком­пе­тен­ция «Буре­ние сква­жин»

2 место – Щер­ба­ков Ники­та

3 место – Тума­шо­ва Еле­на

Ком­пе­тен­ция «Добы­ча неф­ти и газа»

1 место – Лазин Ники­та

2 место – Лаза­рен­ко Мак­сим

Ком­пе­тен­ция «Про­из­вод­ство работ на неф­те­га­зо­вом место­рож­де­нии»

1 место – Нена­шев Андрей Вита­лье­вич

2 место – Дени­сов Ники­та Евге­нье­вич

3 место – Шемет Ники­та

Ком­пе­тен­ция «Мет­ро­ло­гия и КИП»

3 место – Чер­ны­шев Дмит­рий

3 место – Гав­ри­люк Денис

3 место – Ким Алек­сандр

читать новости из категории «Образование»
Фоторепортаж

Шах и мат

В университете прошел турнир по шахматам в рамках чемпионата АССК России.
379 просмотров
Читать

Побе­ди­те­лем тур­ни­ра сре­ди деву­шек ста­ла Ана­ста­сия Ким

  • вто­рое место – Сере­ден­ко Ека­те­ри­на
  • тре­тье место – Боро­нец Оль­га

Побе­ди­те­лем тур­ни­ра сре­ди юно­шей стал Ого­лец Ники­та

  • вто­рое место – Мит­ро­хин Олег
  • тре­тье место – Боб­ков Сер­гей
читать новости из категории «Фоторепортаж»
Университетская жизнь

Текущий год в СахГУ объявлен годом физкультуры и спорта

В 2022 году Сахалинский государственный университет отмечает 30-летний юбилей, посвящённый подготовке педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта в Сахалинской области.
598 просмотров
Читать

В 2022 году Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет отме­ча­ет 30-лет­ний юби­лей, посвя­щён­ный под­го­тов­ке педа­го­ги­че­ских кад­ров в сфе­ре физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та в Саха­лин­ской обла­сти.

В мае 1992 года отде­ле­ние физи­че­ской куль­ту­ры было откры­то в Алек­сан­дровск-Саха­лин­ском педа­го­ги­че­ском учи­ли­ще как струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии Южно-Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та. В 1996 году отде­ле­ние полу­чи­ло ста­тус факуль­те­та, а сего­дня под­го­тов­ка спе­ци­а­ли­стов осу­ществ­ля­ет­ся кафед­рой физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, Южно-Саха­лин­ским педа­го­ги­че­ским и в Алек­сан­дровск-Саха­лин­ским кол­ле­джа­ми СахГУ.

Празд­нич­ное меро­при­я­тие, посвя­щён­ное юби­лею, про­шло 1 мар­та в сте­нах ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та.

– Вот уже 30 лет мы гото­вим педа­го­ги­че­ские кад­ры в обла­сти физ­куль­ту­ры и спор­та для наше­го реги­о­на. – отме­ти­ла про­рек­тор вуза по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и соци­аль­ным вопро­сам Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. – В честь это­го мы реши­ли объ­явить теку­щий год в уни­вер­си­те­те годом физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та. И пони­маю, что не зря: сего­дня здесь на одной пло­щад­ке собра­лись как нынеш­ние сту­ден­ты, так и выпуск­ни­ки наше­го уни­вер­си­те­та, уже достиг­шие успе­хов в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Вы може­те пого­во­рить друг с дру­гом, задать вопро­сы, постро­ить себе пла­ны на буду­щее и поста­вить цели. Наде­юсь этот год будет инте­рес­ным и бога­тым на меро­при­я­тия, у нас будет мно­го участ­ни­ков и побе­ди­те­лей.

За дол­гие рабо­ты кафед­ра физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та под­го­то­ви­ла более полу­то­ра тысяч выпуск­ни­ков, кото­рые рабо­та­ют в обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях Саха­лин­ской обла­сти.

– С одной сто­ро­ны, 30 лет – это не так и мно­го, а с дру­гой – пер­вые выпуск­ни­ки уже ста­ли вете­ра­на­ми педа­го­ги­че­ско­го тру­да, они уже чет­верть века рабо­та­ют в систе­ме обра­зо­ва­ния. И это не может не радо­вать, – под­черк­ну­ла в при­вет­ствен­ном сло­ве заме­сти­тель мини­стра обра­зо­ва­ния реги­о­на Еле­на Баби­на.

Сре­ди выпуск­ни­ков, при­сут­ству­ю­щих в зале, мно­гие под­го­то­ви­ли не одно поко­ле­ние спортс­ме­нов, доби­лись высо­ких дости­же­ний в спор­те, нахо­дят­ся сего­дня на высо­те сво­ей спор­тив­ной карье­ры.

Дирек­тор депар­та­мен­та мини­стер­ства спор­та Саха­лин­ской обла­сти Ири­на Ряб­ки­на рас­ска­за­ла о вза­и­мо­дей­ствии и сотруд­ни­че­стве мини­стер­ства с уни­вер­си­те­том, о сов­мест­ной под­го­тов­ке кад­ров.

– Сего­дня в реги­оне 10 базо­вых видов спор­та, в отно­ше­нии кото­рых про­во­дит­ся очень боль­шая рабо­та, – сооб­щи­ла она. – Бла­го­да­ря это­му наш реги­он лиди­ру­ет в неко­то­рых пози­ци­ях: так, по Даль­не­му Восто­ку мы нахо­дим­ся на пер­вом месте по коли­че­ству зани­ма­ю­щих­ся физи­че­ской куль­ту­рой и спор­том.

Свои поздрав­ле­ния при­нес­ли так­же дирек­тор депар­та­мен­та по делам моло­де­жи и спор­та адми­ни­стра­ции горо­да Южно-Саха­лин­ска Еле­на Завяз­ки­на и выпуск­ни­ца уни­вер­си­те­та – пре­зи­дент Саха­лин­ской област­ной феде­ра­ции по спор­тив­ной гим­на­сти­ке, тре­нер Оль­га Спе­ран­ская. Ею на дан­ный момент под­го­тов­ле­но два масте­ра спор­та Рос­сии по спор­тив­ной гим­на­сти­ке, а ее вос­пи­тан­ни­ки – побе­ди­те­ли все­рос­сий­ских сорев­но­ва­ний и при­зе­ры Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га.

На дол­гом пути раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния кафед­ра физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та выпу­сти­ла нема­ло про­фес­си­о­на­лов сво­е­го дела, каж­дым из кото­рых гор­дит­ся уни­вер­си­тет. Это масте­ра спор­та, кото­рые про­слав­ля­ют наш реги­он и стра­ну, это заслу­жен­ные учи­те­ля и тре­не­ры, кото­рые гото­вят моло­дое поко­ле­ние для поко­ре­ния новых спор­тив­ных вер­шин.

– Наши выпуск­ни­ки несут свои зна­ния и опыт моло­до­му поко­ле­нию на толь­ко в Саха­лин­ской обла­сти, но и за её пре­де­ла­ми, – рас­ска­за­ла дирек­тор Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки Окса­на Аршан­ская. – На сего­дняш­ний день в инсти­ту­те обу­ча­ют­ся око­ло 300 сту­ден­тов по направ­ле­нию под­го­тов­ки «педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «физи­че­ская куль­ту­ра». Ряд из них уже име­ют высо­кие спор­тив­ные дости­же­ния миро­во­го уров­ня. Кро­ме того, у нас сей­час реа­ли­зу­ет­ся про­грам­ма «Два дипло­ма», и уже в 2024 году состо­ит пер­вый выпуск спе­ци­а­ли­стов в обла­сти адап­тив­ной физи­че­ской куль­ту­ры, кото­рые так нуж­ны наше­му реги­о­ну.

Сре­ди тех, кто поздра­вил кафед­ру с чере­дой празд­нич­ных меро­при­я­тий – пер­вый выпуск­ник направ­ле­ния под­го­тов­ки «Физи­че­ская куль­ту­ра», пред­се­да­тель город­ско­го собра­ния Алек­сан­дров­ска-Саха­лин­ско­го Олег Салан­гин. Он обра­тил­ся к гостям по видео­свя­зи.

– Заня­тие спор­том поз­во­ля­ет людям все­гда быть под­тя­ну­ты­ми, энер­гич­ны­ми, здо­ро­вым, – уве­рен О. Салан­гин. – Спорт зака­ля­ет, он дела­ет людей целе­устрем­лён­ны­ми, поз­во­ля­ет мно­го­го добить­ся в жиз­ни.

В рам­ках тор­же­ствен­но­го меро­при­я­тия про­шла исто­ри­че­ская тема­ти­че­ская выстав­ка науч­но-педа­го­ги­че­ских тру­дов и фото­гра­фий в сфе­ре физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, а так­же состо­я­лась лек­ция док­то­ра педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ра, чле­на сове­та Саха­лин­ско­го област­но­го отде­ле­ния Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства Пет­ра Пасю­ко­ва на тему «Ини­ци­а­ти­ва. Твор­че­ство. Поль­за. К 30-летию физ­куль­тур­но-педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти».

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет на 2022 год под­го­то­вил мно­го меро­при­я­тий в рам­ках празд­но­ва­ния года физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та. К нему при­уро­че­на еже­год­ная уни­вер­си­а­да сту­ден­че­ских команд горо­да Южно-Саха­лин­ска по раз­ным видам спор­та: шах­ма­ты, лыж­ные гон­ки, волей­бол, мини-фут­бол, бас­кет­бол, лег­кая атле­ти­ка, бад­мин­тон, тен­нис, япон­ский волей­бол. Запла­ни­ро­ва­ны науч­но-иссле­до­ва­тель­ские меро­при­я­тия: все­рос­сий­ская науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция, бинар­ная лек­ция с эле­мен­та­ми лабо­ра­тор­но­го прак­ти­ку­ма для тре­не­ров Саха­лин­ской обла­сти, про­ве­де­ние кон­кур­са науч­но-иссле­до­ва­тель­ских работ сту­ден­тов в рам­ках весен­ней науч­ной сес­сии. Прой­дут меро­при­я­тия по попу­ля­ри­за­ции здо­ро­во­го обра­за жиз­ни для сту­ден­тов и школь­ни­ков: вос­хож­де­ние на пик Чехо­ва, VR-тур­нир сре­ди сту­ден­тов СахГУ, «Фести­валь здо­ро­вья» и мно­гое дру­гое.

читать новости из категории «Университетская жизнь»
Наука

Константин Северинов: 21‑й век – век биологии

Сегодня мы беседуем с ним о коронавирусе, о биологии, образовании, о том, как бактерии влияют на количество рыбы в море, о бессмертии и о науке в целом.
3 096 просмотров
Читать

Уже не пер­вый год при­гла­шён­ные про­фес­со­ры из-за рубе­жа и веду­щих науч­ных цен­тров Рос­сии чита­ют цик­лы лек­ций для сту­ден­тов СахГУ. В фев­ра­ле 2022 года с этой целью ост­ров посе­тил Кон­стан­тин Севе­ри­нов – док­тор био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, совет­ник глав­но­го испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра ПАО «НК «Рос­нефть», гене­раль­ный дирек­тор ООО «БИОТЕК КАМПУС», про­фес­сор Скол­ков­ско­го инсти­ту­та нау­ки и тех­но­ло­гий (SkolTech), про­фес­сор Уни­вер­си­те­та Рат­гер­са (США).

– Кон­стан­тин Вик­то­ро­вич, мно­гие наши сту­ден­ты пла­ни­ру­ют так или ина­че свя­зать свою жизнь с науч­ной дея­тель­но­стью. А как начал­ся ваш лич­ный путь в нау­ку?

– Мне кажет­ся, у боль­шин­ства про­фес­си­о­наль­ных учё­ных инте­рес появ­ля­ет­ся очень рано. У меня это было, навер­ное, лет в шесть. Я вырос в горо­де Тал­линне, там тоже море рядом и вооб­ще кра­си­во. Хотя мои роди­те­ли физи­ки, но был друг семьи – био­лог, кото­рый рабо­тал в тал­линн­ском зоо­пар­ке и посто­ян­но рас­ска­зы­вал про вся­ких зве­рей, на это нало­жи­лись книж­ки Дар­рел­ла. Кро­ме того, мне повез­ло, что в совет­ской Эсто­нии не глу­ши­ли фин­ское и швед­ское теле­ви­де­ние, поэто­му я видел филь­мы Кусто про мор­ской мир, и, есте­ствен­но, «забо­лел» этим всем.

В ито­ге я, прав­да, зани­ма­юсь не орга­низ­мен­ной био­ло­ги­ей, а моле­ку­ляр­ной. Про­сто когда повзрос­лел, то вдруг понял, что мне инте­рес­нее видеть не внеш­нее раз­но­об­ра­зие жиз­ни, а пони­мать, един­ство ее устрой­ства изнут­ри.

– Вы уже боль­ше чет­вер­ти века живё­те и пре­по­да­ё­те в США. Есть ли какая-то раз­ни­ца в под­го­тов­ке сту­ден­тов по био­ло­гии в Рос­сии и в Шта­тах?

– Мне кажет­ся, что да, и тут несколь­ко аспек­тов. Пер­вое: кро­ме огром­но­го коли­че­ства част­ных уни­вер­си­те­тов в каж­дом из 50 с лиш­ним шта­тов Аме­ри­ки есть очень круп­ные штат­ные уни­вер­си­те­ты, в каж­дом из кото­рых обу­ча­ет­ся от 20 до 40 тысяч сту­ден­тов. В целом уро­вень под­го­тов­ки сту­ден­тов и науч­ных иссле­до­ва­ний там очень высо­кий и, я бы ска­зал – рав­но­мер­ный.

В Рос­сии же есть несколь­ко извест­ных цен­тров выс­ше­го обра­зо­ва­ния и нау­ки – Москва, Петер­бург, Ново­си­бирск, может быть, Казань и Ниж­ний Нов­го­род, – а все осталь­ное… Нель­зя ска­зать, что выжжен­ная пусты­ня, но отста­ва­ние чув­ству­ет­ся как по уров­ню мате­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния учеб­но­го про­цес­са, так и по каче­ству педа­го­ги­че­ско­го соста­ва. Ну и по сту­ден­там, пото­му что «топо­вые» сту­ден­ты норо­вят уехать вот в эти, ска­жем так, «цен­тры силы».

В США это гораз­до мень­ше про­яв­ля­ет­ся, и поэто­му нет в ощу­ще­ния, что сто­ит какой-то замок на горе, а вокруг ниче­го нет.

Ну и вто­рое: как-то вдруг люди осо­зна­ли, что в био­ло­гии нет стро­гих раз­де­лов типа био­фи­зи­ки, био­хи­мии, мик­ро­био­ло­гии, бота­ни­ки и про­че­го. Ведь мож­но делить так до бес­ко­неч­но­сти. Сей­час сло­жи­лось такое общее укруп­нён­ное поня­тие, по-англий­ски life sciences: «нау­ки о жиз­ни». Все при­ни­ма­ют, что мы изу­ча­ем саму жизнь как явле­ние, а уже мето­ды, спо­со­бы, как мы это смот­рим, через мик­ро­скоп или через очки, не игра­ют боль­шой роли. И вот такой обоб­щён­ный под­ход, менее струк­ту­ри­ро­ван­ный, для Аме­ри­ки более харак­те­рен, чем для Рос­сии.

И тре­тье, что сто­ит ска­зать: к сожа­ле­нию, раз­вал Совет­ско­го Сою­за и отъ­езд за рубеж очень боль­шо­го коли­че­ства учё­ных в нача­ле 90‑х про­изо­шёл в очень «неудач­ный» момент. Как раз в девя­но­стые годы про­изо­шёл какой-то совер­ше­но тек­то­ни­че­ский сдвиг, экс­по­нен­ци­аль­ный взрыв с точ­ки зре­ния раз­ви­тия новый тех­но­ло­гий и мето­дов в нашей нау­ке. Учё­ные, полу­чи­ли воз­мож­ность делать то, о чём рань­ше нель­зя было даже меч­тать. Так вот, этот про­рыв про­шёл как бы мимо нас, и поэто­му сей­час состо­я­ние наук о жиз­ни, и, как след­ствие, обра­зо­ва­ния в этой обла­сти в Рос­сии в целом остав­ля­ет желать луч­ше­го.

С недав­них пор ситу­а­цию пыта­ют­ся поме­нять, при­ня­та феде­раль­ная про­грам­ма по раз­ви­тию гене­ти­че­ских тех­но­ло­гий и геном­но­го редак­ти­ро­ва­ния, вли­ва­ют­ся какие-то сред­ства. Есть пони­ма­ние, что делать это важ­но, пото­му что имен­но нау­ки о жиз­ни будут дви­гать циви­ли­за­цию в 21 веке, как физи­ка дви­га­ла в веке 20‑м.

– Есть ли сей­час в нашей стране какое-то стра­те­ги­че­ское науч­ное направ­ле­ние, кото­рым мож­но похва­стать­ся?

– Зна­е­те, ещё в 2012 году были озву­че­ны пред­вы­бор­ные обе­ща­ния по нау­ке, где гово­ри­лось о том, что мы как стра­на долж­ны повы­сить коли­че­ство ста­тей науч­ных в меж­ду­на­род­ных рей­тин­го­вых жур­на­лах –точ­ность цифр не гаран­ти­рую, но там было что то под­нять с 1,5 до 1,75 про­цен­та. Для срав­не­ния, Соеди­нён­ные Шта­ты выда­ют на-гора до 30% миро­вой науч­ной про­дук­ции. Китай – тоже где-то око­ло 30%. Каче­ство тех ста­тей, кото­рые мы как стра­на выда­ём, в сред­нем ниже, чем каче­ство ста­тей из стран, с кото­ры­ми мы хоте­ли бы кон­ку­ри­ро­вать. То есть, наши учё­ные в целом пуб­ли­ку­ют­ся в жур­на­лах худ­ше­го уров­ня по миро­вым мер­кам, и их ста­тьи мень­ше цити­ру­ют­ся. Поэто­му при таком коли­че­ствен­но неболь­шом вкла­де рос­сий­ской нау­ки в миро­вую копил­ку зна­ний ожи­дать каких-то круп­ных про­ры­вов от нас не при­хо­дит­ся. Это про­сто объ­ек­тив­ное след­ствие, пото­му что у нас не так мно­го учё­ных. И усло­вия для их рабо­ты тоже на сего­дняш­ний момент не самые луч­шие.

Конеч­но, это не озна­ча­ет, что здесь ниче­го инте­рес­но­го не про­ис­хо­дит. Напри­мер, ново­си­бир­ские уче­ные, рабо­та­ю­щие с ака­де­ми­ком Дере­вян­ко сыг­ра­ли клю­че­вую роль в откры­тии тре­тье­го вида чело­ве­ка, отлич­но­го от гомо сапи­енс и неан­дер­таль­цев. Этот вид, кото­рый суще­ство­вал несколь­ко десят­ков тысяч лет назад, назы­ва­ет­ся теперь дени­сов­цы.

Но вклад наших уче­ных в это откры­тие очень харак­тер­ный, он пока­зы­ва­ет ту немнож­ко под­соб­ную роль, кото­рую мы игра­ем в миро­вой нау­ке. Коман­да ака­де­ми­ка Дере­вян­ко обна­ру­жи­ла в пеще­ре малень­кую косточ­ку, кото­рая ока­за­лась фалан­гой паль­ца древ­не­го чело­ве­ка. Этот обра­зец был пере­дан в Гер­ма­нию в мощ­ный геном­ный центр, где древ­няя ДНК была выде­ле­на из фраг­мен­та кости, про­ве­де­но геном­ное секве­ни­ро­ва­ния и сде­ла­но срав­не­ние полу­чен­ных после­до­ва­тель­но­стей ДНК с ДНК совре­мен­ных людей и неан­дер­таль­цев. Имен­но так и выяс­ни­лось, что в Дени­сов­ской пеще­ре нахо­ди­лись какие-то осо­бен­ные люди, отли­ча­ю­щи­е­ся и от нас, и от неан­дер­таль­цев.

Потом таких людей ста­ли нахо­дить доволь­но мно­го: по-види­мо­му, это груп­па, кото­рая доволь­но дол­го суще­ство­ва­ла, в Азии, и у совре­мен­ных пред­ста­ви­те­лей ази­ат­ских рас доволь­но мно­го генов от дени­сов­цев. В общем, это круп­ное откры­тие. Но сде­лать его пол­но­стью в Рос­сии было бы невоз­мож­ным.

– В сво­их лек­ци­ях на Саха­лине вы в том чис­ле затра­ги­ва­ли тему коро­на­ви­ру­са. Чем этот вирус инте­ре­сен с точ­ки зре­ния моле­ку­ляр­ной био­ло­гии, гене­ти­ки?

– Для био­ло­гов ныне, конеч­но, хоро­шее вре­мя, пото­му что чело­ве­че­ство осо­зна­ло, что здо­ро­вая, счаст­ли­вая и бога­тая жизнь не гаран­ти­ро­ва­на. Несмот­ря на любые тех­но­ло­ги­че­ские про­ры­вы, мы не веч­ны, и в общем-то, доволь­но баналь­ный, ничем не выда­ю­щий­ся вирус может оста­но­вить всю эко­но­ми­ку.

Пан­де­мия пока­за­ла, насколь­ко мощ­ной ста­ла моле­ку­ляр­ная био­ло­гия и фар­ма­ко­ло­ги­че­ская про­мыш­лен­ность.

Два года назад на вопрос, ско­ро ли будет вак­ци­на, я по про­шло­му опы­ту утвер­ждал, что вряд ли она может быть созда­на в тече­ние несколь­ких лет. До недав­них пор для созда­ния, тести­ро­ва­ния и дока­за­тель­ства эффек­тив­но­сти вак­ци­ны тре­бо­ва­лись годы. Но ока­за­лось, что все мож­но делать гораз­до быст­рее. И это не зна­чит, что хуже, нет, про­сто мето­ды, кото­ры­ми вла­де­ют совре­мен­ные учё­ные, дей­стви­тель­но поз­во­ля­ют опе­ра­тив­но делать про­дук­ты, кото­рые спа­са­ют жиз­ни.

Ещё пан­де­мия пока­за­ла, мощь ком­пью­тер­ной био­ло­гии. Ока­за­лось, что вирус вовсе необя­за­тель­но выде­лять, что­бы начать созда­вать мето­ды его диа­гно­сти­ки или раз­ра­ба­ты­вать вак­ци­ны. Совре­мен­ные мето­ды геном­но­го секве­ни­ро­ва­ния поз­во­ли­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать вирус, «про­честь» после­до­ва­тель­ность его гено­ма.

А даль­ше – дело тех­ни­ки. Если вы иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли вирус в боль­ных людях как опре­де­лен­ную гене­ти­че­скую после­до­ва­тель­ность, то вы може­те не выде­ляя вирус в чистой куль­ту­ре, как это дела­лось в 20‑м веке, исполь­зо­вать его гене­ти­че­скую инфор­ма­ци вме­сте с мето­да­ми моле­ку­ляр­но­го кло­ни­ро­ва­ния для созда­ния вак­ци­ны. Это очень мощ­ный под­ход.

Ком­пью­тер­ная био­ло­гия и геном­ное секве­ни­ро­ва­ние поз­во­ли­ли осу­ществ­лять эпи­де­мио­ло­ги­че­ский мони­то­ринг виру­са, сле­дить за его эво­лю­ци­ей фак­ти­че­ски в реаль­ном вре­ме­ни. Все что для это­го нуж­но – срав­ни­вать «гене­ти­че­ские тек­сты», после­до­ва­тель­но­сти гено­мов виру­сов, выде­лен­ных из зара­жен­ных людей. Все эти штам­мы, о кото­рых сей­час мод­но гово­рить, выяв­ля­ют­ся имен­но таким обра­зом.

– Коро­на­ви­рус теперь с нами навсе­гда? Это как новый грипп?

– С точ­ки зре­ния виру­со­ло­гии ниче­го обще­го меж­ду коро­на­ви­ру­сом и виру­сом грип­па нет. Так же как нет ниче­го обще­го, напри­мер, меж­ду виру­са­ми имму­но­де­фи­ци­та, виру­сом полио­ми­е­ли­та и виру­сом оспы. Они абсо­лют­но раз­ные.

Но, судя по все­му, коро­на­ви­рус с нами оста­нет­ся. Один раз пере­ско­чив на чело­ве­ка, неваж­но, с лету­чей мыши или ещё кого-то, он теперь исполь­зу­ет нас как сво­е­го есте­ствен­но­го хозя­и­на. С виру­сом грип­па ситу­а­ция не такая, его есте­ствен­ной сре­дой оби­та­ния явля­ют­ся пти­цы и сви­ньи в Юго-Восточ­ной Азии и ино­гда на нас пере­пры­ги­ва­ет, и рас­про­стра­ня­ет­ся по миру, а потом исче­за­ет до новой вол­ны. А коро­на­ви­рус стал вполне себе чело­ве­че­ским виру­сом, без каких-либо про­ме­жу­точ­ных хозя­ев.

Моё пред­ска­за­ние такое, что мы из состо­я­ния эпи­де­мии, когда коли­че­ство забо­ле­ва­ю­щих во вре­ме­ни уве­ли­чи­ва­ет­ся, мы перей­дём в состо­я­ние энде­мии, когда каж­дый год будет зара­жать­ся более-менее оди­на­ко­вое коли­че­ство людей. Какое-то коли­че­ство людей будет уми­рать. Будем с этим жить так же, как мы живём с маля­ри­ей или с каки­ми-то рино­ви­рус­ны­ми инфек­ци­я­ми. Раз пере­бо­лев коро­на­ви­ру­сом, мы будем ста­но­вит­ся иммун­ны­ми к нему, но лишь на неко­то­рое вре­мя. Имму­ни­тет будет осла­бе­вать, и мы будем зара­жать­ся сно­ва. Так как все­гда в попу­ля­ции будет зна­чи­тель­ное коли­че­ство людей с исчез­нув­шим имму­ни­те­том, то виру­су все­гда будет кого зара­зить. Такая дур­ная бес­ко­неч­ность.

– Один из инте­рес­ных аспек­тов ваших иссле­до­ва­ний – эта борь­ба бак­те­рий и их виру­сов. Будет ли побе­ди­тель в этой борь­бе? И какой исход этой кон­ку­рен­ции поле­зен для чело­ве­ка?

– Хоро­ший вопрос! Никто не побе­дит. С точ­ки зре­ния эво­лю­ции, эта такая нескон­ча­е­мая «гон­ка воору­же­ний». У бак­те­рий есть огром­ное коли­че­ство виру­сов-бак­те­рио­фа­гов, кото­рые посто­ян­но их зара­жа­ют и уби­ва­ют. При этом из умер­ших бак­те­рий выхо­дят сот­ни новых, дочер­них виру­сов, гото­вых зара­зить новые бак­те­рии. Но если бы виру­сы побе­ди­ли бак­те­рии, то сами бы сдох­ли, как в ком­пью­тер­ных играх, был бы «гейм овер». Пото­му что бак­те­рии нуж­ны бак­те­рио­фа­гам, что­бы в них раз­мно­жать­ся.

А если бы бак­те­рии побе­ди­ли, то виру­сы воз­ник­ли бы зано­во, они в неко­то­ром смыс­ле могут воз­ни­кать из ниче­го, вер­нее за счет ком­би­на­ции раз­лич­ных генов бак­те­рий. В общем, два участ­ни­ка этой гон­ки – пара­зит-вирус и его хозя­ин-бак­те­рия, посто­ян­но эво­лю­ци­о­ни­ру­ют, при­об­ре­та­ют новые сред­ства напа­де­ния и сред­ства защи­ты, но пол­ной побе­ды не одер­жи­ва­ет ни та, ни дру­гая сто­ро­на.

Мне очень инте­рес­но изу­чать эту гон­ку, смот­реть, какие у каж­дой из двух сто­рон моле­ку­ляр­ные меха­низ­мы для ата­ки и для защи­ты.

Изу­че­ние тако­го, каза­лось бы, эзо­те­ри­че­ско­го и фун­да­мен­таль­но­го вопро­са, при­не­сти очень боль­шую прак­ти­че­скую поль­зу. Напри­мер, всё моле­ку­ляр­ное кло­ни­ро­ва­ние, мето­ды кото­ро­го раз­ра­бо­та­ны в семи­де­ся­тых годах, и бла­го­да­ря кото­рым у нас есть реком­би­нант­ный инсу­лин для диа­бе­ти­ков, раз­лич­ные гор­мо­ны, тера­пев­ти­че­ские анти­те­ла для лече­ния онко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний и мно­гое дру­гое – дела­ет­ся с помо­щью фер­мен­тов, кото­рые бак­те­рии исполь­зу­ет для борь­бы с виру­са­ми.

Дру­гой све­жий при­мер – это геном­ное редак­ти­ро­ва­ние, за кото­рое пару лет назад дали Нобе­лев­скую пре­мию. Геном­ное редак­ти­ро­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью CRISPR-Cas, систе­ма, кото­рую бак­те­рии исполь­зу­ют для того, что­бы бороть­ся со сво­и­ми виру­са­ми. Ока­за­лось, что с помо­щью CRISPR-Cas мож­но фили­гран­но вно­сить изме­не­ния в нуж­ное место гено­ма рас­те­ний, сель­ско­хо­зяй­ствен­ных живот­ных, ну или чело­ве­ка. И в буду­щем навер­ня­ка у нас появят­ся спо­со­бы лече­ния тяжё­лых гене­ти­че­ских забо­ле­ва­ний, кото­рые сей­час неиз­ле­чи­мы, таких, как рак и неко­то­рые врож­дён­ные дефек­ты с помо­щью «редак­ти­ро­ва­ния» наших кле­ток.

Кро­ме изу­че­ния как бак­те­рии и их виру­сы вою­ют друг с дру­гом, нам инте­рес­но раз­но­об­ра­зие виру­сов и бак­те­рий, живу­щих по все­му миру. Два года назад мы на Иту­ру­пе соби­ра­ли про­бы в горя­чих источ­ни­ках, а потом срав­ни­ва­ли их оби­та­те­лей с мик­ро­ба­ми из горя­чих источ­ни­ков в Евро­пе, Южной Аме­ри­ки и США. Сей­час у нас есть боль­шой грант от Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки где мы исполь­зу­ем мето­ды геном­но­го ана­ли­за и ком­пью­тер­ной био­ло­гии для созда­ния атлас мик­роб­ных сооб­ществ морей Рос­сии. Было бы очень инте­рес­но вклю­чить в этот про­ект Саха­лин. Знать мик­роб­ное раз­но­об­ра­зие морей очень важ­но. Ведь исход «раз­бо­рок» меж­ду виру­са­ми и бак­те­ри­я­ми очень важен для мор­ских эко­си­стем, так как вли­я­ет на высво­бож­де­ния орга­ни­че­ских веществ в воду, на раз­ви­тие планк­то­на, на рыб и так далее, и тому подоб­ное.

– И послед­ний вопрос – о наших меч­тах. Когда люди ста­нут бес­смерт­ны­ми? Что гово­рят гене­ти­ки?

– Я наде­юсь, что нико­гда. Жизнь суще­ству­ет почти столь­ко, сколь­ко и пла­не­та. Усло­вия на Зем­ле посто­ян­но изме­ня­ют­ся, поэто­му жизнь тоже долж­на менять­ся – те, кто не при­спо­соб­лен, умрут, а при­спо­соб­лен­ные сожрут их и за счёт это­го рас­цве­тут, что­бы потом тоже уме­реть. На этом осно­ва­на дар­вин­ская эво­лю­ция. Но каж­дый из ныне живу­щих, неваж­но, чело­век или бак­те­рия, явля­ет­ся пря­мым потом­ком само­го пер­во­го живо­го суще­ства, мы все свя­за­ны такой тон­кой длин­ной нитью жиз­ни.

У людей, в отли­чие от всех осталь­ных зве­ру­шек, есть куль­ту­ра, кото­рая, на мой взгляд, поз­во­ля­ет нам достичь бес­смер­тия гораз­до более эффек­тив­но, чем несу­ще­ству­ю­щая таб­лет­ка дол­го­ле­тия. Вот Тол­стой – умер или нет? Он в неко­то­ром смыс­ле живее всех живых. Или Хри­стос, или ещё кто-нибудь. То есть, у нас есть воз­мож­ность достичь не про­сто бес­ко­неч­но дол­го­го суще­ство­ва­ния сво­ей брен­ной обо­лоч­ки, а сде­лать что-то полез­ное не толь­ко для себя, но и дру­гих. И таким обра­зом оста­вить свой след, кото­рый будет суще­ство­вать дол­го.

Но это не озна­ча­ет, что нет людей, кото­рые уми­ра­ют, услов­но гово­ря, рань­ше поло­жен­но­го сро­ка и что не надо ниче­го пред­при­ни­мать на этот счет. Напри­мер, в рам­ках тех­но­ло­ги­че­ско­го парт­нёр­ства ПАО «НК «Рос­нефть» с рос­сий­ским пра­ви­тель­ством мы созда­ём очень круп­ный центр геном­но­го секве­ни­ро­ва­ния, где пла­ни­ру­ем опре­де­лить до сот­ни тысяч гено­мов рос­си­ян. Полу­чен­ная инфор­ма­ция поз­во­лит более эффек­тив­но выяв­лять гене­ти­че­ские забо­ле­ва­ния и раз­ра­ба­ты­вать мето­ды их лече­ния. Кро­ме выяв­ле­ния при­чин болез­ней, в рам­ках демо­гра­фи­че­ских иссле­до­ва­ний воз­мож­но будет изу­чать гене­ти­че­скую подо­плё­ку тако­го явле­ния, как дол­го­жи­тель­ство. Те люди, кото­рые живут очень дол­го, воз­мож­но, полу­чи­ли какую-то осо­бен­ную, удач­ную для них ком­би­на­цию гене­ти­че­ских при­зна­ков и было бы инте­рес­но понять, что эта за ком­би­на­ция.

читать новости из категории «Наука»
Спорт

Студентка СахГУ Ольга Аверкина завоевала бронзовую медаль на Первенстве России по пулевой стрельбе

Команда Сахалинской области успешно выступила на Первенстве России и Всероссийских соревнованиях по пулевой стрельбе, которые проходят в Ижевске.
351 просмотр
Читать

Коман­да Саха­лин­ской обла­сти успеш­но высту­пи­ла на Пер­вен­стве Рос­сии и Все­рос­сий­ских сорев­но­ва­ни­ях по пуле­вой стрель­бе, кото­рые про­хо­дят в Ижев­ске. В состя­за­ни­ях при­ня­ло уча­стие более 300 спортс­ме­нов из 44 субъ­ек­тов стра­ны.

Ост­ров­ной реги­он пред­ста­ви­ли вос­пи­тан­ни­ки тре­не­ров Ген­на­дия Лап­те­ва и Еле­на Шерен­ко­вой Оль­га Авер­ки­на, Анна Бой­ко, Ана­ста­сия Тимо­шен­ко, Мария Мель­ни­ко­ва и Кон­стан­тин Обос­ка­лов.

Сорев­но­ва­ния про­во­ди­лись по новым пра­ви­лам, кото­рые всту­пи­ли в силу с янва­ря это­го года. В пер­вом стар­те, в стрель­бе из мало­ка­ли­бер­ной вин­тов­ки из трех поло­же­ний (с коле­на, лежа и стоя по 20 выстре­лов) саха­лин­ки уста­но­ви­ли лич­ные рекор­ды. Но толь­ко Авер­ки­ной Оль­ге уда­лось прой­ти во вто­рой круг сорев­но­ва­ний с новым рекор­дом Саха­лин­ской обла­сти – 567 очков из 600 воз­мож­ных. 

Во вто­ром стар­те Оль­ге уда­лось улуч­шить свой резуль­тат до 574 очков. С этим резуль­та­том она вышла в финал, где в упор­ной борь­бе заво­е­ва­ла брон­зо­вую медаль. 

Оль­га Авер­ки­на – сту­дент­ка 2 кур­са по направ­ле­нию «педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние: физи­че­ская куль­ту­ра и спорт» и явля­ет­ся спортс­мен­кой Цен­тра спор­тив­ной под­го­тов­ки Саха­лин­ской обла­сти. 

Поздрав­ля­ем Оль­гу с при­зо­вым место и жела­ем успе­хов на буду­щих сорев­но­ва­ни­ях!

читать новости из категории «Спорт»
Видеосюжет

Что такое эта ваша «Инфоматика»?

В университете прошла научная неделя для студентов и школьников.
352 просмотра
Читать

Сту­ден­че­ский совет инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти СахГУ сов­мест­но с Дет­ским тех­но­пар­ком «Кван­то­ри­ум» при Гим­на­зии №3 про­ве­ли науч­ную неде­лю «Инфор­ма­ти­ка».

Школь­ни­ки и сту­ден­ты уни­вер­си­те­та ста­ли участ­ни­ка­ми интер­ак­тив­ных лек­ций, мастер-клас­сов и игры Brainy Traini «Про­грам­ми­ро­ва­ние».

читать новости из категории «Видеосюжет»
Международная деятельность

Онлайн-ярмарка японских вузов «Образование в Японии»

В марте 2022 г. университет Хоккайдо проведёт образовательную онлайн-ярмарку.
371 просмотр
Читать

Управ­ле­ние по меж­ду­на­род­ным свя­зям СахГУ сооб­ща­ет: с 4 по 5 мар­та 2022 г. с 9:00 часов по мос­ков­ско­му вре­ме­ни на плат­фор­ме Zoom состо­ит­ся онлайн-ярмар­ка обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний Япо­нии.

Пред­ста­ви­те­ли вузов и язы­ко­вых школ Япо­нии гото­вы позна­ко­мить участ­ни­ков ярмар­ки со сво­и­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Каж­дый участ­ник полу­чит воз­мож­ность не толь­ко послу­шать пре­зен­та­ции, но и напря­мую задать инте­ре­су­ю­щие вопро­сы орга­ни­за­то­рам и пред­ста­ви­те­лям япон­ских вузов

Рабо­чие язы­ки ярмар­ки: рус­ский и англий­ский.

Реги­стра­ция на уча­стие бес­плат­ная. Заре­ги­стри­ро­вать­ся мож­но до 17.00, 3 мар­та 2022 г. (МСК) по ссыл­ке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd6o0Sk9sYCOf-FY4d4F8NUO5kP4LZXXgCTacqAmFzg7KEUrw/viewform

Спе­ши­те, коли­че­ство мест огра­ни­че­но!

Полез­ные ссыл­ки:
https://vk.com/hokudaimoscow?w=wall-185886469_124
https://vk.com/hokudaimoscow

Интер­нет-ресур­сы для сту­ден­тов, жела­ю­щих учить­ся в Япо­нии:
https://www.facebook.com/hokudaimoscow/posts/682005943161749
https://www.study-in-japan-russia-cis.org/
https://www.facebook.com/hokudaimoscow

Программа-на‑4–5‑марта-2022‑г.

читать новости из категории «Международная деятельность»
Университетская жизнь

Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации организована круглосуточная горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи.
279 просмотров
Читать

Мини­стер­ством нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции орга­ни­зо­ва­на круг­ло­су­точ­ная горя­чая линия по ока­за­нию пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи сту­ден­че­ской моло­де­жи.

Полу­чить помощь пси­хо­ло­гов могут сту­ден­ты, в том чис­ле ино­стран­ные граж­дане, а так­же лица, при­бы­ва­ю­щие из ДНР и ЛНР.

Обра­тить­ся за под­держ­кой мож­но по теле­фо­ну 8 (800) 222−55−71.

читать новости из категории «Университетская жизнь»
Международная деятельность

Онлайн-клуб Tokai World Hygge

Студентам СахГУ предлагают отличную возможность пообщаться с японскими сверстниками.
378 просмотров
Читать

Управ­ле­ние по меж­ду­на­род­ным свя­зям СахГУ сооб­ща­ет, что ино­стран­ный парт­нер СахГУ, уни­вер­си­тет Токай (Япо­ния), вновь орга­ни­зу­ет онлайн-встре­чи раз­го­вор­но­го клу­ба Tokai World Hygge.

Участ­во­вать могут сту­ден­ты, кото­рые хотят пооб­щать­ся на англий­ском и япон­ском язы­ках на самые раз­ные темы, рас­ши­рить круг зна­комств и открыть для себя новые гори­зон­ты.

Идея клу­ба заклю­ча­ет­ся в том, что­бы сту­ден­ты из раз­ных стран нахо­ди­ли дру­зей, заво­ди­ли полез­ные кон­так­ты, полу­ча­ли инфор­ма­цию по акту­аль­ным ста­жи­ров­кам, раз­ви­ва­ли раз­го­вор­ные навы­ки и про­сто обща­лись.

Сей­час все сту­ден­ты огра­ни­че­ны в воз­мож­но­сти ездить загра­ни­цу, и поэто­му Уни­вер­си­тет Токай готов помочь каж­до­му участ­ни­ку клу­ба.

Бли­жай­шая встре­ча состо­ит­ся:

17 мар­та 2022 г., 18:00〜19:15 (япон­ское вре­мя).

Для реги­стра­ции необ­хо­ди­мо прой­ти по сле­ду­ю­щей ссыл­ке:

https://sites.google.com/tokai.edu/falltokaihygge-eng/home

читать новости из категории «Международная деятельность»
Международная деятельность

Сахалин и Хоккайдо: студенческий мост дружбы

Студенты России и Японии приняли участие в онлайн круглом столе.
512 просмотров
Читать

Сту­ден­ты инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки и инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния при­ня­ли уча­стие в круг­лом сто­ле со сту­ден­та­ми уни­вер­си­те­та Вак­ка­най Хокус­эй Гаку­эн (Япо­ния) в фор­ма­те онлайн.

Про­грам­ма круг­ло­го сто­ла суще­ству­ет на про­тя­же­нии 3х лет. Обыч­но встре­ча про­хо­дит очно, но в этом и про­шлом годах, по при­чине пан­де­мии, встре­чи про­хо­дят онлайн. На этот раз меро­при­я­тие про­шло в малом кон­фе­ренц-зале учеб­но­го кор­пу­са № 4 СахГУ. 

Со сто­ро­ны Япо­нии уча­стие при­ня­ли 5 сту­ден­тов, сотруд­ни­ки глав­но­го бюро губер­на­тор­ства Хок­кай­до в окру­ге Соя, а так­же сотруд­ни­ки пред­ста­ви­тель­ства губер­на­тор­ства Хок­кай­до на Саха­лине. С рос­сий­ской сто­ро­ны уча­стие при­ни­ма­ли 6 сту­ден­тов СахГУ, испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти рек­то­ра, про­рек­тор Нико­лай Хур­чак, доцент кафед­ры восточ­ной фило­ло­гии Оль­га Шаш­ки­на, а так­же веду­щий спе­ци­а­лист управ­ле­ния по меж­ду­на­род­ным свя­зям Сер­гей Асе­ев.

В ходе обще­ния сту­ден­ты рас­ска­за­ли о сво­их учеб­ных заве­де­ни­ях и обсу­ди­ли тему рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ции в г. Вак­ка­най и на Саха­лине. Так­же сту­ден­ты поде­ли­лись сво­и­ми пла­на­ми на пост­ко­ро­на­ви­рус­ный пери­од.

Дан­ные меро­при­я­тия про­хо­дят в целях раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го сотруд­ни­че­ства меж­ду СахГУ и уни­вер­си­те­том Вак­ка­най Хокус­эй Гаку­эн.

Сто­ит отме­тить, что парт­нер­ские отно­ше­ния свя­зы­ва­ют два уни­вер­си­те­та уже более 30 лет.

читать новости из категории «Международная деятельность»
Международная деятельность

Онлайн-выставка «Образование и трудоустройство в Японии»

Университет Хоккайдо предлагает бесплатный урок японского языка.
372 просмотра
Читать

Управ­ле­ние по меж­ду­на­род­ным свя­зям СахГУ сооб­ща­ет, что 26 фев­ра­ля 2022 г. (суб­бо­та) в 10:00 (по мос­ков­ско­му вре­ме­ни) состо­ит­ся онлайн-выстав­ка «Обра­зо­ва­ние и тру­до­устрой­ство в Япо­нии» на плат­фор­ме Zoom. Орга­ни­за­тор: Уни­вер­си­тет Хок­кай­до (Япо­ния).

В этот раз участ­ни­кам пред­ла­га­ют заня­тие по япон­ско­му язы­ку, кото­рое про­ве­дет япон­ский пре­по­да­ва­тель. Каж­дый участ­ник смо­жет пред­ста­вить себя сту­ден­том, обу­ча­ю­щим­ся в япон­ском ВУЗе. В этом участ­ни­кам выстав­ки помо­жет про­фес­сор Судо из Уни­вер­си­те­та Доси­ся (Doshisha University) (г. Кио­то, Япо­ния). 

Заня­тие будет на япон­ском язы­ке уров­ня N4 по систе­ме JLPT. Всем участ­ни­кам меро­при­я­тия пред­ва­ри­тель­но разо­шлют резю­ме на рус­ском язы­ке. После лек­ции пла­ни­ру­ет­ся про­ве­де­ние интер­ак­тив­ной сес­сии вопро­сов и отве­тов. Так­же участ­ни­ки смо­гут озна­ко­мить­ся с Уни­вер­си­те­том Доси­ся, а имен­но: где он нахо­дит­ся, какие у него факуль­те­ты, есть ли соб­ствен­ные сти­пен­дии или гран­ты для ино­стран­ных сту­ден­тов и пр. 

Это – хоро­ший шанс попрак­ти­ко­вать япон­ский язык и узнать пер­спек­тив­ные воз­мож­но­сти обу­че­ния в Япо­нии.

Для уча­стия необ­хо­ди­ма пред­ва­ри­тель­ная реги­стра­ция. Реги­стра­ция будет откры­та до 24 фев­ра­ля 23:59. Подать заяв­ку на уча­стие нуж­но по ссыл­ке:

https://www.study-in-japan-russia-cis.org/educationandemployment022022

Если у вас есть вопро­сы, пожа­луй­ста, ука­жи­те их при реги­стра­ции, и отве­ты на задан­ные вопро­сы про­зву­чат пря­мо во вре­мя онлайн-транс­ля­ции.

Ждём вас на онлайн-встре­че!

Полез­ные ссыл­ки:
https://www.facebook.com/hokudaimoscow/posts/674400480588962
https://www.study-in-japan-russia-cis.org/
https://www.facebook.com/hokudaimoscow
https://vk.com/hokudaimoscow

Сек­ре­ты овла­де­ния япон­ским язы­ком:
https://www.facebook.com/hokudaimoscow/posts/656762575686086

Интер­нет-ресур­сы для сту­ден­тов, жела­ю­щих учить­ся в Япо­нии:
https://www.facebook.com/hokudaimoscow/posts/673959490633061
https://www.study-in-japan-russia-cis.org/

читать новости из категории «Международная деятельность»
Университетская жизнь

Мифы о коронавирусе

Информация подготовлена при содействии Роспотребнадзора и Минздрава России.
342 просмотра
Читать
Являются ли антибиотики эффективным средством профилактики и лечения COVID-19 ?

Нет, анти­био­ти­ки про­тив виру­сов не дей­ству­ют. Они поз­во­ля­ют лечить толь­ко бак­те­ри­аль­ные инфек­ции. SARS-CoV‑2 — это вирус, и, сле­до­ва­тель­но, анти­био­ти­ки не сле­ду­ет исполь­зо­вать для про­фи­лак­ти­ки и лече­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ции. Тем не менее, паци­ен­там, гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ным с инфек­ци­ей, могут назна­чать­ся анти­био­ти­ки для лече­ния сопут­ству­ю­щих бак­те­ри­аль­ных инфек­ций.

Народные средства (мед, чеснок, цитрусовые) полезны для профилактики коронавируса

Что­бы защи­тить­ся от коро­на­ви­ру­са, необ­хо­ди­мо в первую оче­редь соблю­дать меры соци­аль­ной изо­ля­ции — не посе­щать мно­го­люд­ные обще­ствен­ные места, дер­жать­ся подаль­ше от каш­ля­ю­щих и чиха­ю­щих людей и тем более не кон­так­ти­ро­вать с боль­ны­ми или людь­ми, нахо­дя­щи­ми­ся на каран­тине. При посе­ще­нии мест скоп­ле­ния людей, в закры­тых поме­ще­ни­ях нуж­но исполь­зо­вать защит­ную мас­ку. Так­же необ­хо­ди­мо после посе­ще­ния обще­ствен­ных мест тща­тель­но мыть руки с мылом и дез­ин­фи­ци­ро­вать поверх­но­сти, к кото­рым при­ка­са­е­тесь.

Что каса­ет­ся цит­ру­со­вых, чес­но­ка или меда, счи­та­ет­ся, что они укреп­ля­ют общий имму­ни­тет. Но суще­ствен­ной роли в про­фи­лак­ти­ке коро­на­ви­ру­са, как и дру­гих респи­ра­тор­ных инфек­ций, они не игра­ют.

Добав­ле­ние в пищу пер­ца и дру­гих ост­рых при­прав так­же не предот­вра­ща­ет и не лечит COVID-19, а упо­треб­ле­ние алко­го­ля не толь­ко не защи­ща­ет от коро­на­ви­ру­са, но и повы­ша­ет риск воз­ник­но­ве­ния про­блем со здо­ро­вьем.

Правда ли, что новым коронавирусом могут заразиться только пожилые люди, или молодежь тоже восприимчива к этой инфекции?

Зара­зить­ся SARS-CoV‑2 (COVID-19) могут пред­ста­ви­те­ли всех воз­раст­ных кате­го­рий. Как пред­став­ля­ет­ся, пожи­лые люди и люди, боль­ные опре­де­лен­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми (напри­мер, аст­мой, диа­бе­том, болез­нью серд­ца), под­вер­же­ны повы­шен­но­му рис­ку раз­ви­тия тяже­лых форм коро­на­ви­рус­ной инфек­ции. ВОЗ реко­мен­ду­ет лицам любо­го воз­рас­та при­ни­мать меры по защи­те от зара­же­ния, напри­мер посред­ством соблю­де­ния гиги­е­ны рук и кашле­вой гиги­е­ны.

Можно ли заразиться коронавирусом от домашних животных?

Сего­дня извест­но семь видов коро­на­ви­ру­сов, явля­ю­щих­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ост­рых респи­ра­тор­ных забо­ле­ва­ний чело­ве­ка. Сре­ди этих виру­сов и новый COVID-19. Соглас­но совре­мен­ным иссле­до­ва­ни­ям, источ­ни­ком коро­на­ви­рус­ной инфек­ции, вызван­ной эти­ми вида­ми виру­сов, живот­ные — кош­ки, соба­ки, хомя­ки и про­чие — быть не могут. При этом ряд уче­ных пред­по­ла­га­ет, что кош­ки могут быть потен­ци­аль­но вос­при­им­чи­вы­ми к инфек­ции при кон­так­тах с людь­ми и зара­зить­ся от них. Одна­ко, по акту­аль­ным дан­ным Все­мир­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, фак­тов рас­про­стра­не­ния COVID-19 домаш­ни­ми питом­ца­ми не зафик­си­ро­ва­но.

Правда ли, что воздействие тепла на организм помогает защититься от коронавируса?

Сол­неч­ная и жар­кая пого­да не сни­жа­ет риск зара­же­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей. Как пока­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка, забо­ле­ва­ние оди­на­ко­во рас­про­стра­ня­ет­ся в стра­нах как с холод­ным, так и с жар­ким кли­ма­том.

Эффек­тив­ность горя­чих ванн в про­фи­лак­ти­че­ских целях так­же не дока­за­на, посколь­ку нор­маль­ная тем­пе­ра­ту­ра чело­ве­че­ско­го тела — от 36,5°C до 37°C, неза­ви­си­мо от тем­пе­ра­ту­ры воды. В то же вре­мя, при­ни­мая ван­ну с очень горя­чей водой, есть риск полу­чить ожо­ги.

Луч­ший спо­соб защи­тить себя от COVID-19 — реже касать­ся лица, глаз, рта и носа, часто и тща­тель­но мыть руки и высу­ши­вать их с помо­щью бумаж­ных поло­те­нец или сушил­ки. При этом сто­ит пом­нить, что сами по себе сушил­ки для рук с горя­чим воз­ду­хом не уни­что­жа­ют вирус и без соблю­де­ния дру­гих пра­вил гиги­е­ны неэф­фек­тив­ны.

Можно ли заразиться COVID-19 через укусы насекомых?

Нет. Насе­ко­мые, такие как кома­ры, кле­щи, мос­ки­ты, мухи, не явля­ют­ся пере­нос­чи­ка­ми воз­бу­ди­те­ля и не участ­ву­ют в рас­про­стра­не­ния забо­ле­ва­ния. SARS-CoV‑2 отно­сит­ся к груп­пе респи­ра­тор­ных виру­сов, и основ­ной путь рас­про­стра­не­ния это­го забо­ле­ва­ния, по име­ю­щим­ся на сего­дняш­ний день дан­ным, воздушно—капельный.

Что­бы обез­опа­сить себя, соблю­дай­те соци­аль­ную дистан­цию, дез­ин­фи­ци­руй­те поверх­но­сти, к кото­рым часто при­ка­са­е­тесь, тща­тель­но и часто мой­те руки, не тро­гай­те лиш­ний раз гла­за, рот и нос.

Существует ли лекарство от коронавирусной инфекции?

В насто­я­щее вре­мя, по резуль­та­там про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний, под­твер­жде­на эффек­тив­ность фави­пи­ра­ви­ра, мол­ну­пи­ра­ви­ра, уми­фе­но­ви­ра, назаль­но­го интер­фе­ро­на, рем­де­си­ви­ра, а так­же пре­па­ра­тов на осно­ве моно­кло­наль­ных про­ти­во­ви­рус­ных анти­тел. Для про­фи­лак­ти­ки тром­бо­об­ра­зо­ва­ния исполь­зу­ют­ся про­ти­во­свер­ты­ва­ю­щие пре­па­ра­ты. Для лече­ния избы­точ­ной вос­па­ли­тель­ной реак­ции («цито­ки­но­во­го штор­ма») при­ме­ня­ют спе­ци­аль­ные про­ти­во­вос­па­ли­тель­ные пре­па­ра­ты: леви­ли­маб, оло­ки­зу­маб, тоци­ли­зу­маб и дру­гие. Реко­мен­ду­ют­ся соле­вые и анти­сеп­ти­че­ские рас­тво­ры для оро­ше­ния поло­сти носа и полос­ка­ний гор­ла, жаро­по­ни­жа­ю­щие сред­ства.

Тера­пия назна­ча­ет­ся вра­чом, в зави­си­мо­сти от симп­то­мов, воз­рас­та и нали­чия хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний у паци­ен­та. Воз­мож­но назна­че­ние тера­пии при дистан­ци­он­ной кон­суль­та­ции.

Пре­па­ра­ты для лече­ния COVID-19 и ее ослож­не­ний есть во всех реги­о­нах Рос­сии.

Употребление дезинфицирующих средств убивает коронавирус в организме

Дез­ин­фи­ци­ру­ю­щие сред­ства, сани­тай­зе­ры и быто­вую химию сле­ду­ет исполь­зо­вать с осто­рож­но­стью и толь­ко для обез­за­ра­жи­ва­ния поверх­но­стей. Упо­треб­ле­ние мета­но­ла, эта­но­ла и дру­гих ядо­ви­тых для орга­низ­ма веществ, содер­жа­щих­ся в сред­ствах для дез­ин­фек­ции, не предот­вра­ща­ет и не лечит COVID-19, но может быть чрез­вы­чай­но опас­ным для здо­ро­вья, при­ве­сти к инва­лид­но­сти и смер­ти.

Что­бы защи­тить себя от коро­на­ви­ру­са, дез­ин­фи­ци­руй­те пред­ме­ты и поверх­но­сти, осо­бен­но те, к кото­рым вы регу­ляр­но при­ка­са­е­тесь. Для это­го мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные дез­ин­фи­ци­ру­ю­щие сред­ства или спирт. Убе­ди­тесь, что вы часто и тща­тель­но мое­те руки и не при­ка­са­е­тесь к гла­зам, рту и носу.

читать новости из категории «Университетская жизнь»
Главное

Студент СахГУ Всеволод Щеглов представит Россию на Паралимпиаде в Пекине

Сахалинский сноубордист Всеволод Щеглов отправится на Зимние Паралимпийские игры в Пекин в составе сборной команды России.
308 просмотров
Читать

Вос­пи­тан­ник тре­не­ра Оль­ги Жел­то­вой полу­чил при­гла­ше­ние по ито­гу рас­смот­ре­ния заявок Меж­ду­на­род­ным пара­лим­пий­ским коми­те­том.

Все­во­лод Щег­лов явля­ет­ся обла­да­те­лем сереб­ря­ной меда­ли Куб­ка мира, «золо­та», «сереб­ра» и «брон­зы» эта­пов Куб­ка Евро­пы и четы­рёх­крат­ным побе­ди­те­лем чем­пи­о­на­та Рос­сии по парас­но­убор­ду.

В наш уни­вер­си­тет Все­во­лод посту­пил в этом году на направ­ле­ние «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние: физи­че­ская куль­ту­ра и спорт».

Напом­ним, Зим­няя Пара­лим­пи­а­да в Китае прой­дёт с 4 по 13 мар­та 2022 года.

читать новости из категории «Главное»
Наука

«Весенняя научная сессия – 2022»

«Весенняя научная сессия» пройдет с 14 марта по 29 апреля 2022 года.
369 просмотров
Читать

С 14 мар­та 2022 года по 29 апре­ля 2022 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те состо­ит­ся тра­ди­ци­он­ное меро­при­я­тие «Весен­няя науч­ная сес­сия», в рам­ках кото­рой прой­дут:

XIX Весен­ние сту­ден­че­ские науч­ные чте­ния,

LII науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та.

В свя­зи с этим необ­хо­ди­мо предо­ста­вить спи­сок пла­ни­ру­е­мых меро­при­я­тий для вклю­че­ния их в общую про­грам­му меро­при­я­тий «Весен­ней науч­ной сес­сии – 2022».

Обра­ща­ем Ваше вни­ма­ние, что сре­ди заяв­лен­ных кон­гресс­ных меро­при­я­тий долж­ны быть отдель­но для науч­но-педа­го­ги­че­ских работ­ни­ков и отдель­но для сту­ден­тов. 

Спис­ки необ­хо­ди­мо пред­ста­вить в срок до 04 мар­та 2022 года в элек­трон­ном вари­ан­те на адрес science@sakhgu.ru (в теме пись­ма ука­зать «ВНС-2022»); (При­ло­же­ние 1).

Приложение‑1

читать новости из категории «Наука»
Спорт

Олимпийские волонтеры

Студентка СахГУ Мария Рубан помогает в проведении Олимпийских зимних Игр-2022 в Пекине.
257 просмотров
Читать

Мария с дет­ства про­фес­си­о­наль­но зани­ма­лась гор­ны­ми лыжа­ми и увле­ка­лась изу­че­ни­ем ино­стран­ных язы­ков. Так, имен­но эти две клю­че­вые состав­ля­ю­щие поз­во­ли­ли сту­дент­ке успеш­но прой­ти отбор на дан­ное меж­ду­на­род­ное меро­при­я­тие и в соста­ве боль­шой коман­ды от Рос­сий­ской Феде­ра­ции осу­ществ­лять под­держ­ку и ока­зы­вать помощь хозя­е­вам Олим­пий­ских Игр на скло­нах Наци­о­наль­но­го гор­но­лыж­но­го цен­тра, рас­по­ло­жен­но­го в рай­оне Янцинь.

«Для меня олим­пий­ские игры – это уни­каль­ная воз­мож­ность про­явить все свои зна­ния, уме­ния и навы­ки для успеш­ной орга­ни­за­ции обще­го дела. Толь­ко здесь, на олим­пий­ском стар­те, за корот­кое вре­мя мож­но позна­ко­мить­ся и пооб­щать­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми со все­го мира и попрак­ти­ко­вать свои зна­ния англий­ско­го и япон­ско­го язы­ков, а так­же помочь ино­стран­ным гостям в самых раз­лич­ных вопро­сах. Нако­нец, опе­ра­тив­но выучить про­фес­си­о­наль­ную лек­си­ку на англий­ском язы­ке для осу­ществ­ле­ние эффек­тив­ной ком­му­ни­ка­ции. Пусть мой про­филь япон­ский язык, но в Пекине мне очень при­го­ди­лись зна­ния о иеро­гли­фи­ке с наших заня­тий в уни­вер­си­те­те, так как часто на вывес­ках и объ­яв­ле­ни­ях встре­ча­ют­ся схо­жие иеро­гли­фы, основ­ной смысл кото­рых мне уже зна­ком» – рас­ска­зы­ва­ет Мария.

Сту­дент­ка так­же отме­ти­ла, что сами мас­шта­бы по под­го­тов­ке и орга­ни­за­ции Игр про­сто пора­жа­ют. Еже­днев­но огром­ная интер­на­ци­о­наль­ная коман­да тру­дит­ся во бла­го успеш­но­го про­ве­де­ния меро­при­я­тия.

читать новости из категории «Спорт»