Во Владивостоке проходит стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»

Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в регионе деятельности Дальневосточного территориального управления Минобрнауки России, обсудили комплекс вопросов, касающихся нацпроекта «Наука», и региональные инициативы в рамках его реализации.

119 просмотров
Читать

Откры­вая сес­сию, заме­сти­тель Мини­стра нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Сер­гей Кузь­мин пред­ста­вил цели, зада­чи и струк­ту­ру наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка» и вхо­дя­щих в него феде­раль­ных про­ек­тов. Про­ект «Науч­но-про­из­вод­ствен­ная коопе­ра­ция» пред­по­ла­га­ет созда­ние науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров и цен­тров миро­во­го уров­ня, в рам­ках про­ек­та «Пере­до­вая иссле­до­ва­тель­ская инфра­струк­ту­ра» пред­по­ла­га­ет­ся зна­чи­тель­ное обнов­ле­ние при­бор­ной базы веду­щих орга­ни­за­ций и созда­ние уста­но­вок клас­са мега­сай­енс, феде­раль­ный про­ект «Раз­ви­тие кад­ро­во­го потен­ци­а­ла нау­ки» будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию целост­ной систе­мы под­го­тов­ки науч­ных и науч­но-педа­го­ги­че­ских кад­ров. По сло­вам Сер­гея Кузь­ми­на, реа­ли­за­ция феде­раль­ных про­ек­тов тре­бу­ют нетри­ви­аль­ных реше­ний и под­хо­дов — в том чис­ле, от руко­во­ди­те­лей науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций.

Даль­ней­шая про­ра­бот­ка темы про­шла в фор­ма­те рабо­чих групп, моде­ра­то­ра­ми кото­рых высту­пи­ли пред­ста­ви­те­ли цен­траль­но­го аппа­ра­та Мино­бр­на­у­ки Рос­сии.

«Такой фор­мат рабо­ты себя уже заре­ко­мен­до­вал в дру­гих реги­о­нах стра­ны, и мы хотим пред­ло­жить его сего­дня, что­бы услы­шать ваше мне­ние, понять вашу пози­цию по вопро­сам реа­ли­за­ции нац­про­ек­та», - отме­тил Сер­гей Кузь­мин.

Дис­кус­сию по финан­со­вым и орга­ни­за­ци­он­ным меха­низ­мам реа­ли­за­ции наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка» про­вел заме­сти­тель Мини­стра Сер­гей Кузь­мин. Участ­ни­ки обсу­ди­ли финан­со­вые меха­низ­мы коопе­ра­ции, воз­мож­но­сти для при­вле­че­ния средств пред­при­я­тий, госу­дар­ствен­но-част­ное парт­нер­ство при созда­нии иссле­до­ва­тель­ской и соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры, вопро­сы сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния иму­ще­ства лабо­ра­то­рий, НОЦ и НЦМУ.

Тему про­рыв­ных про­ек­тов, кото­рые поз­во­лят Рос­сии занять лиди­ру­ю­щие пози­ции в мире, уста­нов­ки «мега­сай­енс» и пла­ни­ру­е­мые направ­ле­ния иссле­до­ва­ний с их исполь­зо­ва­ни­ем, вопро­сы вза­и­мо­дей­ствия с про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и необ­хо­ди­мость систем­но­го под­хо­да к внед­ре­нию резуль­та­тов науч­ных иссле­до­ва­ний в реаль­ную эко­но­ми­ку обсуж­да­ли в рам­ках рабо­чей груп­пы «Науч­ные при­о­ри­те­ты реа­ли­за­ции наци­о­наль­но­го про­ек­та».

Блок кад­ро­вых вопро­сов так­же был выне­сен для про­ра­бот­ки в тема­ти­че­ской груп­пе. Участ­ни­ки поде­ли­лись мне­ни­я­ми о прин­ци­пах фор­ми­ро­ва­ния кад­ро­во­го резер­ва, созда­нии усло­вий для непре­рыв­но­го роста ква­ли­фи­ка­ции моло­дых уче­ных и обме­на пере­до­вым опы­том, о про­грам­мах ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти, а так­же об опти­маль­ных меха­низ­мах рабо­ты аспи­ран­ту­ры и орга­ни­за­ции науч­но­го тру­да иссле­до­ва­те­лей.

Пред­ло­же­ния, сфор­му­ли­ро­ван­ные рабо­чи­ми груп­па­ми, будут выне­се­ны на панель­ную дис­кус­сию, кото­рую про­ве­дет Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сии Миха­ил Котю­ков зав­тра, 19 декаб­ря, на пло­щад­ке Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та.

Уроки литературы для иностранных студентов

Обучающиеся в СахГУ студенты Харбинского педагогического университета, Пусанского университета иностранных языков и Харбинского профессионально-технического колледжа стали первыми слушателями лекции по русской литературе в интерактивных залах исторического парка «Россия – моя история».

160 просмотров
Читать

Лек­ци­он­но-демон­стра­ци­он­ное заня­тие по рус­ской лите­ра­ту­ре под­го­то­ви­ла млад­ший науч­ный сотруд­ник исто­ри­че­ско­го пар­ка «Рос­сия – моя исто­рия» Ната­лья Слав­ки­на. Это пер­вая проб­ная лек­ция, кото­рая в даль­ней­шем может быть инте­рес­на всем тем, кто изу­ча­ет рус­ский язык и рус­скую куль­ту­ру. Во вре­мя заня­тия мож­но было уви­деть копии воща­ной дощеч­ки и писа­ла, исполь­зу­е­мых при созда­нии пер­вых пись­мен­ных памят­ни­ков, посмот­реть, как выгля­де­ли закру­чен­ны­ми в рулон пер­вые рус­ские газе­ты. На про­ме­жу­точ­ных «стан­ци­ях» мож­но было встре­тить­ся с экс­кур­со­во­да­ми в тра­ди­ци­он­ных для рус­ской куль­ту­ры наря­дах, попро­бо­вать отве­тить на раз­ные вопро­сы и выпол­нить пред­ла­га­е­мые экс­кур­со­во­дом зада­ния. Осо­бым вни­ма­ни­ем было отме­че­но посе­ще­ния зала, свя­зан­но­го с рус­ской лите­ра­ту­рой XIX века. Име­на Тур­ге­не­ва, Досто­ев­ско­го, Льва Тол­сто­го и Чехо­ва зна­ко­мы ино­стран­ным посе­ти­те­лям по пере­ве­дён­ным на их род­ные язы­ки кни­гам.

-Для сту­ден­тов, при­е­хав­ших из дру­же­ствен­ных с СахГУ вузов Хар­би­на и Пуса­на, в учеб­ном плане преду­смот­ре­ны заня­тия по рус­ской лите­ра­ту­ре, – гово­рит про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ Еле­на Икон­ни­ко­ва. На заня­ти­ях ребя­та зна­ко­мят­ся с име­на­ми ярких пред­ста­ви­те­лей рус­ской клас­си­ки, чита­ют неслож­ные сти­хо­тво­ре­ния и про­за­и­че­ские отрыв­ки. Для рас­ши­ре­ния зна­ний по лите­ра­ту­ре преду­смот­ре­ны и факуль­та­тив­ные меро­при­я­тия. Напри­мер, сту­ден­ты смот­рят люби­тель­ские поста­нов­ки и инсце­ни­ров­ки по рус­ской лите­ра­ту­ре, посе­ща­ют биб­лио­те­ки и кино­те­ат­ры, теат­ры и музеи, в раз­ных ауди­то­ри­ях чита­ют наизусть про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки. К чис­лу таких факуль­та­тив­ных собы­тий отне­се­но и зна­ком­ство с рус­ской лите­ра­ту­рой через интер­ак­тив­ные стен­ды исто­ри­че­ско­го пар­ка «Рос­сия – моя исто­рия».

-В чис­ле посе­ти­те­лей заня­тия в исто­ри­че­ском пар­ке, – делит­ся доцент кафед­ры рус­ско­го язы­ка СахГУ Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва, – были и сту­ден­ты, кото­рые изу­ча­ют рус­ский язык толь­ко тре­тий месяц. Конеч­но, понять бег­лую рус­скую речь с длин­ны­ми име­на­ми рус­ских писа­те­лей или поэтов им пока еще слож­но. Но в учеб­ни­ках, по кото­рым осу­ществ­ля­ет­ся обу­че­ние рус­ско­му язы­ку как ино­стран­но­му, все­гда есть сти­хо­тво­ре­ния раз­ной слож­но­сти. Во вре­мя музей­но­го заня­тия сту­ден­ты могут слы­шать повто­ря­ю­щи­е­ся сло­ва и вос­при­ни­мать неслож­ные назыв­ные кон­струк­ции.

При посе­ще­нии исто­ри­че­ско­го пар­ка ино­стран­ные сту­ден­ты инте­ре­со­ва­лись рабо­той интер­ак­тив­ных стен­дов, актив­но фото­гра­фи­ро­ва­лись с экс­кур­со­во­да­ми в костю­мах, обме­ни­ва­лись впе­чат­ле­ни­я­ми и новы­ми зна­ни­я­ми.

Двери в школу

День открытых дверей для директоров школ Южно-Сахалинска прошел в СахГУ.

120 просмотров
Читать

Такие дни орга­ни­зу­ют­ся тра­ди­ци­он­но в рам­ках при­ем­ной кам­па­нии уни­вер­си­те­та для буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и их роди­те­лей, кото­рые полу­ча­ют всю необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию о пра­ви­лах поступ­ле­ни­ях, направ­ле­ни­ях под­го­тов­ки и мно­гом дру­гом. На этот раз встре­ча про­шла с дирек­то­ра­ми школ, ини­ци­а­то­ром кото­рой высту­пил депар­та­мент обра­зо­ва­ния горо­да и СахГУ. Для них была про­ве­де­на пре­зен­та­ция о воз­мож­но­стях вуза, орга­ни­зо­ва­но посе­ще­ние лабо­ра­тор­ных ком­плек­сов, инсти­ту­тов и кол­ле­джей уни­вер­си­те­та.

В ходе встре­чи обсуж­да­лись вопро­сы об эффек­тив­ном вза­и­мо­дей­ствии уни­вер­си­те­та и школ, о моло­дых педа­го­ги­че­ских кад­рах, осо­бен­но­стях при­ем­ной кам­па­нии, профори­ен­та­ци­он­ных меро­при­я­ти­ях про­во­ди­мым вузом, о воз­мож­но­стях СахГУ в сфе­ре допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния и даль­ней­шем тру­до­устрой­стве выпуск­ни­ков.

Осо­бен­но на послед­ний пункт обра­тил вни­ма­ние собрав­ших­ся и.о. рек­то­ра уни­вер­си­те­та Олег Фёдо­ров. Пока­за­тель тру­до­устрой­ства в рам­ках трех­лет­не­го мони­то­рин­га соста­вил 96%. Выпуск­ни­ки 2018 года уже сего­дня тру­до­устро­е­ны на 85%, осталь­ные про­дол­жа­ют обу­че­ние на сле­ду­ю­щем уровне обра­зо­ва­ния, про­хо­дят сроч­ную служ­бу в армии или нахо­дят­ся в отпус­ке по ухо­ду за ребен­ком.

– Как вы зна­е­те, перед шко­ла­ми, уни­вер­си­те­том и пра­ви­тель­ством реги­о­на сто­ит важ­ная зада­ча – закреп­ле­ние наших выпуск­ни­ков на Саха­лине, – под­черк­нул гла­ва вуза. – В шко­лах не хва­та­ет моло­дых учи­те­лей, и мы хотим решать эту про­бле­му при вашей под­держ­ке. В этом году пра­ви­тель­ство реги­о­на выде­ля­ет сред­ства на бюд­жет­ное обу­че­ние учи­те­лей мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­гии, химии, гео­гра­фии, язы­ко­вых направ­ле­ний, началь­но­го обра­зо­ва­ния.

Дирек­тор депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния Южно-Саха­лин­ска Ана­ста­сия Кик­те­ва так­же затро­ну­ла тему нехват­ки педа­го­ги­че­ских кад­ров. В реги­оне сего­дня стро­ят­ся новые шко­лы, и со сле­ду­ю­ще­го учеб­но­го года нач­нет­ся посте­пен­ный пере­ход на первую сме­ну обу­че­ния. В первую оче­редь гим­на­зии №1 и шко­ле №26 пона­до­бят­ся моло­дые кад­ры для орга­ни­за­ции групп про­длен­но­го дня и вне­уроч­ной дея­тель­но­сти. В пла­нах вве­де­ние шко­лы на 550 мест в Даль­нем и круп­но­го обра­зо­ва­тель­но­го квар­та­ла в рай­оне улиц Боль­нич­ной и Гор­ной.

– У нас есть отлич­ный опыт рабо­ты со сту­ден­та­ми-стар­ше­курс­ни­ка­ми СахГУ, – рас­ска­за­ла Ана­ста­сия Кик­те­ва. – Послед­ние два года мы заби­ра­ем прак­ти­че­ски целые выпус­ки сту­ден­тов – учи­те­лей мате­ма­ти­ки и физи­ки, рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, учи­те­лей началь­ных клас­сов. В этом плане саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет ока­зы­ва­ем нам боль­шую услу­гу, и мы при­зна­тель­ны ему за жела­ние уве­ли­чи­вать кво­ты для педа­го­ги­че­ских направ­ле­ний.

Участ­ни­ков встре­чи так­же позна­ко­ми­ли с осо­бен­но­стя­ми при­ем­ной кам­па­нии 2019 года, рас­ска­за­ли о кур­сах про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­тов­ки и кур­сах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в уни­вер­си­те­те и о дову­зов­ской под­го­тов­ке.

– В 2019 году мы пла­ни­ру­ем рас­ши­рить наш обра­зо­ва­тель­ный про­ект «Уни­вер­си­тет­ские суб­бо­ты» для школь­ни­ков Южно-Саха­лин­ска, – сооб­щи­ла декан факуль­те­та дову­зов­ской под­го­тов­ки СахГУ Оль­га Мер­ку­ло­ва. – А сей­час начи­на­ем про­во­дить «Лек­то­ри­ум для роди­те­лей»: встре­ча­ем­ся с роди­те­ля­ми буду­щих аби­ту­ри­ен­тов и рас­ска­зы­ва­ем о том, как луч­ше под­го­то­вить ребен­ка к поступ­ле­нию, с чем пред­сто­ит столк­нуть­ся, рас­ска­зы­ва­ем о струк­ту­ре вуза, уров­нях обра­зо­ва­ния и так далее.

После пре­зен­та­ци­он­ной част­ни­ки руко­во­ди­те­ли отпра­ви­лись на экс­кур­сию по лабо­ра­тор­ным ком­плек­сам инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной, а так­же посмот­ре­ли на лабо­ра­то­рии поли­тех­ни­че­ско­го и южно-саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джей СахГУ.

Физкультура в теории

Первый этап олимпиады по физической культуре прошел в СахГУ.

125 просмотров
Читать

Этот тео­ре­ти­че­ский тур состо­ит из тесто­вых зада­ний по осно­вам тео­рии и мето­ди­ки физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, про­све­ще­ния в обла­сти физи­че­ской куль­ту­ры и здо­ро­во­го обра­за жиз­ни. Так­же в него вхо­дят вопро­сы ран­не­го физи­че­ско­го раз­ви­тия и спор­тив­но­го совер­шен­ства, пси­хо­фи­зи­че­ской под­го­тов­ки сту­ден­та к буду­щей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. От участ­ни­ков потре­бо­ва­лись зна­ния об олим­пий­ском дви­же­нии, об осно­вах педа­го­ги­ки, физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, об автор­стве извест­ных выска­зы­ва­ний.

Гостем тео­ре­ти­че­ско­го эта­па олим­пи­а­ды ста­ла депу­тат Город­ской думы Южно-Саха­лин­ска, глав­ный врач Саха­лин­ско­го област­но­го цен­тра меди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки Еле­на Сто­ля­ро­ва. Она про­ве­ри­ла основ­ные зна­ния сту­ден­тов о здо­ро­вье, а отве­тив­шие пра­виль­но на вопро­сы полу­чи­ли в каче­стве при­зов вкус­ные и полез­ные подар­ки – батон­чи­ки гема­то­ге­на.

– Я очень рада, что уни­вер­си­тет уде­ля­ет мно­го вни­ма­ния про­па­ган­де здо­ро­во­го обра­за жиз­ни и спор­та, – ска­за­ла Еле­на Сто­ля­ро­ва. – И заме­ча­тель­но, что ваше меро­при­я­тие сов­па­ло с мас­штаб­ной обще­го­род­ской акци­ей «Ярмар­ка здо­ро­вья».

Для всех участ­ни­ков меро­при­я­тия в хол­ле Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти рабо­та­ли вра­чи Саха­лин­ско­го област­но­го цен­тра меди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки, про­во­див­шие скри­нин­го­вые обсле­до­ва­ния.

При­зо­вые места тео­ре­ти­че­ско­го эта­па рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим обра­зом:

1 место – Инсти­тут пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния;

2 место – Инсти­тут пси­хо­ло­гии и педа­го­гии;

3 место – Инсти­тут есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти и Южно-Саха­лин­ский педа­го­ги­че­ский кол­ледж;

4 место – Инсти­тут фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния;

5 место – Тех­ни­че­ский неф­те­га­зо­вый инсти­тут;

6 место – Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж.

Вто­рой этап олим­пи­а­ды – прак­ти­че­ский, он состо­ит из выпол­не­ния кон­троль­ных нор­ма­ти­вов по обще­фи­зи­че­ской под­го­тов­ке.

Под­ве­де­ние ито­гов прой­дет на закры­тии олим­пи­а­ды 19 декаб­ря 2018 года в 15:30 в спор­тив­ном зале кор­пу­са № 2, Погра­нич­ная, 68.

Закон на отлично

Интеллектуальная игра, посвященная 25-летию Конституции России, прошла в университете.

113 просмотров
Читать

12 декаб­ря наша стра­на отме­ча­ет осо­бый празд­ник: 25-летие Кон­сти­ту­ции, глав­но­го доку­мен­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В интел­лек­ту­аль­ном тур­ни­ре при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты из кол­ле­джей и инсти­ту­тов СахГУ. Орга­ни­за­то­ра­ми ста­ли чле­ны сту­ден­че­ско­го науч­но­го обще­ства уни­вер­си­те­та.

Игра состо­я­ла из четы­рех туров, вклю­чив­ших в себя вопро­сы об исто­ри­че­ском пути раз­ви­тия кон­сти­ту­ци­он­но­го строя в Рос­сии, госу­дар­ствен­но­го устрой­ства РФ и Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Допол­ни­тель­ный блок вопро­сов касал­ся извест­ных поли­ти­ков нашей стра­ны и свя­зан­ных с ними кры­ла­тых выра­же­ний.

– Вне зави­си­мо­сти от того, какая коман­да выиг­ра­ла, все участ­ни­ки нашей вик­то­ри­ны полу­чи­ли новые или вспом­ни­ли ранее полу­чен­ные полез­ные зна­ния, – уве­ре­на про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и соци­аль­ным вопро­сам СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. – А знать и ува­жать Кон­сти­ту­цию Рос­сии дол­жен каж­дый граж­да­нин стра­ны. Толь­ко в таком слу­чае будут сохра­не­ны граж­дан­ский мир и госу­дар­ствен­ное един­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

По ито­гам игры при­зо­вые места рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим обра­зом:

1 место – коман­да «86 14», Инсти­тут пра­ва, эко­но­ми­ки и управ­ле­ния;

2 место – коман­да «Мы есть закон», Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж;

3 место – коман­да «Доб­ро­лёт», Инсти­тут педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии.

Спе­ци­аль­ным при­зом «За волю к побе­де» были награж­де­ны пред­ста­ви­те­ли инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти.

Побе­ди­те­ли и при­зё­ры были награж­де­ны подар­ка­ми от Мини­стер­ства спор­та, туриз­ма и моло­деж­ной поли­ти­ки Саха­лин­ской обла­сти.

Напом­ним, что Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Феде­ра­ции была при­ня­та все­на­род­ным голо­со­ва­ни­ем 12 декаб­ря 1993 года, а в 1994 году ука­зом пре­зи­ден­та Рос­сии день 12 декаб­ря объ­яв­лен госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком.

Цель про­шед­шей игры – пока­зать моло­де­жи зна­че­ние Кон­сти­ту­ции как доку­мен­та, опре­де­ля­ю­ще­го прин­ци­пы устрой­ства обще­ства, помочь фор­ми­ро­ва­нию основ пра­во­вой куль­ту­ры, граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти и чув­ства пат­ри­о­тиз­ма у моло­до­го поко­ле­ния.

На службе у науки

Преподаватели и студенты Сахалинского государственного университета приняли участие в проведении занятий «Российского движения школьников» – «Российский интеллект».

189 просмотров
Читать

Про­филь­ная сме­на на раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных и твор­че­ских воз­мож­но­стей школь­ни­ков рабо­та­ет с 1 по 12 декаб­ря. За это вре­мя дети из 14 муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний Саха­лин­ской обла­сти слу­ша­ют рас­ши­рен­ный курс по про­грам­мам рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, раз­ра­ба­ты­ва­ют тема­ти­че­ские про­ек­ты и даже пыта­ют­ся сде­лать наброс­ки соб­ствен­ных лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Линг­ви­сти­че­ское и лите­ра­ту­ро­вед­че­ское направ­ле­ние про­филь­ной сме­ны, наря­ду с учи­те­ля­ми школ, помог­ли обес­пе­чить про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры Еле­на Икон­ни­ко­ва и доцент кафед­ры рус­ско­го язы­ка СахГУ Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва.

- За неболь­шой пери­од рабо­ты со школь­ни­ка­ми уда­лось дать базо­вые зна­ния по тео­рии лите­ра­ту­ры и вме­сте с этим посмот­реть на лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния с точ­ки зре­ния их идей­но-тема­ти­че­ско­го содер­жа­ния. Ребя­та писа­ли бури­ме, зна­ко­ми­лись через игру с таки­ми поня­ти­я­ми, как сил­ло­гизм, хиазм или ана­грам­ма, ана­ли­зи­ро­ва­ли кни­ги рус­ской и зару­беж­ной клас­си­ки, – делит­ся Еле­на Икон­ни­ко­ва.

С боль­шим инте­ре­сом саха­лин­ские школь­ни­ки вос­при­ни­ма­ли вклю­че­ние в заня­тия встре­чи с ино­стран­ны­ми сту­ден­та­ми СахГУ, читав­ши­ми наизусть сти­хо­тво­ре­ния рус­ских поэтов. Мину­ты для отды­ха запол­ня­лись мастер-клас­са­ми по иеро­гли­фи­ке и ори­га­ми, ини­ци­а­то­ра­ми кото­рых ста­ли япон­ские, корей­ские и китай­ские сту­ден­ты.

- Это совер­шен­но новый опыт для меня и воз­мож­ность бли­же позна­ко­мить­ся с рус­ски­ми детьми!, – гово­рит маги­странт­ка Инсти­ту­та сла­вян­ских язы­ков Хар­бин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та Кай Цзян.

По сло­вам Ека­те­ри­ны Слеп­цо­вой, исто­рия рус­ских имен и фами­лий, све­де­ния по топо­ни­ми­ке род­но­го края – это то, что вызва­ло повы­шен­ный инте­рес у саха­лин­ских школь­ни­ков. Воз­мож­но, что какие-то из наме­чен­ных на про­филь­ной смене тем в даль­ней­шем ста­нут осно­вой для пер­вых язы­ко­вед­че­ских работ. Про­ща­ясь с саха­лин­ски­ми школь­ни­ка­ми, Еле­на Икон­ни­ко­ва и Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва поже­ла­ли ребя­там береж­но отно­сить­ся к род­но­му язы­ку, любить рус­скую клас­си­ку и гор­дить­ся ею.

Из чис­ла ребят про­филь­ной сме­ны в буду­щем могут вырас­ти сту­ден­ты Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та.

Всё о нефти и газе

Курсы по дополнительной образовательной программе «Основы нефтегазового дела» прошли в СахГУ сотрудники «Эксон Нефтегаз Лимитед».

150 просмотров
Читать

Обу­че­ние сотруд­ни­ков про­хо­дит в рам­ках заклю­чен­но­го согла­ше­ния меж­ду ком­па­ни­ей и уни­вер­си­те­том. Слу­ша­те­ли изу­чи­ли основ­ные поло­же­ния общей и струк­тур­ной гео­ло­гии и гео­ло­гии неф­ти и газа, све­де­ния о мето­дах под­сче­та запа­сов неф­ти и газа. Так­же были осве­ще­ны вопро­сы тех­ни­ки и тех­но­ло­гии буре­ния сква­жин, эта­пы и ста­дии поис­ков и раз­вед­ки, мето­ды раз­ра­бот­ки скоп­ле­ний угле­во­до­ро­дов, схе­мы сбо­ра, хра­не­ния и под­го­тов­ки сырья, транс­пор­ти­ров­ки и пере­ра­бот­ки неф­ти и при­род­но­го газа.

Дан­ные кур­сы под­го­тов­ле­ны спе­ци­аль­но для сотруд­ни­ков, не име­ю­щих обра­зо­ва­ния свя­зан­но­го с неф­те­га­зо­вым делом, сре­ди них эко­но­ми­сты, финан­со­вые ана­ли­ти­ки и мене­дже­ры.

По окон­ча­нии кур­сов, под­го­тов­лен­ных управ­ле­ни­ем допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния СахГУ, сотруд­ни­кам ком­па­нии были вру­че­ны уни­вер­си­тет­ские сер­ти­фи­ка­ты. Сле­ду­ю­щие кур­сы прой­дут в фев­ра­ле 2019 года.

Мост к экологии

Студенты СахГУ стали участниками международного молодежного экологического форума «Зеленая планета» .

137 просмотров
Читать

Этот обра­зо­ва­тель­ный форум про­шел впер­вые на базе Даль­не­во­сточ­но­го госу­дар­ствен­но­го аграр­но­го уни­вер­си­те­та (г. Бла­го­ве­щенск). Он объ­еди­нил 300 участ­ни­ков из всех даль­не­во­сточ­ных реги­о­нов, а так­же из про­вин­ции Хэй­лунц­зян (Китай) – пред­ста­ви­те­лей обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций выс­ше­го и сред­не­го обра­зо­ва­ния, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, моло­дых уче­ных и руко­во­ди­те­лей орга­ни­за­ций охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды. Ост­ров­ной уни­вер­си­тет в Бла­го­ве­щен­ске пред­став­ля­ли сту­ден­ты из Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа и Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти.

На про­тя­же­нии несколь­ких дней участ­ни­ки вели сов­мест­ный поиск прак­ти­че­ских путей реше­ния таких про­блем, как загряз­нен­ность воз­ду­ха в горо­дах, ухуд­ше­ние каче­ства воды, поч­вы, эко­вос­пи­та­ние детей. Отдель­ное вни­ма­ние было уде­ле­но эко­ло­ги­че­ско­му волон­тер­ству. Участ­ни­ки рабо­та­ли в про­ект­ных груп­пах по семи обра­зо­ва­тель­ным направ­ле­ни­ям: «Экo­Го­род», «Экo­Се­ло», «Экo­Пла­не­та», «Экo­Ин­фо», «Экo­Тех», «ЭкoВос­пи­та­ние» и «ЭкoВо­лон­тер­ство».

Так, сту­дент­ка 3 кур­са направ­ле­ния под­го­тов­ки эко­ло­гия и при­ро­до­поль­зо­ва­ния ИЕНиТБ Ири­на Куш­нир, выбра­ла направ­ле­ние в обла­сти эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти – «Эко­Тех». На форум она при­е­ха­ла со сво­им про­ек­том эко­ло­ги­че­ских мостов для живот­ных, кото­рые уже полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние в евро­пей­ских стра­нах и Рос­сии: ска­жем, в При­мор­ском крае появил­ся эко­ло­ги­че­ский тун­нель для сохра­не­ния путей мигра­ции даль­не­во­сточ­но­го лео­пар­да.

– Эко­ло­ги­че­ские мосты для живот­ных – это такие назем­ные и под­зем­ные пере­хо­ды, кото­рые помо­га­ют живот­ным без­опас­но пере­хо­дить через доро­ги и сохра­ня­ют попу­ля­цию, – пояс­ня­ет Ири­на. – При под­го­тов­ке про­ек­та я рас­смат­ри­ва­ла несколь­ко дорог на Саха­лине, где мож­но раз­ме­стить такие мосты, а на фору­ме полу­чи­ла необ­хо­ди­мые зна­ния и кон­так­ты для под­го­тов­ки тео­ре­ти­че­ско­го и прак­ти­че­ско­го обос­но­ва­ния моих раз­ра­бо­ток.

В свою оче­редь сту­дент инсти­ту­та есте­ствен­ных нау­ки и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти СахГУ Илья Бон­да­рен­ко рабо­тал в направ­ле­нии «Эко­Во­лон­тер­ство»:

– Мы с коман­дой раз­ра­ба­ты­ва­ли муль­ти­ме­дий­ный про­ект «Мистер Эко», пред­по­ла­га­ю­щий созда­ние сай­та и ани­ма­ци­он­но­го мини-сери­а­ла для эко­ло­ги­че­ско­го про­све­ще­ния детей и под­рост­ков, – рас­ска­зал он.

В про­грам­ме фору­ма так­же были мастер-клас­сы, тре­нин­ги, дело­вые игры и посе­ще­ние фото­вы­став­ки работ Амур­ско­го фото­гра­фи­че­ско­го обще­ства и фото­гра­фов из КНР.

Историки о Курильском архипелаге

В университете прошел круглый стол "История Курильского архипелага: открытие, освоение, взгляды".

83 просмотра
Читать

Орга­ни­за­то­ра­ми меро­при­я­тия высту­пи­ли пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ. В рабо­те круг­ло­го сто­ла при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли науч­но­го сооб­ще­ства Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та (г. Москва), Южно-Саха­лин­ской цен­траль­ной город­ской биб­лио­те­ки, Саха­лин­ско­го област­но­го отде­ле­ния Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства и сту­ден­ты.

В сво­ем при­вет­ствен­ном сло­ве, про­рек­тор по науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­те уни­вер­си­те­та Вла­ди­мир Мои­се­ев отме­тил, что с момен­та осно­ва­ния обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции, пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты актив­но зани­ма­лись поле­вы­ми иссле­до­ва­ни­я­ми реги­о­на. Об этом напи­са­но мно­го диплом­ных работ, ста­тей и моно­гра­фий, издан­ных по их ито­гам книг.

- Уни­вер­си­тет гор­дит­ся сво­и­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, извест­ны­ми во всем мире. Зна­че­ние ост­ро­вов для нашей стра­ны оче­вид­но и не тре­бу­ет допол­ни­тель­ных дока­за­тельств, – ска­зал Вла­ди­мир Мои­се­ев.

В ходе рабо­ты круг­ло­го сто­ла участ­ни­ки высту­пи­ли со сво­и­ми докла­да­ми и пре­зен­та­ци­я­ми: с темой «Пери­о­ди­за­ция исто­рии ост­ров­но­го мира Даль­не­го Восто­ка с древ­ней­ших вре­мён до наших дней и про­ек­том вто­ро­го тома «Очер­ков исто­рии Куриль­ских ост­ро­вов» высту­пил док­тор исто­ри­че­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ Алек­сандр Васи­лев­ский; с докла­дом: «Куриль­ские ост­ро­ва, как пери­фе­рия Рос­сий­ской импе­рии: опыт управ­ле­ния (XIX век)» высту­пи­ла док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ Ната­лья Пота­по­ва; с темой «Куриль­ская десант­ная опе­ра­ция. Необ­хо­ди­мые акцен­ты» высту­пил исто­рик-кра­е­вед, редак­тор Нико­лай Виш­нев­ский; с докла­дом «Куриль­ские ост­ро­ва: вклю­чен­ность в меж­ду­на­род­ные отно­ше­ния» высту­пил пред­се­да­тель Саха­лин­ско­го област­но­го отде­ле­ния Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства Сер­гей Поно­ма­рёв; док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор СахГУ Еле­на Икон­ни­ко­ва пред­ста­ви­ла доклад «Куриль­ские ост­ро­ва в твор­че­ском насле­дии Вик­то­ра Шклов­ско­го»; заоч­но с сооб­ще­ни­ем «Пре­по­да­ва­ние исто­рии Куриль­ских ост­ро­вов в учеб­ных кур­сах направ­ле­ний под­го­тов­ки бака­лав­ров и маги­стров Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та» высту­пил стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии, заме­сти­тель дирек­то­ра Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ Нико­лай Ипа­тьев.

Сту­ден­ты СахГУ пред­ста­ви­ли свои иссле­до­ва­ния. Так, Вла­ди­мир Кузов­ков рас­ска­зал о том, как отра­жа­ет­ся «куриль­ский вопрос» в феде­раль­ных СМИ, Иван Куз­не­цов пред­ста­вил свое сооб­ще­ние на тему «Куриль­ский» вопрос в япон­ских СМИ», а Антон Сапу­нов посвя­тил свое сооб­ще­ние «Куриль­ским ост­ро­вам в науч­ных пуб­ли­ка­ци­ях и иссле­до­ва­ни­ях».

В ходе обсуж­де­ния акту­аль­ных вопро­сов исто­рии Куриль­ских ост­ро­вов участ­ни­ки и доклад­чи­ки Круг­ло­го сто­ла выра­бо­тан ито­го­вый доку­мент – резо­лю­ция, в кото­рой ста­вят­ся вопро­сы, фор­ми­ру­ю­щие кон­текст куриль­ской про­бле­ма­ти­ки. Пуб­ли­ка­ция пред­на­зна­че­на для исто­ри­ков, кра­е­ве­дов, пред­ста­ви­те­лей орга­нов вла­сти, пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов, маги­стран­тов и аспи­ран­тов вузов, всех инте­ре­су­ю­щих­ся исто­ри­ей.

Студенты более 1200 вузов зарегистрировались на олимпиаду «Я – профессионал»

Количество желающих принять участие в олимпиаде в полтора раза больше, чем в прошлом учебном году. «Я – профессионал» – один из проектов АНО «Россия – страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

80 просмотров
Читать

Наи­боль­шую актив­ность на эта­пе реги­стра­ции про­яви­ли сту­ден­ты НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Бау­ма­на, МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, Пер­во­го МГМУ им. И.М. Сече­но­ва, УрФУ, СФУ, Тюм­ГУ, СПб­ПУ, СПб­ГУ и ДВФУ.

В 2017–2018 учеб­ном году лиде­ром по стране стал Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет, сту­ден­ты кото­ро­го пода­ли 12 439 заявок.

-Хочет­ся отме­тить, что все боль­ше сту­ден­тов и вузов вовле­ка­ют­ся в уча­стие в олим­пиа­де «Я про­фес­си­о­нал». Во вто­рой сезон про­ве­де­ния про­ек­та не толь­ко чис­ло реги­стра­ций достиг­ло рекорд­ной отмет­ки в более чем пол­мил­ли­о­на заявок, но и коли­че­ство вузов, отку­да они посту­па­ли, уве­ли­чи­лось с 828 до 1281, отме­тил Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции Миха­ил Котю­ков.

В про­цесс орга­ни­за­ции и про­ве­де­ния олим­пи­а­ды «Я про­фес­си­о­нал» вовле­че­но 114 круп­ней­ших вузов стра­ны. В чис­ле орга­ни­за­то­ров и соор­га­ни­за­то­ров состя­за­ний 21 веду­щий вуз, участ­ву­ю­щий в Про­ек­те «5−100». При­нять уча­стие в олим­пиа­де могут все рос­сий­ские сту­ден­ты и выпуск­ни­ки вузов, полу­чив­шие диплом не ранее 2014 года, по двум тре­кам: «Бака­лаври­ат» и «Спе­ци­а­ли­тет и маги­стра­ту­ра».

-Уже вто­рой сезон под­ряд на трек «Бака­лаври­ат» при­хо­дит­ся более 65% от всех посту­пив­ших заявок. Наи­боль­шей попу­ляр­но­стью сре­ди заре­ги­стри­ро­вав­ших­ся сту­ден­тов-бака­лав­ров поль­зу­ют­ся направ­ле­ния «Пси­хо­ло­гия», «Мате­ма­ти­ка», «Эко­но­ми­ка», «Менедж­мент» и «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние (основ­ное)»)», уточ­ни­ла руко­во­ди­тель олим­пи­а­ды «Я про­фес­си­о­нал» Вале­рия Каса­ма­ра.

Сту­ден­ты маги­стра­ту­ры и спе­ци­а­ли­те­та чаще все­го реги­стри­ру­ют­ся на «Лечеб­ное дело, педи­ат­рию», «Био­ло­гию», «Пси­хо­ло­гию», «Мате­ма­ти­ку» и «Эко­но­ми­ку».

Что каса­ет­ся феде­раль­ных окру­гов, то более чем в два раза уве­ли­чи­лось коли­че­ство реги­стра­ций из ЦФО, СЗФО, СКФО и ДВФО. Почти дву­крат­ный рост пока­зал СФО, в пол­то­ра раза вырос­ло чис­ло заявок из ПФО и ЮФО.

Орга­ни­за­то­ры олим­пи­а­ды так­же отме­ти­ли, что почти поло­ви­на всех заявок посту­пи­ла за пер­вые два дня стар­та и послед­нюю неде­лю реги­стра­ций.

Клю­че­вая осо­бен­ность олим­пи­а­ды «Я про­фес­си­о­нал» прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ность. Зада­ния состав­ле­ны науч­ны­ми сотруд­ни­ка­ми рос­сий­ских вузов и про­фес­си­о­на­ла­ми круп­ных госу­дар­ствен­ных и част­ных ком­па­ний. Они рас­счи­та­ны в первую оче­редь на сту­ден­тов стар­ших кур­сов бака­лаври­а­та, спе­ци­а­ли­те­та и маги­стра­ту­ры. Парт­не­ра­ми олим­пи­а­ды высту­па­ют более 100 рос­сий­ских ком­па­ний, кото­рые участ­ву­ют в раз­ра­бот­ке зада­ний и орга­ни­за­ции ста­жи­ро­вок для дипло­ман­тов.

В 2018–2019 учеб­ном году дипло­ман­ты олим­пи­а­ды полу­чат денеж­ные пре­мии в раз­ме­ре 200 и 300 тысяч руб­лей, льго­ты при поступ­ле­нии в маги­стра­ту­ру, аспи­ран­ту­ру и орди­на­ту­ру веду­щих вузов стра­ны. Так­же моло­дые люди могут полу­чить про­филь в Наци­о­наль­ной базе «Я — про­фес­си­о­нал», кото­рая дает воз­мож­ность прой­ти ста­жи­ров­ку в круп­ных рос­сий­ских ком­па­ни­ях.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2019