На Сахалине завершился первый учебный год масштабного образовательного проекта «500 школьников»

В Саха­лин­ской обла­сти состо­я­лась науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция, озна­ме­но­вав­шая завер­ше­ние пер­во­го года реа­ли­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «500 школь­ни­ков».

Стар­ше­класс­ни­ки Южно-Саха­лин­ска пред­ста­ви­ли свои про­ек­ты по пяти науч­ным направ­ле­ни­ям. Мно­гие выпуск­ни­ки пилот­но­го про­ек­та пла­ни­ру­ют посту­пать в СахГУ. 

Мас­штаб­ный обра­зо­ва­тель­ный про­ект «500 школь­ни­ков» реа­ли­зу­ет­ся сов­мест­но мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти и Саха­лин­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том. Его целью ста­ло повы­ше­ние каче­ства обра­зо­ва­ния стар­ше­класс­ни­ков по пред­ме­там есте­ствен­но-науч­но­го и физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го про­фи­ля, а так­же профори­ен­та­ция и зна­ком­ство буду­щих аби­ту­ри­ен­тов с Саха­лин­ским уни­вер­си­те­том. 

Про­ект реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко и явля­ет­ся одним из зве­ньев про­цес­са рефор­ми­ро­ва­ния систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния в ост­ров­ном реги­оне. 

«Про­ект «500 школь­ни­ков», несмот­ря на свое назва­ние, не огра­ни­чен коли­че­ством участ­ни­ков. В этом году мы смог­ли при­нять в про­ект всех жела­ю­щих. На про­тя­же­нии полу­го­да ребя­та фак­ти­че­ски полу­ча­ли два обра­зо­ва­ния – по сво­ей школь­ной про­грам­ме и в рам­ках заня­тий с луч­ши­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми уни­вер­си­те­та. Те, кто дошел до фина­ла, дей­стви­тель­но смог­ли серьез­но повы­сить уро­вень сво­их зна­ний и рас­крыть свой потен­ци­ал. Уве­рен, что из этих пер­спек­тив­ных и целе­устрем­лен­ных моло­дых людей полу­чат­ся насто­я­щие про­фес­си­о­на­лы. Очень наде­юсь, что в даль­ней­шем имен­но эти ребя­та зай­мут вакан­сии в пер­спек­тив­ных сфе­рах и направ­ле­ни­ях, кото­рые сей­час раз­ви­ва­ют­ся в реги­оне», – про­ком­мен­ти­ро­вал Вале­рий Лима­рен­ко. 

Как рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель про­ек­та «500 школь­ни­ков», заме­сти­тель про­рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Евге­ния Коно­но­ва, участ­ни­ки мог­ли выбрать две из пяти дис­ци­плин: химия, физи­ка, мате­ма­ти­ка, био­ло­гия и инфор­ма­ти­ка. Заня­тия на базе СахГУ нача­лись в октяб­ре про­шло­го года. В пер­вом семест­ре школь­ни­ки ходи­ли на лек­ции и углуб­лен­но изу­ча­ли пред­мет, а во вто­ром семест­ре жела­ю­щие при­сту­пи­ли к про­ект­ной дея­тель­но­сти. 

«Вме­сте со сво­и­ми науч­ны­ми руко­во­ди­те­ля­ми участ­ни­ки выби­ра­ли инте­рес­ные им темы иссле­до­ва­ний. Важ­но было, что­бы про­ек­ты носи­ли науч­но-иссле­до­ва­тель­ский харак­тер и име­ли прак­ти­че­ское при­ме­не­ние. При под­го­тов­ке работ ребя­та при­ме­ня­ли те зна­ния, кото­рые полу­чи­ли на учеб­ных заня­ти­ях», – сооб­щи­ла Евге­ния Коно­но­ва. 

Она отме­ти­ла, что в фина­ле про­ек­та школь­ни­ки, при­ни­мав­шие актив­ное уча­стие в про­ект­ной дея­тель­но­сти, ста­ли побе­ди­те­ля­ми и полу­чи­ли не толь­ко куб­ки и сер­ти­фи­ка­ты, но и пра­во на 4 допол­ни­тель­ных бал­ла к сум­ме ЕГЭ в слу­чае поступ­ле­ния в СахГУ. Осталь­ные уче­ни­ки, кото­рые толь­ко посе­ща­ли заня­тия на про­тя­же­нии всех двух семест­ров, полу­чи­ли сер­ти­фи­ка­ты об окон­ча­нии обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы. 

По ито­гам про­ек­та, науч­но-иссле­до­ва­тель­ские рабо­ты пред­ста­ви­ли 14 участ­ни­ков. Все­го же выпуск­ни­ка­ми пер­во­го года про­ек­та ста­ли 102 школь­ни­ка.

«Мы ста­ра­лись дать ребя­там широ­кий взгляд на нау­ку. Про­ект был ори­ен­ти­ро­ван на стар­ше­класс­ни­ков, кото­рые, в основ­ном, уже опре­де­ли­лись, куда хотят посту­пать. И наши заня­тия поз­во­ли­ли им глуб­же погру­зить­ся в про­филь­ный пред­мет. Для мно­гих это была кон­крет­ная под­го­тов­ка к поступ­ле­нию в выс­шее учеб­ное заве­де­ние. Они позна­ко­ми­лись со сво­и­ми буду­щи­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми, пони­ма­ли, у кого будут учить­ся. Неко­то­рые выпуск­ни­ки, обра­ща­ясь к сво­им настав­ни­кам, гово­ри­ли: жди­те нас в сле­ду­ю­щем году, мы к вам при­дем. 

«Одна из важ­ней­ших задач про­ек­та – он помо­га­ет ребя­там понять, что такое уни­вер­си­тет, что в нем мож­но делать, какие есть направ­ле­ния под­го­тов­ки, что необ­хо­ди­мо для того, что­бы успеш­но посту­пить и учить­ся», – про­ком­мен­ти­ро­ва­ла Евге­ния Коно­но­ва. 

Дирек­тор Гим­на­зии №1 Южно-Саха­лин­ска Татья­на Чупри­ко­ва рас­ска­за­ла, что в про­ек­те «500 школь­ни­ков» изна­чаль­но при­ня­ли уча­стие поряд­ка 30 гим­на­зи­стов. До кон­ца про­ек­та дошли 10 чело­век, они полу­чи­ли сер­ти­фи­ка­ты фина­ли­стов. 

«В силу раз­ных обсто­я­тельств неко­то­рые ребя­та вышли из про­ек­та. Кто-то понял, что нуж­но выби­рать дру­гую про­фес­сию или пред­мет, кто-то отсе­ял­ся в силу загру­жен­но­сти. Но те, кто уже про­шли пол­ный курс, конеч­но, доволь­ны и гово­рят о том, что это серьез­ная под­го­тов­ка к выпуск­ным экза­ме­нам и поступ­ле­нию. Несмот­ря на то, что у нас гума­ни­тар­ная гим­на­зия, мно­гие ребя­та выбра­ли мате­ма­ти­че­ское направ­ле­ние. Так, поло­ви­на полу­чив­ших сер­ти­фи­ка­ты ребят зани­ма­лись инфор­ма­ти­кой. Более того, воз­мож­ность про­ве­де­ния соб­ствен­ных иссле­до­ва­ний, про­ект­ная дея­тель­ность так­же спо­соб­ство­ва­ли выбо­ру даль­ней­шей про­фес­сии. Это поз­во­ли­ло ребя­там понять, насколь­ко выбран­ные про­фес­сии соот­вет­ству­ют их инте­ре­сам и гото­вы ли они с этим свя­зать свою жизнь», – про­ком­мен­ти­ро­ва­ла Татья­на Чупри­ко­ва. 

Она отме­ти­ла, что в насто­я­щее вре­мя стар­ше­класс­ни­ки хотят посту­пать в раз­ные уни­вер­си­те­ты Рос­сии, но мно­гие настро­е­ны на то, что­бы после уче­бы вер­нуть­ся рабо­тать на Саха­лин. Кро­ме того, про­ект «500 школь­ни­ков» моти­ви­ро­вал неко­то­рых выпуск­ни­ков изме­нить свои пла­ны и заду­мать­ся о поступ­ле­нии в Саха­лин­ский уни­вер­си­тет. 

Уче­ни­ца 11 клас­са Гим­на­зии №1 Южно-Саха­лин­ска Анна Мирош­ни­чен­ко про­шла про­ект «500 школь­ни­ков» от нача­ла до кон­ца. Для углуб­лен­но­го изу­че­ния она выбра­ла мате­ма­ти­ку, кото­рая в даль­ней­шем ей при­го­дит­ся при поступ­ле­нии на спе­ци­аль­ность «эко­ло­гия». 

«Нам пред­ло­жи­ли при­нять уча­стие в про­ек­те в нача­ле осе­ни и в нояб­ре мы нача­ли посе­щать кур­сы непо­сред­ствен­но в уни­вер­си­те­те. Там нашим пре­по­да­ва­те­лем ста­ла Вален­ти­на Алек­сан­дров­на Мат­ве­е­ва, она вела курс по про­филь­ной мате­ма­ти­ке. Нам инте­рес­но и доступ­но объ­яс­ни­ли раз­лич­ные зако­но­мер­но­сти и прин­ци­пы, кото­рые помо­гут решить зада­ния из вто­рой части ЕГЭ по мате­ма­ти­ке. Мы рас­смот­ре­ли такие темы как тео­рия веро­ят­но­сти, ком­би­на­то­ри­ка, опе­ра­ции над мно­же­ства­ми, реше­ние финан­со­вых задач, реше­ния зада­ний, содер­жа­щих пара­метр, а так­же эле­мен­ты тео­рии чисел. Мое зна­ние пред­ме­та явно улуч­ши­лось, я смог­ла разо­брать­ся в спо­со­бах реше­ния зада­ний, кото­рые у меня самой не полу­ча­лось разо­брать. А пре­по­да­ва­тель смог­ла объ­яс­нить на понят­ном язы­ке, как их нуж­но решать», – поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­я­ми Анна Мирош­ни­чен­ко. 

Опыт пилот­но­го про­ек­та будет учтен: в сле­ду­ю­щем году пла­ни­ру­ет­ся вне­сти в про­грам­му неко­то­рые изме­не­ния. Так, веро­ят­нее все­го, будет внед­рен пред­ва­ри­тель­ный отбор участ­ни­ков про­ек­та, что­бы выявить уче­ни­ков, гото­вых к углуб­лен­но­му изу­че­нию пред­ме­тов. Так­же пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­чить коли­че­ство часов на про­ект­ную дея­тель­ность и уде­лить боль­ше вни­ма­ния под­го­тов­ке к ЕГЭ, так как этот вопрос очень акту­аль­ный для стар­ше­класс­ни­ков. 

Но самое важ­ное, что пла­ни­ру­ет­ся сде­лать в сле­ду­ю­щем году, – рас­про­стра­нить этот про­ект на дру­гие муни­ци­па­ли­те­ты реги­о­на. Про­грам­ма будет состо­ять из дистан­ци­он­но­го и очно­го бло­ков, когда ребя­та будут при­ез­жать на крат­ко­сроч­ные, но емкие по содер­жа­нию обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы.