На Сахалине прошла работа удаленной секции №27 «Психолого-педагогические аспекты управления процессом образования в современных условиях» в рамках XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения»

Орга­ни­за­то­ром сек­ции тра­ди­ци­он­но высту­пи­ла кафед­ра пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (ИПиП) СахГУ

На Саха­лине 3 фев­ра­ля 2025 года про­шла рабо­та уда­лен­ной сек­ции №27 «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские аспек­ты управ­ле­ния про­цес­сом обра­зо­ва­ния в совре­мен­ных усло­ви­ях» (г. Южно-Саха­линск) в рам­ках XVII Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Шамов­ские чте­ния» (ШЧ-2025, г. Москва). Для это­го меро­при­я­тие уже в седь­мой раз стал пло­щад­кой Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (СахГУ), на кото­рой обсуж­да­ли акту­аль­ные вопро­сы и про­бле­мы орга­ни­за­ции и управ­ле­ния обра­зо­ва­тель­ны­ми систе­ма­ми и про­цес­са­ми, в част­но­сти в нашем реги­оне.

Орга­ни­за­то­ром сек­ции тра­ди­ци­он­но высту­пи­ла кафед­ра пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (ИПиП) СахГУ, моде­ра­то­ром рабо­ты сек­ции – Афа­на­сен­ко­ва Еле­на Лео­ни­дов­на, к.пс.н., доцент каф. пси­хо­ло­гии. Фор­мат про­во­ди­мо­го меро­при­я­тия был сме­шан­ным, вклю­чал в себя видео­об­ра­ще­ние, очную сес­сию и видеодо­кла­ды участ­ни­ков кон­фе­рен­ции.

С нача­лом рабо­ты сек­ции её участ­ни­ков поздра­вил Сер­гей Геор­ги­е­вич Воров­щи­ков, д.п.н., пред­се­да­тель Орга­ни­за­ци­он­но­го коми­те­та ШЧ-2025, ака­де­мик МАНПО, про­фес­сор Инсти­ту­та педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния МГПУ (г. Москва). Он поже­лал всем успеш­ной и про­дук­тив­ной рабо­ты.

Пер­вым эта­пом дея­тель­но­сти сек­ции стал круг­лый стол «Пре­ем­ствен­ность меж­ду поко­ле­ни­я­ми про­фес­си­о­на­лов как ори­ен­тир высо­ко­го уров­ня про­фес­си­о­наль­ной само­ре­а­ли­за­ции для буду­щих и моло­дых спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре обра­зо­ва­ния», на кото­ром его участ­ни­ки дели­лись сво­и­ми мне­ни­я­ми о совре­мен­ных под­хо­дах к реше­нию дан­но­го вопро­са. В рам­ках круг­ло­го сто­ла с видео докла­дом «Кон­стру­и­ро­ва­ние буду­ще­го кафед­ры пси­хо­ло­гии сту­ден­та­ми и выпуск­ни­ка­ми раз­ных поко­ле­ний» высту­пи­ла Алек­сандра Ана­то­льев­на Еро­ма­со­ва, к.пс.н., д.ф.н., доцент (ВАК).

Раз­вер­ну­тое выступ­ле­ние «Воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­ной само­ре­а­ли­за­ции в сфе­ре пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской помо­щи детям с высо­ким риском уяз­ви­мо­сти» пред­ста­ви­ли спе­ци­а­ли­сты Цен­тра пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской помо­щи семье и детям: Мари­на Нико­ла­ев­на Влас­ки­на, дирек­тор Цен­тра; Татья­на Алек­сан­дров­на Кол­па­чё­ва, началь­ник отде­ла пси­хо­ло­ги­че­ской кон­суль­та­ции, кор­рек­ции и реа­би­ли­та­ции; Свет­ла­на Юрьев­на Визи­то­ва, началь­ник отде­ла пси­хо­ло­го-меди­ко-педа­го­ги­че­ской комис­сии.

Акту­аль­ную тему «Осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния детей с осо­бы­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми потреб­но­стя­ми в усло­ви­ях дистан­ци­он­но­го обу­че­ния» пред­ло­жи­ли ауди­то­рии педа­го­ги-пси­хо­ло­ги Отде­ла сопро­вож­де­ния циф­ро­вых про­цес­сов в обра­зо­ва­нии Цен­тра циф­ро­вой транс­фор­ма­ции обра­зо­ва­ния «Реги­о­наль­но­го цен­тра оцен­ки каче­ства обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти» – Оль­га Вла­ди­ми­ров­на Пасын­ко­ва и Татья­на Васи­льев­на Коваль­ская.

С содер­жа­тель­ным сооб­ще­ни­ем о рабо­те кафед­ры пси­хо­ло­гии по сохра­не­нию пре­ем­ствен­но­сти меж­ду опыт­ны­ми педа­го­га­ми, вла­де­ю­щи­ми тео­ри­ей и прак­ти­кой про­фес­сии и буду­щи­ми спе­ци­а­ли­ста­ми (сту­ден­та­ми), моло­ды­ми спе­ци­а­ли­ста­ми-пси­хо­ло­га­ми выпуск­ни­ка­ми ИПиП – высту­пил заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­гии Еле­на Ген­на­дьев­на Вла­сен­ко­ва. Круг­лый стол про­хо­дил в атмо­сфе­ре ожив­лен­ной и актив­ной дис­кус­сии, его участ­ни­ки внес­ли ряд пред­ло­же­ний в резо­лю­цию сек­ции (При­ло­же­ние 1).

Вто­рой этап рабо­ты уда­лен­ной сек­ции осу­ществ­лял­ся по зара­нее сфор­ми­ро­ван­ной Про­грам­ме (При­ло­же­ние 2), в соот­вет­ствии с заяв­лен­ной тема­ти­кой докла­дов (9 докла­дов). Сре­ди доклад­чи­ков были пси­хо­ло­ги прак­ти­ки. Так с видео докла­дом «Систе­ма эффек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия с участ­ни­ка­ми обра­зо­ва­тель­ных отно­ше­ний с уче­том совре­мен­ных вызо­вов и рис­ков» высту­пи­ла Мари­на Оле­гер­дов­на Миро­но­ва, педа­гог-пси­хо­лог выс­шей кате­го­рии, член Феде­ра­ции пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­ния Рос­сии, экс­перт Обще­ствен­ной пала­ты Сверд­лов­ской обла­сти (Ека­те­рин­бург).

С акту­аль­ны­ми вопро­са­ми по про­бле­ме спе­ци­фи­ки орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са вуза в муль­ти­куль­тур­ной сре­де высту­пи­ли пре­по­да­ва­те­ли Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ. С темой «Под­го­тов­ка спе­ци­а­ли­стов в усло­ви­ях вза­и­мо­дей­ствия вуза и этни­че­ских диас­пор в соци­о­куль­тур­ном транс­гра­нич­ном про­стран­стве реги­о­на» – Ири­на Вале­ри­а­нов­на Балиц­кая, доц., д.п.н., про­фес­сор каф. ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния, и Оль­га Вла­ди­ми­ров­на Шаш­ки­на, к.ф.н., и.о. зав­каф. восточ­ной фило­ло­гии.

С докла­дом «Вза­и­мо­дей­ствие госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов с этни­че­ски­ми диас­по­ра­ми Саха­лин­ской обла­сти в кон­тек­сте поли­куль­тур­ной обра­зо­ва­тель­ной поли­ти­ки» высту­пи­ла – Ками­ла Ире­ков­на Зари­по­ва, ст. пре­по­да­ва­тель каф. восточ­ной фило­ло­гии. Далее свои сооб­ще­ния пред­ста­ви­ли сту­ден­ты-пси­хо­ло­ги раз­ных кур­сов и форм обу­че­ния по направ­ле­нию под­го­тов­ки «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние» с мно­го­об­раз­ны­ми тема­ми по осо­бен­но­стям орга­ни­за­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са в рам­ках осу­ществ­ле­ния пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния обу­ча­ю­щих­ся обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций Саха­лин­ской обла­сти в рам­ках про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний по кур­со­вым и выпуск­ным ква­ли­фи­ка­ци­он­ным рабо­там.

Заклю­чи­ла рабо­ту сек­ции ее моде­ра­тор – Еле­на Лео­ни­дов­на Афа­на­сен­ко­ва, к.пс.н., доцент каф. пси­хо­ло­гии, с докла­дом на тему «Про­фес­си­о­наль­ная само­ре­а­ли­за­ция в ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти и неста­биль­но­сти рос­сий­ской систе­мы обра­зо­ва­ния: ресур­сы и рис­ки».

В целом по ито­гам рабо­ты сек­ции, на осно­ве про­ве­ден­но­го анке­ти­ро­ва­ния (При­ло­же­ние 3), в кото­ром при­ня­ло уча­стие 25 чело­век из 28, 20 (80%) чело­век отме­ти­ли, что все докла­ды были по акту­аль­ным темам, раз­вер­ну­то и инте­рес­но пред­став­ле­ны. Поми­мо это­го участ­ни­ки сек­ции оце­ни­ли ее рабо­ту доста­точ­но высо­ко по таким кри­те­ри­ям как:

1) Соот­вет­ствие тема­ти­ки сек­ции Ваше­му запро­су и ожи­да­ни­ям – 4,7 (из 5 воз­мож­ных);

2) Сте­пень удо­вле­тво­рён­но­сти тема­ти­кой и содер­жа­ни­ем сек­ции – 4,7 (из 5 воз­мож­ных);

3) Сте­пень удо­вле­тво­рён­но­сти фор­ма­ми рабо­ты сек­ции:

a) рабо­та «Круг­ло­го сто­ла» – 4,5 (из 5 воз­мож­ных);

b) рабо­та «Сек­ция» (докла­ды, их обсуж­де­ние) – 4,8 (из 5 воз­мож­ных);

4) каче­ство, уро­вень орга­ни­за­ции и про­ве­де­ния сек­ции – 4,7 (из 5 воз­мож­ных);

5) оцен­ка рабо­ты моде­ра­то­ров сек­ции: Афа­на­сен­ко­ва Е.Л. – 4,9 (из 5 воз­мож­ных).

Поми­мо непо­сред­ствен­ной рабо­ты сек­ции, в рам­ках ее про­ве­де­ния, будет сфор­ми­ро­ва­на часть сбор­ни­ка науч­ных ста­тей очных и заоч­ные участ­ни­ков (21 ста­тья) в общий сбор­ник по ито­гам рабо­ты ШЧ-2025. Неиз­мен­ным редак­то­ром этой части сбор­ни­ка будет ее моде­ра­тор – Еле­на Лео­ни­дов­на Афа­на­сен­ко­ва.

«В кон­це хочет­ся заклю­чить, как отме­ча­ет Еле­на Лео­ни­дов­на Афа­на­сен­ко­ва, – важ­но, что седь­мой год пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты СахГУ, спе­ци­а­ли­сты систе­мы обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти не толь­ко участ­ву­ют в Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции Шамов­ские чте­ния на пло­щад­ке уни­вер­си­те­та, но и, по сло­вам Сер­гея Геор­ги­е­ви­ча Воров­щи­ко­ва, вклю­че­ны в про­цесс «упро­че­ния мето­до­ло­го-тео­ре­ти­че­ских пози­ций науч­ной шко­лы Татья­ны Ива­нов­ны Шамо­вой, направ­лен­ной на раз­ра­бот­ку, обос­но­ва­ние и исполь­зо­ва­ние в прак­ти­ке эффек­тив­но­го науч­но-мето­ди­че­ско­го сопро­вож­де­ния раз­ви­тия обра­зо­ва­ния». При этом мы все­сто­ронне рас­смат­ри­ва­ем имен­но пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский аспект дан­ной про­бле­ма­ти­ки, что состав­ля­ет опре­де­лен­ную непо­вто­ри­мость нашей сек­ции. Одной из задач кото­рой явля­ет­ся вве­де­ние в нау­ку сту­ден­тов уни­вер­си­те­та через пре­ем­ствен­ность поко­ле­ний про­фес­си­о­на­лов. «Где высо­ко сто­ит нау­ка, сто­ит высо­ко чело­век», когда-то напи­сал Алек­сандр Ива­но­вич Поле­жа­ев (рус­ский поэт). В пси­хо­ло­гии изве­стен прин­цип: Лич­ность может вос­пи­тать толь­ко Лич­ность! – высо­ко про­фес­си­о­наль­ным спе­ци­а­ли­стам уни­вер­си­те­та, обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций нашей обла­сти эта сверх­за­да­ча по пле­чу!»

Пол­ную про­грам­му «Шамов­ские чте­ния 2025» мож­но посмот­реть на сай­те АНО «Науч­ная шко­ла управ­ле­ния обра­зо­ва­тель­ны­ми систе­ма­ми» (Сек­ция №27, с. 71 – 75; Реко­мен­да­ции в резо­лю­цию ШЧ 2025, с. 87 – 88)