Мой выбор – физическая культура: история почетного работника высшего профессионального образования РФ Петра Пасюкова

В ИПиП СахГУ про­шла встре­ча с док­то­ром педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ром кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ Пет­ром Пасю­ко­вым в честь юби­лея

В инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки состо­я­лась встре­ча с Пет­ром Нико­ла­е­ви­чем Пасю­ко­вым, док­то­ром педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­со­ром кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ, почет­ным работ­ник выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции, посвя­щен­ная 70-летию уче­но­го.

В ней при­ня­ли уча­стие уче­ни­ки Пет­ра Нико­ла­е­ви­ча – кан­ди­да­ты и док­то­ра наук, выпуск­ни­ки, сту­ден­ты.

Поздра­вить юби­ля­ра при­шли руко­во­ди­те­ли РОО «Спор­тив­ной феде­ра­ции кара­те Саха­лин­ской обла­сти», РОО «Феде­ра­ции спор­тив­ной борь­бы Саха­лин­ской обла­сти», СРОО «Феде­ра­ции бас­кет­бо­ла Саха­лин­ской обла­сти, ОГАУ «Цен­тра спор­тив­ной под­го­тов­ки Саха­лин­ской обла­сти» и др. орга­ни­за­ции.

Встре­ча про­шла в теп­лой, дру­же­ской обста­нов­ке. Петр Нико­ла­е­вич рас­ска­зал собрав­шим­ся о сво­ем науч­ном ста­нов­ле­нии, дости­же­ни­ях реги­о­наль­ной науч­ной шко­лы в обла­сти физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, пла­нах на буду­щее.

Родил­ся в Алек­сан­дровск – Саха­лин­ском 18 мар­та 1955 года. Увле­че­ния спор­том, туриз­мом в школь­ные годы побу­ди­ли меня к поступ­ле­нию на педа­го­ги­че­ский факуль­тет Хаба­ров­ско­го госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та физ­куль­ту­ры. На кафед­ре ана­то­мии, физио­ло­гии и био­хи­мии мною была выпол­не­на кур­со­вая рабо­та по теме «Дина­ми­ка физи­че­ско­го раз­ви­тия и физи­че­ской под­го­тов­лен­но­сти сту­ден­тов – лег­ко­ат­ле­тов при­е­ма 1974 – 1978 гг.». Зна­ком­ство с осно­ва­ми науч­ных иссле­до­ва­ний, как и сего­дня, оста­ют­ся в чис­ле при­о­ри­тет­ных задач физ­куль­тур­но­го обра­зо­ва­ния в про­филь­ных инсти­ту­тах и на педа­го­ги­че­ских факуль­те­тах вузов стра­ны.

В 1974 году будучи сту­ден­том стал участ­ни­ком­ком­плекс­ной науч­ной экс­пе­ди­ции АМН СССР по иссле­до­ва­нию меди­ко-гео­гра­фи­че­ских про­блем и орга­ни­за­ции актив­но­го отды­ха, физ­куль­ту­ры и спор­та в рай­о­нах Восточ­но­го участ­ка Бай­ка­ло-Амур­ской маги­стра­ли вме­сте с уче­ны­ми – Хаба­ров­ско­го госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры, Хаба­ров­ско­го госу­дар­ствен­но­го фар­ма­цев­ти­че­ско­го инсти­ту­та, Хаба­ров­ско­го госу­дар­ствен­но­го меди­цин­ско­го инсти­ту­та (руко­во­ди­тель экс­пе­ди­ции – Е.Г. Чул­ков – в 1974–1981 гг., зав. кафед­рой меди­ко-био­ло­ги­че­ских дис­ци­плин ХГИФК, даль­не­во­сточ­ный энто­мо­лог-люби­тель, спе­ци­а­лист в обла­сти меди­цин­ской гео­гра­фии, курор­то­ло­гии, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор). Это был заме­ча­тель­ный опыт науч­ной дея­тель­но­сти по направ­ле­нию под­го­тов­ки и чело­ве­че­ских отно­ше­ний. С отли­чи­ем окон­чив педа­го­ги­че­ский факуль­тет ХГИФК, рабо­тал тре­не­ром в спор­тив­ной шко­ле, учи­те­лем физ­куль­ту­ры в шко­ле интер­на­те, был вклю­чен в резерв руко­во­ди­те­лей школ Крас­но­флот­ско­го рай­о­на г. Хаба­ров­ска. Полу­чил вто­рое выс­шее обра­зо­ва­ние и ква­ли­фи­ка­цию учи­те­ля исто­рии сред­ней шко­лы.

В 1982 году стал рабо­тать пре­по­да­ва­те­лем кафед­ры тео­рии и мето­ди­ки физи­че­ско­го вос­пи­та­ния ХГИФК. В 1985 ‑1988 гг. про­шел обу­че­ние в целе­вой аспи­ран­ту­ре Ленин­град­ско­го науч­но – иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры по спе­ци­аль­но­сти 13.00.04 – Тео­рия и мето­ди­ка физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и оздо­ро­ви­тель­ной физи­че­ской куль­ту­ры. Тема дис­сер­та­ции «Мето­ды опе­ра­тив­но­го кон­тро­ля в управ­ле­нии тре­ни­ро­воч­ным про­цес­сом ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спортс­ме­нов в ско­рост­но-сило­вых видах лег­кой атле­ти­ки» (науч­ный руко­во­ди­тель Вален­тин Алек­се­е­вич Бул­кин- зав сек­то­ром выс­ше­го спор­тив­но­го мастер­ства, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор). Участ­во­вал в рабо­те ком­плекс­ной науч­ной груп­пы ЛНИИФК по направ­ле­нию «Раз­ра­бот­ка и обос­но­ва­ние уни­фи­ци­ро­ван­но­го диа­гно­сти­че­ско­го ком­плек­са для оцен­ки дви­га­тель­ной под­го­тов­лен­но­сти спортс­ме­нов в раз­лич­ных видах спор­та. Гео­гра­фия иссле­до­ва­ний – г. Ленин­град. Горь­кий (Ниж­ний Нов­го­род). Чебок­са­ры, Пермь, Сочи. Был отме­чен бла­го­дар­но­стью Гос­ком­с­пор­та СССР. Реше­ни­ем Сове­та в Омском госу­дар­ствен­ном инсти­ту­те физи­че­ской куль­ту­ры от 4 октяб­ря 1990 г. где состо­я­лась защи­та дис­сер­та­ции ему при­суж­де­на уче­ная сте­пень кан­ди­да­та педа­го­ги­че­ских наук. Веду­щей орга­ни­за­ци­ей, опре­де­ля­ю­щей состо­я­тель­ность выпол­нен­ной рабо­ты, высту­пил ГДОИФК им. П.Ф. Лес­гаф­та. В аспи­ран­ту­ре была под­го­тов­ле­на пер­вая науч­ная ста­тья по дан­но­му направ­ле­нию.

По окон­ча­нию аспи­ран­ту­ры Петр Пасю­ков про­дол­жил рабо­ту в Хаба­ров­ском инсти­ту­те физ­куль­ту­ры в долж­но­сти стар­ше­го пре­по­да­ва­те­ля по кур­су педа­го­ги­ки. В 1992 году при­нял уча­стие в созда­нии отде­ле­ния физи­че­ско­го вос­пи­та­ния Южно-Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та на базе ста­рей­ше­го на Саха­лине обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния – Алек­сан­дровск – Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го учи­ли­ща (дирек­тор, заслу­жен­ный учи­тель шко­лы Рос­сий­ской Феде­ра­ции Н.П. Свет­кин).

Это был дра­ма­ти­че­ский пери­од новей­шей исто­рии Рос­сии. изме­не­ний в эко­но­ми­че­ской и соци­аль­ной сфе­ре, нарас­тал серьез­ный дефи­цит педа­го­ги­че­ских кад­ров.

Труд­но­сти не оста­но­ви­ли моло­до­го уче­но­го. Были исполь­зо­ва­ны про­грам­мы всту­пи­тель­но­го экза­ме­на и учеб­ных дис­ци­плин, реа­ли­зу­е­мых Хаба­ров­ским госу­дар­ствен­ным инсти­ту­том физи­че­ской куль­ту­ры. Кол­ле­ги поде­ли­лись учеб­ной и науч­ной лите­ра­ту­рой – а это немно­го- нема­ло 1000 экзем­пля­ров. Рабо­тать по новой обра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме отклик­ну­лись учи­те­ля школ, тре­не­ры спор­тив­ной шко­лы, педа­го­ги учи­ли­ща.

В 1993 году состо­я­лась пер­вая на Саха­лине реги­о­наль­ная науч­ная кон­фе­рен­ция «Про­бле­мы физи­че­ско­го вос­пи­та­ния школь­ни­ков Саха­ли­на», на кото­рой была пред­став­ле­на, раз­ра­бо­тан­ная мною «Кон­цеп­ция непре­рыв­но­го физ­куль­тур­но-педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти», кото­рая ста­ла опре­де­ля­ю­щий в уста­нов­ле­нии струк­ту­ры, содер­жа­ния, направ­ле­ний науч­ной под­го­тов­ки пре­по­да­ва­те­лей на мно­го лет впе­ред. Был опуб­ли­ко­ван пер­вый сбор­ник мате­ри­а­лов кон­фе­рен­ции. В 1994 году при нашем уча­стии было откры­то отде­ле­ние физи­че­ско­го вос­пи­та­ния ЮСГПИ в област­ном цен­тре. В 1996 году В Алек­сан­дров­ске – Саха­лин­ском состо­ял­ся пер­вый выпуск спе­ци­а­ли­стов по про­грам­ме 03–03 – физи­че­ская куль­ту­ра куль­ту­ре, а уже через два года в област­ном цен­тре.

В соот­вет­ствии с реше­ни­ем уче­но­го сове­та ЮСГПИ от 28 декаб­ря 1995 года был создан факуль­тет физи­че­ской куль­ту­ре и спор­ту с отде­ле­ни­ем в Алек­сан­дров­ске, а Петр Пасю­ков был назна­чен дека­ном факуль­те­та. В 1999 году нача­лась под­го­тов­ка сту­ден­тов по заоч­ной фор­ме обу­че­ния. Резуль­та­ты реа­ли­за­ции Кон­цеп­ции были изло­же­ны Пасю­ко­вым в док­тор­ской дис­сер­та­ции по спе­ци­аль­но­сти 13.00.04 – Тео­рия и мето­ди­ка физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и оздо­ро­ви­тель­ной физи­че­ской куль­ту­ры «Реги­о­наль­ная обра­зо­ва­тель­ная систе­ма как фак­тор устой­чи­во­го раз­ви­тия непре­рыв­но­го физ­куль­тур­но-педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния (науч­ный руко­во­ди­тель Лео­нид Михай­ло­вич Кули­ков – док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор), защи­та кото­рой состо­я­лась в дис­сер­та­ци­он­ном сове­те Ураль­ско­го госу­дар­ствен­ной ака­де­мии физи­че­ской куль­ту­ры (г. Челя­бинск).

18 фев­ра­ля 2001 года реше­ни­ем выс­шей атте­ста­ци­он­ной комис­сии Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции П.Н.Пасюкову была при­сво­е­на уче­ная сте­пень док­то­ра педа­го­ги­че­ских наук. Тогда же была созда­на лабо­ра­то­рия реги­о­наль­ных обра­зо­ва­тель­ных систем и педа­го­ги­че­ских технологий.В 2003 году откры­та аспи­ран­ту­ра по спе­ци­аль­но­сти 13.00.04 – Тео­рия и мето­ди­ка физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и оздо­ро­ви­тель­ной физи­че­ской куль­ту­ры, кото­рую воз­гла­вил саха­лин­ский уче­ный. Мно­го­крат­но воз­рос­ло коли­че­ство автор­ский ста­тей, моно­гра­фий, учеб­ных посо­бий, про­грамм, исполь­зу­е­мых в про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ке, орга­ни­за­ция кон­фе­рен­ций в том чис­ле меж­ду­на­род­ных, уча­стие в реги­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ных проектах.В 2006 году ему при­сво­е­но уче­ное зва­ние про­фес­со­ра. В 2007 года науч­ная шко­ла была при­зна­на «Луч­шей науч­ной шко­лой СахГУ», а Пет­ру Нико­ла­е­ви­чу при­сво­е­но зва­ние «Луч­ший науч­ный руко­во­ди­тель». На то были вес­кие осно­ва­ния.

2000- 2010 гг. были осо­бен­но пло­до­твор­ны – педа­го­га­ми кафед­ры были под­го­тов­ле­ны 2 док­тор­ские и 10 кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций, что поз­во­ли­ло открыть новые про­грам­мы и направ­ле­ния под­го­тов­ки. В 2002 – 2003 гг. рабо­тал про­рек­то­ром по лицен­зи­ро­ва­нию и инно­ва­ци­он­ной рабо­те СахГУ, актив­но участ­ву­ет в обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, раз­ви­тии новых видов физи­че­ской актив­но­сти сре­ди ост­ро­ви­тян.

По мне­нию Пет­ра Пасю­ко­ва, для даль­ней­ше­го раз­ви­тия непре­рыв­но­го физ­куль­тур­но-педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния на Саха­лине необ­хо­ди­ма прин­ци­пи­аль­но новая мате­ри­аль­но – тех­ни­че­ская база под­го­тов­ки педа­го­ги­че­ских и науч­ных кад­ров, целе­вое финан­си­ро­ва­ние меж­дис­ци­пли­нар­ных науч­ных иссле­до­ва­ний, обнов­ле­ние инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов, эффек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие с реги­о­наль­ны­ми госу­дар­ствен­ны­ми и обще­ствен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми и орга­ни­за­ци­ям по новым направ­ле­ни­ям под­го­тов­ки и пере­под­го­тов­ки кад­ров, созда­ние инсти­ту­та физ­куль­ту­ры и спор­та СахГУ (в рас­ши­рен­ном вари­ан­те – инсти­ту­та физи­че­ской куль­ту­ры, спор­та, рекре­а­ции и туриз­ма), и совре­мен­ной науч­но – иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии.