Кампус мирового уровня. Сахалинский университет решает новые задачи

И.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту МИА «Рос­сия сего­дня» о буду­щем кам­пу­се миро­во­го уров­ня Саха­линTech.

МОСКВА, 11 дек – РИА Ново­сти. 

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (СахГУ) созда­ет кам­пус миро­во­го уров­ня Саха­линTech, в кото­ром будет не толь­ко новое сту­ден­че­ское обще­жи­тие, но и целый ком­плекс науч­ных лабо­ра­то­рий и цен­тров. Для чего нужен новый кам­пус? Какие воз­мож­но­сти в свя­зи с этим полу­чат сту­ден­ты, сотруд­ни­ки и парт­не­ры вуза? Об этом кор­ре­спон­ден­ту МИА «Рос­сия сего­дня» рас­ска­зал и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

– Алек­сандр Сер­ге­е­вич, какую зада­чу вуз ста­вит перед собой, созда­вая новый кам­пус?

– Саха­линTech будет постро­ен через три года. Это очень амби­ци­оз­ный про­ект. Зда­ни­ям наше­го уни­вер­си­те­та более шести­де­ся­ти лет, они мораль­но и тех­ни­че­ски уста­ре­ли, обнов­ле­ние инфра­струк­ту­ры для нас очень важ­но. Так­же важен и смысл, кото­рый мы закла­ды­ва­ем в этот кам­пус. Он стро­ит­ся в цен­тре горо­да и будет пол­но­стью инте­гри­ро­ван в город­скую жизнь. Мест­ные жите­ли полу­чат доступ к учре­жде­ни­ям сер­ви­са, биб­лио­те­ке, оран­же­рее. Конеч­но, будут неко­то­рые огра­ни­че­ния досту­па в ауди­то­рии и в науч­но-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии. Но, в целом, мы пози­ци­о­ни­ру­ем кам­пус как часть горо­да. Мы хотим рабо­тать и со школь­ни­ка­ми, и с людь­ми сереб­ря­но­го воз­рас­та. Быть уни­вер­си­те­том, кото­рый рабо­та­ет на город, на реги­он и на весь Даль­ний Восток.

– Какие науч­ные направ­ле­ния будут раз­ви­вать­ся в кам­пу­се?

– В нем будут совре­мен­ные лабо­ра­то­рии и кор­по­ра­тив­ные R&D‑центры, где наши сту­ден­ты будут зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми вме­сте с уче­ны­ми и наши­ми инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми. Уже сей­час мы созда­ем лабо­ра­то­рии и раз­ви­ва­ем наши базо­вые направ­ле­ния – инже­нер­ное, аква­био­тех­но­ло­гии, IT, искус­ствен­ный интел­лект. Вме­сте с парт­не­ра­ми мы созда­ли Саха­лин­ский центр искус­ствен­но­го интел­лек­та, в кото­ром запус­ка­ем лабо­ра­то­рию управ­ле­ния на осно­ве дан­ных, лабо­ра­то­рию энер­го­эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий и лабо­ра­то­рию тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в инже­нер­ных нау­ках. У нас появи­лась лабо­ра­то­рия «Фин­тех хаб», где мы обу­ча­ем сту­ден­тов финан­со­вым тех­но­ло­ги­ям. Сей­час в про­цес­се запус­ка лабо­ра­то­рии и ком­пью­тер­но­го клас­са от раз­ра­бот­чи­ков оте­че­ствен­ных опе­ра­ци­он­ных систем. Так­же в пла­нах созда­ние лабо­ра­то­рии робо­то­тех­ни­ки. Таким обра­зом, мы выстро­и­ли линей­ку про­ек­тов, свя­зан­ных с IT-тех­но­ло­ги­я­ми, с искус­ствен­ным интел­лек­том, кото­рая ста­нет ядром буду­ще­го кам­пу­са.

Мы будем раз­ви­вать иссле­до­ва­ния в обла­сти хими­че­ских тех­но­ло­гий. Созда­на лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока, в про­цес­се запус­ка еще одна, свя­зан­ная с радио­эко­ло­ги­ей. Осо­бую став­ку мы дела­ем на раз­ви­тие тех­но­ло­гий неф­те­га­зо­хи­мии, пла­ни­ру­ем вме­сте с Даль­не­во­сточ­ным отде­ле­ни­ем Рос­сий­ской ака­де­мии наук создать Инсти­тут неф­ти и газа. Вме­сте с парт­не­ра­ми мы запус­ка­ем пять хими­че­ских лабо­ра­то­рий, кото­рые вой­дут в Иссле­до­ва­тель­ский центр неф­те­га­зо­хи­мии.

– Какие еще направ­ле­ния полу­чат раз­ви­тие в кам­пу­се?

– Еще одно из стра­те­ги­че­ских направ­ле­ний – раз­ви­тие аква­био­тех­но­ло­гий. Саха­лин­ская область зани­ма­ет одно из пер­вых мест в стране по раз­ве­де­нию и добы­че рыбы и море­про­дук­тов. Здесь более 70 рыбо­ло­вец­ких, рыбо­раз­во­дя­щих и рыбо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих пред­при­я­тий, фор­ми­ру­ет­ся аква­био­тех­но­ло­ги­че­ский кла­стер, и мы гото­вим к запус­ку ряд лабо­ра­то­рий с наши­ми парт­не­ра­ми. Так­же мы дела­ем став­ку на раз­ви­тие водо­род­ных тех­но­ло­гий. В сле­ду­ю­щем году на Саха­лине будет создан поли­гон, где будут отра­ба­ты­вать­ся тех­но­ло­гии паро­вой кон­вер­сии мета­на для полу­че­ния водо­ро­да и мета­но-водо­род­ных сме­сей, а так­же тех­но­ло­гии хра­не­ния и пере­воз­ки водо­ро­да. В сере­дине сле­ду­ю­ще­го года мы полу­чим обо­ру­до­ва­ние для водо­род­ных тех­но­ло­гий, в том чис­ле пер­вые энер­ге­ти­че­ские уста­нов­ки на водо­ро­де для авто­ном­но­го обес­пе­че­ния изо­ли­ро­ван­ных рай­о­нов и ост­ро­вов. Мы будем уста­нав­ли­вать их на ост­ро­вах реги­о­на, а затем мас­шта­би­ро­вать наши тех­но­ло­гии на арк­ти­че­ские зоны и дру­гие изо­ли­ро­ван­ные рай­о­ны Рос­сии, куда еще не добра­лась элек­три­фи­ка­ция.

Вме­сте с пра­ви­тель­ством Саха­лин­ской обла­сти мы запу­сти­ли про­ект «Ака­де­мия реги­о­наль­но­го управ­ле­ния», кото­рая со вре­ме­нем долж­на вырас­ти в биз­нес-шко­лу, про­во­дим часть феде­раль­ной про­грам­мы по под­го­тов­ке мэров соро­ка реги­о­нов России.Все основ­ные направ­ле­ния раз­ви­тия кам­пу­са син­хро­ни­зи­ро­ва­ны со стра­те­ги­ей раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти, поэто­му мы уве­ре­ны, что наши выпуск­ни­ки будут вос­тре­бо­ва­ны и тру­до­устро­е­ны.

– Как изме­нит­ся обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в новом кам­пу­се?

– Мы участ­ву­ем в кон­кур­се «Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы» и дела­ем боль­шую став­ку на раз­ви­тие инже­нер­ных наук в парт­нер­стве с госкор­по­ра­ци­я­ми и круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми как на одно из цен­траль­ных направ­ле­ний наше­го ново­го кам­пу­са.

Вме­сте с наши­ми круп­ны­ми стра­те­ги­че­ски­ми парт­не­ра­ми мы будем гото­вить инже­не­ров ново­го поко­ле­ния в обла­сти неф­те­га­зо­хи­мии, стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий, энер­ге­ти­ки, элек­тро­энер­ге­ти­ки, водо­род­ных технологий.У нас будет про­ект­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный обра­зо­ва­тель­ный про­цесс. На стар­ших кур­сах сту­ден­ты будут про­хо­дить ста­жи­ров­ки у инду­стри­аль­ных парт­не­ров в гибрид­но-модуль­ном фор­ма­те. К момен­ту полу­че­ния дипло­ма они будут прак­ти­че­ски тру­до­устро­е­ны и смо­гут начать карье­ру, не теряя времени.Мы про­дол­жим раз­ви­вать наше тра­ди­ци­он­но силь­ное направ­ле­ние – педа­го­ги­ку, ведь потреб­ность в учи­те­лях на Даль­нем Восто­ке очень боль­шая. Так как мы нахо­дим­ся в серд­це Восточ­ной Азии, мы будем гото­вить спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре восто­ко­ве­де­ния, восточ­ных язы­ков и возь­мем на себя роль ком­му­ни­ка­ци­он­ной пло­щад­ки для Даль­не­го Восто­ка

.– Как изме­нит­ся жизнь сту­ден­тов в новом кам­пу­се?

– Рос­сий­ские и ино­стран­ные сту­ден­ты будут жить в двух­ком­нат­ных ком­фор­та­бель­ных номе­рах гости­нич­но­го типа. Это будет, по сути, трех­звез­доч­ная гости­ни­ца на пол­то­ры тыся­чи мест. При этом сто­и­мость про­жи­ва­ния в новом обще­жи­тии не силь­но будет отли­чать­ся от обыч­ной. К услу­гам сту­ден­тов будут спор­тив­ные залы, биз­нес-центр, кафе, зоны для под­го­тов­ки к заня­ти­ям и для сов­мест­ной рабо­ты, элек­трон­ная биб­лио­те­ка. Все воз­мож­но­сти, что­бы успеш­но жить и учить­ся.

Новый студ­го­ро­док будет рас­по­ла­гать­ся при­мер­но в деся­ти мину­тах от ста­ро­го, они будут свя­за­ны «Буль­ва­ром сту­ден­тов». А пока стро­ит­ся новый кам­пус, мы зани­ма­ем­ся бла­го­устрой­ством и ремон­том в ста­ром. В сле­ду­ю­щем году поста­ра­ем­ся обла­го­ро­дить тер­ри­то­рию, сде­лать скве­ры, спор­тив­ные пло­щад­ки, пеше­ход­ную дорож­ку, начи­ная от стан­ции назем­но­го мет­ро «Уни­вер­си­тет». Сту­дент, кото­рый при­ез­жа­ет на уче­бу из сосед­не­го город­ка, смо­жет взять напро­кат вело­си­пед или само­кат и за пять-семь минут добрать­ся от стан­ции до кам­пу­са. Это очень удоб­но.

Наши сту­ден­ты смо­гут зани­мать­ся спор­том. Совсем рядом, в цен­тре горо­да у нас есть гор­но­лыж­ный курорт с подъ­ем­ни­ком, в него вхо­дят 37 км трасс, а через два года их про­тя­жен­ность вырас­тет до 91 км. Пря­мо через доро­гу от ново­го кам­пу­са вес­ной будет сдан дво­рец вод­ных видов спор­та, и мы дого­ва­ри­ва­ем­ся, что­бы сту­ден­ты мог­ли в нем зани­мать­ся бес­плат­но.

Я не видел дру­го­го тако­го сту­ден­че­ско­го город­ка, рядом с кото­рым мож­но катать­ся на гор­ных лыжах, зани­мать­ся любым видом спор­та. Здесь пре­крас­ная при­ро­да, чистый город, и кам­пус будет очень ком­форт­ный и уют­ный. Я наде­юсь, в нем будет хоро­шая атмо­сфе­ра для уче­бы, откры­тий и гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия ребят. Мы хотим, что­бы к нам при­ез­жа­ли учить­ся из дру­гих реги­о­нов и виде­ли, что Рос­сия – это не толь­ко ее Евро­пей­ская часть.

– Какие новые обра­зо­ва­тель­ные воз­мож­но­сти даст сту­ден­там новый кам­пус?

– Мы созда­ем новые воз­мож­но­сти для раз­ви­тия сту­ден­тов, по-ново­му выстра­и­ва­ем учеб­ный про­цесс, делая став­ку на вза­и­мо­дей­ствие с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми. При этом мы выстра­и­ва­ем линей­ку от школь­ни­ка до выпуск­ни­ка уни­вер­си­те­та. Мы запу­сти­ли в этом году профори­ен­та­ци­он­ный про­ект «500 школь­ни­ков» по под­го­тов­ке уче­ни­ков 10–11 клас­сов по физи­ке, мате­ма­ти­ке, инфор­ма­ти­ке, химии и био­ло­гии и пла­ни­ру­ем, что они потом при­дут к нам учить­ся на инже­нер­ные и есте­ствен­но-науч­ные направ­ле­ния. Этот про­ект реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток». Поми­мо шко­лы у нас в струк­ту­ре есть четы­ре кол­ле­джа. Мно­гие их выпуск­ни­ки посту­па­ют к нам в уни­вер­си­тет. Мы сей­час про­ду­мы­ва­ем, как им сде­лать про­грам­му более ком­пакт­ной, что­бы после кол­ле­джа они учи­лись не четы­ре, а два с поло­ви­ной года. Это даст им допол­ни­тель­ную моти­ва­цию к полу­че­нию выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Хочу отме­тить, что наши сту­ден­ты могут прой­ти под­го­тов­ку в воен­но-учеб­ном цен­тре и полу­чить воен­ную спе­ци­аль­ность. Это будет еще один бонус для тех, кто при­е­дет в новый кам­пус. Сей­час наша глав­ная зада­ча – это напол­не­ние кам­пу­са спе­ци­а­ли­ста­ми. С кад­ра­ми на Даль­нем Восто­ке очень непро­сто. Но у нас дей­ству­ют про­ек­ты по суб­си­ди­ро­ва­нию жилья кан­ди­да­там и док­то­рам наук, они могут рас­счи­ты­вать на доста­точ­но высо­кие зар­пла­ты.

Уже сего­дня наш кол­лек­тив попол­ня­ет­ся моло­ды­ми сотруд­ни­ка­ми. Мы пода­ли четы­ре заяв­ки на созда­ние моло­деж­ных лабо­ра­то­рий. Поне­мно­гу будем обрас­тать моло­ды­ми кад­ра­ми, новы­ми лабо­ра­то­ри­я­ми, новы­ми иде­я­ми, в сотруд­ни­че­стве с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми будем созда­вать нечто новое. Мы долж­ны создать усло­вия, где это новое будет зарож­дать­ся и при­но­сить поль­зу реги­о­ну и всей стране.

Справ­ка: Про­ект кам­пу­са Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «Саха­линTech» стал участ­ни­ком феде­раль­но­го про­ек­та по созда­нию в Рос­сии сети кам­пу­сов миро­во­го уров­ня и полу­чит финан­си­ро­ва­ние из феде­раль­но­го бюд­же­та. Он явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии по ини­ци­а­ти­ве пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на. Про­ект направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у рос­си­ян пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях оте­че­ствен­ной нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.