«Индустриальное» в фокусе научных исследований

Зер­каль­ная лабо­ра­то­рия перм­ско­го кам­пу­са ВШЭ и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Участ­ни­ки зер­каль­ных лабо­ра­то­рий перм­ско­го кам­пу­са Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та — об идее про­ек­та, фор­ма­те, зада­чах и осо­бен­но­стях иссле­до­ва­ний.

Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра игра­ет осо­бую роль в судь­бе таких реги­о­нов, как Перм­ский край и Саха­лин­ская область. На их тер­ри­то­рии все­гда велась добы­ча полез­ных иско­па­е­мых или раз­ви­ва­лась тяже­лая про­мыш­лен­ность. В эпо­ху пост­ин­ду­стри­а­ли­за­ции мы можем осмыс­лить опыт про­шло­го и понять, как жили люди в инду­стри­аль­ный пери­од и в чем осо­бен­ность их куль­ту­ры и быта.

В 2022 году состо­я­лась экс­пе­ди­ция сту­ден­тов перм­ско­го кам­пу­са НИУ ВШЭ на ост­ров Саха­лин, где пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты изу­ча­ли позд­не­со­вет­скую инду­стри­аль­ную куль­ту­ру на при­ме­ре тру­до­во­го шах­тер­ско­го быта. В ходе экс­пе­ди­ции было собра­но мно­же­ство мате­ри­а­лов в виде интер­вью и архив­ных доку­мен­тов, а самое глав­ное — были нала­же­ны свя­зи с иссле­до­ва­те­ля­ми Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ). Через год мы объ­еди­ни­лись в сов­мест­ный про­ект в рам­ках кон­кур­са «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» по изу­че­нию инду­стри­аль­ной куль­ту­ры — «Инду­стри­аль­ная куль­ту­ра: циф­ро­вые реше­ния для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы».

— Како­ва общая идея про­ек­та?

Лилия Пан­те­ле­е­ва, доцент депар­та­мен­та ино­стран­ных язы­ков НИУ ВШЭ — Пермь, руко­во­ди­тель про­ек­та

— Совре­мен­ный всплеск инте­ре­са к инду­стри­аль­ной эпо­хе и ее насле­дию про­дик­то­ван мощ­но­стью импуль­са, кото­рый она при­да­ла циви­ли­за­ци­он­но­му раз­ви­тию, а так­же вели­чи­ной и дли­тель­но­стью ее куль­тур­но-эко­но­ми­че­ских эффек­тов. Деин­ду­стри­а­ли­за­ция и реин­ду­стри­а­ли­за­ция про­из­водств вле­кут за собой мно­же­ство тех­но­ло­ги­че­ских и гума­ни­тар­ных вопро­сов, бла­го­да­ря чему в нау­ке появ­ля­ют­ся отдель­ные направ­ле­ния, свя­зан­ные с осмыс­ле­ни­ем миро­вой про­мыш­лен­ной транс­фор­ма­ции, — инду­стри­аль­ная социо­ло­гия, инду­стри­аль­ная антро­по­ло­гия, инду­стри­аль­ная исто­рия, инду­стри­аль­ная эко­но­ми­ка, инду­стри­аль­ный туризм.

Вме­сте с тем содер­жа­ние и спе­ци­фи­ка мен­таль­но­го про­стран­ства инду­стри­аль­ной куль­ту­ры, а так­же его транс­фор­ма­ция под вли­я­ни­ем пост­ин­ду­стри­аль­ных фак­то­ров до сих пор не ста­но­ви­лись объ­ек­том отдель­но­го иссле­до­ва­ния. В нау­ке нет ком­плекс­но­го опи­са­ния ядер­ных и пери­фе­рий­ных, уни­каль­ных и серий­ных, дис­крет­ных и недис­крет­ных, уни­вер­саль­ных и спе­ци­фи­че­ских смыс­лов инду­стри­аль­ной куль­ту­ры. Не под­вер­гал­ся спе­ци­аль­но­му ана­ли­зу вопрос о спе­ци­фи­ке пере­хо­да тех­но­ло­ги­че­ско­го зна­ния в куль­тур­ные цен­но­сти и далее — в регу­ля­ти­вы пове­де­ния в про­фес­си­о­наль­ной и быто­вой сре­де.

Под­ход к опи­са­нию обо­зна­чен­ных лакун неиз­беж­но свя­зан с поис­ком адек­ват­ной меж­дис­ци­пли­нар­ной мето­до­ло­гии, а так­же таких спо­со­бов про­фес­си­о­наль­ной ком­му­ни­ка­ции, кото­рые бы ока­зы­ва­ли эффек­тив­ное вли­я­ние на рас­ши­ре­ние науч­ных кол­ла­бо­ра­ций как со сто­ро­ны иссле­до­ва­те­лей, так и со сто­ро­ны хра­ни­те­лей инду­стри­аль­но­го насле­дия. Соот­вет­ству­ю­щие мето­ди­ки состав­ля­ют суть наше­го про­ек­та и дела­ют его по-насто­я­ще­му новым и ост­ро акту­аль­ным.

Про­ект впер­вые пред­ла­га­ет ком­плекс­ный меж­дис­ци­пли­нар­ный под­ход к иссле­до­ва­нию «инду­стри­аль­но­го» как циви­ли­за­ци­он­ной плат­фор­мы XIXXX веков и как фено­ме­на совре­мен­ной куль­тур­ной памя­ти. Впер­вые будет раз­ра­бо­та­на авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная поис­ко­вая систе­ма, реа­ли­зо­ван­ная на исто­ри­ко-антро­по­ло­ги­че­ских источ­ни­ках об инду­стри­аль­ной куль­ту­ре и мемо­ра­тах о ней. Новиз­ной харак­те­ри­зу­ет­ся и пред­ла­га­е­мая в про­ек­те про­грам­ма орга­ни­за­ции меж­ин­сти­ту­ци­о­наль­ной иссле­до­ва­тель­ской сре­ды, кото­рая направ­ле­на на инте­гра­цию в кон­крет­ное науч­ное про­стран­ство спе­ци­а­ли­стов из музеев.

Алек­сандра Сала­то­ва, доцент кафед­ры социо­ло­гии СахГУ, руко­во­ди­тель про­ек­та

— Общая идея про­ек­та явля­ет­ся рас­ши­ре­ни­ем одной нашей иссле­до­ва­тель­ской темы. В 2021 году мы нача­ли зани­мать­ся изу­че­ни­ем антро­по­ло­гии шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта. В рам­ках это­го иссле­до­ва­ния состо­я­лась науч­ная экс­пе­ди­ция на Саха­лин в сен­тяб­ре 2022 года. В тече­ние 10 дней в рам­ках экс­пе­ди­ции «Соци­о­куль­тур­ная антро­по­ло­гия шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта в СССР» уче­ные и сту­ден­ты про­во­ди­ли интер­вью с вете­ра­на­ми шахт Саха­лин­ской обла­сти, иссле­до­ва­ли фото­гра­фии и дру­гие объ­ек­ты исто­ри­че­ско­го насле­дия в музе­ях и архи­вах. Экс­пе­ди­ци­он­ный марш­рут был про­ло­жен по при­гра­нич­но­му реги­о­ну стра­ны и поз­во­лил собрать све­де­ния о шах­тер­ской куль­ту­ре совет­ских шахт «Мга­чи», «Мака­рьев­ка», «Октябрь­ская», «Арко­во», «Тих­ме­нев­ская», «Удар­нов­ская», «Угле­гор­ская», «Бош­ня­ко­во», «Тель­нов­ская», «Шебу­ни­но», «Гор­но­за­вод­ская», «Шах­та №1/3», «Мака­ров­ская», «Шах­та №14», «Долин­ская», «Южно-Саха­лин­ская».

Мы собра­ли мно­го цен­ной инфор­ма­ции о шах­тер­ской куль­ту­ре, осо­бен­но­стях тру­до­вой жиз­ни. Я сама состав­ля­ла марш­рут с уче­том инфор­ма­тив­но­сти и логи­сти­че­ской обос­но­ван­но­сти. Одна­ко очень быст­ро ста­ло понят­но, что тема слиш­ком узка и локаль­на. Было реше­но ее рас­ши­рить, учесть боль­шую иссле­до­ва­тель­скую палит­ру.

В 2023 году состо­я­лась вто­рая сту­ден­че­ская науч­но-иссле­до­ва­тель­ская экс­пе­ди­ция, посвя­щен­ная изу­че­нию тру­до­вой и быто­вой куль­ту­ры людей раз­ных про­фес­сий. В этот раз участ­ни­ки езди­ли в Кудым­кар, сфо­ку­си­ро­ва­лись на исто­рии тру­до­вых мигран­тов из наци­о­наль­ных рес­пуб­лик СССР, посту­пив­ших на рабо­ту в трест «Коми­перм­лес» в Моло­тов­ской обла­сти. Опять был собран очень боль­шой объ­ем мате­ри­а­ла. И мысль о созда­нии мас­штаб­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та ста­ла оче­вид­ной.

В осно­ве нашей идеи циф­ро­вых реше­ний для иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы лежит жела­ние делить­ся нара­бот­ка­ми по изу­че­нию инду­стри­аль­но­го насле­дия. Обыч­но про­ис­хо­дит так: иссле­до­ва­тель собрал мате­ри­ал, изу­чил инте­ре­су­ю­щие его аспек­ты, издал ста­тью, кни­гу или учеб­ное посо­бие, и всё. Сам мате­ри­ал лежит мерт­вым гру­зом. А ведь, кро­ме изу­чен­но­го аспек­та, в нем может най­тись еще мно­го все­го инте­рес­но­го для дру­гих иссле­до­ва­те­лей. Так мы при­шли к идее созда­ния антро­по­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са. Но кор­пус дол­жен жить, напол­нять­ся, иссле­до­вать­ся дру­ги­ми уче­ны­ми. Зна­чит, нам нуж­на целая иссле­до­ва­тель­ская эко­си­сте­ма и плат­фор­ма, на кото­рой все это будет раз­ме­ще­но. Мы ста­вим перед собой амби­ци­оз­ную зада­чу по созда­нию цело­го иссле­до­ва­тель­ско­го комью­ни­ти, объ­еди­нен­но­го иде­ей изу­че­ния инду­стри­аль­но­го насле­дия нашей стра­ны. Пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных школ и направ­ле­ний смо­гут допол­нять наш антро­по­ло­ги­че­ский кор­пус и про­во­дить на его мате­ри­а­лах соб­ствен­ные иссле­до­ва­ния по инте­ре­су­ю­щей их тема­ти­ке.

Нам пред­сто­ит боль­шая рабо­та не толь­ко тех­ни­че­ско­го и науч­но­го пла­на, но и в направ­ле­нии комью­ни­ти-менедж­мен­та, вза­и­мо­дей­ствия с реги­о­наль­ны­ми иссле­до­ва­тель­ски­ми цен­тра­ми и музе­я­ми (имен­но эти орга­ни­за­ции обла­да­ют огром­ным пла­стом неис­сле­до­ван­но­го мате­ри­а­ла). Пер­вое наше мас­штаб­ное меро­при­я­тие по созда­нию иссле­до­ва­тель­ско­го комью­ни­ти состо­ит­ся уже в нояб­ре 2023 года. Мы нач­нем рабо­ту с целым рядом перм­ских и саха­лин­ских музеев, рас­ска­жем им об идее созда­ния иссле­до­ва­тель­ской эко­си­сте­мы, най­дем точ­ки сопри­кос­но­ве­ния и вза­им­но­го раз­ви­тия.

— Как выстро­ен фор­мат про­ек­та?

Алек­сандр Глуш­ков, доцент кафед­ры гума­ни­тар­ных дис­ци­плин НИУ ВШЭ — Пермь

— Про­ект «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии», кото­рый Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки реа­ли­зу­ет уже несколь­ко лет, помо­га­ет объ­еди­нить уси­лия науч­ных кол­лек­ти­вов раз­ных обра­зо­ва­тель­ных инсти­ту­ций Рос­сии для про­ве­де­ния иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты. Раз­ви­вая внут­ри­рос­сий­ское науч­ное сотруд­ни­че­ство, про­ект созда­ет уни­каль­ные науч­ные кол­лек­ти­вы, кото­рые в иных обсто­я­тель­ствах не смог­ли бы сфор­ми­ро­вать­ся.

Первую часть иссле­до­ва­тель­ской груп­пы состав­ля­ют сотруд­ни­ки Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, вто­рую — уче­ные из вуза-парт­не­ра, Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Вме­сте мы рабо­та­ем над реше­ни­ем зара­нее сфор­му­ли­ро­ван­ных иссле­до­ва­тель­ских задач, про­во­дя семи­на­ры и мастер-клас­сы, орга­ни­зо­вы­вая ста­жи­ров­ки, созда­вая науч­ные ста­тьи, базы дан­ных и т.д.

Подоб­ный фор­мат рабо­ты неиз­беж­но ведет к повы­ше­нию эффек­тив­но­сти вза­и­мо­дей­ствия не толь­ко в иссле­до­ва­тель­ской, но и в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре, ведь в про­ек­те задей­ство­ва­ны как пре­по­да­ва­те­ли, науч­ные сотруд­ни­ки, так и сту­ден­ты и моло­дые иссле­до­ва­те­ли из ВШЭ и вузов-парт­не­ров. «Зер­каль­ность» про­ек­та пред­по­ла­га­ет рав­ную сте­пень заин­те­ре­со­ван­но­сти в резуль­та­тах сов­мест­ной рабо­ты.

Кон­курс «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» уже дока­зал свою эффек­тив­ность, в том чис­ле на при­ме­ре про­ек­тов перм­ско­го кам­пу­са Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, реа­ли­зо­ван­ных сов­мест­но с вуза­ми-парт­не­ра­ми. Уве­рен, так будет и в даль­ней­шем.

— Как сло­жи­лась коман­да про­ек­та?

Евге­ний Бояров, про­фес­сор кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ

— Наша коман­да — это откры­тая систе­ма, кото­рая вобра­ла в себя про­фес­си­о­на­лов, насто­я­щих иссле­до­ва­те­лей, гото­вых сози­дать. Важ­ней­ший прин­цип рабо­ты — науч­ная коопе­ра­ция и муль­ти­дис­ци­пли­нар­ность. Имен­но так мы смо­жем изу­чить про­бле­ма­ти­ку инду­стри­аль­но­го насле­дия мно­го­ас­пект­но, со всех углов зре­ния. Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии как нель­зя луч­ше под­хо­дят для вза­и­мо­дей­ствия науч­ных кол­лек­ти­вов. Соби­рая луч­шие реги­о­наль­ные науч­ные прак­ти­ки, наши коман­ды выстра­и­ва­ют мно­го­век­тор­ное вза­и­мо­дей­ствие. Для меня про­ект «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — это воз­мож­ность пора­бо­тать в друж­ной и инте­рес­ной коман­де, спо­соб­ной достичь мно­го­го вме­сте.

Поче­му Пермь и Саха­лин? Мы такие раз­ные, но нас объ­еди­ня­ют общие идеи — изу­чить все то, что доста­лось нам из про­шло­го, во имя раз­ви­тия буду­ще­го. На тер­ри­то­рии наших реги­о­нов мно­же­ство сви­де­тельств ста­нов­ле­ния, раз­ви­тия, про­цве­та­ния и зака­та инду­стри­аль­ной эпо­хи. Изу­чить это — зна­чит понять, как нам жить и стро­ить новый пост­пост­ин­ду­стри­аль­ный мир.

При­нять уча­стие в нашем про­ек­те очень про­сто. Доста­точ­но любить нау­ку и не боять­ся искать новое. Ведь имен­но новые, даже самые неве­ро­ят­ные идеи могут стать осно­вой боль­шой исто­рии, кото­рая най­дет реа­ли­за­цию в круп­ном меж­ре­ги­о­наль­ном иссле­до­ва­нии.

Вален­ти­на Бред­не­ва, доцент кафед­ры юрис­пру­ден­ции СахГУ

— Все участ­ни­ки про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» — уче­ные с солид­ным бэк­гра­ун­дом и опы­том в НИР. У меня это пятый грант в науч­ной копил­ке. Мое сотруд­ни­че­ство с иссле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вом ВШЭ длит­ся вто­рой год. Все нача­лось с круг­ло­го сто­ла, кото­рый мы про­во­ди­ли сов­мест­но с Выс­шей шко­лой эко­но­ми­ки для участ­ни­ков науч­ной экс­пе­ди­ции «Соци­о­куль­тур­ная антро­по­ло­гия шах­тер­ско­го тру­до­во­го быта в СССР» в 2022 году. Тогда полу­чи­лась очень душев­ная инте­рес­ная дис­кус­сия о про­бле­мах и воз­мож­но­стях защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. В пла­нах еще мно­го меро­при­я­тий и пуб­ли­ка­ций, кото­рые могут быть инте­рес­ны широ­ко­му кру­гу лиц бла­го­да­ря меж­дис­ци­пли­нар­но­сти и прак­ти­че­ской ори­ен­ти­ро­ван­но­сти.

— Какие ожи­да­ния от уча­стия в про­ек­те?

Свет­ла­на Абра­мо­ва, доцент, заве­ду­ю­щая кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ

— Уча­стие в про­ек­те — это не про­сто инте­рес­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние, но и воз­мож­ность вклю­чить­ся в рабо­ту с круп­ным науч­ным парт­не­ром. Мои ожи­да­ния от такой сов­мест­ной рабо­ты — поиск общих под­хо­дов, прин­ци­пов, идей по воз­мож­но­сти инте­гра­ции и реин­те­гра­ции объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия в совре­мен­ное инфор­ма­ци­он­ное поле с целью вос­со­зда­ния исто­ри­че­ской памя­ти о геро­и­че­ских подви­гах пере­до­ви­ков про­из­вод­ства, на кото­рых будет рав­нять­ся совре­мен­ная моло­дежь.

Мы все долж­ны знать и пом­нить свою исто­рию, осо­бен­но ее слож­ные пери­о­ды, свя­зан­ные с раз­лич­ны­ми вызо­ва­ми, опас­но­стя­ми и угро­за­ми. Ведь имен­но пони­ма­ние такой важ­ной и мно­го­ас­пект­ной кате­го­рии, как «опас­ность», поз­во­лит обес­пе­чить устой­чи­вое раз­ви­тие и без­опас­ное суще­ство­ва­ние чело­ве­ка в мире, зна­чи­тель­но повы­сив уро­вень без­опас­но­сти и ком­фор­та жиз­ни. Поэто­му важ­ней­ший при­клад­ной резуль­тат нашей рабо­ты для меня — это иден­ти­фи­ци­ро­вать мно­го­об­раз­ные опас­ные фак­то­ры объ­ек­тов инду­стри­аль­но­го насле­дия, кото­рых на тер­ри­то­рии наше­го реги­о­на насчи­ты­ва­ет­ся мно­гие сот­ни. А важ­ней­ший мета­ре­зуль­тат нашей коопе­ра­ции — это рас­ши­ре­ние науч­но­го вза­и­мо­дей­ствия и воз­мож­ность задей­ство­вать в сво­ей рабо­те огром­ный науч­ный и прак­ти­че­ский потен­ци­ал наших парт­не­ров.

Алек­сандра Сажи­на, доцент депар­та­мен­та менедж­мен­та НИУ ВШЭ — Пермь

— Хочет­ся полу­чить опыт рабо­ты в меж­дис­ци­пли­нар­ной коман­де, вме­сте под­го­то­вить иссле­до­ва­тель­ские про­ек­ты, кото­рые будут инте­рес­ны и полез­ны широ­ко­му кру­гу людей.

— Какое место в рабо­те отво­дит­ся сту­ден­там и моло­дым иссле­до­ва­те­лям?

Ната­лья Пота­по­ва, про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии Инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ

— Сту­ден­ты и моло­дые иссле­до­ва­те­ли-исто­ри­ки в нашем про­ек­те сфо­ку­си­ро­ва­ны на рабо­те с архив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми и фон­да­ми Саха­лин­ско­го област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея. Направ­ле­ние поис­ка — выяв­ле­ние доку­мен­таль­ных источ­ни­ков по исто­рии рыб­ной и уголь­ной инду­стрии. Парал­лель­но про­во­дит­ся интер­вью­и­ро­ва­ние вете­ра­нов отрас­лей — работ­ни­ков раз­но­го уров­ня с целью сбо­ра нар­ра­ти­ва о том, как отрас­ли пере­жи­ва­ли пери­од пост­со­вет­ской транс­фор­ма­ции. Науч­ным резуль­та­том иссле­до­ва­ния ста­нет фор­ми­ро­ва­ние кор­пу­са источ­ни­ков по исто­рии инду­стри­аль­но­сти в реги­оне. Ана­лиз и обоб­ще­ния, сде­лан­ные в ходе поис­ко­вой рабо­ты сту­ден­та­ми и моло­ды­ми уче­ны­ми, будут пред­став­ле­ны в фор­ма­те науч­ных ста­тей на кон­фе­рен­ци­ях раз­лич­но­го уров­ня.

Ека­те­ри­на Ильи­на, стар­ший пре­по­да­ва­тель депар­та­мен­та ино­стран­ных язы­ков НИУ ВШЭ — Пермь

— Вовле­че­ние сту­ден­тов в про­ект — одна из важ­ных задач наше­го про­ек­та. Мы пла­ни­ру­ем при­вле­кать моло­дых иссле­до­ва­те­лей для сов­мест­ной реа­ли­за­ции кон­крет­ных науч­ных задач. Это могут быть отдель­ные про­ек­ты в рам­ках наше­го, а так­же кон­фе­рен­ции, диплом­ные и кур­со­вые рабо­ты.

— Как мож­но свя­зать­ся с чле­на­ми коман­ды и подроб­нее узнать о про­ек­те?

Еле­на Доро­жев­ская, инфор­ма­ци­он­ное сопро­вож­де­ние про­ек­та

— Отсле­жи­вать резуль­та­ты сотруд­ни­че­ства НИУ ВШЭ — Пермь и СахГУ в рам­ках про­ек­та «Зер­каль­ные лабо­ра­то­рии» мож­но на стра­ни­це про­ек­та, где пуб­ли­ку­ют­ся анон­сы меро­при­я­тий, ново­сти о про­шед­ших собы­ти­ях, встре­чах, круг­лых сто­лах и инфор­ма­ция о про­ве­ден­ных семи­на­рах.