Про ездовое собаководство с научной точки зрения

Саха­лин­ский про­фес­сор высту­пил с иде­ей исто­ри­че­ской рекон­струк­ции доро­ги вто­рой поло­ви­ны IXX века по льду татар­ско­го про­ли­ва.

На Все­рос­сий­ской науч­но – прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние и исто­ри­че­ская нау­ка в Саха­лин­ской обла­сти» с иде­ей исто­ри­че­ской рекон­струк­ции собы­тий, свя­зан­ных с засе­ле­ни­ем Саха­ли­на высту­пил док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ Пётр Пасю­ков. Речь идет о доро­ге по льду Татар­ско­го про­ли­ва от поста Алек­сан­дров­ский до Нико­ла­евск – на Аму­ре в докла­де «Ездо­вое (транс­порт­ное) соба­ко­вод­ство в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре наро­дов севе­ра».

Как отме­тил саха­лин­ский уче­ный, езда на соба­ках в тече­ние мно­гих веков, была важ­ней­шей частью тра­ди­ци­он­но­го обра­за жиз­ни север­ных наро­дов. Ездо­вое соба­ко­вод­ство роди­лось несколь­ко тыся­че­ле­тий назад на Севе­ро-Восто­ке Азии, там, где теперь Кам­чат­ка, Саха­лин, Чукот­ка, Яку­тия. В Рос­сии, начи­ная с ХVIII в., со вре­мен Вели­кой север­ной экс­пе­ди­ции до 1970‑х годов ни одна север­ная, осо­бен­но арк­ти­че­ская, науч­ная экс­пе­ди­ция не обхо­ди­лась без соба­чьих упря­жек. В поза­про­шлом веке соба­чьи упряж­ки были самым доступ­ным и надеж­ным видом зим­не­го транс­пор­та и пере­воз­ки гру­зов на ост­ро­вах. Г.И.Невельской, Н.К.Бошняк поль­зо­ва­лись соба­чьи­ми упряж­ка­ми во вре­мя Амур­ской экс­пе­ди­ции (1849−1854 гг.).

Пост Алек­сан­дров­ский, вт. пол. IXX в.

По побе­ре­жью в кон­це 19 века из Нико­ла­ев­ска до Алек­сан­дров­ско­го поста была зим­няя доро­га, кото­рой поль­зо­ва­лись как або­ри­ге­ны, так и катор­жане. С уста­нов­ле­ни­ем твер­до­го наста на соба­чьих упряж­ках два раза в месяц отправ­ля­лась туда и обрат­но из Нико­ла­ев­ска в пост Алек­сан­дров­ский поч­та. На соба­чьих упряж­ках каю­ры пере­во­зи­ли про­до­воль­ствие и меди­ка­мен­ты, езди­ли слу­жи­вые люди. По трас­се зим­ни­ка суще­ство­ва­ла цепь стан­ков: Поги­би, Ван­ги, Лах, Виах­ту, Трам­ба­ус, Хоэ, Тан­ги, Мга­чи, Арко­во и т.д. Весь путь до Алек­сан­дров­ска зани­мал от 6 до 12 суток. в зави­си­мо­сти от пого­ды и ездо­вых качеств собак.

- Дмит­рий Гирев (1 [13] июня 1989 г. – пост Алек­сан­дров­ский — декабрь 1932 г. Нико­ла­евск – на Аму­ре) наи­бо­лее яркий пред­ста­ви­тель заме­ча­тель­ной пле­я­ды рус­ских каю­ров на Даль­нем Восто­ке Рос­сии в нача­ле 20 века — тех, кто обру­сил соба­чью нар­то­вую упряж­ку, сде­лал тра­ди­ци­он­ное ездо­вое соба­ко­вод­ство нивхов сред­ством пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти рус­ских людей, частью рус­ской куль­ту­ры и эко­но­ми­ки.  – отме­ча­ет Петр Пасю­ков. 

Про­фес­сор отме­ча­ет, что в 1897 г. вме­сте с отцом в воз­расте 8 лет, он пере­ез­жа­ет в Нико­ла­евск – на – Аму­ре. Семья дер­жа­ла 20 ездо­вых собак — саха­лин­ских хас­ки — и с деся­ток нарт раз­лич­ных типов. Дмит­рий рано выучил­ся на каю­ра — погон­щи­ка соба­чьих упря­жек, под­ра­ба­ты­вая на достав­ке почты и гру­зов из Нико­ла­ев­ска на Саха­лин, а затем ста­но­вит­ся участ­ни­ком Вели­кой поляр­ной гон­ки нача­ла 20 века.

В Нико­ла­ев­ске Дмит­рий Гирев встре­тил­ся с англи­ча­ни­ном Сеси­лом Мир­зом, спе­ци­аль­но при­быв­шим туда, что­бы най­ти ездо­вых собак и каю­ра для экс­пе­ди­ции Р.Скотта в Антарк­ти­ду. Гирев помог ему отобрать и заку­пить в ниж­не­а­мур­ских и севе­ро­са­ха­лин­ских гиляц­ких сёлах и стой­би­щах, трид­цать ездо­вых псов поро­ды саха­лин­ский хас­ки, шесть нарт раз­но­го типа; и сам Гирев был зачис­лен в состав экс­пе­ди­ции, выса­див­ше­ся в янва­ре 1911 года на мате­рик Антарк­ти­да. Руаль Амунд­сен, путе­ше­ствие кото­ро­го было исклю­чи­тель­но труд­ным, 14 декаб­ря 1911 года, с груп­пой путе­ше­ствен­ни­ков достиг Южно­го полю­са, но погиб на обрат­ном пути. Гирев сопро­вож­дал экс­пе­ди­цию англи­ча­ни­на Робер­та Скот­та до 84° южной широ­ты, затем с боль­шей частью экс­пе­ди­ции оста­вал­ся в Антарк­ти­де и участ­во­вал в поис­ках груп­пы Скот­та.

В знак при­зна­ния заслуг бри­тан­ское пра­ви­тель­ство награ­ди­ло его сереб­ря­ной меда­лью. Англи­чане внес­ли Дмит­рия Гире­ва в спи­сок чле­нов Коро­лев­ско­го Гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства, име­нем наше­го сооте­че­ствен­ни­ка назван ряд гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов на побе­ре­жье шесто­го кон­ти­нен­та.

В 1915 года Дмит­рий Семе­но­вич вер­нул­ся в Нико­ла­евск. Рабо­тал в «Орской золо­то­про­мыш­лен­ной ком­па­нии», затем зани­мал­ся пере­воз­кой гру­зов из Нико­ла­ев­ска для Кол­ча­нов­ских золо­тых при­ис­ков, был масте­ром на элек­тро­дра­ге от Члян­ской теп­ло­вой элек­тро­стан­ции. В послед­ние годы жил в селе Чля. В 1930 году был аре­сто­ван ОГПУ и содер­жал­ся в заклю­че­нии во Вла­ди­во­сто­ке, но был осво­бож­ден. Умер в декаб­ре 1932 года от сер­деч­но­го при­сту­па по доро­ге домой.

— На севе­ре Саха­ли­на к нача­лу 20 века насчи­ты­ва­лось от 2000 до 4000 собак. Их исполь­зо­ва­ли на охо­те, рыбал­ке. Вплоть до 1960‑х годов соба­чьи упряж­ки были важ­ным, а кое-где и един­ствен­ным видом зим­не­го транс­пор­та в север­ных реги­о­нах. В 60–70 гг. годы минув­ше­го века ездо­вое соба­ко­вод­ство на Саха­лине прак­ти­че­ски пере­ста­ло суще­ство­вать. Одним из пер­вых про­явил тре­во­гу о воз­мож­но­сти пол­но­го исчез­но­ве­нии поро­ды саха­лин­ских ездо­вых собак саха­ли­нец Сер­гей Любых, кото­рый боль­шую часть сво­ей жиз­ни посвя­тил изу­че­нию искус­ства каю­ра и сохра­не­нию куль­тур­но­го насле­дия. – отме­тил Петр Пасю­ков.

31 октяб­ря 2014 года Сер­гея Любых не ста­ло. Его соба­чья упряж­ка в после­ду­ю­щие годы успеш­но исполь­зо­ва­лась охо­то­ве­дом – зве­ро­во­дом Оле­гом Сели­вер­сто­вым в посел­ке Лагу­ри Охин­ско­го рай­о­на. В насто­я­щее вре­мя селек­ци­он­ной рабо­той в Саха­лин­ской обла­сти зани­ма­ет­ся Нико­лай Дмит­ри­е­вич Чал­кин – руко­во­ди­тель реги­о­наль­ной обще­ствен­ной неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Клуб тра­ди­ци­он­но­го ездо­во­го соба­ко­вод­ства» (г. Кор­са­ков).

Науч­ная экс­пе­ди­ция на соба­чьих упряж­ках по марш­ру­ту Алек­сан­дровск – Саха­лин­ский – Нико­ла­евск- на- Аму­ре даст воз­мож­ность объ­ек­тив­но оце­нить резуль­та­ты огром­но­го и тер­пе­ли­во­го тру­да по селек­ции живот­ных, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ездо­во­го соба­ко­вод­ства; кото­рое при все­мер­ной под­держ­ке может несо­мнен­но, стать частью тури­сти­че­ской инфра­струк­ту­ры Саха­лин­ской обла­сти, – резю­ми­ру­ет Петр Пасю­ков.