Президент СахГУ Борис Мисиков: «…Высокие оценки ко многому обязывают»

Если поста­рать­ся мак­си­маль­но крат­ко опи­сать преды­ду­щие три года сотруд­ни­че­ства СахГУ, пра­ви­тель­ства обла­сти и кон­сор­ци­у­ма «Сахалин‑1» в лице опе­ра­то­ра про­ек­та ком­па­нии «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед» (ЭНЛ), то их лег­ко уме­стить в несколь­ко пред­ло­же­ний.

Сна­ча­ла появил­ся Тех­ни­че­ский неф­те­га­зо­вый инсти­тут (ТНИ) – буду­щие неф­тя­ни­ки полу­чи­ли соб­ствен­ные сте­ны и необ­хо­ди­мый мини­мум обо­ру­до­ва­ния. Потом ауди­то­рии ТНИ запол­ни­ли спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные лабо­ра­то­рии и рабо­чие стен­ды. На тре­тий год про­грам­ма обнов­ле­ния лабо­ра­тор­но­го пар­ка затро­ну­ла все есте­ствен­но-науч­ные факуль­те­ты вуза, а уни­вер­си­тет полу­чил самое совре­мен­ное ком­плекс­ное обо­ру­до­ва­ние, на базе кото­ро­го был создан Саха­лин­ский тех­ни­че­ский есте­ствен­но-науч­ный мате­ма­ти­че­ский (СТЕМ) центр.

Парт­нёр­ство ком­па­нии «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед» и уни­вер­си­те­та про­дол­жит­ся и в новом учеб­ном году. Как, впро­чем, и про­гно­зи­ро­вал ров­но год назад пре­зи­дент СахГУ Борис Миси­ков:

– Не так дав­но, в пер­вой дека­де сен­тяб­ря, нас посе­ти­ли помощ­ник пре­зи­ден­та РФ Андрей Алек­сан­дро­вич Фур­сен­ко и, теперь уже, наш новый губер­на­тор Олег Нико­ла­е­вич Коже­мя­ко. На встре­че со сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук Фур­сен­ко осо­бо под­черк­нул, что по тех­ни­че­ско­му и науч­но­му осна­ще­нию СахГУ сей­час даже не в пер­вой сотне рос­сий­ских вузов, а в пер­вой её поло­вине как мини­мум. К тако­му выво­ду быв­ший феде­раль­ный министр обра­зо­ва­ния и нау­ки при­шёл после вни­ма­тель­но­го осмот­ра лабо­ра­то­рий, бесед со сту­ден­та­ми и науч­ны­ми сотруд­ни­ка­ми. Лест­ная для нас, но и ко мно­го­му обя­зы­ва­ю­щая харак­те­ри­сти­ка, учи­ты­вая, что вузов в стране по-преж­не­му, даже без фили­а­лов, более 600. По сути, высо­кая оцен­ка руко­во­ди­те­ля, хоро­шо зна­ю­ще­го систе­му, – это резуль­тат трёх­лет­ней под­держ­ки СахГУ со сто­ро­ны кон­сор­ци­у­ма «Сахалин‑1» и ком­па­нии-опе­ра­то­ра ЭНЛ.

– В каких обла­стях вузов­ской нау­ки, в каких дис­ци­пли­нах роль СТЕМ-цен­тра, на ваш взгляд, наи­бо­лее замет­на уже сей­час? И насколь­ко вам уда­лось реа­ли­зо­вать на прак­ти­ке те новые воз­мож­но­сти, кото­рые вы закла­ды­ва­ли в «вир­ту­аль­ную маши­ну» кон­цеп­ции инно­ва­ци­он­но­го меж­дис­ци­пли­нар­но­го цен­тра СахГУ?

– Всё это «сте­мов­ское» обо­ру­до­ва­ние долж­но рабо­тать и уже рабо­та­ет. Поэто­му, в част­но­сти, неузна­ва­е­мо изме­ни­лись заня­тия по сете­во­му адми­ни­стри­ро­ва­нию на отде­ле­нии при­клад­ной мате­ма­ти­ки, на прак­ти­че­ских рабо­тах по элек­тро­тех­ни­ке, энер­ге­ти­ке.

Ком­плекс «Нобе­лев­ские экс­пе­ри­мен­ты» – интел­лек­ту­аль­ный заряд для любо­го, кто изу­ча­ет нау­ки о при­ро­де.

Мощ­ные спек­тро­гра­фы задей­ство­ва­ны на выпол­не­ние зака­зов, полез­ных горо­ду и обла­сти – мы теперь в состо­я­нии ана­ли­зи­ро­вать про­бы на моле­ку­ляр­ном и нано­уров­нях, вплоть до атом­ных. И это­му учат­ся и сту­ден­ты, и аспи­ран­ты: спис­ки тем кур­со­вых работ, учеб­ных иссле­до­ва­ний попол­ни­лись кар­ди­наль­но.

Новое уни­каль­ное обо­ру­до­ва­ние при­вле­ка­ет и моло­дых иссле­до­ва­те­лей из дру­гих орга­ни­за­ций, где ниче­го подоб­но­го нет. Бла­го­да­ря осна­ще­нию СТЕМ–центра вуз транс­фор­ми­ру­ет­ся в направ­ле­нии иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та, пусть не наци­о­наль­но­го, но реги­о­наль­но­го – точ­но.

Исполь­зо­ва­ние совре­мен­ных при­бо­ров поз­во­ли­ло вый­ти на более высо­кий уро­вень каче­ства под­го­тов­ки сту­ден­тов, а так­же обес­пе­чи­ло воз­мож­ность при­об­ре­те­ния про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций, соот­вет­ству­ю­щих запро­сам неф­те­га­зо­вых ком­па­ний.

– Ска­жи­те, а полу­чи­лось загру­зить при­клад­ны­ми зада­ча­ми супер­ком­пью­тер­ный кла­стер, воз­мож­но­сти кото­ро­го – вы сами об этом гово­ри­ли – выве­ли уни­вер­си­тет в первую сот­ню вычис­ли­тель­ных цен­тров стра­ны?

- Лабо­ра­то­рии Cisco, супер­ком­пью­тер IBM и его воз­мож­но­сти – это целая все­лен­ная.

Мы уже начи­на­ем исполь­зо­вать его как центр уни­вер­си­тет­ской сети, а это более чем тыся­ча рабо­чих стан­ций. Это даёт воз­мож­ность каж­до­го (!) сту­ден­та и пре­по­да­ва­те­ля сде­лать або­нен­том соб­ствен­но­го вир­ту­аль­но­го ком­пью­те­ра. Далее надо научить пер­со­нал и сту­ден­тов обра­щать­ся с ним и фор­му­ли­ро­вать зада­чи. От про­стых, но мно­го­чис­лен­ных, реша­е­мых одно­вре­мен­но, до слож­ных, со мно­ги­ми пере­мен­ны­ми пара­мет­ра­ми. Вот и будем учить…

Здесь надо пояс­нить, что реше­ние цело­го ряда совре­мен­ных задач тре­бу­ет боль­ших вычис­ли­тель­ных мощ­но­стей. Сре­ди акту­аль­ных для Саха­ли­на – локаль­ный (хотя бы) сред­не­сроч­ный про­гноз пого­ды, про­гноз штор­мов, волн боль­ших пери­о­дов и ампли­туд, цуна­ми и зем­ле­тря­се­ний. Моде­ли­ро­ва­ние попу­ля­ции, рас­по­ло­же­ния и пото­ков вод­ных био­ре­сур­сов, преж­де все­го, лосо­сё­вых – эта зада­ча тоже пока не реше­на.

Так, СахГУ послед­ние три года выпол­нял рас­че­ты цир­ку­ля­ции вод на саха­лин­ском шель­фе по оке­а­но­ло­ги­че­ской моде­ли Бер­ген­ско­го уни­вер­си­те­та, прав­да, на супер­ком­пью­те­ре «Ломо­но­сов» МГУ. Теперь – наде­юсь – на сво­ем. На оче­ре­ди реше­ние опе­ра­тив­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния дрей­фа неф­тя­но­го пят­на. Всё упи­ра­лось в серьёз­ные вре­мен­ные и финан­со­вые затра­ты, теперь же на помощь может прий­ти все тот же супер­ком­пью­тер.

Кста­ти, навер­ное, сле­дуя уже усто­яв­шей­ся тра­ди­ции, его надо будет как-нибудь назвать, при­ду­мать имя соб­ствен­ное для наше­го «элек­трон­но­го моз­га Саха­ли­на». Может быть, так и назвать – «Саха­лин»?!

Далее, ожи­да­ют завер­ше­ния раз­ра­бот­ки моде­лей и внед­ре­ние рас­чё­тов уров­ня моря, про­гно­зов дрей­фа ледя­но­го мас­си­ва и кро­мок льда на наи­бо­лее ожив­лён­ных трас­сах зим­не­го пла­ва­ния супер­тан­ке­ров и газо­во­зов в зали­ве Ани­ва, про­ли­ве Лапе­ру­за, в Татар­ском про­ли­ве.

Воз­мож­но, наш извест­ный уче­ный, док­тор наук Васи­лий Хра­му­шин, зани­ма­ю­щий­ся моде­ли­ро­ва­ни­ем кор­пу­сов совре­мен­ных судов, не под­вер­жен­ных кач­ке, суме­ет про­дол­жить здесь свои рас­чё­ты – пару лет назад он выехал для про­дол­же­ния иссле­до­ва­ний в Моск­ву, побли­же к дей­ству­ю­ще­му супер­ком­пью­те­ру, теперь же здесь для его рабо­ты созда­ны все усло­вия.

Ина­че гово­ря, мы полу­чи­ли мощ­ный инстру­мент обра­бот­ки инфор­ма­ции, кото­рый, думаю, будут исполь­зо­вать учё­ные любых наших науч­ных цен­тров, име­ю­щие сфор­му­ли­ро­ван­ные зада­чи, тре­бу­ю­щие тру­до­ем­ких вычис­ле­ний. Вооб­ще же, ста­но­вит­ся воз­мож­ным, изу­чая самые раз­но­об­раз­ные эко­но­ми­че­ские, соци­аль­ные про­цес­сы, про­счи­ты­вать вари­ан­ты опти­ми­за­ции управ­лен­че­ских реше­ний и их послед­ствия. Нуж­но ли гово­рить, насколь­ко это важ­но?

– Что же даль­ше, Борис Рама­за­но­вич? Новые лабо­ра­то­рии, новые обу­ча­ю­щие и лек­ци­он­ные кур­сы для сту­ден­тов – или что-то иное? Ска­жем, всё чаще фик­си­ру­ет­ся отрыв школь­но­го обра­зо­ва­ния от тре­бо­ва­ний, кото­рые предъ­яв­ля­ют к аби­ту­ри­ен­там вузы. Вы не счи­та­е­те, что воз­мож­но­сти СТЕМ-цен­тра мог­ли бы помочь его как-то сокра­тить?

– Уни­вер­си­те­ту вооб­ще необ­хо­ди­мо сде­лать профори­ен­та­цию сво­им при­о­ри­те­том. Мы участ­ву­ем в рабо­те клас­сов Рос­неф­ти в Охе, помо­га­ем про­во­дить сес­сии шко­лы для ода­рён­ных детей «Эври­ка», но это­го недо­ста­точ­но. Осо­бен­но с это­го года, когда в нашем ЕГЭ появи­лась диф­фе­рен­ци­а­ция по уров­ням экза­ме­на по мате­ма­ти­ке, и мно­гие аби­ту­ри­ен­ты это­го не учли. А мы их, соот­вет­ствен­но, поте­ря­ли. С новым обо­ру­до­ва­ни­ем СТЕМ-цен­тра при­влечь школь­ни­ков лег­че – моло­дёжь любит новое.

Нами дав­но создан, но пока пылит­ся на пол­ке про­ект посто­ян­но дей­ству­ю­щей физи­ко-мате­ма­ти­че­ской шко­лы при вузе. А при ТНИ надо откры­вать шко­лу буду­щих инже­не­ров-неф­тя­ни­ков. Пола­гаю, что нам сто­ит обсу­дить с руко­вод­ством ЭНЛ идею созда­ния такой физи­ко-мате­ма­ти­че­ской инже­нер­ной шко­лы на Саха­лине. Поме­ще­ний сей­час доста­точ­но, тех­ни­ки обу­ча­ю­щей и ком­пью­тер­ной тоже, пре­по­да­ва­те­ли най­дут­ся, да и для рабо­ты с детьми мож­но при­гла­шать учё­ных.

Уве­рен, это было бы полез­ным и свое­вре­мен­ным шагом в раз­ви­тии сотруд­ни­че­ства СахГУ с кон­сор­ци­у­мом «Сахалин‑1» в лице ком­па­нии «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед», кото­рое само по себе – при­мер уни­каль­но­го уча­стия круп­ней­шей част­ной ком­па­нии в судь­бе ост­ров­но­го вуза. Напом­ню, что кро­ме инве­сти­ций в раз­ви­тие при­бор­ной базы вуза, «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед» про­во­дит у нас еже­год­ную неде­лю инно­ва­ций, опла­чи­ва­ет лек­ции веду­щих учё­ных из Рос­сии и из-за рубе­жа. Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии сами часто встре­ча­ют­ся со сту­ден­та­ми вуза, созда­ли отде­ле­ние меж­ду­на­род­но­го сою­за инже­не­ров-неф­тя­ни­ков, где наши ребя­та тоже могут попро­бо­вать свои силы, обща­ясь с про­фес­си­о­на­ла­ми. Сего­дня мы дого­ва­ри­ва­ем­ся о допус­ке наших сту­ден­тов на дей­ству­ю­щие объ­ек­ты ЭНЛ на озна­ко­ми­тель­ную прак­ти­ку.

– Вы не раз гово­ри­ли, что уни­вер­си­тет наце­лен преж­де все­го на под­го­тов­ку кад­ров для обла­сти. И одно­вре­мен­но рас­ши­ря­е­те про­грам­мы сотруд­ни­че­ства СахГУ с дру­ги­ми вуза­ми, оте­че­ствен­ны­ми и зару­беж­ны­ми. Часты­ми гостя­ми в ТНИ ста­ли ваши кол­ле­ги из канад­ско­го «Мемо­ри­ал», теперь, в рам­ках ново­го эта­па раз­ви­тия СТЕМ-цен­тра, вы суще­ствен­но рас­ши­ря­е­те свя­зи с «керо­син­кой», как в шут­ку назы­ва­ют веду­щий Неф­те­га­зо­вый уни­вер­си­тет им. Губ­ки­на. То есть, всё же рас­счи­ты­ва­е­те выпу­стить высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го спе­ци­а­ли­ста для неф­те­га­зо­вой отрас­ли в целом…

– Ещё когда мы толь­ко заду­мы­ва­ли про­ект ТНИ и даже не помыш­ля­ли о СТЕМ-цен­тре, мы отпра­ви­лись в Губ­ки­на на ста­жи­ров­ку – декан факуль­те­та, а ныне дирек­тор ТНИ Вяче­слав Мел­кий, зав. кафед­рой Нико­лай Семё­нов и я.

И мы ста­ра­тель­но учи­лись, желая взять на воору­же­ние всё самое луч­шее. Так был сфор­ми­ро­ван пер­вый заказ на обо­ру­до­ва­ние ново­го инсти­ту­та. Лабо­ра­то­рии, тре­на­жё­ры, ком­пью­тер­ные клас­сы с вир­ту­аль­ны­ми моде­ля­ми, гео­ло­гия, буриль­ные тех­но­ло­гии, добы­ча и транс­пор­ти­ров­ка – ста­ра­лись охва­тить всё. Полу­чи­лось. Как я уже гово­рил – рабо­та­ет. Но свя­зи с «губ­кин­ца­ми» не теря­ем. У них огром­ный мно­го­лет­ний опыт и базы дан­ных место­рож­де­ний не толь­ко Рос­сии, но и по все­му миру. Колос­саль­ная инфор­ма­ция для обу­че­ния и учеб­ных иссле­до­ва­ний. Класс­ные про­фес­со­ра. Поэто­му в 2015 году мы уси­ли­ли раз­дел сотруд­ни­че­ства с РГНУ им. Губ­ки­на новым про­ек­том, преду­смат­ри­ва­ю­щим и при­езд лек­то­ров, и созда­ние цен­тра управ­ле­ния про­ек­та­ми на осно­ве их раз­ра­бо­ток.

Что же каса­ет­ся сту­ден­тов… Да, мы гото­вим их, учи­ты­вая запро­сы эко­но­ми­ки обла­сти. Но мир огро­мен, а Саха­лин – один, как зву­чит девиз ЭНЛ… И, я бы доба­вил, этот мир очень быст­ро меня­ет­ся – сего­дня наши выпуск­ни­ки есть вез­де, где добы­ва­ют угле­во­до­ро­ды. Мно­гие про­дол­жа­ют обу­че­ние в маги­стра­ту­ре РГНУ им. Губ­ки­на, и затем перед ними откры­ва­ют­ся новые воз­мож­но­сти.

Дру­гие нахо­дят свой про­фес­си­о­наль­ный инте­рес на наших саха­лин­ских про­ек­тах – и это тоже пра­виль­но.