Сначала появился Технический нефтегазовый институт (ТНИ) – будущие нефтяники получили собственные стены и необходимый минимум оборудования. Потом аудитории ТНИ заполнили специализированные лаборатории и рабочие стенды. На третий год программа обновления лабораторного парка затронула все естественно-научные факультеты вуза, а университет получил самое современное комплексное оборудование, на базе которого был создан Сахалинский технический естественно-научный математический (СТЕМ) центр.
Партнёрство компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» и университета продолжится и в новом учебном году. Как, впрочем, и прогнозировал ровно год назад президент СахГУ Борис Мисиков:
– Не так давно, в первой декаде сентября, нас посетили помощник президента РФ Андрей Александрович Фурсенко и, теперь уже, наш новый губернатор Олег Николаевич Кожемяко. На встрече со студентами и преподавателями Института естественных наук и техносферной безопасности доктор физико-математических наук Фурсенко особо подчеркнул, что по техническому и научному оснащению СахГУ сейчас даже не в первой сотне российских вузов, а в первой её половине как минимум. К такому выводу бывший федеральный министр образования и науки пришёл после внимательного осмотра лабораторий, бесед со студентами и научными сотрудниками. Лестная для нас, но и ко многому обязывающая характеристика, учитывая, что вузов в стране по-прежнему, даже без филиалов, более 600. По сути, высокая оценка руководителя, хорошо знающего систему, – это результат трёхлетней поддержки СахГУ со стороны консорциума «Сахалин‑1» и компании-оператора ЭНЛ.
– В каких областях вузовской науки, в каких дисциплинах роль СТЕМ-центра, на ваш взгляд, наиболее заметна уже сейчас? И насколько вам удалось реализовать на практике те новые возможности, которые вы закладывали в «виртуальную машину» концепции инновационного междисциплинарного центра СахГУ?
– Всё это «стемовское» оборудование должно работать и уже работает. Поэтому, в частности, неузнаваемо изменились занятия по сетевому администрированию на отделении прикладной математики, на практических работах по электротехнике, энергетике.
Комплекс «Нобелевские эксперименты» – интеллектуальный заряд для любого, кто изучает науки о природе.
Мощные спектрографы задействованы на выполнение заказов, полезных городу и области – мы теперь в состоянии анализировать пробы на молекулярном и наноуровнях, вплоть до атомных. И этому учатся и студенты, и аспиранты: списки тем курсовых работ, учебных исследований пополнились кардинально.
Новое уникальное оборудование привлекает и молодых исследователей из других организаций, где ничего подобного нет. Благодаря оснащению СТЕМ–центра вуз трансформируется в направлении исследовательского университета, пусть не национального, но регионального – точно.
Использование современных приборов позволило выйти на более высокий уровень качества подготовки студентов, а также обеспечило возможность приобретения профессиональных компетенций, соответствующих запросам нефтегазовых компаний.
– Скажите, а получилось загрузить прикладными задачами суперкомпьютерный кластер, возможности которого – вы сами об этом говорили – вывели университет в первую сотню вычислительных центров страны?
- Лаборатории Cisco, суперкомпьютер IBM и его возможности – это целая вселенная.
Мы уже начинаем использовать его как центр университетской сети, а это более чем тысяча рабочих станций. Это даёт возможность каждого (!) студента и преподавателя сделать абонентом собственного виртуального компьютера. Далее надо научить персонал и студентов обращаться с ним и формулировать задачи. От простых, но многочисленных, решаемых одновременно, до сложных, со многими переменными параметрами. Вот и будем учить…
Здесь надо пояснить, что решение целого ряда современных задач требует больших вычислительных мощностей. Среди актуальных для Сахалина – локальный (хотя бы) среднесрочный прогноз погоды, прогноз штормов, волн больших периодов и амплитуд, цунами и землетрясений. Моделирование популяции, расположения и потоков водных биоресурсов, прежде всего, лососёвых – эта задача тоже пока не решена.
Так, СахГУ последние три года выполнял расчеты циркуляции вод на сахалинском шельфе по океанологической модели Бергенского университета, правда, на суперкомпьютере «Ломоносов» МГУ. Теперь – надеюсь – на своем. На очереди решение оперативного прогнозирования дрейфа нефтяного пятна. Всё упиралось в серьёзные временные и финансовые затраты, теперь же на помощь может прийти все тот же суперкомпьютер.
Кстати, наверное, следуя уже устоявшейся традиции, его надо будет как-нибудь назвать, придумать имя собственное для нашего «электронного мозга Сахалина». Может быть, так и назвать – «Сахалин»?!
Далее, ожидают завершения разработки моделей и внедрение расчётов уровня моря, прогнозов дрейфа ледяного массива и кромок льда на наиболее оживлённых трассах зимнего плавания супертанкеров и газовозов в заливе Анива, проливе Лаперуза, в Татарском проливе.
Возможно, наш известный ученый, доктор наук Василий Храмушин, занимающийся моделированием корпусов современных судов, не подверженных качке, сумеет продолжить здесь свои расчёты – пару лет назад он выехал для продолжения исследований в Москву, поближе к действующему суперкомпьютеру, теперь же здесь для его работы созданы все условия.
Иначе говоря, мы получили мощный инструмент обработки информации, который, думаю, будут использовать учёные любых наших научных центров, имеющие сформулированные задачи, требующие трудоемких вычислений. Вообще же, становится возможным, изучая самые разнообразные экономические, социальные процессы, просчитывать варианты оптимизации управленческих решений и их последствия. Нужно ли говорить, насколько это важно?
– Что же дальше, Борис Рамазанович? Новые лаборатории, новые обучающие и лекционные курсы для студентов – или что-то иное? Скажем, всё чаще фиксируется отрыв школьного образования от требований, которые предъявляют к абитуриентам вузы. Вы не считаете, что возможности СТЕМ-центра могли бы помочь его как-то сократить?
– Университету вообще необходимо сделать профориентацию своим приоритетом. Мы участвуем в работе классов Роснефти в Охе, помогаем проводить сессии школы для одарённых детей «Эврика», но этого недостаточно. Особенно с этого года, когда в нашем ЕГЭ появилась дифференциация по уровням экзамена по математике, и многие абитуриенты этого не учли. А мы их, соответственно, потеряли. С новым оборудованием СТЕМ-центра привлечь школьников легче – молодёжь любит новое.
Нами давно создан, но пока пылится на полке проект постоянно действующей физико-математической школы при вузе. А при ТНИ надо открывать школу будущих инженеров-нефтяников. Полагаю, что нам стоит обсудить с руководством ЭНЛ идею создания такой физико-математической инженерной школы на Сахалине. Помещений сейчас достаточно, техники обучающей и компьютерной тоже, преподаватели найдутся, да и для работы с детьми можно приглашать учёных.
Уверен, это было бы полезным и своевременным шагом в развитии сотрудничества СахГУ с консорциумом «Сахалин‑1» в лице компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», которое само по себе – пример уникального участия крупнейшей частной компании в судьбе островного вуза. Напомню, что кроме инвестиций в развитие приборной базы вуза, «Эксон Нефтегаз Лимитед» проводит у нас ежегодную неделю инноваций, оплачивает лекции ведущих учёных из России и из-за рубежа. Специалисты компании сами часто встречаются со студентами вуза, создали отделение международного союза инженеров-нефтяников, где наши ребята тоже могут попробовать свои силы, общаясь с профессионалами. Сегодня мы договариваемся о допуске наших студентов на действующие объекты ЭНЛ на ознакомительную практику.
– Вы не раз говорили, что университет нацелен прежде всего на подготовку кадров для области. И одновременно расширяете программы сотрудничества СахГУ с другими вузами, отечественными и зарубежными. Частыми гостями в ТНИ стали ваши коллеги из канадского «Мемориал», теперь, в рамках нового этапа развития СТЕМ-центра, вы существенно расширяете связи с «керосинкой», как в шутку называют ведущий Нефтегазовый университет им. Губкина. То есть, всё же рассчитываете выпустить высококвалифицированного специалиста для нефтегазовой отрасли в целом…
– Ещё когда мы только задумывали проект ТНИ и даже не помышляли о СТЕМ-центре, мы отправились в Губкина на стажировку – декан факультета, а ныне директор ТНИ Вячеслав Мелкий, зав. кафедрой Николай Семёнов и я.
И мы старательно учились, желая взять на вооружение всё самое лучшее. Так был сформирован первый заказ на оборудование нового института. Лаборатории, тренажёры, компьютерные классы с виртуальными моделями, геология, бурильные технологии, добыча и транспортировка – старались охватить всё. Получилось. Как я уже говорил – работает. Но связи с «губкинцами» не теряем. У них огромный многолетний опыт и базы данных месторождений не только России, но и по всему миру. Колоссальная информация для обучения и учебных исследований. Классные профессора. Поэтому в 2015 году мы усилили раздел сотрудничества с РГНУ им. Губкина новым проектом, предусматривающим и приезд лекторов, и создание центра управления проектами на основе их разработок.
Что же касается студентов… Да, мы готовим их, учитывая запросы экономики области. Но мир огромен, а Сахалин – один, как звучит девиз ЭНЛ… И, я бы добавил, этот мир очень быстро меняется – сегодня наши выпускники есть везде, где добывают углеводороды. Многие продолжают обучение в магистратуре РГНУ им. Губкина, и затем перед ними открываются новые возможности.
Другие находят свой профессиональный интерес на наших сахалинских проектах – и это тоже правильно.