Подробности первой смены «Сириуса.Сахалин» раскрыли научные руководители
Пресс-конференция, посвящённая первой смене образовательного центра «Сириус. Сахалин», прошла в «Точке кипения» Сахалинского государственного университета.
Пресс-конференция, посвящённая первой смене образовательного центра «Сириус. Сахалин», прошла в «Точке кипения» Сахалинского государственного университета. В ходе конференции были представлены программы образовательной смены по направлению «Наука».
– В Сахалинской области открытие центра по выявлению и поддержке развития способностей талантов детей и молодёжи по модели «Сириус» запланировано на 1 сентября, но мы уже провели огромную работу, и с 11 по 22 февраля запускаем первую смену по направлению «Наука», – пояснила модератор конференции, первый заместитель министра образования Сахалинской области Ирина Шпаченко. – В марте стартует вторая смена по направлению «Спорт» и в апреле – по направлению «Искусство».
Как подчёркивает и. о. ректора СахГУ Александр Самардак, разработанная в университете программа уникальна в своём роде, она собрала ряд направлений и компетенций, которые особенно востребованы сегодня в регионе. Научная смена направлена на то, чтобы у ребят развить мотивацию, пробудить интерес к естественнонаучным направлениям.
– Мы бы хотели, чтобы ребята, обучаясь на этих сменах, чувствовали себя уже студентами нашего университета, – отметил глава вуза. – Поэтому и занятия будут выстроены как пары в университете. Мы привлекаем для этого лучших специалистов в профильных областях. И хотелось бы, чтобы ребята в дальнейшем пришли к нам и продолжали исследования уже на более высоком уровне, в наших лабораториях, и развивали эти направления здесь, в Сахалинской области.
Учеников смены ждёт интересное путешествие в мир науки и технологий. Проректор СахГУ Алексей Огнев рассказал о научных треках, которые будут преподаваться в ходе смены, и представил руководителей каждого направления. В фокусе внимания будут беспилотные автономные системы, системы искусственного интеллекта, водородные технологии, энергетика, климат и экономика океана.
– Самое главное, что проекты, над которыми мы будем трудиться, направлены на развитие региона. Это абсолютно прикладные проекты, реализация которых позволит улучшить качество жизни в Сахалинской области, – уверен А. Огнев.
Каждый из руководителей треков представил своё научное направление.
Анна Литвиненко, кандидат биологических наук, доцент кафедры ЭБиПР СахГУ, руководитель трека «Экономика мирового океана»
– Как известно, экономика мирового океана – это множество видов хозяйственной деятельности, которая происходит в океане, и благодаря которым производится некая продукция. Для нашего островного региона наиболее важными являются вопросы, связанные с акваторией Сахалина и Курил, и тихоокеанские лососи – это один из стратегических продуктов нашей страны. Но самой главной проблемой экономики мирового океана на сегодняшний день является его экологическое состояние.
В нашей программе будут использоваться в основном активные методы обучения. Учащиеся смогут своими руками провести гидрохимический анализ пресной и морской воды из наших акваторий, оценивая состояние воды как компонента окружающей среды и её значение для водных экосистем. Они смогут синтезировать природные сорбционные материалы, запасы которых в том числе имеются на Сахалине – цеолиты, и исследовать их в качестве возможных компонентов для извлечения тяжёлых металлов из воды.
Во время экскурсии на лососёвый рыбоводный завод, а также в лабораторию аквакультуры беспозвоночных и водорослей Сахалинского филиала ВНИРО ребята познакомятся с рыбоводной продукцией – не только с лососёвыми, но и с беспозвоночными, а также с методикой проведения биологического анализа. Кроме того, они научатся рассчитывать количество необходимых производителей лососей к сбору икры для типичного лососёвого рыбоводного завода по его мощности.
Таким образом, наша программа обещает быть интересной насыщенной, обучение заставит обучающихся задуматься не только о своём выборе жизненного пути, но и о будущем мирового океана как жизненной арены.
Андрей Метелёв, старший преподаватель кафедры электроэнергетики и физики СахГУ, руководитель трека «Водородная энергетика»
– Водородная энергетика – очень актуальное, перспективное направление. Оно представляет собой отрасль энергетики, которая основана на использовании водорода в качестве средства транспортировки, производства, потребления энергии.
Цель нашей образовательной программы – знакомство в целом с альтернативными способами получения энергии, изучение водородных технологий, определение перспектив развития и использования водородных технологий на примере Сахалинской области.
Условно наша образовательная программа будет поделена на три блока. Первый блок – теоретический, где мы рассмотрим вопросы, которые касаются физических и химических свойств водорода. Второй блок – решение экспериментальных исследовательских задач. И третий блок – это проектная деятельность, где мы с ребятами подумаем, как водородные технологии могут быть применены у нас в регионе.
Евгений Бояров, доктор педагогических наук, профессор, руководитель трека «Климат»
Программа нашего трека называется «Экология и климатические изменения. Исследования, мониторинг и прогнозирование». Программа модульная, и хотя в следующих сменах мы будем вносить изменения, но в целом структура её определена. Во-первых, это теоретическая информация по общей проблематике климатических изменений в Сахалинской области и в мире. Далее будет большой блок, посвящённый естественнонаучным исследованиям, практическая лабораторная работа по анализу факторов, определяющих климатические изменения. Это будет работа в лаборатории, связанная с изучением в том числе и химического состава снега. И, соответственно, изучение влияния климатических факторов на снежный покров.
Дальше очень большой блок будет посвящён практической работе по мониторингу и анализу данных дистанционного зондирования земли. Школьники будут иметь возможность самостоятельно построить цифровую карту на основании дешифрования космических снимков. Это очень занимательная, интересная практическая работа, которая очень востребована в экономике.
Ещё один блок будет посвящён прогнозированию климатических изменений. С этой целью школьники изучат азы машинного обучения и научатся самостоятельно прогнозировать некоторые климатические характеристики.
Ну и в целом ребята получат систематизированные знания о факторах, определяющих климатические изменения и некоторые параметры климата.
Иван Анисимов, преподаватель Института развития образования Сахалинской области, программист, руководитель трека «Искусственный интеллект»
– Суть нашего трека в том, чтобы понять, как работает искусственный интеллект от начала и до конца. Первый модуль посвящён анализу данных на языке программирования Python. Дети пройдут через этапы работы с данными, их подготовку, очистку и фильтрацию именно тех данных, которые нужны будут для обучения нашей модели искусственного интеллекта.
Следующий модуль – машинное обучение на основе готовых данных. Предположим, это данные о недвижимости, о квартирах – их площадь, отдалённость от тех или иных точек, то есть огромное количество параметров, которые влияют на стоимость. Исходя из этих параметров, мы можем обучить модель искусственного интеллекта для прогнозирования стоимости недвижимости. В итоге такая модель может использоваться для создания нейронной сети, которой мы подаём на вход, например, часть данных о нашей квартире, чтобы спрогнозировать её стоимость.
По итогам работы трека мы должны получить два продукта, связанных с компьютерным зрением. Первый посвящён распознаванию лиц при помощи нейронных сетей, а второй – классификации агломераций, или, проще говоря, нейросеть должна определять на фотографиях наличие пожаров.
Эдуард Абрамов, ведущий разработчик и оператор беспилотных летательных аппаратов в Сахалинской области, руководитель трека «Беспилотные летательные аппараты»
– Беспилотники – это в первую очередь источник данных, а отрасли, в которых они применяются, наукоёмкие и обширные.
Соответственно, нужно в кратчайшие сроки ввести в курс детей и дать им историю возникновения БПЛА, правовые аспекты. Также необходимо дать информацию о структуре самого беспилотного летательного аппарата и беспилотной авиационной системы, произвести элементарную сборку конструктора, настройку, программирование и, собственно, выполнение полёта.
Полёт должен сопровождаться получением какой-либо информации, выполнением задач. Соответственно, мы потренируемся выполнять специализированные задачи, в первую очередь интересные региону. Также немаловажный блок – это сервисное обслуживание и ремонт беспилотников.
Задания по этому треку будут выполняться на двух беспилотниках, которые разработаны и созданы на Сахалине – конструкторы «Оса» и «Лютик». Это достаточно интересные конструкторы, особенно «Лютик» уже может выполнять действительно серьёзные задачи по мониторингу и аэрофотосъёмке.
Одна из основных целей программы – поиск ребят, которые загорятся этим делом и в дальнейшем смогут профессионально выполнять ключевые задачи на территории региона.
В перспективе все наши научные треки можно в будущем объединить. Так, мы уже проработали 65 сценариев только по климату, то есть беспилотник сможет найти своё место в каждом из треков.