Финальная стратегическая сессия посвящена системе управления, исследованиям, образованию, взаимодействию с партнерами и материальной инфраструктуре будущего кампуса.
– По итогам трёхдневной работы в пяти группах мы увидели очень серьёзный, значительный прогресс и подошли к конкретным решениям, – резюмирует ректор СахГУ Александр Самардак. – СахалинТех играет роль главной в регионе коммуникационной площадки, на которой встречаются все главные игроки – это наука, бизнес, власть, эксперты. Здесь мы говорим о будущем региона в целом, о его развитии по ключевым направлениям. А университет – интеллектуальное ядро этого всего. Не просто поставщик кадров, а источник новых знаний и технологий, интегратор разных игроков в регионе.
Так, например, на Сахалине сегодня прямо с нуля создаётся новое направление – водородные технологии. Такой отрасли ещё пока нет в России, и за рубежом она только начинает зарождаться, а островной университет уже планирует подготовку кадров, которые будут создавать и формировать отрасль, масштабировать её на другие регионы. В этом году СахГУ начал набор студентов по программе магистратуре, посвященной водородной энергетике.
– В ходе стратегической сессии совместная команда представителей СахГУ и технологических партнеров вырабатывала общие принципы и действия, направленные на развитие новых знаний и технологий в регионе, – рассказала Марина Дементьева, управляющий Южно-Сахалинским отделением Сбербанка. – Мы обсудили не только образовательный процесс, но и передовые стратегические проекты Сахалина: нефтегаз, водород, экономику океана. В настоящее время Сбер выстроил тесное сотрудничество с университетом, в рамках которого мы активно развиваем направление, связанное с искусственным интеллектом.
Рабочая группа, которая разрабатывала образовательный тематический блок, представила образовательную концепцию СахалинТех, предполагающую создание пяти новых школ. В этой парадигме руководитель образовательных программ получит расширенные полномочия. Одновременно на кампусе создаётся ряд лабораторий, где студенты совместно с научными сотрудниками смогут работать над реальными задачами в командных проектах и в определённом смысле конструировать себе образовательную программу. В итоге студент нарабатывает себе портфолио, развивает или создаёт новый продукт и обзаводится набором компетенций. Далее он может оставаться работать в этих лабораториях и продолжать обучение на дальнейшей ступени, идти в науку, на предприятие, в бизнес.
– В секции, посвящённой системе управления, мы разрабатывали по сути схему формирования стратегической повестки кампуса СахалинТех, – сообщил первый проректор СахГУ Александр Барбарич. – Как принимаются основные решения, какие научные направления будут преобладать, какая инфраструктура будет в первую очередь создаваться. В частности, одно из предложений – создать научно-технический совет «СахалинТех», куда будут входить представители организаций – пользователей нового кампуса. Это научные и образовательные организации высшего образования региона.
На площадке, которая была посвящена исследованиям в рамках кампуса СахалинТех, одной из ключевых целей обозначено выстраивание долгосрочных доверительных отношений с партнёрами, развитие совместных исследований в перспективе минимум ближайших 10 лет.
– Начиная с малого, мы строим совместно с нашим бизнесом лаборатории, которые будут оказывать сервисные услуги, – пояснил проректор университета Алексей Огнев. – Например, химико-аналитические лаборатории для нефтегазового сектора, лабораторию по оказанию услуг в области испытания электрооборудования. Эти лаборатории создаются совместно с «Сахалинской энергией». Необходимо формирование сервисов в области науки, в частности, оказание лабораторных услуг, услуг испытания на полигонах, разработка конструкторской документации, разработка технических заданий. Мы будем нашим коллективом внедрять эти сервисы на кампусе, это наша задача на ближайшие 2–3 года.
В итоговом слове губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко призвал уже к следующим запланированным сессиям в феврале и сентябре следующего года приступить к реализации ряда проектов.
– Я хотел бы, чтобы то, что мы сейчас с вами наработали – было воплощено в жизнь уже в ближайшей перспективе. Сейчас у нас есть уникальный шанс сделать серьезный рывок в технологическом развитии. Как вы понимаете – это стратегический ход, чтобы на наш регион смотрели, изучали и хотели сюда приехать. Научные кадры и преподаватели – в лаборатории кампуса, студенты – за хорошим образованием и перспективными рабочими местами, а бизнес – за технологиями. И все это вокруг нашего кампуса. – отметил Валерий Лимаренко.
Напомним, первая стратсессия по кампусу СахалинТех прошла в сентябре 2023 года и была посвящена разработке стратегии обеспечения кадрами и технологиями ведущих предприятий, созданию инвестиционных проектов по направлению «энергетика». Результатом этой работы стала подготовленная заявка на участие в конкурсе по созданию передовой инженерной школы, и в конце 2023 года на базе вуза появился «ПИШ – Инженерия островов».
В рамках второй сессии, которая прошла в ноябре того же года, участники сфокусировались на подготовке кадров и технологий для экономики океана (рыбопромышленная отрасль, марикультура, карбоновый полигон). По итогу этой работы была сформирована заявка на участие в конкурсе по предоставлению грантов для поддержки научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня по профилю «биоэлементология».
В третьей стратегической сессии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков. В течение трех дней представители Сахалинского государственного университета, научного сообщества, правительства Сахалинской области и бизнеса обсуждали стратегию будущих исследований в кампусе «СахалинTех» СахГУ в горизонте планирования 3–5 лет.
Напомним, проект кампуса Сахалинского государственного университета СахалинТех стал участником федерального проекта по созданию в России сети кампусов мирового уровня, реализуемого Минобрнауки России по инициативе Президента Владимира Путина.